Опасные «автоматы». Часть 1. Устройство акпп dp2
Опасные «автоматы». Часть 1
Коробка передач является сложнейшим агрегатом автомобиля. Если уж у механических коробок случаются неприятности, то об «автоматах» и говорить нечего! Поэтому сегодня мы поговорим о самых «опасных» АКПП, а помогут нам инструкторы по вождению.
Выбор трансмиссии
Выбирая автомобиль на вторичном рынке, мы по сути выбираем трансмиссию. «Роботов» отечественные автолюбители пытаются избегать из-за их «дерганности», модных «преселективов» DSG тоже. Может вариаторы? Тоже нет! Никакого доверия… Автоинструкторы говорят, что самыми популярными у нас остаются классические «автоматы».
Для многих «классика» — эталон надёжности и долгой эксплуатации. Но, увы, это далеко от истины.
Репутацию этим АКПП испортили 4-ступенчатые коробки, которые чаще всего используются на таких популярных марках как Peugeot-Citroen и Renault-Nissan, скрываясь за обозначениями AL4/AT8 и DP0/DP2.
История французского «автомата»
Французские коробки-автоматы появились благодаря... немецкому Фольксвагену. Модель 01Р немцы выпустили в 1994 году, причем ставилась она на многие машины концерна. Однако эта трансмиссия была не особо удачной: коробка не переносила загрязнения масла и высоких температур. Несмотря на проблемы коробка использовалась до 2010 года, пока с конвейера не ушла Skoda Octavia.
Затем эту трансмиссию купила компания Renault, сделав ее адаптивной. Так на Renault появилась коробка DP0, а на Citroen и Peugeot — AL4.
Россиянам немного повезло: на наших Логанах и Сандеро французская трансмиссия появилась лишь в 2011, так что это была уже более качественная DP2, а не DP0.
Увы, надежностью эти коробки похвастаться не могут. DP0 и AL4 часто выходили из строя на новых авто, причем без каких-либо тревожных симптомов.
Причины отказа
Главная причина поломок — банальный перегрев. В целях экономии для охлаждения масла французы предусмотрели только небольшой встроенный теплообменник. Поэтому при жаркой погоде не перегреть коробку почти невозможно, ведь оптимальной температурой масла для нее считается 75-90ºС. Особенно это касается Nissan и Renault, где на защите от перегрева явно сэкономили, да и работает она не всегда правильно. Если АКПП на Citroen и Peugeot спасаются аварийным режимом, то на новых Renault перегрев сразу заканчивается капремонтом.
Некоторые, покупая такой автомобиль, тюнингуют DP0 и AL4, ставят мощные теплообменники, вместо внутреннего радиатора устанавливают переходник-адаптер и внешний контур.
В этом случае при перегреве страдает гидравлический клапанный блок, чей ремонт обходится дешевле.
На гарантийном авто такие замены, естественно, не допустимы. Чтобы сберечь нежную коробку, откажитесь от агрессивной езды, в частности от резких стартов и торможений. И обязательно прогревайте машину хотя бы несколько минут и только потом трогайтесь. В холодное время года первые километры проезжайте медленно, плавно нажимая на газ.
Неудачные клапаны
Еще один распространенный отказ французских «автоматов» — это поломка регулятора гидросистемы и клапана блокировки, установленного в гидротрансформаторе. Особенно это касается автомобилей до 2003 года, на которых стоит Acutex. После перехода на Borg Warner жалоб от автомобилистов стало меньше. Однако все равно клапаны ломаются, из-за чего отказывает и сама коробка.
Чтобы продлить срок службы «автомата», чаще меняйте масло.
Интервалы, например, в 20 000 км позволят убить сразу двух зайцев: свежее масло лучше отводит тепло, а отсутствие продуктов износа продлит жизнь клапанов.
Видео о правильной эксплуатации АКПП:
Удачи и внимания за рулем!
В статьей использовано изображение с сайта autoflit.ru
spokoino.ru
Услуга ремонта АКПП DP2 | Ремонт коробок автомат в Самаре
Наша компания специализируется на диагностике, техническом обслуживании, ремонте автоматических коробок передач (АКПП) разных типов.
Принято считать, что ремонт АКПП – это достаточно непростое мероприятие, требующее значительных материальных затрат. Профессиональные услуги нашего сервиса выходят за рамки привычных стереотипов: мы отремонтируем трансмиссию вашего автомобиля в самые сжатые сроки, с соблюдением всех жестких требований к качеству проводимых работ, по вполне приемлемым ценам.
Вы не должны самостоятельно определять вид неисправности и заниматься поиском необходимых комплектующих. Обратитесь за помощью к нам – обо всем остальном мы позаботимся сами.
Слабые места и характерные неисправности коробки автомат
Французские автоматические коробки передач АКПП DP2 давно и хорошо известны отечественным автолюбителям, ими комплектуются автомобили Peugeot, Renault и Nissan.
АКПП DP2 отличаются простотой конструкции и хорошей ремонтопригодностью. Но вместе с этим это достаточно ненадежные и капризные агрегаты, доставляющие автовладельцу массу неприятных хлопот.
Перегрев является главной проблемой этого типа АКПП. Оптимальный температурный режим DP2 расположен в диапазоне 75–900 С. Летом, в сильную жару поддерживать рабочую температуру на нужном уровне практически невозможно, что приводит со временем к деформации гидравлической клапанной плиты.
В половине случаев поломка АКПП DP2 связана с выходом из строя электромагнитных клапанов. При проведении ремонта рекомендуется для надежности менять одновременно клапан-регулятор давления в гидросистеме и клапан блокировки гидротрансформатора.
Конструкцией коробки не предусмотрена замена рабочей жидкости в течение ее эксплуатационного периода, но DP2 весьма требовательна к качеству масла. Наши специалисты рекомендуют на 30 тыс. километров пробега обязательно менять его.
Стоимость предстоящего ремонта АКПП DP2 зависит напрямую от вида неисправности. В случае если замена масла и фильтра (2 800 р.) не помогли, то следует рассчитывать на более серьезный ремонт, который предполагает снятие/установку коробки передач. Стоимость полной переборки АКПП – от 60 000 р.
Обслуживание, профилактика и диагностика
Наши специалисты на высоком профессиональном уровне проведут диагностику, профилактическое обслуживание и последующий ремонт автоматических коробок передач DP2. Неважно, приобрели вы коробку передач у нас или в любом другом месте, мы поможем привести ее в полный порядок.
- Официальным техническим регламентом не предусмотрено обслуживание АКПП DP2. Однако своевременная замена масла позволит значительно повысить ресурс коробки. Стоимость работы – от 2 800 р.
- Замена электромагнитных клапанов – один из наиболее востребованных видов ремонта. Несвоевременное проведение такой замены может привести к поломке всего гидрораспределительного блока. Стоимость установки новых клапанов – 10 000 р.
- Уменьшение параметров давления в автоматической коробке может привести к пробуксовке тормозных лент и фрикционов. В этом случае будет необходима полная замена гидрораспределительного блока. Цена – от 20 000 р.
- Чтобы снять АКПП, необходимо провести демонтаж подрамника подвески. Работы осуществляются с использованием специального оборудования. Стоимость работы по снятию/установке автоматической коробки передач – от 6 000 р.
- Полная переборка автоматической коробки DP2 с использованием для последующего ремонта оригинальных запчастей – самый дорогостоящий вид ремонта, его стоимость от 60 000 р.
Устройство АКПП и основные принципы работы
Что такое АКППКомпоненты АКПП и общие принципы работы
- планетарная передача
- система фрикционов
- гидравлическая система
- гидротрансформатор
- масляный насос
- гидроблок
- электронные компоненты
Что такое АКПП
Задача трансмиссии — передать энергию двигателя колесам при условии сохранения оптимального режима работы двигателя.Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, а также изменяет его по величине и направлению. Изменение момента и скорости осуществляется за счет изменения передаточного числа (отношение размеров/количества зубьев одной шестерни к размерам/количеству зубъев другой шестерни). Для изменения передаточного числа и предназначены коробки передач, оснащенные парами шестерен с различными передаточными отношениями. На низких передачах вал двигателя вращается существенно быстрее колес, а на высоких скоростях двигатель снижает обороты, в то время как автомобиль движется со скоростью 150 км./ч. В заднеприводных автомобилях коробка передач обычно располагается сзади двигателя на уровне педали газа. Вал соединяет трансмиссию с редуктором, расположенном на заднем мосту и передает момент задним колесам. Передача крутящего момента в такой схеме организована просто: непосредственно от двигателя через гидротрансформатор и трансмиссию на карданный вал и задний привод, где момент распределяется к двум задним колесам.
На переднеприводных автомобилях коробка передач и главная передача конструктивно находятся в одном корпусе (такая схема называется "трансэксл"). Передняя ось соединяется с данной конструкцией напрямую и передает крутящий момент передним колесам. В примере на рисунке, момент передается от двигателя через гидротрансформатор к трансмиссии, а оттуда - на редуктор переднего моста, где разделяется и передается двум ведущим колесам.
Существуют также различные варианты конструкции автоматической коробки передач для переднеприводных автомобилей с продольным расположением двигателя, для авто с 4-мя ведущими колесами, заднеприводные варианты с монтажом трансмиссии прямо на заднем мосту и передачей от двигателя и гидротрансформатора через коленвал, как, например в Chevrolet Corvette, или, как в Porsche, где вместе монтируются двигатель, задний мост и трансмиссия.
Компоненты трансмиссии
Современная автоматическая трансмиссия — сочетание множества умных механических, гидравлических и электронных технологий, за многие годы эволюционировавших в нечто сродни искусству. Основные компоненты АКПП — это планетарные ряды, обеспечивающие повышающие и понижающие передачи, система тормозов и фрикционов, гидротрансформатор и гидравлическая система, использующая специальную трансмиссионную жидкость, подаваемую под давлением масляным насосом на систему клапанов для контроля фрикционов и тормозных лент. Сальники в гидравлической системе предотвращают утечку масла. Гидротрансформатор — соответствует сцеплению в механической коробке. Центробежный регулятор сигнализирует клапанам переключения передач о различной силе давления масла для включения/включения этих клапанов. На новых автомобилях работа АКПП контролируется специальным компьютером.
Планетарная передача
Автоматическая коробка передач содержит множество шестеренок в различных комбинациях. В механических КПП шестерни сцепляются между собой на параллельных валах, перемещаясь вдоль валов при переключении рычага передач из одной позиции в другую. При этом задействуются шестерни того размера, которыйнеобходим для соответствующей передачи. В АКПП шестерни не меняют своего положения и всегда задействованы одни и те же. Такой режим работы достигается за счет планетарного ряда. Планетарный ряд состоит из солнечной шестерни, сателлитов, эпицикла и водила. Шестерни-сателлиты соединяются общим водилом. Сателлиты вращаются вокруг солнечной шестерни, а она, в свою очередь, вращается вокруг собственной оси. На рисунке ниже вы можете, нажимая кнопки слева, посмотреть как работает планетарный ряд на разных передачах.Система фрикционов
Входной крутящий момент передается с барабана на ведущие диски. Ведомые диски удерживает втулка, передающая выходной крутящий момент. Под давлением масла поршень прижимает ведущие диски к ведомым, передавая момент от барабана к втулке. При падении давления масла, поршень возвращается и крутящий момент не передается. Обгонная муфта — устройство, обеспечивающее одностороннее свободное вращение таких компонентов, как эпицикл. Эффект напоминает одностороннее движение педалей велосипеда. Обгонная муфта используется в первой передаче, когда переключатель приводится в положение «drive». Но вы замечали, что если отпустить газ на первой передаче, машина продолжает катиться так, как если бы она была на нейтральной передаче. А если потом переключиться на «Low», то при отпущенной педали газа автомобиль медленно останавливается. Так происходит потому что в позиции Drive задействована обгонная муфта, а в позиции Low задействованы фрикционы или тормозная лента.
Гидравлическая система
Гидравлическая система — сложный лабиринт каналов и трубок, распределяющих трансмиссионную жидкость ко всем частям АКПП и гидротрансформатора. Трансмиссионная жидкость выполняет целый ряд функций, включая смазку и охлаждение. В отличие от двигателя, использующего масло собственно в целях смазки, трансмиссионные функции зависят от постоянной подачи жидкости под давлением. Как в человеческом организме остановка кровообращения даже на несколько минут может привести к летальному исходу, так и в автоматической коробке передач потеря давления может вывести из строя трансмиссию. Для поддержки нормальной операционной температуры АКПП, порция масла через одну или две стальных трубки подается в специальную камеру, омывающуюся антифризом из радиатора. В этой камере масло охлаждается, и затем возвращается в АКПП. Между АКПП, гидротрансформатором и охлаждающим резервуаров циркулирует около 10 литров трансмиссионной жидкости. Большая часть компонентов АКПП, включая фрикционы и тормозные ленты, постоянно погружено в масло, т.к. контактные части этих узлов могут нормально функционировать только будучи погруженными в лубрикант.Гидротрансформатор
Гидротрансформатор передает крутящий момент от двигателя к узлам АКПП. Для наглядности при описании принципа работы гидротрансформатора используют пример с двумя вентиляторами: Один работает, другой выключен, но его лопасти вращаются от потока воздуха, создаваемого работающим вентилятором. В случае гидротрансформатора в качестве работающего вентилятора выступает крыльчатка насосного колеса, в качестве выключенного — турбинное колесо, соединенное с валом АКПП, а в качестве воздуха — трансмиссионная жидкость.Гидротрансформатор устройство в форме пончика, диаметром 30-40 см. Основные элементы гидротрансформатора mdash; насос, турбина и статор. Корпус гидротрансформатора закреплен на коленчатом валу. Насос крепится прямо к корпусу трансформатора. Статор крепится к обгонной муфте и может свободно вращаться в одном направлении. Все три элемента имеют лопатки для точного направления масла через трансформатор. При работающем двигателе трансмиссионная жидкость поступает в насосную секцию и выталкивается наружу под воздействием центробежной силы, достигая турбинной секции, которая начинает вращаться. Жидкость продолжает круговое движение обратно по направлению к центру турбины и достигает лопастей статора. Статор толкается к обгонной муфте и блокируется. С фиксированным статором жидкость направляется его лопастями в насос, при этом передавая остаточную (после вращения турбины) энергию масла. Турбина всегда движется медленнее насоса, это соотношение скоростей уменьшается с увеличением скорости машины. При разгоне автомобиля масло подхватывает колесо статора и вращает его в сторону хода обгонной муфты. Здесь гидротрансформатор работает в режиме обычной гидромуфты и мы сталкиваемся с типичным для такого случая снижением КПД до 85%, выделению излишнего тепла и повышенному расходу топлива. Для устранения этих недостатков используют специальные плиты, блокирующие насос и турбины при достижении высоких скоростей.Масляный насос
Масляный насос АКПП (не путать с насосом гидротрансформатора) отвечает за давление масла в трансмиссии. Масляный насос монтируется в передней части АКПП и напрямую соединяется с фланцами корпуса гидротрансформатора. Так как гидротрансформатор соединен с коленчатым валом двигателя, масляный насос всегда дает давление при включенном двигателе. Давление держится настолько долго, настолько хватает масла. Масло поднимается в насос по специальной трубке, через фильтр, расположенный в нижней части поддона, а затем, под давлением, доставляется в регулятор давления, систему клапанов и другие компоненты.Гидроблок
Гидроблок mdash; контролирующий центр АКПП. Он состоит из лабиринтов, каналов и трубок, подающих масло к клапанам, активирующим соответствующие фрикционы или тормозные ленты для плавного переключения передач в любой ситуации. Каждый клапан имеет специфическое назначение и даже название в соответствии с функцией. Одним из самых важных клапанов является ручной. Это единственный клапан, который вы можете контролировать в АКПП, предназначенный для открытия и закрытия различных каналов в зависимости от положения рычага переключения в АКПП. В компьютерных АКПП в гидроблок монтируются электрические соленоиды.Электронные компоненты
Компьютер использует датчики АКПП и двигателя, чтобы получать сигналы о позиции дроссельных заслонок, скорости автомобиля, нагрузке на двигатель, положении педали тормоза и т.д. Компьютер затем посылает сигналы к блоку соленоидов в АКПП, который, в свою очередь перенаправляют потоки жидкости к соответствующим фрикционам или сервоприводам для переключения передачи. АКПП, оснащенная компьютером, может даже запоминать вашу манеру вождения и адаптироваться к ней.www.renault-as.ru