Содержание
Вопрос\Ответ по генераторам
Вопрос: Если загорелась лампа аккумулятора на панели приборов, то это точно нет зарядки и сгорел генератор?
В большинстве случаев это именно так. Индикатор также будет светиться, если напряжение от исправного генератора «не доходит» до аккумуляторной батареи по причине, например, сильной коррозии, перегорания или обрыва силового провода от
генератора или отсутствия контакта в месте сопряжения силовых проводов. Часто такое соединение клемм силовых проводов от генератора и аккумулятора происходит на одном из болтов втягивающего реле либо непосредственно на «плюсовой»
клемме аккумулятора, которые могут подвергнуться сильной коррозии.
Вопрос: Из генератора слышен тонкий свист, подшипники недавно менял. Что может «свистеть» в генераторе?
Тонкий «электрический» свист может появиться при нарушении соосности ротора относительно статора генератора при его разборке-сборке, как результат недостаточного или чрезмерного стягивания передней и задней крышек генератора стяжными
шпильками. Также свист может появиться при определенном износе щеток и коллектора генератора. Наконец, не исключена механическая природа такого «свиста», например, при расслоении изоляционных кембриков, входящих в конструкцию ротора и
статора, или же банальное попадание внутрь генератора каких-либо посторонних частиц. Кроме того, часто источником «свиста» оказывается не генератор, а старый приводной ремень. В любом случае, на наших сервисных центрах могут
определить и устранить источник подобных звуков.
Вопрос: При запуске мотора контрольная лампа на панели приборов вообще не горит, зарядки на «холостых» нет. Зарядка появляется, если только как следует «газануть». В чем проблема?
Проблема, скорее всего, в цепи возбуждения генератора, точнее-в её отсутствии. На больших же оборотах многие генераторы способны самовозбуждаться, поскольку магнитопровод ротора, так называемые «клювы», всегда имеет некоторую
остаточную намагниченность (даже при неисправной цепи возбуждения). Схемотехника таких генераторов должна содержать дополнительные выпрямительные диоды, которые самостоятельно питают цепь реле-регулятора после запуска двигателя. Поскольку
контрольная лампа является элементом первичной цепи возбуждения генератора, то зачастую банальное перегорание этой лампы может привести к подобному эффекту. Либо находится в обрыве провод от этой лампы с панели приборов до клеммы возбуждения
генератора. Такая простейшая схемотехника была характерна для большинства европейских машин вплоть до начала 2000-х.
Вопрос: При замене АКБ перепутали клеммы. Из генератора пошел дым. Заводить теперь боимся. Что делать?
Знакомая история. Надо снимать генератор и нести в диагностику в любой наш сервисный центр. Крайне вероятно, что сгорел диодный мост или статорная обмотка генератора. Все «лечится», как обычно, за час-полтора. В любом их наших
сервисных центров Вам оперативно заменят вышедшую из строя деталь и выдадут гарантию на произведенный ремонт.
Вопрос: Какой толк от модного шкива на моем генераторе, который ещё крутится только в одну сторону, если он уже третий раз за 7 лет накрывается и стоит мама не горюй? Можно ли его заменить на обычный?
Установка шкивов с обгонной муфтой на современные генераторы — это не дань моде, а вынужденная мера. Подобные шкивы позволяют сглаживать влияние неравномерности вращения приводного ремня при разных режимах работы двигателя, особенно
дизельного, и особенно при резком торможении двигателя, или же при резком изменении нагрузки в электроцепи автомобиля, например, включении/выключении кондиционера, дальнего света и т. д., что также приводит к достаточно резкому изменению нагрузки
на двигатель, и, соответственно, на приводной ремень генератора. Обычный шкив при этом может «пробуксовывать», резко увеличивая износ ремня и уменьшая его срок службы. Нередки при этом и случаи обрыва ремня со всеми вытекающими
последствиями. К сожалению, конструкция подобных шкивов, как правило, с многорядными роликами, достаточно технологически сложна, что сказывается на их цене, а надежность, как показывает практика, недостаточна. Средний срок службы таких шкивов -
60-100 тыс. км, что уже в разы меньше срока службы тех же подшипников генератора. Ставить обычные шкивы вместо шкивов с обгонной муфтой теоретически можно, но только на собственный страх и риск, учитывая возможные последствия, поскольку ни один
автопроизводитель никогда официально не даст согласия на такую замену! На наших сервисных центрах мы можем предложить как оригинальные шкивы с обгонной муфтой, так и более дешевые шкивы альтернативных производителей, которые всегда находятся в
наличии.
Вопрос: В каком диапазоне должно быть выходное напряжение генератора во время работы?
При всей простоте вопроса ответ на него не столь очевиден и однозначен. Производители применяют в большинстве автомобильных генераторов реле-регуляторы с напряжением отсечки от 13.9 до 15.1 Вольт. Но при максимальной нагрузке выходное напряжение
генератора, скажем, с отсечкой в 13,9 Вольт может «провалиться» и до 13,0-13,2 Вольт. Для большинства электрооборудования автомобиля эта разница выходного напряжения генератора не столь критична, но вот для зарядки аккумулятора она
весьма существенна. Но ещё более существенной при эксплуатации аккумулятора является температура окружающей среды, от которой зависит плотность электролита батареи. В идеале определенному типу батареи при определенной температуре должно
соответствовать своё напряжение зарядки. Поэтому рекомендация, что напряжение зарядки должно быть не меньше, скажем 13,6 Вольт, возможно, будет оптимальной для африканского региона, либо для ОАЭ, но будет явно безграмотной например для Якутии или
для Магаданской области. И опять-таки 14,8 Вольт в качестве эталона для автомобилей регионов как например Якутия либо Магаданская область окажутся губительными для аккумуляторов в Африканских странах или ОАЭ («закипят»). Так что, с
одной стороны, технически грамотно было бы искать ответ на этот вопрос у конкретного производителя автомобиля, произведенного им именно для вашего региона! И всё же, с другой стороны, на основании многолетней практики ремонта генераторов и с
вышеупомянутой оговоркой считаем, что для Средней полосы России выходное напряжение генератора при его номинальной отдаваемой мощности должно быть не менее 13. 8 Вольт, а при минимальной нагрузке не должно превышать 14,8-14,9 Вольт. На некоторых
автомобилях американского производства допустимо выходное напряжение генератора и 15,1 Вольт. К слову сказать, уже появились автомобили с «умной» системой зарядки аккумулятора, учитывающей режим его эксплуатации, степень разрядки,
температуру окружающей среды и т. д., обеспечивающей оптимальное напряжение зарядки вне зависимости от выходного напряжения генератора.
Вопрос: Как измерить ток, который выдает генератор в сеть автомобиля? Вроде амперметр надо ставить в разрыв цепи, но не резать же автомобильные провода ради этого?
Действительно, обычный тестер здесь не подойдет, но провода резать нет необходимости, поскольку давно существуют приборы под названием «токосъемные клещи», позволяющие производить замеры постоянного тока, протекающего в
электропроводке, без разрыва электроцепи. К сожалению, по нашим наблюдениям на многих крупных автосервисах и даже дилерских центрах автоэлектрики зачастую не имеют понятия о существовании подобных весьма полезных приборов. Все сервисные центры
Компании Вольтаж оснащены токосъемными клещами.
Вопрос: В генераторе, похоже, загремели (зашумели) подшипники. Сколько так ещё можно ездить?
Можно, конечно, ездить до тех пор, пока подшипники вообще не развалятся и генератор не заклинит. Правда, при этом возможен обрыв приводного ремня со всеми вытекающими последствиями, да и при таком варианте есть большая вероятность, что генератор
станет вовсе неремонтопригоден, поскольку разбитые подшипники могут привести в негодность их посадочные места в крышках генератора, а ротор из-за большого поперечного люфта просто-напросто «затрёт» статор. Короче, вместо сравнительно
дешевого ремонта по замене подшипников может возникнуть необходимость покупки нового генератора. Замена подшипников является самым популярным видом ремонта генераторов на всех наших сервисных центрах.
Вопрос: Есть подозрение, что у меня на машине периодически появляется перезаряд аккумулятора. Может ли генератор давать перезаряд?
К сожалению, в простейших схемотехнических решениях, до сих пор применяемых в подавляющем числе популярных автомобилей, индикатор заряда АКБ на панели приборов не будет гореть при перезаряде аккумулятора. Если контрольная панель автомобиля не
оснащена вольтметром бортовой сети, то о неприятности с перезарядом аккумулятора можно узнать слишком поздно, а именно, по кислотному запаху из батареи, поскольку при перезаряде происходит активное выкипание электролита. Неисправный генератор с
«пробитым» реле-регулятором или диодным мостом, как правило, и является источником такой проблемы, но в этом случае перезаряд будет постоянным и никак не периодическим. Однако достаточно часто, особенно на генераторах японских и
корейских производителей, применяют схемные решения с обратной связью от АКБ, т..е., с дополнительным проводом от батареи к реле-регулятору генератора, что позволяет более точно поддерживать требуемое напряжение зарядки АКБ. Но вот в случае
обрыва этого провода или плохого его контакта в соединительной фишке вполне исправный генератор автоматически «уходит в перезаряд». Скорее всего, именно отсутствие надежного контакта может быть причиной периодического перезаряда АКБ.
На любом нашем сервисном центре достаточно квалифицированных мастеров, которые могут выявить и устранить причину перезаряда на любом автомобиле.
Вопрос: Заметил, что генератор на моей машине сильно греется, рукой не дотронуться. Не опасно ли это? Может ли генератор воспламениться?
Любой генератор на любой машине должен нагревается при работе. Наибольшему нагреву подвергается диодный мост, реле-регулятор, статор генератора. Рабочая температура полностью нагруженного генератора может достигать +90 С, а на автомобилях с
дизельным двигателем и того больше. Так что «щупать» генератор голыми руками не только бесполезное занятие, но и опасное. На нагрев генератора влияют его месторасположение на двигателе, суммарная мощность подключенных потребителей,
особенности вентиляции подкапотного пространства, а также температура окружающей среды. Известные случаи воспламенения генераторов на автомобиле обычно связаны с перегревом места присоединения клеммы силового провода к плюсовому болту генератора
из-за плохого контакта — не затянутой гайки, сильным окислением или коррозией и т. д. Как раз в этом месте и может произойти локальный разогрев выше всех допустимых пределов. Причем воспламениться в первую очередь может именно сам силовой
провод, и только во-вторую очередь возможно воспламенение пластиковой задней крышки генератора, которые, кстати, встречаются далеко не на всех автомобильных генераторах. Также существует опасность воспламенения генератора в случаях нарушения
правил его эксплуатации «переплюсовка» АКБ, короткое замыкание в электроцепи автомобиля, работа генератора сверх номинальной нагрузки и т.д.
Причины поломки генератора
«Чем отличается генератор постоянного от генератора переменного тока?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ФизикаНаука+2
Евгения Зыкова
·
141,2 K
На Кью задали 1 похожий вопросОтветить1Уточнить
Asutpp
1,2 K
⚡Информационный сайт «ASUTPP». Статьи и рекомендации по ремонту электрооборудования… · 10 мар 2020 · asutpp.ru
Отвечает
Юрий Макаров
И тот и другой генератор вырабатывает электрическую энергию посредством вращения ротора внутри статора. Физический результат для электрических машин постоянного и переменного тока отличается только формой функции ЭДС от времени.
Конструктивно генератор постоянного и переменного тока практически ничем не отличается. И один, и другой вид электрической машины включает в себя статор и ротор. Основным отличием машины постоянного тока является полукольцо, которое предназначено для смены направления движения, что и обеспечивает протекание электрического тока в одном направлении, в отличии от генератора переменного тока, где ЭДС меняет свое направление движения от фазы к нулю и от нуля к фазе 100 раз за секунду.
Технически постоянный ток на выходе с генератора также представляет собой пульсирующую кривую, которая изменяется в пространстве и времени. Однако за счет кучности ЭДС, вырабатываемых реальными генераторами, кривая имеет структуру близкую к непрерывной линии, за счет чего на выходе получается постоянный ток. В генераторах переменного тока присутствуют три различных обмотки, которые представляют собой три фазы, смещенные друг относительно друга и не соединенные электрически. Поэтому в электрических машинах переменного тока происходит плавное изменение ЭДС во времени по всем трем фазам.
Больше полезной информации по электрике вы можете найти на нашем сайте:
Перейти на asutpp.ru
43,2 K
Владимир Яшагин
21 октября 2020
В генераторах переменного тока фазные обмотки соединены электрически (чаще в звезду). Остальное правильно.
Комментировать ответ…Комментировать…
Юрий Романов
Технологии
163
Интересно всё обо всём. Не самая плохая эрудиция. Образование среднее техническое… · 18 авг 2021
Конструкцией щёточно — коллекторного узла(скользящий контакт, коллектор расположен на роторе, выполнен из бронзы(чаще всего) или латуни, щётки — на статоре, они графитовые/медно-гафитовые, прижим осуществляется пружиной). У машины постоянного тока коллектор имеет вид разрезного кольца, с подключением концов обмотки возбуждения к полукольцам, щётки располагаются… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Naeel Maqsudov
Топ-автор
7,9 K
IT, телеком, телефония, базы данных, интеграционные решения, естествознание, образование · 25 мар 2019
В обоих генераторах применяется постоянный магнит, с помощью которого создаётся магнитный поток. Также в обоих генераторах мы найдём обмотка медного провода, которая благодаря вращению (строго говоря всё равно что мы вращаем обмотку или магнит) занимает различное положение в магнитном поле. В проводниках обмотки возникает наведённая ЭДС. Удобнее представить себе обмотку… Читать далее
1 эксперт согласен
95,4 K
Елена Петрова
25 марта 2019
это школьный курс…а без постоянных магнитов работают автомобильные генераторы, практически все.
Комментировать ответ…Комментировать…
Михаил Лощинский
81
Электромеханик ГПМ · 27 апр 2020
Генератор переменного тока, синхронная электрическая машина. А постоянного, коллекторная. Да и обмотки возбуждения у коллекторной
в статоре, у синхронной в роторе.
44,4 K
mr-duplet-2020
15 июля 2020
Генератор переменного тока нуждается в генераторе постоянного тока (((а вот генератор постоянного тока сам возбуждается !!!
Комментировать ответ…Комментировать…
Владимир Аринин
3
Математик, специализация — алгебра изображений в аксиоматике Римана. Разбираюсь в химии… · 12 окт 2020
В большинстве случаев конфигурацией щеток. Но есть одно исключение — использование асинхронного двигателя в качестве генератора, при этом генерируется переменный ток той же частоты и фазности. Это происходит, если тратить механическую энергию на опережающее вращение подключенного к сети двигателя. Это широко используется во встречных эскалаторах — и двигатели одни и… Читать далее
10,7 K
Михаил Лощинский
30 октября 2020
Правильнее будет сказать «Синхронная машина».
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Виктор Минайлов
Пенсионер и этим все сказано 69 лет · 28 дек 2020
Сами по себе генераторы не отличаются друг от друга оба имеют постоянные магниты в статоре Различие лишь в постоянном генераторе встроин диодный мост который преобразует переменное напряжение в постоянное вот и вся разница А в переменном генераторе таких выпрямительных диодов нет
Виталий Суколенов
8 декабря 2021
Ну ну. ..
Комментировать ответ…Комментировать…
Олег Моичкин
-1
изобретатель · 4 нояб 2020
Оба генератора имеют пульсирующий ток, разница в том, что называется переменным, по факту является переменнонаправленным. А переменного тока в природе просто не существует, ни каких плюсов и минусов, просто при наличии разности электрических потенциалов происходит движение электрических зарядов от большего потенциала к меньшему. Это всё похоже на движение жидкости или… Читать далее
Владимир
4 января
Не Киргофа, а КирХгофа
Комментировать ответ…Комментировать…
Владимир Берендяев
1,2 K
инженер-химик,любитель книг проф.Перельмана. · 19 окт 2020
Некоторые взрослые пишут ,что генераторы генерируют (масло масляное)не ток ,а Э. Д.С. Вообще-то за счет Э.Д.С. ( электродвижущей силы ) с генератора снимается напряжение ( разность потенциалов ) при определенной силе тока. На генераторе переменного тока напряжение снимается графитовыми щетками с коллектора с множества ламелей . Поэтому напряжение получается… Читать далее
Владимир Яшагин
21 октября 2020
Читайте школьную физику и не путайте конструкции генераторов
Комментировать ответ…Комментировать…
worker999 all time
-41
Worker 999 all time
Я у вас на Дзен давно! Тысячи просмотров!
И не одного «бана»… · 5 янв 2021
Граждане кью — канал?
А вы ЗАЧЕМ такое в ТЕМУ ставите?
У вас тут ликбез для 9-классников школ РФ??
Это конечно благородно: — неучей, к физике и электротехнике приобщать.
Но тут и Магистр -Энергетик тусуется!
Мне это даже как — то обидно читать!
Да Я больше и не читаю! оставайтесь! Читать далее
Виталий Суколенов
8 декабря 2021
плачу на взрыд от тоскливой разлуки. Прощайте. Прощайте мой юный друг.
Комментировать ответ…Комментировать…
7 мая 2020
У генератора переменного, на выходе переменная полярность «тока», а у простоянного полярность постоянная. В остальном разницы никакой..
У обоих «ток» пульсирующий.. Оба «пускают» волны.. 🙂
18,2 K
Виталий Суколенов
8 декабря 2021
и пузыри.
Комментировать ответ…Комментировать…
Ответы на похожие вопросы
В чем разница между генератором переменного тока и генератором постоянного тока? — 5 ответов, задан
Владимир Яшагин
Технологии
190
Инженер путей сообщения электромеханик.
Электро и теплоэнергетика ,электрические машины.
э… · 29 дек 2021
Возможность преобразования механической энергии в электрическую была доказана знаменитыми опытами Фарадея в 1831 году. Первые попытки использования явлений электромагнитной индукции для целей генерирования электрического тока были сделаны самим Фарадеем в 1833 году. Практическое осуществление эта идея получила лишь спустя более чем 30 лет. Значительным шагом вперед было применение в электрической машине электромагнитов, сделанное в 1862 году Wilde в Манчестере. Настоящей эрой в истории эл. машины явилось открытое Сименсом в 1867 году явление самовозбуждения машины постоянного тока и до 1885 года продолжался триумф машины постоянного тока. С появлением первого трансформатора и до 1891 года происходило постепенное распространение для целей освещения однофазного переменного тока, громадные преимущества которого при передаче электрической энергии на расстояние были сразу учтены. Появившиеся в 1891 году асинхронные двигатели положили начало вытеснения постоянного тока как в области генерирования так и в области распределения эл. энергии. Началась эра генератора переменного тока с гениальной подачи нашего соотечественника М. О. Доливо Добровольского.
Теперь о самих генераторах.
Принцип работы генераторов переменного и постоянного тока одинаков и основан на двух законах электротехники : это закон электромагнитной индукции и закон электромагнитных сил. По Фарадею индукционный ток можно вызвать двумя способами :1-й способ — перемещение замкнутого проводника в постоянном магнитном поле создаёт в проводнике ток индукции, 2-й способ — изменяющееся магнитное поле создаёт в замкнутом проводнике ток индукции. По первому способу работает генератор постоянного тока в нем неподвижная обмотка возбуждения на статоре создаёт постоянное электромагнитное поле, а в этом поле вращается якорь с рабочей обмоткой и коллектором со щетками.
Коллектор со щетками выполняет роль механического выпрямителя
переменного индукционного тока . Генератор постоянного тока сложнее в изготовлении и в эксплуатации, чем генератор переменного тока. Ток генератора постоянного тока пульсирующий одного направления, величина пульсаций менее 1%.
Генератор переменного тока в настоящее время является основным источником электроэнергии на планете Земля. Энергетические генераторы переменного тока (ГПТ) синхронные, работающие с постоянной скоростью вращения ротора. Рабочая трехфазная обмотка ГПТ неподвижна и расположена расположена в пазах сердечника статора. На роторе находится обмотка возбуждения, питаемая постоянным током и создающая двухполюсный ,многополюсный или неявнополюсный электромагнит , в зависимости от конструкции ГПТ. При вращении ротора создаётся периодически изменяющееся электромагнитное поле, наводящее ЭДС электромагнитной индукции в проводах трёхфазной обмотки статора, а при замыкании цепи генератор — трёхфазная нагрузка возникает индукционный электрический ток . Генераторы постоянного и переменного тока являются электромеханическими преобразователями механической энергии в электромагнитную. Преобразование происходит в электромагнитных системах генераторов, но работу превращения выполняет сторонняя сила ,не электрическая, а механическая от первичного двигателя. Синхронные генераторы в ЕЭС России работают параллельно и каждый имеет систему автоматического регулирования уровня напряжения и частоты. Эти параметры в системе постоянно изменяются и при значительных отклонениях диспетчер системы приближает их к номиналу включением или отключением резервных генераторов. Синхронный генератор моя любимая машина, а первым моим генератором был турбогенератор системы MAN мощностью 4500 кВ А .
Турбину МАN турбинисты звали Маней и эта Маня с 1935 года бесперебойно проработала всю войну и вот в 1963 году мне новоиспеченному мастеру эл. цеха Мурманской ТЭЦ, поручают ревизию генератора с вскрытием и проверкой центровки! Восторгу не было предела и всё прошло благополучно . Потом был пуск генератора №2 уже родного — Электросила. Ну а потом пуск
2го, 3го , 4го блока Кольской АЭС, Серебрянской ГЭС -2, НижнеТериберской ГЭС,подземного рыбохода с вертикальным подъемником на Верхне Туломской ГЭС и много чего.
Поздравляю энергетиков с 75 летием атомной энергетики и наступающим Новым годом!
Комментировать ответ…Комментировать…
В чем разница между генератором переменного тока и генератором постоянного тока? — 5 ответов, задан 501Z»>24 сентября 2021
Автор канала Vivan755
15
Работал в авиации, строительстве, на трамваях и локомотивах, ходил в дикие одиночные… · 6 окт 2021
Любая электромашина вырабатывает переменный ток, так как создаётся ток за счёт движения проводника в магнитном поле, а магнитных полюсов всегда два, и в проводнике, вращающемся в их поле, наводится переменная ЭДС. Только из генератора переменного тока ток выводится напрямую, а на выходе из генератора постоянного тока он выпрямляется — коллекторным узлом, если машина коллекторная (как на старых авто типа КрАЗа-214, самолётах типа Ан-2 или Ан-24), диодным мостом, если машина синхронная (так устроены генераторы современных автомобилей, генератор постоянного тока Ту-160).
Комментировать ответ…Комментировать…
В чем разница между генератором переменного тока и генератором постоянного тока? — 5 ответов, задан 501Z»>24 сентября 2021
Владимир
23
Системы автоматики промышленных объектов, электроника, электрика, радиолюбительство.
ПОЛЕЗ… · 20 нояб 2021
Генератор переменного тока превращается в генератор постоянного обычным выпрямителем. Плюс — небольшие габариты и отсутствие токоснимающих щёток. Минус — необходимость выпрямителя, в надёжности которого не всегда есть уверенность. Случайное КЗ мгновенно выведет из строя, если нет дополнительных мер защиты.
Не будем углубляться в тиристоры, симисторы и в IGBT транзисторы, это всё дополнительная «обвязка» и затраты, соответственно.
Но это никак не является таким уж препятствием и широко применяется в современной технике ввиду довольно высокой надёжности элементов.
Ну а «голый» генератор постоянного тока, так это любой электродвигатель постоянного тока. Плюс — не нуждается в выпрямителе (хотя пульсации сглаживать придётся, если это необходимо). Минус — наличие щёток и коллектора, подверженных износу. А также более значительные габариты и масса по сравнению с бесколлекторными машинами.
Комментировать ответ…Комментировать…
В чем разница между генератором переменного тока и генератором постоянного тока? — 5 ответов, задан
Константин Тверев
914
мат-мех СПбГУ · 24 апр
Разница в том, что один из них генерирует переменный ток, а другой — постоянный. Примеры — зарядные устройства, электролизёры, сварочные агрегаты…
Те генераторы, о которых очень правильно рассуждали в других ответах — на самом деле источники напряжения. Посмотрите на обычную розетку 220 Вольт. Возможно, на ней есть надпись 6 Ампер (или 10, или другое число). Это наш с Вами доступ к «генератору переменного тока». Но пока мы ничего не включили, никакого тока в розетке нет!! НИКАКОГО! Ни переменного, ни постоянного… Зато есть напряжение!
Даже когда мы что-то включим, величина тока будет определяться нагрузкой. И для эксперимента (а по правилам это запрещено) мы можем включить лампочку или нагреватель через диод — и ток будет знакопостоянный. Прерывистый, пульсирующий, но не синус и только в одну сторону. Источник напряжения, а ток уж как получится…
Внимание! Обзывать источники напряжения источниками тока — это общепринятая установившаяся традиция. Поэтому не пытайтесь всех переспорить, просто знайте это сами:)
Комментировать ответ…Комментировать…
⚡👎 10 типичных неисправностей генератора и признаки их проявления
На фоне многочисленных и разнообразных проблем с блоком зарядки аккумуляторов чаще других встречаются характерные неисправности генератора. Если знать о них, а также о первичных признаках их проявления, проблему можно найти и устранить в 95% случаев. При этом из десяти описанных поломок примерно половину можно смело отбрасывать, так как обычные пользователи сталкиваются с ними очень редко. Благодаря этому даже начинающие автолюбители имеют хорошие шансы «продиагностировать» себя и, возможно, своими руками устранить неисправность генератора.
Если самостоятельный ремонт не предполагается, знания, полученные из этой статьи, помогут своевременно выявить поломку. А это уже хорошие шансы пораньше обратиться за помощью к специалисту, и обойтись простым и относительно недорогим ремонтом, избежав покупки нового генератора. В конце концов, недобросовестность автосервисов еще никто не отменял. На практике доказано, что если вы идете к мастеру с хотя бы приблизительным пониманием проблемы, то шансы вас обмануть, навязав несуществующие проблемы, стремятся к нулю.
Краткий перечень типовых неисправностей генератора
Для начала кратко перечислим характерные неисправности автомобильного генератора без пояснений. Это позволит в общих чертах оценить, так сказать, масштаб бедствия. Не исключено, что некоторые из перечисленных в списке сбоев вам уже знакомы. Как правило, к ним относятся те, которые встречаются очень часто, и с ними хотя бы раз сталкивался почти каждый первый автомобилист с небольшим опытом.
Итак, вот 10 характерных неисправностей автомобильного генератора:
- Плохой контакт или повреждение в цепи зарядки аккумулятора.
- Проскальзывание или обрыв приводного ремня.
- Изношены или повреждены подшипники ротора.
- Изношенные или застрявшие щетки.
- Износ контактных колец.
- Неправильная работа или выход из строя реле регулятора напряжения.
- Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках генератора.
- Пробой диодов выпрямительного моста.
- Обрыв диодов выпрямительного моста.
- Недостаточная мощность генератора.
Мы вернемся к подробному рассмотрению каждого из этих отказов. А также к симптомам, по которым можно определить эти неисправности.
Устройство и принцип работы автомобильного генератора
Для начала не лишним будет хотя бы в общих чертах ознакомиться с устройством генератора, а также с принципом работы данного автомобильного агрегата. Многие автолюбители, к сожалению, всегда пропускают этот этап, сразу приступая к диагностике и ремонту. В результате из-за непонимания (или непонимания) принципа работы дело часто заходит в тупик, совершаются серьезные ошибки, провоцируются короткие замыкания и более серьезные поломки, чем были раньше. Отсюда следует вывод о том, что поиск и устранение любых неисправностей конкретного агрегата автомобиля необходимо начинать с изучения его устройства и принципа действия.
Автомобильный генератор устроен и работает следующим образом. Собственно электричество, используемое для питания бортовой сети и заряда аккумулятора, вырабатывается за счет электромагнитной индукции. Он снят с выводов обмоток статора, внутри которых на двух подшипниках вращается ротор. Ротор приводится в движение коленчатым валом двигателя, с которым он связан ремнем.
Первая особенность, о которой необходимо знать, это неравномерная скорость вращения ротора генератора. Это полностью зависит от того, на каких оборотах работает двигатель. Соответственно, если бы ротор питался (для возбуждения) тем же напряжением, то на выходе генератора мы бы получили прыгающее напряжение, что недопустимо для бортовой сети автомобиля.
Эта проблема решается достаточно просто. На ротор подается не стабильное напряжение, а регулируемое. За это отвечает реле-регулятор, которое «следит» за напряжением на клеммах аккумулятора, и в зависимости от показателей тока корректирует подачу питания на ротор. Грубо говоря, когда выходное напряжение генератора достигает верхней допустимой отметки (например, 14,4 вольта), схема реле-регулятора перестает питать ротор. Выходное напряжение падает, PPH возобновляет возбуждение ротора и так в цикле с очень высокой частотой. За счет этого напряжение бортовой сети постоянно поддерживается на одном уровне, и не зависит от частоты вращения двигателя автомобиля.
Вторая особенность автомобильного генератора заключается в том, что он вырабатывает переменное трехфазное напряжение. А для питания бортовой сети и зарядки аккумулятора он должен быть постоянным. Для решения этой проблемы генератор оснащен выпрямительным мостом, состоящим из диодов. Как правило, выпрямитель имеет шесть основных диодов (по два на каждую фазу), а также три дополнительных.
В принципе, этих знаний уже будет достаточно, чтобы разобраться в типичных неисправностях генератора, описанных ниже. Хотя для успешного самостоятельного ремонта не помешает углубиться в тему, используя дополнительные источники информации.
Плохой контакт или повреждение в цепи зарядки аккумуляторной батареи
Для работы генераторного узла он должен быть надежно подключен к:
- Плюсовой клемме аккумуляторной батареи.
- Замок зажигания.
- «Масса».
Начнем с последнего. Генератор контактирует с «массой» благодаря своему металлическому корпусу, которым он крепится к двигателю автомобиля. Как правило, в этом месте контакт всегда хороший, и практически никогда не вызывает неисправности узла. Однако следует помнить, что сам двигатель подключается к минусовой клемме аккумулятора с помощью провода. И тут часто возникают проблемы.
Самая распространенная из них — плохой контакт. В большинстве автомобилей заземление подключается к двигателю где-то внизу. Грязь, влага, перепады температур, вытекание масла и другие факторы приводят к окислению и коррозии соединения. Проявляется в виде нескольких симптомов.
Во-первых, из-за плохой «массы» могут быть перепады напряжения в бортовой сети автомобиля. Как следствие — систематический недозаряд аккумулятора. Во-вторых, бывают значительные перепады напряжения при включении серьезной нагрузки — печки, кондиционера, сабвуфера, фар и так далее.
Проверить «массу» двигателя очень просто. Для этого с помощью мультиметра, включенного в режим омметра, измеряется сопротивление между минусовой клеммой аккумулятора и любой точкой на двигателе. Если прибор показывает более 0,05 Ом, «массу» следует очистить от грязи и окислов. Возможно, потребуется заменить или даже добавить еще один провод, подключенный параллельно основному. За счет этого увеличивается сечение «земляного» провода, и очень часто решаются такие проблемы, как падение напряжения или недозаряд аккумулятора.
Абсолютно так же с плюсовым проводом питания генератора. Он идет прямо к аккумулятору, и имеет довольно серьезную толщину. При повреждении этого провода или плохом контакте в местах крепления проявляются симптомы, описанные выше. Неисправность устраняется простой чисткой контактных площадок. Если провод имеет механические повреждения (в результате небрежности, коррозии или вибраций), то его необходимо заменить новым, соблюдая сечение.
Дополнительно проверяется состояние контактов контрольного провода, идущего к генератору от замка зажигания (тонкий), а также сигнального провода (на реле-регулятор). Плохие контакты в этих точках также приводят к нестабильной и некорректной работе всего блока зарядки аккумуляторов.
Проскальзывание или обрыв приводного ремня
Проскальзывание приводного ремня может быть вызвано несколькими причинами. Во-первых, его недостаточное напряжение. Во-вторых, попадание воды из луж или моторного масла на шкив генератора. В-третьих, ремень со временем растягивается, провисает, а также начинает периодически проскальзывать. Как правило, поначалу эта неисправность появляется только тогда, когда генератор начинает работать под серьезной нагрузкой. Это связано с тем, что при увеличении нагрузки сопротивление ротора увеличивается.
Очень часто проскальзывание ремня определяется по характерному писку, который слышен при запуске двигателя, а также сразу после включения нагрузки. Довольно часто этот свист можно услышать в дождливую погоду, что свидетельствует о попадании воды на шкив генератора. В этом случае ремень необходимо либо подтянуть, либо заменить новым.
Обрыв ремня генератора — более серьезная неисправность, которую крайне желательно заметить сразу после ее возникновения. Основным симптомом является сигнальная лампа на панели приборов, указывающая на то, что аккумулятор не заряжается. Эта лампа должна гореть только при включенном зажигании и выключенном двигателе. Во всех остальных режимах не светится.
Второстепенным признаком обрыва ремня генератора является низкое напряжение бортовой сети. Когда все работает нормально, вольтметр должен показывать не менее 13,8-14,5 вольт. Если во время движения напряжение падает до 12 вольт, это значит, что бортовая сеть питается только от аккумулятора. Вывод — генератор неисправен.
Износ или разрушение подшипников ротора
При износе подшипников ротора генератора могут возникнуть некоторые проблемы. Во-первых, из-за нарушения оси вращения вала якоря он своими обмотками начинает задевать статор. Во-вторых, в результате значительного износа подшипники вообще могут заклинить, и ротор остановится. Первая проблема повлечет за собой сначала падение напряжения в бортовой сети, а позже — на межвитковое замыкание в статоре. Что будет при заклинивании подшипников — и так понятно. Ротор остановится.
В большинстве случаев износ подшипников генератора можно определить заранее по характерному гулу, доносящимся из-под капота. Этот звук может менять громкость и тональность в зависимости от того, какая нагрузка в данный момент возложена на бортовую сеть автомобиля. То есть, например, при включении фар гул может значительно усиливаться, что позволяет заранее обнаружить неисправность.
Во избежание описанных проблем настоятельно рекомендуется периодически проверять подшипники на люфт. Для этого достаточно взяться рукой за шкив генератора и покачать его из стороны в сторону. В хороших подшипниках люфта быть не должно.
Изношенные или застрявшие щетки
Щетки необходимы для подачи питания на постоянно вращающийся ротор генератора. Как правило, вместе с реле-регулятором они составляют одну отдельную деталь. Щетки изготовлены из токопроводящего графита и подпружинены для обеспечения надежного контакта с коллектором. Если контакт между ними и контактными кольцами плохой (или отсутствует), генератор не сможет нормально работать (или не будет работать вообще).
Наиболее частая поломка щеток – их естественный износ. Когда графит изнашивается, щеткам просто не хватает длины для питания ротора. Как правило, на начальном этапе эта неисправность проявляется в виде обильного искрения внутри генератора. Из-за износа щетки не всегда плотно прилегают к коллектору, и между этими деталями образуются искры.
Вторая характерная неисправность генератора связана с так называемым замерзанием или залипанием щеток. Происходит это из-за попадания графитовой пыли или другой грязи в направляющие щеток. Последние становятся неподвижными, а потому уже не могут быть прижаты пружинами к коллектору. В результате сначала наблюдается повышенное искрение, а затем генератор вообще перестает вырабатывать электроэнергию.
Наряду с искрением критический износ или залипание щеток можно определить по перепадам напряжения в бортовой сети (при наличии в салоне вольтметра) или по контрольной лампе на панели приборов. Также следует отметить, что данную неисправность можно обнаружить визуально, не снимая генератор с автомобиля. Щеточный узел, как правило, легко снимается вместе с реле-регулятором, так как крепится двумя винтами. Если щетки изношены, то это только замена. Залипание можно устранить, очистив направляющие от графита и другой грязи.
Износ контактных колец
Контактные кольца расположены на валу ротора генератора. Они предназначены для передачи мощности от щеток на обмотку якоря. Кольца изготовлены из меди, поэтому со временем изнашиваются. Симптомы этой неисправности точно такие же, как и в случае со щетками – искрение, перепады напряжения, а также полный выход из строя генератора. Для уточнения диагностики и устранения поломки требуется демонтаж и полная разборка узла. К счастью, на многих распространенных генераторах эти детали можно без проблем заменить, и они относительно недороги.
Неправильная работа или отказ РЗП
Реле регулятора напряжения «страдает» несколькими видами поломок, диагностировать которые достаточно легко даже без разборки генератора. Первым признаком его неисправности является низкое напряжение бортовой сети. Просадки могут наблюдаться как без нагрузки, так и с ней. Происходит это из-за того, что в цепи реле-регулятора перегорают электронные компоненты.
Вторым известным признаком неисправности узла является то, что генератор вообще не работает. Это определяется как по контрольной лампе на панели приборов, так и по показаниям бортового вольтметра. Последний в таких случаях начинает показывать напряжение в районе 12 вольт. По мере разрядки аккумулятора производительность заметно падает.
Стоит отметить, что более половины описанных неисправностей генератора проявляются примерно одинаково. В частности, низкое напряжение и горящая контрольная лампа могут свидетельствовать как о выходе из строя реле-регулятора, так и о других поломках. Для более точного выявления неисправности существует достаточно простой метод проверки реле регулятора напряжения. Выполняется с помощью регулируемого блока питания и мультиметра по следующему алгоритму:
- Реле-регулятор снято с генератора.
- К щеткам подключен мультиметр в режиме изменения напряжения (можно также использовать контрольную лампочку на 12 вольт).
- Минус питания подключен к «массе» реле-регулятора.
- Plus подается на провод, который выходит из реле-регулятора.
- Напряжение питания повышается до 14,0-14,5 вольт.
- При достижении этого напряжения должно сработать исправное реле-регулятор — контрольная лампа, подключенная к щеткам, гаснет.
Если контрольная лампа вообще не загорается ни при каком напряжении, то в реле-регуляторе обрыв. Если лампа не выключается при достижении управляющего напряжения (14,0-14,5 вольт), а продолжает светиться дальше, это называется поломкой реле-регулятора. На практике первый исход означает недозаряд аккумулятора, а второй – перезаряд (с вскипанием, вздутием корпуса и даже взрывом).
Так называемые реле-регуляторы нового образца (с двумя проводами) проверить чуть сложнее, но возможно. Отличие заключается в том, что на второй провод при проверке должно быть подано имитированное переменное напряжение. Как это сделать в домашних условиях можно найти в Сети.
Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках генератора
Симптомы те же — сначала падение напряжения в бортовой сети, а затем полный выход из строя генератора. При межвитковом замыкании, если сразу обратить на это внимание, можно обнаружить очень сильный перегрев. К сожалению, более точно выявить эти виды неисправностей генератора без демонтажа и частичной разборки невозможно.
Пробой или выход из строя диодов выпрямительного моста
Напомним, что диодный мост используется для выпрямления переменного напряжения, генерируемого обмотками статора генератора. Так как в автомобильном генераторе три фазы, то и мост состоит из трех ветвей — по два диода в каждой. При пробое одного из диодов может наблюдаться резкое повышение напряжения в бортовой сети автомобиля. Пробой — это когда диод начинает пропускать ток в обе стороны, а должен только в одну.
Обрыв диодов выпрямительного моста ничем катастрофическим не грозит, в отличие от поломки. Например, если один из диодов уходит в обрыв, то из трех фаз продолжают работать только две. Если нет большой нагрузки на бортовую сеть, то эту неисправность можно не заметить. Однако при включении нагрузки мощности двух фаз уже не хватает, в связи с чем происходит просадка бортового напряжения.
Понятно, что при обрыве всех диодов, что бывает не так часто, генератор перестает функционировать полностью. Это видно как по напряжению бортового вольтметра, так и по контрольной лампе на панели приборов. Для более точной проверки диодов моста потребуется демонтировать генератор и частично его разобрать.
Недостаточная мощность генератора
Достаточно распространенная в наше время проблема, которая, по сути, не является неисправностью. Он заключается в том, что после установки на автомобиль любого мощного внештатного оборудования наблюдаются дикие перепады напряжения. Эти симптомы вполне могут свидетельствовать о том, что мощности имеющегося генератора для возложенной на него нагрузки недостаточно.
Чаще всего это наблюдается после установки мощной акустики, ксеноновых фар, инвертора, позволяющего получить переменные 220 вольт на борт автомобиля и так далее. Эта «неисправность» устраняется очень просто – подбором и установкой более мощного генератора. К сожалению, такое решение часто принимается даже тогда, когда штатный генератор не выдерживает нагрузки и сгорает.
ВИДЕО: как проверить автомобильный генератор
Краткое описание
Большинство характерных неисправностей генератора автомобиля очень легко выявить и устранить даже без соответствующего опыта. Если генератор работает, но проблема сводится только к перепадам напряжения или искрению в щеточном узле, решается зачисткой контактов или заменой реле-регулятора. Посторонние звуки со стороны генератора – устраняются подтяжкой или заменой ремня, а также установкой новых подшипников. Остальные неисправности — замыкания в витках обмоток, пробои и обрывы диодов и т.д. — лучше доверить специалистам, так как их устранение требует не только голых знаний, но и опыта.
Как проверить генератор
Как проверить генератор
ГЕНЕРАТОР
ИСПЫТАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ. Эти тесты предназначены для генераторов на 12 В. Те же тесты
будет работать на генераторах 6 В, но напряжения будут примерно вдвое меньше
значения 12В.
Мой генератор заряжается?
Если у вас есть вольтметр, вот несколько простых тестов:
Измерьте напряжение на аккумуляторе. Должно быть около 12,6 вольт с
двигатель выключен. По мере увеличения оборотов двигателя напряжение должно увеличиваться.
где-то около 14 вольт. Если это так, генератор работает и заряжается.
батарея.
Если вольтметр показывает , а не при работающем двигателе, сначала проверьте
чтобы убедиться, что щетки генератора не изношены чрезмерно. если ты
можно слегка надавить на щетки при работающем двигателе и
посмотрите, гаснет ли лампочка gen или увеличиваются показания вольтметра.
Если это так, щетки могут быть изношены до такой степени, что они не прилагают достаточных усилий.
давление на коммутатор.
Проверка генератора
Если щетки проверяются нормально, выполните этот тест:
Отсоедините генератор от регулятора (вероятно, проще всего просто
сними провода с генератора).
Подсоедините перемычку DF на генераторе к раме генератора.
Теперь запустите двигатель и измерьте напряжение от земли до D +
на генераторе.
ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые генераторы имеют разные типы клемм;
проверьте, что DF , а что D+ .
При увеличении оборотов двигателя напряжение должно подскочить до +35 В.
вольт или около того (при 3000 об/мин).
: Если он проходит этот тест, генератор исправен.
(Не запускайте этот тест дольше, чем необходимо, так как это приведет к перегреву генератора.)
Поляризация
Если он не пройдет этот тест, возможно, потребуется поляризация генератора.
Оставьте перемычку DF соединенной с землей.
Снимите ремень вентилятора.
Подсоедините провод от клеммы аккумулятора + к D+ на генераторе.
Вал генератора должен начать вращаться.
Не бегайте так дольше нескольких секунд, чтобы избежать перегрева.
Теперь генератор будет правильно поляризован.
Если генератор вращался не во время этого автомобильного испытания,
скорее всего генератор неисправен.
Снова наденьте ремень и повторите проверку напряжения генератора с заземлением DF .
Если выходное напряжение по-прежнему низкое, генератор неисправен.
О поляризации
Почему генераторы должны быть «поляризованы». Автогенераторы нуждаются в некоторых
магнетизм для начала. Этот «остаточный» магнетизм остается в Поле.
полюсные наконечники даже после остановки двигателя.