Содержание
Виды износа шин на автомобиле, их причины и возможные последствия
Содержание
Автомобиль включает в себя целый ряд компонентов, которые постепенно обязательно изнашиваются. Самым ярким и очевидным примером выступают шины. Покрышки авто контактируют с дорожным покрытием, обладающим определёнными абразивными свойствами.
На износ в основном влияет длительная эксплуатация и выполнение функций самих колёс. Иногда автовладельцы сами ускоряют этот процесс, неправильно накачивая шины, выбирая неподходящие размеры и пр.
В любой ситуации эксплуатация машины ведёт к тому, что шины теряют свои характеристики, изнашивается поверхностный слой протектора, от чего теряется качество сцепления с дорожным полотном. Всем прекрасно известно, что на стёртых шинах передвигаться крайне опасно, поскольку авто теряет качество управляемости.
Чтобы не допустить опасных ситуаций, важно следить за состоянием резины и её износом. При появлении явных признаков, когда ресурс становится критическим, старые покрышки отправляются в утиль, и покупается новый комплект.
Опасность езды при изношенных шинах
Не все понимают, почему шины со стёртым протектором вдруг становятся не такими эффективными, и по каким причинам езда на таких шинах является опасной.
Текущее состояние колёс в первую очередь сказывается на состоянии подвески. Во многом по характерным признакам износа резины можно определить наличие неисправностей в авто. Тут речь идёт о неравномерном стирании протектора, а также о слишком интенсивном снижении ресурса изделий.
Даже когда износ составляет только половину протектора, ездить с такими колёсами на высокой скорости крайне опасно. Ухудшается сцепление даже с сухим и ровным асфальтом. Если выехать на мокрую или снежную дорогу, сцепление ухудшится ещё сильнее. Результатом таких поездок может стать серьёзное ДТП.
Исследования наглядно доказывают, что новые покрышки имеют более надёжное и качественное сцепление с поверхностью. В этом компоненте они опережают изношенные шины в 2 раза.
Конструкция зимних покрышек предусматривает наличие специальных ламелей, с помощью которых шина как бы вонзается в снежную массу, создавая высокий уровень сцепления даже при условии наледи. При износе эти ламели работают не так эффективно, падает тяга машины, авто не может выбраться порой из небольшого заснеженного участка.
В случае с мокрыми дорогами повышается вероятность аквапланинга. Вода попросту не будет успевать вытекать через предусмотренные для этого канавки. Если шина изношена почти полностью, под колёсами авто окажется большой объём воды. Тем самым водитель теряет сцепление, утрачивает управление и не может контролировать поведение машины.
Износ проектора негативно отражается на протяжённости тормозного пути. В некоторых дорожных ситуациях увеличенный тормозной путь заметно опаснее аквапланинга. Даже если в авто предусмотрена антиблокировочная система, при сравнительно небольшой скорости полная остановка займёт минимум 2 метра.
Единственным преимуществом изношенных покрышек можно считать их лучшее сцепление в условиях сухой и ровной трассы. Но в реальных условиях эксплуатации это точно нельзя воспринимать как повод оставаться на старых покрышках.
Почему происходит износ
Также автомобилистов, особенно тех, кто только недавно сел за руль, интересуют причины, из-за которых начинается постепенный, а иногда и достаточно быстрый износ автомобильных шин.
Здесь можно выделить несколько основных факторов, которые способны в той или иной мере влиять на состояние протектора покрышек и стирать резиновый слой.
- Низкое качество дорожного покрытия. Эту проблему можно решить только глобально. Сам автомобилист ничего с этим поделать не способен. Остаётся лишь адаптироваться и стараться искать оптимальный стиль вождения, чтобы минимизировать разрушение собственных покрышек.
- Манера езды. Важная составляющая, способная продлить срок службы шин или же значительно сократить их ресурс. Также манера вождения сильно влияет на общее техническое состояние авто.
- Периодичность проведения ТО. Если нарушать регламент, забывать проводить осмотр и обслуживание, шины быстрее израсходуют свой ресурс. Технически исправный автомобиль бережнее относится к покрышкам.
- Давление в шинах. Производитель даёт свои рекомендации для конкретного автомобиля в определённых комплектациях, условиях и пр. Потому нужно обязательно на них ориентироваться. Нарушая рекомендации, износ будет происходить быстрее.
- Дисбаланс в колёсах. Достаточно распространённое явление, обусловленное техническими проблемами и конструктивными особенностями машины.
- Нарушение скоростного режима. Это влечёт за собой не только денежные штрафы. У всех покрышек есть свои индексы скорости, ограничивающие их эксплуатацию при определённых скоростях движения. На этот показатель следует всегда обращать внимание при покупке нового комплекта.
- Неправильный подбор по сезону. Зимние комплекты более мягкие, из-за чего быстрее утрачивают рисунок протектора. Летняя резина твёрже, а при понижении температуры твёрдость лишь увеличивается. Это приводит к повреждению и ускоренному износу.
- Неправильная установка. Банальная, но распространённая причина.
- Проблемы с ходовой и рулевым управлением. Они способны негативно отражаться на ресурсе резины.
- Протаскивание и волочение. Последствия буксировки и выезда на сложные участки дороги, либо на бездорожье.
- Качество самого изделия. Не зря рекомендуют покупать шины хорошего качества, но в продаже есть и максимально дешёвые изделия. Ждать от них большого ресурса не приходится.
- Вхождение в заносы. Активно провоцирует износ и конечную потерю сцепления.
Не стоит забывать, что у всего есть свой срок службы. Автомобильная резина не исключение. Даже если вы мало эксплуатируете машину, бережно относитесь к покрышкам, то всё равно максимум через 10 лет их придётся менять. Именно такой ресурс считается предельно допустимым.
Если машина не была в эксплуатации, а стояла несколько лет в гараже, заменить покрышки вам придётся. Вне зависимости от того, сохранился ли там совершенно новый рисунок протектора, либо немного стёрся.
Когда шины не используются, резина постепенно разрушается, трескается, отвердевает. Выезд на таких покрышках на дорогу потенциально опасен. Не забывайте о негативном воздействии влаги, температуры и прочих внешних факторов, влияющих на структуру изделия. От накопленной влаги может деформироваться металлический корд. А это прямая угроза разрыва шин при езде.
Виды износа
Немаловажно для автовладельца обратить внимание на то, какой именно вид износа и причины его появления актуальны конкретно для его транспортного средства. Это позволит обнаружить имеющиеся проблемы, сказывающиеся на состоянии покрышек.
Все существующие варианты износа можно разделить на несколько категорий.
Естественный или нормальный
Наиболее желаемый вариант, поскольку он связан с износом в связи с естественными факторами при эксплуатации транспортного средства.
Во многом он зависит от того, какое месторасположения у колеса. Здесь считается нормой, если обе пары изнашиваются неравномерно по сравнению друг с другом.
Чтобы добиться равномерности, многие автовладельцы практикуют смену мест передних и задних колёс. То есть они периодически меняются местами.
В случае с автомобилями, оснащёнными задним приводом, основной износ на передних колёсах наблюдается по бокам. А задние активнее стираются посередине.
Двусторонний и центральный
Для каждого из представленных видов характерна одна и та же причина. Это недостаточное или избыточное давление в покрышках в сравнении с рекомендуемыми значениями.
Центральный тип износа в основном проявляется тогда, когда давление в шинах повышено. Это приводит к тому, что в основном именно средняя часть резина контактирует с поверхностью дорожного полотна.
Что же касается ситуации с двусторонним износом, то это характерная особенность недостаточного давления. Тогда площадь соприкосновения резины с покрытием увеличивается, и боковые части начинают стираться.
Пятна и износ по окружности
Ненормальный износ часто наблюдается в ситуациях, когда в колёсах имеются признаки дисбаланса. В основном такие виды износа характерны для колёс, устанавливаемых на передней оси.
Чтобы справиться с возникшей проблемой, достаточно самостоятельно, а лучше через автосервис, выполнить балансировку. Хотя бывает так, что даже после балансировки износ покрышек с такими особенностями продолжается. Это говорит о наличии проблем непосредственно в подвеске машины. Тут потребуется диагностика и ремонт подвески.
Одиночные пятна, на которых исчезает слой резины, характерны для ситуаций, связанных с вынужденным резким торможением. Колесо блокируется и продолжает движение в таком состоянии.
Износ пилообразного типа
Чаще всего такому износу подвергаются блочные протекторы, которые устанавливаются на ведущей оси.
Причина подобного износа заключается в деформации, обусловленной протаскиванием блока по достаточно абразивной поверхности. Как итог, происходит процесс стирания защитного покрытия резинового изделия.
Чешуйчатый
Из-за внешнего сходства с зубцами или чешуёй получил соответствующие название. Это характерный износ для автомобилей грузовой категории, обусловленный сильными перегрузками.
Неравномерный износ покрышки
Если на вашем авто наблюдается подобный износ, обязательно проверяется внутренняя часть резины на предмет появления трещин. Не исключено, что чешуйки появились из-за неправильного выбора покрышек при эксплуатации машины в условиях максимальных нагрузок.
Выбирая комплект для грузового авто, обязательно учитываются параметры максимальной нагрузки. Следует выбирать шины с запасом минимум 10% от возможной предельной нагрузки.
Острые края с одной стороны
Наблюдается на передних колёсах, когда на поверхностях только одной стороны образуются заострённые края. Причина в основном кроется в не самом аккуратности стиле вождения и плохом состоянии дорожного покрытия.
При передвижении по гравийным дорогам резина изнашивается в ускоренных темпах, что объясняется сильным абразивным воздействием и образованием трещин на поверхности, разрывов и царапин. Если параллельно повышается температура, есть риск расслоения покрышки.
Эффект волочения
Разновидность износа, встречающаяся на грузовых машинах. Диагностируется при разных внешних диаметрах, различном давлении и наличии разницы в глубине протектора на колёсах одной оси.
Результатом становится то, что большая шина начинает волочить за собой меньшую. Она проскакивает и постоянно тормозит. Отсюда характерный след от постепенного износа.
Этот же эффект встречается и на одной шине, если так имеет пониженное или повышенное давление в сравнении с рекомендуемым значением, либо устанавливается на неправильно подобранный диск.
Последствием такого износа обычно становится разбалансировка.
Гребенчатый продольный
Ещё один вариант износа покрышек, который встречается на колёсах ведущей оси, где используется блочный протектор. Характерная особенность в активном стирании не набегающего, а сбегающего края. Чтобы устранить проблему, требуется сменить направление, в котором вращается покрышка.
Если регулярно резко тормозить, и так же активно набирать скорость, резина начнёт активно терять часть своих слоёв. Это прямой путь к появлению гребенчатых продольных износов. Последствием может стать разрыв изделия и образование трещин в протекторных канавках. Последняя проблема характерна для низкопрофильных покрышек.
Что же касается причин, то тут в основном стоит акцентировать внимание на водителе и его манере управлять транспортным средством.
Когда требуется замена
У каждой покрышки есть свой предел допустимого износа шин. Для автовладельца крайне важно определить наступление этого момента, когда старая резина уже непригодна к дальнейшей эксплуатации, и требуется новый комплект.
При этом мало кто готов делать это раньше положенного срока, когда очевидных признаков потери ресурса нет. Всем хочется максимально использовать потенциал комплекта, прежде чем тратить деньги на новый.
Есть определённые нормы износа для шин, предусмотренные для грузовых и легковых автомобилей. Основополагающим фактором для своевременной замены является периодическая ревизия покрышек.
Специалисты советуют выполнять замену при возникновении одной из следующих ситуаций.
- Предел износа достиг своего максимума. Подробнее об этом расскажем немного позже. Большинство современных покрышек имеют соответствующие индикаторы. Также есть альтернативные методы определения ресурса резины. На практике комплекты шин меняют через 40-50 тысяч километров. Но срок эксплуатации зависит от целого ряда факторов.
- Наблюдается ненормальный износ. Про их разновидности вы уже знаете. Первоочередной задачей будет поиск и устранение причин, из-за которых износ сопровождается нехарактерными для нормальной эксплуатации признаками.
- Между глубиной канавок на шинах одной оси разница превышает 5 мм. Это негативно отразится на управляемости транспортного средства. В ваших же интересах заменить комплект.
- На шинах имеются повреждения. Вне зависимости от причин и обстоятельств, даже незначительные механические дефекты постепенно могут увеличиваться. Это оборачивается внезапной разгерметизацией и разрывом, что особенно опасно при движении на большой скорости.
- Несоответствие покрышек рекомендациям производителя. Кто-то специально ради экономии устанавливает шины, которые не соответствуют регламенту. Другие при продаже покупают самый дешёвый комплект, лишь бы не продавать машину вообще без колёс. Такие покрышки использовать нельзя.
- Колёса не отвечают требованиям производителя. Здесь речь о выборе неправильного типоразмера, нагрузок и несоблюдении нагрузок.
Что же касается норм по износу, то существуют свои регламентированные значения, в зависимости от типа транспортного средства и используемых покрышек.
- В случае с автобусами предел износа составляет 2 миллиметра.
- У грузовиков нельзя допускать износ в 1 миллиметр.
- У мотоциклов значение ещё меньше, и составляет 0,8 мм.
- Применительно к легковым машинам предел достигает 1,6 мм.
В РФ и странах Европы сейчас действуют одинаковые нормативы относительно износа автомобильных покрышек.
Для зимнего периода значение составляет от 4 до 6 миллиметров, а для летнего озвученные выше 1,6 мм. Это предельные значения. Летний тип шин можно безопасно эксплуатировать, если высота их протектора составляет минимум 2-3 миллиметра.
Способы определения износа
Далее нужно узнать, как можно самому определить износ шин. В действительности здесь нет ничего сложного. Даже для автомобилиста, который совсем недавно примерил на себе такую роль.
Используя уже имеющиеся метки идентификации износа, предусмотренные производителем на его шинах, либо применяя простой инструмент, можно быстро решить поставленную задачу. Если метка не достигла своего предельного значения, смело продолжайте эксплуатацию автомобиля на нынешнем комплекте резины.
Получить ответ об износе можно с помощью:
- Индикатора;
- цифрового индекса;
- цвета;
- измерения глубины;
- подручных инструментов.
Теперь каждый из представленных вариантов стоит рассмотреть отдельно.
Индикатор на шине
С помощью индикатора износа на шине проще всего выполнять поставленную перед автомобилистом задачу. Фактически это небольшой резиновый столбик фиксированной высоты. Чаще всего 1,6 миллиметра, но бывают другие, в зависимости от самой покрышки и её назначения.
Здесь не приходится высчитывать процент или следовать определённому алгоритму перед тем, как определить текущую степень износа автомобильных шин. Просто периодически проводите ревизию.
Когда уровень протектора окажется на одной линии или на одинаковой высоте с этим индикаторным блоком, ресурс покрышки подошёл к концу. Её нужно менять в ближайшее время.
Отыскать сам индикатор также просто. На боковой стороне ищите соответствующую метку. Обычно это:
- треугольник;
- логотип производителя;
- значок TWI.
Есть шинные производители, которые используют в конструкции промежуточные элементы индикации износа. При их достижении в условиях сухого асфальта и покрытия продолжать эксплуатацию можно. Но вот сцепление с влажной дорогой значительно ухудшится.
Цифровые виды индексов
Ещё с износом протекторов шин можно разобраться с помощью цифровых индексов.
Тут также нет ничего сложного в том, как самостоятельно узнать текущий износ своих шин. В протекторах и ламелях с завода предусмотрены цифровые индикаторы, отличающиеся между собой разной глубиной.
Самое большое значение зачастую это выдавливается на небольшой глубине. А самая маленькая (4 или 2) на максимальной. По мере того, как покрышки изнашиваются, цифры постепенно стираются. Степень износа определяют по тому, какая наибольшая цифра осталась читаемой. Когда последний индикатор стёрся, это говорит нам о том, что на покрышке наблюдается критическая потеря ресурса.
При этом сами индикаторы бывают 3 типов:
- Ряд из цифр со значениями от 2 до 4. Маркировка осуществляется в миллиметрах.
- Ряд из цифр, но уже в процентном соотношении в зависимости от высоты оставшегося протектора на резине.
- Элемент индикации в виде одного сегмента с цифрой. Причём выполняют её так, что каждый следующий сегмент располагается на определённой глубине. Когда покрышка стирается, появляются следующие цифры. Здесь также используются миллиметры.
Схема определения достаточно удобная и универсальная. Позволяет достаточно быстро понять, на сколько ещё хватит ресурса покрышки.
Цвет
Интересный и не совсем обычный вариант того, как можно проверить степень износа шин. Это делается с помощью изменяемого цвета.
Это достаточно новый метод, потому в продаже встречается не так много комплектов резины с подобным методом определения.
При этом на практике предельно просто разобраться в том, как определить текущий износ своей резины на автомобиле. Когда происходит истирание до критических значений, шина приобретает яркий цвет. Это позволяет даже без детального рассмотрения понять, что ресурс подходит к концу.
Измерение глубины
Все представленные выше индикаторы удобные в применении, но фактически дают только условные значения. В полной мере и максимально точно показать износ они не способны.
Если вам нужны точные значения, следует воспользоваться специальным измерителем. Этот прибор создан специально для тех, кому важно знать, как самому определять степень износа шин.
Прибор вставляется в протектор в нескольких точках. На устройстве есть разметка. Если уровень оказался выше, чем существующие нормы, тогда можно продолжить эксплуатацию. Но при пониженных показателях в точках измерения комплект следует менять.
Подручные средства
Не все хотят тратить деньги на приобретение специального измерительного устройства. В этом и нет острой необходимости, когда под рукой имеется обычная линейка или штангенциркуль. С помощью таких простейших инструментов можно быстро получить ответ на интересующий автомобилиста вопрос.
Применяя штангенциркуль, его щуп опускается на дно канавки и фиксируется значение. Точно так же операция проводится с использованием линейки.
Также хорошим подручным средством для экспресс-анализа станет самая обыкновенная монета. Если взять монету номиналом в 2 рубля, вы сможете довольно точно понять, сильно изношена шина или нет. Для этого в канавку помещают монету так, чтобы голова орла была направлена вниз. Если при погружении вы не видите голову птицы, износ нормальный, продолжать эксплуатацию можно.
Ещё отлично подходит монета номиналом 1 евро. Для легковых машин монетка опускается в канавку. Если золотой ободок исчез, с заменой спешить не нужно.
Самостоятельно разобраться с текущим износом автомобильных шин можно даже подручными средствами. Тут главное периодически проводить ревизию и вовремя определять наличие проблем.
Рекомендации для продления ресурса шин
Каждый автовладелец по объективным и всем понятным причинам хочет тратить на машину меньше, получая от неё максимум возможностей. Покрышки, даже если приобретать недорогие комплекты, всё равно подразумевают внушительную статью расходов.
Чтобы уменьшить интервал между покупками новых шин, продлив срок службы старым, достаточно соблюдать несколько простейших правил.
- После замены покрышек и в рамках ремонта, либо обслуживания, требующего снятия колёс, обязательно проводите проверку развал-схождения. Если балансировка будет выполнена неправильно, начнётся ускоренный и неравномерный износ. Параллельно машину начнёт кренить в одну сторону.
- Соблюдайте все предписанные автопроизводителем требования при выборе резины для своего транспортного средства. Перед покупкой сверяйтесь с технической документацией.
- Хотя бы 1 раз в неделю перед поездками и во время остановок при длительных путешествиях проверяйте показатели давления в шинах. Сверяйте их с рекомендуемыми. И при необходимости подкачивайте или спускайте.
Важно понимать, что износ является неотъемлемой составляющей жизни любого автомобиля. Естественного износа бояться не стоит, поскольку с ним сталкиваются абсолютно все.
Если же вы наблюдаете признаки ненормального износа покрышек, нужно выяснить причину его появления, а затем заменить комплект резины. Грамотная эксплуатация сэкономит ваш бюджет и защитит от серьёзных последствий, к которым может привести износ.
Причины и признаки износа шин и как определить износ резины
Устройство и эксплуатация автомобиля 17 февраля 2017 14710 0
Содержание статьи
- 1 Что влияет на износ шин?
- 1.0.1 Видео: Неравномерный износ шин.
- 2 Виды неправильного износа
- 3 Как определить износ шин
- 3.0.1 Видео: Об индикаторе износа шин
Поведение автомобиля на дороге во многом зависит от шин. Именно они влияют на возможность движения по дорогам с самым различным покрытием, тормозной путь, удержание траектории при вхождении в повороты и пр. Сами шины изготавливаются из резины, что обеспечивает хорошие сцепные качества и бесшумность, но при этом использование этого материала сказывается на сроке службы. Постоянный контакт с дорожным полотном, перепады температур, трение приводит к тому, что шина просто стирается, точнее изнашивается ее основная рабочая поверхность – протектор, и полноценно свои функции она не выполняет. От «лысого» колеса (со стертым протектором) хороших сцепных качеств ожидать не стоит, что в свою очередь сказывается на безопасности движения.
Структура шины
Что влияет на износ шин?
Какой бы качественной не была шина, со временем она сотрется и потребуется ее замена. Но одно дело, когда она отходила вполне нормальный срок, приблизительно совпадающий с заявленным производителем пробегом, при этом износ – равномерный (по всей окружности рабочей поверхности) и, совсем другое, если шина не отходила и половины заявленного ресурса, а стертость ее – неравномерная. И здесь уже дело больше касается финансовой части, поскольку менять каждый сезон резину – достаточно дорогое удовольствие.
Срок службы комплекта шин зависит от ряда факторов:
- качества материала изготовления;
- технической исправности авто;
- особенностей эксплуатации;
Что касается материала изготовления, то здесь все понятно. У шин из низкосортной резины с большим содержанием сажи очень быстро сотрется протектор, возможны разрывы корда, поскольку сам материал просто не способен выдерживать нагрузки, которые приходятся на колеса.
Техническая исправность некоторых составных частей достаточно серьезно сказываются на ресурсе шин. К таким узлам можно отнести подвеску, тормозную систему, рулевой механизм. Неисправность и нарушение регулировок каждой указанной составляющей обязательно приведут к неравномерному износу. Сюда также можно отнести и техническое состояние самих колес – несоответствие давления воздуха в шинах, разбалансировка, длительная стоянка авто без движения – одни из основных причин неравномерного и быстрого износа протектора.
Видео: Неравномерный износ шин.
Что касается особенностей эксплуатации, то влияние на состояние шин может оказать агрессивный стиль езды с частыми пробуксовками, несоответствие типа резины по сезону (особенно, если осуществляется эксплуатация зимней резины в летний период), частые или постоянные поездки по дорогам, покрытых гравием и щебнем.
Стоит отметить, что износ шин еще зависит и от оси на которой они используются. Если это управляемые колеса, то у них больше стираются боковые зоны рабочей поверхности. Все это из-за того, что при изменении траектории движения (при повороте), все воздействующие на колесо силы приводят к деформации шины, в результате чего она больше контактирует боковыми поверхностями протектора, а не центральной. Что касается ведущей оси, то у нее такого ничего нет, наоборот у нее основное пятно контакта приходятся на середину протектора.
У переднеприводных же авто все это сочетается, поэтому износ передних шин более равномерный, но протектор у них стирается быстрее, чем у колес, установленных на задней оси.
Поскольку от состояния шин зависит безопасность движения, управляемость авто, тормозной путь, то следует периодически проводить осмотр их на наличие дефектов, а также проверять глубину остаточного протектора.
Примечательно, что неравномерность износа шин имеют свои определенные причины, поэтому определить, что послужило этому — несложно. Вот только сами колеса уже не восстановить, поэтому все предпринятые меры помогут сохранить шины, которыми будут заменены поврежденные.
Читайте также: Что означают цифры на шинах или как расшифровать маркировку шин.
Виды неправильного износа
Сами распространенными видами неравномерного износа являются:
- Износ шин по краям протектора с обеих сторон (по всей окружности).
- Износ протектора в центральной части (по окружности).
- Односторонний износ края.
- Стирание боковины или средней части рабочей поверхности (местами).
- Грыжа на колесе.
- Возникновение плоскости на поверхности шины.
Износ шины по обеим краям
Пройдемся по каждому виду. Итак, износ по краям с обеих сторон резины (визуально видно, что по бокам протектор стерт значительно сильнее, чем в центральной части) указывает на то, что давление в колесах ниже нормы. Происходит это из-за того, что в центральной части шина прогибается, и основная нагрузка приходится на боковые зоны. Стоит отметить, что к такому результату приводит эксплуатация шин с недостаточным давлением значительный период.
Износ центральной части протектора
А вот износ в центральной части указывает на чрезмерное давление в шинах. При таких условиях закругленность рабочей поверхности выше, поэтому с дорогой контактирует только средняя часть протектора, а боковые просто ее не касаются.
Односторонний износ шины
Односторонний износ, чаще всего это износ внутренней части резины – результат неправильно установленных углов развала/схождения. Если стертость замечена с внутренней стороны, то углы сильно завалены в отрицательную сторону, а износ резины снаружи – то значение развала положительное (для переднеприводных машин эти углы должны составлять 0).
Читайте также: Какие шины выбрать на лето
Выше перечислены износы резины получаются по всей окружности колеса. Но часто бывает так, что потертости на шине имеют вид пятен, причем их может быть несколько или всего одно. Обычно такие виды износа образуются в средней части протектора, хотя бывают и на боковых зонах.
Износ пятнами
Если таких пятен несколько, и расположились они по окружности, то это может указывать на:
- разбалансировка колеса;
- нарушение геометрии элементов тормозной системы (овальность барабана или волнистость диска). В результате при интенсивном торможении в определенных местах колесо просто блокируется, тем самым повышенному трению подвергается один и тот же участок шины;
- чрезмерный износ подвески, рулевого механизма;
Износ шины от экстренного торможения
А вот если замечено только одно пятно, то это является результатом экстренного торможения, при котором колеса были полностью заблокированы.
Грыжа на колесе
Появление «шишек» на шине является результатом использования в конструкции низкокачественного корда, сильных ударных нагрузок, при которых кордовые нити просто рвутся, и шина теряет прочность.
Деформация шины при длительной стоянке
Появление площадки (плоской поверхности) на окружности шины является результатом длительной стоянки авто без движения. Поэтому участок колеса, который контактировал с полотном, принял его форму. При этом, если не обратить на это внимание и начать эксплуатировать автомобиль, то в месте этой площадки будут возникать повышенные нагрузки (биение), которые приведут к появлению стертого пятна. Но этот вид износа очень легко устранить, путем подкачки колес, после чего авто нужно сдвинуть с места и оставить на время (давление воздуха восстановит поверхность).
Все перечисленные виды износа (кроме последнего) влияют на безопасность движения, поэтому такие шины уже требуют замены, хотя и не срочной (не касается появления грыж на колесе). Но в ближайшее время их все же придется заменить.
Как определить износ шин
Нормальный износ шин — это, если остаточная глубина протектора более установленных законом норм. Для разных категорий транспорта эти нормы разные. Для легковых автомобилей нормальным износом считается, если остаточная глубина протектора будет более 1,6 мм для летней резины и более 4 мм для зимней.
Причем определение степени износа шин может быть разным:
Индикатор износа в центральной канавке
Цифровой индикатор износа резины
Так определяют износ резины с помощью измерительного инструмента
- Некоторые производители устанавливают индикаторы износа в продольной канавке протектора. Изначально индикатор находится в глубине протектора, но по мере износа он становиться ближе к поверхности. Если отмечено, что этот индикатор начал стираться от контакта с дорогой, это указывает на граничный износ и надобность в замене шины.
- Другие производители наносят цифровые индикаторы. То есть, на поверхности секций протектора нанесены цифры, которые исчезают по мере износа.
- Также для определения степени износа могут использоваться цветовые индикаторы (в резину впаивается слой определенного цвета). Как только этот слой становиться заметным, это является сигналом граничного износа.
- Использование измерительного инструмента. Самый простой и при этом надежный способ. При помощи специального глубиномера или обычного штангенциркуля всегда можно проверить состояние протектора, причем в любом месте по окружности шины.
Видео: Об индикаторе износа шин
Какими бы качественными не были шины, они в процессе эксплуатации сотрутся. Но как быстро это произойдет – зависит от водителя. Умеренный стиль езды, своевременное обслуживание составных частей ходовой части, поддержание давление колеса в рамках нормы позволит значительно продлить срок службы шин. При этом не стоит забывать о безопасности, на которую колеса тоже влияют, поэтому следует периодически проверять высоту протектора и менять шины в случае их износа.
Типы износа протектора шин
Перейти к: Описание и примеры фотографий | Важные стандарты глубины протектора
Несколько распространенных типов износа протектора шин:
Существует множество различных типов или моделей износа протектора, которые могут наблюдаться на шинах для легковых автомобилей и легких грузовиков. Ниже перечислены шесть наиболее распространенных типов износа протектора шин с примерами фотографий, описаниями и возможными причинами. (СОВЕТ: нажмите на фотографии, чтобы увидеть две увеличенные фотографии каждого типа износа шин: одна с красным кружком вокруг изношенной области и одна без кружка.)
ПОМНИТЕ: Sonsio указывает в Положениях и условиях всех своих программ (включая все программы Road Hazard и Tire & Wheel Programs), что если глубина протектора шины составляет 2/32 дюйма или меньше в любом месте шины, эта шина программа больше не распространяется (даже если на других участках шины осталась глубина протектора более 2/32 дюйма).
Изношенный
Нажмите, чтобы увеличить фото
ОПИСАНИЕ: Шина изношена с равномерным износом от плеча до плеча по окружности шины.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ: Нормальный износ шин.
Быстрый равномерный износ
Нажмите, чтобы увеличить фото
ОПИСАНИЕ: Шина изнашивается быстрее, чем ожидалось, и имеет равномерный износ от плеча до плеча по окружности шины.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ: Абразивное дорожное покрытие, агрессивное вождение, неправильная замена шин, неправильное применение, частое вождение в горах, постоянная работа с высокой нагрузкой.
Центральная одежда
Нажмите, чтобы увеличить фото
ОПИСАНИЕ: Центр протектора изнашивается быстрее, чем прилегающие поверхности протектора.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ: Чрезмерное давление, слишком узкая ширина обода, неправильное применение, равномерный износ после прокручивания, неправильная практика вращения шин, резкое ускорение, недостаточное давление для определенных типов шин (например, для шин с высокими эксплуатационными характеристиками).
Односторонняя плечевая одежда
Нажмите, чтобы увеличить фото
ОПИСАНИЕ: Плечо на одной стороне шины изнашивается быстрее, чем прилегающая поверхность протектора.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ: Жесткие повороты, несоосность, неправильная практика вращения шин, незакрепленные/изношенные компоненты подвески, неравномерная установка, высокая корона дороги.
Оба плеча
Нажмите, чтобы увеличить фото
ОПИСАНИЕ: Оба плеча протектора изнашиваются быстрее, чем прилегающая поверхность протектора.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ: Неправильное давление в шинах, крутые повороты, коммерческие услуги по вывозу и доставке, частое вождение в горах, неправильная практика перестановки шин, слишком большая ширина обода.
Местная одежда
Нажмите, чтобы увеличить фото
ОПИСАНИЕ: Протектор потерт в одном или нескольких местах на шине (может быть стертым или иметь следы истирания).
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ: Блокировка тормоза/пробуксовка, неправильная балансировка, локализованное расслоение основания, химическое загрязнение, незакрепленные/изношенные компоненты подвески, прогрессирование в результате пореза протектора/сколов/дорожных травм, неправильная посадка борта.
Чтобы узнать, как определить корону, плечо и боковину шины и какие детали можно отремонтировать, перейдите на нашу страницу «Схема шины (корона, плечо и боковина) и примеры фотографий».
Вернуться к началу
Важные стандарты глубины протектора:
В соответствии со стандартами Ассоциации шинной промышленности (TIA) и законами большинства штатов, если глубина протектора шины составляет 2/32 дюйма или меньше в любой канавке протектора, шина необходимо заменить.
Аналогичным образом Sonsio указывает в Положениях и условиях всех своих программ (включая все программы Road Hazard и Tire & Wheel Programs), что если глубина протектора шины составляет 2/32 дюйма или меньше в любом месте шины, эта шина программа больше не распространяется (даже если на других участках шины осталась глубина протектора более 2/32 дюйма).
Чтобы узнать, как измерить глубину протектора шины с помощью теста Пенни, перейдите на страницу «Измерение глубины протектора шины».
Вернуться к началу
Другие связанные веб-страницы:
- Что представляет собой опасность на дороге, а что нет? — Узнайте, что является опасностью на дороге, а что нет, и как эти знания соотносятся с вашими опасностями на дорогах и покрытием шин и колес.
- Измерение глубины протектора шины — Узнайте о важных стандартах и информации о глубине протектора шины, а также о том, как измерить глубину протектора шины с помощью теста Пенни.
- Схема шины (верхняя, плечевая и боковая стенки) и образцы фотографий — узнайте, как идентифицировать верхнюю, плечевую и боковую стенки шины и какие детали можно отремонтировать.
- Проверьте статус заявки онлайн
- Другие ресурсы
*** ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Хотя эта веб-страница может быть информативной по темам, связанным с претензиями к шинам, она предназначена для использования в качестве общего руководства только в информационных целях. Окончательное определение претензии в конечном итоге остается за персоналом Sonsio, который будет тщательно оценивать каждую претензию в индивидуальном порядке.***
Содержание этой веб-страницы основано на Руководстве по эксплуатации шин для легковых и легких грузовиков Ассоциации производителей шин (TIA), издание 2005 г.
Неравномерный износ шин 101 | КОММЕРЧЕСКИЕ ШИНЫ MICHELIN
Совет по эксплуатации Edito Шина
Zoom sur les roues d’un camion équipé en pneus Michelin
Рулевые шины
Приводные шины
Шины для прицепов
ОДНОСТОРОННИЙ ИЗНОС
односторонний износ
ВНЕШНИЙ ВИД
Износ увеличивается с одной стороны на другую.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Несоосность параметров спецификации (развал, схождение, параллельность осей).
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверьте соосность и осмотрите на наличие изношенных деталей.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение, пока не будет достигнута минимальная глубина протектора.
ПЛЕЧ
плечевой шаг носить бык
ВНЕШНИЙ ВИД
Частичное или полное вдавливание внутреннего или внешнего ребра протектора.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Это состояние характерно для радиальных шин при эксплуатации с медленным износом.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Нет
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение или поворот.
ЭРОЗИЯ / РЕЧНЫЙ ИЗНОС
эрозия речной износ
ВНЕШНИЙ ВИД
Круговой изношенный участок, расположенный по бокам ребер протектора.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Состояние чаще всего возникает на малоизнашиваемых радиальных шинах в положении рулевого управления или прицепа (свободное качение).
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Нет
УСТАНОВКА ШИН
Продолжайте движение.
ИЗНОС ВНУТРЕННЕГО РАЗРЕЗА (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ)
депрессия носить руль
ВНЕШНИЙ ВИД
Одно или несколько внутренних ребер (не центральных) вдавлены больше, чем соседние ребра.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Неправильное давление воздуха, изношенная механическая часть или неравномерность, например неправильный монтаж.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверьте давление воздуха и механические неисправности.
УСТАНОВКА ШИН
Повернуть или восстановить протектор.
ДИАГОНАЛЬ
ИЗНОС
диагональное рулевое управление
ВНЕШНИЙ ВИД
Проявляется в виде косых пятен износа. Могут появляться единично или повторяться по окружности шины.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Несоосность, радиальное и боковое биение, серьезный дисбаланс, незакрепленные ступичные подшипники или детали рулевого управления.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Проверьте, не неправильно ли установлены и не изношены ли детали.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Изменение направления шины или восстановленного протектора.
НЕСКОЛЬКО ПЛОСКИХ ПЛОСКИХ ИЗНОСОВ
несколько плоских пятен износа
ВНЕШНИЙ ВИД
Многочисленные зоны радиального износа вокруг шины.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Неисправные амортизаторы, ослабленные/изношенные колесные подшипники, серьезные проблемы с балансировкой, несоответствие давления или диаметра шин, чрезмерная работа на пустых скоростях.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверить механические неисправности; проверить давление воздуха.
УСТАНОВКА ШИН
Продолжайте движение или восстановите протектор.
ВОШИВАНИЕ
износ радиального пера
ВНЕШНИЙ ВИД
Оперение по краям ребер протектора.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Обычно возникает в результате длительного воздействия боковой силы, например чрезмерного схождения. Также может образовываться в результате противодействия рулевому управлению для компенсации несоосности ведущего моста.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверить развал-схождение
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Повернуть в другое положение или восстановить протектор.
ВНУТРЕННИЙ ИЗНОС (ПЛЕЧО)
депрессия носить рулевое плечо
ВНЕШНИЙ ВИД
Местное пятно износа на плечевом ребре шины. Этот патч может повторяться по окружности шины.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Неисправные амортизаторы, боковое биение, незакрепленные колесные подшипники, неправильный монтаж, серьезные проблемы с балансировкой.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверить механические неисправности.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение, поворачивайте или восстанавливайте протектор.
ВНУТРЕННИЙ ИЗНОС (ЦЕНТР)
депрессия износ руль центр
ВНЕШНИЙ ВИД
Износ по окружности центрального ребра протектора.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Перегрузка/недостаточное давление, неисправные амортизаторы, незакрепленные ступичные подшипники, неправильный монтаж, высокоскоростная порожняя перевозка.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверьте давление воздуха/вес груза и изношенные детали.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение, поворачивайте или восстанавливайте протектор.
НЕСКОЛЬКО НАРЕЗОВ / РАЗДЕЛКА
множественные разрезы
ВНЕШНИЙ ВИД
Многочисленные мелкие порезы на поверхности протектора с удаленными частями протектора, что придает неровный вид.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Эксплуатация автомобиля на неровных поверхностях (неправильное нанесение протекторной смеси).
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверьте правильность выбора и эксплуатации шин.
УСТАНОВКА ШИН
Незначительные повреждения; должен вернуться в строй. Проконсультируйтесь с мастером по восстановлению протектора для возможного ремонта и восстановления протектора.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ВРАЩЕНИЕ
ПОВРЕЖДЕНИЕ
повреждение автомобиля от пробуксовки
ВНЕШНИЙ ВИД
Порезы или линии вокруг шины на 360 градусов.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Контакт с компонентами автомобиля (кронштейны брызговиков, бамперы) или пробуксовка шин на льду или рыхлом дорожном покрытии
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проанализируйте причину. Убедитесь, что шина не касается компонентов автомобиля. Пересмотрите практику водителей.
УТИЛИЗАЦИЯ ШИН
Вернуть в эксплуатацию, если повреждение не ниже основания канавки протектора. Если глубже, восстановите протектор или утилизируйте.
ТОРМОЗНАЯ ПУЗЫРЬКА
ПОВРЕЖДЕНИЕ
привод повреждения тормозной колодки
ВНЕШНИЙ ВИД
Локализованное пятно чрезмерного износа на поверхности протектора со следами истирания. Повреждение может распространиться на корпус.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Новые тормоза (не изношенные), несбалансированная тормозная система, замерзшие тормозные магистрали, жестокое обращение с водителем.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверить тормозную систему.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Можно отремонтировать или восстановить протектор, если корпус не поврежден; иначе лом.
УДЕРЖАНИЕ КАМНЯ / БУРЕНИЕ
бурение с камнеудержанием
ВНЕШНИЙ ВИД
Камни или гравий, застрявшие между блоками протектора, иногда достигающие стальных тросов.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Состояние обычное для автомобилей, работающих на гравийных покрытиях. Перекачка, неправильное использование шины.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Удалите камни и верните в эксплуатацию. Поддерживайте надлежащее инфляционное давление.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение, если нет нескольких мест, достигающих стальных тросов. Проконсультируйтесь с мастером по восстановлению или производителем шин.
ПЯТКА/НОСОК
ИЗНОС
пятка носок носить
ВНЕШНИЙ ВИД
Каждый выступ вокруг шины изношен сверху вниз от переднего края к заднему.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Несоответствие давления накачки или диаметра шин в сдвоенной сборке. Условия высокого крутящего момента, гористая местность и высокое внутреннее давление усугубляют это состояние.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Ознакомьтесь с методами технического обслуживания шин. Проконсультируйтесь с производителем шин при выборе шины для эксплуатации.
УСТАНОВКА ШИН
Продолжайте движение. Если сильно, измените направление вращения.
НАКЛАДКА/ГРЕБЕНОК/ЧЕРЕЗ ИЗНОС ПРОУШИН
гребешок с альтернативным износом выступов
ВНЕШНИЙ ВИД
Локализованные чашевидные участки быстрого износа вокруг шины. Чередующиеся грунтозацепы изношены на разную глубину протектора вокруг шины.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Несоответствие давления в шинах или диаметров шин в двойном узле. Усугубляется медленной скоростью износа, плохим обслуживанием элементов подвески.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверить механические неисправности.
УСТАНОВКА ШИН
Проверьте наличие изношенных компонентов, давление накачки и соответствие глубины протектора.
ИЗНОС ИЗНОСА (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ)
впадина износа промежуточная
ВНЕШНИЙ ВИД
Одно или несколько внутренних ребер (не центральных), изношенных ниже соседних ребер по окружности шины.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Износ компонентов подвески, несоответствие двойного диаметра или давления накачивания, недостаточное накачивание, неправильная регулировка подшипника. Усугубляется высокой скоростью/легкими нагрузками.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Выявить механическое состояние и устранить его.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение до точки отрыва, затем восстановите протектор.
ДИАГОНАЛЬ
ИЗНОС
прицеп с диагональным износом
ВНЕШНИЙ ВИД
Локализованные плоские пятна, истертые по диагонали поперек протектора, часто повторяющиеся вокруг шины.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Неправильная регулировка подшипника, несоосность, несоответствие диаметра двойной шины и/или давления в шине. Может начаться как тормозной занос. Усугубляется высокой скоростью/легкими нагрузками.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Проанализируйте причину и устраните ее.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Обратное направление вращения. Если чрезмерно, отправьте на восстановление протектора.
ТОРМОЗНАЯ ПЛИТА
ПОВРЕЖДЕНИЕ
прицеп поврежден тормозной занос
ВНЕШНИЙ ВИД
Локализованное пятно чрезмерного износа на поверхности протектора со следами истирания. Повреждение может распространиться на корпус.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Новые тормоза (не притертые), разбалансированная тормозная система, замерзшие тормозные магистрали, грубое обращение с водителем.
МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ
Проверить тормозную систему.
УТИЛИЗАЦИЯ ШИН
Может быть отремонтирован или восстановлен, если каркас не поврежден; иначе лом.
ВНУТРЕННЯЯ ИЗНОС (ПЛЕЧО)
депрессия носить плечо
ВНЕШНИЙ ВИД
Местные участки износа на плече, обычно менее 12 дюймов в длину.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Неправильное давление в шине или шина неправильно установлена на колесе. Также может быть вызвано другим типом дисбаланса колес.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Ознакомьтесь с методами технического обслуживания шин и колесных дисков.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ШИН
Продолжайте движение до точки отрыва, затем восстановите протектор.
ПЛЕЧ
ИЗНОС СТУПЕНЬКИ
плечевой прицеп
ВНЕШНИЙ ВИД
Шина изношена на краю одного плеча, окружность больше 12 дюймов.
ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА
Чрезмерный развал, несоосность или повреждение оси, неправильная регулировка подшипника. механическое состояние и правильное.0120
одежда с гребешком
ВНЕШНИЙ ВИД
Случайные участки быстрого износа вокруг шины. В некоторых случаях ошибочно.