Содержание
Что такое типтроник в автомобиле и как им пользоваться?
Автоликбез7 ноября 2017
Содержание
- 1 Суть работы режима
- 2 Алгоритм действий водителя
- 3 Чем полезна функция Tiptronic?
- 4 Какая трансмиссия лучше?
Подавляющее большинство автоматических коробок, устанавливаемых на современные легковые авто, имеет режим ручного переключения скоростей под названием Tiptronic. Производителем первых агрегатов, наделенных подобной функцией, стала именитая немецкая компания Porsche, которая и ввела в обиход этот термин. Цель данной публикации – разъяснить малоопытным водителям, что такое типтроник в автомобиле и как он функционирует.
Суть работы режима
Обычная автоматическая коробка переключает передачи самостоятельно. Когда обороты коленчатого вала растут, повышается давление масла в гидротрансформаторе, инициирующем переход на более высокую скорость. При снижении оборотов до определенного уровня процесс идет в обратную сторону. Сместить момент переключения и «раскрутить» мотор до максимума водитель не может.
АКПП с функцией Tiptronic отличается от обычного «автомата» способностью имитировать работу механической коробки. Селектор (он же – рычаг КПП) переводится в режим ручного управления, после чего становится доступным поочередное включение скоростей «вверх» либо «вниз». Педаль сцепления по-прежнему отсутствует.
В различных марках автомобилей ручное управление АКПП реализовано разными способами:
- с помощью специальных подрулевых переключателей – лепестков;
- толчками селектора вперед и назад;
- двухклавишной кнопкой, встроенной в рукоятку селектора.
В результате водитель сам выбирает момент перехода на высшую либо низшую передачу, хотя контроль электроники все равно сохраняется. Блок управления, ориентирующийся по датчикам, не позволит автолюбителю поднять обороты выше критической отметки и в определенный момент переключит скорость автоматически. Аналогичное действие электронная система совершит при снижении частоты вращения коленвала и угрозе остановки двигателя на ходу.
Несколько слов о том, как работает режим типтроник. Когда водитель устанавливает селектор в положение «М» либо переводит ручку в зону со значками «+» и «–», пары шестерен внутри коробки передач меняются с помощью электропривода по команде подрулевых лепестков (или кнопок другого типа). Гидротрансформатор временно отстраняется от управления, но готов включиться в работу по сигналу контроллера.
Справка. Подобными системами оснащаются не только традиционные агрегаты гидромеханического типа, но и другие разновидности автоматических коробок – вариаторы и роботизированные АКПП.
Алгоритм действий водителя
Система ручного управления трансмиссией Tiptronic отличается простотой и рассчитана на автолюбителей всех возрастных категорий. От неправильных действий с селектором узлы и детали коробки защищает электроника. Как надо пользоваться типтроником:
- Не трогая педалей автомобиля, запустите мотор.
- Нажав тормоз, отпустите «ручник» и поставьте рукоятку в положение «М» (имитация механики), либо переведите селектор в соответствующую зону. На дисплее появится цифра 1, обозначающая включение первой скорости.
- Отпустите педаль тормоза, плавно нажмите акселератор и начните движение.
- Чтобы в процессе разгона перейти на вторую и последующие передачи, толкните селектор вперед или потяните подрулевой лепесток с обозначением «+». Педаль газа отпускать не нужно.
- Действия при замедлении аналогичные, только низшая скорость включается движением рукоятки назад либо переключателем со значком «–». Дисплей постоянно отображает цифру действующей ступени КПП.
Важное дополнение! Коробка передач типтроник и электронная система контроля сконструирована таким образом, что допускает включение ручного режима управления на ходу. Педаль акселератора отпускать не обязательно.
Если в процессе движения автомобиля контроллер блока управления зафиксирует длительное бездействие типтроника, последний будет отключен и коробка перейдет в автоматический режим работы. Электроника перехватывает управление, когда шофер не трогает рычаг селектора в течение 15–30 минут. Точный временной промежуток зависит от конкретной марки и модели авто.
Чем полезна функция Tiptronic?
Чтобы ответить на данный вопрос, стоит разобрать плюсы и минусы коробки скоростей, оснащенной функцией типтроник. Включив режим принудительного управления, автолюбитель получает следующие бонусы:
- ощущение полного контроля над машиной, как при работе механической КПП;
- возможность резко ускориться путем ручного переключения на низшую передачу;
- экономия топлива при движении накатом;
- торможение двигателем, когда считаете нужным;
- уверенное буксирование другого автомобиля;
- преодоление небольших снежных заносов и грязи на машине, не оборудованной блокировками межколесных дифференциалов и системой стабилизации.
Динамичный разгон с «раскручиванием» двигателя до максимальных оборотов иногда требуется для совершения уверенного обгона большегрузных фур, особенно при движении в гору. Силовой агрегат с рабочим объемом до 2 литров, действующий совместно с «автоматом», реагирует на нажатие акселератора не сразу. Зато АКПП типтроник можно принудительно перевести на 1–2 передачи вниз и быстро разогнаться, увеличив обороты.
Поведение автоматической трансмиссии при движении накатом нельзя назвать экономичным – в процессе замедления машины на спуске происходит автоматический переход на низшие ступени и торможение двигателем. Типтроник позволяет принудительно «воткнуть» последнюю передачу и катиться с горы дольше, экономя горючее. И наоборот, водитель может в любой момент задействовать торможение мотором, включив низшую скорость.
Примечание. Система Tiptronic защищена от случайных неправильных переключений. Если вы ошибочно перейдете сразу на 2 ступени вниз или вверх, автоматика исправит ошибку и совершит одно переключение.
Для преодоления заснеженных дорог на обычном легковом авто нередко требуется пробуксовка. Традиционный «автомат» не даст машине буксовать, поскольку начнет переходить на высшие ступени, в результате мотор заглохнет. Коробка типтроник не переключится, пока водитель не тронет селектор или обороты коленчатого вала не достигнут максимума.
Недостатки АКПП, оборудованных типтроником, очевидны: больший вес агрегата, сложность в ремонте и высокая начальная цена. С течением лет последний фактор теряет актуальность благодаря внедрению высокотехнологичных простых решений и снижению себестоимости изделий.
Какая трансмиссия лучше?
В данном случае речь идет о традиционных автоматических коробках по сравнению с АКПП, оснащенными типтроником. Первый вариант однозначно выигрывает в городских условиях с многочисленными пробками и «тянучками», где ручное управление излишне утомляет водителя. Также обычный «автомат» полностью подходит автолюбителям, предпочитающим спокойный стиль езды.
Справка. Конструкцией автоматических КПП многих автомобилей предусмотрена дополнительная функция, актуальная для городских пробок. После включения этого режима машина способна медленно двигаться вместе с потоком при минимальном вмешательстве шофера.
Что лучше выбрать для динамичного стиля передвижения, вопрос не стоит. Здесь однозначно выигрывает система типтроник, дозволяющая набрать более высокие обороты коленчатого вала на каждой передаче. АКПП Tiptronic также рекомендуется для езды по загородным дорогам с любыми покрытиями (кроме грунтовых).
Поскольку практически все новые автомобили, укомплектованные автоматической трансмиссией, наделены функцией типтроник, вопрос выбора больше касается старых и подержанных машин. Подобные авто лучше покупать с обычным «автоматом», который проще и дешевле отремонтировать.
это автоматическая коробка передач с ручным режимом
Трансмиссия позволяет изменять крутящий момент поступающий на колеса от двигателя. Сначала для этого использовалась механическая коробка передач (МКПП), значительно позже появилась автоматическая (АКПП). Одной из ветвей дальнейшего развития коробок с автоматическим управлением стала технология, получившая название типтроник (tiptronic).
Содержание
- Что такое типтроник
- Как пользоваться типтроником
- Конструкция типтроника
- Плюсы и минусы
Что такое типтроник
Tiptronic является автоматической коробкой передач, в которой присутствует возможность переключиться на ручной режим.
Название и технология были запатентованы компанией Porsche в 1990 году. Первые типтроники устанавливались на спорткары 911 модели, это были гидромеханические 4-х ступенчатые автоматические коробки с электронным блоком управления. Позже, уже 8-ми ступенчатые типтроники, начали ставить на Panamera и Cayenne.
Главной задачей, которую ставили перед собой немцы – сделать автомобиль с полным автоматом, но с возможностью езды в режиме sport, по аналогии с секвентальными коробками, используемыми в автогонках. Там также использовался последовательный режим переключения передач.
Примерно в то же время, американская Chrysler занималась разработкой своей 4-х ступенчатой, поперечной А604 Ultradrive. Но если Porsche во главе угла ставили динамику, то американцы стремились снизить расход топлива.
Коробка передач Ultradrive не предусматривала возможности принудительного включения ручного режима по типу tiptronic, зато стала первой АКПП с адаптивными режимами. В следующих поколениях Chrysler добавила электронную надстройку, позволяющую включать ручной режим, эти АКПП получили название AutoStick.
Но вариант Porsche оказался более удачным, и имя tiptronic стало нарицательным. Сегодня эти коробки устанавливают на многие автомобили концерна Volkswagen Group: Audi, VW, Skoda, Seat и другие. У BMW эта конструкция носит название steptronic.
Как пользоваться типтроником
Поскольку коробка передач типтроник это прежде всего автомат, на селекторе присутствуют традиционные для них положения рычага P (паркинг), R (задний ход), N (нейтраль), D (движение вперед). Напротив положения D имеется Т-образный вырез, в верхней части которого знак «+», в нижней «-».
Водитель в любое время может взять управление на себя, переместив рычаг туда, получая возможность самостоятельно менять передачи. Дублировать функцию рычага могут подрульные лепестки, либо кнопки на руле. На панели приборов отображается, какая именно передача включена.
Вопреки привычному для спортивных вариаторов режиму переключения (толчок рычага вниз повышает, а вверх понижает передачу), в типтронике все строго наоборот. Свое нежелание перейти на более привычный режим переключения, компания объясняет заботой о клиентах, которым придется переучиваться.
Водителю не нужно обладать особыми навыками, как в случае с бессинхронизаторными секвенталками, управление которыми требует контроля оборотов двигателя и перегазовок.
Блок управления в коробке типтроник настроен так, что электроника не даст совершить неверные действия, которые могут навредить трансмиссии или двигателю.
Конструкция типтроника
Чтобы попасть под условия товарного знака «Tiptronic», коробка должна быть гидравлической, безвальной, на планетарных редукторах, иметь электронное управление и блокировку гидротрансформатора на всех передачах.
Для реализации на автомате ручного режима переключения, необходима жесткая связь двигателя с колесами, которая не предусматривалась на АКПП 80-х годов. Теоретически опцию можно было реализовать на любой, но сложность в другом – блокировка гидротрансформатора повышала ударные нагрузки на него, и тем они разрушительней, чем ниже передача. Кроме этого страдали пакеты и планетарный ряд.
Технологии того времени не позволяли создавать наиболее подверженные разрушению детали одновременно прочными и недорогими. Создавая tiptronic, Porsche могли позволить себе удорожание коробки, поскольку их автомобили имели высокую добавочную стоимость, ведь главной задачей было повышение динамических характеристик автомобиля. Chrysler же, пытавшийся добиться большей экономии, искал решение без повышения расходов на производство.
В ранних моделях АКПП за переключение передач у Porsche отвечали силовой и центробежный регуляторы давления, а за передачу крутящего момента скомпонованные в планетарный ряд Симпсона три планетарных механизма и дополнительный редуктор.
К моменту установки КПП типтроник на 911 модель, удалось отказаться от регуляторов давления, полностью перейдя на электронное управление, и удалить все обгонные муфты.
- Третье и четвертое поколение Porsche 911 (964 и 993 соответственно) компоновались 4-х ступенчатым типтроником.
- Пятое (996) и шестое (997) получили 5-ти ступенчатый вариант.
- Cayenne и Panamera обзавелись 8-ми ступкой, с планетарным рядом из 4-х простых и сложных планетарных механизмов.
Плюсы и минусы
При желании можно найти плюсы и минусы даже у типтроника. Насколько существенны недостатки, учитывая, как это решение упрощает жизнь водителю, каждый решает для себя сам.
Положительные качества коробки:
- Это удобно, в особенности для опытных водителей — всегда можно взять управление переключением передач на себя.
- Навредить неправильным переключением автомобилю сложно – электроника все контролирует.
- Расход топлива ниже чем на автоматической коробке.
- Там, где на автомате проехать сложно, ручное управление упрощает задачу.
Недостатки:
- Пусть и несущественно, но из-за дополнительных элементов повышается вес.
- Сложность изготовления и использование износостойких материалов отражаются на стоимости коробки.
- Ремонт и обслуживание типтроника тоже возрастают в цене.
- Если сравнивать с механической коробкой, задержка при переключении все же будет присутствовать.
Типтроник — Wikicars
Типы трансмиссии |
---|
Ручной Автоматический
Полуавтоматический
Бесступенчатая коробка передач |
Типтроник — тип дискретной автоматической коробки передач, разработанный компанией Porsche и используемый в ее автомобилях и автомобилях ее лицензиатов. Коробка передач Tiptronic может работать так же, как и обычная автоматическая коробка передач, но она также позволяет водителю отключать автоматический режим, переводя рычаг переключения передач во вторую (Tiptronic) кулису переключения передач, имеющую два подпружиненных положения: «повышение передачи» и «понижающая передача». Оказавшись в этих воротах, водитель берет на себя большинство решений о переключении передач, обычно выполняемых компьютером трансмиссии, разрешая, например, отсрочку переключения на повышенную передачу для увеличения ускорения или явную команду на понижение передачи для увеличения тормозного эффекта двигателя. На некоторых автомобилях переключением на повышенную и пониженную передачи также можно управлять с помощью кнопок или кулисных переключателей, установленных на рулевом колесе, с дополнительным дисплеем на приборной панели, показывающим текущую выбранную передачу.
Хотя трансмиссии Tiptronic позволяют водителю в определенной степени дискретно управлять автомобилем, конструкция Tiptronic реализована с использованием гидротрансформатора, как и другие автоматические трансмиссии. Типтроник — это не управляемая компьютером механическая коробка передач со сцеплением или полуавтоматическая коробка передач. Большинство реализаций Tiptronic по-прежнему делают некоторые переключения автоматически, в первую очередь для защиты двигателя и трансмиссии. Например, пятиступенчатая коробка передач Tiptronic, используемая Audi, автоматически переключается с 1 на 2 и со 2 на 3 при трогании с места даже в ручном режиме; затем трансмиссия ожидает команды пользователя на повышение передачи, прежде чем перейти с 3 на 4 и с 4 на 5, хотя трансмиссия все равно будет переключаться на повышенную передачу при приближении к красной черте. При замедлении трансмиссия будет автоматически переключаться на пониженную передачу, чтобы двигатель не работал на слишком низких оборотах, хотя пользователь может ускорить любое переключение на пониженную передачу (что не нарушит красную черту), что позволит улучшить торможение двигателем или подготовиться к ускорению в будущем. Есть некоторые исключения из этого; система, используемая в Aston Martin DB9предназначена для удержания передачи на красной линии двигателя, хотя она по-прежнему будет автоматически переключаться на пониженную передачу. Эта система также позволяет двигателю переключать дроссельную заслонку при переключении на более низкую передачу для более спортивного вождения.
Большинство роскошных автомобилей с коробкой передач Tiptronic имеют два полностью автоматических режима: один, обозначенный как «Комфорт» или аналогичный, и другой, обычно называемый «Спорт», который откладывает переключение на более высокую передачу для более спортивного вождения за счет топлива, износа, комфорт и шум. Затем в каждом основном режиме есть дополнительные скрытые режимы, выбранные самой передачей; эти режимы адаптируются к требованиям, предъявляемым водителем к автомобилю. Таким образом, качество переключения было улучшено за счет улучшенного электронного управления; эта электроника изменяет точки переключения, чтобы адаптироваться к стилю вождения данного оператора.
Некоторые производители, такие как Aston Martin, BMW и Smart, предлагают подрулевые лепестки для управления аналогичными трансмиссиями.
Некоторые системы, такие как Ferrari F1-Superfast и Audi DSG, отличаются от трансмиссий Tiptronic тем, что они на самом деле основаны на последовательной трансмиссии, но имеют сцепление с электронным управлением (или, в случае Audi, два сцепления). Их обычно не называют типтрониками, но они считаются настоящими полуавтоматическими трансмиссиями.
Tiptronic® — зарегистрированная торговая марка, принадлежащая немецкому производителю спортивных автомобилей Porsche, который выдает лицензию на использование другим компаниям, таким как Volkswagen, Audi и Skoda.
Другие производители используют системы типа Tiptronic под другими названиями:
- Acura: Sequential SportShift
- Ауди: Типтроник
- БМВ: Стептроник
- Крайслер: AutoStick
- Ситроен: Сенсодрайв
- Додж: АвтоСтик
- Ford (Австралия): Sequential Sports Shift
- Honda: iShift , S-matic , MultiMatic
- Hyundai: Шифтроник , Х-Матик
- Infiniti: Режим ручного переключения передач
- Ягуар: Bosch® Мехатроник
- Лексус: E-Shift
- Mazda: Спорт AT
- Мерседес-Бенц: TouchShift
- Mitsubishi: INVECS , INVECS II , Sportronic , Tiptronic
- Ниссан: Типтроник
- Воксхолл/Опель: Изитроник
- Пежо: 2Tronic
- Понтиак: TAPshift
- Сааб: Сентроник
- Subaru: Sportshift (система разработана и название используется по лицензии Prodrive Ltd. )
- Смарт: Softip
- Фольксваген: Типтроник
- Вольво: Geartronic
- Toyota: Многорежимная трансмиссия (MMT)
Каталожные номера
- Советы по очень быстрому вождению Porsche 996 tiptronic
Разблокировка механизма коробки передач Tiptronic
Если вы автолюбитель, то наверняка смотрели сериал «Форсаж ». Возможно, вам не нравились фильмы, но ваше сердце наверняка билось, как гоночные автомобили, каждый раз, когда камера показывает актера, выжимающего сцепление и переключающего передачу. Многие люди хотят получить удовольствие от адреналина при переключении передач, но не все готовы делать это за счет преимуществ автоматической коробки передач. 9Коробка передач Tiptronic 0173 может решить эту дилемму, предлагая преимущества обоих миров!
Автолюбители буквально разделятся на две группы, когда дело доходит до выбора между автоматической и механической коробками передач. У обоих типов есть свои ярые сторонники, но нельзя отрицать, что у каждого из них есть некоторые уникальные преимущества, которые другой тип не может предоставить. Коробка передач Tiptronic может быть мостом между обоими типами. Давайте узнаем , что такое Типтроник , как он работает и чем он лучше АКПП.
Что такое коробка передач Tiptronic?
Packard и Chrysler были первыми автопроизводителями, которые экспериментировали с концепцией Tiptronic shift в конце 1930-х годов. Они разработали полуавтоматический механизм, который мог автоматически перемещать сцепление при переключении передач.
Салон автомобиля с системой Типтроник. Источник: Edmunds
. В современном мире группа Volkswagen-Audi использует Tiptronic shift в качестве автоматической коробки передач для конкретной марки. Вы увидите эту вариацию в некоторых роскошных первоклассных брендах, таких как BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche, а также в некоторых стандартных автомобилях, таких как Citroen Sensodrive, Honda iShift, Chrysler AutoStick и других.
Описание коробки передач Tiptronic
Этот конкретный тип похож на автоматическую коробку передач, но имеет возможность для водителя переключать передачи вручную. В этом режиме вы можете переключаться на более высокую и более низкую передачу с помощью рычага переключения передач или подрулевых лепестков. Он был разработан с идеей извлечения максимальной производительности из транспортного средства.
В отличие от полуавтоматической, технология Tiptronic трансмиссии использует гидротрансформатор вместо сцепления. Он также включает в себя некоторые ручные функции в автоматическом механизме.
Преимущества коробки передач Tiptronic
Коробка передач Tiptronic позволяет водителю вручную регулировать нюансы двух вариантов – повышения и понижения передачи. После замены автоматического режима на ручной вариант водитель может принимать решения о переключении передач. Таким образом, вполне возможно повысить эффективность торможения с помощью преднамеренного переключения на более низкую передачу или увеличить ускорение с помощью переключения на более высокую передачу, при этом пользуясь традиционными функциями автоматической трансмиссии. Уникальные преимущества технологии Tiptronic:
- Управление коробкой передач может осуществляться как водителем, так и компьютерной системой автомобиля (ЭБУ), что подходит как для начинающих, так и для опытных водителей.
- Ручное переключение на повышенную и пониженную передачи позволяет водителю лучше контролировать процесс переключения передач.
Для обеспечения безопасности имеется встроенная защита для возврата к автоматическому управлению, если водитель пропускает красную черту оборотов. - Так же, как управление автоматической коробкой передач, управление 9 не требует особых навыков.0173 Коробка передач Типтроник . Таким образом, даже начинающие водители могут управлять автомобилем с этим механизмом.
Каков принцип работы коробки передач Tiptronic?
Рабочий механизм этой системы может показаться сложным, поскольку он использует методы обоих типов трансмиссии. Легко сказать, что у него есть два режима — автоматическая коробка передач и ручное переключение передач.
- Автоматический режим — ЭБУ автомобиля управляет всей системой трансмиссии, требуя от водителя только нажатия на тормоз и акселератор. Этот режим подходит для водителей-любителей и при езде в городе. Он предложит беспроблемную навигацию по всему трафику.
- Ручной режим – позволяет водителю управлять коробкой передач, точнее переключением передач. Для переключения режимов предусмотрены подрулевые педали или ручка переключения передач. Когда вы его используете, внутренние приводы трансмиссии переключают передачу либо на повышенную, либо на пониженную передачу.
>> Ищете автомобиль из Японии в хорошем состоянии, нажмите здесь <<
Внутренний механизм переключения Типтроник. Источник: Motor1.com
ECU по-прежнему сохраняет большую часть управления (разумеется, в целях безопасности) при переключении в ручной режим. Например, коробка передач Audi Tiptronic продолжает автоматически переключаться с первой на вторую передачу во время ручного управления. Это также видно из мер безопасности, выполняемых центральной компьютерной системой автомобиля. Большинство моделей с этой трансмиссией имеют встроенную защиту от высоких и низких оборотов. Если обороты двигателя превышают максимальный предел, ECU вмешивается, чтобы скорректировать переключение передач. Точно так же он переключается на более низкую передачу, когда число оборотов в минуту превышает нижний предел. Многие современные автомобили оснащены версией этой трансмиссии Tiptronic S, которая автоматически переключается в автоматический режим, если привод не подает никаких сигналов в течение 8 секунд. Все эти функции являются стандартными мерами безопасности, которые предотвращают отказ двигателя.
СМ. БОЛЬШЕ:
- Как сделать выгорание в автомобиле
- Принцип работы механической коробки передач
Отличие Tiptronic от автоматической коробки передач
Tiptronic — это разновидность автоматической коробки передач, но она имеет некоторые отличия от стандартной автоматической системы.
Система Tiptronic дает водителям свободу выбора стиля вождения. Они могут наслаждаться беспрепятственным и легким вождением с автоматической навигацией и острыми ощущениями от переключения передач в механической коробке передач. Несмотря на то, что это позволяет ускорить или замедлить скорость, ЭБУ всегда контролирует, пересекают ли обороты опасные пределы. Он берет на себя управление, если что-то пойдет не так или водитель не использует переключение передач в течение определенного периода времени. Напротив, автоматическая коробка передач всегда контролирует переключение передач и обороты.
Honda Jazz с системой Tiptronic. Источник: Журнал CAR
Существуют различные усовершенствованные версии коробки передач Tiptronic . Например, у Porsche Cayenne есть 8-ступенчатая версия Tiptronic S, которая, по словам производителя, изучает поведение водителя и действует в соответствии с ним. Многие современные автомобили имеют усовершенствованные версии автоматической коробки передач, но ни в одной из них нет этой функции.