Содержание
5 явных преимуществ вариатора перед другими трансмиссиями — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото из открытых источников
Уже много лет бытует мнение, что вариаторы — крайне капризны и недолговечны. Мол, эти «коробки» доставят много больше проблем, нежели «робот» или классический «автомат». Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, почему вариатор напрасно считают ненадежным и приводит свои аргументы в пользу того, что эта трансмиссия, при должном обслуживании, не доставит серьезных неприятностей.
Виктор Васильев
Несомненный плюс вариатора в том, что он дешевле классического «автомата». Именно поэтому его так часто начали ставить на свои машины многие автопроизводители. А еще эта трансмиссия обеспечивает неплохую плавность хода, что добавляет комфорта в городе. Да и надежность CVT неплохая. Вот пять преимуществ вариатора перед другими «коробками».
Простота
Мало кто знает, но вариатор — это самая простая трансмиссия с точки зрения конструкции! Даже проще, чем классическая механическая коробка передач. В CVT есть только один основной элемент — ремень, который взаимодействует с конусами. Он соединяет входной и выходной вал, что обеспечивает широкий диапазон передаточных отношений.
Цепь, а не ремень
Если хотите, чтобы вариатор не доставлял проблем, выбирайте агрегат, у которого не классический ремень, а цепь. Такую конструкцию можно встретить во многих моделях Audi и Subaru. «Цепная коробка» может пройти и 300 000 км без ремонта, что по нынешним временам очень неплохо.
Фото из открытых источников
Особенности технических решений
Для повышения надежности, инженеры предлагают много хитрых решений для CVT. Например, у тойотовской трансмиссии Direct Shift вариатор оснащен механической первой передачей. Такой конструкции не страшно длительное буксование в грязи.
Нюансы эксплуатации
Вариатор не любит пробуксовок и быстрых «прохватов», а еще долгого движения на высоких скоростях. Зная это, можно многократно увеличить ресурс трансмиссии, просто изменив свой стиль вождения.
А еще не забывайте следить за чистотой радиатора охлаждения и прогревать вариатор в морозы. Помните, в месте, где идет соприкосновение конусов и ремня, рабочая жидкость начинает нормально функционировать только тогда, когда ее температура близка к рабочей. Если жидкость будет холодной, ремень станет проскальзывать, что приведет к появлению задиров на конусах и самом ремне.
Гидротрансформатор
У всех вариаторов есть гидротрансформатор, как на классическом ‘автомате», и его настраивают так, чтобы поберечь CTV. Например, у Renault Duster в режиме Auto гидротрансформатор блокируется на скорости 12 км/ч. Это дает возможность экономить чуть больше топлива, а в режиме Lock блокировка происходит на 45 км/ч. Так можно двигаться по бездорожью, не опасаясь перегрева трансмиссии.
- Лайфхак
- Эксплуатация
Чего бояться при зажженной сигнальной лампе
40590
- Лайфхак
- Эксплуатация
Чего бояться при зажженной сигнальной лампе
40590
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
автосервис, технология, техническое обслуживание, дорога
плюсы и минусы вариаторной коробки передач на авто, надежность и что такое CVT
20.07.202239 415 6 22 КПП
Автор:Иван Баранов
Вариаторная бесступенчатая коробка передач поддерживает двигатель в необходимом тонусе и регулирует потребление топлива, позволяя хорошо сэкономить. За счет отсутствия ступеней, трансформация передаточного числа происходит плавно и без рывков. Плюсы и минусы вариатора, а также чем он лучше других КПП, мы рассмотрим далее в статье.
Содержание
- 1 Принцип работ
- 1.1 Галерея «Типы вариаторных КПП»
- 2 Основные достоинства и недостатки
- 3 Чем вариатор отличается от других видов трансмиссий?
- 4 Видео «Автомат или Вариатор»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Принцип работ
Вариативная КПП делится на несколько типов:
- цепные;
- клиноременные;
- тороноидальные.
Тороноидальные не так популярны, как клиноременные, в основном потому, что устанавливаются на заднеприводные и полноприводные автомобили, у которых двигатель находится продольно.
О коробке вариатор и сколько она служит, узнаем из видеоролика Вести РФ.
В настоящее время клиноременный вариант – самый популярный тип вариаторной коробки передач. Суть качественного ремня в том, что в разрезе он приобретает вид трапеции и вклинивается в шкив боковыми поверхностями. Чтобы понять устройство на основе работы этого ремня, представим перед собой две похожие трубки, которые находятся рядом в вертикальном положении. Если скрутить их друг с другом резинкой и начать крутить одну трубку, вторая повторит движения первой, причем подстраиваясь под ту же скорость, которой следует первая трубка.
Что такое коробка передач CVT и в чем заключается ее надежность, узнаем из видео Artur Bogomolov.
Если одну из двух деталей заменить трубкой большего размера, тогда их скорость будет заметно различаться: трубка с большим диаметром будет вращаться медленнее, что в целом нарушит ритм их слаженной работы. В этом и заключается принцип действия коробки передач: цилиндры постоянно изменяют свой размер, и за счет этого происходит работа.
Галерея «Типы вариаторных КПП»
На картинках можно увидеть виды коробок переключения передач.
Фото 1. Цепной вариатор Фото 2. Схема тороидного вариатора Фото 3. Цепь и клиновидный пояс
В составе КПП находятся конусообразные шкивы, которые «смотрят» друг на друга острыми концами и упираются в клиновидный ремень. Конусы сходятся и расходятся, изменяя размер поверхности шкивов. Когда они отстраняются друг от друга, ремень приобретает горизонтальное положение, становясь ребрами, и проваливается в середину шкива, охватывая меньший радиус его размера.
Если концы встречаются, ремень натягивается и охватывает больший радиус шкива. Работу шкивов тщательно контролирует гидравлическая система. Она наблюдает за тем, чтобы концы конусов равномерно сходились и расставались. Как в случае с примером, где фигурировали трубки, один из конусов является ведущим, а второй ведомым. Один шкив находится на основном валу, который идет от мотора. Второй шкив идет на валу от колес автомобиля.
Благодаря работе шкивов и их удобному расположению, получается бесступенчатая трансмиссия. Передаточное отношение имеет обширные «горизонты». Когда мы сдаем на машине назад, вариатор активирует узел, который задает кружение выходного вала в обратном направлении. Плюсы и минусы вариатора CVT в машине узнаем ниже.
Вариатор фирмы JATCO
Основные достоинства и недостатки
Начнем с плюсов и выясним, чем лучше вариатор:
- Рывки и скачки для его конструкции не характерны. В то же время он разгоняется быстрее, ведь КПП вариатор бесступенчатый, и им легче управлять.
- Автомобиль, оснащенный вариатором, не заглохнет на светофоре в пробке и не станет барахлить на подъеме, ведь он плавно трогается с места.
- Его особенности – 2 педали и простота управления.
- Не шумит и не издает рычащих звуков.
- Экономнее относится к топливу и это связано с равномерным разгоном и ходом.
- Для водителей, которые заботятся об окружающей среде, вариатор отличное решение, потому что это экологическая трансмиссия. Она не выпускает в воздух столько ядовитых испарений, сколько механика и автомат.
Чем плох вариатор на авто?
- Большие обороты на ХО для вариаторной коробки позволительны только на короткий срок. Долго так ехать невозможно.
- Езда на вариаторе подразумевает покупку специальной жидкости для качественной работы клиновидного ремня. Значит, на жидкость такого типа придется раскошелиться, да еще и отыскать ее проблема.
- Если не соблюдать условия, в которых вариатор хорошо себя чувствует, это приблизит время его смерти. А как следствие – дорогостоящий и длительный ремонт.
К поломкам может привести пагубное влияние автолюбителя. Если не проходить плановый техосмотр, это гарантирует проблемы, которые потом выльются в денежные растраты.
Автомобильный вариатор и его плюсы и минусы освещены в ролике от канала АВТОСАЛОН.
Разрыв и другие повреждения ремня – все еще № 1 в списке поломок вариатора.
Чтобы избежать неприятностей, нужно всегда помнить:
- Резкое вдавливание педали тормоза в пол почти всегда гарантирует появление трещинок на ремне.
- Если постоянно инициировать внезапные торможения, в итоге ремень протрется и лопнет.
- Если в клеммах будут нарушены контакты, это приведет к ошибкам в работе узловой системы, и как следствие – повлияют на вариатор.
- Когда автомобиль находится в нейтральном положении и вдруг совершает ритмичные покачивания, возможно проблема в электропроводке. Даже микроскопический разрыв жгута приведет к проблемам в вариаторе.
- Симптом вышедшей из строя вариаторной коробки передач – аромат гари в салоне.
Минусы вариатора Митсубиси осветит автор видео Александр Степанов.
Чем вариатор отличается от других видов трансмиссий?
Самая популярная КПП – механика. Она состоит из трех валов (ведущий, промежуточный и зависимый), если машина заднеприводная, а двигатель находится в продольном положении. В случае с передним приводом у коробки насчитывается два вала: входящий и выходящий.
В классике переключение контролируется гидроблоком, а в современных вариантах – электроникой.
КПП автомат имеет несколько возможностей передвижения:
- экономная езда;
- обычная езда;
- спортивная езда.
Классика зарекомендовала себя надежностью. Такая коробка передач выжимает без проблем до 400 тысяч км пробега. Условие – правильная эксплуатация. Как и с другими вариантами КПП, в радиатор нужно заливать качественную ОЖ. Среди автоматических коробок передач есть вариант с ручным переключением, которое так любят многие автолюбители.
КПП «Робот» — своеобразный гибрид. Это механика, где передачи переключаются электроникой. Здесь есть две педали и сцепление, но нет гидротрансформатора. Эта коробка передач характеризуется рывками при переключении скоростей. Это особенно заметно на фоне вариатора, у которого нет ни рывков, ни толчков.
В последнее время на рынке появилась новинка — автомобиль, где есть два сцепления в КПП. Одно из них несет ответственность за четные передачи, другое – нечетные. Это нововведение исключило временные «провисания» робота, когда переключение передач длилось до 3 секунд.
Загрузка …
Видео «Автомат или Вариатор»
Надежен ли в автомобиле вариатор? Или лучше коробка автомат? О плюсах и минусах трансмиссий расскажет Avto-Blogger. ru.
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (84.62%)
Нет (15.38%)
Руководство по плюсам и минусам трансмиссии
CVT 2022
3/11 Geddes Street Balcatta WA 6021
Запрос сегодня: (08) 9240 5449
Эл. адрес
Что такое бесступенчатая трансмиссия?
Многие автомобили оснащены бесступенчатой трансмиссией, также известной как трансмиссия CVT. По сравнению со стандартными трансмиссиями, трансмиссия CVT работает без каких-либо физических передач.
Вместо этого система ремня и шкива работает вместе, имитируя переключение передач в зависимости от потребности в мощности. Один шкив соединяется с двигателем, а другой передает мощность на колеса.
Это может изменить передаточное отношение в ответ на ускорение, достигнув любого передаточного числа, подходящего для вашего автомобиля. Результатом является более плавная езда с безупречной управляемостью и экономичным расходом топлива.
Преимущества бесступенчатой трансмиссии
1. Повышение эффективности и отзывчивости
Автомобили, оснащенные бесступенчатой трансмиссией, обеспечивают максимальную экономию топлива. Сегодня почти все гибриды используют эту технологию из-за высокого уровня предлагаемой топливной экономичности. Он широко используется в японских автомобилях, таких как Honda CRV, Subaru, Mitsubishi и Toyota.
2. Плавное ускорение
Бесступенчатая трансмиссия предлагает бесконечное количество передаточных чисел для оптимизации производительности. Бесконечные передаточные числа помогают поддерживать постоянную крейсерскую скорость, которая удерживает двигатель вашего автомобиля в диапазоне максимальной мощности, намного превышающем возможности обычной автоматической коробки передач.
Плавное ускорение достигается за счет того, что коробка передач всегда находится на правильной передаче. Это гарантирует, что частота вращения двигателя оптимизирована для идеального уровня мощности, что позволяет автомобилю двигаться быстрее в определенных условиях.
В хэтчбеке Toyota Collora 2019 года используется новейшая технология «пускового механизма». Как и первая передача в стандартных коробках передач, стартовая передача обеспечивает ускорение автомобиля до 35 км/ч, затем вариатор переключается на ременно-шкивную систему.
3. Меньший вес
Бесступенчатые трансмиссии без шестерен, обеспечивающих правильное передаточное отношение, легче и меньше стандартных трансмиссий.
Они занимают меньше места под автомобилем, что снижает вес и делает их практичным вариантом для компактных автомобилей. Меньший профиль веса означает, что ваш автомобиль не будет так усердно работать, когда вы за рулем, что сводит к минимуму стресс и преждевременный износ.
Недостатки бесступенчатой трансмиссии
1. Высокая стоимость покупки и ремонта
Непревзойденная экономия топлива и более плавный отклик имеют свою цену. Эксплуатационные расходы и техническое обслуживание низкие, так как меньше движущихся частей.
Однако ремонт может быть дорогим и часто требует полной замены в случае неисправности. Различные типы трансмиссий CVT также имеют ряд уникальных проблем. Трансмиссии CVT также имеют различные требования к обслуживанию.
Для ремонта и технического обслуживания требуются специальное масло, трансмиссионная жидкость и детали, которые должен выполнять только квалифицированный специалист по автомобильным трансмиссиям.
2. Измените свои привычки вождения
Если вы планируете приобрести автомобиль с бесступенчатой трансмиссией, всегда сначала отправляйтесь на тест-драйв.
Ощущения от вождения будут отличаться, потому что реакция дроссельной заслонки будет казаться запаздывающей по сравнению с другими трансмиссиями, особенно если вы привыкли управлять автомобилем со стандартной трансмиссией.
3. В отличие от Sporty
Бесступенчатая трансмиссия разработана с учетом практичности и высокой топливной экономичности.
Для водителей, которым нужен автомобиль, которым приятно управлять, бесступенчатая трансмиссия не способна работать с высоким крутящим моментом, что затрудняет достижение спортивного ощущения.
Коробка передач CVT Часто задаваемые вопросы
Какие автомобили имеют трансмиссию CVT?
Вариаторы уже много лет используются в различных автомобилях и обычно считаются надежными трансмиссиями. Они особенно популярны в гибридах и внедорожниках, поскольку обеспечивают превосходную топливную экономичность и плавную, бесперебойную подачу мощности.
Как работают вариаторы?
Бесступенчатая трансмиссия использует систему ремня и шкива для постоянного изменения передаточного отношения. Это делается за счет того, что ремень движется по двум шкивам, входному шкиву и выходному шкиву.
Поскольку ремень перемещается по меньшему шкиву, он движется быстрее, чем больший шкив, что обеспечивает более высокое передаточное число. Поскольку ремень движется по большему шкиву, он движется медленнее, чем меньший шкив, что обеспечивает более низкое передаточное число.
Насколько надежны вариаторные трансмиссии?
Бесступенчатая трансмиссия очень надежна и обычно служит долго. Многие люди считают, что вариаторы более надежны, чем обычная автоматическая коробка передач, и это одна из причин, по которой они становятся все более популярными.
Свяжитесь со специалистами по бесступенчатой трансмиссии!
По всем вопросам о бесступенчатой трансмиссии обращайтесь в Automatic Transmissions R Us по телефону (08) 9785 0221, по электронной почте [email protected] или заполните контактную форму!
- Имя*
- Электронная почта*
- Телефон*
- Дополнительная информация
- Проверка кода
Бесступенчатая трансмиссия и автоматическая коробка передач — в чем разница?
Бесступенчатая трансмиссия (Continuously Variable Transmission) — это, по сути, автоматическая трансмиссия с бесконечными передаточными числами (или передачами/скоростями), а не заданным количеством передач/скоростей автоматической трансмиссии, которое в современной автоматической трансмиссии варьируется от шести до 10. .
Как вариатор, так и автоматическая коробка передач будут выглядеть и работать почти одинаково в
Опыт использования и вождения вариатора будет почти таким же, как и в случае с автоматической коробкой передач, тем более, что новые вариаторы лучше имитируют поведение автоматической коробки передач.
Одно из решений, которое нужно принять, — купить автомобиль с вариатором или обычной автоматической коробкой передач. Оба этих типа трансмиссии имеют свои плюсы и минусы, и важно понимать, что они из себя представляют и как они могут повлиять на управляемость автомобиля. Знание различий между ними поможет вам сделать правильный выбор в автосалоне.
Преимущества бесступенчатой трансмиссии
Лучшая экономия топлива
Одно из наиболее существенных и желательных преимуществ бесступенчатой трансмиссии заключается в том, что она потребляет меньше бензина, чем механическая или автоматическая.
Поскольку вариаторы не ограничены фиксированным передаточным числом, они постоянно работают с максимальной эффективностью в зависимости от скорости автомобиля и дорожных условий. Двигатель автомобиля редко будет работать на более высоких оборотах, чем должен. Во внутренней работе двигателя нет лишних движений, и он всегда будет иметь правильное соотношение.
Эти факторы помогают бесступенчатым трансмиссиям достигать пиковой экономии топлива и тратить меньше энергии, чем трансмиссии с обычным редуктором. Вот почему их часто можно найти в автомобилях эконом-класса или автомобилях, ориентированных на экономию топлива, таких как гибриды.
Легче
Еще один способ, благодаря которому бесступенчатая трансмиссия может способствовать увеличению расхода топлива вашего автомобиля, заключается в том, что они сравнительно легкие. Они не так много весят, потому что в них не так много движущихся частей или гидравлической жидкости, как в обычных трансмиссиях. Это может сэкономить деньги на бензине из-за лучшей топливной экономичности, но также может сделать ваш автомобиль намного быстрее и улучшить управляемость, особенно на компактном автомобиле.
Более плавная работа
Бесступенчатая трансмиссия также невероятно плавная и обеспечивает легкую и комфортную езду. Кроме того, поскольку во время движения нет резких переключений передач, автомобиль с вариатором не будет испытывать рывков, возникающих при переключении передач при ускорении. Для некоторых это повышает комфорт автомобиля при резком ускорении. В первую очередь поэтому такие автомобили, как Subaru Outback, Honda Accord и компактные внедорожники, такие как Nissan Rogue и Honda CR-V, — ни один из которых не известен своей скоростью — обычно оснащаются вариаторами.
Недостатки бесступенчатой трансмиссии
Меньшее удовольствие от вождения
Несмотря на то, что бесступенчатая трансмиссия обеспечивает очень плавную езду, многие люди считают, что ощущения от вождения не такие захватывающие. Некоторые водители предпочитают чувствовать мощность двигателя и то, как она меняется при переключении передач автомобиля. Традиционные трансмиссии имеют очень четкое ощущение и предлагают гораздо более классический опыт вождения, чем то, что может предложить вариатор. Если вы предпочитаете чувствовать работу автомобиля во время вождения, то автоматическая коробка передач может быть правильным выбором.
Громкий
Бесступенчатые трансмиссии также могут быть невероятно громкими по сравнению со стандартными трансмиссиями. Когда вы увеличиваете обороты двигателя, звук движущихся ремней гораздо более заметен, чем звук переключения передач в автоматической коробке передач. Некоторых это отталкивает, и им не нравится, что они слышат работу трансмиссии, но не чувствуют ее, как с автоматической коробкой передач. Тем не менее, автоматическая коробка передач с традиционным редуктором — лучший выбор, если вы ищете более тихую атмосферу внутри, не слышно, как двигатель работает на более высоких оборотах (оборотов в минуту).
Дорогой в ремонте
Бесступенчатые трансмиссии могут быть менее сложными механически, чем обычная автоматическая коробка передач, но это не означает, что с ними легче работать. Они должны быть очень точно откалиброваны, и если вам требуется обслуживание трансмиссии, может быть сложнее найти специалистов по обслуживанию, которые захотят с ними работать. Скорее всего, вам потребуется найти специалистов по вариаторам, которые выполнят ремонт бесступенчатой трансмиссии. Это может стоить вам больше денег, чем вы потратили бы, если бы вам нужно было найти технологию для вашего традиционного автомата.
Преимущества автоматической коробки передач
Лучшее сцепление с дорогой
Автоматические коробки передач обычно вызывают гораздо большее впечатление, чем бесступенчатая трансмиссия. Это означает, что у них лучше связь между двигателем и водителем, что многие предпочитают. Кроме того, поскольку они обеспечивают фиксированное переключение передач и солидное, привлекательное ощущение, большинство людей считают, что они обеспечивают хорошее отношение к их вождению и поведению автомобиля. Конечно, такой увлекательный опыт вождения доставляет больше удовольствия, но он также может сделать вас лучшим и более безопасным водителем, поскольку вы будете уделять больше внимания выполняемой задаче и самой дороге.
Снижение затрат на ремонт
Стоимость ремонта автоматических коробок передач невелика по сравнению с вариаторами. Поскольку им не требуется такая же интенсивная и точная калибровка, с ними легче работать, и почти любой отдел обслуживания будет иметь инструменты и опыт для этого. Если у вас возникнут проблемы с автоматической коробкой передач, ремонт будет намного дешевле. Кроме того, его будет проще обслуживать, чем вариатор, который может серьезно сократить ваши счета в течение всего времени, пока вы владеете автомобилем.
Возможность переключения на повышенную и пониженную передачу
Многие автомобили с автоматической коробкой передач дают вам возможность переключаться на повышенную или пониженную передачу, если вы находитесь в ситуации, когда вам нужно сделать это. Например, при движении вверх или вниз по склону вы можете отрегулировать передаточное число, чтобы число оборотов в минуту не становилось слишком высоким или низким. Как правило, вы не можете сделать это с вариатором, если он не оснащен специальной функцией овердрайва. С автоматической коробкой передач вы можете настроить передачу в соответствии с местностью, по которой вы едете.
Недостатки автоматической трансмиссии
Меньшая топливная экономичность
Поскольку автоматическая трансмиссия зависит от передач, ее передаточное число часто будет ниже оптимального. Вы в значительной степени застряли с любыми передаточными числами, встроенными в трансмиссию, и если ваша скорость или местность требуют передаточного отношения между передачами, вы будете работать с оборотами двигателя на скорости, которая может быть не лучшей для топлива. эффективность. Именно здесь проявляют себя бесступенчатые трансмиссии, и они будут вашим лучшим вариантом с точки зрения топливной экономичности.
Больше выбросов
Поскольку автоматическая коробка передач не всегда может работать с идеальными оборотами, она также будет производить больше выбросов. Если вы ищете автомобиль, который работает чисто, но не совсем готовы перейти на электромобиль, лучшим выбором будет вариатор. Автоматическая коробка передач может предложить более захватывающий опыт вождения, но она работает не так чисто, как некоторые другие доступные варианты.
Какая трансмиссия в целом лучше?
В то время как автоматические коробки передач по-прежнему являются наиболее распространенным типом в новых и подержанных автомобилях, вариаторы с годами становятся все более популярными. Это связано с тем, что они обеспечивают лучшую производительность и топливную экономичность, что становится все более и более важным. Некоторые люди по-прежнему предпочитают ощущение автоматической коробки передач, но вариаторы лучше для окружающей среды и обеспечивают более плавную и быструю езду, что является хорошим компромиссом и гораздо важнее в долгосрочной перспективе.
С таким количеством вариантов, доступных вам в автосалоне, может быть очень трудно определить, какой из них будет для вас лучшим выбором. Знание различий между основными компонентами, такими как автоматическая или бесступенчатая трансмиссия, имеет важное значение, если вы собираетесь принять правильное решение в зависимости от ваших привычек вождения и того, что вы хотите от автомобиля. Потратив время на то, чтобы узнать все, что можно, вы сможете получить автомобиль, который будет ездить так, как вы хотите, и прослужит вам долгие годы.
Как работает бесступенчатая трансмиссия?
Вариаторы имеют особую конструкцию, которая противоречит традициям трансмиссий, используемых с начала 1900-х годов. В большинстве автоматических коробок передач используется набор передач, которые меняются в зависимости от скорости автомобиля и дорожных условий, чтобы получить оптимальное передаточное число. Это удерживает двигатель от слишком высоких оборотов и дает вам максимально возможную мощность, когда вам это нужно.
Бесступенчатая трансмиссия не имеет фиксированных шестерен и вместо этого использует два шкива. Один из этих шкивов прикреплен к двигателю, а другой к колесам. Два шкива соединены ремнем, а пространство между ними меняется, что позволяет использовать бесконечное количество передаточных чисел. Существуют также другие типы вариаторов, в том числе тороидальный вариатор, в котором используются диски, и гидростатический вариатор, в котором используется жидкость и насосы для достижения того же эффекта.