Рубрики
Разное

Шрус это что: что это, из чего состоит, неисправности :: Autonews

Содержание

что это, из чего состоит, неисправности :: Autonews

Для чего нужны эти детали? Где находятся? И как понять, что им нужна замена? Отвечаем на самые популярные вопросы.

  • Что это
  • Из чего состоит
  • Для чего нужен
  • Виды
  • Признаки поломки
  • Если хрустит

adv.rbc.ru

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ

Что такое ШРУС

ШРУС — аббревиатура, которая расшифровывается как «шарнир равных угловых скоростей». Эта подвижная деталь является частью трансмиссии и служит для передачи крутящего момента между подвижными валами под постоянно меняющимся углом. В простонародье ШРУСы за характерную форму именуют «гранатами». Но есть и более научный термин — гомокинетический шарнир.

Изобретателем ШРУСов в привычном их виде считают немца Карла Вайсса. В 1928 году его конструкцию усовершенствовал Альфред Рцеппа. Узел оказался настолько удачным и востребованным, что лицензию на него приобрели многие автопроизводители, включая «АвтоВАЗ», который впервые начал применять ШРУСы на классической «Ниве». Представить современный легковой автомобиль без этих деталей почти невозможно.

Отыскать ШРУСы на машине несложно. На переднеприводном автомобиле они находятся на передних полуосях, а на полноприводном авто с независимой подвеской — как на передних, так и на задних. В первом случае шарниров четыре, а во втором — восемь. Впрочем, бывают и исключения: на некоторых моделях используют по одному ШРУСу на сторону, на других — применяют ШРУСы вместо кардана для передачи крутящего момента к заднему редуктору.

Из чего состоит ШРУС

Конструкция ШРУСа зависит от его разновидности. Всего инженерами создано четыре типа шарниров, на каждом из которых мы остановимся подробнее чуть позже.

ШРУСы принято делить на наружные, встраиваемые в ступицу, и внутренние. Устроены они по-разному: наружный передаёт вращение с оси приводного вала на управляемые колёса, внутренний — момент от коробки передач на приводной вал. Каждый из этих типов выполняет свою уникальную функцию.

ШРУС наружного типа состоит из:

  • Совмещённого с ведомым валом сферообразного корпуса.
  • Шароподобной обоймы, соединённой с ведущим валом.
  • Шести шариков, расположенных в обойме.
  • Сепаратора, удерживающего шарики.
  • Герметичного пыльника, наполненного смазкой.

ШРУС наружного типа
(Фото: sibmasuma.ru)

ШРУС внутреннего типа состоит из:

  • Корпуса-стакана с тремя канавками, совмещённого с ведущим валом.
  • Трёхлучевой вилки, помещённой в корпус и надевающейся на шлицы ведомого вала.
  • Трёх роликов, вращающихся на игольчатых подшипниках.
  • Герметичного пыльника со смазкой.

ШРУС внутреннего типа
(Фото: drive2. ru)

Для чего нужен ШРУС

Глядя на замысловатую конструкцию, многие не могут понять, зачем вообще нужны такие сложные устройства. Ответ прост: передать крутящий момент на управляемые колёса, постоянно изменяющие своё положение относительно коробки передач, без ШРУСов почти невозможно. Именно за счёт шарниров равных угловых скоростей осуществляется непрерывная передача момента вне зависимости от рельефа местности и положения колёс. Подвеска и рулевое управление получают большую свободу.

По сути ШРУСы выполняют ту же работу, что и карданы. Правда, отличия между ними есть, и они огромны. Шарниры равных угловых скоростей намного технологичнее и совершеннее — они находятся на ином, недостижимом для карданов уровне.

Основная разница между карданной передачей и ШРУСами в том, что карданы передают момент несинхронно (один вал вращается равномерно, а другой нет). Значительный угол скрещивания в них сильно затруднён. ШРУСы не просто позволяют преодолеть неравномерность передачи момента, но и увеличивают рабочий угол до 70 градусов (в случае с шариковыми шарнирами). Заодно они снижают нагрузки на трансмиссию и уменьшают паразитные вибрации.

Основные функции ШРУСа:

  • Непрерывная передача крутящего момента.
  • Обеспечение возможности работы подвески и рулевого управления.
  • Снижение паразитных вибраций.

ШРУСы обеспечивают нормальное функционирование независимой подвески автомобиля и рулевого управления.
(Фото: unit-car.com)

Виды ШРУСов

Конструктивно ШРУСы различаются в зависимости от производителя и конкретной модели, однако принципиальных отличий между ними нет. Принято выделять четыре вида шарниров равных угловых скоростей, из которых два встречаются на современных авто достаточно редко.

Шариковые

Шариковые ШРУСы — наиболее распространённый вид шарниров равных угловых скоростей. Именно они обычно применяются в качестве внешних ШРУСов. Работает устройство по следующему принципу.

Во внешнем корпусе с канавками находится обойма и сепаратор с шариками, которые, в свою очередь, перекатываются между корпусом и обоймой. Шарики позволяют постоянно передавать крутящий момент под углом до 70 градусов. Вне зависимости от того, как вывернуто колесо, момент передаётся без разрывов и биений.

Так выглядит шариковый ШРУС без смазки.
(Фото: pkfst.ru)

Спаренные карданные

Спаренные карданные шарниры условно можно назвать ШРУСами. Это громоздкие и тяжёлые конструкции, встретить которые на современной машине практически невозможно. По задумке, последовательная пара карданных шарниров должна нивелировать неравномерность скорости работы друг друга. Эта система может передавать крутящий момент под углом не более 20 градусов. Из-за внушительных размеров, большого веса и малого рабочего угла сдвоенные карданы на практике применяются преимущественно на строительной технике и тракторах.

Спаренный карданный шарнир.
(Фото: parts-news.ru)

Триподные

Триподные ШРУСы — самый распространённый вид внутреннего шарнира равных угловых скоростей. От шарикового шарнира он отличается повышенной надёжностью. Правда, у такой конструкции есть и свои минусы. В частности, он может передавать крутящий момент под углом лишь до 20 градусов. К плюсам можно отнести значительный свободный осевой ход, который позволяет обеспечивать увеличение и уменьшение длины осей при артикуляции подвески. Этот вид ШРУСов очень долговечен и выдерживает большие ударные нагрузки.

Конструктивно триподные ШРУСы проще шариковых. Это трёхлучевая вилка с тремя роликами на игольчатых подшипниках, надетая на шлицы оси и способная перемещаться по пазам в стакане.

Трипод, вынутый из корпуса-стакана.
(Фото: motopoland. com.ua)

Кулачковые

Кулачковые (сухариковые), а также кулачково-дисковые ШРУСы на легковушках не встречаются. Виной тому их техническое несовершенство. Конструкция представляет собой пару вилок и фасонных дисков. Устройство может выдерживать колоссальные нагрузки, но не переносит высоких скоростей. Такие ШРУСы склонны к перегреву и применяются преимущественно на грузовиках.

Кулачковый ШРУС: 10,14 — вилки кулачкового шарнира; 11,13 — кулачки; 12 — диск шарнира.
(Фото: auto-virage.ru)

Признаки поломки ШРУСа

Современные ШРУСы — невероятно надёжные и выносливые компоненты автомобиля. Срок их службы примерно равен ресурсу самой машины. Тем не менее, иногда шарниры равных угловых скоростей выходят из строя — в этом случае требуется дорогостоящий и трудоёмкий ремонт. Нередко — замена полуоси в сборе.

В большинстве случаев поломки ШРУСов — следствие неправильной эксплуатации машины и небрежного отношения к ней со стороны автовладельца. Заводской брак этих деталей встречается редко.

Можно выделить как минимум пять характерных признаков поломки ШРУСов, на каждый из которых стоит обратить внимание:

1. Разрыв/негерметичность пыльника

Для нормальной работы любого ШРУСа критически важно обеспечить его детали смазкой. При любом, даже самом незначительном повреждении пыльника внутрь шарнира начинают попадать грязь и влага. Это приводит к выдавливанию смазки, образованию коррозии в сочленении и повреждению деталей. Трещины, разрывы, следы смазки на пыльнике — стопроцентный повод срочно отправиться в сервис.

2. Рывки и вибрации при движении

Во время трогания с места при неисправном ШРУСе можно ощутить едва заметные толчки — машина будто движется рывками. Рывки нередко наблюдаются при сильном износе канавок внешних ШРУСов. Вибрации говорят о поломке внутренного, триподного ШРУСа.

3. Щелчки

При движении на машине с неисправным ШРУСом можно услышать характерные щелчки. Как правило, они возникают при езде на небольшой скорости. На высоких скоростях заметить проблему почти невозможно.

Что такое ШРУС, почему он ломается и как его проверить?

  • Главная
  • Статьи
  • Потрещал – и хватит: что такое ШРУС, почему он ломается и как его проверить?

Автор:
Михаил Баландин

Есть в русском языке слова, которые никак не даются многим авторам в Интернете. Чего тут только не встретишь: и «подшибник», и «клейма», и «саленблок», и «кювейт», и – совершенно внезапно! – «шруз». Откуда взялся этот «шруз»? С ним-то как раз всё просто: это шарнир равных угловых скоростей, сокращённо – ШРУС. Что же, видимо, есть необходимость рассказать о нём подробнее. 

 

Ты – туда, я – сюда​

Нет совершенства в этом мире, и автомобиль – не исключение. Он никогда не ездит по абсолютно ровной дороге по абсолютно прямой линии. При поворотах разницу в угловых скоростях внешнего и внутреннего по отношению к центру кривой колёс призван компенсировать дифференциал. С его помощью одно колесо может крутиться быстрее или медленнее второго колеса на одной оси. Но этого недостаточно. 

На переднеприводном автомобиле ведущие колёса не только поворачиваются, но и ходят относительно оси коробки передач в зависимости от рельефа дороги. С такой свистопляской дифференциал не справится – тут нужно обеспечить не только равномерную и непрерывную передачу момента на ведущее колесо, но и сделать этот момент независимым от угла поворота колёс и рельефа местности. А для этого нужны дополнительные степени свободы. 

Подробно рассказывать историю разработки ШРУСа не буду, но путь его был не всегда лёгок и удачен. Были попытки собрать нечто похожее из двух сочленённых карданных валов, но получилась тяжёлая и громоздкая штука. Были кулачковые (они же сухариковые) шарниры и кулачково-дисковые. Впрочем, слово «были» не совсем уместно: такие шарниры есть и сейчас, но в легковых машинах их встретить почти невозможно. А вот в грузовых – вполне. Например, на Урале 4320 стоят кулачково-дисковые ШРУСы. Но вернёмся к легковушкам.

Наиболее популярная конструкция ШРУСа – это шариковые шарниры. Существует довольно много их видов (Bendix-Weiss с делительными канавками, Rzeppa с делительными рычажками и т. д.), но наиболее популярные сегодня – это Рцеппа-Лебро с непараллельными делительными канавками. Такие ШРУСы обычно стоят в качестве внешних – тех, что установлены ближе к ступице.

Всего на приводном валу два ШРУСа – внутренний и внешний. Внутренний соединяет коробку передач и вал, внешний – вал и ступицу. А вот в коробке чаще стоит ШРУС другого типа – трипод. Чем отличаются эти шарниры?

В шариковом ШРУСе есть несколько основных деталей: внешний корпус с канавками, обойма и сепаратор. Сепаратор удерживает на обойме стальные шарики, которые перекатываются между корпусом и обоймой. И именно они передают через обойму вращение полуоси (вала) на корпус ШРУСа. А тот в свою очередь имеет свою ось со шлицами, которые вставляются в ответную часть ступицы. И в итоге выходит, что как бы ни было вывернуто колесо, оно постоянно получает момент с привода. 

Важно, что этот момент непрерывный. В случае, например, с сочленёнными карданами или триподами вывернутое в повороте колесо получало бы момент рывками, прерывисто. Понятно, что ехать на машине с такой особенностью было бы не очень приятно из-за толчков под нагрузкой в повороте и не очень безопасно из-за скачков в крутящем моменте на колесе (тяга была бы дискретной). При этом чем круче поворот, тем заметнее было бы биение.

Наконец, у шарикового ШРУСа есть ещё одно важное преимущество перед остальными: он работает при довольно большом угле поворота – до 70 градусов. Именно поэтому его ставят в качестве внешнего шарнира приводного вала: ступица отклоняется от оси приводного вала намного больше, чем вал от оси коробки передач. И как раз по этой же причине в качестве внутреннего ШРУСа обычно используют трипод, который теоретически надёжнее шарикового шарнира, но не способен работать при больших углах поворота. Его предел – это всего 18 градусов.

Устроен он по похожему принципу, что и шариковый шарнир, но с одним исключением: между обоймой и корпусом бегают три ролика (подшипника), а не шесть (обычно) шариков, как в шариковом ШРУСе.

У трипода есть одно очень важное преимущество: наличие небольшого свободного хода – осевого перемещения. Это очень важно, потому что без этого свободного хода привод вылетел бы из коробки на первой же яме. Дело в том, что при перемещении колеса изменяется общая длина привода от коробки до ступицы, а небольшое осевое перемещение внутри трипода способно его компенсировать.

Таким образом, схема приводного вала с шариковым шарниром снаружи и триподом внутри получается наиболее предпочтительной: именно эта комбинация способна не только обеспечивать его подвижность ведущего колеса относительно коробки передач, но непрерывно передавать момент на колесо вне зависимости от его поворота и перемещения относительно горизонтальной плоскости. 

К сожалению, как и любой другой механизм, ШРУС не вечен. Когда-то ему приходит конец, и его приходится менять. Как понять, что этот печальный день настал, и как этот день оттянуть?

Гонки, грязь и безответственность

Трипод в коробке разваливается намного реже. И не всегда даже понятно, что с ним что-то не так. Да, если весь привод вылетел из коробки, всё сразу становится очевидно. Но иногда у него просто от старости и неизбежного износа растёт люфт. И в этом случае признаки поломки будут не такими очевидными. Чаще всего износ трипода проявляется вибрацией на определённых скоростях, и поиск причины может очень затянуться. Про существование трипода вспоминают слишком поздно. К этому времени у несчастного автовладельца на машине уже отбалансированы и намертво затянуты колёса, проверены тормозные суппорты и диски, переставлены местами шины, заменен подвесной подшипник привода, если он есть… А вибрация после всего этого остаётся на месте. Вот он, повод проверить трипод. 

Кстати, похожая вибрация будет и при искривлении вала привода. Погнуть его сложно, но возможно.

Внешний ШРУС, прозванный за характерную форму «гранатой», выходит из строя чаще, чем трипод. И причин для его поломок больше – тут виноваты не только старость и износ.

Наиболее частая причина поломки ШРУСа – это повреждение его пыльника. Внутри пыльника набита смазка, без которой шарнир работать долго не может. Точнее, он без неё работать не может совсем, поэтому порванный пыльник – это почти приговор ШРУСу. Очень важно периодически заглядывать под машину и проверять состояние пыльников. Если он в грязи и масле – нужно срочно ехать на его замену. Иногда можно успеть спасти шарнир. А при каждой возможности пыльник желательно осматривать внимательно: трещины и потёртости на нём недопустимы.

При замене пыльника тоже есть свои тонкости. Многие сталкивались с тем, что пыльник может стоить слишком дорого, особенно учитывая, что это просто резинка с хомутиками. Естественно, возникает желание найти что-нибудь подешевле. На форумах часто попадаются темы вроде «подходит пыльник от Нивы», «поставил в 100500 раз дешевле от восьмёрки» и тому подобное. Ну, если прямо уж совсем подходит от Нивы, то можно и рискнуть. Но чаще бывает, что подходит с некоторыми допущениями: тут надо подтянуть, тут немного болтается, но «в общем» подходит. ШРУС – не судебный пристав, и на компромисс он не идёт. Если что-то не подходит, лучше ставить оригинал (или качественный аналог от нужной машины). Конечно же, при замене пыльника нужно обратить внимание на состояние смазки. Наличие грязи там недопустимо, отсутствие смазки – тем более. И не стоит забивать в ШРУС литол – для этого есть специальные смазки. 

Вторая причина умереть обусловлена конструктивной особенностью шарикового ШРУСа. При разгоне по прямой момент на колесо передают все шесть шариков шарнира, а при вывернутых на большой угол колёсах – два шарика. Так что «газ в палас» в поворотах изнашивает ШРУС очень быстро. Если хочется продлить ему жизнь, про подобный манёвр лучше забыть. 

Вот эта особенность – умирать под большой нагрузкой с вывернутыми колёсами – и легла в основу поиска неисправности внешнего ШРУСа. Способ старый, но вполне эффективный: выворачиваем колёса и давим газ. Слышен хруст или щелчки при повороте направо – меняем правый внешний ШРУС, налево – левый. Иногда возникает желание отложить эту работу, но я бы не советовал. Да, если чуть-чуть щёлкает, ШРУС ещё может проехать довольно много. Но не всегда. Теоретически ничего ему не мешает развалиться при первом же старте от светофора, так что лучше с ремонтом не затягивать.

При такой диагностике следует обратить внимание на одну особенность: в силу своей конструкции иногда может щёлкать и трипод. Обычно щелчок заметен при переключении первой передачи после задней или задней после первой (или любой другой, но вперёд). Небольшой люфт в триподе есть всегда, и пока он выбирается, трипод может тихонько щёлкнуть (именно щёлкнуть, а не стукнуть). Это нормально, паниковать рано.

Опытные механики могут посоветовать подёргать приводной вал рукой и посмотреть, будет ли люфт. Без подъёмника это делать проблематично, а без опыта – часто бесполезно. Хотя в одном они правы: заметный люфт во внешнем ШРУСе должен вызвать настороженность.

Ну и последнее: вал крутится, а машина стоит на месте. Всегда ли виноват ШРУС? Нет, не всегда. Бывает, что у старых валов корродируют или срезаются шлицы (почему-то этим частенько грешат старые «корейцы»). В этом случае тоже придётся менять ШРУС, потому что вал – это часть его корпуса.

А закончу всё-таки оптимистично: здоровье ШРУСов большей частью зависит от владельца автомобиля. Не будет чрезмерно беспощаден при стартах на поворотах, будет следить за пыльниками – и ресурс этого узла может перевалить и за 200, и за 300 тысяч километров (сейчас их делают качественно, это не «гранаты» на старых «девятках»). Так что спасение ШРУСа – дело рук водителя. И, наверное, это хорошо.

Опрос

У вас когда-нибудь хрустел ШРУС?

Ваш голос

Всего голосов:

практика

 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

16477

7

205

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть…

13595

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з. ..

10681

26

30

10.08.2022

Пожимание плечами Определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

ˈshrəg

Особенно Южный ˈSRəg

Непереходный глагол

: для поднятия или привлечения в плечи, особенно для выражения отчужденности, безразличия или неопределенности

Транзитный главный глагол

: на подъезд или контракт (это следует заменить). особенно для выражения отчужденности, безразличия или неуверенности

пожать плечами

2 из 2

пожимание плечами

Я спросил, не хочет ли он пойти поужинать, и он просто пожал плечами .

ему всего пожал плечами .

Последние примеры в Интернете

Пожилые люди обычно пожимают плечами на такие вещи, но склонны завидовать людям с деньгами.

Артур С. Брукс, The Atlantic , 20 октября 2022 г.

Тем не менее, к вечеру субботы эти опасения, связанные с узкой победой троянцев в штате Орегон, оставались без ответа со стороны Уильямса, пока квотербек-второкурсник не взял на себя ответственность за отмахивается от них.

Райан Картье, Los Angeles Times , 1 октября 2022 г.

Михаил Ульянов, постоянный представитель России при международных организациях в Вене, похоже, пожал плечами , однако сказал, что Москва найдет других покупателей.

Лорн Кук и Сэмюэл Петрекин, Anchorage Daily News , 31 мая 2022 г.

Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов явился 9Однако 0039 пожал плечами, сказав, что Москва найдет других покупателей.

Лорн Кук и Сэмюэл Петрекин, The Christian Science Monitor , 31 мая 2022 г.

У Падре нет другого выбора, кроме как попытаться пожать плечами .

Брюс Оруолл, WSJ , 14 августа 2022 г.

В то время как некоторые местные жители пожимают плечами , другие опасаются, что внимание средств массовой информации может испортить общественный имидж Бойл-Хайтс.

Рэйчел Уранга, 9 лет0039 Лос-Анджелес Таймс , 24 июля 2022 г.

Временно потрясенная, Кэт, кажется, пожимает плечами.

Деннис Харви, Variety , 14 июля 2022 г.

Семья Калпо, похоже, пожала плечами , но инцидент относительно быстро разрешился; Следующая история Софии в Instagram, опубликованная двумя часами позже, показала, как их невестка Кэти готовится приготовить напитки из текилы для группы.

Томми Маккардл, 9 лет0039 PEOPLE.com , 13 июля 2022 г.

На этой неделе многие республиканцы ответили коллективным пожиманием плечами либо молчанием, либо, как в случае с членом палаты представителей Доном Бэконом, штат Небраска, прохладным отпором.

Рэйчел Лукер, 9 лет0039 США СЕГОДНЯ , 11 октября 2022 г.

В городке Мрамор в 15 милях открытие одного из крупнейших в стране криптомайнинговых комплексов местные жители встретили коллективным пожиманием плечами .

Рекха Тенджарла, Washington Post , 31 августа 2022 г.

Представитель Республиканской партии Александрия Окасио-Кортес в основном встретила коллективное пожимание плечами.

Грейс Сегерс, 9 лет0039 Новая Республика , 11 августа 2022 г.

Нарастающий барабанный бой предупреждений о глобальной рецессии давит на все металлы, и предварительное восстановление Китая до сих пор вызывало у инвесторов коллективное пожимание плечами .

Fortune , 2 июля 2022 г.

Поэтому, возможно, неудивительно, что последний всплеск COVID-19, который пока относительно мягок по сравнению с предыдущими всплесками, был встречен коллективно пожимает плечами от лиц, принимающих решения.

Алекс Путтерман, Хартфорд, Курант , 24 апреля 2022 г.

Реакция остальной команды была довольно коллективной: пожимают плечами .

Джефф Федотин, Forbes , 3 июня 2021 г.

Рэпер выбрал гладкий полностью черный образ, состоящий из болеро из лакированной кожи 9.0040 с подходящими перчатками, лакированными брюками на молнии и прозрачным корсетом, который полностью демонстрировал его татуированный торс.

Челси Санчес, Harper’s BAZAAR , 26 октября 2022 г.

Его преувеличенная мимика, комический ритм и запоминающееся обывательское пожимание плечами принесли ему десятки тысяч новых подписчиков с каждым клипом.

Арын Бейкер, , время , 13 октября 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «пожать плечами». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Глагол

Среднеанглийский schruggen

Первое известное использование

Глагол

14 век, в значении, определенном в непереходном смысле

Существительное

1594, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование пожимания плечами было
в 14 веке

Посмотреть другие слова из того же века0002
окалина

пожимание плечами

отмахиваться

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Пожимайте плечами».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/shrug. По состоянию на 18 ноября 2022 г.

Copy Citation

Kids Definition

ˈshrəg

: потянуть или сгорбить плечи обычно для выражения сомнения, неуверенности или отсутствия интереса

пожать плечами
существительное

Больше от Merriam-Webster on

shrug

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к shrug

Английский: Перевод shrug для говорящих на испанском языке

3

30039 пожать плечами для говорящих на арабском языке

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полный текст

Обрезка деревьев и кустарников – какое время лучше?

Обрезка деревьев и кустарников в конце лета НЕ рекомендуется, так как такая обрезка приводит к появлению новых мягких побегов, которые не могут укрепиться до зимы. Вы найдете этот совет повсюду, но правильный ли он?

Обрезка деревьев и кустарников – когда лучше всего?

Обрезка деревьев и кустарников

Одревесневающие стволы деревьев и кустарников проходят ежегодный процесс созревания. Весной начинается новый рост, который продолжается до начала лета. Рост в этот момент времени называется «хвойной древесиной», потому что он мягкий и податливый, и его можно в значительной степени согнуть, не ломая. Если вы согните его слишком сильно, он сломается и сломается, но у некоторых видов вы можете завязать стебель в узел, не ломая его. Эта хвойная древесина еще не созрела и не выдерживает заморозки.

С наступлением лета растение постепенно превращает мягкую древесину в твердую. Кора утолщается, и цвет меняется с зеленого на коричневый. Лиственная древесина становится намного жестче и плохо гнется. Наряду с физическими изменениями происходят внутренние химические изменения, которые делают его более устойчивым к низким температурам. Он готовится к морозной зиме.

Обрезка деревьев и кустарников стимулирует новый рост. Если обрезку провести весной, новый рост успеет созреть и превратиться в твердую древесину до начала зимы, и тогда он сможет пережить зимние холода. Однако, если обрезка проводится слишком поздно в этом сезоне, новый рост не успевает окрепнуть — ему не хватает времени, чтобы стать лиственной древесиной. Когда придет зима, он замерзнет и отомрет.

Для решения проблемы зимнего отмирания обычно рекомендуется не обрезать деревья и кустарники в конце лета или в начале осени. Если вы не обрежете в это время, вы не вызовете новый рост, и зима не повредит ваши древесные растения. Все это имеет большой смысл.

Но….насколько рано проводить обрезку в конце сезона?

Этот вопрос обсуждался в социальных сетях несколько месяцев назад, и было высказано предположение, что обрезка в середине августа не вызовет нового роста. Следующий эксперимент был проведен, чтобы определить, можно ли проводить обрезку в конце лета.

Схема эксперимента

15 августа 2014 года я обошла свой сад и взяла черенки с нескольких кустов. Я попытался включить различные виды, чтобы получить хороший поперечный разрез кустарников. В большинстве случаев были сделаны два разных типа черенков:

  • Рост этого года (начало закалки)
  • 2-3-летний рост (полностью закаленный)

 

Я хотел посмотреть, есть ли разница в реакции на два типа сокращений. Теоретически верхушка этого года роста должна содержать более высокий уровень ауксинов (растительных гормонов) и быть более чувствительной к срезу. Более старой древесине требуется больше времени, чтобы мобилизовать химические вещества в нужном месте и разбудить спящие почки — по крайней мере, это казалось рациональным объяснением.

Если обрезка в конце лета вызывает новый рост, то большинство, если не все, срезов дадут новый рост. В этом случае второй раунд обрезки был запланирован на 15 сентября, чтобы посмотреть, не вызовет ли обрезка, проведенная в начале осени, новый рост.

Ниже приведен список кустарников, использованных в тесте. Все они хорошо зарекомендовали себя и находятся на нынешнем месте от 3 до 7 лет. Если не указано иное (см. примечания ниже), кустарники прекратили свой весенне-летний период роста. В третьем столбце указано, имел ли место новый рост в течение 30 дней после срезов.

 

 Название завода   Тип резки   Произошел ли новый рост?
Буддлея Давида Текущий год Да
Спирея X Вануэти Текущий год Нет
Спирея X Вануэти 2-3 года Минимальный новый рост
Цефалантус западный Текущий год Нет
Головоногий западный 2-3 года Нет
Барбарис ‘Rose Glow’ Текущий год Нет
Барбарис ‘Rose Glow’ 2-3 года Нет
Бузина канадская 2-3 года Нет
Salix purpurea ‘Nana’ Текущий год
Salix purpurea ‘Nana’ 2-3 года Минимальный новый рост
Philadelphus coronaries ‘aurea’ Текущий год Нет
Philadelphus coronaries ‘aurea’ 2-3 года Нет
Spirea nipponica ‘Snowmound’ Текущий год Нет
Spirea nipponica ‘Snowmound’ 2-3 года Нет
Гортензия метельчатая ‘Pink Diamond’ Текущий год Нет
Гортензия метельчатая ‘Pink Diamond’ 2-3 года Нет
Сирень ‘Atheline Wilbur’ Текущий год Нет
Сирень ‘Atheline Wilbur’ 2-3 года Нет
Абелия мозаичная Текущий год Нет
Абелия мозаичная 2-3 года Нет
Caryopteris divaricata ‘Снежная фея’ Текущий год Да
Physocarpus opul ‘Coppertina’ Текущий год Нет
Physocarpus opul ‘Coppertina’ 2-3 года Нет
Cotinus coggygria ‘Grace’ Текущий год Нет
Роза без названия, маленькая розовая Текущий год Да
Гибискус сирийский «Красное сердце» Текущий год Нет
Гибискус сирийский «Красное сердце» 2-3 года Нет
Калина обыкновенная ‘Roseum’ Текущий год Нет
Калина обыкновенная ‘Roseum’ 2-3 года
Сирень пекинская Текущий год Нет
Сирень пекинская 2-3 года Нет

Примечания:

1) Caryopteris divaricata ‘Snow Fairy’ и Buddleja davidii росли на момент черенкования, и эти кустарники, как правило, продолжают расти до заморозков. Количество нового роста было одинаковым на срезанных и не срезанных стеблях. Оба кустарника устойчивы к корням в зоне 5, но не устойчивы к стеблям. В этом климате с ними обращаются больше как с многолетниками, и каждую весну их обрезают.

2) Растения, срезанные только в текущем году, — это растения, которые обычно срезают до основания весной, поэтому не было 2-3-летних побегов, которые можно было бы срезать.

3) Роза энергично растет осенью в зоне 5 и обычно продолжает расти и цвести до заморозков. На срезанных стеблях было больше роста, чем на необрезанных. Стебли роз обычно отмирают на зиму.

4) Два куста, Spirea X vanhouetii и Salix purpurea ‘Nana’, показали «минимальный новый рост» на 2-3-летних стеблях. Минимальный новый прирост составляет 3-4 очень маленьких листочка. Неожиданно обрезка не инициировала рост прироста текущего года.

5) 2014 год был необычным с точки зрения погоды. Середина лета была холоднее обычного, что привело к тому, что одни растения зацвели раньше, а другие намного позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *