Содержание
Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC
Особенности автомобильных систем ESP и ESC
Каждый новый автомобиль, проданный в Европе с 2014, должен быть оснащён электронной системой стабилизации, но далеко не все автовладельцы знают, чем отличаются ESP и ESC, а также на что влияет выбранный вариант.
Смотрите также: Что такое система векторизации крутящего момента и как она работает?
ESC (или ESP) многими рассматривается как одно из величайших достижений в области автомобильной безопасности и автоспорта в частности. Принципиальное отличие системы стабилизации от таких традиционных элементов пассивной безопасности как ремни и подушки заключается в том, что они предназначены для спасения жизни, а также сохранения здоровья водителя и пассажира при аварии, а вот ESC (или ESP) используются для предотвращения ДТП.
Для справки, ESC расшифровывается как Electronic Stability Control (Электронный Контроль Устойчивости), а ESP – Electronic Stability Program (Электронная Программа Стабилизации). Фактически, цели у обеих совпадают, а исследования и проверка опытным путём наглядно доказывают их эффективность. По мнению британских специалистов, которые основывались на статистических данных, оснащение автомобиля ESP помогает снизить риски серьёзного транспортного происшествия на 25%. В то же время шведские исследователи склонны полагать, что данная система активной безопасности помогает на 35% уменьшить вероятность попадания в аварию со смертельным исходом при плохих погодных условиях.
Это мрачная перспектива, которая, тем не менее, должна подвергаться тщательному анализу, именно поэтому в Европе на законодательном уровне закрепили обязательное оснащение всех новых автомобилей ESP. Такая инициатива была реализована в 2014 году, до этого момента столь важная система входила лишь в список дополнительного оборудования, доступного достаточно дорогим моделям. При этом прообраз данной электронной системы был запатентован ещё в 1959 году, а реализовать её на массовой серийной модели удалось только к 1994 году.
Как работают ESP и ESC
При таком количестве электронных систем, устанавливаемых в автомобиле, каждая из которых имеет собственную аббревиатуру, многие автовладельцы совершенно не понимают, в чём заключается принципиальное отличие между ними. Ещё больше усложняет ситуацию то, что для обозначения близких по назначению средств активной безопасности используются разные названия, которые в большинстве случаев определяются самим производителем.
Так, ESP (Electronic Stability Program) может быть известна как ESC (Electronic Stability Control), VSC (Контроль Устойчивости Автомобиля или система курсовой устойчивости), VSA (Vehicle Stability Assist – Система Курсовой Стабилизации) или DSC (Dynamic Stability Control – Система Динамического Контроля Устойчивости). Некоторые автопроизводители используют собственные «бренды» для продвижения ESP, поэтому вы можете столкнуться, например, с DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) от Volvo или PMS (Porsche Stability Management) от Porsche.
Итак, теперь мы определились с возможными вариантами названий, давайте посмотрим, как работает ESP.
Добавление третьего элемента безопасности к ABS и противобуксовочной системе
Для того, чтобы появилась возможность оснащения вашего автомобиля системой ESP, он должен быть оборудован ABS (антиблокировочная тормозная система) и TCS (Traction Control System – противобуксовочная система) В простейшем случае два этих элемента активной безопасности предназначены для того, чтобы улучшить управляемость и предсказуемость, а также сохранять контроль над автомобилем при торможении и ускорении соответственно, поэтому их вмешательство в процесс управления сводится лишь к контролю линейного ускорения.
ESP дополняет их и вносит третье контролируемое измерение, поскольку она отвечает за перемещение автомобиля в перпендикулярном траектории движения направлении, в котором и возникают такие явления как недостаточная или избыточная поворачиваемость – занос. В более продвинутых версиях она находится в постоянном взаимодействии и с электронным блоком управления двигателем, чтобы максимально повысить эффективность своей работы.
Согласно статистическим данным, ESP может предотвратить до 80% заносов, что является отличным показателем, особенно на фоне того, что около 40% аварий происходит именно из-за этого явления. Тем не менее, стоит вспомнить слова Скотти из фильма Стартрек: «Вы можете изменить законы физики!». Конечно, возможности систем активной безопасности не безграничны и об этом не стоит забывать. Если водитель перешагнёт тот рубеж, когда потеря контроля над автомобилем неизбежна, ни одна из существующих ныне систем не позволит предотвратить серьёзные последствия.
Дополнительная устойчивость при повороте с ESC
Поскольку ESP обеспечивает дополнительную безопасность наряду с ABS и TCS, вас вряд ли удивит тот факт, что она использует большую часть оборудования из этих систем для работы. Используя датчики для измерения скорости отдельных колес, а также информацию от датчиков бокового ускорения и датчиков поперечной скорости, блок управления ESP постоянно контролирует боковые движения автомобиля и сопоставляет их с положением рулевого колеса. Если машина не отреагирует на движение руля так, как это запрограммировано, или заданный угол поворота, а также скорость слишком велики, ESP начнёт подтормаживать колёса, пытаясь сохранить прямолинейную траекторию движения. При этом торможение осуществляется при активном взаимодействии с ABS, что исключает блокировку одного из колёс. Сама суть работы рассматриваемой системы заключается в том, чтобы начать активно содействовать процессу управления машиной ещё до того момента, как водитель поймёт, что начинает терять контроль.
Система работает постоянно, вне зависимости от режима езды, и даже при движении накатом. А механизм её влияния полностью зависит от ситуации и конструктивных особенностей автомобиля. Например, если в резком повороте фиксируется начало проскальзывания задней оси, то электроника начинает плавно снижать количество подаваемого в двигатель топлива, обеспечивая снижение его оборотов. Если же и этого оказывается недостаточно, то начинается постепенное подтормаживание передних колёс. Если же автомобиль оснащён автоматической трансмиссией, то ESP позволяет принудительно активировать зимний режим работы, обеспечивая возможность перехода на пониженную передачу.
Дополнительные преимущества ESC
Поскольку ESC способен тормозить колеса автомобиля независимо от нажатия педали, она открывает огромный потенциал для реализации и внедрения других различных технологий безопасности. К ним можно отнести и достаточно известную ныне Brake Assist, предназначенную для сокращения тормозного пути, которая распознаёт ситуацию экстренного торможения и оказывает необходимое содействие водителю. А также Hill Hold Control, суть которого заключается в помощи при трогании в гору путём подтормаживания колёс на пару секунд после отпускания педали, чтобы предотвратить откатывание назад. Всё это ещё на несколько шагов приближает тот момент, когда электроника полностью заменит водителя.
Смотрите также: Технологии которые появились на авторынке благодаря Mercedes S-классу
Коммерческие автомобили, оснащенные ESC, могут иметь дополнительные датчики, которые измеряют вес и положение груза, и соответственно адаптировать поведение автомобиля под конкретные условия. Это повышает степень участия ESC в управлении автомобилем, поскольку в этом случае появляется даже возможность контроля над сдвигом груза при резком повороте. Данная система также обеспечивает дешевый и эффективный мониторинг давления в шинах, поскольку она измеряет скорость каждого отдельного колеса и может определить, снизилось ли давление в шине, поскольку это повлияет на скорость её вращения.
Помимо этого, не стоит забывать и о том, что данная электронная система позволяет ощутимо снизить показатель среднего расхода топлива за счёт оптимизации режимов работы двигателя и предотвращения затрат энергии при проскальзывании одной из осей. Конечно, обилие электроники существенно усложняет конструкцию автомобиля, повышает его стоимость и приводит к необходимости высококвалифицированного сервисного обслуживания, однако, как показывает история, массовое внедрение какой-либо технологии автоматически приводит к постепенному снижению её цены.
В ряде случаев при неоднородном покрытии (например, крупном щебне) или при движении с малой скоростью по сыпучему песку эта система оказывается неэффективна и даже негативно влияет на параметры работы автомобиля. Поэтому большинство автомобильных инженеров сходится во мнении, что такая полезная опция всё ещё нуждается в доработке, а пока необходимо предусмотреть возможность её деактивации, особенно на спортивных моделях и внедорожниках. Например, VSC от Toyota начинает работать только при достижении скорости 15 км/час.
Смотрите также: Силовое подруливание на переднеприводных машинах, способы решить проблему
Подводя итог, можно сказать, что ESP в различных вариациях исполнения предназначена для исправления ошибок недостаточно опытного водителя, чтобы предотвратить катастрофические последствия. Однако для тех, кто предпочитает активную езду и обладает для этого достаточными навыками, электроника снижает удовольствие от вождения, поскольку не позволяет довести ситуацию до критической грани, на которой и достигается управляемый занос, дрифт, прохождение поворотов «веером» и многое другое.
Именно поэтому на ряде моделей, особенно спортивных автомобилей, предусмотрена возможность настройки параметров под индивидуальные особенности владельца и даже отключения этой функции.
Автор: Сергей Василенков
ESP: что это такое в машине
Перед современными конструкторами автомобилей вопрос безопасности стоит как нельзя остро. Быстрые автомобили, безумный темп жизни, низкая культура вождения и коварные погодные условия провоцируют возникновение множества трудных и опасных ситуаций на дорогах. Сегодняшняя статья посвящена теме ESP: что это такое в машине?
ESP – это пневмоэлектронная система безопасности, относимая к категории активных средств противодействия заносу автомобиля. В России больше прижилось название «система электронного контроля устойчивости». Первые опытные образцы системы появились ещё в 1960-х годах, когда немецкий концерн «Daimler-Benz» запатентовал своё новое изобретение с лаконичным названием «Управляющее устройство». Впрочем, первые ходовые испытания серийных образцов прошли лишь в 1994 году и с 1995 года активно устанавливались на премиальные модели Mercedes S-класса.
Содержание
1 ESP: что это такое в автомобиле
2 Принцип работы
3 Почему горит лампа на панели приборов
4 Когда нужно отключать ESP
4.1 Видео: почему так важна стабилизация
ESP: что это такое в автомобиле
Зачастую систему ESP называют системой динамической устойчивости автомобиля. Кстати говоря, вариантов аббревиатур и названий множество: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, в зависимости от производителя машины, но сути это не меняет – всё это одна и та же система.
Схема торможения автомобилей с и без ESP
Главная задача ESP – обеспечение контролируемого и отзывчивого управления автомобилем вне зависимости от степени потери его управляемости. В каком-то смысле эта система является расширенной версией антиблокировочной системы (ABS), за тем исключением, что контролируется не степень блокировки, а момент сила колеса (силы его вращения). В упрощённом виде система состоит из 3 главных модулей:
- Центрального компьютера;
- Измерительных механизмов: акселерометра, датчика положения рулевого колеса;
- Системы передачи информации.
ESP не является самостоятельной системой и может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами автомобиля:
- Системой распределения тормозных усилий;
- Антиблокировочной системой;
- Системой контроля тяги;
- Антипробуксовочной системой.
ESP сохраняет траекторию движения, курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров
Становится понятным, что ESP только интерпретирует данные, получаемые с измерительных датчиков, затем вмешиваясь в управление путём задействования тормозных механизмов и вышеперечисленных вспомогательных систем безопасности. В расчётах участвуют следующие основные параметры:
- Частота вращения колёс;
- Частота оборотов мотора;
- Давление в тормозных магистралях;
- Частота срабатывания ABS;
- Положение рулевого колеса;
- Положение педали газа;
- Положение дроссельной заслонки;
- Угловая скорость по вертикальной и горизонтальной оси;
- Значения поперечного ускорения (в простонародье G-сенсор).
Принцип работы
Принцип действия системы динамической устойчивости заключается в контролируемом включении тормозных механизмов каждого из колёс автомобиля по отдельности. Логика работы строится на физических явлениях, называемых избыточной и недостаточной поворачиваемостью.
В случае заноса акселерометр моментально считывает факт появления малейшего углового перемещения кузова машины (вращения). Если в этот момент угол поворота руля не соответствует положению, способствующему выходу из заноса, либо выхода из заноса не происходит (скользкая дорога) – фиксируется факт недостаточной поворачиваемости. ESP начинает активно затормаживать одно из передних колёс для того, чтобы помочь автомобилю и водителю вывести его из заноса.
ESP помогает водителю вывести автомобиль из заноса
Напротив, если автомобиль начинает уходить в занос после резкого поворота руля, то фиксируется факт избыточной поворачиваемости автомобиля, и ESP затормаживает колесо, чтобы препятствовать действиям водителя. Именно этот момент чаще всего замечают водители, автомобиль перестаёт слушаться педали акселерометра, находясь на грани срыва в занос.
Это важно! Система курсовой устойчивости не только притормаживает необходимые колёса, но и регулирует тягу мотора, вплоть до полного отключения электронной педали газа.
Архитектура более дорогих автомобилей заранее проектируется под применение ESP. В таких машинах ESP напрямую уменьшает подачу топлива в двигатель, взаимодействует с адаптивным круиз-контролем, а автоматическая трансмиссия способна «сбрасывать» скорости или переключаться в специальные режимы повышенной проходимости.
Почему горит лампа на панели приборов
Как и остальные компоненты безопасности, система ESP имеет лампу на приборной панели любого автомобиля, который ею оборудован. Лампа может подавать различные сигналы в зависимости от модели и производителя автомобиля, но три из них универсальны:
- Лампа ESP моргает во время своей работы – попытки привести автомобиль в устойчивое положение. В зависимости от автомобиля, моргание лампы также наблюдается в процессе работы антипробуксовочной системы.
- Лампа ESP не горит. На неподвижной машине это означает, что все элементы системы работают штатно, а на двигающемся, что в текущий момент времени система не вмешивается в управление
- Лампа ESP постоянно горит. Это тревожный сигнал, сигнализирующий о неисправности одного из компонентов системы. Суммарное количество компонентов, участвующих в работе системы стабилизации, превышает 15 единиц. Самостоятельная диагностика – практически невыполнимая задача. Загорание лампы вызывает даже неравномерный износ колёс, когда блок управления замечает ненормальную разницу в частоте вращения колёс и уходит в аварийный режим. Тот же эффект вызывается установкой нового запасного колеса вкупе с сильным износом оставшегося комплекта покрышек.
Если автомобиль оборудован системой ESP, на приборной панели имеется соответствующая лампа, которая отображает работу или неисправность
Если вы относитесь к числу людей, не любящих сервисы, можно попробовать определить неисправность самому:
- Водитель случайно самостоятельно отключил её. На некоторых автомобилях система не включается самостоятельно при достижении 50 км/ч, а значит, водитель постоянно ездит с горящей лампой.
- Проверить состояние покрышек.
- Проверить напряжение в бортовой сети. Блок управления отключается при низких значениях.
- Проверить состояние гидроблоков ABS: хоть и редко, но они служат причиной поломки.
Это важно! Иногда случаются проблемные ситуации, когда ошибка ESP возникает периодически, а лампа может начинать гореть в самых замысловатых случаях. В таком случае машина эксплуатируется с постоянно подключённым сканером ошибок.
Во всех остальных случаях правильным поступком станет обращение в автосервис и проверка кодов ошибок сертифицированным сканером. Отсутствие ошибок, как правило, всё же сигнализирует о неисправности гидроблока ABS, в остальных случаях комбинация ошибок позволить определить неисправный узел.
Когда нужно отключать ESP
Вокруг отключения системы стабилизации возникают горячие споры. С одной стороны рубежа водители с горячей кровью – любители острых ощущений и запредельных углов заноса. С другой стороны – опытные водители, предъявляющие аргумент, что система стабилизации мешает выйти из очень сильного заноса. Для того чтобы развеять лишние мифы относительно отключения ESP, перечислим её минусы:
- ESP не умеет выводить переднеприводные автомобили из сильного заноса, т. к. для этого нужно не уменьшение, а резкое увеличение крутящего момента на передних колёсах.
- На полноприводных автомобилях в условиях гололёда увеличение крутящего момента также предпочтительнее торможения.
- ESP ведёт себя неадекватно на рыхлом снегу при небольшой скорости движения.
- На сильно сдутых колёсах ESP может сильно мешать водителю.
Иногда систему ESP требуется отключать
Плюс у системы один, и он перекрывает все вышеперечисленные недостатки – скорость реакции ESP в нештатных ситуациях значительно выше, чем у человека. В большинстве случаев за рулём находится водитель, незнакомый с приёмами экстремального вождения, а значит, система курсовой устойчивости станет для него спасительной ниточкой в ситуациях, требующих безотлагательных действий. В качестве бонуса система добавляет значительную часть комфорта от вождения, устраняя крены при поворотах и динамичной езде.
Отключать ESP следует при необходимости проехать небольшое бездорожье, скажем, подъём по сырой траве, почве или снегу, при выезде с заледеневшей городской парковки и в других ситуациях, когда работа системы стабилизации не требуется, а её срабатывание — ложная мера безопасности. Во всех перечисленных условиях система будет «душить» двигатель и мешать преодолению сложившихся дорожных условий.
Это важно! При выезде из глубокой колеи не отключайте ESP, т. к. большинство современных седанов оснащены системой контроля тяги, работающей с ней в паре.
Видео: почему так важна стабилизация
Электронная система стабилизации стала неотъемлемой частью безопасного и комфортного движения в автомобиле. Хоть и относящаяся к вспомогательным, эта система спасает множество жизней, а её минусы незначительны и компенсируются аккуратным вождением. Будьте аккуратны за рулём и получайте от вождения только удовольствие!
- Автор: OKM
- Распечатать
Оцените статью:
(13 голосов, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Объяснение ESP — Total Car Control
Что такое ESP в автомобиле?
Электронная система курсовой устойчивости (ESP) — это компьютеризированная технология безопасности, присутствующая в большинстве современных автомобилей. Он предназначен для повышения устойчивости автомобиля путем обнаружения и уменьшения потери сцепления с дорогой, что предотвращает неконтролируемое занос шин. Когда программа контроля устойчивости обнаруживает потерю контроля над рулевым управлением, она автоматически включает отдельные тормоза, чтобы помочь «направить» автомобиль туда, куда водитель намеревался его направить.
Система ESP, устанавливаемая на большинство современных автомобилей, производится компанией Bosch. Затем производители автомобилей настраивают стандартные настройки, чтобы они наилучшим образом соответствовали характеристикам управляемости и спортивным характеристикам их конкретных автомобилей. Многие производители автомобилей также адаптировали и создали свои собственные версии ESP, которые обсуждаются в следующем разделе.
ESP или ESC? В чем разница?
Во всех смыслах и целях электронная система курсовой устойчивости (ESP) и электронная система курсовой устойчивости (ESC) на самом деле являются одним и тем же; различия в их названии, связанные с производителем автомобиля, у которого вы решили купить. Другие фирменные системы контроля устойчивости называются по-разному: «DSC» (например, Aston Martin, BMW и Jaguar), «MSP» (Maserati), «PSM» (Porsche), «CST» (Ferrari предыдущего поколения) и многие другие.
Насколько важна ESP в автомобиле?
Короче говоря, очень важно. Статистика в Великобритании показала, что ESP может снизить вероятность того, что водитель попадет в аварию со смертельным исходом, на 25%. Аналогичным образом исследования, проведенные в Швеции, показывают, что вероятность несчастных случаев со смертельным исходом в плохую погоду на 32% ниже, если автомобиль оборудован системой ESP.
До тех пор, пока вы не проедете машину с системой ESP и без нее, выйдете за пределы сцепления на испытательном треке и не сможете сравнить разницу, вам будет сложно по-настоящему понять важность этой замечательной системы.
Важно отметить, что не все автомобили оснащены ESP. Только с 2014 года Европейский Союз ввел обязательную установку ESP на все (основные) автомобили. Тем не менее, малосерийные спортивные автомобили, такие как Ariel Atom и Caterham 7, по-прежнему освобождаются от такого требования.
Как работает ESP?
ESP работает совместно с антиблокировочной системой тормозов (ABS) и системой контроля тяги (TCS). ABS, конечно же, предназначена для поддержания сцепления с дорогой и обеспечения рулевого управления во время резкого торможения, предотвращая блокировку, тогда как TCS помогает ведущим колесам автомобиля поддерживать сцепление с дорогой во время ускорения. Проще говоря, ABS предотвращает пробуксовку колес при торможении, а TCS предотвращает пробуксовку колес при ускорении.
ESP работает в основном через ABS, но также полагается на TCS для обнаружения тонких различий между управляющими воздействиями водителя и фактической реакцией автомобиля.
Целью ESP является постоянный контроль угла поворота рулевого колеса по отношению к фактическому направлению движения; измерение скорости отдельных колес, угла рыскания и угла поворота руля 25 раз в секунду. При этом ESP помогает компенсировать ошибки водителя, которые в противном случае повлияли бы на поперечную динамику; тогда как системы ABS и контроля тяги делают то же самое для продольной динамики.
Если автомобиль теряет поперечное сцепление с дорогой, и передняя или задняя часть начинает скользить вбок, ESP реагирует, устраняя причину заноса; уменьшение мощности, когда это необходимо, и применение отдельных тормозов по мере необходимости, чтобы заставить автомобиль следовать за углом поворота рулевого колеса. В случае недостаточной поворачиваемости ESP притормаживает внутреннее заднее колесо, чтобы помочь автомобилю больше вращаться, тогда как, если проблема заключается в избыточной поворачиваемости, ESP включает тормоз внешнего переднего колеса, чтобы создать более полезную точку поворота, чтобы вернуть заднюю часть автомобиля назад. под контролем.
Исходный источник изображения — Bosch
В зависимости от автомобиля «зонтик» ESP может также включать множество других функций для дополнительной поддержки безопасности и контроля: электронное распределение тормозного усилия (EBD), очистка тормозных дисков, предварительное заполнение тормозов и Система помощи при экстренном торможении (EBA) — лишь некоторые из них. Интересно, что многие системы контроля давления в шинах также считывают свои показания с помощью программного обеспечения ESP, чтобы избежать необходимости установки тяжелого узла клапана на каждом колесе.
Top Driving Tip
Имейте в виду, что независимо от того, насколько продвинуты системы активной безопасности, любой автомобиль подчиняется законам физики , а ESP может реагировать только на угол поворота руля; что делает его несколько излишним, если вы не можете двигаться туда, куда хотите.
Сигнальная лампа ESP
Когда автомобиль находится в движении и загорается сигнальная лампа ESP, она отображается одним из двух способов:
- Постоянное освещение
- Мигает
Постоянно горящая лампа ESP
Постоянное горение сигнальной лампы ESP/ESC (обычно это символ, изображающий автомобиль с яркими линиями заноса позади него) указывает на то, что система не работает. Либо он был выключен умышленно (водителем, либо пассажиром!), либо по какой-то причине вышел из строя; чаще всего это временная неисправность, вызванная перегревом датчика (в этом случае дайте вещам остыть, затем «перезагрузите» систему, выключив зажигание, сделав небольшую паузу, а затем снова запустив двигатель).
Здесь стоит отметить, что некоторые автомобили автоматически частично или полностью отключают ESP при выборе определенных режимов движения. Например, режим Race в Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio полностью отключает ESC; в то время как режим Track Mode в Aston Martin и спортивных моделях Jaguar просто отступает от точки, в которой срабатывает система DSC, позволяя немного энергичнее вождения и «динамической широты» до того, как сработает электронная система безопасности. Всегда полезно полностью понимать свою машину и то, как она будет вести себя в разных условиях и ситуациях.
По умолчанию система ESP всегда включена и готова помочь водителю при каждом запуске двигателя. Таким образом, мы не можем начать новое путешествие, забыв повторно включить ESP.
Если контрольная лампа ESP продолжает гореть даже после перезагрузки, предложенной выше, и после длительного периода охлаждения/сброса (т.е. 30 минут или около того), необходимо посетить вашего дилера или специалиста по марке для диагностики и исправить проблему.
Мигающая лампа ESP
Если ESP на мгновение мигает во время движения автомобиля, это указывает на срабатывание системы контроля тяги. Когда автомобиль обнаруживает, что хотя бы одно из колес начинает проскальзывать, срабатывает ESP, чтобы помочь вам вернуться на намеченный путь, а свет на короткое время мигает, указывая на то, что это произошло. Это можно интерпретировать как предупреждение о том, что следует вести машину более осторожно и/или уделять больше внимания уровням сцепления с дорогой (само собой разумеется, что ESP легко срабатывает при движении в экстремальных условиях, таких как грязь, лед или снег).
В заключение
Электронная программа курсовой устойчивости — это замечательный инструмент, который существенно снижает вероятность нежелательного исхода в случае неконтролируемого заноса шин автомобиля. Если вы хотите безопасно проверить, как ваш автомобиль ведет себя с поддержкой ESP и без нее, мы настоятельно рекомендуем испытать ее в контролируемой среде на одном из наших курсов Dynamic Driving или Total Control…
ESP: Электронная программа стабилизации
Если ваш автомобиль имеет ESP® на борту, он предоставляет вам две другие активные системы безопасности: антиблокировочную тормозную систему ABS и противобуксовочную систему TCS. ABS предотвращает блокировку колес при торможении; TCS предотвращает пробуксовку колес при трогании с места и ускорении. В то время как ABS и TCS воздействуют на продольную динамику автомобиля, ESP® дополнительно улучшает поперечную динамику, обеспечивая тем самым стабильное движение во всех направлениях.
ESP® – разные названия для одного и того же преимущества безопасности 80 процентов производителей автомобилей в Европе используют аббревиатуру ESP® для электронной программы стабилизации. Некоторые автопроизводители продают ESP® под разными названиями, например, DSC (Dynamic Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) или VSC (Vehicle Stability Control). Функциональность и работа системы ESP®, а также повышение безопасности вождения, которое она обеспечивает, остались прежними.
Как работает ESP®?
Занос – одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Международные исследования показывают, что не менее 40 процентов всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом вызваны заносом. ESP® может предотвратить до 80 процентов всех аварий с заносом. ESP® распознает опасность заноса и очень быстро вмешивается. Водитель сохраняет контроль над транспортным средством и не попадает в занос при условии, что физические ограничения не превышены.
ESP® всегда активна. Микрокомпьютер отслеживает сигналы датчиков ESP® и проверяет 25 раз в секунду, соответствуют ли действия водителя рулевому управлению фактическому направлению движения автомобиля. Если автомобиль движется в другом направлении, ESP® распознает критическую ситуацию и немедленно реагирует – независимо от водителя. Он использует тормозную систему автомобиля, чтобы «направить» автомобиль обратно в нужное русло. Благодаря этим избирательным вмешательствам в торможение ESP® создает необходимую противодействующую силу, так что автомобиль реагирует так, как задумал водитель. ESP® не только инициирует торможение, но также может вмешиваться со стороны двигателя для ускорения ведущих колес. Итак, в рамках физики автомобиль благополучно держится на нужной трассе.
Системы ABS, TCS и ESP® были впервые представлены на рынке компанией Bosch.
Пример:
Технические характеристики
Компоненты электронной программы стабилизации ESP® от Bosch
- ESP-гидравлический блок со встроенным блоком управления двигателем (ECU)
- Датчики скорости вращения колес
- Датчик угла поворота рулевого колеса
- Датчик рысканья и поперечного ускорения
- Связь с ЭБУ 9 управления двигателем0072
Гидравлический блок с присоединенным блоком управления
Гидравлический блок выполняет команды блока управления и регулирует с помощью электромагнитных клапанов давление в колесных тормозах. Гидравлический модулятор представляет собой гидравлическое соединение между главным цилиндром и колесными цилиндрами. Он расположен в моторном отсеке. Блок управления берет на себя электрические и электронные задачи, а также все функции управления системой.
Датчик скорости вращения колеса
Блок управления использует сигналы датчиков скорости вращения колес для расчета скорости вращения колес. Используются два разных принципа работы: пассивные и активные датчики скорости вращения колес (индуктивные датчики и датчики Холла). Оба измеряют скорость вращения колеса бесконтактным способом с помощью магнитных полей. В настоящее время в основном используются активные датчики. Они могут определять как направление вращения, так и остановку колеса.
Датчик угла поворота рулевого колеса
Датчик угла поворота рулевого колеса измеряет положение рулевого колеса путем определения угла поворота рулевого колеса. Исходя из угла поворота рулевого колеса, скорости автомобиля и требуемого тормозного давления или положения педали акселератора, рассчитывается намерение водителя управлять автомобилем (желаемое состояние).
Датчик рыскания и поперечного ускорения
Датчик рысканья регистрирует все движения автомобиля вокруг его вертикальной оси. В сочетании со встроенным датчиком поперечного ускорения состояние автомобиля (фактическое состояние) можно определить и сравнить с намерением водителя.
Связь с блоком управления двигателем
Через шину данных блок управления ESP может обмениваться данными с блоком управления двигателем. Таким образом, крутящий момент двигателя может быть снижен, если водитель в определенных дорожных ситуациях слишком сильно ускоряется. Точно так же он может компенсировать чрезмерную пробуксовку ведущих колес, вызванную тормозным моментом двигателя.
Тест Euro NCAP с ESP и без нее
youtube.com/embed/AoQOTpCaEMk?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Дополнительные функции ESP®
Основная задача ESP® — предотвратить занос. Однако возможности, предлагаемые ESP®, выходят за рамки этого. Поскольку ESP® может создавать тормозное давление независимо от положения педали тормоза, с помощью ESP® можно реализовать ряд так называемых дополнительных функций. Они обеспечивают дополнительную безопасность вождения и позволяют водителю испытать повышенный комфорт вождения и маневренность.
Ряд этих дополнительных функций уже доступен на рынке сегодня. Другие последуют за ними, чтобы удовлетворить растущий спрос на безопасность и комфорт. В зависимости от производителя и типа автомобиля дополнительные функции ESP® доступны либо в качестве опции, либо в качестве стандартных функций для уже установленной системы ESP.
Система удержания на подъеме
Старт на подъеме не всегда прост, особенно когда автомобиль сильно загружен. Водитель должен очень быстро нажимать на педали тормоза, акселератора и сцепления, чтобы автомобиль не откатился назад. Система ESP® Hill Hold Control облегчает трогание с места, удерживая тормоза еще примерно две секунды после того, как водитель уже отпустил педаль тормоза. У водителя достаточно времени для переключения с педали тормоза на педаль акселератора без использования ручного тормоза. Автомобиль трогается с места с комфортом и без скатывания назад.
Гидравлический усилитель торможения
В критических дорожных ситуациях водители часто тормозят слишком нерешительно. Гидравлический усилитель торможения определяет неизбежную ситуацию экстренного торможения, отслеживая давление на педаль тормоза, а также градиент давления. Если водитель тормозит недостаточно сильно, гидравлический усилитель торможения увеличивает тормозное усилие до максимума. Затем тормозной путь сокращается.
Адаптивное управление нагрузкой
Объем и положение груза в коммерческом автомобиле могут значительно меняться от поездки к поездке. Нагрузка оказывает важное влияние на торможение, тягу, способность проходить повороты и склонность к переворачиванию. Система ESP® Load Adaptive Control определяет изменения массы автомобиля и центра тяжести вдоль продольной оси автомобиля и адаптирует действия систем безопасности ABS, TCS и ESP® к нагрузке автомобиля. Таким образом, Load Adaptive Control оптимизирует эффективность торможения, тягу и устойчивость. Кроме того, он снижает риск опрокидывания за счет улучшенного использования системы предотвращения опрокидывания и минимизирует износ тормозных колодок за счет оптимизации распределения тормозных усилий.
Защита от опрокидывания
Из-за нагрузки и более высокого центра тяжести легких коммерческих автомобилей они достигают критического поперечного ускорения быстрее, чем легковые автомобили. Таким образом, риск опрокидывания значительно выше. Функция предотвращения опрокидывания постоянно отслеживает поведение автомобиля с помощью датчиков ESP® и вмешивается, когда автомобиль угрожает перевернуться. Система предотвращения опрокидывания подтормаживает отдельные колеса и снижает крутящий момент, чтобы предотвратить опрокидывание и стабилизировать автомобиль.
Система контроля давления в шинах
Падение давления в шинах приводит к отклонению скорости вращения соответствующего колеса. Путем сравнения скоростей вращения колес определяется потенциальное сдувание шины. Эта дополнительная функция позволяет контролировать давление в шинах без использования датчиков давления в шинах.
Предотвращение раскачивания прицепа
Прицепы легко раскачиваются. Незначительная ошибка рулевого управления, порыв ветра или неровность дорожного покрытия могут вызвать критическое усиление раскачивания. Встречный поворот и ускорение тягача усугубляют критическую ситуацию. С помощью датчиков ESP® Trailer Sway Mitigation определяет эти раскачивающие движения прицепа и вмешивается, подтормаживая отдельные колеса тягача. Автомобиль и прицеп замедляются до некритической скорости и стабилизируются.