Содержание
Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?
Неисправность генератора трудно спутать с иными неисправностями электрооборудования автомобиля.
Так как он отвечает за выработку электрического тока при работе двигателя, то и неисправности у него по большому счету связаны либо с исчезновением напряжения в бортовой сети, либо с его черезмерным значением. Плюс пара-тройка проблем, возникающих из-за механических повреждений.
Попробуем перечислить в виде списка признаки неисправности автомобильного генератора, причины появления каждого из них, а так же рекомендации по их самостоятельной диагностике и устранению. Чтобы при появлении подозрения на выход генератора из строя можно было бы самостоятельно определить, что именно в нем сломалось и быстро принять соответствующие меры к устранению проблемы.
В качестве примера используем генератор 37.3701, что ставился на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации.
Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?
1.
Лампа разряда АКБ в комбинации приборов горит при работе двигателя.
Это значит, что генератор перестал вырабатывать электричество. Вот несколько возможных причин загорания лампы разряда аккумуляторной батареи: слабо натянут ремень привода генератора, вышел из строя регулятор напряжения, неисправен диодный мост (выпрямительный блок), имеется «обрыв» или короткое замыкание в обмотках статора или ротора, не работает конденсатор.
Как вычислить, что именно послужило причиной загорания лампы разряда АКБ? В первую очередь очередь проверяем натяжение ремня привода генератора Он должен прожиматься рукой где-то на сантиметр, но не больше.
Если все в порядке, проверяем регулятор напряжения. Либо заменяем его заведомо исправным, либо измеряем напряжение на клеммах АКБ при помощи вольтметра (мультиметра с режимом вольтметра). Исправный генератор автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 должен выдавать не менее 13 В при 3000-3500 об/мин двигателя под нагрузкой (включен свет фар и печка), а при тех же оборотах, но без нагрузки 14. 6 – 14.7 В.
Проверка напряжения выдаваемого генератором автомобиля
Если регулятор напряжения часто выходит из строя стоит обратить внимание на конденсатор генератора подключенный параллельно контактам регулятора и провести его проверку.
Проверка исправности конденсатора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 при помощи мультиметра
Далее желательно провести проверку диодного моста при помощи омметра или контрольной лампы. Это можно сделать не снимая генератор и не разбирая его.
Общая проверка диодного моста генератора 37.3701 на наличие короткого замыкания (можно выполнить без снятия с двигателя автомобиля)
2. Контрольная лампа разряда АКБ не загорелась после включения зажигания и пуска двигателя.
Зарядка так же пропала.
Часто причина проблемы — свалился наконечник провода в с вывода «61» генератора. Или пропал контакт в этом соединении из-за окисления или неплотной посадки.
Так же возможно выводы обмотки возбуждения, расположенной на роторе оторвались от контактных колец к которым прижаты щетки. Проверяем ротор, при необходимости заменяем новым.
Выводы обмотки генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
3. Закипел аккумулятор.
Основная причина закипания автомобильного аккумулятора — слишком большой зарядный ток, вырабатываемый генератором.
Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6 В. См. «Принцип действия автомобильного генератора».
В случае, если регулятор напряжения неисправен и автоматического снижения, вырабатываемого генератором напряжения не происходит (оно превышает пороговые значения) ток зарядки АКБ слишком высокий. Электролит в банках аккумулятора в таком случае закипает.
Если имеется подозрение, что генератор выдает слишком большой зарядный ток то следует заменить регулятор напряжения на новый или заведомо исправный. Если аккумулятор продолжает «кипеть» и после замены регулятора, придется заменить его новым так как скорее всего в его банках имеется короткое замыкание. Короткое замыкание в банках — приговор для АКБ.
4. Фары автомобиля тускло светят или мерцают.
В большинстве случаев мерцание фар — признак нестабильной работы регулятора напряжения генератора или слабо натянутого ремня привода.
5. Шум и вой при работе генератора.
Основная причина «воя» генератора — короткое замыкание обмоток статора на «массу». Без снятия генератора с двигателя самостоятельно диагностировать эту неисправность можно только заодно с иными его неисправностями. Сделать это можно в ходе описанной выше проверки: включить мощные потребители (печку, фары), установить обороты в пределах 3000 об/мин и замерить напряжение на клеммах АКБ. Должно быть не менее 13 В. Если меньше, генератор неисправен. Но, тут возможно еще имеется проблема с регулятором напряжения, обмотками ротора, диодным мостом, а не только с обмотками статора.
Что бы точно установить, что обмотки статора замыкают на «массу», нужно снять генератор с двигателя. Разобрать его. И при помощи мультиметра в режиме омметра проверить наличие КЗ.
Проверка обмоток статора генератора на наличие короткого замыкания
Если при работе генератора слышен шум, то скорее всего пришла пора заменить его подшипники. См. «Замена подшипников генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Чаще всего выходит из строя передний подшипник генератора, так как он более нагружен
Примечания и дополнения
— Существует «народный» метод проверки генератора путем снятия клеммы с АКБ на работающем двигателе. Он подходит только для карбюраторных двигателей с минимум электроники. Если после снятия клеммы двигатель глохнет, значит генератор перестал вырабатывать электрический ток.
Еще статьи по генератору автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Подшипники генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему лампа разряда АКБ горит на холостых и гаснет на оборотах?
— Какое напряжение выдает генератор на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?
— Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема подключения лампы зарядки АКБ к генератору 37.3701 ВАЗ 2109, 2108, 21099
Подписывайтесь на нас!
GISMETEO: Из-за чего портится генератор? Самые частые ошибки — Авто
Авто
Генератор является устройством, позволяющим преобразовывать механическую энергию в электрическую. Также он помогает запускать двигатель, когда стартер забирает большое количество электроэнергии, отдаваемой аккумулятором, и даёт беспрерывный заряд батареи при заведённом моторе.
Есть ряд ошибок, при которых можно запросто «убить» важный агрегат в авто, рассказали специалисты «РГ».
© shutterstock.com
Первой ошибкой является недостаточное внимание к аккумулятору. Стоит обратить внимание на клемму: не ослаблена ли она, в исправном ли состоянии? При неисправности увеличивается нагрузка на генератор, что может привести к перегреву агрегата. Также старый или неисправный аккумулятор, имеющий внутри себя короткое замыкание, может поспособствовать выходу из строя генератора. При этом сгорят его основные составляющие, которые отвечают за работу устройства.
Если при «прикуривании» другого автомобиля на парковке двигатель вашей машины запущен, то на генератор «донора» будет подаваться большое напряжение, из-за чего контроллер электропитания может сломаться. Самая распространённая ошибка в процессе «прикуривания» — установка клемм в неправильной полярности. В лучшем случае это чревато лишь заменой предохранителей, но бывают случаи, когда такая неосторожность приводит к более серьёзным последствиям, таким как «смерть» диодного моста и сгорание проводов.
© shutterstock.com
Второй ошибкой может стать попадание влаги в генератор. Зачастую это происходит во время мойки моторного отсека. Если перед мойкой генератор был сильно нагрет, то попадание холодной воды может спровоцировать появление трещин в изоляции устройства. Вследствие этого образование коррозии и окисление электрических контактов также приведёт к поломке агрегата.
Как же тогда водители вездеходов преодолевают глубокие водоёмы? Всё дело в состоянии генератора. Если на обмотке стартера уже нет лака, то не стоит «купать» автомобиль. К тому же нужно избегать попадания масла в область генератора, ведь если жидкость пропитает графитовые щётки, то они станут жёсткими, это повлияет на их износ, а также может привести к перегреву и их блокировке. К тому же образование густой масляной массы может быть токопроводным, это станет причиной короткого замыкания.
© shutterstock.com
Бывают случаи, когда любители бездорожья используют лебёдку, увеличивая количество оборотов мотора. Генератор при этом, вырабатывая большое количество электроэнергии, может не справиться с такой нагрузкой и сгореть. Чтобы избежать такого исхода, нужно добавлять обороты при выключенной лебёдке, так у аккумулятора будет возможность подзарядиться, не причиняя вред генератору.
Последней особо распространённой ошибкой является подключение большого количества энергопотребителей. Любители громкой музыки в авто подключают мощные сабвуферы и динамики к штатной электрике, что нередко приводит к сгоранию проводки. Из-за пиковых скачков в электрической сети возрастает потребление тока, это приводит к перегреву и поломке генератора.
© shutterstock.com
Во избежание таких ситуаций стоит обратиться к специализированным мастерам. Скорее всего они установят в систему конденсатор, который минимизирует пиковые скачки, либо заменят штатный генератор на более мощный.
Больше интересного в «Телеграме»
Читайте нас в «Дзене»
Читайте также
С отечественного автомобильного рынка уходит Infiniti
Представители бренда Infiniti сообщили, что марка покидает рынок России.
Топ-5 самых проблемных АКПП в современных авто
В России наблюдается падение цен на подержанные автомобили
Одну из машин британской королевы пустят с молотка
Какие машины будут продаваться у автодилеров в России в 2023 году?
Российская логистическая компания начала пользоваться беспилотными грузовиками Evocargo
Компания JAC презентовала новый кроссовер JAC JS4 для российского рынка
В модельном ряду авто займет ступень выше устаревшей JS3.
Что такое генератор переменного тока и как он работает?
Вы можете подумать, что батарея питает все электрические устройства в вашем автомобиле, будь то стеклоочистители, фары или радио. На самом деле именно автомобильный генератор производит большую часть электроэнергии вашего автомобиля — ваша батарея в основном используется только для запуска вашего автомобиля и обеспечения питания, когда двигатель не работает.[1] Генератор переменного тока является важным компонентом системы зарядки автомобиля, поэтому полезно понять, как он работает, если вам придется иметь дело с тем, что ваш автомобиль не заводится.
Что такое генератор?
Генератор переменного тока — это генератор, предназначенный для распределения электроэнергии по автомобилю и подзарядки аккумулятора.[1] За исключением некоторых гибридных моделей, все автомобили со стандартным двигателем внутреннего сгорания будут иметь генератор переменного тока. Генератор размером с кокосовый орех обычно крепится к передней части двигателя и обматывается ремнем.[2]
Компоненты генератора переменного тока
Компоненты генератора предназначены для обеспечения нужного типа и количества энергии в автомобиле. Система зарядки вашего автомобиля состоит из множества частей, но вот основные компоненты и их функции:
Ротор и статор
Ротор и статор являются компонентами генератора, вырабатывающими электричество.[3][4][5] Ротор, цилиндрическая деталь, окруженная магнитами, вращается внутри статора, который содержит фиксированный набор токопроводящих медных проводов. Движение магнитов по проводке — это то, что в конечном итоге создает электричество.
Регулятор напряжения
Регулятор напряжения контролирует мощность, вырабатываемую генератором.[2] Он отслеживает уровень напряжения, подаваемого на аккумулятор, и подает питание на остальные части автомобиля.
Диодный выпрямитель
Диодный выпрямитель преобразует напряжение генератора в форму, которая может использоваться аккумулятором для подзарядки.[2][4]
Вентилятор охлаждения
Генераторы выделяют много тепла и нуждаются в охлаждении для эффективной работы. Хотя они оснащены вентиляционными отверстиями и алюминиевым корпусом для лучшего отвода тепла, они также оснащены вращающимися вентиляторами для дополнительного охлаждения. [2][4] Новые модели генераторов переменного тока имеют внутренние охлаждающие вентиляторы, тогда как более старые версии, как правило, имеют внешние лопасти вентилятора.
Как работает генератор
Что делает генератор? Как известно, генератор переменного тока обеспечивает автомобиль большей частью электроэнергии и помогает заряжать аккумулятор. Но чтобы сделать все это, генератор переменного тока должен сначала превратить механическую энергию в электричество.
Генератор переменного тока производит электричество
Процесс производства электричества начинается с двигателя. В большинстве современных автомобилей генераторы приводятся в движение коленчатым валом двигателя через змеевиковый ремень, хотя в старых автомобилях может быть отдельный шкив, идущий от коленчатого вала к генератору. Движение ремня — механическая энергия — вращает ротор генератора с высокой скоростью внутри статора.[2][5]
Электричество вырабатывается при вращении ротора. Магниты, окружающие ротор, преднамеренно расположены так, что когда они проходят над медной проводкой в статоре, создается магнитное поле. 5 Это магнитное поле, в свою очередь, создает напряжение, которое захватывается статором. Затем эта мощность поступает к регулятору напряжения, который распределяет электроэнергию по транспортному средству и управляет количеством напряжения, которое получает аккумулятор.[2]
Как генератор заряжает аккумулятор?
Прежде чем батарея сможет использовать энергию, поступающую от генератора переменного тока, ее необходимо преобразовать в формат, который может использовать батарея. Это потому, что электричество может течь в разных токах или направлениях. Автомобильные аккумуляторы работают на одностороннем электричестве постоянного тока (DC), в то время как генераторы переменного тока вырабатывают электричество переменного тока (AC), которое иногда течет в обратном направлении. Таким образом, перед подачей на регулятор напряжения мощность, предназначенная для батареи, проходит через диодный выпрямитель и превращается в постоянный ток.[2] После преобразования батарея может использовать энергию для перезарядки.
Как и любая другая деталь автомобиля, ваш генератор со временем может выйти из строя и может потребовать замены. Узнайте, как заменить генератор и что делать, если ваша машина сломалась в дороге.
[1]itstillruns.com/functions-alternator-6148787.html
[2]auto.howstuffworks.com/alternator.htm
[3]galco.com/comp/prod/moto-ac.htm
[4]autoshop101.com/forms/alt_bwoh.pdf
[5] «Генераторы и аккумуляторы | Как они работают», Donut Media, youtube.com/watch?v=nuLl_Z9._T9E (30 мая 2018 г.).
[6]chicagotribune.com/autos/sc-alternator-autos-0128-20160127-story.html
Что делает генератор в вашем автомобиле?
Даже если ваш автомобиль не полностью электрический, он опирается на электрическую систему, которая может показаться чертовски сложной, особенно когда речь идет об обслуживании. Но как только вы начинаете следовать течению, все становится заметно яснее. И во многих отношениях ваш генератор переменного тока находится в центре этого потока. Потому что, хотя аккумулятор помогает завести машину, именно генератор поддерживает ее работу.
Генератор поддерживает фары автомобиля и предотвращает разрядку аккумуляторной батареи
Автомеханик держит генератор переменного тока | Ян Сохор/Getty Images
Независимо от того, работает ли ваш замок зажигания с помощью ключа или кнопки, он замыкает цепь между аккумулятором вашего автомобиля, свечами зажигания и стартером. Стартер крутит маховик, зажигаются свечи зажигания, и вуаля, двигатель работает. Однако ни одна батарея не имеет бесконечного количества сока. Кроме того, аккумулятор вашего автомобиля питает не только стартер. Он также позволяет использовать фары и аксессуары, когда двигатель не работает.
Короче говоря, аккумулятор вашего автомобиля регулярно потребляет много энергии. Но тут на помощь приходит генератор переменного тока. После запуска двигателя генератор переменного тока полностью заряжает аккумулятор. Кроме того, вместо аккумулятора он питает фары, аксессуары и другие электрические системы вашего автомобиля при включенном двигателе, отмечает The Drive .
Помните, что ранее генератор был сердцем электрического тока вашего автомобиля? Что ж, это не так уж далеко от реальности. По общему признанию, кровь — не лучшая метафора для электричества. И технически, вы могли бы завести машину с неисправным генератором, если бы аккумулятор был достаточно свежим и достаточно сильным. Но точно так же, как вы не проживете долго без сердца, машина с неисправным генератором будет работать недолго.
Это универсальный генератор с ременным приводом и преобразователь переменного тока в постоянный.
Еще одна причина несовершенства аналогии с сердцем заключается в том, что ваше сердце не производит кровь. С другой стороны, генератор вашего автомобиля вырабатывает электричество. Первоначально во всех автомобилях использовались генераторы, также известные как динамо-машины или магнето, для подзарядки аккумуляторов и питания немногочисленных электрических аксессуаров. И хотя сегодня генератор делает все это, технически он все еще остается генератором. Только он делает свою работу более изощренно.
На одном конце обычного автомобильного генератора есть шкив. Змеиный ремень двигателя вращает этот шкив, который, в свою очередь, вращает прикрепленный к нему цилиндрический ротор с магнитным покрытием. Когда ротор вращается, он генерирует переменный ток (AC) в медной проводке окружающего статора. И если это звучит знакомо, то это потому, что именно так работают двигатели электромобилей. Таким образом, генератор переменного тока в некотором роде также является электродвигателем.
Однако это еще не все. Хотя генератор переменного тока вырабатывает переменный ток, аккумулятор и электрическая система вашего автомобиля используют постоянный ток (DC). Но именно поэтому генераторы переменного тока также имеют твердотельные диоды для преобразования переменного тока в постоянный 9.0072 Драйв объясняет. Они значительно проще, легче, надежнее и долговечнее, чем используемые механические динамо-машины. И после преобразования ток проходит через регулятор напряжения, также известный как выпрямитель, который гарантирует, что батарея не будет перезаряжена.
Генераторы не являются взаимозаменяемыми, и не все автомобили их используют
Говоря о зарядке, генераторы переменного тока различаются не только габаритными размерами. Они оцениваются в соответствии с силой тока, а для некоторых автомобилей требуются версии с большим усилием из-за дополнительных аксессуаров. Вот почему полицейским машинам с их дополнительными фарами, компьютерами и прочими штуковинами требуются мощные генераторы переменного тока. Технически, вы можете без проблем установить модернизированный блок в свой автомобиль. Но в этом нет необходимости, если только вы не планируете дальнейшую модернизацию электрооборудования, например, лучшую аудиосистему.
Кроме того, хотя современные генераторы переменного тока имеют схожую конструкцию, они не обязательно идентичны друг другу. Так что, даже если точки крепления совпадают, не меняйте местами тот, что в вашем седане, на тот, что в пикапе. Это особенно верно, если у вас есть гибридный автомобиль или электромобиль.