Сборочные узлы и механизмы коробки передач ГАЗ-66. Акпп газ 66
Коробка передач автомобиля ГАЗ-66
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Устройство автомобиля
Коробка передач автомобиля ГАЗ-66Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизатором на 3—4-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 6,55; на второй 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77. Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.
Основные части коробки: картер с крышкой, первичный вал с шестерней и подшипниками, промежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями и подшипниками, синхронизатор, блок шестерен заднего хода с осью, механизм переключения передач.
Чугунный картер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки для подсоединения коробки отбора мощности; при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левой стенке картера имеется пробка контрольно-наливного отверстия, а внизу пробка для слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднего подшипника вторичного вала — сапун.
Первичный вал изготовлен заодно с шестерней и передним концом опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала. Передней опорой вторичного вала является роликовый подшипник, установленный в расточке первичного вала. Внутренние кольца шариковых подшипников фиксируются на валах гайками, а наружные кольца — с помощью разрезных упорных колец, зажимаемых между крышками подшипников и картером.
Промежуточный вал изготовлен заодно со своими шестернями. На шлицах вторичного вала установлена шестерня первой передачи и заднего хода; шестерни второй 11 и третьей 21 передач этого вала установлены свободно, в их отверстия запрессованы бронзовые втулки. Шестерня второй передачи имеет на ступице зубчатый венец, а шестерня третьей передачи, кроме того, имеет конус.
Рис. 1. Коробка передач автомобиля ГАЗ-66:1 — картер; 2 — шестерня привода промежуточного вала; 3 — промежуточный вал; 4 — шестерня первичного вала; 5 — вторичный вал; 6 — первичный вал; 7 — синхронизатор; 8 — крышка картера; 9 — шток переключения первой и второй передач; 10 — фиксатор; 11, 20 — шестерни второй передачи; 12 — рычаг; 13 — шток переключения третьей и четвертой передач; 14, 19 — шестерни первой передачи; 15 — шток включения передачи заднего хода; 16 — сапун; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — ось блока шестерен заднего хода; 21, 22—шестерни третьей передачи; 23— сливная пробка; 24 — пробка контрольно-заливного отверстия; 25 — плунжер замкового устройства; 26 — штифт; 27 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода
Уплотнение вторичного вала обеспечивается резиновым сальником, течь масла из картера в месте выхода первичного вала предотвращается внутренней маслосгонной канавкой, выполненной в крышке подшипника.
Блок шестерен заднего хода вращается на оси, запрессованной в заднюю стенку и прилив картера. В отверстии блока имеется бронзовая втулка.
Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-66: 1 — блокировочные кольца; 2 — сухари; 3 — ступица; 4 — муфта; 5 — проволочное кольцо: 6— вилка; 7 — ведомый вал коробки передач
Шестерни блока, а также шестерня первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные все шестерни коробки косозубые.
Синхронизатор служит для бесшумного переключения передач путем выравнивания угловых скоростей включаемых элементов. В рассматриваемой коробке установлен инерционный синхронизатор с блокировочными кольцами. Он состоит из ступицы, муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей, двух проволочных колец. Ступица устанавливается на шлицах вторичного вала и фиксируется гайкой. На ступице нарезаны наружные зубья и пазы под сухари. Муфта расположена на зубьях ступицы и в среднем положении удерживается сухарями, выступы которых входят во внутреннюю кольцевую канавку муфты. Сухари прижимаются к муфте упругими кольцами. Бронзовые блокировочные кольца имеют наружные зубья со скосами и впадины под сухари; ширина впадин несколько больше ширины сухарей.
Работает синхронизатор следующим образом. При перемещении муфты усилие через сухари передается на одно из блокировочных колец, которое вместе с муфтой перемещается относительно ступицы в сторону включаемой шестерни до соприкосновения с ее конической поверхностью. Вследствие разности угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала на конических поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора его в сухари. При этом зубья блокировочного кольца станут напротив зубьев муфты и дальнейшее перемещение муфты становится невозможным. После выравнивания угловых скоростей шестерни и синхронизатора сила, сместившая блокировочное кольцо, исчезает; под действием усилия водителя оно вернется в первоначальное положение, чему способствуют скосы на зубьях муфты и кольца. После этого муфта свободно проходит между зубьями блокировочного кольца и соединяется с зубьями малого венца включаемой шестерни, Включение передачи должно происходить бесшумно,
Механизм переключения передач расположен в крышке коробки и состоит из рычага, трех штоков с вилками, трех фиксаторов, замкового устройства и предохранителя от случайного включения заднего хода.
Фиксаторы предотвращают возможность самопроизвольного включения или выключения передач.
Замковое устройство не допускает одновременного включения двух и более передач. Это устройство расположено в канале между штоками и состоит из двух плунжеров и штифта. Плунжеры находятся в лунках штоков, а штифт в отверстии среднего штока. При перемещении крайнего штока плунжер выходит из его лунки, входит в лунку среднего штока и через штифт перемещает другой плунжер в лунку второго крайнего штока. Тем самым средний и второй крайний штоки оказываются в запертом положении. При перемещении среднего штока оба плунжера выходят из его лунок и входят в лунки крайних штоков, запирая их.
При включении передачи заднего хода водитель дополнительно преодолевает сопротивление пружины предохранителя, что предотвращает возможность случайного включения заднего хода при движении вперед.
Работа коробки передач. При включении первой передачи водитель перемещает верхний конец рычага на себя и вперед, при этом нижний конец рычага входит в переводную головку штока первой передачи и перемещает его назад. Это движение через вилку передается шестерне, которая, перемещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через пару шестерен на промежуточный вал и через пару шестерен первой передачи на вторичный вал. В обеих парах шестерен крутящий момент увеличивается, а скорость вращения уменьшается.
На второй передаче шестерня перемещается вперед и своими внутренними зубьями соединяется с малым зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается через пары шестерен и через ступицу шестерени на вторичный вал.
На третьей передаче водитель перемещает муфту синхронизатора назад. После выравнивания угловой скорости шестерни с угловой скоростью вторичного вала синхронизатор соединяет шестерню с валом. Крутящий момент передается через пары шестерен и синхронизатор на вторичный вал.
На четвертой передаче при помощи синхронизатора соединяются между собой первичный и вторичный валы, крутящий момент передается с одного вала на другой напрямую, без из« менения.
На передаче заднего хода водитель перемещает вперед блок шестерен заднего хода, его передняя шестерня соединяется с шестерней первой передачи вторичного вала, а задняя шестерня с шестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается через шестерни 2 и 4 на промежуточный вал, через шестерню на переднюю шестерню блока и от задней шестерни блока на шестерню вторичного вала. В этом случае в работе участвуют три пары шестерен, первичный и вторичный валы вращаются в разные стороны.
Смазка трущихся поверхностей коробки осуществляется разбрызгиванием вращающимися шестернями масла, налитого в картер. В коробку передач заправляется 3,5 л (с коробкой отбора мощности 4,2 л) масла.
На автомобиле ГАЗ-53А коробка передач такая же, как и на ГАЗ-66. Отличие состоит в том, что в крышке заднего подшипника вторичного вала установлен привод спидометра, а рычаг переключения передач имеет другую форму.
Читать далее: Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
Категория: - Устройство автомобиля
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Устройство раздаточной коробки ГАЗ-66
Раздаточной коробкой принято называть модуль автомобиля, который отвечает за равномерное распределение усилий при вращении между обоими мостам автомобиля. Данная конструкция используется в машинах, предназначенных для поездок по пересеченной местности.
Схема раздаточной коробки ГАЗ-66
Автомобиль ГАЗ-66 или, как его называют в простонародье, «Шишига» является одним из наиболее удачных грузовых автомобилей автозавода ГАЗ. И это справедливо, его конструктивные решения по организации основных узлов и агрегатов, в частности, раздатки, позволяют преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу.
Внешний вид ГАЗ-66
Конструкция раздаточной коробки ГАЗ-66
Поскольку внешне, а также функционально раздатка схожа с коробкой трансмиссии, она и получила свое название раздаточной.
Основным ее предназначением является равномерное распределение нагрузки на все мосты автомобиля, а также усиление прилагаемых усилий крутящего момента. В зависимости от типа автомобиля раздатка может иметь либо только функцию подключения переднего моста, либо дополнительное переключение на пониженную передачу.
Так выглядит разобранная раздаточная коробка ГАЗ-66
Раздаточная коробка на ГАЗ-66 предусматривает возможность хода на пониженной передаче. Для этого она оборудована двумя рычагами переключения, которые обеспечивают управление включением режимов работы мостов и передач при движении, в том числе:
- Первый рычаг (с левой стороны): предусмотрено два возможных положения, он отвечает за активацию переднего моста, при этом упор вперед означает одновременную работу двух мостов.
- Второй рычаг (с правой стороны) имеет три положения:
- w Нейтральное.
- w Крайнее вперед, когда подключается основная передача прямого действия.
- w Заднее, предназначенное для движения с понижением передачи.
Коробка раздатки ГАЗ-66 принадлежит к тому типу, которые оснащены блокирующим устройством с функцией предотвращения подключения пониженной передачи, когда передний мост не активен.
Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи.
В своем составе раздаточная коробка имеет следующие составляющие:
- Устройство ведущего вала, к которому посредством фланца передается движение от карданной передачи.
- Шестерню включения прямой и пониженной передачи.
- Привод заднего моста, который представляет собой вал с предустановленными двухсторонними зубчатыми колесами.
- Промежуточный вал, связующий, имеет подвижной зубчатый механизм (шестерню) и отвечает за включение переднего моста, а также пониженной передачи.
- Привод переднего моста с шестерней, необходимой для непосредственного обеспечения подключения переднего моста.
- Картер, защитный короб с отверстием для заливки масла.
- Рычажно-тяговый механизм управления.
Функционирование раздаточной коробки ГАЗ-66 основано на принципе перемещения шестерен в разные положения посредством тягового управления, что обеспечивает вхождение в зацепление с определенной шестерней привода.
Данная конструкция применяется на двухосном, стандартном варианте автомобиля.
Комплектация ГАЗ-66 в трехосном варианте предполагает раздатку, в которой присутствует два положения рычага переключения понижающих передач. При положении включения пониженной передачи происходит автоматическое подключение переднего моста посредством срабатывания клапана электромагнитного типа. Панель приборов в кабине оборудована индикацией работы дополнительного моста и клавишей принудительного его отключения при прямой передаче.
Неисправности раздатки ГАЗ-66, их диагностика и устранение
Раздаточная коробка на ГАЗ-66 относится к тем частям автомобиля, которые в процессе эксплуатации подвержены серьезным нагрузкам и их исправность зависит как от соблюдения основных правил использования, так и от проведения регулярных профилактических мероприятий.
Показателями неисправного механизма раздаточной коробки, как правило, служат следующие признаки:
- Дополнительные шумы и вибрации при включенных режимах работы.
- Затрудненное включение или выключение рычагов управления.
- Самопроизвольное отключение режима на ходу.
- Масленые подтеки на картере раздаточной коробки.
Причинами, вызывающими данные «симптомы», могут быть следующие неисправности:
- Недостаточный уровень масла в картере раздатки либо залито масло несоответствующего качества.
- Износ зубьев приводных механизмов.
- Неисправность крепления вилок или выработка штоков.
- Неработающий модуль сцепления.
- Значительная выработка подшипников.
- Износ уплотнительных прокладок и сальников.
- Ослабление крепежных болтов.
Для устранения данных причин, кроме добавления смазки и затяжки креплений, необходимо провести демонтаж раздаточной коробки и ее разбор для диагностики состояния внутренних деталей.
Выявленные детали с явными дефектами подлежат замене. В некоторых случаях при незначительных повреждениях шестерен допускается их восстановление путем зачистки и шлифовки.
В силу сложности данного механизма самостоятельный ремонт целесообразен только тогда, когда есть реальный опыт проведения подобных работ, а также соответствующая инструментальная база. Оптимальный вариант — воспользоваться услугами специалистов автосервиса.
Место расположения раздаточной коробки
Учитывая то, что в случае выхода раздатки из строя стоимость ремонта может быть значительной, необходимо регулярно проводить:
- Визуальный осмотр внешнего состояния.
- Долив до необходимого уровня количества масла в картере.
- Проверку моментов затяжки крепления и подтяжку болтов при необходимости.
При появлении первых признаков неисправностей необходимо обеспечить их устранение для исключения дальнейшего износа сопряженных деталей.
Обеспечению длительной работы раздатки ГАЗ-66 также способствует соблюдение правил включения:
- Производить переключение при полностью выключенном сцеплении.
- Выполнять включение переднего моста и передач максимально мягко, без дополнительных усилий.
При выполнении этих несложных действий по эксплуатации и обслуживанию раздаточная коробка ГАЗ-66 будет служить долгое время.
Использование раздаточной коробки ГАЗ-66 в других автомобилях
Техническая конструкция раздаточной коробки, разработанной и устанавливаемой на ГАЗ-66, зарекомендовала себя как надежное и довольно простое устройство, которое легко можно адаптировать на другие типы автомобилей.
Народные умельцы с успехом устанавливают данный механизм, например, на автомобили «Газель», улучшая тем самым его ходовые и внедорожные характеристики.
При этом, по отзывам мастеров, модернизация «Газели» под раздатку ГАЗ-66, конечно, сопряжена с определенными техническими сложностями по состыковке деталей и подбору оптимальных узлов соединения. Однако результат оправдывает данные временные и финансовые затраты.
«Газель» с новой раздаткой приобретает качество полноценного внедорожника при отсутствии шумов и вибраций.
Таким образом, раздаточная коробка на ГАЗ-66 имеет стандартное устройство механизмов подобного типа, однако в сочетании с остальными конструктивными решениями, она обеспечивает «Шишиге» непревзойденную проходимость по любой пересеченной местности. При правильной эксплуатации и регулярном уходе блок раздатки будет исправно служить многие годы.
avtomobilgaz.ru
Коробка передач автомобиля ГАЗ-66
______________________________________________________________________________
Коробка передач автомобиля ГАЗ-66
Коробка передач ГАЗ-66 механическая, имеет четыре передачи для движения вперед и одну для движения назад. Первичный вал 1 (рис.1) коробки передач изготовлен заодно с косозубой шестерней. Он установлен в передней стенке картера.
Рис. 1. КПП ГАЗ-66
1— первичный вал; 2 — фиксатор; 3 — рычаг переключения передач; 4 и 11 - шестерни третьей передачи; 5 и 10 — шестерни второй передачи; 6 и 8 — шестерни первой передачи и заднего хода; 7 — вторичный вал; 9 — блок шестерен заднего хода; 12 — картер; 13 — шестерня постоянного зацепления; 14 —промежуточный вал; 15 — муфта
На переднем конце вторичного вала коробки передач ГАЗ-66 на шлицах установлена муфта 15, которая служит для включения третьей и четвертой передач.
В средней части вторичного вала коробки передач ГАЗ-66 свободно вращаются шестерни второй 5 и третьей 4 передач, а по шлицам перемещается шестерня 6 первой передачи и заднего хода.
Промежуточный вал 14 представляет собой блок четырех шестерен: три косозубых 10, 11, 13 и одна прямозубая 8. С левой стороны по ходу автомобиля на неподвижной оси установлен блок 9 шестерен заднего хода, который вращается на роликовых подшипниках.
Включение передач для движения вперед осуществляется перемещением по вторичному валу муфты или шестерни первой передачи, а включение передачи заднего хода — перемещением по оси блока шестерен заднего хода и введением их в зацепление с соответствующими шестернями.
Переключение передач КПП ГАЗ-66 производится посредством рычага 3. Рычаг имеет пять положений соответственно передачам, на которых движется автомобиль.
Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню смазки. Для слива масла имеется отверстие в нижней части картера.
Оба отверстия закрываются резьбовыми пробками. Уход за коробкой передач ГАЗ-66 заключается в проверке ее крепления, поддержании нормального уровня смазки и своевременной ее замены.
Разборка коробки передач ГАЗ-66
Отвертывают и снимают верхнюю крышку коробки передач ГАЗ-66 в сборе и прокладку. Отвертывают гайку крепления муфты вторичного вала и снимают шайбу, муфту с барабаном стояночного тормоза. Затем отвертывают два винта и снимают с муфты барабан.
Отворачивают болты крепления стояночного тормоза к задней крышке КПП ГАЗ-66 и снимают последовательно маслоотражатель с прокладкой, стояночный тормоз, отражатель щита тормоза. Расшплинтовывают и снимают шайбу и рычаг с пальца рычага привода стояночного тормоза.
Отвертывают болт крепления стопорной пластины штуцера и снимают пластину. Вынимают из задней крышки штуцер и ведомую шестерню привода спидометра. Отвертывают болты, снимают крышку вторичного вала, прокладку и ведущую шестерню спидометра, сапун и выпрессовывают сальник. Отвертывают болты, снимают крышку первичного вала и ее прокладку.
Отвертывают болты, снимают крышку и прокладку люка отбора мощности.
Выпрессовывают первичный вал КПП ГАЗ-66 в сборе с подшипником. Для этого поворачивают вал так, чтобы вырез прямозубого венца располагался внизу по отношению плоскости верхнего люка. В съемник ввертывают шпильку с бойком и ручкой.
Устанавливают губки так, чтобы между ними образовалось отверстие, надевают на первичный вал и сжимают губки винтом. Придерживая съемник за ручку ударами бойка, выпрессовывают первичный вал из картера коробки передач.
Выбивают из картера КПП ГАЗ-66 подсобранный вторичный вал. Затем с помощью вкладышей, вращая винт, спрессовывают подшипник, вынимают из картера подсобранный вторичный вал. Снимают стопорные кольца шариковых подшипников первичного и вторичного валов.
Отвертывают болты, снимают заднюю крышку промежуточного вала, прокладку и упорную пластину оси заднего хода. Для снятия шарикового подшипника промежуточного вала выбивают переднюю заглушку и выдвигают вал назад. Раскернивают и отвертывают гайку подшипника, после этого спрессовывают задний подшипник промежуточного вала.
Вынимают из картера коробки передач ГАЗ-66 промежуточный вал с внутренним кольцом роликового подшипника в сборе.
Снимают с промежуточного вала внутреннее кольцо роликового подшипника. Выпрессовывают из картера наружное кольцо роликового подшипника промежуточного вала.
Устанавливают съемник на заднюю плоскость картера коробки передач ГАЗ-66, винт с помощью штифта ввертывают в ось блока шестерен заднего хода. Вращая гайку съемника ключом почасовой стрелке, выпрессовывают ось и вынимают блок шестерни заднего хода.
Разборка первичного вала КПП ГАЗ-66
Снимают стопорное кольцо и вынимают упорное кольцо и ролики переднего подшипника вторичного вала. Раскернивают и отвертывают гайку крепления шарикового подшипника. Затем с помощью вкладышей спрессовывают подшипник.
Разборка вторичного вала КПП ГАЗ-66
Снимают с вала шестерню 1 передачи и заднего хода. Снимают стопорное кольцо крепления ступицы муфты 3 и 4 передач. Снимают муфту 3 и 4 передач и спрессовывают ступицу. Для этого съемник собирают с короткими шпильками и с помощью вкладышей спрессовывают ступицу.
Снимают последовательно: шестерню 3-ей передачи, распорную втулку, упорную шайбу, шестерню передачи. Вынимают из распорной втулки стопор.
Разборка верхней крышки КПП ГАЗ-66
Вывертывают выключатель фонарей заднего хода, снимают прокладку. Вынимают заглушки из отверстий под плунжеры и штоки.
Выбивают из горловины два штифта. Снимают коническую пружину. Расшплинтовывают и отвертывают стопорный винт вилки включения 1 и 2 передач. Выбивают штифт переводной головки и вынимают шток.
Расшплинтовываюти отвертывают стопорный винт вилки включения и передач и вынимают шток. Вынимают из него стопорный палец. Выбивают из вилки и переводной головки заднего хода стопоры.
Снимают со штока переключения заднего хода коробки передач ГАЗ-66 вилку и переводную головку, вынимают шток. Вынимают из отверстий крышки плунжеры и шарики фиксаторов штоков.
Разборка переводной головки штока заднего хода - Отвертывают стопор пружины. Вынимают пружину и предохранитель.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Каталоги запасных частей и сборочных деталей
avtoremtech.ru
Обзор раздаточной коробки ГАЗ 66
Самые первые полноприводные машины появились в продаже на начале 20 столетья. Это были легковые автомобили, которые предназначались для использования в гонках по бездорожью и шоссе. Многие автолюбители не очень хорошо восприняли новое изобретение, потому как считали его абсолютно бесполезным и не желали платить огромные деньги за бессмысленную вещь. Разработчики перестали надеяться, и разработка ушла на второй план. Но в десятых годах минувшего века разработчики принялись реанимировать свою разработку и изобрели полноприводные грузовые автомобили имеющие деталь как раздаточная коробка, газ 66 не исключение.
Раздаточная коробка ГАЗ 66
Разработчики пытались решить такой вопрос: Каким образом можно распределить крутящий момент между двумя ведущими мостами?. Причём было совершенно понятно, что привычная коробка скоростей не в состоянии решить поставленную задачу. После множества манипуляций разработчикам удалось изобрести абсолютно новый агрегат, который начал выполнять такие задачи:
- Распределять крутящий момент между ведущими мостами;
- Создавать целый ряд передаточных отношений, которые способствовали согласованию скорости крутящего момента, с которой вращается коленвал и скорость самого автомобиля;
- Не препятствует обратному движению.
Из-за привычки многие автолюбители продолжали называть изобретённый механизм коробкой скоростей, но эта коробка была оснащена двумя выходными валами. Несмотря на больший успех по сравнению с первым изобретением, эта разработка также не обрела ожидаемый успех из-за большой стоимости. Вполне вероятно, что эта разработка также могла забыться, но всему помешала Первая мировая война. Следственно возникает вопрос: Какое отношение изобретение имеет к Первой мировой войне?. Понятное дело, что военные действия не ведутся на идеально ровных дорогах, а иногда вообще не на дорогах. Именно по этой причине стали использовать полноприводные автомобили в военных целях. Такова была история создания раздаточной коробки. В представленной нами статье вы сможете узнать много другой не менее интересной информации связанной с раздаточной коробкой. Мы рассмотрим такие вопросы:
- Раздаточная коробка;
- В каких автомобилях используется раздаточная коробка;
- Типы раздаточных коробок;
- Основные функции раздаточной коробки;
- Устройство детали как раздаточная коробка газ 6б;
- Техническое обслуживание раздаточной коробки газ 66;
- Самые распространённые неисправности раздаточной коробки;
- Разбор детали как раздаточная коробка;
- Правильное регулирование раздаточной коробки.
Основная информация по раздаточной коробке
Что же такое раздаточная коробка?
Раздаточная коробка – это агрегат, который изначально был создан для распределения крутящего момента от двигателя к нескольким приводным механизмам, которые чаще всего увеличивают количество передач в трансмиссии.
Раздаточная коробка выполняет функцию распределения усилия на всеведущие мосты автомобиля. К тому же с его помощью происходит включение и выключение ведущего переднего моста. Обычно раздаточная коробка оснащается двухступенчатым редуктором. При его воздействии происходит изменение передаточных чисел, а также происходит увеличение количества передач автомобиля.
Самый первый ряд передаточных чисел образовывается при включении высшей передачи автомобиля. Второй ряд образовывается во время понижения автомобильной передачи. Благодаря этому транспортное средство можно использовать в различных дорожных условиях. Конструкция транспортного средства с большой проходимостью оснащается устройством, которое не позволяет включать понижающую передачу во время функционирования переднего моста. Благодаря этому устройство выполняет предохранительную функцию заднего моста от перегруза не маленьким крутящим моментом.
Раздаточная коробка предназначена для выполнения таких функций:
- Увеличивает крутящий момент на ведущих колёсах в пределах, которые необходимы для преодоления сопротивления качания колёс во время движения транспортного средства по не очень хорошим дорогам или бездорожью, а также на крутых подъёмах;
- Распределяет крутящий момент между ведущими мостами для того, чтобы обеспечить самую лучшую проходимость транспортного средства и не создавая при этом негативное явление – циркуляцию мощности в трансмиссии;
- Обеспечивает устойчивое передвижение транспортного средства при передвижении на маленькой скорости и функционировании двигателя на режиме максимального крутящего момента.
Раздаточная коробка состоит из таких элементов:
- Механизм для совершения управления транспортным средством;
- Приводного вала заднего моста, который имеет зубчатые колёса. Вал привода заднего моста оснащён внутренними и наружными зубастыми венцами;
- Вал привода переднего моста, который имеет зубчатые колёса;
- Ведущий вал, который имеет подвижное на шлицах зубчатое колесо, включающим прямую и понижающую передачи;
- Промежуточный вал, который имеет зубчатые колёса, включающие понижающую передачу и подвижное зубчатое колесо, включающее задний и передний мосты.
Основные типы раздаточных коробок
Вид раздаточной коробоки
Конструкции раздаточных коробок отличаются между собой видом системы полного привода. Именно из-за отличий конструкции раздаточные коробки отличаются множеством режимов функционирования. Итак, основные режимы функционирования раздаточной коробки транспортного средства:
- Подключённая задняя ось;
- Подключение обеих осей, которые имеют межосевую блокировку и понижение передач транспортного средства;
- Подключение обеих приводных осей;
- Подключение обеих осей, которые имеют межосевую блокировку;
- Подключение обеих осей, которые имеют автоматическую блокировку межосевого дифференциала.
Переключение режимов раздаточной коробки транспортного средства производится с помощью клавиш на панели приборов, которые оказывают некое воздействие на органы руководства самой раздаточной коробки, или рычага управления поворотного переключателя. В большинстве случаев полноприводные автомобили, которые не предназначаются для внедорожного использования, руководство раздаточной коробки происходит автоматически.
Транспортные средства, на которые была установлена система полного привода, в обязательном порядке уснащаются раздаточной коробкой. На сегодняшний момент существует несколько типов раздаточных коробок, которые различаются между собой в зависимости от применения транспортного средства, на котором оно будет использоваться.
Существующие типы коробок:
- Оснащённая несоосными валиками. Здесь нет промежуточного валика. Самыми главными преимущества представленного типа раздаточной коробки заключается в компактности, бесшумности, а также высоком КПД. Также этот тип раздаточной коробки отличается от других маленькой металлоёмкостью;
- Оснащённая соосными валиками. Представленный тип раздаточной коробки довольно сильно распространён благодаря возможности использования единственной основной передачи для заднего и переднего моста;
- Оснащённая дифференциальным приводом. В представленном типе коробки передач используется межосевой дифференциал, который обеспечивает вращение ведущих валиков, имеющих различные скорости. Транспортное средство, которое было оснащено представленным типом раздаточной коробки, имеет постоянно функционирующий передний мост. Для того чтобы повысить проходимость межосевого дифференциала выполняется с принудительной блокировкой;
- Оснащённая блокированным приводом. Представленный тип раздаточной коробки даёт возможность пользоваться полной тяговой силы без пробуксирования колёс транспортного средства. При использовании данной раздаточной коробки передний мост включается исключительно на труднопроходимых участках дороги. Во время движения транспортного средства по твёрдому покрытию с целью экономии топливной смеси и для понижения уровня износа колёсных шин передний мост выключается;
- Рассмотрим основные особенности конструкции и принцип функционирования раздаточной коробки с дифференциальным и блокированным приводами на примере раздаточной коробки газ 66 и ваз 2121 нива.
Раздаточная коробка с блокированным приводом
Раздаточная коробка газ 66, оснащённая блокированным приводом, представляет из себя один агрегат, который имеет дополнительную коробку передач.
Раздаточная коробка с блокированным приводом
Комплектация раздаточной коробки с блокированными приводами газ 66:
- Картер;
- Промежуточный валик;
- Ведущий валик;
- Валик привода заднего моста;
- Валик привода переднего моста;
- Шестерёнки включения понижающей и прямой передачи;
- Шестерёнки понижающей передачи;
Ведущий валик, получает крутящий момент от коробки передач с помощью карданной передачи. Шлицы ведущего валика оснащаются прямой шестерёнкой и понижающей передачей, а на промежуточном валике жестко закрепляется шестерёнка понижающей передачи. На шлицах устанавливается передвижная шестерёнка, которая включает передний мост. В валике привода переднего моста на шлицах в неподвижном состоянии закрепляется шестерёнка. Для произведения включения переднего моста нужно передвигать шестерёнку назад. Во время функционирования прямой передачи шестерёнка ведущего валика, производит перемещение назад по шлицам, таким образом, она входит в сцепление с внутренними зубчиками шестерёнки ведомого валика. Передний мост включается благодаря перемещению шестерёнки в обратное положение по шлицам валика. Рычаги, которые обеспечивают включение пониженной передачи и переднего моста располагаются в кабинке. На большинстве раздаточных коробок пониженная передача не может функционировать до тех пор, пока не будет функционировать передний мост, а для этого в большинстве случаев используется механическая блокировка.
Раздаточная коробка с дифференциальным приводом
Раздаточная коробка с дифференциальным приводом чаще всего устанавливается на кроссоверы и может не быть оснащена пониженной передачей. Также представленный тип раздаточной коробки может использоваться на транспортных средствах, имеющих повышенную проходимость (явный пример ваз 2121 нива).
Комплектация раздаточной коробки с дифференциальным приводом на ваз 2121 нива:
- Пробка;
- Шестерёнка;
- Муфта;
- Редуктор привода спидометра;
- Кронштейн крепежа;
- Промежуточный валик;
- Валик привода моста;
- Ведущий валик;
- Корпус дифференциала;
- Сателлит;
- Подушечка;
- Ось;
- Подшипник;
- Зубчатый венец;
- Фланец;
- Вилка;
- Фиксатор;
- Рычаг;
- Ползунок;
- Пружинка
Техническое обслуживание и неисправности раздаточной коробки
Ремонт раздаточной коробки
Как и любая деталь автомобиля раздаточная коробка требует определённого ухода. Техническое обслуживание раздаточной коробки заключается в регулярной проверке крепежа, поддержании необходимого уровня смазки, а также проведении регулярной смены масла находящегося в картере.
Большинство неисправностей раздаточной коробки аналогичны поломкам коробки передач. Хотя некие поломки существуют исключительно в механизме раздаточной коробки. Итак, основная неполадка раздаточной коробки это самостоятельное выключение переднего моста.
Распространёнными причинами самостоятельного выключения моста являются:
- Износились канавки ползунка, зубчики муфты шестерёнок привода переднего моста или включения, вилки;
- Ослабилась или поломалась пружинка фиксатора. Из-за этого ползунок не может зафиксироваться и легко перемещается по осевому направлению;
- Ослабился крепёж подшипников валика привода моста. Из-за этого образовывается перекос зубчиков валика и муфты включения.
Для того чтобы устранить возникшие неисправности в некоторых случаях необходимо демонтировать раздаточную коробку с транспортного средства и разобрать её. Степень разборки раздаточной коробки зависит от характера неисправности, а значит, разборка может быть полная или частичная.
Как снять и разобрать раздаточную коробку?Снимаем:
- Отсоедините от штоков тяги рычаги руководства раздаточной коробкой;
- Отсоедините от рычага горизонтально расположенную тягу ручного тормоза;
- Отсоедините промежуточный карданный валик;
- Отсоедините валик привода переднего моста;
- Отсоедините карданный валик привода заднего моста;
- Снимите раздаточную коробку.
Разбираем:
- Снимите с фланца ведомого валика барабан центрального тормоза;
- Отверните гайку крепежа фланца ведомого валика;
- Снимите фланец и центральный тормоз;
- Снимите крышку верхнего люка и выньте шарики фиксаторов с пружинками;
- Выкрутите пробку из отверстия для стопорных ползунков;
- Выньте из картера штоки переключения, ползунки и вилки;
- Выкрутите гайки сальников из картера, уплотняющие кольца, шайбочки и сальники;
- Снимите предохраняющие колпачки штоков;
- Открутите гайку е=крепежа фланца ведущего валика;
- Снимите фланец и крышечку шариков подшипника ведущего валика;
- Вытащите из картера ведущий валик вместе с подшипником и шестерёнку включения заднего моста;
- Вытащите из крышечки подшипника ведомого валика штурец ведомой шестерёнки привода спидометра;
- Снимите крышечку подшипника ведомого валика;
- Снимите с ведомого валика задний шариковый подшипник и ведущую шестерёнку привода спидометра;
- Вытащите из пазов на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого валика стопорящее колечко;
- Вытащите из картера ведомый валик вместе с подшипником;
- Снимите крышки промежуточного валика;
- Открутите гайку крепежа переднего подшипника промежуточного валика;
- Снимите с промежуточного валика стопорящие полукольца;
- Снимите упорную шайбу;
- Вытащите промежуточный валик вместе с задним подшипником и шестерёнкой включения переднего моста;
- Открутите гайку крепежа фланца валика привода к переднему мосту;
- Снимите крышки валика привода;
- Открутите гайку крепежа заднего шарикового подшипника валика привода;
- Вытащите из картера валик привода и шестеренку;
- Вытащите из лаза внешней обоймы подшипника стопорящее колечко;
- Спрессуйте передний шариковый подшипник с ведомого валика;
- Выпрессуйте из гнёздышка ведомого валика роликовый подшипник.
Похожие статьи:
autodont.ru
Неисправности коробки передач и способы их устранения |
|
Причины неисправности |
Способ устранения |
Шум при работе коробки передач |
|
Слабая затяжка крепежных болтов |
Завернуть болты |
Износ или повреждение деталей |
Разобрать коробку передач и заменить изношенные детали |
Шум при переключении передач |
|
Причиной этого дефекта является неисправная работа синхронизатора в результате износа резьбы на конических поверхностях блокирующих колец и исчезновения зазора между торцами блокирующего кольца и прямозубого венца соответствующей шестерни |
Проверить щупом зазор, для чего снять верхнюю крышку коробки и прижать блокирующее кольцо муфтой к конусу шестерни. Если зазор окажется меньше 0,3 мм, блокирующие кольца следует заменить новыми |
Трудное переключение передач |
|
Неправильная регулировка хода педали сцепления или сцепления |
Отрегулировать сцепление и привод |
Заедание в приводе коробки передач вследствие погнутости или износа деталей привода |
Осмотреть детали привода и заменить неисправные детали |
Износ деталей механизма коробки передач |
Заменить изношенные детали |
Заедание в скользящих шлицевых соединениях муфты со ступицей синхронизатора и ведомого вала с шестерней первой передачи и заднего хода |
Заменить неисправные детали
|
Заедая не шестерен вследствие частого переключения коробки передач с высших передач на низшие Примечание. Из-за частого и шумного переключения со второй передачи на первую могут преждевременно износиться торцы зубьев, и привести к затруднительному включению первой передачи. |
Заменить неисправные детали |
Самовыключение передач при движении автомобиля |
|
Неправильное включение передачи: при включении передачи педаль сцепления отпущена раньше, чем произошло полное зацепление шестерни |
Правильно включить передачу |
Перекосы зубьев шестерен в результате износа следующих деталей: - вилок переключения; - муфты синхронизатора и шестерни включения первой передачи заднего хода; - канавок для вилок на муфте синхронизатора и шестерни включения первой передачи и заднего хода; - подшипников ведущего, ведомого и промежуточного валов и их стопорных колец |
Заменить изношенные детали |
Сильный износ вилок и штоков переключения, а также ослабление крепления вилок на штоках |
Заменить изношенные штоки и вилки, обеспечив требуемое крепление вилок на штоках |
Слабая затяжка гаек крепления коробки передач и ведомого вала. Если ведомый вал имеет осевое перемещение, то это может привести к самовыключению передач |
Затянуть гайки |
Течь масла из коробки передач |
|
Слабая затяжка болтов крепления верхней крышки (течь масла между крышкой и картером) |
Затянуть болты |
Повреждение крышек подшипников и их прокладок |
Заменить изношенные детали |
Неудовлетворительная работа сапуна (облипание его грязью) |
Очистить сапун от грязи или заменить новым |
Образование трещин в картере и верхней крышке |
Заменить детали с трещинами |
Износ сальника |
Заменить сальник |
Повреждение подшипника ведомого вала |
|
Нарушение балансировки карданного вала |
Проверить балансировку карданного вала, состояние карданов и подшипника промежуточной опоры на автомобиле ГАЗ-53А |
Разрушение подшипника ведущего вала |
|
Слабая затяжка болтов крепления крышки подшипников |
Затянуть болты крепления крышки |
Неправильная сборка коробки передач и сцепления |
Правильно собрать коробку передач и сцепление |
autoruk.ru
Сборочные узлы и механизмы коробки передач ГАЗ-66
______________________________________________________________________________________________________
Коробка передач ГАЗ-66 в сборе
201497-П29 Болт М10-6gх25 ОСТ 37.001.123-96
201505-П8 Болт М10-6gх45
216298-П2 Шпилька М14х1,5-4hх32
250551-П8 Гайка М14х1,5
252136-П2 Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75
252178-П29 Шайба 2-14 ОСТ 37.001.145-75
52-1702016 Прокладка верхней крышки коробки передач
66-11-1700010 Коробка передач ГАЗ-66 в сборе
66-11-1702010 Крышка в сборе
КПП ГАЗ-66 и коробка отбора мощности в сборе
216257-П29 Шпилька М10х(1,5-Сп/1-4h)х22 ОСТ 37.001.180-96
252136-П2 Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75
292779-П29 Гайка М10х1-4Н5Н
66-02-4207010-01 Коробка отбора мощности в сборе
66-12-1700008 Коробка передач с коробкой от бора мощности в сборе
66-12-1700010 КПП ГАЗ-66 в сборе
Запасные части картера и крышки коробки передач ГАЗ-66
201435-П29 Болт М10-6gХ20
201457-П29 Болт М8-6gх22 ОСТ 37.001.123-96
201495-П29 Болт М10-6gх20 ОСТ 37.001.123-96
201497-П29 Болт М10-6gх25 ОСТ 37.001.123-96
252136-П29 Шайба 10Т
252136-П29 Шайба 10Т
252136-П29 Шайба 10Т
252136-П29 Шайба 10Т
252155-П29 Шайба пружинная 8
296576-П Пробка КГ 1/2"
298429-П Сапун в сборе К1/8"
51-1701210-А Манжета в сборе
52-1701020 Крышка люка отбора мощности коробки передач
52-1701021 Прокладка крышки люка отбора мощности коробки передач
52-1701040 Крышка подшипника первичного вала коробки передач ГАЗ-66
52-1701042-02 Прокладка крышки
52-1701068-А Заглушка переднего подшипника блока шестерен промежуточного вала
52-1701070-01 Крышка
52-1701075 Прокладка крышки заднего подшипника промежуточного вала коробки передач
52-1701247 Гайка М22х1,5
53А-1701242 Шайба фланца
66-11-1701015 Картер коробки передач в сборе
66-1701076 Кольцо распорное подшипника вторичного вала КПП ГАЗ-66
66-1701200 Крышка заднего подшипника вторичного вала коробки передач в сборе
66-1701203 Прокладка
66-1701205 Крышка заднего подшипника вторичного вала коробки передач
66-1701238 Фланец вторичного вала коробки передач в сборе
52-1702016, 66-11-1700010, 66-11-1702010, 66-02-4207010-01, 66-12-1700008, 66-12-1700010, 51-1701210-А, 52-1701020, 52-1701021, 52-1701040, 52-1701042-02, 52-1701068-А, 52-1701070-01, 52-1701075, 52-1701247, 53А-1701242, 66-11-1701015, 66-1701076, 66-1701200, 66-1701203, 66-1701205, 66-1701238
Вал первичный, вал вторичный, блок шестерен промежуточного вала, блок шестерен заднего хода КПП ГАЗ-66
20-1701034 Кольцо стопорное подшипника
50307А1 Подшипник (52-1701073-02)
52-1701025-13 Вал первичный в сборе
52-1701030-20 Вал первичный
52-1701032-02 Подшипник 50209А
52-1701033 Кольцо упорное
52-1701034 Гайка подшипника первичного вала
52-1701050-10 Блок шестерен промежуточного вала коробки передач ГАЗ-66 в сборе
52-1701079 Гайка стопорная
52-1701104 Шайба шестерни второй передачи вторичного вала упорная
52-1701110-31 Шестерня скользящая первой передачи и заднего хода
52-1701111 Шестерня второй передачи вторичного вала в сборе
52-1701113-10 Шестерня 3-й передачи в сборе
52-1701115 Втулка распорная шестерни третьей передачи
52-1701118-40 Муфта
52-1701119-20 Ступица муфты
52-1701120 Стопор втулки шестерни третьей передачи КПП ГАЗ-66
52-1701188 Шайба упорная
52-1701189 Кольцо стопорное
53-12-1701100 Вал вторичный в сборе
53-12-1701105 Вал вторичный
53-12-1701192 Кольцо
53-1701083 Втулка блока шестерен заднего хода
53-1701090-10 Ось блока шестерен заднего хода КПП ГАЗ-66
53-1701093 Шайба упорная блока шестерен заднего хода
53-1701094 Шайба
60-42207КМ Подшипник передний блока шестерен промежуточного вала в сборе
66-11-1701082 Блок шестерен заднего хода коробки передач
7Х17 Ролик
864904 Подшипник в сборе (АА-7120-А2)
Детали механизма переключения передач КПП ГАЗ-66
258252-П Шплинт 1,2х150 ОСТ 37.001.172-92
258253-П Шплинт 1,2х175 ОСТ 37.001.172-92
258948-П Штифт 5х25 ОСТ 37.001.116-75
260307-П29 Заглушка 20 ОСТ 37.001.173-82
290766-П Винт М10х1-6hх17,5
45 9845 0385 Штифт 6Х20
51-1703088 Рукоятка в сборе
52-1702025-01 Головка штока переключения первой и второй передач
52-1702042-Б Шток переключения заднего хода
52-1702075 Палец штока переключения третьей и четвертой передач стопорный
52-1702080 Плунжер стопорный штоков переключения передач
52-1702089-01 Заглушка отверстия плунжеров штока переключения
52-1702094 Головка включения заднего хода коробки передач в сборе
52-1702095-01 Головка штока заднего хода коробки передач ГАЗ-66
52-1702097 Предохранитель включений первой и второй передач и заднего хода
52-1702098 Пружина предохранителя включения заднего хода коробки передач
52-1702099 Стопор пружины
53-1702024-02 Вилка переключения первой и второй передач
53-1702027-22 Вилка переключения третьей к четвертой передач
53-1702041 Шток переключения третьей и четвертой передач
53-1702060-10 Шток переключения первой и второй передач
53А-1702015-02 Верхняя крышка КПП ГАЗ-66
53А-1702117 Пружина фиксатора
53А-1702122 Пружина рычага переключения передач
53А-1702126 Колпак верхней крышки коробки передач
66-11-1702092 Вилка заднего хода
66-1702120-20 Рычаг переключения передач
71-1702128 Колпак защитный верхней крышки КПП
Б9,525-100+/-25 Шарик
Б9,525-100±25 Шарик (263014-П)
Штифт 6Х20 Штифт 6Х20
52-1701025-13, 52-1701030-20, 52-1701032-02, 52-1701033, 52-1701034, 52-1701050-10, 52-1701079, 52-1701104, 52-1701110-31, 52-1701111, 52-1701113-10, 52-1701115, 52-1701118-40, 52-1701119-20, 52-1701120, 52-1701188, 52-1701189, 53-12-1701100, 53-12-1701105, 53-12-1701192, 53-1701083, 53-1701090-10, 53- 1701093, 53-1701094, 60-42207КМ, 66-11-1701082, 51-1703088, 52-1702025-01, 52-1702042-Б, 52-1702075, 52-1702080, 52-1702089-01, 52-1702094, 52-1702095-01, 52-1702097, 52-1702098, 52-1702099, 53-1702024-02, 53-1702027-22, 53-1702041, 53-1702060-10, 53А-1702015-02, 53А-1702117, 53А-1702122, 53А-170212666-11-1702092, 66-1702120-20
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
avtodetall.ru