Дизтопливо: ГОСТ 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу. Гост дизельного топлива плотность
ГОСТ 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу
На качество работы двигателя и всей топливной системы не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.
ГОСТ 305-82
Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.
Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.
Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.
Область применения
Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.
Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.
Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в странах Таможенного союза (Казахстане и Белоруссии).
Основные преимущества
Итак, главные достоинства – это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.
Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.
Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.
Главный недостаток
Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.
Марки дизтоплива
Старый ГОСТ устанавливал три марки топлива, новый же - четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.
Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура - от минус 5 °С, температура вспышки для дизельных двигателей общего назначения – 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 62°С.
Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.
Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации – минус 35°С и минус 25°С соответственно.
Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.
Виды дизтоплива
Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:
- I – 350 мг;
- II – 50 мг;
- III – 10 мг на один кг горючего.
В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:
- I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
- II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З - 0,5%, а для марки А - 0,4%.
Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II – 500 мг на килограмм топлива.
Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.
Большое количество серы – это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.
Условные обозначения
В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.
Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.
Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.
Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.
Основные характеристики дизтоплива
Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.
Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.
От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.
Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.
Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.
Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.
Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.
Технические требования к дизтопливу
Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы - либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.
Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.
Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.
Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.
Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.
Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО
Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы – меньше 0,035%, а плотность – меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.
Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.
Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.
Требования безопасности
Поскольку дизельное топливо - жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.
Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.
Марка топлива | Температура самовоспламенения, °С | Температурный предел воспламенения, °С | |
верхний | нижний | ||
Летнее, межсезонное | 300 | 119 | 69 |
Зимнее | 310 | 105 | 62 |
Арктическое | 330 | 100 | 57 |
Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.
Характеристики дизтоплива для электростанций
Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.
Зарубежные производители не рекомендуют, но и не запрещают использовать дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) с высоким содержанием серы 0,5% и 0,4 %.
Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок – 0,05%, плотностью 0,835 - 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I ГОСТ 305-82 (2013).
В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.
Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.
ГОСТ 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.
fb.ru
ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.
2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.
1. Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | По ГОСТ 3122 |
2. Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 | |
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше | 360 | 340 | 330 | |
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) | 3,0–6,0 | 1,8–5,0 | 1,5–4,0 | По ГОСТ 33 |
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта | |||
умеренной | –10 | –35 | – | |
холодной | – | –45 | –55 | |
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | По ГОСТ 5066 (второй метод) | |||
умеренной | –5 | –25 | – | |
холодной | – | –35 | – | |
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | По ГОСТ 6356 | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 | |
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | По ГОСТ 19121 | |||
вида I | 0,20 | 0,20 | 0,20 | |
вида II | 0,50 | 0,50 | 0,40 | |
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | По ГОСТ 17323 |
9. Содержание сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | ||
10. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | ||
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | ||
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см³ топлива, не более | 40 | 30 | 30 | По ГОСТ 8489 |
13. Кислотность, мг КОН на 100 см³ топлива, не более | 5 | 5 | 5 | По ГОСТ 5985 |
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 | По ГОСТ 2070 |
15. Зольность, %, не более | 0,1 | 0,1 | 0,1 | По ГОСТ 1401 |
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,2 | 0,3 | 0,3 | По ГОСТ 19932 |
17. Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 | По ГОСТ 19006 |
18. Содержание механических примесей | Отсутствие | По ГОСТ 6370 | ||
19. Содержание воды | То же | По ГОСТ 2477 | ||
20. Плотность при 20 °С, кг/м³, не более | 860 | 840 | 830 | По ГОСТ 3900 |
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | –5 | – | – | По ГОСТ 22254 |
Примечания:
1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.
2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.
3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.
4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.
5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива.
6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KOH и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.
7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:
- массовая доля серы, %, не более - 0,2;
- концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25;
- йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;
- зольность, %, не более - 0,008;
- коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;
- коэффициент фильтруемости, не более - 2.
8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.
9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более 860 кг/м3.
10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.
При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.
11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).
elarum.ru
Все ГОСТы на дизельное топливо: технические характеристики
В действующей на сегодня нормативной документации в отношении дизельного топлива разобраться достаточно сложно. Многие из них пересекаются в отношении области их применения, поэтому часто возникает определённая путаница, в которой стоит разобраться.
ГОСТ 305-2013
Применяется в отношении дизельного топлива, которое используется для работы быстроходных газотурбинных или дизельных двигателей, которыми комплектуется как судовая, так и наземная техника. топливо данной категории производится путём переработки газового конденсата или нефти. В стандарте прописана классификация горючего с делением
- на летнее Л, эксплуатируемое при температуре выше -5 ⁰С;
- зимнее З - для использования в морозы не ниже -25 ⁰С;
- межсезонное Е - для температуры выше -15 ⁰С;
- арктическое А - для морозов до -45 ⁰С.
Также регламентируется состав горючего. В частности, действует норма на содержание серы, содержание которой не должно превышать отметку 2000 мг/кг. При этом массовая доля меркаптановой серы не должна быть выше 0,01 %.
ГОСТ 1667-68
Стандарт действует в отношении мало- и среднеоборотных дизельных двигателей. ГОСТ регламентирует поставки топлива марки ДТ, которая вырабатывается из сернистой нефти. В данном случае коксуемость горючего не должна превышать отметки 4 %, а содержание серы допускается не более 2 %. Также регламентом допускается содержание воды не выше 2 % в топливе, которое транспортировалось речным или морским судном. Температура застывания дизельного топлива, указанная предприятием-производителем, действительна в течение 1 месяца, начиная с дня выпуска. Кроме того, обязательно нужно использовать присадки в случае применения для работы дизельных двигателей моторного горючего, содержащего более 0,5 % серы.
ГОСТ 32511-2013
Данный ГОСТ был разработан для дизельного топлива ЕВРО, чтобы регламентировать требования к его характеристикам, технологии изготовления. Указана классификация в зависимости от уровня содержания серы:
- К3 – до 350 мг/кг;
- К4 – до 50 мг/кг;
- К5 – до 10 мг/кг.
При этом минимальное цетановое число составляет 51, а индекс – 46. Плотность топлива ЕВРО может варьироваться в пределах 820-845 кг/м3. Допускается использование присадок для улучшения характеристик горючего, но они не должны наносить вред экологии, здоровью людей. Нельзя вводить в состав дизельного топлива данной категории металлосодержащие присадки (исключение сделано только для антистатических составов).
ГОСТ 52368-2005
Данный ГОСТ ориентирован на дизельное топливо класса ЕВРО. В частности в зависимости от сорта, вида и класса горючего устанавливаются коды ОКП. По техническим характеристикам, регулирующим допустимые параметры в составе солярки, стоит выделить:
- коксуемость до 0,3 %,
- зольность до 0,01,
- общее загрязнение до 24 мг/кг,
- содержание воды до 200 мг/кг,
- кинематическая вязкость может варьироваться в пределах 2-4,5 мм2/с.
При этом важно учитывать, что такой показатель как коксуемость корректно можно определить только до введения присадок, предназначенных для улучшения воспламенения топлива.
ГОСТ Р 53605-2009
Разработан для топлива, которое используется для работы двигателей внутреннего сгорания, а также метиловых эфиров жирных кислот в случае их использования при 100 % концентрации. Последние активно используются в качестве биотоплива или компонента для производства других видов горючего. Для его применения автомобили и другие агрегаты должны быть предварительно переоборудованы для использования данного вида топлива. В их составе массовая доля эфиров может составлять 96,5 % при плотности жидкости 860-900 кг/м3. Максимальное содержание серы в горючем может составлять до 10 мг/кг.
ГОСТ Р 55475-2013
Разработан для дизельного депарафинированнного арктического или зимнего топлива, которое широко применяется для наземной техники, работающей с применением быстроходных двигателей. Для производства горючего данного класса используется среднедистиллятная фракция, полученная при переработке газового конденсата или нефтепродуктов. Цетановое число может составлять от 47 при индексе от 43. Массовая доля серы не должна превышать 350 для категории К3.
ООО «Компания «Нипетойл» - компания, которая готова организовать поставки дизельного топлива высокого качества партиями объёмом от 1000 л по Москве и области по доступным ценам. Мы сотрудничаем напрямую с производителями, поэтому готовы обеспечить доставку топлива по любому удобному для клиента графику в нужном объёме силами нашего транспортного подразделения. Позвоните нам для получения более детальной информации по всем возникшим вопросам.
www.nipetoil.ru
цетановое октановое число, плотность взякость, температура вспышки | Блог СитиСтройOil
К наиболее важным качествам нефтепродуктов, определяющим их потребительскую привлекательность, специалисты относят:
- октановое и цетановое число;
- плотность;
- вязкость;
- температуру вспышки.
Технические характеристики дизельного топлива по ГОСТу: октановое и цетановое число
Октановое число дизельного топлива — основа классификации марок бензина. Чем выше этот показатель, тем лучше топливо устойчиво к детонации и готово к сильному сжатию. Показатель определяется моторным или исследовательским методом. Второй вариант обозначается в маркировке литерой «И». Топливо для автомобилей — буквой «А», авиатранспорта — «Б». Возможно использование бензина с октановым числом не ниже 91, в двигателях с сильным сжатием — от 95.
Цетановое число дизельного топлива (ЦЧ) определяет способность горючего к воспламенению (период между его впрыском в цилиндр и началом горения). Эта особенность напрямую зависит от состава нефтепродукта и является одним из критериев его экологичности.
Чем меньше в нем вредных примесей, тем выше цетановое число и слабее атмосферное загрязнение. Рекомендуемые специалистами показатели ЦЧ: до 20 — для крупных судов, 40 — для грузовиков и не менее 50-55 для автомобилей (по стандартам ASTM D7668, EN 16715). Зимой следует использовать топливо с более высоким цетановым числом, чем летом.
Характеристики дизельного топлива по ГОСТу: плотность и вязкость
Плотность дизельного топлива прямо отражается на объемах их потребления и КПД двигателя. Все автомобилисты знают, что зимой расходуется гораздо больше горючего, чем летом. А все потому, что в холодное время года мотору требуется топливо меньшей плотности. Воспользоваться летним вариантом не получится. В нем содержатся парафины, которые начнут кристаллизоваться при 0 °C.
Плотность нефтепродуктов измеряют ареометром. ДТ тестируется в двух температурных режимах: +15 °C и +20 °C. Стандартные показатели: 0,820-0,845 г/куб. см и 0,860 г/куб. см соответственно. Плотность бензина определяется при +20 °C. Стандартные показатели различных марок: А80 в границах 730-750 кг/м3, АИ-93 и АИ-98 от 748 до 770 кг/м3.
Температура и показатель плотности напрямую отражаются на вязкости нефтепродукта — внутреннем трении компонентов жидкости. От этого зависят многие качества машин: распыливание форсунками топлива, мощность перекачивающих насосов, скорость износа деталей и другие. Низкая вязкость дизельного топлива характерна для качественного горючего. Чтобы улучшить этот показатель у мазута, его предварительно подогревают до 40 °C — 110 °C (зависит от марки).
Температура вспышки
Температура вспышки дизельного топлива характеризует способность вещества к воспламенению в закрытом тигле. Чем она выше, тем безопаснее транспортировка продукта. Минимальный показатель для зимнего ДТ 35 °С, летнего — 40 °С, арктического — 30 °С.
Продукция нашей компании демонстрирует образцовое соответствие стандартам качества. Мы предлагаем клиентам из Санкт-Петербурга и области весь регламентированный действующими ГОСТами ассортимент марок топлива.
dostavka-toplivo-spb.ru
ГОСТ 27768-88 Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕТАНОВОГО ИНДЕКСА РАСЧЕТНЫМ МЕТОДОМ
ГОСТ 27768-88 (СТ СЭВ 5871-87)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
М ос ква
ГОСУДАРСТВЕН НЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Определение цета н ового индекса расчетным методом Diesel fuel. Determination of cetane index by calculation method |
Г ОСТ 27768-88 ( C T СЭВ 5871-87) |
Срок действия с 01.01.89
до 01.01.97
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо, не содержащее присадок, повышающих цетановое число, и устанавливает метод определения цетанового индекса не выше 60.
Настоящий стандарт не распространя е тся на определение цетанового индекса индивидуальных углеводородов, алкилатов, синтетических продуктов и продуктов переработки каменноугольной и буроугольной с мол.
Метод заключается в определении плотности дизельного топлива при 15 ° С по ГОСТ 3900-85 и средней температуры кипения 50 %-ной (по объему) фракции дизельного топлива по ГОСТ 2177-82.
На основе полученных данных рассчитывают по уравнению или определяют по номограмме цетановый индекс дизельного топлива.
2.1 . Расчетный цетановый индекс рекомендуется применять для характеристики дистиллятных фракций дизельных топлив и топлив, полученных на установках каталитического крекинга, а также для характеристики их смесей в тех случаях, когда нет испытательной аппаратуры или количество образца недостаточно для проведения испытания на двигателе.
2.2 . Расчет ц етаново го индекса по уравнению не заменяет определения ц етанового числа на испытательной аппаратуре в соответствии с ГОСТ 3122-67 , но является дополнительным методом определения цетанового числа.
2.3 . Метод дает значительные расхождения при применении его для определения цетанового индекса нефти, остаточных продуктов и высоколетучих продуктов с концом кипения ниже 260 °С, которые могут добавляться в дизельное топливо.
Отбор проб проводят по ГОСТ 2517-85.
4.1 . Определяют плотность дизельного топлива при 15 ° С по ГОСТ 3900-85 и среднюю температуру кипения 50 %-ной фракции (по объему) по ГОСТ 2177-82 .
5.1 . Ц етановый индекс (ЦИ) рассчитывают по уравнению,
ЦИ = 454,74 - 1 641,416ρ + 774,74ρ2 - 0,554 t + 97,803( lgt )2,
где ρ - плотность при 15 °С, определенная по ГОСТ 3900-85, г/см3;
t - температура кипения 50 %-ной (по объему) фракции с учетом поправки на нормальное барометрическое давление 101,3 кПа , определяется по ГОСТ 2177-82, °С;
l g - логарифм с основанием 10.
5.2 . Цетановый индекс дистиллятных дизельных топлив может быть определен по номограмме (чертеж).
6.1 . Показатели точности при определении цетанового индекса расчетным методом зависят от точности методов определения плотности по ГОСТ 3900-85 и температуры кипения 50 %-ной (по объему) фракции топлива по ГОСТ 2177-82 .
6.2 . В области цетановых чисел от 30 до 60 для дистиллятных дизельных топлив расчетный цетановый индекс совпадает (с 75 %-ной доверительной вероятностью) с цетановым числом, определенным экспериментально на испытательной аппаратуре, с расхождением в пределах ±2 цетановые единицы.
Номограмма для определения цетанового индекса (ЦИ)
Справочное
1 . Средняя температура кипения 50 %-ной (по объему) фракции топлива при 93,3 кПа , 287,8 °С
2 . Плотность при 15 °С 0,860 г/см3.
3 . Поправка средней температуры кипения на давление 101,3 кПа составляет 0,50 · 8 = 4,0 °С.
4 . Скорректированное значение средней температуры кипения с учетом поправки на давление 101,3 кПа составляет 287, 8 + 4, 0 = 291, 8 ° С.
5 . Цетановый индекс по номограмме равен 48,5. Цетановый индекс, рассчитанный по уравнению, равен 48,8.
Справочное
Термин |
Пояснение |
Ц етановое число |
По ГОСТ 3122-67 |
Ц етанов ый индекс |
Информационное значение ц етанового числа, рассчитанное по плотности и средней температуре выкипания 50 %-ной фракции |
Температура кипения 50 %-ной (по объему) фракции |
Температура кипения отогнанной по ГОСТ 2177-82 50 %-ной фракции с учетом поправки на атмосферное давление 101,3 кПа |
1 . ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2 . Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.06.88 № 2486 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5871-87 «Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.89
3 . Срок первой проверки - 1996 г.
4 . ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 . Сведения о соответствии ссылок на стандарты СЭВ ссылкам на государственные стандарты.
Раздел, пункт, приложение, в котором приведена ссылка |
Обо з начение государственного стандарта |
Обозначение стандарта СЭВ |
Разд. 1 ; 4 ; п п. 5.1 ; 6.1 , Приложение 2 |
ГОСТ 2177-82 |
СТ СЭВ 758-77 |
Разд. 3 |
ГОСТ 2517-85 |
СТ СЭВ 1248-78 |
Разд. 2 , приложение 2 |
ГОСТ 3122-67 |
СТ СЭВ 2877-81 |
Разд. 1 ; 4 ; пп. 5.1 ; 6.1 |
ГОСТ 3900-85 |
СТ СЭВ 2872-81 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА .. 1 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .. 1 3. ОТБОР ПРОБ . 2 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ .. 2 5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ .. 2 6. ПОКАЗАТЕЛИ ТОЧНОСТИ .. 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . 2 ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕТАНОВОГО ИНДЕКСА .. 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . 3 ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ ... 3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ . 3 |
Похожие документы
znaytovar.ru
Арктическое топливо: гост, плотность, прочие характеристики арктического дизельного топлива - МОСТРАНСНЕФТЬ
Арктическое дизельное топливо предназначено для использования в скоростных ДВС в условиях экстремально низких температур (до -50 °С). Производится данный вид топлива из нефтепродуктов методом прямой перегонки и введения в состав топливной смеси веществ, снижающих вязкость и понижающих температуру отвердевания. К данному классу топлива предъявляются повышенные требования, так как оно должно не только обладать необходимыми температурными характеристиками, но и выполнять функцию смазки, что в условиях холодного климата особенно важно. Также недопустимо расслаивание и выделение воды. В силу этих причин процесс производства арктического дизтоплива дороже, чем других видов ДТ.
Особенности производства арктического дизельного топлива
По своему химическому составу арктическое дизтопливо ближе всего к керосину, но с более тяжелыми молекулами в составе. Для производства используются продукты первичной и вторичной нефтепереработки, производится гидроочистка и удаляются сернистые соединения. Применение арктического дизеля при низких температурах зависит от показателей вязкости, цетанового числа и температуры воспламенения. Поэтому в состав вводятся добавки, повышающие эти характеристики.
Еще один вариант производства арктического ДТ — депарафинизация. Метод заключается в удалении парафинов из летнего топлива, но это процедура энергоемкая, к тому же стоимость такого топлива намного выше. Поэтому топливо с керосиновой основой более распространено и выпускается в России и других странах.
Характеристики арктического дизельного топлива
Арктическое дизельное топливо отличается следующими характеристиками:
- цетановое число от 45. Значение этого параметра критично, так как при его понижении износ цилиндров двигателя ускоряется, а работа становится неровной. При этом резко падает КПД. В России не допускается выпуск арктического топлива с цетановым числом меньше 45, в то же время в Европе требования к нему еще жестче — не ниже 48.
- удельная вязкость в пределах 1,4-4 мм2/с. Эта характеристика отвечает за способность топлива транспортироваться через топливный насос по подающим патрубкам и впрыскиваться в камеру сгорания посредством форсунок. Если вязкость будет выше заданного уровня, то газотопливная смесь не сможет сгорать полностью. Крупные капли будут оседать в цилиндре. Также топливоподающая система станет работать с избыточной нагрузкой. В результате растет интенсивность износа двигателя и других агрегатов, снижается эффективность работы. В свою очередь понижение вязкости увеличивает трение между элементами конструкции. Поэтому не допускается выходить по параметру вязкости за рекомендованные стандартом рамки;
- плотность арктического дизельного топлива рекомендуется в диапазоне 830-840 кг/м3. Это несколько меньше, чем у летних видов топлива, но учитывает сжатие топлива при остывании;
- температура воспламенения газотопливной смеси составляет 35-62 °С. Этот показатель зависит от конкретной марки арктического ДТ;
- концентрация серы в топливе не должна превышать 0,02% от общего объема. Высокое содержание серы ведет к образованию нагара, быстрому протеканию коррозийных процессов, разрушению металлических частей и прокладок. Поэтому очистке от соединений серы придается огромное значение при производстве арктического дизтоплива;
- температура застывания равна -55 °С, образование мутной парафиновой взвеси начинается при -25 °С, предельный показатель температуры фильтрации -35 °С.
ГОСТ на арктическое дизельное топливо
До недавнего времени на территории РФ действовал устаревший ГОСТ 305-82. Произведенное по указанным в нем характеристикам арктическое дизельное топливо не отвечало требованиям европейских стандартов по эксплуатационным и экологическим показателям. Сейчас введен ГОСТ Р55475-2013, требования которого сопоставимы с ЕВРО.
Согласно новому стандарту, на дизтопливо, предназначенное для использования при низких температурах, распространяются следующие требования:
- цетановое число от 47;
- цетановый индекс от 43;
- плотность 800,0-855,0 кг/м3 при окружающей температуре -15 °С;
- массовая доля серы не выше 10 мг/кг для топлива К5;
- температура вспышки в закрытом тигле от -30 °С;
- кинематическая вязкость 1,2-4 мм2/с при -40 °С.
Виды арктического дизельного топлива
Выпускается три класса арктического топлива, которые различаются температурными характеристиками и рассчитаны на -44 °С, -48 °С и -52 °С соответственно. При этом показатели вязкости, содержания серы и прочие характеристики остаются в пределах заданных стандартом значений. Каждый завод-изготовитель помимо указания ГОСТа, которому соответствует произведенное арктическое дизельное топливо, обязан выпустить паспорт качества на партию с указанием подробных характеристик, включая фракционный состав и дату выпуска.
dostavka-toplivo.ru
Плотность дизельного топлива гост | Автоюристы
Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру. Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению. Марка топлива Температура самовоспламенения, °С Температурный предел воспламенения, °С верхний нижний Летнее, межсезонное 300 119 69 Зимнее 310 105 62 Арктическое 330 100 57 Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.
Дизтопливо: гост 305-82. характеристики дизтоплива по госту
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше -5 — ГОСТ 22254 Примечания:1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и 3 (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.2.
Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки 3, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.4.
1. марки
Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее. Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.
ВниманиеОбласть применения Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца. Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения.
Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов. Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года.Дизельное топливо: плотность, расход, эксплуатация
ИнфоЛ и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно. Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.
Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости. Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49.
Дизельное топливо
Основное отличие в температуре предельной фильтруемости (ASTM D6371, ГОСТ 22254-92) и температурах помутнения и застывания (ASTM D97, ASTM D2500, ГОСТ 20287-91), указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо, например, при −10 °C.
ВажноЕщё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л.
Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0÷6,0 сСт, для зимних сортов 1,8÷5,0 сСт, для арктических 1,5÷4,0 сСт.Топливо дизельное
В частности, действует норма на содержание серы, содержание которой не должно превышать отметку 2000 мг/кг. При этом массовая доля меркаптановой серы не должна быть выше 0,01 %.
ГОСТ 1667-68 Стандарт действует в отношении мало- и среднеоборотных дизельных двигателей. ГОСТ регламентирует поставки топлива марки ДТ, которая вырабатывается из сернистой нефти.
В данном случае коксуемость горючего не должна превышать отметки 4 %, а содержание серы допускается не более 2 %. Также регламентом допускается содержание воды не выше 2 % в топливе, которое транспортировалось речным или морским судном. Температура застывания дизельного топлива, указанная предприятием-производителем, действительна в течение 1 месяца, начиная с дня выпуска. Кроме того, обязательно нужно использовать присадки в случае применения для работы дизельных двигателей моторного горючего, содержащего более 0,5 % серы.
Плотность дизельного топлива, полезно знать
Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.
Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива.
В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости. Технические требования к дизтопливу Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы — либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.
Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб.
Дизельные топлива
Ведь многим известно про способность дизельного топлива при сильных морозах парафинироваться и превращаться в жидкую кашицу, которая забивает не только топливные фильтра, но и всю топливную систему. Если у вас летнее дизельное топливо, то резкое изменение погоды может привести к не хорошим последствиям.
Конечно, определить на глаз, летнее дизельное топливо или зимнее вы заливаете в топливный бак, конечно же, не возможно, тут остается верить только документам, в частности паспорту на топливо. Узнаем плотность самостоятельно Но вот узнать плотность дизельного топлива, можно.
Можно это сделать как в домашних условиях, так и прямо на заправке, конечно если на улице мороз. Мы знаем, что плотность дизельного топлива при 20 градусах равна 840 кг/куб.
м. Так же следует знать, что чем меньше температура окружающей среды, тем больше плотность дизтоплива будет.
Плотность дизельного топлива гост
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:I — массовая доля серы не более 0,2 %;II — массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в таблице №1. Таблица №1 дизтопливо Код ОКП дизтопливо Код ОКП дизтопливо Код ОКП летнее Л-0,2-40, высший сорт 02 5131 0103 Л-0,2-40, первый сорт 02 5131 0107 Л-0,5-40 02 5131 0102 Л-0,2-62, высший сорт 02 5131 0104 Л-0,2-62, первый сорт 02 5131 0106 Л-0,5-62 02 5131 0105 зимнее 3-0,2 минус 35, высший сорт 02 5132 0102 3-0,2 минус 35, первый сорт 02 5132 0108 3-0,5 минус 35 02 5132 0101 3-0,2 минус 45, высший сорт 02 5132 0103 3-0,2 минус 45, первый сорт 02 5132 0107 3-0,5 минус 45 02 5132 0104 арктическое А-0,2, высший сорт 02 5133 0102 А-0,2, первый сорт 02 5133 0103 А-0,4 02 5133 0101 1.4.
Плотность дизельного топлива гост 305-82
Узнать качество дизельного топлива, можно только в лабораторных условиях с помощью фракционной разгонки. Есть и другие более современные методы. Но поверьте, в домашних условиях этим заниматься не стоит, разве что вы хотите купить дизтопливо оптом, при том большую партию. Чтобы ваш бизнес не прогорел, комплексный анализ дизельного топлива стоит провести для подстраховки. В домашних же условиях, а так же в пути, достаточно и тех способов, которые описаны выше.
И помните, что заправлять свой автомобиль стоит только на проверенных заправках вашего города или у известных брендов, если вы дороге, так как плотность дизельного топлива, это хоть и один из главных показателей, но не основной. Есть еще много других свойств дизельного топлива, которые могут погубить Ваш двигатель.
Смотрите в предыдущих статьях этого раздела. Узнаете много интересного. Параметры качества дизельного топлива.
avtoprofi66.ru