Рубрики
Разное

Что такое катализатор на автомобиле: что это, штраф за езду без него, прохождение техосмотра :: Autonews

Содержание

Нужно ли удалять катализатор и как правильно это сделать

Что это за штука – катализатор? И для чего он в машине? Большинство знают, что это «где-то под днищем» и что после его удаления нужна некая «обманка катализатора». И каким бы ни было развитие автомобильных технологий, удаление катализатора – вопрос из серии вечнозеленых. Разберем его подробно.

Сначала немного теории для общего понимания, а потом перейдём к практике.

Что такое катализатор и зачем он нужен?

Вообще, эта деталь называется каталитический нейтрализатор. Но все мы говорим просто: катализатор. Так вот, назначение катализатора – очищать выхлоп от множества вредных примесей и делать его чище. Сам катализатор представляет собой ёмкость, похожую на глушитель, только поменьше. Внутри ёмкости находится огромное количество мелких металлических или керамических (что чаще) сот. Соты покрыты тончайшим слоем специального сплава из ценных материалов, в том числе золота и платины. Проходя через такой фильтр при высокой температуре, выхлопные газы вступают в несколько химических реакций, выходя на улицу уже значительно более безвредным для природы и человека составом.

Типичный катализатор в разрезе с примерной схемой работы

Конечно, катализатор не является той деталью, без которой машина не поедет или не заведётся. Но так как она внедрена в конструкцию ещё на этапе проектирования, вот так просто взять и отрезать её без последствий не получится.

Зачем удалять катализатор на автомобиле?

Всё банально: как любая деталь или узел, он изнашивается. За десятки и сотни тысяч пробега соты внутренней структуры забиваются несгоревшими твёрдыми фракциями, содержащимися в любом выхлопе, даже у суперсовременного автомобиля. А для двигателя отсутствие препятствий на выпуске не менее важно, чем на впуске. Соответственно, когда оседание «грязи» на сотах достигает определённого уровня, это сказывается на эффективности работы двигателя: он начинает хуже ехать и потреблять больше топлива. И вот тогда катализатор решают удалять из выпускного тракта.

Вообще, по любой заводской технологии ремонта и обслуживания, при выходе из строя катализатор не удаляют, а меняют на новый. Но деталь эта стоит очень больших денег, и в странах СНГ подобная практика практически не встречается.

Как понять, что катализатор неисправен?

В общем случае, как я уже упомянул выше, падает динамика и повышается расход. Кроме того, компьютер тоже видит снижение эффективности работы катализатора. Он диагностирует его состояние, сравнивая содержание кислорода в выхлопе до катализатора и после. Этим занимаются всем известные «лямбда-зонды», они же – кислородные датчики.

Сказать, на каком пробеге удалять катализатор, решительно невозможно. Это очень сильно зависит прежде всего от качества топлива, которое заливается в автомобиль. И если в один современный высокотехнологичный двигатель лить 92-й из сельских АЗС, а во второй такой же – 98-й из крупной брендовой сети, очевидно, что разница в сроке жизни катализаторов может измеряться и 50, и 100, и даже 150 тысячами километров.

Как удалить катализатор и что делать дальше

Несмотря на формальное несоблюдение заводских технологий ремонта, давно прижился вполне «цивилизованный» и несравнимо более дешёвый вариант решения проблемы забитого катализатора: вместо него вваривается пламегаситель. Эта штука представляет собой ту же металлическую банку, только внутри содержащую не плотно расположенные соты, а прямоточную трубу с заужением и частой перфорацией. Принцип работы заключается в замедлении и частичном остужении выхлопного потока, для дальнейшего его течения по выпускному тракту – к резонатору и затем глушителю. Разумеется, ни о каком очищении газов в данном случае речи уже не идёт.

Принцип работы пламегасителя

Вариацией пламегасителя является стронгер. Суть та же, но реализация отличается – внутри вместо трубы с перфорацией устанавливается спиральный «лабиринт» из некого подобия металлических чешуек. Преимущества стронгера перед пламегасителем заключаются в отсутствии заужения (см. картинку выше), что положительно сказывается на сопротивлении потоку газов. Минус состоит в более шумной работе.

Стронгер. Видны чешуйки, тормозящие газы и отводящие их во внешнюю полость корпуса

Поставили пламегаситель – на этом всё?..

Нет, не всё. Так как ЭБУ автомобиля рассчитан на работу именно с катализатором, а теперь очищения выхлопа не будет – у «мозгов» двигателя начнётся лёгкая паника. Лямбда-зонды будут беспрерывно регистрировать несоответствие состава газов заложенному в программу. Как минимум, загорится всем известный check engine. Крайне вероятен и вариант, при котором возникнет неровная работа на холостых. А в самых запущенных случаях – и при ускорениях тоже. Ведь так как катализатора теперь нет, ЭБУ будет управлять двигателем по аварийной программе. Ну а вероятность, что расход топлива станет ещё больше, практически стопроцентная. Короче говоря, одно вылечили, другому навредили. Поэтому грамотно удалённый катализатор обязательно подразумевает установку так называемой «обманки лямбды».

Вот так выглядит частично выбитый катализатор. Хорошо видны наслоения нагара, который и мешает проходу выхлопных газов

Куда ставится обманка катализатора и что это такое?

В самом простом варианте это обычное сопротивление и конденсатор, установленные определённым образом в проводку кислородного датчика. Да, «чек» такая схема погасит. Но так как по факту, в зависимости от режимов езды, состав выхлопных газов постоянно меняется, то показания с реального катализатора тоже меняются – и лямбды вносят свои коррекции в приготовление смеси. Теперь же электроника будет всегда готовить топливовоздушную смесь исходя из некого средне-идеального значения, которое мы задали обманкой. Следовательно, всё равно имеем потери в расходе и динамике – пусть и не такие критичные, как без обманки.

Первый «правильный» вариант обманки катализатора (как бы ни комично это звучало) – электронная эмуляция работы лямбда-зонда внешним электронным блоком. То есть, катализатора по факту нет, но от лямбды на ЭБУ приходят сигналы, наиболее достоверно отражающие значения при реальном катализаторе. Стоит ли говорить, что внедрение такой схемы значительно дороже пары простейших электронных элементов.

Но и эффект не в пример лучше: фактически это грамотный обман блока управления двигателем без негативных последствий. По итогу, и выпуску ничего не мешает, и факт удаления катализатора не влечёт за собой негативных для динамики и расхода последствий. Но скажем откровенно, этот способ у нас не сильно распространён.

При сегодняшнем уровне цифровизации подключиться к «мозгам» машины может любой студент. Вопрос лишь в том, что он будет делать дальше

Альтернативой внешнему «чипу» для пламегасителя служит перепрошивка самого ЭБУ. Однако многие гаражные конторы не сильно волнуются по поводу эффективности работы мотора после их процедур. И фактически делают ту же самую простейшую обманку из первого варианта, только заложенную программно. Тем не менее, есть и правильные сервисы с понимающими специалистами – в этом случае корректировка программы управления после установки пламегасителя принесёт только плюсы, как и в вышеописанном варианте с внешним блоком эмуляции. Кроме вреда природе, разумеется. Но в этом аспекте к природозащитникам тоже есть огромное количество вопросов…

А ещё многие гаражные умельцы проводят операцию по удалению катализатора на своих машинах самостоятельно. Снимается часть выпуска, а далее забитые соты просто варварски выбиваются ломом и убираются из корпуса. В результате «дышать» машине становится значительно легче, динамика разгона возвращается. Но, пожалуй, это единственный плюс такого рабоче-крестьянского метода. По причинам уже названным.

Пламегаситель, вваренный вместо катализатора

Выводы. Стоит ли удалять катализатор

Давайте начистоту: удаление катализатора – не просто пожелание владельца, а вынужденная мера на определённом этапе эксплуатации машины. Конечно, есть те, кто делает это намеренно даже на свежих машинах, но «гонщики» в тему сегодняшнего обсуждения не входят. Ну а обманка после удаления катализатора однозначно необходима. В заключение давайте кратко про плюсы и минусы пламегасителя.

Плюсы:
  • к машине возвращается динамика
  • приходит в норму расход топлива
Минусы:
  • пламегаситель (тем более стронгер) по определению чуть более шумный; запах выхлопа становится более резким
  • необходим профессиональный подход к адаптации блока управления (что, увы, не такое частое явление)
  • вред экологии от неочищенных выхлопных газов

Одним словом, учитывая неподъёмный ценник на оригинальную деталь и непредсказуемое качество неоригинальных, замена катализатора на пламегаситель является оправданным решением. Главное, чтобы машина попала к настоящим специалистам, а не просто дядям из гаража, которые научились пользоваться ноутбуком.

⭐ Что такое катализатор в автомобиле? Виды. Состав. Для чего скупают!

Интересные статьи

  • Для чего нужна прошивка под Евро-2
  • Самые дорогие катализаторы для сдачи
  • Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?
  • Зачем скупают б/у автомобильные катализаторы?
  • Состав автомобильного катализатора
  • Что лучше обманка или прошивка катализатора?
  • Где находится катализатор в автомобиле
  • Промывка катализатора. Как правильно прочистить катализатор?

Вопрос, что такое катализатор в автомобиле, возникает у многих автовладельцев, которые сталкиваются с поломкой этого элемента. Агрегат используется в выхлопной системе для того, чтобы снизить количество вредных выбросов. Из-за высокой цены и частых поломках при использовании низкокачественного топлива не все автовладельцы рады, что в их машинах используются такие узлы. Важно понимать, для чего нужен этот узел, и что требуется для его корректной работы.

 

Что это?

Виды

Состав и работа катализаторов

Признаки неисправности катализатора

Для чего скупают катализаторы

Что это?

Каталитический нейтрализатор – это компонент выхлопной системы, необходимый для фильтрации отработанных газов до их выброса в атмосферу. В 1970 году впервые ввели стандарты наличия токсинов в выхлопах машин. Автопроизводители были обязаны снабжать авто приспособлениями, которые обеспечивают снижение объема угарного газа, а также продуктов горения углеводородов. С 1975 года катализатор стал устанавливаться на все выпускаемые авто.

Виды

Производителями устанавливается три типа нейтрализаторов:

  • Керамические. Их работа основная на механическом методе фильтрации выхлопа. В их состав входят керамические пластины, покрытые драгметаллами. Ресурс работы до 100 тыс.км (при низком качестве топлива – до 7- тыс. км).
  • Металлические. В них используются металлические соты повышенной упругости. Конструктивно они прочнее.
  • Спортивные. Узлы самой высокой надежности, которые стоят дорого. Изготавливаются из металла, обладают повышенной пропускной способностью.

Состав и работа катализаторов

Конструкция нейтрализатора основана на керамической подложке, имеющей вид сот, установленной в корпус из металла, защищенную материалами для теплоизоляции. Ячейки покрыты специальным веществом из сплава родия, платины и палладия. Особая структура катализатора обеспечивает увеличение площади контакта токсинов с нейтрализующей поверхностью. Остатки вредных веществ моментально догорают.

 

В составе катализатора есть несколько компонентов:

  • Корпус с патрубками впускными и выпускными;
  • Блок с пористой структурой;
  • Слой каталитического напыления на ячейках;
  • Датчик (лямбда-зонд) – прибор, демонстрирующий степень загрязненности газов после прохождения нейтрализатора;
  • Металлический кожух, который служит защитой и теплоизоляцией.

Компонент размещается сразу за выхлопной трубой мотора либо во фланце выпускного коллектора. Подобное размещение требуется для полноценного функционирования узла, так как нейтрализовать токсины можно исключительно при повышенной температуре. Катализатор работает по простой схеме:

  • По выходному патрубку осуществляется подача выхлопных газов в деталь, где они оказываются на керамическом блоке, заполняя ячейки.
  • Угарный газ и недогоревшие углеводороды окисляются металлами-катализаторами.
  • Родий нейтрализует оксид азота, делая его безвредным.
  • Чистый газ выводится через выходной патрубок.

Температура процесса играет решающую роль при нейтрализации токсинов. Для преобразования требуется показатель более 300 градусов, но обычно автокатализаторы полноценно работают при уровне температуры 400-800 градусов.

 

При прогреве мотора катализатор не работает, что является наибольшим недостатком большинства моделей. Сложно правильно организовать функционирование компонента, так как велика вероятность его перегрева. Если он будет ближе к мотору, то его срок работы снизится из-за перегрева. У многих машин компонент размещен в районе переднего колеса, где температура поддерживается на оптимальной отметке.

Признаки неисправности катализатора

У нейтрализатора рабочий ресурс ограничен. При эксплуатации происходит выгорание компонента, и скорость этого процесса зависит от качества топлива. Из-за наличия в бензине присадок топливо нагревается сильнее обычного, что вызывает оплавление и засорение сот узла.

 

При передвижении по неровностям возникают микроповреждения, которые тоже ускоряют выход узла из строя.

 

О неисправности катализатора сообщает лямбда-зонд, при срабатывании которого на приборной панели возникает сообщение о необходимости проверки мотора. Есть еще несколько симптомов, свидетельствующих о скором выходе запчасти из строя:

  • Вибрации и дребезжание под днищем;
  • Снижение динамических показателей мотора;
  • На высоких оборотах временно пропадает тяга;
  • Есть трудности со стартом двигателя;
  • Выхлоп имеет сизый оттенок и едкий удушливый запах;
  • Увеличение топливного расхода.

Эти признаки являются свидетельством того, что узел работает, но соты уже частично оплавлены, поэтому снижена их пропускная способность.

Для чего скупают катализаторы

Нейтрализатор – это один из компонентов авто, который остается интересен даже после того, как его срок службы истекает. Можно видеть объявления в интернете о скупке автокатализаторов бизнесменами и компаниями. Это связано с тем, что в составе детали есть напыление, выполненное из драгоценных металлов.

В зависимости от массы и модели узла количество драгметаллов различается:

  • Серебро – 5,5-15 г;
  • Платина – 0,1-1 г;
  • Палладий – 0,05-4,95 г.

Извлечение драгоценных металлов из деталей представляет собой сложный технологический процесс, который в домашних условиях невыгодно реализовать. Это можно сделать исключительно в больших объемах, если воспользоваться специальным оборудованием и реагентами.

Что такое каталитический нейтрализатор и для чего он нужен?

Автомобили состоят из множества сложных деталей. Понимание каждого механизма вашего автомобиля требует многолетней подготовки и опыта. Однако каталитические нейтрализаторы играют важную роль в выбросах вашего автомобиля, эффективности использования топлива и общем состоянии здоровья, поэтому жизненно важно иметь базовое представление о каталитических нейтрализаторах.

Все видели, как большие 18-колесные грузовики производят огромные облака выхлопных газов, но насколько эти выхлопы вредят окружающей среде? Каталитический нейтрализатор преобразует вредные загрязняющие вещества из двигателя вашего автомобиля в экологически безопасные выбросы. С момента изобретения каталитических нейтрализаторов вредные для озона выбросы автомобилей резко сократились. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о каталитических нейтрализаторах и о том, как сохранить ваш автомобиль в рабочем состоянии на долгие годы.

История каталитических нейтрализаторов

Автомобили не всегда придерживались экологически безопасных методов. В 1963 году в США был принят Закон о чистом воздухе, призванный сократить количество вредных загрязняющих веществ, выбрасываемых из стационарных и мобильных источников. Автомобильная промышленность США процветала в 1963 году, когда было произведено более девяти миллионов автомобилей, что усилило озабоченность по поводу вредных выбросов. В 1965 году федеральное правительство внесло поправки в Закон о чистом воздухе, включив первые федеральные стандарты выбросов транспортных средств в Закон о национальных стандартах выбросов. Все автомобили, произведенные в США после 1965 должны были соответствовать стандартам выбросов, установленным федеральным правительством.

Французский инженер-механик Эжен Удри изобрел каталитический нейтрализатор в 1950-х годах, чтобы уменьшить количество вредных загрязняющих веществ, выбрасываемых из дымовых труб и бензиновых двигателей автомобилей. США начали массовое производство каталитических нейтрализаторов в 1970-х годах, чтобы соответствовать стандартам выбросов, установленным федеральным правительством. С тех пор каждый автомобиль, произведенный в США, оснащался каталитическими нейтрализаторами.

Что такое каталитический нейтрализатор?

Каталитические нейтрализаторы крепятся к днищу вашего автомобиля внутри выхлопной системы между глушителем и выхлопной трубой. Каталитический нейтрализатор состоит из большого металлического корпуса, двух линий и катализатора из драгоценных металлов, таких как платина, родий и палладий. Выхлопные газы вашего автомобиля проходят через трубу к сотовому катализатору, где вредные молекулы превращаются в экологически безопасные соединения.

Например, без каталитического нейтрализатора вредные молекулы, производимые вашим автомобилем, такие как оксид азота и окись углерода, свободно попадали бы в атмосферу. Драгоценные металлы в каталитических нейтрализаторах изменяют состав оксида азота и монооксида углерода на экологически безопасные молекулы диоксида углерода и азота. В автомобилях используются два основных типа катализаторов: 

Катализаторы восстановления

Катализатор восстановления разделяет вредные элементы оксида азота на отдельные молекулы азота и кислорода — платина и родий связываются с молекулами кислорода, позволяя безвредным молекулам азота проходить через выхлопную трубу. Оставшиеся молекулы кислорода помогают еще больше снизить вредные выбросы за счет окисления.

Катализаторы окисления 

Катализаторы окисления сжигают вредные углеводороды и монооксид углерода с образованием отдельных молекул кислорода. Платина и палладий используют освобожденный кислород от катализаторов восстановления, чтобы связать дополнительные молекулы кислорода с монооксидом углерода и углеводородами, создавая безвредный диоксид углерода и воду.

Каталитический нейтрализатор представляет собой важное устройство контроля выбросов в автомобилях. Без каталитических нейтрализаторов опасные углеводороды и молекулы оксида азота разрушают озоновый слой Земли и вносят дополнительный вклад в выбросы парниковых газов в атмосферу.

Как узнать, работает ли каталитический нейтрализатор ЭБУ, электронный блок управления вашего автомобиля, постоянно собирает данные с каталитических нейтрализаторов, чтобы гарантировать, что двигатель захватывает достаточное количество кислорода для завершения каталитических преобразований и эффективного сжигания топлива.

Индикаторы Check Engine могут указывать на неэффективное сжигание топлива из-за поврежденных каталитических нейтрализаторов. Всегда обращайтесь за профессиональными услугами каталитического нейтрализатора, если ваш автомобиль едет медленно, имеет проблемы с ускорением или издает серный запах тухлых яиц. Замена каталитического нейтрализатора стоит тысячи долларов, поэтому всегда привозите свой автомобиль к местному механику для ежегодного обслуживания.

Из-за драгоценных металлов, заключенных в каталитических нейтрализаторах, автомобили становятся объектами кражи каталитических нейтрализаторов. Чтобы обеспечить безопасность вашего автомобиля, подумайте о том, чтобы приварить каталитический нейтрализатор к днищу автомобиля или установить металлическую клетку для защиты от воров. Каталитические нейтрализаторы необходимы для вашего автомобиля, поэтому всегда держите их в безопасности!

Trust Performance Muffler для всех ваших услуг по каталитическим нейтрализаторам

Performance Muffler с гордостью предоставляет услуги по обслуживанию и замене выхлопных газов, каталитическим нейтрализаторам и ремонту выхлопной системы. С 2007 года Performance Muffler с гордостью обслуживает Феникс, Пеорию и Глендейл, штат Аризона, предлагая дружелюбное обслуживание клиентов и высококачественные результаты. Чтобы узнать больше о наших услугах, свяжитесь с нами в Performance Muffler по телефону (602) 691-6494, чтобы поговорить с нашим дружелюбным персоналом сегодня!

Что такое каталитический нейтрализатор и почему его воруют?

  1. Что такое каталитический нейтрализатор и почему его воруют?

Дастин Хоули | 06 октября 2022 г.

Угон автомобилей – настоящая проблема для владельцев. В 2020 году количество угнанных автомобилей выросло на 11,8% по сравнению с 724 872 автомобилями в 2019 году.. Когда есть что-то ценное, всегда есть преступники.

Но помимо кражи самих автомобилей, преступники могут потратить немного больше времени на поиски под вашим автомобилем. Некоторые детали ценны по многим причинам и продаются быстро, без лишних вопросов.

Одним из таких компонентов является каталитический нейтрализатор. В этой статье мы обсудим его функцию, ценность и то, что делают организации, чтобы помочь предотвратить кражу и обеспечить защиту.

Хотите действовать?

Хотите действовать?

Интернет-магазин автомобилей для продажи

Хотите нырнуть глубже?

Хотите нырнуть глубже?

Сравните автомобили онлайн

ХОТИТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ?

ХОТИТЕ МАКСИМАЛЬНО ПОВЫСИТЬ ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ?

Найдите местные поощрения и скидки на новые автомобили

Благодарю вас

Теперь вы подписаны на информационный бюллетень J. D. Power Cars.

Обзор новых автомобилей

Ford F-Series Super Duty 2023 года выпуска

Грузовики F-Series Super Duty получили то, что им было нужно для модели 2023 года. Ford анонсировал более мощную линейку тяжелых грузовиков с множеством доступных новых технологий, отличными стандартными функциями безопасности и уникальными улучшениями, чтобы сделать грузовики более подходящими для конкретных отраслей.

Читать полный обзор

Honda Pilot 2023 года выпуска

Honda Pilot четвертого поколения 2023 года вот-вот поступит в продажу, и Honda существенно модернизирует его по сравнению с популярной моделью третьего поколения, которую он заменяет. Honda предложит переработанный 2023 Pilot в комплектациях Sport, EX-L, TrailSport, Touring и Elite в декабре 2022 года.
Ram использовал Ярмарку штата Техас 2022 года, чтобы продемонстрировать свой новый 2500 Heavy Duty Rebel, мощный внедорожный грузовик, который сохранил свои возможности рабочего грузовика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *