Иридиевые свечи зажигания - плюсы и минусы. Свечи зажигания платиновые или иридиевые
В чем преимущество иридиевых свечей? Плюсы и минусы иридиевых свечей зажигания
Иридий в природе встречается реже золота: больше шансов найти его в метеорите, чем в недрах земной коры. При этом почти пятая часть мирового производства этого металла уходит на свечи зажигания
текст: Иван Соколов / фото: автора и Denso / 24.03.2016
Начать хочется с самых истоков двигателестроения, которые, как всегда, не так уж очевидны: все исторические сводки так или иначе сводятся к тому, что изобретатели либо создавали «прообраз» современного ДВС, либо почти пригодную для работы версию. Среди множества преследователей идеи создания более компактной альтернативы паровому двигателю первым и не самым удачным в этой сфере стал Филипп Лебон, который в 1799 году открыл наиболее подходящее для ДВС топливо в виде каменноугольного светильного газа (нефть хоть уже и добывали на протяжении многих веков, перегонять ее в более пригодное для процесса воспламенения топливо еще не научились). Уже в 1801 году изобретатель взял очередной патент на конструкцию газового двигателя внутреннего сгорания, но воплотить мечту в жизнь так и не смог. Более близким к успеху был французско-швейцарский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз, который в 1807 г. построил-таки первый поршневой двигатель, который работал на газообразном водороде. Цилиндр приводился в движение детонацией смеси водорода и кислорода с помощью примитивной системы зажигания: искра подавалась вручную в момент нахождения поршня в нижней мертвой точке. Но и в этот раз первенство ускользнуло от очередного ученого: пригодным для практического использования машина де Риваса не была, скорее показательным образцом. А вот другой умелец, бельгиец Жан-Этьен Ленуар, после многочисленных и неудачных попыток все же смог создать коммерчески успешный серийный двигатель внутреннего сгорания, который был запатентован в 1859 году. На дальнейшее становление бензинового двигателя повлияли многие изобретения: прогрессивные двигатели Отто, Брайтона, Даймлера, не менее прогрессивный карбюратор Доната Банки, создание зажигания от магнето…
Технология Twin Tip есть и на простых моделях линейки — Denso TT
Но первые системы искрообразования были, мягко говоря, далеки от идеала: искра возникала либо при помощи «запальной трубки» (по проводу, пропущенному через керамическую трубку в цилиндр, непосредственно на поршень либо на стенки цилиндра передавалась искра от динамо-машины, воспламеняя рабочую смесь), или же при помощи калильной трубки (элемент нагревался от пропускания тока или от открытого пламени, в результате чего возникало калильное зажигание). Более приемлемый вариант для двигателей предложил Роберт Бош, показав классическую свечу зажигания в 1902 году. С тех пор ближайшие полвека общая конструкция свечей прогрессировала довольно медленно. Настоящий бум произошел во второй половине 20 века, когда конкуренция на рынке автокомпонентов вкупе с общим технологическим прогрессом серьезно возросла. Одну из ключевых ролей в эволюции «свечного дела» сыграла компания Denso, в 1974 году первой в мире предложив свечу зажигания с центральным платиновым электродом, диаметр которого составлял всего 1,1 мм.
Использование драгоценного металла в таком «расходнике», как свеча зажигания, в самую последнюю очередь являлось маркетинговым ходом. Этот материал стал одним из важнейших в технической революции. Один из родоначальников советской платиновой промышленности, профессор Орест Звягинцев, сравнивал значение платины со значением соли при приготовлении пищи — нужно хоть и немного, но без нее хорошего обеда не приготовить… В чем же смысл инновации?
Пожалуй, в равной степени на появление новинки повлияли как автопроизводители, постоянно совершенствующие конструкцию моторов, так и мы с вами, провоцируя этот прогресс растущими требованиями к продукту. Начнем с того, что создать качественную «обычную» свечу, которая будет исправно работать положенный ей срок службы, само по себе занятие не из легких: свеча постоянно находится в экстремальных условиях, подвергаясь воздействию высочайших давления и температуры. Помимо этого, свеча должна воспламенять топливную смесь десятки раз в секунду и регулярно пропускать через себя мощный электрический заряд под напряжением 20–30 тыс. вольт в течение многих и многих часов… А производители автомобилей вдобавок ставят задачу многократного увеличения ее срока службы! Более того, в последние годы габаритные размеры свечи становятся все меньше из-за более плотной компоновки камеры сгорания. Так, например, количество клапанов в каждом цилиндре выросло в среднем с 2 до 4 или 5; объем цилиндров, наоборот, все больше сокращается; а форсунки систем непосредственного впрыска теперь и вовсе находятся по соседству. В итоге вместо привычных ранее свечей с резьбой M18 сейчас все более распространенными становятся размеры М14, М12, а то и вовсе М10. Для столь маленькой свечи решать проблемы температурной устойчивости и теплоотвода, не говоря уже про ее ресурс, становится все тяжелее. Один из способов продлить срок службы свечи путем увеличения числа боковых электродов имеет ряд недостатков: ухудшается сгорание рабочей смеси из-за ее ограниченного доступа к месту образования искры, повышается риск образования нагара, ухудшается отвод тепла, снижаются показатели двигателя по CO и NO… С применения платины начался этап по увеличению ресурса свечей: устойчивость к коррозии при высоких температурах и электрохимическому разрушению у этого металла гораздо выше, чем у традиционных хромоникелевых сплавов. Так, в 1974 году японская компания выпустила первую в мире свечу зажигания с платиновым электродом диаметром 1,1 мм. Но наиболее успешный, по мнению специалистов Denso, путь свечной эволюции — применение иридиевых сплавов. Высокое внимание к редчайшему элементу вполне обосновано: иридий имеет температуру плавления 2466 °С, обладает высочайшей коррозионной устойчивостью при высоких температурах и является самым твердым после осмия металлом на земле. Иридий и осмий принадлежат к платиновой группе и обладают самой высокой, почти одинаковой, плотностью. Таким образом, среди прочих достижений в 1997 году японская компания первой в мире выпустила свечу зажигания с уникальным иридиевым электродом. После этого конструкция иридиевых свечей зажигания была дважды усовершенствована, и результатом технологии «суперзажигания» (SIP) стало объединение самого тонкого в мире центрального электрода диаметром всего 0,4 мм и платинового бокового электрода диаметром 0,7 мм. Диаметры электродов крайне важно сохранить на минимальном уровне: чем меньше их площадь, тем меньшее электрическое напряжение требуется для воспламенения, которое, в свою очередь, становится более эффективным. В конечном результате пользователя ждут одни плюсы: улучшается динамика двигателя, снижается расход топлива, повышаются эффективность и равномерность работы двигателя, а также существенно облегчается его запуск при низких температурах. Что касается ресурса, то по этому показателю Iridium TT превзошли платиновые свечи и могут служить до 120 000 км (ресурс стандартных никелевых свечей, для сравнения, достигает 15 000–20 000 км). Коль речь идет о ресурсе, подобные иридиевые свечи зажигания должны заинтересовать водителей, владеющих автомобилями на газовом топливе: известно, что более высокие по сравнению с бензиновым ДВС напряжение и температура сгорания в этих двигателях довольно серьезно сокращают срок службы свечей, в то время как иридиевые свечи серии Iridium ТТ обладают повышенной сопротивляемостью по сравнению с обычными свечами.
Кстати, подобная конструкция используется и на более простых моделях линейки: свечи Denso Twin Tip (TT) изготавливают с центральным и боковыми электродами с тонким шипом диаметром 1,5 мм без применения драгоценных металлов, что позволяет сделать их по цене сопоставимыми со стандартными никелевыми аналогами. Представители компании особенно гордятся тем, что вся линейка ТТ, включая модели Nickel и Iridium, отличается высокой степенью унификации и суммарно включает 35 артикулов, которые обеспечивают охват 89 % самых продаваемых автомобилей в Европе.
Стандартная свеча
Iridium TT
Материал | Точка плавления (°C) | Твердость (Hv) | Прочность (кг/мм2) |
Иридий | 2450 | 450 | 110 |
Платина | 1770 | 50 | 15 |
Никель | 1450 | 160 | 70 |
5koleso.ru
Иридиевые свечи зажигания: преимущества и недостатки
Для того чтобы бензиновый силовой агрегат работал хорошо, при этом сохранял свой ресурс как можно дольше, автолюбители должны уделять особое внимание такому элементу как свечи зажигания. Именно они продлевают срок службы мотора, а также экономят топливо, повышают мощность. Современная промышленность представила иридиевые свечи зажигания, они имеют наилучшие отзывы автолюбителей и профессионалов, поэтому заслуживают отдельного внимания.
Содержание
Общие характеристики
После появления современных бензиновых силовых агрегатов, перед производителями стал вопрос, как повысить их эксплуатационные качества. В принципе была проанализирована работа системы зажигания, и установлено, что для полного сгорания топливной смеси, нужно создавать электроды свечей зажигания из такого металла, который наиболее успешно проводит ток и создает мощную искру.
После долгих тестирований некоторые производители свечей зажигания отдали дань иридию, который относится к редким металлам платиновой группы. Если дать его краткое описание, то он обладает высокой проводимостью электричества, что позволяет при наименьшем напряжении создавать на его поверхности мощную искру.
В 1994 году впервые на рынке появились иридиевые свечи зажигания Denso которые показали высокие результаты работы, и были признаны лучшим продуктом в своем сегменте.
Рассмотрим в чем состоят преимущества иридиевых свечей зажигания:
- долгий срок службы, такие производители иридиевых свечей как Денсо, BOSCH NGK указывают, что срок эксплуатации их продукции составляет 120 тысяч километров пробега, то есть, вот сколько ходят иридиевые свечи, но профессиональные водителя рекомендуют проверять их через каждые 10-20 тысяч пройденных километров, в зависимости от общего состояния двигателя;
- повышается мощность силового агрегата, вызвано это образованием мощной искры, которая воспламеняет всю топливную смесь полностью, в необходимой точке ее нахождения, поэтому мотор не теряет мощность, а наоборот она повышается;
- высокая тугоплавкость иридия, при проведении технических испытаний иридия, было установлено, что его температура плавления достигает 2500 тысячи градусов, но сам он хрупкий металл, поэтому работать с ним тяжело, поэтому иридиевые свечи зажигания NGK, и других компаний выполнены по специальной технологии, то есть верхний (центральный) электрод выполнен полностью из иридиевой проволоки, а нижний (боковой) имеет иридиевое покрытие, поэтому они могут работать в любых силовых агрегатах не прогорая от высоких температур в камере сгорания;
- хорошая работа мотора на холостом ходу, благодаря тому, что иридий может создавать мощнейшую искру при минимальном напряжении, любой силовой агрегат, оборудованный такими свечами будет иметь плавный холостой ход, при этом заводится автомобиль сможет даже в самых тяжелых погодных условиях, когда температура окружающей среды составляет -10 градусов и более;
- снижается токсичность выхлопных газов, в камере сгорания происходит воспламенение всей топливной смеси, поэтому в атмосферу попадает малое количество токсичных отходов, такой принцип работы двигателей имеющих стандарт евро 3,5 они все оборудованы иридиевыми или платиновыми элементами зажигания;
- сокращается расход бензина, газа, благодаря тому, что воспламенение в камере сгорания происходит своевременно и мощной искрой, двигателю не требуется дополнительное топливо для поддержания своей мощности;
- экономия топлива, при проведенных тестированиях различных силовых агрегатов, на которые были установлены такие элементы зажигания, было установлено, что мотор экономит порядка восьми процентов топлива, что существенно при дальних поездках, при этом показатель не зависит от того, в каких условиях эксплуатируется силовой агрегат;
- повышенный ресурс мотора, благодаря отсутствию таких негативных явлений как детонация (преждевременное поджигание топливной смеси), а также не полное сгорание бензина или газа (для тех силовых агрегатов, которые оборудованы газо-балонным оборудованием), ресурс любого мотора, который имеет иридиевую систему образования искры, значительно повышается.
Важно запомнить, что бывают ситуации, когда на иридиевых элементах образуются различные наслоения, в виде нагара. Перед автолюбителем возникает дилемма, такие дорогие свечи зажигания, как почистить. Все очень просто. Нужно использовать моющее средство, или другое химическое вещество. Но, ни в коем случае не использовать наждачную бумагу и другие абразивные материалы, чтобы не стереть напыление.
Отрицательные стороны иридиевых свечей зажигания
Для того чтобы выявить отрицательные стороны такой продукцией, были проведены многие испытания, которые показали что их практически нет. Но все, же два недостатка были выявлены.
Первый – это стоимость. Иридий редкий металл, поэтому имеет значительную стоимость, плюс сам корпус рабочих элементов также должен быть выполнен из жаростойких материалов. Исходя из этого стоимость таких деталей высокая.
Следующий момент, на который нужно обратить внимание, это то, что такие элементы зажигания подходят не для всех двигателей. Их не рекомендуется ставить на моторы, которые обладают малым объемом или мощностью. Также лучше не покупать такой товар тем автолюбителям, которые ездят на стареньких подержанных машинах отечественного автопрома.
Вызвано это тем, что их силовые агрегаты изначально не рассчитаны на такую искру.
В остальном никаких отрицательных сторон нет. Поэтому все современные производители автомобилей стараются оборудовать бензиновые силовые агрегаты иридиевыми свечами, которые начали вытеснять даже платиновые экземпляры.
Интересно знать, что пятая часть всего добываемого иридия уходит именно на производство автомобильных свечей зажигания.
Тестирование свечей
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать процесс работы иридиевых элементов зажигания, был проведен специальный тест. Для этого, свечи зажигания из различных материалов, были помещены на специальный стенд, и подвержены испытаниям по образованию искры между верхним и нижним электродами.
Самые плохие электроды были выполнены из простого металла, искра в них была розового или красного цветов, при этом постоянно его менялась. То есть периодически меняла свою силу.
Электроды, выполненные из платины, давали стабильную голубую искру, что свидетельствует о нормальном процессе сгорания топлива.
Но самые лучшие результаты показал иридий. Его искра была белого цвета, при этом она не гуляла по верхнему электроду, а концентрировалась в пространстве между верхним и нижним элементами, с направленностью в камеру сгорания. Это говорит о том, что она самая мощная, при этом направляет всю свою силу (без потерь) на топливную смесь.
Важно запомнить, что самый мощный электрический разряд, в данном случае искра, должна быть белого цвета, а слабый — красного.
Особенности иридиевых свечей
Производители данных элементов зажигания, сделали поверхности электродов не плоскими. Это позволяет самой искре концентрироваться без «блуждания» по поверхности верхнего электрода в одном пространстве.
Характерным отличием поверхности верхнего электрода компании Денсо, является наличие U образного пропила. Что такое этот пропил. Это высверленная выемка в виде английской буквы U, которая покрыта иридиевым напылением. Такая визитная карточка этого производителя иридиевых элементов.
NGK иридиевые свечи (японский производитель) имеют пропил на верхнем электроде в виде латинской буквы V. Он также покрыт иридиевым напылением, что позволяет искре концентрироваться в одной точке пространства.
Важно запомнить, что, несмотря на повышенный ресурс работы этих элементов зажигания, автолюбители должны периодически выкручивать их и проверять на наличие нагара, либо других повреждений. Если мотор новый то этого делать не нужно, первый осмотр в таких случаях рекомендовано сделать после 50 тысяч километров пробега.
Иридиевые свечи для зажигания рекомендованы всеми производителями современных автомобилей. Они обладают рядом преимуществ даже перед платиновыми элементами, поэтому если автолюбитель хочет не только увеличить ресурс мотора, но и экономить топливо, то лучших элементов зажигания не найти.
carsmotion.ru
Иридиевые свечи зажигания, преимущества и недостатки
Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
Сегодня мы поговорим про иридиевые свечи зажигания, стоит ли обращать на них внимание, светлые и темные стороны их применения.
Главная задача автолюбителя - следить за техническим состоянием машины и своевременно принимать меры по ее ремонту.
Если этого не сделать, то причиной поездки на СТО может стать более серьезная поломка. А вот там уже несущественными затратами отделаться не выйдет.
Особого внимания заслуживают свечи автомобиля. От них зависит качество пуска силового узла, его мощность и расход топлива.
И когда дело доходит до замены, многие автолюбители заглядываются на иридиевые свечи.
Считается, что такие изделия способны продлить ресурс двигателю, улучшить его характеристики в плане мощности, продлить срок жизни и так далее.
Но есть и «темная» сторона - высокая стоимость, которая отпугивает многих потенциальных покупателей.
Есть ли смысл переплачивать? Постараемся предметно разобраться с этим вопросом.
Как быть с высокой ценой?
Главная проблема при выборе иридиевых свечей - их стоимость, которая заставляет автолюбителей отдавать предпочтение более доступным изделиям.
Но здесь важно отметить, что свечи с применением иридия обойдутся дешевле, чем платиновые изделия, которые тоже считаются одними из лучших.
Есть мнение, что завышенная стоимость обусловлена редкостью металла, ведь иридий встречается реже чем золото или платина.
На самом же деле образование цены происходит по другому принципу.
Производители ориентируются на спрос конкретной продукции, особенности рынка автомобильных запчастей, наличие конкуренции и так далее.
Сегодня покупка иридиевых свеч обойдется дешевле, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться.
На практике почти пятая часть редкого металла, который добывается на планете, расходуется на производство иридиевых свечей.
Что касается более известной платины, то она в большей части используется для изготовления драгоценностей, а в производстве свечей участвует лишь небольшой процент.
Важный момент - количество металла, которое используется в производстве.
Как в случае с иридиевыми, так и с платиновыми свечами, применение дорогих материалов минимально.
Из иридия или платины сделаны только два элемента - заземляющий электрод и наконечник детали.
Как только растет спрос на свечи с применением иридия, возрастает потребление этого металла и увеличивается цена.
Почему именно иридий?
Столь широкий выбор свечей балует автолюбителей лишь 20-25 лет. До этого выбор был намного скуднее.
Платиновые свечи уже были в продаже, но о достойном качестве или надежности можно было только мечтать.
Лучшие производители мира делали все возможное, чтобы улучшить качество изделия и добиться поставленных целей, а именно обеспечения максимальной надежности, продолжительного срока службы и уменьшения «прожорливости».
В 1994 год специалистам компании NGK все-таки удалось создать качественные свечи с применением особого материала - иридия.
В чем же его преимущества? - Он имеет максимальную температуру плавления (по этому показателю иридий обходит даже платину), отличные антикоррозийные свойства и высокое качество.
Разработчикам удалось сделать толщину электрода минимальной. При этом именно наконечник и был выполнен из редкого металла.
По своей твердости иридий занимает одну из лидирующих позиций. Многие считают, что в основе металла лежит материал метеорита, который прилетел на нашу планету еще много миллионов лет назад. Отсюда и его показатели твердости.
Еще один плюс иридия - способность выдерживать высокие температуры. Расплавить металл можно лишь при прогреве до 2 500 градусов Цельсия.
Иридий активно применяется в промышленной сфере (еще с 20-х веков прошлого века). Но на практике он используется не в чистом виде, а в форме специального сплава.
Это не удивительно, ведь без добавления металлов иридий отличается чрезмерной хрупкостью и бесполезен в производстве. Вот почему на практике применяются лишь сплавы.
Основные свойства
Первое, что стоит отметить - лазерную сварку, благодаря которой иридиевые свечи имеют наибольшую проводимость.
Это свойство позволяет делать наконечники максимально тонкими (много меньше, чем в обычных платиновых или металлических свечах зажигания).
Но это никоим образом не влияет на ресурс - он остается максимальным.
Один из главных плюсов тонкого электрода - возможность концентрации заряда свечки на меньшей площади, что позволяет с большей эффективностью выдавать искру.
Благодаря этому, топливо сгорает полностью, повышается мощность двигателя, он работает ровней и без сбоев.
Кроме этого, фиксация расстояния между электродами сводит к минимуму риск плохой искры и проблемы с пуском двигателя по причине низкокачественных свечей.
Кроме уже перечисленных выше свойств иридиевых свечей, стоит выделить:
- уникальную прочность наконечников, в основе которых иридий;
- стабильность искры при любых условиях работы и при различных температурных режимах;
- продолжительный срок службы и уникальную надежность, гарантом которой является сверхвысокая температура плавления иридия. Именно по этой причине на современных и модифицированных моторах устанавливаются именно такие изделия;
- благодаря минимальной толщине наконечника, для надежной искры достаточно много меньшего напряжения.
Преимущества и недостатки
Для многих автолюбителей основным критерием при выборе является цена. Но это неправильно.
Конечно, так экономится определенная сумма на обновлении комплекта свечей. Но уже через несколько месяцев это может вылиться в дополнительные затраты - на топливо или даже посещение СТО.
Чтобы исключить столь неприятные моменты, необходимо ориентироваться не на стоимость (как делают многие), а на плюсы и минусы детали.
Опыт эксплуатации иридиевых свечей позволил выделить следующие положительные и отрицательные качества.
К преимуществам можно отнести.
Большую эффективность.
Создателям иридиевых свечей удалось максимально уменьшить площадь контактной части между основным электродом и ядром искры.
Такое преимущество стало возможным, благодаря использованию максимально тонкой проволоки диаметром не более 0.4 мм.
К слову, в самых простых свечах из обычного металла данный параметр составляет около миллиметра.
Как показала практика, уменьшение площади в 2,5 раза дало ожидаемый результат.
Минимальный объем иридия на крайней части изделия является гарантом более мощной и качественной искры.
В итоге пропадают многие проблемы с пуском силового узла, а сама искра появляется даже при минимальном уровне напряжения.
Слаженность работы силового узла на холостом ходу.
На практике большая часть проблем со свечами появляется именно на ХХ, когда в камеру сгорания попадает минимальный объем топлива.
Но здесь свечи с применением иридия на «отлично» справляются со своей задачей.
Большую роль играют два положительных качества - отличная воспламеняемость и способность выдавать искру даже при минимальном напряжении.
Именно благодаря описанным выше свойствам, двигатель лучше работает на ХХ, повышается эффективность сгорания топливовоздушной смеси, увеличивается число оборотов и так далее.
Максимальная производительность.
Уже удалось доказать, что установка в двигателе иридиевых свеч - гарантия роста мощности двигателя на 6-8%.
Опытный автолюбитель обязательно заметит столь положительные изменения.
Снижение «прожорливости» авто.
Это не голословное утверждение, а реальный опыт эксплуатации.
Использование современных свечей - шанс добиться снижения расхода топлива почти на 7% (в сравнении с потреблением, которое имеет место в случае применения самых бюджетных медных свечей).
Уменьшение общей токсичности выхлопа.
Благодаря более качественному сгоранию топливовоздушной смеси, можно рассчитывать на меньшую вредность выхлопа и минимальное содержание СО/СН.
Можно не переживать за вероятный штраф в случае проверки состава выхлопных газов на одном из постов.
Простота пуска двигателя.
Уникальные свойства иридиевых свеч, о которых уже упоминалось в статье - гарантия быстрого и качественного завода мотора в любых условиях (даже в случае сильного мороза).
Увеличение срока службы (ресурса).
Ряд производителей гарантирует, что иридиевые свечи способны «отходить» не менее 150 тысяч километров. Но опыт эксплуатации все-таки показал завышенность таких цифр.
В реальности на четкую работу свечей можно рассчитывать лишь на протяжении 110-120 тысяч километров, а то и 90.
Снижение заявленного показателя зависит от ряда факторов - применения низкокачественного топлива, наличия проблем с мотором, стиля вождения и так далее.
Но даже этот параметр впечатляет, ведь медные свечи требуют замены много раньше, через 15-20 тысяч километров пути.
Из недостатков иридиевых свечей стоит выделить.
Большую эффективность при использовании в современных двигателях.
В процессе изготовления производители делали упор на применение изделий в высокотехнологичных моторах современного образца.
Если же поставить иридиевые свечи, к примеру, на ВАЗ, то изменения вряд ли будут заметны.
Единственное, где выиграет покупатель таких свечей, так это на более длительном сроке эксплуатации изделия. В остальном же более предпочтительны обычные металлические свечи.
Высокая стоимость.
Один из главных минусов для автолюбителей. Посмотрев на цену, многие отказываются совершать столь затратную покупку. Если же исходить из перспективы установки, то качественные иридиевые свечи вполне способны окупить затраты.
Вывод
Решение по поводу установки иридиевых свечей сугубо индивидуально.
Если у вас есть средства и современное авто в распоряжении, то обязательно решайтесь на покупку.
Что касается автомобилей ВАЗ и их собратьев (ЗАЗ, Славута, Москвич, УАЗ, Волга и т.д.) или стареньких иномарок, то для них подойдут и обычные свечи.
Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ:
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:
autotopik.ru