Содержание
Головка блока цилиндров, прогорание прокладки и другие поломки
Иногда думают, что головка блока цилиндров (ГБЦ)— этонечто вроде крышки к корпусу мотора. Ну да, там имеются какие-то детальки, но в основном она чисто для того, чтобы закрывать блок, а если надо, то открывать его для ремонта. На самом же деле это важный узел двигателя— с конкретным назначением и определенными функциями.
Оглавление
- Назначение и устройство
- Используемые материалы
- Разновидности головок
- Принцип работы
- Уплотнение газового стыка
- Часто встречающиеся поломки
- Заключение
Назначение и устройство
Основными функциями ГБЦ являются:
- Место расположения деталей газораспределительного механизма (ГРМ), а также каналов для подачи топлива и удаления продуктов его сгорания.
- Обеспечение газодинамических параметров порции воздуха.
- Участие в формировании камеры сгорания и ее герметизация.
- Подача и удаление масла для деталей ГРМ.
Важно
Правильно рассчитанная ГБЦ играет важную роль в том, чтобы машина соответствовала принятым нормативам по количеству выбрасываемых в атмосферу вредных веществ.
Конструкция ГБЦ обусловлена работой ДВС. Последний получает энергию сгоревшего топлива и преобразует ее во вращение коленвала. Поэтому в ГБЦ обязательно должны быть:
- Места для форсунок или свечей зажигания.
- Камера, в которой будет сгорать топливо.
- Седла для клапанов, а также их направляющие.
- Места монтажа элементов ГРМ.
- Рубашка для охлаждающей жидкости.
- Смазочные каналы.
Помимо перечисленных выше элементов, в зависимости от конструкции ГБЦ, присутствуют и другие. Например, крышка из пластика или штампованного металла, с горловиной для залива смазки и пробкой, защищает от механических повреждений. Герметичность внутреннего объема обеспечивают прокладки. Составляющие ГРМ: траверсы,клапаны с пружинами и сухарями, коромысла с регулировочными винтами, гидрокомпенсаторы. Также имеются крепежные детали.
Чтобы бензин или солярка горели наилучшим образом, тем самым обеспечивая топливной системе заданные параметры газодинамики, диаметр впускных клапанов, по сравнению с выпускными, несколько больше. Траверса нужна, когда в 16-клапанной ГБЦ необходимо от одной штанги открывать по два клапана одновременно.
Гидрокомпенсатор может идти в комплекте с коромыслом. Чтобы открытый клапан вернуть в исходное положение, предусмотрены пружины. Свечи зажигания ставят в движках, которые работают на газе или бензине, форсунки—в дизелях.
Используемые материалы
К материалам изготовления ГБЦ предъявляются достаточно жесткие требования. Это обусловлено тем, что в данном узле находится ГРМ со впускными и выпускными каналами. Т.о., через ГБЦ проходит топливная смесь и раскаленные газы. Это значит, что металл работает в условиях высокой температуры и давления, постоянно соприкасается с химически агрессивной жидкостью в состоянии аэрозоля. Чтобы решить эти проблемы, для автомобильных моторных ГБЦ применяют:
- Алюминий. Этот металл хорош тем, что он легкий,недорогой и хорошо проводит тепло. Поэтому тепловая напряженность в стенках всегда невысокая, из-за чего детонации не возникаютдаже в моторах с очень большим сжатием. Движки в ГБЦ из данного материала отличаются высокой мощностью и экономичностью. В изготовлении и ремонте они более удобны, т.к. легко обрабатываются.
- Чугун. Он может быть легированный или серый. В обоих случаях это материал со значительной удельной плотностью и, как следствие, массой (По сравнению с алюминием, он приблизительно в два раза тяжелее). Еще один недостаток — подверженность коррозии. Из положительных качеств надо отметить большую прочность и жаростойкость. Чаще всего из этого материала делают ГБЦ для дизельных двигателей, особенно для тракторов. Связано это с тем, что детонационные характеристики ДТ превышают прочностные параметры алюминиевых ГБЦ, из-за чего последние быстро ломаются.
Иногда в охлаждаемых воздухом дизелях ГБЦ делают так, чтобы соединить жаростойкость с большой теплопроводностью. Тогда из чугуна отливают основание головки и выхлопных клапанов. А все остальное заливают сплавом алюминия. Получается довольно неплохо.
Не смотря на постоянное чередование циклов «нагрев – охлаждение», ГБЦ деформируется намного меньше. А теплоотвод у нее очень хороший. На форсированных дизелях, работа которых отличается высокой тепловой напряженностью, используют специальные сплавы алюминия.
Разновидности головок
Читайте также: Неисправности сцепления: признаки, причины, способы устранения
Тип ГБЦ зависит от конструкции мотора. Разновидности отличаются по устройству, исполнению камер сгорания, виду ГРМ и прочим особенностям.
По конструкции ГБЦ бывают:
- Моноголовка для рядных двигателей. Это самый распространенный вид. Хотя они более сложные, из-за особенностей расположения распредвала в ГБЦ (или 2-х таких валов, позволяющих поставить при Common Rail насос-форсунку и сэкономить пространство)
- Общая ГБЦ для V-образного мотора — на каждый ряд.
- На каждом цилиндре отдельные головки— в многоцилиндровых рядных движках. Преимущества: простые, ремонтопригодные, дешевые в эксплуатации.
- Индивидуальные варианты.
Моноголовки применяются обычно на рядных двигателях с числом цилиндров от двух до шести. На восьмицилиндровых и иногда на V-образных встречаются отдельные на каждый поршень. На моторы V-типа почти всегда ставится«своя» ГБЦ на каждый ряд. Головки раздельные применяются на мощных дизелях. А еще — на звездчатых или оппозитных двухцилиндровых движках. Ну и, конечно же, на одноцилиндровых.
По камерам сгорания (местоположение):
- Находятся в ГБЦ. Этот вариант предполагает наличие плоского днища в поршне. Может присутствовать вытеснитель.
- Расположены частично в поршне,частично в ГБЦ. Часть камеры тогда будет сделана внизу поршня.
- В самом поршне Низ ГБЦ плоский. Для наклонных клапанов опционально делаются углубления.
В зависимости от устройства ГРМ и вообще его наличия:
- Без ГРМ. Это многоцилиндровые нижнеклапанные моторы. А также двухтактные бесклапанные одноцилиндровые.
- Есть клапаны, коромысла и прочие элементы. Распредвал находится внизу, все прочее – в верхней части головки.
- Имеется полный комплект ГРМ: привод, клапаны,распредвал,сопутствующие детали. Все монтируется в верху ГБЦ.
Кроме того, ГБЦ различаются относительно моторов, для которых они предназначены: дизельные, бензиновые, газовые, форсированные, малооборотистые, с воздушным либо водяным охлаждением.
Поэтому без боязни ошибиться можно констатировать следующее. Конструкция у всех головок блока цилиндров примерно одинаковая. И неисправности аналогичные. Но взаимозаменяемость у них — это очень большая редкость.
Принцип работы
С принципом работы в данном случае нет никаких сложностей. ГБЦ формирует камеру сгорания и заполняет ее горючей смесью, после чего выводит наружу выхлопные газы. Более подробно это выглядит следующим образом. В карбюраторном двигателе ГБЦ начинает работать в момент запуска мотора:
- Кулачек распредвала толкает штангу через нижний наконечник.
- Усилие передается через стержень, верхний наконечник и регулировочный винт на коромысло через гидрокомпенсатор.
- Коромысло нажимает на торцевую поверхность клапана. Он немного опускается в камеру, от чего открывается круговая щель. Топливно-воздушная смесь впрыскивается и воспламеняется от искры, которую дает свеча зажигания.
- Пружина отбрасывает клапан обратно.После того, как поршень совершил рабочий ход «вниз», при подъеме «вверх» он выталкивает выхлопные газы.В заданный момент времени распредвал открывает выпускной клапан. Образуется аналогичная щель,через которую «дым» уходит в патрубок и, через выхлопную трубу, в атмосферу.
- Этот клапан ставится обратно в седло аналогично впускному, пружиной
- Цикл работы повторяется.
В дизеле топливо воспламеняется от резкого сжатия, а не от искры. Здесь для нормальной работы мотора необходимо обеспечить точную настройку топливного насоса высокого давления (ТНВД) — момент впрыска надо синхронизировать с движением клапана.
Уплотнение газового стыка
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Аренда спецтехники в России
Герметичность уплотнения газового стыка (т.е. стыка между блоком и головкой) имеет большое значение для любого силового агрегата. Если ее не обеспечить, топливная смесь сгорит не полностью, упадет мощность и будут проблемы с запуском. Кроме того, работа двигателя окажется чрезмерно шумной, ускорится его износ.
Достижение полной герметичности обеспечивается установкой прокладки. В настоящее время применяются уплотнения трех типов:
- Металлические. Они сделаны из листовой меди и стали. Это очень прочные и долговечные изделия. Нагрузки распределяются равномерно. Если блок цилиндров специфический, то в прокладке имеются дополнительные уплотняющие элементы.
- Асбестовые. Помимо указанного материала, в их структуре есть и металлические элементы. Основные преимущества: большая огнестойкость и упругость. Недостатки: не «любит» температурные скачки и вибрацию. При длительном использовании теряет свойства.
- Из композитных материалов, т.н. «безасбестовые». Сделаны из каучука и синтетического волокна. Это эластичные и упругие изделия, с большим сроком службы. Коррозии и резких температурных перепадов они не боятся. Хорошие электроизоляторы. Экологичны. Недостатки: дорогие, на периферии не всегда есть в продаже. На сегодняшний день считаются самыми лучшими.
Важно
Срок службы любой прокладки зависит не только от ее характеристик. Важно соблюдать правила монтажа ГБЦ, точно отрегулировать силового агрегат, заливать в него качественное топливо, следить чтобы не было накипи в охладительной системе, а также за корректностью работы помпы и термостата.
Все прокладки одноразовые. Использовать данные изделия повторно нельзя, даже если они выглядят неповрежденными. Причина в том, что полная герметичность не обеспечивается при установленном моменте затяжки. Болты заворачиваются от центральных к крайним. Прокладку надо менять в чистой обстановке, чтобы в камеру сгорания не попала стружка, пыль и т.п. При покупке такой детали надо брать оригиналы, желательно известных производителей.
Если во время ремонта двигателя планируется замена ГБЦ, то специалисты советуют купить данный узел в сборе. Как показывает практика, установка деталей от различных производителей впоследствии оборачивается проблемами в работе.
Часто встречающиеся поломки
ГБЦ – это слиток металла сложной формы. В нем есть множество функциональных деталей. Основная поломка — трещины. Кроме того, часто встречаются такие неприятности, как:
- Под свечой сорвана резьба.
- Нарушение герметичности из-за выхода из строя прокладки.
- Ломается компенсатор,пружина, клапан, рокер.
- Выпадает подклапанное седло.
- Из-за появившейся щели внизу головки «дым» попадает в охладительную систему.
- Под распредвалом износились постели.
При появлении трещин — есть варианты. Если это щель между камерой сгорания и рубашкой охлаждения, то вряд ли имеет смысл ремонтировать. Но в местах вне газового стыка отверстие можно заварить, менять ГБЦ совсем не обязательно. При износе постелей ставят бронзовые втулки.
В случае обнаружения любого дефекта, надо ремонтировать ГБЦ немедленно. В противном случае узел быстро выходит из строя до такой степени, что становится неремонтопригодным. Например, если клапан закрывается не полностью, то поршень стучит по его тарелке. Клапан деформируется, из-за чего к седлу прилегает уже не полностью. Из-за этого возникают дефекты ГБЦ и даже поршневой группы. В итоге выходит из строя одна из поршневых групп. Если же обратиться в ремонт на начальном этапе, то проблема решается относительно легко и быстро.
Кстати, сразу после ремонта очень полезно «послушать» двигатель. При неустойчивой его работе рекомендуется поскорее обратиться к специалисту. Потому что, если ремонт делал слесарь не слишком высокой (мягко говоря) квалификации, то решить проблему притиркой деталей не получится, что бы этот мастер не говорил по данному поводу.
Не зависимо от того, простой был ремонт ГБЦ или сложный, в заключение головку надо как следует отшлифовать, а опционально еще и фрезеровать. Особенно это касается привалочной плоскости. Опытный спец способен восстановить ГБЦ почти до исходного состояния. Но времени на это может уйти немало.
Заключение
Если кажется, что в ГБЦ нечему ломаться, то это только на первый взгляд. На самом деле, современные ДВС очень сложные, а условия, в которых они работают, предельно жесткие. Поэтому нет никаких гарантий, что головка за весь срок эксплуатации ни разу не выйдет из строя. Да, чаще всего достаточно лишь сменить прокладку.
Но за работой мотора надо следить очень тщательно. Любое отклонение от нормы, наличие посторонних шумов, перерасход масла или топлива, непонятное поведение на высоких или низких оборотах — это повод заняться диагностикой, чтобы в недалеком будущем не было серьезных проблем.
Признаки пробитой прокладки головки ГБЦ
youtube.com/embed/EO1dUv7Hjsc» title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Blockhead Определение и значение — Merriam-Webster
блок · головка
ˈbläk-ˌhed
: глупый человек
Синонимы
- аэростат
- птичий мозг
- тупоголовый
- пузырьковая головка
- чаудерхед
- чаклхед
- чепуха
- ублюдок
- сгусток [ британский ]
- кудахтанье
- хлам
- кретин
- Кадди [ Британский диалект ]
- Кадди
- тупик
- тусклая лампочка [ сленг ]
- тупица
- погружение
- додо
- болван
- осел
- тупица [ сленг ]
- допинг
- мужлан [ сленг ]
- тупица
- дум-дум
- гантель
- тупица
- думкопф
- манекен
- балбес
- болван
- толстоголовый
- гусак
- голем
- лох
- головорез
- недоумок
- молоток
- твердая головка
- идиот
- невежда
- слабоумный
- осел
- ничего не знающий
- кулачок
- хромой мозг
- болван [ вождь диалект ]
- луна
- глыба
- болван
- тупоголовый
- момэ [ архаичный ]
- придурок
- кружка [ преимущественно британская ]
- дворняга
- натуральный
- нимрод [ сленг ]
- нинкомпуп
- нинни
- Ниннихаммер
- нит [ преимущественно британский ]
- придурок
- нодди
- лапша
- тупица
- тупица
- оаф
- булавочная головка
- придурок [ британский ]
- крысиный мешок [ преимущественно австралийский ]
- сапхед
- любящий [ сленг ]
- шлуб
- шнук [ сленг ]
- простак
- склад
- ступе
- глупый
- толстоголовый
- индейка
- деревянная головка
- йаху
- йо-йо
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Не будь таким болваном !
только настоящий болван подумает, что она буквально сказала это миллион раз
Недавние примеры в Интернете
Партнер Брина, силач Линн, также вышел в фартуке и спортивной одежде, как и Хексли, танцовщица живота, и Мур, человек 9. 0213 болван .
Дэвид Хилл, Harper’s Magazine , 27 апреля 2022 г.
С помощью Реми Бушара, местного болвана размером с пинту , а также стареющего и Майка Бирна, бандита низкого уровня, Рут меняет свою судьбу и преобразует будущее своего сообщества с кражей на миллионы долларов. кленовый сироп.
Джо Оттерсон, Variety , 13 апреля 2022 г.
Присутствие Ньюсома со своей женой Дженнифер Сибель Ньюсом на вечеринке по случаю 50-летия давнего друга-лоббиста в модном винном загородном ресторане было болван ход.
Джордж Скелтон, Los Angeles Times , 19 ноября 2020 г.
Ее большой болван всегда ищет домашних животных и поцелуев, но это меркнет по сравнению с ее большим блочным сердцем.
Республика Аризона, azcentral , 1 мая 2020 г.
Чарли Браун есть, был и всегда будет тупицей .
Брюс Хэнди, 9 лет0213 Атлантика , 29 августа 2019 г.
Ни один человек, кроме болвана никогда не редактировал, разве что за деньги.
Джон Э. Макинтайр, baltimoresun.com , 12 мая 2018 г.
Но эти столбцы продолжают писаться по одной причине: вас все еще слишком много бездумных болванов .
Тони Лонг, WIRED , 19 января 2006 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «болван». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1549, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование болванки было
в 1549 г.
Посмотреть другие слова того же года
блочный грант
болван
болван доска
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Болван».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster. com/dictionary/blockhead. По состоянию на 23 ноября 2022 г.
Copy Citation
Детское определение
болван
блок · головка
-ˌhed
: глупый человек
Больше от Merriam-Webster на
болван
Английский: Перевод тупица для испаноговорящих
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
уходить
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Слова, названные в честь людей
- Тёзка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
- Акробат
Пожарный - Хирург
Судить
Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Болван Определение и значение | Dictionary.com.
[ блок-хэд ]
/ ˈblɒkˌhɛd /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: болван / тупица на Thesaurus. com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
сущ.
глупый, глупый человек; тупица.
Устарело. кусок дерева в форме головы, используемый в качестве блока для шляп или париков.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ болвана
1 дурак, придурок, олух, тупица, невежа, балбес.
См. синонимы слова «болван» на Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОПУСТИТЕ ИЛИ ЗАПОЛНИТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение болвана
Впервые отмечено в 1540–1550 гг.; блок + голова
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ болван
тупица, прилагательноеблок·голова·ред·лы, наречиеблок·голова·ед·несс, имя существительноеблокголовость, существительное грант, болван, блочный утеплитель, блочный каблук, сруб, блочный, блок в
Dictionary. com Полный текст
Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Слова, относящиеся к слову болван
болван, болван, болван, болван, болван, дурак, идиот, осел, болван, придурок, тупица, дурачок, лапша, тупица , олух, простофиля, дурачок, болван, слабоумный, упрямый
Как использовать болван в предложении
Напрасно пытаться выставить на посмешище очень богатого болвана, ибо хохотушки будут на его стороне.
«Персонажи» Жана де Ла Брюйра|Жан де Ла Брюйра
Великий лорд говорит о214 твоем друге Тимагене, что он болван, но ошибается.
«Персонажи» Жана де Ла Брюйра|Жан де Ла Брюйра
Я не требую от вас ответа, что Тимаген умный человек, но осмеливаюсь только думать, что он не болван.
«Персонажи» Жана де Ла Брюйра|Жан де Ла Брюйра
Но ты болван, и с тобой надоело иметь дело.
Эдинбургский журнал Блэквуда — Том 62, № 384, октябрь 1847|Разное
Иногда учитель терял к нему терпение и обычно заключал: «Возвращайся на свое место, ты болван».