Содержание
Чем отличается тосол от антифриза?
Охлаждающая жидкость (ОЖ) является обязательным элементом функционирования двигателя внутреннего сгорания. Она предотвращает перегрев и преждевременный износ деталей мотора. Хладагент отводит лишнее тепло в окружающую среду.
На рынке ОЖ представлены двумя наименованиями – антифризом и тосолом. Некоторые автомобилисты считают, что эти два продукта идентичны, однако это не совсем так. Разберемся, чем эти составы отличаются, какие виды хладагентов бывают, что лучше использовать для системы охлаждения.
Антифриз – это общее наименование любых ОЖ, независимо от места их производства и включенных компонентов.
Тосол – это хладагент, изобретенный в Советском Союзе. Эта аббревиатура является сокращением от названия отдела, разработавшего материал – «Технология органического синтеза», ОЛ – класс спиртов.
В СССР не было доступа к иностранным материалам, поэтому альтернативы ТОСОЛу, разработанному отделом технологий органического синтеза, также не было. Именно поэтому он получил широкое распространение в стране, и до сих пор данное название используется как нарицательное.
Современные ТОСОЛы кардинально отличаются от советских по своему составу, технологии производства и эксплуатационным характеристикам.
Так как название «ТОСОЛ» не запатентовано, любой изготовитель может использовать его как наименование своей жидкости, что сейчас встречается достаточно часто.
Под маркой «ТОСОЛ» могут продаваться высококачественные антифризы, не совпадающие по составу с тосолом.
Хладагенты производятся из этиленгликоля – двухатомного спирта, представляющего собой бесцветную жидкость маслянистой консистенции. Благодаря ему (в совокупности с водой) обеспечивается работоспособность жидкостей в условиях низких температур.
На эксплуатационные характеристики того или иного материала в большей степени влияют присадки.
В тосоле они изготавливаются из неорганических солей – силикатов, нитритов и других элементов. Их особенностью является недолговечность – спустя 35 тысяч километров пробега автомобиля ОЖ теряет рабочие характеристики.
В антифриз включаются присадки из органических солей – карбонатов. Благодаря этому они характеризуются повышенной стабильностью и продолжительным ресурсом – в несколько сотен тысяч километров.
Материал отечественного образца создает на деталях двигателей плотную пленку, толщина которой составляет около 0,5 мм. Вследствие этого ухудшается тепловой обмен, мотор работает при повышенных температурах, что приводит к ускоренному износу компонентов, повышению расхода горючего, снижению производительности двигателя.
Тонкий слой антифриза (0,0006 мм) создается только на местах возникновения коррозии, поэтому он не препятствует теплопередаче.
Современные двигатели автомобилей производятся из алюминия. Они эксплуатируются при нагреве до +135 ºС. Отечественные ОЖ не могут в должной мере защитить детали из этого конструкционного материала в таких условиях, в отличие от антифризов, обладающих более высоким пределом рабочих температур (тосол – до 105 ºС, антифриз – более 135 ºС).
Присадки антифриза не разрушают резиновые и пластиковые части мотора, чем не могут похвастаться отечественные материалы.
Важным преимуществом антифриза является его нетоксичность для человека, в то время как тосол поражает кожу при непосредственном контакте и органы при вдыхании.
Все хладагенты делятся на три класса и обозначаются как G11, G12, G13:
-
G11 – зеленый материал на силикатной основе, включающий синтетические присадки. Он эффективно защищает алюминиевые детали двигателей легковых транспортных средств от коррозии и износа на срок около 3 лет -
G12 – красная жидкость из карбоксилата. Его применяют для силовых агрегатов грузовиков, материал также совместим с легковушками. Он отлично выполняет защитные функции на медных и латуневых деталях. Период эксплуатации такого состава достигает пяти лет -
G13 – оранжевая охлаждающая жидкость с повышенной экологичностью. Его основу составляет пропиленгликоль, который быстрее разлагается во внешней среде. Его часто применяют для высокофорсированных моторов мотоциклов и автомобилей
Отечественный тосол, в подавляющем большинстве случаев, бесцветный. Он маркируется иначе, чем антифриз. После названия «Тосол» следует буква, обозначающая сферу применения, например, А – автомобили. Далее указывается цифра минимальной температуры эксплуатации и буква, показывающая вид спирта.
После сравнения свойств двух материалов становится понятно, что для подавляющего большинства двигателей оптимальным вариантом является использование антифриза.
Тосол более применим к двигателям отечественных автомобилей с толстыми стенками.
Однако выбор продукта необходимо делать исходя из представленной производителем инструкции. В руководстве к транспортному средству указываются рекомендуемые для конкретной охлаждающей системы характеристики ОЖ.
Ответ на первый вопрос отрицательный. Причина этого кроется в том, что состав материалов разный, контакт присадок вызывает пенообразование и потерю эксплуатационных свойств жидкостей. Кроме того, выпадает осадок в виде небольших твердых частиц, вымыть который бывает достаточно затруднительно. Со временем такие частицы забивают радиатор, останавливают работу насоса двигателя, что приводит к закипанию системы.
Необходимость в смешивании разных охлаждающих материалов может возникнуть вследствие вытекания жидкости и невозможности восполнить запас таким же составом.
Некоторые антифризы схожи по своим свойствам и могут подвергаться смешиванию. Но без необходимости такую процедуру лучше не проводить.
Итак, смешивать можно только одноцветные материалы со схожим пакетом присадок. С тосолом относительно безопасно контактирует антифриз с маркировкой G12++. G11 и G12 также можно сочетать только с материалом G12++.
Соединение различных ОЖ может быть следствием некачественного слива отработанной жидкости перед заменой материала или отсутствие этого этапа вовсе.
Промывание системы поможет не только предотвратить выпадение осадка и ухудшение свойств новой охлаждающей жидкости, но и убрать накипь и грязь, забивающую каналы, патрубки и другие элементы.
Для удаления старого хладагента можно использовать дистиллированную или подкисленную воду, а также специальную промывочную жидкость.
После заливания промывочного состава из сливных отверстий начнет выходить отработанная ОЖ, которая может иметь темный цвет.
Промывание системы проводят до тех пор, пока не будет выходить чистая вода. Далее заливают новую охлаждающую жидкость.
Антифриз – это широкое название всех охлаждающих жидкостей. Тосол – наименование хладагента, изобретенного советскими учеными. Их состав и эксплуатационные характеристики существенно различаются, поэтому подбор материала необходимо производить исходя из рекомендаций производителя.
разница для разных видов автомобилей
Водители автомобилей > Полезная информация > Обслуживание > Автохимия > Антифриз > Чем отличается антифриз от тосола и можно ли их смешивать?
Можно ли смешивать тосол с антифризом в системе охлаждения авто? Этот вопрос занимает умы автомобилистов на протяжении многих лет – с самого первого момента, когда на рынке появились различные типы охлаждающей жидкости для двигателя.
Мы попытаемся разобраться в этом, а заодно и рассказать, чем отличается тосол от антифриза. В преддверии зимы данная информация, хочется верить, станет полезным подспорьем для автолюбителей нашей страны.
Откуда появились понятия «тосол» и «антифриз»
Начнем мы, пожалуй, с истории появления антифриза и тосола в нашей стране.
Как известно, во времена Советского Союза на большинстве автомобилей в системе охлаждения использовалась обычная вода. Она вполне неплохо справлялась со своими «обязанностями», то есть, эффективно охлаждала силовой агрегат авто.
Однако в зимнее время года использование воды оказывалось сущей проблемой для водителей. Имея низкую температуру замерзания и высокий коэффициент расширения при превращении в лед, вода грозила разрушить блок цилиндров, не говоря уже о патрубках системы охлаждения.
Этот фактор вынуждал автовладельцев сливать воду при стоянке, вновь заполняя систему перед поездками, либо добавлять в нее этиленгликоль, благодаря которому температура замерзания воды становилась ниже.
Собственно говоря, именно такая смесь и стала прообразом современных антифризов. Кроме того, использование этиленгликоля позволяло избежать появления коррозии на чугунных головках блока цилиндров, что также способствовало популярности данного метода.
Говоря об истории, стоит сразу сказать, что тосол и антифриз – одно и то же понятие. По сути, антифриз – заимствованное слово, обозначающее незамерзающую жидкость, то есть, тот же тосол является одной из разновидностей антифриза.
Видео — тосол и антифриз в чем разница:
Соответственно, когда в Советском Союзе появились более современные модели автомобилей (на тот момент это были «Жигули»), институту «ГосНИИОХТ» было доведено задание разработать и внедрить в производство более эффективный хладагент, устойчивый к низким температурам и при этом нейтральный к деталям из алюминия, который широко применялся в более современных двигателях.
Проверенный временем этиленгликоль в данном случае показал себя неэффективно, вызывая бурную коррозию деталей.
Сотрудники института решили задачу довольно просто – они внедрили в состав проверенного антифриза на основе этиленгликоля особые присадки, которые защищали алюминиевые детали от активного воздействия основного рабочего вещества. Полученный состав доказал свою эффективность и начал производиться советской промышленностью под торговой маркой «Тосол».
Собственно говоря, полученный состав оказался не только удачным, но и единственным в Советском государстве антифризом. По этой причине название конкретного типа антифриза превратилось в имя нарицательное.
Соответственно, после появления на рынке антифризов других брендов их мир разделился для рядовых автомобилистов на «Тосол» и остальные марки. Само собой, что и восприятие людей сильно изменилось – считалось, что использовать тосол можно лишь в отечественных авто, а его качество находится на весьма посредственном уровне и уж никак не сравниться с антифризами известных марок.
Каковы отличия современных охлаждающих жидкостей
О «Тосоле» мы немного рассказали. Как вы уже поняли, он также является антифризом определенного химического состава.
Однако это вовсе не значит, что все антифризы по своему составу – суть один и тот же тосол. Дело в том, что основным различием между антифризами различных типов выступает его химический состав, в котором главную роль играют присадки, обеспечивающие защиту внутренних частей системы охлаждения от возникновения коррозии.
Видео — классификация антифризов:
Условно современные антифризы по данному критерию можно разделять на силикатные, карбоксилатные и лобридные. Данные типы антифризов различаются собственным пакетом присадок, однако по основным свойствам – устойчивостью к низким температурам и защитой системы охлаждения, мало различаются друг от друга.
Де-факто любой современный антифриз, рекомендованный автопроизводителем и произведенный крупной компанией, обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики.
Можно ли смешивать тосол с антифризом
Как мы уже говорили, тосол является одной из разновидностей антифриза, имеющей собственных химический состав. На практике это означает, что тосол может не обязательно иметь такое название. То есть, в фирменной канистре (и по большей цене) вполне может оказаться все тот же любимый миллионам россиян тосол.
При этом цвет антифриза сегодня также не многое скажет вам об его составе, ибо производители сейчас могут произвольно добавлять в состав красители, придающие жидкости различные цветовые оттенки.
Дело в том, что в отечественную жидкость, которая и продается под маркой «Тосол», добавляется минимальный комплект присадок для защиты от коррозии, чем и обуславливается доступная цена и ориентированность на использование в отечественных автомобилях.
Соответственно, использовать тосол в иномарках и современных ВАЗовских моделях в качестве основной охлаждающей жидкости все же нежелательно. Лучше выбирать антифриз от известных производителей, имеющей рекомендацию завода-производителя транспортного средства.
Другое дело, если мы говорим о совместимости тосола и антифриза. Для начала стоит определить цель подобного смешивания. Одно дело, если вы решили смешать антифриз с тосолом с целью экономии для постоянного применения, и совсем другое – временное использование с целью доехать до дома в случае утечки либо других неполадок в работе системы охлаждения силового агрегата автомобиля.
Видео — совместимость тосола и антифриза:
В первом случае такое смешивание категорически не рекомендуется как производителями транспортных средств, так и самих антифризов. Связано это, опять таки, с разницей в химических свойствах имеющихся присадок.
Смешивание разных по составу охлаждающих жидкостей приводит к тому, что присадки перестают «работать» в нормальном режиме, и никакой производитель не может поручиться, что подобное смешение в перспективе эксплуатации не приведет к образованию коррозии внутри радиатора или блока цилиндров.
Кроме того, если смешать тосол с антифризом (а если точнее, жидкости разного химического состава), то это грозит выпадением нерастворимого осадка, который также может нанести вред системе либо забить соты радиатора.
В случае же, если говорить о временном использовании тосола для того, чтобы доехать домой либо до автосервиса при поломке, то замена вполне оправдана и не грозит серьезными рисками.
Дело в том, что применяемые присадки не обладают столь высокой химической активностью, чтобы нанести непоправимый вред в короткое время. Однако, смешав тосол с антифризом в критической ситуации, следует в дальнейшем произвести замену охлаждающей жидкости на ту, которая рекомендована автопроизводителем – это поможет избежать возможных хлопот в будущем.
Как определить, что залито – тосол или антифриз
Очень часто автомобилиссты сталкиваются и с другой ситуацией – необходимостью определить что залито в систему охлаждения. Это актуально в случае покупки подержанного автомобиля, и даже иногда бывает актуальным при приобретении нового автомобиля из автосалона.
В частности, целый ряд китайских автопроизводителей в свои новые авто заливают антифриз неизвестного состава и, нередко, весьма низкого качества.
Как уже говорилось, тосол отличается собственным химическим составом, который очень часто может «пересекаться» с таковым у целого ряда антифризов зарубежного производства. По этой причине определить самостоятельно состав залитого в систему охлаждения антифриза практически невозможно.
Видео — замена антифриза, промывка системы (Рено Меган.1,4. 16V K4J 750):
В связи с этим существует общая рекомендация для покупателей подержанных авто (для тех, кто покупает «китайца» в автосалоне и сомневается в качестве антифриза – тоже) – производить полную замену охлаждающей жидкости.
В таких случаях можно посоветовать сразу менять расходники: масло в картере двигателя, КПП, а также тормозную жидкость. Конечно, такая замена несколько накладна с финансовой точки зрения, однако она поможет вам избежать возможных проблем при необходимости долива.
Кроме того, неизвестно, что до вас заливал в систему охлаждения предыдущий владелец авто и не допускал ли смешения антифризов с разными свойствами.
К слову, перед заливом в систему новой охлаждающей жидкости, имеет смысл произвести ее промывку. Это позволит удалить несливаемый остаток старой ОЖ и очистить радиатор и патрубки от возможных нерастворимых отложений.
Допустимо ли смешивание фирменных антифризов?
Наряду с вопросом о том, можно ли смешивать антифриз и тосол в системе охлаждения автомобиля, водители нередко спрашивают и о том, стоит ли допускать смешивание различных антифризов от крупных производителей.
Здесь действуют все те же принципы, которые мы обозначили в отношении смешивания тосола с антифризом.
Видео — как произвести замену охлаждающей жидкости (тосола или антифриза) на автомобилях ВАЗ 2110, 2115:
Дело в том, что антифризы от различных поставщиков могут иметь как аналогичный химический состав, так и весьма сильно различающийся. То есть, в случае, если вы хотите смешать составы для постоянного использования, вам следует тщательно изучить состав антифриза по указаниям на канистре и подбирать антифриз с аналогичными свойствами.
Ели же такой возможности нет, то смешивать составы можно лишь в крайней ситуации, после чего производить замену охлаждающей жидкости в системе.
Выводы
Как видим, смешивание тосола и антифриза является вполне допустимым, однако с рядом оговорок. Делать это можно лишь в случае, когда для долива нет возможности приобрести оригинальных антифриз, используемый в системе охлаждения вашего автомобиля.
Кроме того, после подобного смешивания систему следует промывать и производить полную замену ОЖ.
При этом нужно четко понимать, что само название «Тосол» является лишь именем нарицательным, а вовсе не обозначением какого-либо особого антифриза. Само собой, что если в автомобиль залит антифриз аналогичного состава, но импортного производства, то долив отечественной жидкости никак не повлияет на ее эксплуатационные свойства.
По этой причине приучите себя заранее изучать состав антифриза по указаниям на этикетке и подбирать охлаждающую жидкость с аналогичным набором химических компонентов. Это позволит избежать возможных хлопот и даст возможность подобрать антифриз с требуемыми параметрами по доступной цене.
Хочется верить, что знание этих нюансов позволит вам избежать ряда хлопот при эксплуатации вашего транспортного средства.
Многие отмечают, что полировка фар своими руками вполне возможна и не боятся выполнять эту процедуру.
На новых моделях кроссоверов стараются использовать качественный антифриз.
Многих зимой выручает https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/predpuskovoj-podogrevatel-dvigatelya/eberspacher.html — предпусковой подогреватель двигателя Eberspacher Hydronic.
Видео — правильная замена тосола (антифриза) без воздушных пробок (НИВА ВАЗ):
В чем разница между охлаждающей жидкостью и антифризом?
Что касается автомобильного радиатора, то зима — и низкие температуры, которые она приносит по всему миру — самое опасное время года. Холод может оказывать заклинивающее действие и сильно влиять на двигатель автомобиля; что делает его неработоспособным и требует дорогостоящего ремонта. Вам может понадобиться даже полная утилизация автомобиля!
Чтобы обойти это, автовладельцы используют антифриз, который часто путают с охлаждающей жидкостью. Хотя вы можете подумать, что охлаждающая жидкость и антифриз — это одно и то же, вы оба правы и ошибаетесь.
Что такое антифриз?
Антифриз обычно используется в качестве одного из компонентов смеси охлаждающей жидкости – охлаждающая жидкость обычно состоит из антифриза и воды в пропорции 50:50. Антифриз (в частности, этиленгликоль, который является его основным ингредиентом) используется для снижения точки замерзания жидкости, циркулирующей в двигателе автомобиля. Это помогает предотвратить замерзание жидкости при низких температурах, а также повышает температуру кипения жидкости, чтобы она не испарялась. Охлаждающая жидкость также поддерживает смазку внутренних частей двигателя, обеспечивая их бесперебойную работу.
Антифриз залит в радиатор автомобиля. Изображение предоставлено: Эвелин Хигглс через Wikimedia Commons
Какого цвета антифриз?
Два распространенных цвета антифриза также могут стать причиной путаницы. Почему один должен быть зеленым, а другой оранжевым? Оранжевый антифриз обычно представляет собой антифриз с увеличенным сроком службы, который служит дольше, чем зеленый, из-за другого типа ингибитора коррозии.
Является ли антифриз охлаждающей жидкостью?
Несмотря на то, что существует два цвета антифриза, ни один из типов антифриза не совпадает с охлаждающей жидкостью. Вместо этого их следует смешивать с водой (не друг с другом) для получения охлаждающей жидкости и никогда не заливать в систему двигателя по отдельности. Добавление воды отличает антифриз от охлаждающей жидкости двигателя или охлаждающей жидкости радиатора, превращая антифриз в охлаждающую жидкость и обеспечивая эффективное выполнение своей основной задачи: предотвращение замерзания и перегрева двигателя автомобиля.
Заливается ли антифриз в охлаждающую жидкость двигателя?
После смешивания с водой вы просто заливаете антифриз в то же место, что и охлаждающая жидкость двигателя: в расширительный бачок или резервуар. Затем он будет фильтроваться вокруг двигателя и смешиваться с охлаждающей жидкостью, чтобы жидкость не замерзала. Если вы уже нанесли на свой автомобиль K-Seal, K-Seal HD или K-Seal Ultimate, все три охлаждающей жидкости двигателя, антифриз и K-Seal будут смешиваться без проблем, защищая ваш автомобиль от утечек и потенциального повреждения вашего автомобиля. двигатель.
Что делать, если мне постоянно нужно доливать антифриз в охлаждающую жидкость?
Если ваш автомобиль теряет охлаждающую жидкость, это часто может указывать на проблему с автомобильным радиатором или прокладкой головки блока цилиндров. K-Seal — это научно проверенная система устранения утечек охлаждающей жидкости для решения этой проблемы. Воспользуйтесь нашей простой системой поиска поставщиков, и вы сможете быстро вернуться к работе.
Нужен совет по поводу утечки радиатора автомобиля?
Узнайте, как обслуживать и ремонтировать автомобильный радиатор, из наших руководств экспертов.
Узнать больше
Меню содержания
Совет эксперта
Неисправность прокладки головки блока цилиндров? Трещина в голове или блок?
Потек радиатор?
Совет эксперта
Где купить K-Seal
У вас есть какие-либо из этих симптомов? K-Seal может сэкономить вам тысячи на ремонте в мастерской. Ищите стокиста сегодня!
Где купить
Антифриз Auto Cooling: предварительно смешанный или чистый?
Антифриз — это продукт, который входит в систему охлаждения каждого автомобиля с жидкостным охлаждением. Большинство марок антифризов изготовлены из этиленгликоля (EG), хотя некоторые марки используют пропиленгликоль (PG), поскольку он несколько менее токсичен при проглатывании.
Антифриз смешивается в равных частях с водой для создания раствора охлаждающей жидкости, который обеспечивает как защиту от замерзания, так и защиту от кипения по сравнению с обычной водой. Вода является эффективным проводником тепла, что хорошо для охлаждения двигателя и передачи тепла на радиатор и сердцевину отопителя. Но обычная вода замерзает при 32 градусах по Фаренгейту и кипит при 212 градусах по Фаренгейту, что недостаточно для круглогодичного вождения или современных горячих двигателей.
Автомобили NASCAR и дрэг-кары обычно используют чистую воду в своих системах охлаждения, но только потому, что правила трассы разработаны для предотвращения попадания скользкого этиленгликоля на трассу в случае разлива охлаждающей жидкости. Прямая вода хорошо охлаждает, но не обеспечивает защиты от ржавчины или коррозии без добавок, замедляющих коррозию. Оно также не обеспечивает смазки уплотнения водяного насоса и подшипника вала без присадок.
Вот где на помощь приходит антифриз. При смешивании в равных частях с водой (50/50) антифриз снижает температуру замерзания до -35 градусов по Фаренгейту и повышает температуру кипения до 223 градусов по Фаренгейту. Антифриз также содержит ингибиторы коррозии для защиты двигателя. и система охлаждения от ржавчины и коррозии. Пакет присадок в большинстве охлаждающих жидкостей с длительным сроком службы сохраняется до 5 лет или 150 000 миль пробега. Это не навсегда, но достаточно долго, чтобы свести к минимуму необходимость регулярной замены охлаждающей жидкости.
Смесь антифриза и воды в соотношении 50/50 является стандартной рекомендацией для большинства применений, поскольку она обеспечивает наилучшую всестороннюю защиту от охлаждения и производительность для большинства применений. Предварительно смешанный антифриз составляет 50/50 и избавляет от догадок при правильном смешивании антифриза и воды. Большинство потребителей считают предварительно смешанный антифриз более удобным в использовании, поскольку он не требует смешивания. Галлонный кувшин также дешевле, чем галлон чистого антифриза.
В некоторых случаях доля антифриза в охлаждающей жидкости может быть увеличена до 70 процентов. Смесь 70/30 снизит точку замерзания до -67 градусов по Фаренгейту и повысит температуру кипения до 235 градусов по Фаренгейту. Но смесь антифриза и воды 70/30 не будет проводить тепло так же эффективно, как смесь 50/50, потому что теплоемкость антифриза не такая высокая, как у воды. Это может привести к перегреву двигателя и его перегреву, если охлаждающая способность радиатора незначительна (что часто бывает со многими автомобилями последних моделей, которые имеют относительно небольшие радиаторы и охлаждающую способность).
Повышение давления в системе охлаждения с помощью крышки радиатора от 8 до 15 фунтов на квадратный дюйм повысит температуру кипения охлаждающей жидкости, будь то обычная вода или стандартная смесь антифриза и воды. Крышка закрывает систему и действует как скороварка, предотвращая образование пара.