Что делать, если двигатель перегрелся? Что делать перегрел двигатель
Как избежать перегрева двигателя. Что делать, если двигатель перегрелся
При первых признаках перегрева двигателя необходимо действовать быстро, дабы избежать его выхода из строя. Но лучше двигатель до перегревания не доводить.
Перегрев двигателя
Температура двигателя стремительно растет, вязкость моторного масла падает и оно уже не выполняет в полной мере своих смазывающих функций.
Соприкасающиеся и трущиеся детали механизмов, не получая полноценной смазки, работают на износ, истираются, на их поверхности образуются задиры и заусеницы.
Коленчатый вал не скользит, а с усилием проворачивается на «сухих» вкладышах, поршни и зеркала цилиндров без необходимой смазки работают на уничтожение друг друга. Если этот процесс аннигиляции вовремя не прервать, двигатель попросту заклинит.
Причины перегрева двигателя
Двигатель перегревается только в случае неисправности его системы охлаждения, когда избыточное тепло не отводится наружу охлаждающей жидкостью.
Самая частая причина – отсутствие или недостаточное количество охлаждающей жидкости. Возникает вследствие нарушения целостности соединительных патрубков и вытекания жидкости через образовавшиеся трещины или надрывы. Бывает течь антифриза через радиатор, когда повреждены одна или несколько его сот.
Чаще всего такие неприятности случаются по истечении зимнего периода эксплуатации машины, из-за перепадов температурных значений двигателя, когда за ночь он остывает до минусовой температуры, а затем в процессе езды прогревается почти до состояния кипения.
Дополнительный вклад в разрушение соединительных патрубков вносят агрессивные солевые растворы, которыми щедро посыпают и поливают проезжую часть дорожные и коммунальные службы.
При выходе из строя термостата охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу системы, не попадая в радиатор.
Чтобы убедиться в исправности этого регулирующего устройства, достаточно потрогать наощупь его нижнюю часть. Если она горячая – клапан термостата исправен и открывает охлаждающей жидкости путь к радиатору.
Если же двигатель уже достаточно прогретый, а низ термостата холодный, следовательно он неисправен. В таком случае охлаждающая жидкость будет циркулировать только внутри двигателя и вскорости закипит.
Достаточно редко, но выходит из строя водяной насос – помпа. Симптомы неисправности и ее последствия такие же, как и при неработающем термостате.
У вентиляторов, приводимых в движение от шкива коленчатого вала, может перетереться или лопнуть ремень привода. Электрический вентилятор также может выйти из строя, не исключена поломка датчика и реле, включающих и выключающих его.
В обеих случаях жидкость, проходящая по сотам радиатора, необдуваемая потоком воздуха, практически не будет охлаждаться, что опять-таки через небольшой отрезок времени приведет к закипанию охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.
Если перегрев двигателя все же произошел
Распознать грядущий перегрев двигателя можно не только по датчику температуры на приборной доске.
Незадолго до перегрева прекращается подача тепла из отопителя в салон машины, а при резком нажатии на педаль акселератора отчетливо слышен стук поршней, не получающих нужного количества смазки.
Обнаружив перегрев, съедьте на обочину проезжей части, не забыв при этом включением сигнала поворота предупредить других участников движения о своем вынужденном маневре. Заглушите мотор, откройте капот и дайте двигателю 15-20 минут на пассивное охлаждение.
Ни в коем случае не поливайте его холодной водой! От резких перепадов температур на головке блока и на самом блоке цилиндров могут пойти трещины.
И не спешите открывать крышку радиатора! Это действие никак не поможет процессу охлаждения жидкости, зато обжечься паром от кипящего антифриза можно за доли секунды или лишиться охлаждающей жидкости совсем – она моментально «вылетит» из горловины радиатора.
Если позволяют знания и опыт, попытайтесь установить причину перегрева двигателя и частично устранить ее подручными средствами.
От подтекания радиатора можно на время избавиться, пережав плоскогубцами подтекающую трубку или же законопатив место течи при помощи холодной сварки. Неисправный термостат можно заменить на новый либо удалить из его конструкции запорный клапан.
В случае подтекания жидкости через патрубки попытайтесь восстановить их герметичность при помощи изоляционной ленты или скотча.
При не очень обильном подтекании жидкости из системы, можно продолжить путь, периодически останавливаясь и подливая в радиатор воду взамен убежавшего антифриза.
В случае неисправностях вентилятора или помпы можно продолжить движение, включив на полную мощность отопитель, при этом достаточно большое количество тепла будет передаваться в салон при помощи печки.
Возобновив движение после перегрева двигателя, внимательно следите за датчиком температуры охлаждающей жидкости, и как только она войдет в опасную зону, снова остановитесь и дать ей возможность остыть.
Вот так, «небольшими перебежками», можно с горем пополам добраться до сервисного центра, СТО или собственного гаража, где качественно и без спешки, своими руками устранить возникшую неисправность, либо вызвать эвакуатор и доставить сломавшуюся машину на станцию технического обслуживания.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях и поставьте оценку
Загрузка...Не спешите уходить! Это может быть вам полезным
goodmaster.com.ua
Перегрев двигателя
Перегрев двигателя, причины, что делать...
Перегрев в принципе возможен в любое время года - и зимой, и летом. Но, как показывает практика, на весну приходится наибольшее число подобных случаев. Объясняется это просто. Зимой все системы автомобиля, в том числе и система охлаждения двигателя, работают в весьма тяжелых условиях. Большие перепады температур - от "минусовых" по ночам до весьма высоких рабочих после непродолжительного движения - негативно действуют на многие агрегаты и системы.
Как обнаружить перегрев?
Ответ, вроде бы, очевиден - посмотреть на указатель температуры охлаждающей жидкости. На самом деле все куда сложнее. Когда движение на дороге интенсивное, водитель не сразу замечает, что стрелка указателя сдвинулась далеко в сторону красной зоны шкалы. Однако есть ряд косвенных признаков, зная которые можно уловить момент перегрева и не глядя на приборы.
Так, если перегрев возникает из-за малого количества антифриза в системе охлаждения, то первым на это отреагирует отопитель, расположенный в высокой точке системы, - горячий антифриз перестанет туда поступать. То же произойдет и при кипении антифриза, т.к. оно начинается в самом горячем месте - в головке блока цилиндров у стенок камеры сгорания, - а образовавшиеся паровые пробки запирают проход охлаждающей жидкости к отопителю. В результате подача горячего воздуха в салон прекращается.
О том, что температура в системе достигла критического значения, точнейшим образом свидетельствует внезапно появившаяся детонация. Поскольку температура стенок камеры сгорания при перегреве значительно выше нормы, это непременно провоцирует возникновение ненормального горения. В результате перегретый двигатель при нажатии на педаль газа напомнит о неисправности характерным звонким стуком.
К сожалению, и эти признаки нередко могут остаться незамеченными: при повышенной температуре воздуха отопитель выключают, а детонацию при хорошей шумоизоляции салона можно просто не услышать. Тогда при дальнейшем движении автомобиля с перегретым двигателем начнет падать мощность, и появится стук, более сильный и равномерный, чем при детонации. Тепловое расширение поршней в цилиндре приведет к увеличению их давления на стенки и значительному росту сил трения. Если же и этот признак не будет замечен водителем, то при дальнейшей работе двигатель получит основательные повреждения, и без серьезного ремонта уже, к сожалению, не обойтись.
Отчего возникает перегрев
Внимательно присмотритесь к схеме системы охлаждения. Практически каждый ее элемент в определенных обстоятельствах может стать отправной точкой перегрева. А его первопричины в большинстве случаев такие: плохое охлаждение антифриза в радиаторе; нарушение уплотнения камеры сгорания; недостаточное количество охлаждающей жидкости, а также негерметичность в системе и, как следствие - уменьшение избыточного давления в ней.
Первая группа, помимо очевидного наружного загрязнения радиатора пылью, тополиным пухом, листвой, включает еще неисправности термостата, датчика, электродвигателя или муфты включения вентилятора. Встречается и внутреннее загрязнение радиатора, однако не из-за накипи, как бывало много лет назад после длительной эксплуатации двигателя на воде. Тот же эффект, а иной раз намного более сильный, дает применение различных герметиков для радиатора. И если последний действительно забит таким средством, то прочистить его тонкие трубки - довольно серьезная проблема. Обычно неисправности этой группы легко обнаруживаются, а чтобы доехать до стоянки или СТО, достаточно бывает пополнить уровень жидкости в системе и включить отопитель.
Нарушение уплотнения камеры сгорания - тоже довольно распространенная причина перегрева. Продукты сгорания топлива, находясь под большим давлением в цилиндре, через неплотности проникают в рубашку охлаждения и вытесняют от стенок камеры сгорания охлаждающую жидкость. Образуется горячая газовая "подушка", дополнительно нагревающая стенку. Подобная картина возникает из-за прогара прокладки головки, трещин в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока, - чаще всего вследствие предшествовавшего перегрева. Определить, что подобная не герметичность имеет место, можно по запаху выхлопных газов в расширительном бачке, вытеканию антифриза из бачка при работе двигателя, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана не герметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.
Явная не герметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Отметим, что течь радиатора часто появляется после "разъедания" трубок так называемым "тосолом" неизвестного происхождения, а течь уплотнения насоса - после длительной эксплуатации на воде. Установить, что охлаждающей жидкости в системе мало, визуально так же просто, как и определить место утечки.
Не герметичность системы охлаждения в ее верхней части, в том числе из-за неисправности клапана пробки радиатора, приводит к падению давления в системе до атмосферного. Как известно, чем меньше давление, - тем ниже температура кипения жидкости. Если рабочая температура в системе близка к 100 градусам С, то жидкость может закипеть. Нередко кипение в негерметичной системе возникает даже не при работе двигателя, а после его выключения. Определить, что система действительно не герметична, можно по отсутствию давления в верхнем шланге радиатора на прогретом двигателе.
Что происходит при перегреве
Как отмечено выше, при перегреве двигателя начинается кипение жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров. Образующаяся паровая пробка (или подушка) препятствует непосредственному контакту охлаждающей жидкости с металлическими стенками. Из-за этого эффективность их охлаждения резко уменьшается, а температура значительно возрастает.
Такое явление носит обычно местный характер - вблизи области кипения температура стенки может быть заметно выше, чем на указателе (а все потому, что датчик устанавливается на наружной стенке головки). В результате в головке блока могут появиться дефекты, в первую очередь - трещины. В бензиновых двигателях - обычно между седлами клапанов, а в дизелях - между седлом выпускного клапана и крышкой форкамеры. В чугунных головках иногда встречаются и трещины поперек седла выпускного клапана. Трещины возникают также в рубашке охлаждения, например, по постелям распределительного вала или по отверстиям болтов крепления головки блока. Такие дефекты лучше устранять заменой головки, а не сваркой, которую пока не удается выполнить с высокой надежностью.
При перегреве, даже если трещин не возникло, головка блока часто получает значительные деформации. Так как по краям головка прижата к блоку болтами, а перегревается ее средняя часть, происходит следующее. У большинства современных двигателей головка изготовлена из алюминиевого сплава, который при нагреве расширяется больше, чем сталь крепежных болтов. При сильном нагреве расширение головки приводит к резкому возрастанию усилий сжатия прокладки по краям, где расположены болты, в то время как расширение перегретой средней части головки болтами не сдерживается. Из-за этого происходит, с одной стороны, деформация (провал от плоскости) средней части головки, а с другой - дополнительное обжатие и деформация прокладки усилиями, значительно превышающими эксплуатационные.
Очевидно, после охлаждения двигателя в отдельных местах, особенно у краев цилиндров, прокладка уже не будет зажата должным образом, что может вызвать течь. При дальнейшей эксплуатации такого двигателя металлическая окантовка прокладки, потеряв тепловой контакт с плоскостями головки и блока, перегревается, а затем прогорает. Особенно это характерно для двигателей со вставными "мокрыми" гильзами или если между цилиндрами слишком узкие перемычки.
В довершение всего деформация головки приводит, как правило, к искривлению оси постелей распределительного вала, расположенных в ее верхней части. И без серьезного ремонта эти последствия перегрева устранить уже не удастся.
Не менее опасен перегрев и для цилиндро-поршневой группы. Поскольку кипение охлаждающей жидкости распространяется постепенно от головки на все большую часть рубашки охлаждения, то резко снижается и эффективность охлаждения целиндров. А это значит, что ухудшается отвод тепла от нагреваемого горячими газами поршня (тепло от него отводится в основном через поршневые кольца в стенку цилиндра). Температура поршня растет, одновременно происходит и его тепловое расширение. Поскольку поршень алюминиевый, а цилиндр, как правило, чугунный, то разница в тепловом расширении материалов приводит к уменьшению рабочего зазора в цилиндре.
Дальнейшая судьба такого двигателя известна - капитальный ремонт с расточкой блока и заменой поршней и колец на ремонтные. Перечень работ по головке блока вообще получается непредсказуемым. Лучше все-таки мотор до этого не доводить. Открывая периодически капот и проверяя уровень жидкости, можно в какой-то степени себя обезопасить. Можно. Но не на все 100 процентов.
Если двигатель все-таки перегрелся
Очевидно, надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот - так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.
Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут "Never open hot" - никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка - на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости - пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен - струя кипятка ударяет в капот и рикошетом - в водителя!
К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая "внутри" двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым, снижая ее в наиболее перегретых местах.
Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром - чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни - головка блока треснет наверняка.
Перегрев двигателя - это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.
Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.
Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.
Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.
Самое, может быть, неприятное - отказ термостата. При этом, если клапан его "завис" в открытом положении, - беды нет. Просто двигатель будет медленнее прогреваться, поскольку весь поток охлаждающей жидкости направится по большому контуру, через радиатор.
Если же термостат остается закрытым (стрелка указателя, медленно достигнув середины шкалы, быстро устремится к красной зоне, а шланги радиатора, особенно нижний, останутся холодными), движение невозможно даже зимой - двигатель тут же снова перегреется. В этом случае нужно демонтировать термостат либо хотя бы его клапан.
Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, ее желательно устранить или хотя бы уменьшить до разумных пределов. Обычно "течет" радиатор из-за коррозии трубок на ребрах или в местах пайки. Иногда такие трубки удается заглушить, перекусив их и загнув края пассатижами.
В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.
Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на "максимум" отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет "немножко" жарко - не беда. Как известно, "пар костей не ломит".
Хуже, если отказал термостат. Выше мы уже рассмотрели один вариант. Но если вы не можете справиться с этим прибором (не хотите, не имеете инструментов и т.п.), можно попробовать еще один способ. Начните движение, - но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.
При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало. В свое время автору удалось таким образом одолеть около 30 км., не причинив двигателю заметного вреда.
1avtorul.ru
Что делать, если двигатель перегрелся?
Содержание статьи:
Порой бывает так, что водитель перед поездкой не смотрит на датчики температуры, или что происходит с охлаждающей жидкостью. А ведь это довольно важный момент.
Регулярная проверка тосола и прочих агрегатов системы охлаждения – залог успешного путешествия.
Ведь в самый неподходящий момент наша поездка может прерваться. Из подкапотного пространства вздымается пар, а в салоне автомобиля появляется запах закипевшей охлаждающей жидкости.
Это есть основные сигналы того, что двигатель перегрелся!
В действительности, это очень неблагоприятно сказывается на дальнейшей службе мотора.
Чем чреват перегрев двигателя? И какие могут быть негативные последствия…
Если во время перегрева не остановить автомобиль и не заглушить двигатель, то это чревато деформацией головки блока цилиндров. С каждой минутой температура двигателя растет, что приводит к деформации деталей и к дальнейшей их непригодности. Как правило, «эпидемия» перегревов перепадает на весенний период и это легко поясняется тем, что за прошедшую зиму охлаждающая система авто перенесла большие нагрузки и перепады температуры.
Что необходимо делать?
Итак, если все-таки случилось непредвиденное, и вы не знаете что необходимо делать, если двигатель перегрелся, то мы опишем немного нужных и дельных советов.
При соответствующих сигналах о том, что двигатель закипает, первым делом, срочно нужно остановить свой автомобиль у обочины, выключить мотор и открыть капот. Многие автомобилисты, как начинающие, так и опытные допускают большую ошибку, поливая закипевший движок ледяной водой. Такие действия могут с легкостью привести к выходу из строя деталей. Также запрещено открывать крышку радиатора, потому что она находится под большим давлением. Известно не мало случаев, когда неопытный водитель, пытаясь быстрее остудить двигатель, открывал крышку радиатора и был ошпарен закипевшей жидкостью. Также это грозит не только ожогами, но и чрезмерной потерей антифриза.
После того, как двигатель выключен и капот открыт, ожидайте приблизительно 15-20 минут. За это время температура антифриза упадет, обратите внимание на верхний шланг, который идет от радиатора. Если он обмяк и стал не таким упругим, можно потихоньку открывать крышку, чтобы долить свежего, охлажденного антифриза. Ежели вы не настолько опытны в ремонте автомобиля, пользуйтесь датчиками температуры и следите за падением градусов именно по ним.
После запуска двигателя датчик должен показать среднюю температуру, в таком случае движение можно продолжать. Но следует проявлять осторожность. Лучше всего двигатель охлаждается, когда автомобиль постоянно едет.
Причин перегрева может быть много: вышедший из строя термостат, течь антифриза, сломанный вентилятор и многое другое.
Если в вашем автомобиле не работает вентилятор, избегайте пробок и давайте мотору небольшую передышку в теньке. При сломанном термостатe проблема немного усложняется, т.к. при достижении средней температуры, датчик может молниеносно перенестись в «красную зону». Если вы имеете азы устройства автомобиля, можно попробовать самому отремонтировать термостат.
При подтекании охлаждающей жидкости вам следует установить, откуда именно идет потеря. Если установить проблему невозможно, едьте более предусмотрительно, время от времени добавляя антифриз и не допуская перегрева. На худой конец, если отремонтировать автомобиль вам не под силу, включите на полную мощность отопительные приборы, это поможет вам сбить температуру мотора вашего авто и следуйте ближайшей дорогой до автомастерской, где вам помогут вылечить вашего «железного друга» опытные специалисты.
Проверяйте всегда все охладительные агрегаты, вовремя заменяйте тосол и тогда вас не потревожит вопрос, что делать при перегревшемся двигателе. А мы вам желаем счастливого пути!
chtodelat.net
Чем грозит перегрев двигателя автомобиля и в чём причина
Содержание статьи
Каждый автолюбитель сталкивается с проблемой перегрева мотора автомобиля. Нередко можно видеть, как на обочине стоит машина, а из неё валит дымок. «Закипание» двигателя довольно опасно, особенно если это происходит неоднократно. Не стоит эксплуатировать автомобиль в этом случае, дабы не подвергнуть своё здоровье и жизнь опасности. Лучше всего выяснить причину постоянного перегрева и устранить её раз и навсегда.
Что является причиной перегрева двигателя автомобиля
Понятие «перегрев мотора»- это, как правило, неисправности в системе охлаждения. Данная проблема знакома всем и не является редкостью. Чаще всего она может возникнуть от невнимательного отношения водителя к своему автомобилю. Регулярность проверки необходимого уровня охлаждающей жидкости должна быть постоянной, особенно это касается авто с большим пробегом.
Повреждение бачка также может служить причиной, по которой необходимая мотору жидкость быстро утекает, и уровень её падает, так возникает быстрый перегрев, это определяется по датчику температуры. Среди распространённых причин может быть и некачественный состав охлаждающей жидкости, что также может привести к «закипанию» движка.
Стоит также отметить и многие неполадки или поломки элементов всей системы. Так из-за неисправности в работе водяного насоса, вентилятора или радиатора, а также повреждения привода возникают проблемы с перегревом. Неисправный термостат также послужит причиной блокировки, и жидкость для охлаждения престанет охватывать радиатор, а будет бесполезно вращаться в двигателе, не принося нужного результата.
Если жидкость попадает в смазочную систему, хотя это и бывает довольно редко, также может возникнуть чрезмерный нагрев мотора. Здесь основной причиной может быть повреждённая головка блока цилиндров. При таком повороте событий не следует эксплуатировать машину, здесь требуется срочный ремонт и устранение неисправности. В противном случае может заклинить все подвижные части двигателя, а это повлечёт за собой большие расходы по ремонту, и нередко замена всего движка.
Теперь несколько подробнее о каждой из причин и работе важных элементов в системе охлаждения:
- Что касается охлаждающей жидкости, то в современных автомобилях вся система охлаждения имеет закрытый тип. Для отвода тепла от мотора используется антифриз или тосол. Именно они предназначены для отдачи тепла во внешний мир.
- Большое значение имеет рубашка охлаждения. Всем известно, что наиболее «горячими» в двигателе являются камеры сгорания, где воспламеняется топливо. Существуют специальные полости, которые располагаются в блоке цилиндров, по ним и протекает жидкость для охлаждения, забирая с собой лишнее тепло.
- В радиаторной части происходит не менее серьёзный процесс, там осуществляются теплообменные действия антифриза. Нагретая жидкость проходит по радиаторным трубкам, а наружный воздух их обдувает и происходит охлаждение радиатора.
- Водяная помпа, иными словами насос существует для непрерывной циркуляции охлаждающей жидкости во всей системе. Задача насоса заставлять антифриз двигаться от мотора до радиатора и в обратном направлении.
- У вентилятора задача понятная, особенно если автомобиль не может передвигаться быстро и застревает в пробке большого города. В этом случае нехватка воздуха может быть компенсирована включением вентилятора. За счёт его работы происходит обдув и снижение в радиаторе температуры.
- Большую роль в нормальной работе двигателя играет термостат. В холод он ускоряет разогрев мотора до нормальных рабочих температурных показателей. При условии неисправности термостата, происходит чрезмерный разогрев системных блоков двигателя и происходит «закипание». Причина в клапане, который вовремя не открывается или перестаёт закрываться, реагируя на охлаждающую жидкость.
- Неисправность парового клапана, который имеет назначение срабатывать на превышение предельной нормы, также может влиять на сильное нагревание движка. Он находится в расширительном бачке или радиаторной пробке. Если клапан не работает, его следует промыть или даже совершить замену.
При заводе автомобиля, в работу включается вся сложная система, которая работает для того, чтобы мотор вовремя охлаждался. Происходит это следующим образом:
- Проходя по патрубкам к термостату, нагретый антифриз доходит до термостата.
- Затем, совершая маленький круг, антифриз, отправляется обратно к мотору, после того, как достигнута нужная отметка температуры.
- При достижении температурного режима 80-90 градусов, начинает функционировать радиатор.
- В случае, если не происходит нагрев антифриза, и температура продолжает расти, к работе системы подключается вентилятор.
- За счёт клапана, находящегося в расширительном бачке, может регулироваться необходимое количество жидкости, или увеличиваясь, или возвращаясь к первоначальной точке.
При условии нормальной работы всех компонентов в целостной системе, охлаждение происходит своевременно и в нужном режиме, двигатель не нагревается до критической точки и «закипание» автомобилю не грозит.
Что делать, если двигатель перегрелся
Не следует испытывать судьбу и продолжать движение на машине, из — под капота которой повалил горячий пар. Это может плачевно закончиться, как для автомобиля, так и для его владельца. Лучшим выходом из такой ситуации, будет следование инструкции, которая предусмотрена для подобных случаев. Итак, что следует сделать при чрезмерном разогреве двигателя вашего авто:
- Остановитесь немедленно и заглушите мотор.
- Поднимите капот и выждите, пока он мотор не остынет и не перестанет дымиться, это может потребовать 7-10 минут. Имейте терпение, так как любые действия с разгорячённым мотором не приведут к результатам и могут быть опасны.
- Далее нужно проверить уровень жидкости. Для того, чтобы избежать ожогов при открытии бачка, который может быть горячим, оденьте перчатки или используйте тряпку. Для подобных случаев у каждого водителя есть заначки в багажнике, в виде различных средств защиты при ремонте.
- Долейте жидкость, если уровень её не соответствует норме, но помните о правилах для смешивания различных видов антифризов. В случае, если у вас закончилась жидкость, а магазинов поблизости нет, допускается вода, которая может быть использована только после полного охлаждения мотора. В случае, если вы доехали до дома, частично заменив жидкость водой, обязательно замените полностью антифриз или самостоятельно или посетив автосервис. Эта мера является необходимой и обязательной.
- Доведя до нормы уровень, заведите двигатель и посмотрите, как функционирует термостат. При условиях его плохой работы и не допуска жидкости до радиатора, снимите его совсем и направляйтесь до ближайшего сервиса.
- Проверьте также электрику и в особенности предохранитель вентилятора. Возможно, причина именно в перегорании этой части. Тогда вам ничего не остаётся, как сделать перемычку из того, что есть под руками и воспользоваться, что называется, подручными средствами, вытащив перегоревший и бесполезный прибор.
Хорошо, если вам удалось устранить причину перегрева. Если дым продолжает идти, тогда ничего не остаётся, как вызвать эвакуатор или добраться до пункта авто ремонта своими силами, но при этом соблюдая все меры предосторожности. Держите обороты на минимальной скорости, наблюдая за тахометром и не допуская «красной зоны».
Как избежать перегрева мотора
Так как причин для подобной проблемы существует много, никогда нет гарантии, что это не случиться с каждым из автолюбителей, ведь выйти из строя может любой из компонентов, участвующих в охлаждении. Минимизировать возможные неполадки реально, соблюдая несколько основных правил. Как уже было сказано ранее, не стоит полагаться на «авось», так как поломка может в дальнейшем стоить больших затрат. Лучше всего быть внимательным к своей машине, и вовремя проверять все рабочие системы.
- Своевременно и тщательно совершайте проверку наличия охлаждающей жидкости. Следите за её уровнем в бачке.
- Если вам приходится часто использовать антифриз, значит, где-то должна быть причина. Необходимо её обнаружить как можно раньше. Устранение её позволит избежать более серьёзных потерь.
- Следует обратить внимание и на приводные ремни помпы. Они должны быть с нормальной натяжкой.
Все эти правила должен знать каждый владелец автомобиля, для того, чтобы не оказаться однажды на обочине в клубах дыма, исходящих из-под капота. Относитесь к механизмам внимательно, как настоящий хозяин, тогда ваша машина вас не подведёт ни в пробке, ни на автостраде.
Помните, что при повторных случаях перегрева, может случиться опасная ситуация, вплоть до возгорания автомобиля, особенно если неисправна топливная система. Не стоит подвергать свою машину таким испытаниям, своевременность проверки рабочего состояния зависит только от самого водителя.
Во многом ситуация зависит и от износа двигателя, чаще подобные неисправности возникают на машинах с большим сроком эксплуатации, к ним стоит относиться с повышенным вниманием.
rus35.ru
Что делать, если перегрелся двигатель
Судя по стоящей этим летом погоде, двери в аду, вероятнее всего, были плохо закрыты. А если серьезно, то жара доконала всех. От нее страдают люди, животные, растения и, конечно, техника. Эта самая техника сегодня все чаще встречается вдоль дорог с открытыми капотами и валящим из моторного отсека паром. Как быстро остудить двигатель и справиться с перегревом в пути, сегодня и поговорим.
Причин перегрева мотора множество. Закипеть и раскалиться до состояния клина двигатель может не только от недостатка охлаждающей жидкости или негерметичности системы охлаждения. Причиной может быть неисправность ЦПГ, ГРМ и много чего еще. Но сегодня речь не об этом. Мы рассмотрим действия по эффективному охлаждению уже перегретого двигателя. Ведь именно это в первую очередь беспокоит владельца, когда стрелка температуры начинает идти на второй круг или из-под капота уже валит пар. Это потом надо будет разбираться, почему так произошло, а сейчас важно быстро остудить двигатель и по возможности добраться своим ходом до дома или сервиса.
Итак, стрелка указателя температуры начала свой ход в сторону красной зоны. Что делать? Конечно, в первую очередь нужно остановиться. Но иногда случается так, что встать либо просто невозможно, есть вероятность полностью застопорить транспортный поток, или небезопасно, к примеру, на автостраде с интенсивным движением. В этом случае стоит попробовать дотянуть до места, где есть условия для стоянки. Остановить же или замедлить рост температуры двигателя можно, включив на максимум печку. Да-да. Как бы странно это ни звучало при температуре за бортом +30, а то и выше, но именно печка — спасение для двигателя вашего автомобиля. Ведь радиатор печки — это не что иное, как дополнительный радиатор системы охлаждения, через который прокачивается охлаждающая жидкость.
Вывернув рукоятку на максимальную температуру и включив вентилятор салона на максимальную мощность, вы тем самым обеспечите дополнительное охлаждение двигателя. Да, станет невыносимо жарко в салоне, но, открыв все окна, вы сможете какое-то время двигаться. А уж потом встать в спокойном месте и начать процедуру охлаждения двигателя.
Как это сделать относительно быстро, а главное, безопасно для двигателя? Вода — спасение от жары как для всего живого, так и неживого. Однако если во время зноя люди и животные привыкли лить ее на себя, то для двигателя такое обливание может стать первым и последним в его жизни. Перепад температур, если вылить непосредственно на перегретый мотор несколько литров воды, однозначно вызовет термоудар, от которого может и головку блока повести, а то и сам блок может покрыться микротрещинами. Так что никаких обливаний! Воду нужно, аккуратно лить на радиатор, причем делать это нужно при работающем двигателе.
Только в этом случае помпа сможет прокачивать охлаждающую жидкость из радиатора в блок и головку блока. Интенсивно испаряясь с разогретого радиатора, вода за считанные минуты сможет восстановить рабочую температуру двигателя. Кстати, в свое время на машины, которые работали в тяжелых условиях, многие производители устанавливали систему орошения радиатора. Не брезгуют этим многие автомобилисты и сейчас. Ставя перед радиатором веерные форсунки омывателя лобового стекла, водитель принудительно, если температура начинает расти, например при покорении сложного участка на бездорожье или при затяжном подъеме, активирует этот распылитель и без особых проблем заканчивает тяжелый участок. Так что возьмите себе на вооружение те, кто живет в районах с жарким климатом.
Но продолжим. После того как двигатель вернется к рабочей температуре, заглушите его и проведите осмотр для выявления причины перегрева. Их, как уже говорилось, множество, но к основным, наиболее распространенным, относятся:
- недостаток охлаждающей жидкости в системе по причине утечки или недолива вовремя;
- неработающий вентилятор системы охлаждения;
- загрязненный радиатор.
Причины перегрева двигателя
Устранить первую причину сможет в дороге каждый. Долить жидкость, как вы понимаете, не проблема. Если фирменной жидкости нет, ее можно заменить обычной водой. Впоследствии, конечно, придется этот шмурдяк слить и залить тосол или антифриз с нормальной плотностью, но пока это позволит добраться до дома или сервиса, а то и вовсе на какое-то время об этой проблеме не вспоминать. С остальными причинами сложнее, но и их, если вы хоть немного разбираетесь в устройстве автомобиля, можно устранить в пути. Механически вентилятор, как правило, плохо дует из-за ослабления приводного ремня, по этой же причине хуже работает помпа, а электрически — при отказе контактной группы. Подтянув ремень в первом случае и проверив контактную группу во втором, вы, скорее всего, восстановите его работоспособность.
Что же касается грязного радиатора, а таковым он может быть как снаружи, так и изнури, то вернуть ему расчетную площадь охлаждения можно, хорошо промыв, причем делать это лучше сняв его с машины. Понятно, что в дороге сделать это сложно, но доехать до дома с этой неисправностью поможет все та же вода. Смочите обильно тряпку водой и положите на радиатор сверху. Внимание! Обязательно проконтролируйте, чтобы она не свисала или во время движения не сползла в зону работы вентилятора, что может привести к его поломке. Стекающая с тряпки вода начнет интенсивно испаряться на радиаторе и тем самым улучшит его теплоотдачу. Это и позволит вам добраться до места стоянки или ремонта.
Так что в жаркую погоду возьмите за правило возить в машине несколько литров воды. Она ой как может понадобиться, если станет невмоготу вам или вашему автомобилю.
5koleso.ru
Что делать, если двигатель автомобиля перегрелся?
Перегрев двигателя – это одна из распространенных причин, которая приводит к тяжелым последствиям и дорогостоящему ремонту двигателя автомобиля. Попробуем разобраться, по каким причинам может возникнуть перегрев, какие последствия за этим могут последовать, и что делать в такой ситуации.
Причины, которые могут привести к перегреву двигателя автомобиля Не смотря на устойчивое мнение многих автолюбителей, что перегрев мотора это скорее летнее явление, можно их разочаровать. Очень часто даже в зимнее время может возникнуть перегрев двигателя. Среди наиболее распространенных причин, которые приводят к перегреву двигателя, считается неправильная работа системы охлаждения мотора. Это может быть как утечка охлаждающей жидкости при разгерметизации системы, так и поломка одного из узлов системы охлаждения двигателя автомобиля. Среди наиболее вероятных агрегатов, которые подвержены поломке выделяют водяной насос – помпу. Если она не работает, или работает неправильно, то жидкость плохо циркулирует по системе охлаждения. Причины перегрева двигателя могут выглядеть, как поломка или износ крыльчатки, порыв приводного ремня или слабое его натяжение. Кроме помпы не редко причиной плохой циркуляции жидкости становиться радиатор. Если охлаждающая жидкость низкого качества, или вам в силу тех или иных обстоятельств пришлось доливать в систему воды. Это может спровоцировать при длительной эксплуатации образование накипи в сотах. Что затрудняет циркуляцию жидкости. Кроме этого налипание на сотах различного мусора в виде насекомых, листьев, пыли, и грязи, так же приводит к плохому теплообмену в радиаторе. Еще одним агрегатом, который напрямую влияет на перегрев мотора, является термостат. Не редко из-за плохого качества или дефектов данный агрегат может неправильно функционировать, то есть своевременно не переключить циркуляцию жидкости с малого круга на большой. Кроме этого перегрев двигателя может возникнуть при выборе неправильного режима эксплуатации мотора. К примеру, если вы будете постоянно двигаться лишь на пониженных передачах и на высоких оборотах, то очень большая вероятность того, что уже через определенное время ваш мотор закипит. Зимой этот промежуток времени будет чуть больше чем летом. Кстати зимой при оттепели перегрев может быть вызван тем, что на авто установлены утеплители мотора, которые водитель ставил для защиты двигателя от больших морозов. Реже бывают более специфичные причины перегрева двигателя. Среди них можно отметить пробой прокладки головки цилиндров. В таком случае возможны два варианта: либо охлаждающая жидкость попадет в систему смазки, либо газы из системы выпуска отработанных газов будут попадать в систему охлаждения. В любом случае двигатель придется ремонтировать. А дальнейшая эксплуатация лишь усугубит проблемы и приведет к еще большим поломкам. Очень часто все вышеперечисленные причины могут наблюдаться у автомобилей, которые длительное время стояли в гараже или на стоянке.
Признаки, свидетельствующие о перегреве двигателя
Казалось бы, что может быть проще, чем отследить перегрев двигателя по датчику. Но зачастую многие водители так заняты процессом управления, что редко обращают внимание на датчик перегрева двигателя. А старые модели вообще лишены аварийной сигнализации на случай перегрева. Поэтому важно знать несколько косвенных признаков, которые указывают на перегрев двигателя.
Если уровень жидкости недостаточный то первое что перестает работать – это печка, так как ее радиатор находится в наивысшей точке всей системы охлаждения. Так же печка может не работать, если антифириз закипает, и образовавшиеся пары создают воздушную пробку в системе, что снова блокирует поступление жидкости в печку. Кроме этого при перегреве двигателя он начинает детонировать, и звонким стуком при нажатии на педаль газа. Ведь стенки камеры сгорания расширяются больше чем положено, что вызывает образование увеличенных зазоров. Если продолжать движение дальше, то неизменно будет наблюдаться значительное падение мощности, и увеличение металлического стука.
Какие шаги предпринять для предупреждения перегрева двигателя
Перегрев двигателя можно предупредить, или хотя бы снизить вероятность появления такой поломки. Для этого следует придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, обязательно следует периодически проверять уровень охлаждающей жидкости. Лучше всего данную процедуру выполнять перед каждой поездкой особенно владельцам старых автомобилей. Во-вторых, при техническом обслуживании, но не реже чем один раз в квартал проверяйте натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса, проводите чистку радиатора с внешней стороны. Так же при появлении даже небольших трещин на резиновых трубках системы их необходимо сразу заменить.
Последствия перегрева двигателя автомобиля
Последствия перегрева двигателя зачастую зависят от того как долго двигатель работал в режиме перегрева, и какие причины данного перегрева. Если мотор перегрелся по причине недостаточного уровня жидкости, и это было своевременно выявлено, следует просто добавить жидкости. Если причина в другом, тогда предстоит частичная разборка мотора. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть очень серьезными. В большинстве случаев перегрев мотора вызывает деформацию головки блока цилиндров. Что приводит к образованию трещин. В бензиновых моторах они образуются между седлами клапанов. Дизельные моторы страдают от трещин между крышкой форкамеры и седлами впускных клапанов.
Последствия перегрева двигателя зачастую зависят от того как долго двигатель работал в режиме перегрева, и какие причины данного перегрева. Если мотор перегрелся по причине недостаточного уровня жидкости, и это было своевременно выявлено, следует просто добавить жидкости. Если причина в другом, тогда предстоит частичная разборка мотора. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть очень серьезными. В большинстве случаев перегрев мотора вызывает деформацию головки блока цилиндров. Что приводит к образованию трещин. В бензиновых моторах они образуются между седлами клапанов. Дизельные моторы страдают от трещин между крышкой форкамеры и седлами впускных клапанов.
И наконец, мы подошли к основному вопросу нашей темы, что делать при перегреве двигателя. Сперва необходимо обязательно остановить авто на обочине. После чего заглушить двигатель и открыть крышку капота. После того как двигатель остынет необходимо убедиться, что уровень жидкости в системе охлаждения в норме. Для этого следует открыть расширительный бачок. Обязательно соблюдайте меры предосторожности, так как перегретая охлаждающая жидкость может брызнуть из горловины и привести к ожогам тела человека. Поэтому открывать пробку следует лишь тогда, когда двигатель остынет.
Если жидкости не хватает необходимо долить до нормы, в крайнем случае, добавьте воды, а потом при первой же возможности замените охлаждающую жидкость на новую. Однако снова обращаем ваше внимание на то, что все процедуры по доливу и замене следует выполнять лишь на холодном двигателе
4kolesa.mirtesen.ru
Что делать если двигатель перегрелся?
Зачастую причиной повышенной температуры является окисление контактов вентилятора радиатора, и из-за этого электрическая цепь разомкнута, и вентилятор перестает работать. В таких случаях советуют охлаждать двигатель, включив печку на максимально возможный обогрев или попробовать включить вентилятор радиатора так, что бы он вращался постоянно. Это можно сделать выдернув один из штекеров электоромотора вентилятора.
Если это не сработало, то можно попробовать кусочком провода замкнуть контакты в штекере. Если и это не помогло, то берем длинный провод и проводим напряжение напрямую от аккумулятора, только так, чтобы поток воздуха был в сторону двигателя, иначе эффекта не будет. Еще одной из проблем с системой охлаждения является термостат. Он не открывается в нужный момент, и «кипящий» антифриз не попадает в радиатор охлаждения, если перегрелся, а радиатор на ощупь относительно холодный,то нужно снять термостат. Обычно он находится в легко доступном месте, на одной из патрубков системы охлаждения или же прикручен непосредственно на корпус двигателя, куда подходит патрубок. Находим и снимаем термостат. Если есть возможность вставить трубки и ехать без термостата, собираем и едем, если нет, то пробиваем клапан отверткой, таким образом, чтобы он не мешал протеканию жидкости в радиатор. Безопаснее конечно же, работать с остывшим двигателем. Существуют такие поломки, которые устранить на дороге очень сложно. Одна из них – выход из строя жидкостной помпы. В таком случае выбора нет – вызываем друга/знакомого, чтобы отбуксировал домой или же вызываем эвакуатор. Из – за жары топливный насос может перестать давать нужное давление. Если мотор не перегрет и в бачке есть охлаждающая жидкость, машина заглохла наверно по этой причине. Но не все потеряно. Мембраны насоса должны восстановить свои свойства после охлаждения в течении 15 – 20 минут, и машина заведется. Можно также намочить водой тряпку и обмотать им бензонасос. Конечно этот метод подойдет старым жигулям, так как в новых авто, как правило, насосы стоят непосредственно в баке. Таким способом можно добраться до ближайшего сервиса. Если после охлаждения машина не заводится, то насос полностью сломался или причина другая, более серьезная.Часто бывает так, что все исправно, а двигатель все равно перегревается. Это либо из-за нехватки охлаждающей жидкости, либо возникла экзотическая поломка. Например, поломка может быть в тормозах, как бы странно это не звучало…
tramba.ru