Рубрики
Разное

Где находится сапун на двигателе: что это, зачем нужен и как обслуживать :: Autonews

Что такое сапун в автомобиле и как он работает

Дыхательный клапан, или сапун, предназначен для общения авто с атмосферой. Его задача – пускать газы и уравнивать давление во внутренней и наружной плоскостях. Когда механизмы авто не работают, именно он позволяет проникать воздуху в салон. И эти функции он выполняет несмотря на местонахождение – на одном из мостов, моторе или коробке передач. Но он спасает соответствующие механизмы от неисправностей.

Сапун в двигателе

Дыхательный клапан исключает протечку масла из картера. Сапун выпускает воздух и газы, которые образуют цилиндры головного блока. Происходит это благодаря поступлению воздуха из атмосферы после остановки и выключения зажигания водителем. Также сапун исключает попадание грязи внутрь двигателя, из-за чего они получили широкое применение на внедорожниках.

Подобно другим механизмам, сапуны склонны забиваться и накапливать грязь, а также выходить со строя. Периодически устройства нужно проверять и принимать меры по своевременной замене. Эксплуатация повреждённых или забитых сапунов мотора приводит к ухудшению эффективности работы и перевесу давлений во внутренней плоскости. Масло из картера только этого и ждёт, подготавливая свой побег. А этого допускать нельзя категорически.

Сапун у КПП

Беречь от загрязнения нужно и все разновидности коробки передач. Загрязнённый механизм тормозит её работу и делает невозможными плавность переключения определённых передач. Сапун устанавливают на крышку картера.

Неисправный сапун КПП не сможет противостоять повышению давления внутри корпуса. Это приведёт к разрушению подшипников. Во время каждого техосмотра очищайте сапуны и при необходимости меняйте их.

Мостовой сапун

Он отвечает за взаимодействие мостов осей с маслом внутри и внешней среды. Мост очень надёжно защищён от загрязнений, а автомобиль не пострадает из-за разрыва моста вследствие повышения давления масла в нем.

Большего внимания требует сапун на заднем мосту, который находится справа в верхней части. Из-за него возможно подтекание масла. А это крайне нежелательный побочный эффект.

Принцип работы сапуна

При активной езде основные конструкционные элементы автомобиля нагреваются. Соответственно, растет давление нагревающегося масла. Цепочка приводит к росту давления воздуха внутри картера. Если его оперативно не сбросить, то жидкость вылетит наружу. При охлаждении же давление масла падает, что также усложняет нормальную работу важных систем автомобиля при запуске и разгоне.

Причины подтекания масла из сапуна

Единственная причина утечки масла из картеров – засоренный дыхательный клапан. Его необходимо очищать после каждой длительной поездки или же при текущем техосмотре. После устранения засора и проверки состояния крышки сапуна необходимо проехать до 20 километров и повторить проверку. Если неисправность не устранена, пора заменить сам клапан. Для этой процедуры обратитесь в авторизованный сервис техобслуживания.

Заключение

Не откладывайте в долгий ящик ремонт или очистку керосином загрязнённого сапуна. Игнорирование проблемы скажется на эффективности работы узлов транспортного средства и приведёт к повышенному расходу топлива. А в условиях постоянного скачка цен на бензин и дизель в известную сторону — это верный путь экономии семейного бюджета.

что это, принцип работы и неисправности клапана

Понятие сапуна в автомобиле относится к агрегатам с закрытыми картерами, в которых организована смазка жидким маслом. Например, двигатель, коробка передач, редуктор ведущих мостов. То есть полости, в которых масляный туман находится в газовой среде, состояние её требуется отслеживать, в частности, по параметру давления. В качестве регулирующего органа выступает сапун.

Содержание статьи:

  • 1 Для чего в автомобиле сапун
  • 2 Принцип работы клапана
    • 2. 1 Сапун в двигателе
    • 2.2 Сапун в КПП
    • 2.3 Мостовой клапан
  • 3 Почему подтекает масло из сапуна

Для чего в автомобиле сапун

Давление в картере любого агрегата может возникать по разным причинам, и это нормальное явление в большинстве случаев. Всё дело в его допустимой величине. Превышение над нормированным порогом ведёт к неприятностям в виде осложнений с уплотнениями прокладками и сальниками. Тут надо срочно принимать меры.

Занимается всем этим сапун – клапан или калиброванный канал сообщения с атмосферой. В качестве атмосферы могут выступать и иные полости агрегатов, например, в двигателе это впускной коллектор. Такой способ сброса более экологичен, углеводороды не поступают наружу.

Наличие клапана позволяет более точно управлять величиной давления. Причём в обеих направлениях, иногда вместо напора появляется разрежение, в котором тоже нет ничего полезного.

Принцип работы клапана

Наиболее важен клапан в системе вентиляции картера двигателя, хотя в разных исполнениях он присутствует и в других агрегатах. Раньше и моторы обходились без него, трубка сапуна просто сообщалась с магистралью впуска, а то и выводилась в атмосферу.

Такие системы открытого типа обладали множеством недостатков, а с введением жёстких экологических норм стали просто неприемлемыми.

По теме: Клапан PCV или как работает вентиляция картерных газов в автомобиле

Клапан системы вентиляции картера двигателя обеспечивает выполнение нескольких требований в разных режимах работы. Управляется он при этом величиной разрежения во впускном коллекторе, которое зависит от нагрузки на двигатель.

Более совершенные системы применяют и электронное управление клапаном, используя релейный или широтно-импульсный алгоритм модуляции его открытия. Но общие принципы те же:

  • при остановленном двигателе клапан закрыт, необходимости в вентиляции нет;
  • на холостых оборотах разрежение велико, а расход картерных газов должен быть небольшим, поэтому и клапан приоткрыт незначительно;
  • чем выше нагрузка, тем больше прорыв газов через поршневые кольца, избыток нужно удалять, клапан открывается вплоть до полной производительности;
  • если в коллекторе возникает обратная вспышка топлива, клапан тут же захлопывается, чтобы не допустить пламя в картер.

Существует и прямая связь сапуна с воздуховодом, но она небольшого сечения и выведена до дроссельной заслонки, то есть разрежение там почти отсутствует.

Сапун в двигателе

Роль сапуна в двигателе важна с точки зрения компенсации прорыва газов вдоль стенок цилиндров. Там всегда существует тепловой зазор, уплотнённый кольцами. Но и они не герметичны, зазоры имеются в канавках поршня, а также в замке разрезного кольца. Часть газов обязательно прорвётся, поэтому сапун необходим.

Что происходит при его отсутствии, хорошо видно у изношенных двигателей, когда прорыв газов велик, система не справляется. Мотор начинает пропускать масло по сальникам и всем стыкам, выдавливая уплотнения.

Несознательные водители, которые не желают вовремя ремонтироваться, выводят большую ветвь вентиляции наружу без клапана, фактически открывая картер в атмосферу. От масляного запотевания это слабо помогает, зато начинается сильный выброс в окружающую среду.

Канал сапуна всегда снабжается сложным маслоотделителем, иначе расход в системе смазки станет недопустимым. Да и от горения масла в цилиндрах образуются вредные для систем двигателя отложения.

Сапун в КПП

В коробке передач ситуация проще, здесь нет напора от поршневой группы. Но температурные перепады остаются, поэтому герметизировать картер нельзя. Ставится сапун в виде простейшего клапана с подпружиненной тарелкой или шариком.

Когда давление в картере растёт и превышает порог срабатывания, клапан преодолевает сопротивление пружины, сбрасывая часть воздуха наружу. Для обеспечения экологии можно организовать отдельную полость с маслоотделением и мембранной диафрагмой. Но основное отделение масла от газа происходит в устройстве лабиринтного типа, где оно разделяется с воздухом и стекает в свою ванну.

Мостовой клапан

Клапаны в редукторах мостов работают точно так же, как и коробках. Ставятся сапуны с преднатягом пружины. Но не всегда это будет оптимальным решением. В случае внедорожника мосты могут часто попадать в воду, после чего резко охлаждаться. Поскольку клапан сапуна тут же закроется, он рассчитан только на сброс излишков, в полости возникнет разрежение.

Сальники редуктора с обратным перепадом не справятся, и через них в мост проникнет грязная вода с абразивом. Масло будет выведено из строя, а вслед за ним подшипники, валы и шестерни.

Поэтому из мостовых сапунов клапан часто удаляют, а их каналы выводят гибкими шлангами в высокие точки кузова, где снабжают фильтрами и бачками мембранного типа. Это позволяет поддерживать давление в норме, одновременно исключая попадание грязи в картеры.

Почему подтекает масло из сапуна

Масло через сапун может проходить по двум причинам. В двигателе это происходит при большом износе цилиндров, когда возможности вентиляции исчерпаны. Система просто не справляется с отделением большого количества тумана.

Вторая причина связана с неисправностями клапана. Давление растёт, начинает более интенсивно работать малая ветвь вентиляции, маслом забрасываются впускной трубопровод и дроссельный узел. Такое бывает и при исправном клапане, когда каналы забиваются отложениями.

В трансмиссии выбросы начинаются при использовании некачественного или загрязнённого масла. Сапуны не могут работать с образующейся пеной, пропуская её через себя. Одновременно потеют сальники и прокладки, агрегаты снаружи покрываются масляной плёнкой. Необходимо сменить масло, сальники и прокладки, промыть картер.

Как работают сапуны клапанной крышки?

Дон Боуман

Как работают двигатели

Сапуны клапанных крышек расположены сверху клапанных крышек, в маслоналивном отверстии. Они бывают разных размеров и форм. Чтобы понять работу сапунов клапанных крышек, важно знать, почему они используются в первую очередь. Все двигатели, являясь механизмами внутреннего сгорания, подвержены тепловому сжатию и расширению. Было признано, что даже самые ранние двигатели обладают этими характеристиками, и планирование и разработка должны были учитывать это явление в их конструкции. Если бы это не было принято во внимание, двигатель потерпел бы катастрофический отказ, поскольку внутренние компоненты двигателя расширились дальше, чем зазоры, и начали заклинивать.

Когда двигатель холодный, все его компоненты сжимаются или становятся меньше по размеру, чем при нагреве. Поршни и кольца в блоке цилиндров при запуске двигателя достаточно ослаблены. Доступная мощность значительно меньше, потому что хороший процент сгорания проходит через незакрепленные поршневые кольца и попадает в картер или масляный поддон. По мере быстрого прогрева двигателя поршни и кольца вместе со всеми остальными составляющими начинают сжиматься в цилиндре, и доступная мощность увеличивается. Оптимальная рабочая температура для максимального расширения 195 градусов по Фаренгейту.

Когда температура двигателя превышает примерно 230 градусов по Фаренгейту, расширение становится опасным, так как детали теряют все свои зазоры и могут заклинить. Двигатель также должен бороться с износом по мере увеличения пробега. По мере износа поршневых колец в двигателе начинает прогорать. Это происходит, когда кольца недостаточно затянуты, чтобы сдержать взрывы внутри цилиндров, и давление проходит через кольца в масляный поддон и блок.

Что делают сапуны клапанных крышек

В этом причина и функция сапуна клапанной крышки. Удар накапливается в масляном поддоне, когда сгорание проходит через кольца. По мере заполнения блока его необходимо эвакуировать. Если у этого удара нет возможности выйти, давление возрастет до такой степени, что оно разрушит прокладки в двигателе. Это одна функция сапуна клапанной крышки, а другая заключается в том, что он отбирает мощность у двигателя, когда в блоке выходит давление, и движение поршня должно противодействовать этому давлению. Еще одно соображение заключается в том, что при надлежащей вентиляции масло дольше остается чистым. Последней важной функцией является экологическая. Во всех двигателях, за исключением гоночных автомобилей, этот удар направляется во впускной коллектор для повторного сжигания, а не для выброса в атмосферу.

Предпосылкой для правильной работы сапуна клапанной крышки является, во-первых, возможность сброса внутреннего давления в двигателе во впускной коллектор. Второй пункт должен иметь конструкцию, препятствующую попаданию любого мусора в двигатель через сапун и препятствующую высасыванию масла в клапанной крышке из клапанной крышки за счет всасывания впускного коллектора. Это достигается за счет тонкой пластины, закрывающей нижнее отверстие сапуна. Пластина снабжена прокладками, позволяющими сбросить давление вокруг пластины, но предотвращающими утечку масла.

Биография писателя

Дон Боуман пишет для различных веб-сайтов и нескольких онлайн-журналов с 2008 года. Он владеет автосервисом с 1982 года и имеет более 45 лет технического опыта в качестве мастера ASE. Боуман имеет степень в области бизнеса Университета штата Пенсильвания и был офицером армии США (офицер по техническому обслуживанию самолетов, пилот, шесть наград за воздушные медали, два путешествия во Вьетнам).

Еще статьи

САУН КАРТЕРА ПРОБЛЕМА-СИМПТОМЫ,РЕШЕНИЕ —

Системой вентиляции картера часто пренебрегают и контролируют, хотя она играет важную роль в правильном функционировании вашего двигателя.

Из-за этого со временем могут появиться различные симптомы и проблемы, которые могут доставить большую головную боль водителям, особенно на подержанных автомобилях.

В этой статье основное внимание уделяется этим проблемам и симптомам, вызванным неисправной системой вентиляции картера, а также некоторым возможным решениям.

То, что здесь будет упомянуто, исходит из личного опыта и, возможно, может помочь, если вы столкнетесь с такой же или похожей проблемой (независимо от того, на какой машине вы ездите).

Также в конце статьи вы можете найти видео на эту тему или посмотреть его на нашем YouTube канале.


ЧТО ТАКОЕ САПУН КАРТЕРА?

В двух словах, это внешняя часть двигателя, отвечающая за вентиляцию картера.

Если вы не знаете, картер — это часть двигателя, где, помимо прочего, хранится моторное масло.

Видите ли, пока двигатель работает, определенное количество газов, образующихся при сгорании (более известных как ˝blow-by˝gas), успевает пройти через поршневые кольца и попасть в картер.

Эти газы затем вызывают повышение давления в картере двигателя, что, если оставить его без внимания, может вызвать серьезные проблемы, такие как протечки прокладок, сжигание масла в двигателе или, что еще хуже, повреждение двигателя.

Чтобы нарисовать картину, представьте, что воздушный компрессор все время нагнетает воздух в герметичный контейнер с моторным маслом. Естественно, внутри контейнера будет нарастать давление. Со временем емкость просто должна будет где-то начать протекать или лопнуть.

Примените эту картинку к двигателю, и вы должны получить хорошее представление о том, для чего предназначена система вентиляции картера.

Не мешало бы взглянуть на это объяснение из Википедии, где очень подробно объясняется вся система.


СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОСТИ САПУНА

Чтобы было понятно, в моем случае эти симптомы появились через определенный период (почти месяц).

В силу разных обстоятельств (в основном из-за отсутствия свободного времени) сразу заняться проблемой не получилось.

Возможно, лучше, поскольку я могу объяснить, что произошло и в каком порядке появились симптомы. Возможно, это даст вам фору, если вы столкнетесь с этой проблемой, и не позволите ей дойти до конца.

Итак, симптомы в хронологическом порядке:

1. НЕРОВНЫЙ ХОЛОСТОЙ ХОЛОСТОЙ

 

Двигатель работал без сбоев, пока я не заметил, что иногда холостой ход стал неровным без видимой причины. Сначала это происходило, когда двигатель прогревался до рабочей температуры, но по мере того, как проблема усугублялась, он работал на холостых оборотах даже при холодном двигателе.

Для уточнения, работа на холостом ходу была не такой неровной (типа с пропусками зажигания или неработающим одним цилиндром). Все время это было заметно, но едва заметно.

Кроме того, в двух случаях у меня на пару секунд поднимались обороты, когда машина стояла.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ НИЗКОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

По мере ухудшения проблемы с вентиляцией картера я заметил снижение производительности двигателя.

Как и в случае с холостым ходом, этот симптом не был столь резким. Тоже периодически случалось.

Я бы сказал грубо, что машина потеряла процентов 10 своей нормальной мощности (во всяком случае, это мое впечатление).

Двигатель ненадолго заглохнет и вернется в нормальное состояние за считанные секунды.

Чтобы было ясно, машина все время была на ходу.


3. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕРКЕ ДВИГАТЕЛЯ

На более поздних стадиях проблемы периодическое захлебывание двигателя вскоре будет сопровождаться загоранием лампочки проверки двигателя на приборной панели.

Через пару пусков гаснет.

Итак, когда двигатель начинал глохнуть, вскоре загоралась лампочка проверки двигателя.


4. ОДНОВРЕМЕННОЕ ЗАЖИГАНИЕ ЛАМП EPC, TCS И CHECK ENGINE

Теперь этот симптом, возможно, характерен только для Skoda Fabia или, возможно, других автомобилей группы Volkswagen того же поколения.

Этот симптом появился на заключительном этапе проблемы после упомянутого симптома проверки двигателя.

Одновременно на приборной панели загорелись EPC (электронная регулировка мощности), TCS (система контроля тяги) и Check Engine.

Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, при каких обстоятельствах загораются эти сигнальные лампочки.

Сделал вывод, что появляется, когда нажимаю на акселератор и набираю скорость во время движения (типа обгона или поворота на перекрестке).

Выглядело это примерно так: машина начинает разгоняться, загораются сигнальные лампы, машина немного глохнет (едва заметно) и езда продолжается в обычном режиме.

После того, как автомобиль остановлен и двигатель выключен, EPC и TCS исчезают, но индикатор проверки двигателя продолжает гореть в течение нескольких дней (примерно каждые пять раз, когда автомобиль заводится, индикатор проверки двигателя гаснет).

Главное здесь то, что машина все это время ехала без каких-либо серьезных проблем, несмотря на то, что все сигнальные лампы были включены.


5. УТЕЧКИ МАСЛА ПОД АВТОМОБИЛЕМ

Последний симптом неисправного сапуна картера был самым тревожным.

Однажды утром, придя на работу, я заметил масляное пятно под машиной. Не такой большой, но достаточно большой, чтобы я начал беспокоиться.

Когда я проверял, из картера капало моторное масло (по крайней мере, казалось, что оттуда).

Несерьезная утечка, скорее очень медленное капание.

Другой особенностью было то, что масло не было изношенным и не имело черного цвета (как было бы, например, если бы оно вытекло прямо из картера двигателя), а скорее выглядело и пахло так, как будто оно было новым.


 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ С САПУНОМ КАРТЕРА

Когда появилась утечка масла, пришло время принимать меры.

Так как я занимаюсь самоделкой, в тот момент, когда у меня было свободное время, я снял крышку двигателя и провел осмотр.

Если вы хотите узнать, как снять крышку двигателя, нажмите здесь, чтобы прочитать отдельную статью на эту тему.

На Skoda Fabia сапун картера расположен с правой стороны (если смотреть с места водителя) возле брандмауэра. Немного более низкое положение, но тем не менее доступное.

С верхней части двигателя все выглядело нормально.

Чтобы взглянуть на нижнюю часть сапуна картера, я поднял машину, закрепил ее и пошел вниз, чтобы проверить наличие каких-либо аномалий. Низко и вот, подтекающее моторное масло вытекало из нижней части сапуна и капало на картер.

Прежде чем делать какие-либо выводы, я также проверил:

 

Клапан PCV (клапан принудительной вентиляции картера) является важной частью системы, поскольку он регулирует поток картерных газов, поступающих во впускную систему.

Оба были как новые. Электрический разъем сидит плотно, без ржавчины и грязи. Кроме того, шланг был в хорошем состоянии и без грязи.

К тому времени причина проблемы была ясна. Покупка нового сапуна картера казалась неизбежной.

Насколько я мог видеть, вся деталь была сделана из прочного пластика. Он не казался дружелюбным для любого вида вскрытия, чистки или ремонта (это подтвердилось позже).

Так как у меня не было времени, чтобы произвести замену самостоятельно, а деталь не была сразу доступна, мне пришлось обратиться за помощью к профессиональному механику.

Когда я приехал, я рассказал все, что заметил, и все симптомы.

Позже механик пришел к такому же выводу, и деталь была заменена целиком. Утечка масла была вызвана неисправной прокладкой самого сапуна.

Хотя была неисправна только прокладка, пришлось заменить всю деталь. Я предполагаю, что это просто нынешняя природа отрасли. Полной замене уделяется гораздо больше внимания, чем ремонту. Такова их конструкция и цена.

Возможно, его можно разобрать и почистить, но вернуть детали на место, не сломав их и не допустив утечек, маловероятно.

Так было с Fabia, но, возможно, с другими автомобилями система менее сложна. Определенно стоит проверить перед покупкой совершенно новой детали.


 

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАМЕНА САПУНА КАРТЕРА?

 

Вся работа, часть плюс работа обошлась мне примерно в 80 евро.

Работа заняла пару часов. В общем, не такая уж и суета.

Конечно, эта цена указана за более старый (2004 г. ) автомобиль нижнего сегмента и, безусловно, дороже для более новых автомобилей или автомобилей премиум-класса.

Что касается других автомобилей, цена будет варьироваться от страны к стране в зависимости от таких факторов, как популярность марки автомобиля, наличие запчастей, стоимость работ и т. д.

Также важно учитывать доступность сапуна картера. Чем она недоступнее, тем выше становится цена труда.


 

ВАРИАНТЫ САМ

 

Говоря о затратах (точнее, их уменьшении), было бы справедливо упомянуть о возможности ремонта своими руками.

На мой взгляд, можно. Все зависит от вашего уровня мастерства в ремонте автомобилей и модели автомобиля, которым вы владеете.

В случае со Шкодой это включает в себя откручивание пары винтов, снятие и возврат шланга и электрического разъема. Довольно просто.

В некоторых автомобилях это еще проще, а в некоторых может быть сложнее.

Лучший совет в этой части — хорошо оценить весь ремонт перед началом. Не начинай того, что не сможешь закончить.

Не удивляйтесь, если сделаете вывод, что ничего не можете сделать. Большинство современных моторных отсеков переполнены и полны переплетенных систем, которые требуют большого демонтажа, пока вы действительно не доберетесь до детали.

Если это относится к вашему автомобилю, я бы порекомендовал профессиональную помощь или был бы готов к большому количеству, в большинстве случаев, нервной работы.

Что вы, безусловно, можете сделать самостоятельно, так это проверить шланг вентиляции картера, электрический разъем клапана PCV или сам клапан.

Проверить наличие трещин, ослабленных шлангов, плохого электрического соединения, заклинившего или неисправного клапана PCV, засоров, вызванных грязью и т. д. Особенно, если это менее сложная система и легкодоступная.

Если вы не можете сделать это сами, попросите вашего механика сделать это за вас. Очистка или замена этой детали будет иметь большое значение для вашего двигателя как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения долговечности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *