Автомобильная тормозная лента: процесс замены. Тормозная лента акпп
Для чего она необходима. Принцип работы.
Автоматическая коробка передач – достаточно сложный в техническом плане узел: в него входит гидроблок,тормозная лента АКПП, фрикционы, и др. И со временем эта сложность только увеличивается: производители стремятся сделать свою продукцию более надежной и комфортной. В частности, они стараются побороть такую известную проблему АКПП, как толчки при переключении передач. Устранение этого недостатка и является тем, для чего тормозная лента в АКПП необходима.
Что делает тормозная лента
Тормозная лента АКПП служит для кратковременной блокировки элементов планетарного механизма АКПП. Лента фиксируется на корпус коробки, ее конструктивные особенности обеспечивают надежное удержание на требуемый период времени.
Как работает тормозная лента
Принцип, по которому лента фиксирует планетарный механизм, похож на таковой для тормозных башмаков. Когда лента в коробке «отпускается», происходит смягчение толчка, сопровождающего смену АКПП передаточных чисел, так как фиксировавшемуся ею элементу планетарного ряда сообщается вращение, по направлению противоположное вектору силы торможения самой ленты. Происходит все очень быстро, буквально за доли секунды.
Лента имеет два конца:
- один закреплен на корпусе коробки;
- второй конец ленты соединен с поршнем сервопривода.
Схематически это можно изобразить следующим образом:
Механизмы АКПП приводятся в действие трансмиссионной жидкостью (маслом), не является исключением здесь и блокировочный механизм. Когда масло попадает в полость включения привода, его давление перемещает поршень. По мере движения последнего лента зажимается, планетарный ряд фиксируется. Манипуляция исполняется требуемый промежуток времени.
Затем, когда настает время разблокировки «планетарки», масло поступает в полость выключения. По мере выравнивания давления жидкости лента ослабевает, на поршень начинает действовать особая возвратная пружина, и он возвращается в исходное состояние. Тормозная лента освобождается полностью.
Особенности эксплуатации
Обычно лента производится из гибкого металлического сплава и состоит из множества полос такового. Металл, при своей гибкости, достаточно прочен и выдерживает высокие нагрузки на истирание и разрыв. Чтобы сделать ленту более долговечной и надежной, на внутреннюю ее часть на заводе наносят фрикционное покрытие.
Внешний вид тормозной ленты:
Эксплуатация АКПП приводит к постепенному износу как фрикционного покрытия, так и самого металла ленты. Поэтому, после определенного пробега, может возникнуть необходимость в ее замене. В продаже можно найти как поставляемые отдельно ленты, так и укомплектованные натяжными болтами; желательно приобретать именно ленты в последнем варианте. Так выглядит болт:
Справа от винта можно увидеть регулировочную шпильку с контргайкой, тоже могущую понадобиться при настройке ленты. Место установки натяжных болтов разнится в зависимости от фирмы, выпустившей АКПП: они могут располагаться как внутри коробки, так и с наружной ее стороны.
Внутреннее размещение винтов обладает рядом преимуществ:
- они не подвергаются коррозии и не загрязняются;
- регулировку ленты можно делать без демонтажа кожуха АКПП.
Последнее важно еще и тем, что натяжение ленты можно отрегулировать самостоятельно, не тратя время и деньги на дорогостоящие услуги автосервиса.
Проверять и регулировать натяжение следует не только после замены ленты, но и вообще после любых ремонтно-сервисных операций на автоматической коробке передач, включая долив и замену масла. Если коробка начала «пинаться» и давать рывки, также следует проверять натяжение ленты.
Проблемы с лентой АКПП и их симптомы
В блоке фиксации планетарного механизма могут возникать различные неисправности, ведущие к нештатному поведению авто и поломке всей коробки:
- износ фрикционного слоя ленты. Планетарный узел при этом блокируется не полностью, при переключении водитель ощущает «пинок» коробки. Кроме того, из АКПП может доноситься скрежет;
- повреждение манжет поршня (обрыв, физический износ). Лента полностью утрачивает блокирующую способность, и коробка дает рывки при каждой смене передаточного числа;
- поломка штока поршня из-за механического повреждения. Поршень распадается на обломки, которые попадают в трансмиссионную жидкость и другие узлы АКПП. Масло загрязняется металлическими частицами, которые действуют на другие части коробки как агрессивный абразив, а крупные обломки могут сами по себе повредить или заклинить части АКПП. Даже недолгая поездка на такой коробке способно надолго вывести ее из строя, что приведет к дорогому капремонту АКПП или не менее дорогостоящей замене таковой.
Изредка встречаются случаи, когда лента «подклинивает» подвижные элементы коробки. Проявляется это, если открывающая полость сервопривода загрязнена, или пружина изношена. Характерный признак проблемы – автомобиль отказывается начинать движение, или, например, не отрабатывает задняя передача.
Регулировка ленты
Настройка зазора между лентой и тормозным барабаном производится системой рычагов, на которые прикладывается усилие через регулировочную шпильку или винт. Если настройка делается шпилькой, то она закручивается динамометрическим ключом. Усилие, с которым проводится кручение, определяется автопроизводителем.
АКПП с установленной шпилькой:
Под воздействием на шпильку/винт происходит воздействие на крепление ленты в АКПП. Если механизмы регулировки доступны снаружи, дополнительных манипуляций не требуется, в противном случае придется демонтировать поддон коробки.
Интересно: некоторые разновидности «автоматов» регулируются с помощью специальных штоков различной длины. Настройка производится при разборе узла, установкой штока требуемой длины. Наборы штоков выпускаются производителями таких коробок.
Следует контролировать натяжение при малейшем подозрении на неполадки с лентой. Желательно проводить профилактическую диагностику и при замене масла, поскольку при этом, как правило, снимается поддон, и стоит воспользоваться данной возможностью.
Важно: не стоит излишне «перетягивать» ленту, это ускорит износ и ее самой, и коробки в целом.
Как делать регулировку в полевых условиях, без динамометрического ключа (желательно делать это вдвоем):
- встать в месте с небольшим уклоном;
- поставить авто на ручной тормоз;
- подложить под колесо булыжник, кирпич, тормозной башмак для удержания машины;
- отложить кирпич (башмак) на несколько сантиметров в сторону от колеса;
- если есть напарник, он должен следить за машиной и сообщить, когда та начнет движение;
- ослабить контргайку болта;
- затянуть его, но не до конца – так, чтобы был легкий упор;
- отпустить «ручник»;
- постепенно ослаблять болт ленты, пока машина не начнет сама катиться;
- завернуть винт на 2-3 оборота.
Требуемое число оборотов определяется экспериментально, до тех пор, пока толчки коробки не пропадут. Этот метод не претендует на точность измерения момента силы при регулировке, но поможет устранить проблему с лентой в полевых условиях, после чего желательно посетить автосервис для более точной настройки и проверки, или сделать таковую самостоятельно, уже с динамометрическим ключом.
Автомобильная тормозная лента: процесс замены
Автоматическая коробка переключения передач создана для облегчения жизни водителя. Она самостоятельно переключает передачи. Однако стабильность функционирования кроется в исправности всех комплектующих этого механизма, к которым, в частности, относится и автомобильная тормозная лента.
Строение ленты
Чтобы понять, откуда у небольшой по размерам ленты такая сильная удерживающая способность, нужно разобраться с ее строением. Тормозная лента автоматической коробки переключения передач состоит из огромного количества полос, отличающихся высокой эластичностью и гибкостью. Состоят они из гибкого, но в то же время надежного и прочного сплава металлов. Изнутри лента покрыта особым фрикционным материалом.
Предназначение тормозной ленты
Основным предназначением данного элемента АКПП является обеспечение сцепления от одного до трех комплектов шестерен. Сцепка осуществляется благодаря тому, что лента медленно вращается вокруг барабана, а он, в свою очередь, и соединяется с самой лентой.
К преимуществам основной ленты относятся:
- сильная удерживающая способность;
- смягчение толчков и ударов при переключении передач;
- возможность использования для блокировки вращающих деталей планетарного ряда АКП на его корпус.
Регулировка тормозной ленты
К процессам, входящим в техническое обслуживание автомобиля (например, замена или доливка автомобильного масла или же ремонт автоматической коробки переключения передач), причисляют и регулировку тормозной ленты. Как прочие детали и механизмы автомобиля, лента имеет свойство изнашиваться.
Вследствие износа могут возникать проблемы при эксплуатации транспортного средства. Регулировка осуществляется с использованием динамометрических ключей, ими необходимо затянуть болты, которые отвечают за натяжение ленты. Крепежные элементы могут быть расположены как внутри АКПП, так и на внешней стороне корпуса коробки-автомат.
Признаки износа тормозной ленты
Основным признаком, сигнализирующим о том, что тормозная лента износилась и требует замены, является то, что авто может двигаться вперед, но при этом задний ход не работает. Кроме износа фрикционной накладки ленты, причиной может быть поломка поршневого штока. Для устранения неисправности необходимо заменить либо шток, либо тормозную ленту.
Кроме того, косвенным признаком могут быть толчки и рывки, возникающие при попытке переключиться с первой на вторую передачи.
Замена ленты
Как упоминалось ранее, при износе ленты она подлежит замене. Заменить тормозную ленту может каждый автолюбитель, более-менее знакомый с устройством автомобиля. Сейчас мы объясним, как это сделать.
Итак, для осуществления замены тормозной ленты понадобится следующий набор инструментов:
- Головки на 10, 14 и 19.
- Герметик.
Процесс замены начинается с демонтажа защиты мотора, подкрылка и водительского колеса. После стоит снять воздушный фильтр и корпус посредством использования головки на 10. Головкой на 14 снимается болт для регулировки автоматической коробки переключения передач. Под силовой агрегат устанавливается домкрат, и головкой на 19 откручивается подушка АКПП (демонтируется болт, расположенный сверху конструкции).
Это позволит подобраться к коробке, в которой расположена лента. Далее головкой на 10 откручиваются болты с крышки, и она проталкивается внутрь. Это позволит отклеить крышку, которая держится на герметике. После этого вытечет немного автомобильного масла. На место старой ленты устанавливается новая, а крышка смазывается тонким слоем герметичного клея. Процесс сборки осуществляется в обратном разборке порядке.
Разновидности тормозных лент
На данный момент имеется три основные разновидности тормозных лент:
- ЛАТ-2: основным предназначением такой ленты является эксплуатация в условиях повышенного давления и достаточно высокой температуры трения. Такие ленты оснащаются армированной проволокой из латуни. Тормозные ленты ЛАТ-2 эксплуатируются в странах, где преобладает тропический тип климата.
- ЭМ-К: применяется тормозная лента в фрикционных и тормозных узлах при относительно среднем давлении и температуре, не превышающей показатель в 250 градусов по Цельсию. Лента в своем составе имеет стружку из латуни. Основным преимуществом такой ленты является высокий показатель эластичности. Использование стружки позволяет применять ленту на неровной поверхности трения.
- ЭМ-1: лента, которая применяется в разных климатических условиях. Идеально подходит для эксплуатации в России. Имеет усредненный ресурс износостойкости.
Специалисты рекомендуют использовать ленту типа ЛАТ-2, она обладает высоким ресурсом износа и способна эксплуатироваться в достаточно тяжелых условиях. Поэтому при выборе ленты на эту разновидность стоит обратить пристальное внимание.
Как отличить поддельную тормозную ленту от оригинальной?
В настоящее время на рынке автомобильных запчастей наряду с оригинальными деталями можно отыскать огромное количество поддельных. Для распознавания подделки необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- Внешнее состояние упаковки. Если на упаковке присутствуют неровно наклеенные стикеры, а также она имеет потертости и загрязнения, то с вероятностью 70 процентов внутри находится поддельная деталь.
- Внешнее состояние детали. Она должна быть без потертостей, загрязнений. Все компоненты должны быть симметричными и ровными.
- Наличие маркировок. И на коробке, и на самой детали должен присутствовать логотип компании-производителя, а также серийный и артикуляционный номера детали. Если их нет или номер упаковки и номер детали не совпадают, то это подделка.
- Цена. Оригинальная, высококачественная деталь не может стоить чересчур дешево.
Если, к примеру, продавец пытается реализовать оригинальную тормозную ленту за 1500-2000 рублей, то определенно в коробке находится подделка. Оригинальная, высококачественная тормозная лента ЛАТ-2 стоит порядка 7-8 тысяч рублей. Однако на покупке не стоить экономить, ведь один раз купив ленту, можно забыть о ряде проблем, связанных с эксплуатацией автомобиля, который оснащен автоматической коробкой переключения передач.
Чем опасно использование поддельных деталей?
Поддельные запчасти не способны обеспечить высокую надежность при эксплуатации. В одних случаях эксплуатация поддельных запчастей приводит к лишним финансовым затратам, а в других ставит под угрозу жизнь и здоровье водителя и пассажиров. К системам, которые требуют установки качественных и надежных деталей, относятся следующие узлы и механизмы:
- тормозная;
- топливная;
- двигатель.
Не стоит пытаться сэкономить при покупке деталей, предназначенных для установки в вышеперечисленные узлы деталей. Поддельные запчасти могут привести к более серьезным поломкам, а также они станут угрозой для жизни и здоровья водителя и пассажиров транспортного средства.
Заключение
Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что тормозная лента автомобиля - это достаточно важный элемент, который играет важную роль в функционировании автоматической коробки переключения передач. На данный момент существует огромный выбор тормозных лент. Для "Ниссана", "Опеля", "Фольксвагена" и даже отечественных марок авто можно легко и быстро подобрать эту запчасть по умеренной стоимости.
Самостоятельная замена тормозной ленты - достаточно нетрудное занятие, в особенности для тех автомобилистов, которые имеют представление о строении автоматической коробки переключения передач. Стоит отметить, что если нет уверенности в собственных силах, то не следует пытаться самостоятельно поменять тормозную ленту, лучше обратиться к специалистам.
При выборе тормозной ленты необходимо остерегаться подделок. Для отличия подделки следует обращать внимание на страну-производителя ленты, внешнее состояние коробки и самой детали, а также наличие маркировок и артикуляционного номера. Стоит понимать, что лента класса ЛАТ-2 стоит не меньше 7 тысяч рублей. Потому лента ЛАТ-2 стоимостью 2-3 тысячи рублей является поддельной, и ее не стоит приобретать.
Тормозная лента - достаточно важный элемент в устройстве автоматической коробки переключения передач автомобиля. От ее технических характеристик зависит бесперебойное функционирование АКПП. Если использовать изношенную или же поддельную ленту, то можно «нарваться» на более серьезные поломки, которые могут привести и к полной замене автоматической трансмиссии автомобиля.
Специалисты рекомендуют использовать ленты типа ЛАТ-2, их свойства позволяют применять их в экстремальных эксплуатационных условиях.
fb.ru
Регулировка и замена тормозной ленты
07.12.2017
695Правильная регулировка тормозной ленты невероятно важна для более комфортной и безопасной езды на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач. Дело в том, что данное изделие имеет мощную удерживающую способность, которая позволяет ему временно блокировать элементы планетарного ряда, надежно удерживая их в фиксированном положении в течение необходимого временного промежутка. А при ослаблении воздействия, тормозная лента очень плавно ослабляет зажатие планетарных элементов. Благодаря этому, при переключении передаточного числа, все возникающие толчки и рывки смягчаются.
Тормозная лента устанавливается в автоматической коробке переключения передач таким образом, что один ее конец располагается на самом корпусе АКПП, а второй закреплен на поршне сервопривода. При необходимости изменения передаточного числа в планетарной передаче, в полость включения подается трансмиссионное масло, под воздействием которого тормозная лента включается в работу. Замедляя скорость вращения барабана, она в течение определенного времени обеспечивает очень надежное зажатие узлов механизма. Собственно, подобным образом и происходит перераспределение характеристик редуктора АКПП.
При необходимости снять блокировку барабана, рабочая жидкость будет подаваться в полость отключения сервопривода. Сразу как только давление в обоих контурах сравняется, тормозная лента начнет постепенно ослаблять свое воздействие на зажатые механизмы. По мере того, как возвратная пружина заставит поршень вернуться в исходное положение, лента перейдет в свободное состояние, позволив барабану планетарной передачи начать вращение в противоположенную по отношению к тормозному усилию сторону. Собственно, как раз эта особенность и позволяет существенно смягчить возникающие рывки или же толчки.
Таким образом, если автомобиль имеет автоматическую передаточную коробку, но при переключении скоростей ощущаются существенные толчки либо рывки, то причин подобных неудобств может быть несколько. Основные из них — это износ и неправильно выполненная регулировка тормозной ленты. Кстати говоря, в обоих случаях, такие проблемы влияют не только на удобство управлением машиной, но так же еще на срок эксплуатации трансмиссии и мотора. И если же замена тормозной ленты принесет автовладельцу немало хлопот, то вот ее регулирование — процедура совсем несложная, и не требующая много времени.
В принципе, регулировка тормозной ленты выполняется практически в любом СТО, так как такой процесс относится к стандартному техническому обслуживанию автомобиля, наравне с той же пресловутой заменой моторного масла. Тем не менее, данная работа вполне может быть выполнена автовладельцем самостоятельно. Ее проведение не требует наличия у водителя гаража с подъемником или ямой, да и особых навыков тоже не нужно, так как весь процесс подразумевает только подтягивание болтов, отвечающих за натяжение. Проведение этой простой и нехитрой манипуляции позволит добиться следующих преимуществ:
- Увеличится удерживающая способность данного изделия
- Возвратится возможность блокировки элементов планетарной передачи
- Толчки, удары и рывки при переключении скоростей уменьшатся
Регулировка тормозной ленты АКПП
Как правило, регулировка тормозной ленты АКПП всегда неизменно производится мастерами при обслуживании или ремонте автоматической коробки переключения передач в любых автосервисах. Кроме того, опытные механики советуют время от времени выполнять настройку этого элемента самостоятельно, вне зависимости от появления неприятных ударов во время переключения скоростей. А вот если они появились, то натянуть болт регулировки тормозной ленты нужно как можно быстрее — поскольку это поможет избежать не только дискомфорта при передвижении, но и сохранит работоспособность трансмиссии.
Кстати говоря, в различных трансмиссионных системах болт регулировки тормозной ленты может располагаться как внутри коробки, так и снаружи. В принципе, каждый из этих вариантов имеет свои преимущества, поэтому выбор конечного расположения зависит только от усмотрения конструкторов. Например, если болт находится внутри, то его головка менее подвержена коррозионному воздействию. Благодаря наружному расположению регулировка тормозной ленты АКПП не требует демонтажа кожуха коробки, что существенно сказывается на временных затратах и на финансовых, если работа проходит в автосервисе.
Однако, достичь качественной работы фиксирующих элементов трансмиссии можно и самостоятельно. Для этого, используя болт регулировки тормозной ленты нужно изменить зазор между лентой и тормозным барабаном, выставив его в оптимальном значении, которое устанавливается каждым заводом-изготовителем машин индивидуально. Само собой, даже на одинаковых марках автомобилей такое значение может немного варьироваться, потому весь процесс натяжения будет выполняться под каждый автомобиль с различным упором болта в креплении, при этом точность такой регулировки определяется только «на глаз».
Собственно, как раз из-за этого у многих автовладельцев и возникает первая проблема. Поймать необходимый момент натяжения на некоторых машинах не составляет труда. А вот на некоторых других добиться этого подолгу не удается. Причина кроется в том, что каждый водитель эксплуатирует машину в разных условиях, поэтому болт регулировки тормозной ленты может со временем прикипеть или сорвать резьбу. Встречаются и другие причины. В целом же, используя динамометрический ключ, регулировка происходит так:
- Автомобиль загоняется на местность с небольшим уклоном.
- Далее проверяется исправность работы ручного тормоза.
- Если машина удерживается, в пяти сантиметрах от колеса кладется кирпич.
- Теперь нужно попросить напарника следить за положением машины. Если она начнет скатываться, он должен будет Вас предупредить.
- Для закручивания болта на трансмиссии ослабляется контр-гайка.
- После этого необходимо закрутить регулировочный болт до небольшого упора.
- Стояночный тормоз отпускается. Нужно, чтобы автомобиль стоял на месте.
- Возвращаясь к болту, его нужно немного ослабить до момента, пока машина не начнет потихоньку скатываться к кирпичу.
- Теперь нужно «на глаз» определить число оборотов, на которые необходимо закрутить регулировочный болт. Как правило, это 2 или 3 оборота. Важно добиться отсутствия ударов и рывков при переключении передачи.
Обратите внимание, что регулировка тормозной ленты АКПП динамометрическим ключом должна выполняться аккуратно. Нужно избежать перенатяжения, поскольку это не лучшим образом может сказаться на работоспособности трансмиссии и других механических узлов автомобиля. Данный способ не является исконно верным, но он максимально доступен и легок даже для автовладельцев с небольшим опытом ремонта. Если Вы не уверены в своих силах и возможностях, то намного лучше и правильнее будет отвезти машину в подходящую станцию технического обслуживания и доверить всю эту работу мастерам.
Замена тормозной ленты
Вопрос о том, когда и как происходит замена тормозной ленты, если нет никакого опыта в проведении таких работ, довольно часто задают на тематических форумах. В принципе, сам этот процесс достаточно прост и не должен вызвать затруднений. Однако, в случае, если Вы не уверены в своих возможностях, начинать не стоит. Доверьте автомобиль в сервисный автоцентр к опытным мастерам. Помните, что исправная коробка даёт не просто комфорт при движении, но и обеспечивает безопасность.
Основным поводом для замены данного изделия является его механический износ. Но в некоторых случаях процедура проводится даже при относительно нормальном состоянии. Заменить тормозную ленту как и любой другой расходник можно будет в рамках обычного технического обслуживания АКПП. Многие автовладельцы выполняют эту работу несмотря на то, что существенные признаки износа отсутствуют. Это можно объяснить тем, что цена тормозной ленты и работ по её замене совсем невысока.
Как определить износ тормозной ленты в автоматической коробке переключения передач? |
|
Признак |
Причина |
При переключении скоростей ощутим толчок и существенный скрежет прямо от АКПП |
Элемент планетарной системы блокируется не полностью из-за стертой тормозной ленты |
Износ ленты или обрыв манжеты в поршне |
|
Автомобиль не может сдавать назад либо же он не может тронуться с места вообще |
Износ пружины или обильное загрязнение в полости включения самого сервопривода |
Механическое повреждение штока поршня |
Таким образом, определить насколько изношена фрикционная лента можно будет по очевидным причинам. Рывки при переключении или характерный скрежет коробки являются предвестниками надвигающихся проблем. Из-за недостаточного обжатия барабана, все узлы планетарного механизма попадают в группу риска и могут выйти из строя. Поэтому тянуть с заменой ни в коем случае нельзя. Тем более, её можно выполнить в гараже самостоятельно, просто выполнив перечисленные ниже указания к работе.
Как заменить тормозную ленту
- Поддомкрачиваем автомобиль со стороны водителя
- Выкручиваем болты и аккуратно снимаем колесо
- Отсоединяем клеммы аккумулятора, изымаем его
- Откручиваем шурупы и вынимаем воздушный фильтр
- Приподнимаем АКПП устанавливая под неё домкрат
- Теперь необходимо отвернуть подушку крепления трансмиссии
- Медленно спускаем поддомкраченную коробку вниз
- Вынимаем болты с задней крышки АКПП и снимаем её
- Старая тормозная ленты изымается со своего места
- Туда же устанавливается новая фрикционная лента
- Вся конструкция собирается в обратном порядке
Перед тем как заменить тормозную ленту, обратите внимание, что задняя крышка АКПП, как правило, держится на герметике. Потому при её разборе не следует прикладывать большие усилия, так как можно будет нарушить герметичность, если повредить край картера. Кроме того, сразу после снятия крышки из под нее начнет вытекать трансмиссионное масло, поэтому нужно заранее найти и поставить под АКПП ведро или другую ёмкость. В том случае, если стекающего масла будет много, следует выполнить деффектовку узлов коробки.
Так же очень важно убедиться в том, что фрикционная лента качественно прилегает к барабану. Это выполняется посредством ее натяжения с усилием в 100Н. В таком случае должно образоваться не более 4-х зазоров, при этом длина участка не может быть больше, чем 60°, глубина, в свою очередь, не может быть больше 2,5 миллиметров. Если наблюдается отклонение от данных параметров в большую сторону, лента меняется. Если отклонение есть после замены, то проводится деффектовка барабана.
Перейти в каталогs-agroservis.ru