Простейшая схема автомобильного кондиционера. Схема автокондиционера
Кондиционер: схема и принцип работы
Несмотря на то что кондиционеры есть почти в каждом доме, лишь немногие пользователи правильно представляют себе схему такого устройства и то, как оно работает, подключается. В данной статье постараемся развернуто раскрыть эту тему.
Общая схема работы кондиционера
Вся система построена на способности веществ поглощать тепло при испарении и выделять его при конденсации. Такая схема кондиционера и заложена в работу современной сплит-системы. Основным веществом внутри замкнутой системы устройства является фреон. Имея возможность изменять его агрегатное состояние путем изменения температуры и давления, мы сможем охлаждать радиатор и прогонять через него воздух с улицы.
Но для начала ознакомимся с основными элементами сплит-системы. Схема и принцип работы кондиционера предполагают использование двух блоков: наружного и внутреннего. Для чего они нужны?
Наружный блок
Данный блок устанавливается на улице и главным образом служит для охлаждения перегретого фреона ( воздух с улицы он не забирает, кондиционер служит для охлаждения воздуха в помещении. Для забора уличного воздуха используются вентустановки). Он состоит из следующих узлов:
- Вентилятор.
- Конденсатор. В этой части осуществляется охлаждение фреона и его конденсация. Воздух, который проходит через конденсатор, нагревается и отводится на улицу.
- Компрессор. Главный элемент кондиционера, который сжимает фреон и обеспечивает его циркуляцию по всему контуру.
- Блок управления. Обычно он используется в наружных блоках инверторных систем. В обычных кондиционерах вся электроника чаще всего находится во внутреннем блоке.
- 4-ходовой клапан. Применяется в моделях, которые могут работать на обогрев (большинство современных кондиционеров). Этот элемент при активации функции обогрева изменяет направление движения хладагента. В результате наружный и внутренний блоки меняются местами: внутренний работает на обогрев, наружный - на охлаждение.
- Различные штуцерные соединения, посредством которых происходит подключение медных труб между внутренним и наружным блоками.
- Фильтр хладагента. Устанавливается перед компрессором с целью защиты последнего от грязи, которая при монтаже может попасть в систему.
Внутренний блок
Он включает в себя элементы:
- Передняя панель, через которую внутрь поступает воздух. Она легко снимается, чтобы пользователь мог добраться до фильтров.
- Фильтр грубой очистки - это обычная пластиковая сетка, которая задерживает крупную пыль (например, шерсть животных, пух и т. д.). Эту сетку нужно чистить 1 раз в месяц.
- Система фильтров, состоящая из угольного, антибактериального, электростатического фильтров. В зависимости от модели кондиционера, некоторых фильтров может не быть вообще.
- Вентилятор для циркуляции чистого воздуха в помещении - холодного или подогретого.
- Испаритель. Представляет собой радиатор, куда попадает ледяной хладагент. Этот радиатор сильно охлаждается фреоном, и вентилятор прогоняет через него воздух, который вмиг становится холодным.
- Жалюзи регулировки направления потока воздуха.
- Индикаторная панель показывает, в каком режиме работает кондиционер.
- Плата управления. На ней находятся центральный процессор и блок электроники.
- Штуцерные соединения - к ним подключаются трубы соединения внутреннего и наружного блоков.
Схема кондиционера проста и логична, но некоторым пользователям непонятно, для чего нужно два блока? Ведь можно брать теплый воздух из помещения и прогонять его через кондиционер, охлаждая его. Но не все так просто: нельзя произвести холод, не производя тепло. А тепло нужно отвести наружу. Для этой цели идеально подходит двухблочная система. Есть также и другие системы, например одноблочные. Там тепло отводится наружу по специальному воздуховоду, выведенному за пределы квартиры.
Детализированная схема работы кондиционера
Теперь, когда вы знаете основные элементы, можно рассмотреть более подробно схему работы данной системы. Итак, при активации режима охлаждения с пульта управления в системе включается компрессор. Он нагнетает давление и гонит газ через радиатор. Пройдя радиатор (в наружном блоке), газ становится жидким и горячим (если помните, при конденсации он выделяет теплоту).
Теперь горячий жидкий фреон (который до радиатора был газом) поступает на терморегулирующий вентиль, где давление фреона понижается. В результате этого происходит испарение фреона, и на испаритель поступает газожидкостная холодная смесь (фреон становится холодным при испарении). Испаритель охлаждается, и вентилятор сдувает с него холод в помещение. Затем газообразный фреон снова попадает в конденсатор, и на этом этапе круг замыкается.
Эта принципиальная схема кондиционера справедлива для всех типов. Вне зависимости от модели, мощности и функционала системы все кондиционеры построены именно по такому принципу, включая автомобильные, промышленные и бытовые.
Подключение кондиционера
Схема установки кондиционера проста, а вот сама установка достаточно сложна. Произвести ее могут только специалисты, у которых есть соответствующее оборудование. Вся сложность заключается в монтаже наружного блока и закачке фреона внутрь. Также требуется проделать огромную дыру в стене, а если дом панельный, то сложность работ возрастает.
Что касается подключения к электросети, то достаточно просто подсоединить внутренний блок устройства к розетке, не более того. А вот схема подключения кондиционера по питанию - это документ, в котором отображено расположение различных компонентов и информация для сервисных центров. Он в большей степени интересует инженеров, которые занимаются ремонтом и подключением техники. В контексте этой статьи нельзя привести единую схему подключения кондиционера, так как она для различных моделей может быть разной.
Соединение блоков
После того как были установлены внешний и внутренний блоки кондиционера, их необходимо соединить между собой. Делается это с помощью медного четырехжильного кабеля. Жилы должны иметь сечение не менее 2,5 мм2. Схема подключения кондиционера, которая идет вместе с самим устройством, является в некоторой степени инструкцией. Обычно соединительный кабель прокладывается вместе с фреоновой магистралью, хотя его можно проложить и в отдельной пластиковой коробке.
Подключение по выделенной линии
После соединения двух блоков между собой необходимо подключить внутренний блок к сети. Можно использовать ближайшую розетку, однако, учитывая довольно высокую мощность установки, специалисты рекомендуют выделять для нее отдельную линию питания, которая будет идти непосредственно до счетчика. Это позволит снять большую нагрузку с общей линии электросистемы квартиры. Прокладка кабеля до щитка может быть произведена по специальной штробной канавке или в пластиковом коробе. Не оставляйте провод открытым.
Щиток, в который будет заходить линия питания кондиционера (и общая линия электросистемы квартиры), должен быть заземлен. При этом питание кабеля должно быть подключено через автомат определенной мощности. Она рассчитывается по специальной формуле: мощность кондиционера, деленная на напряжение (220 или 230 В). К полученному значению нужно прибавить 30 % для запаса по мощности.
Подключение к общей системе электропитания квартиры
Подключение устройства к обычной розетке, которая принадлежит общей линии питания, возможно только в том случае, если ваш кондиционер не мощный и не создаст большую нагрузку на сеть. При потребляемой мощности кондиционера 1 кВт и менее его можно подключать к обычной розетке. Обычно такую мощность имеют модели, предназначенные для охлаждения 20 квадратных метров.
fb.ru
Электрическая схема кондиционера фото и видео
При покупке комнатного кондиционера очень важно правильно подойти к выбору технических характеристик и ответственно отнестись к установке. По статистике наибольшая часть поломок кондиционеров происходит из-за их неправильной и неквалифицированной установки. Правильная последовательность подключения электрической схемы кондиционера - это залог его качественной и долговременной работоспособности. Если кондиционер все же установлен неправильно, то впоследствии могут проявиться следующие отрицательные характеристики: протекание конденсата внутрь помещения, утечка фреона и др.
Электрическая схема кондиционера
Существует два вида установки кондиционеров в помещениях: стандартная и нестандартная. Стандартная установка - самая распространенная, установка кондиционера недалеко от окна, так как компрессор располагается на улице. Возможно, выполнение установки в комнатах с выполненным ремонтом. Такая установка не является дорогостоящей и не занимает много времени. Нестандартная установка кондиционера достаточно дорогостоящая и кропотливая работа, которую рекомендуется производить только в процессе ремонта помещения, так как она предполагает штробление стен.
Несмотря на то, какой вариант установки Вы выберите, во избежание всех негативных последствий, перед началом монтажа кондиционера и креплений, стоит выяснить важные моменты. Например, такие как схема внешнего соединения и электрическая схема, система электрообеспечения устройства, расположение вводных приспособлений, поперечное сечение проводов и будущие трассы кабелей, выяснить характеристику стены, задействованные для трассы электропроводки. Электрическая схема кондиционера должна соответствовать правилам устройства электроустановок и нормативным документам. Немаловажно участие профессиональной команды специалистов с необходимым оборудованием.
Схема подключения кондиционера
Электрическая схема подключения кондиционера включает прокладку наружных проводок, закрепляющиеся через каждые 50 см специальными хомутами. Электропроводка, укладывающаяся в коробы, крепится к стене с использованием клея и шурупов, а скрытая электропроводка располагается в углублениях в стене в гофрированных трубах, прикрепляющиеся хомутами.
При выборе места для установки кондиционера в первую очередь нужно позаботиться об эстетических характеристиках: дизайн и интерьер. Рекомендуется устанавливать кондиционер в подпотолочной области в месте, где не проводится много времени, так как прямые потоки холодного воздуха могут привести к простудным заболеваниям.
Схема холодильного контура
Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.
Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.
Compressor - компрессор, "сердце кондиционера". Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.
Heat exchanger - теплообменник,
- outdoor unit - внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
- indoor unit - внутреннего блока - испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру
Expansion valve - расширительный вентиль
По-другому ТРВ - терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.
В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах - электронный расширительный вентиль.
2-Way valve - двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями - открыто и закрыто
3-Way valve - трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.
4-Way valve - четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева
Strainer - фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).
Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ - так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.
Muffler - глушитель
Стрелками указано направление движения фреона по контуру:
- сплошной стрелкой - в режиме охлаждения
- пунктирной стрелкой - в режиме нагрева
Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:
- датчики давления
- отделители жидкого хладагента
- линии перепуска
- системы инжекции (впрыска) в компрессор
- маслоотделители
Схема мульти сплит системы
Мульти сплит система - это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних
В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:
Distributor - распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.
В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:
Receiver tank - ресивер.
Ресивер имеет несколько предназначений - защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.
В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ
Электрическая схема кондиционера
Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:
Terminal - клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.
N - электрическая нейтраль
2 - подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока
3 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости
4 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости
5 - подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева
Компрессор
C - common - общий вывод обмоток компрессора
R - running - рабочая обмотка компрессора
S - starting - фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая
Internal overload protector - внутренняя защита от перегрузки
Compressor Capacitior - электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)
Fan motor - двигатель, мотор вентилятора
Thermal protector - защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.
Fan motor Capacitior - рабочий конденсатор двигателя вентилятора
SV - solenoid valve - электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.
Схема внутреннего блока кондиционера
Клеммная колодка
На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот - к внешнему блоку)
L, N - электрическая линия и нейтраль однофазного питания
Filter Board - плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания
Control Board - плата управления - управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.
Main relay - главное реле - силовое реле, подающее напряжение на компрессор.
Display board - модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.
Thermistor - термистор, терморезистор, датчик температуры
Room temp. - датчик температуры воздуха в комнате
Pipe temp. - датчик температуры трубки теплообменника, испарителя
Датчики температуры ещё могут находиться в:
- пульте управления - для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим "I Feel").
- на входе, выходе и в средней точки испарителя
Step motor - шаговый двигатель,
Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор
За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.
Drain pump motor - дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров
Float switch - поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров
Электрическая схема кондиционера видео
Читаем дальше - узнаём больше!
Оценка: 2.2 из 5Голосов: 81strofix.ru
Принципиальная схема кондиционера
Как и любое другое техническое устройство, кондиционер имеет принципиальную схему, на которой указаны все его составляющие, а также коммуникации - то есть соединения между ними.
Условно кондиционер можно разделить на две функциональные части:
- холодильный контур
- электрическая часть
Основную функцию - охлаждение, осуществляет холодильный контур, а вот всеми его компонентами управляет электрическая схема (электронная).
В данной статье мы рассмотрим схемы неинверторных кондиционеров.
Схема холодильного контура
Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.
Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.
Compressor - компрессор, "сердце кондиционера". Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.
Heat exchanger - теплообменник,
- outdoor unit - внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
- indoor unit - внутреннего блока - испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру
Expansion valve - расширительный вентиль
По-другому ТРВ - терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.
В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах - электронный расширительный вентиль.
2-Way valve - двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями - открыто и закрыто
3-Way valve - трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.
4-Way valve - четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева
Strainer - фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).
Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ - так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.
Muffler - глушитель
Стрелками указано направление движения фреона по контуру:
- сплошной стрелкой - в режиме охлаждения
- пунктирной стрелкой - в режиме нагрева
Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:
- датчики давления
- отделители жидкого хладагента
- линии перепуска
- системы инжекции (впрыска) в компрессор
- маслоотделители
Схема мульти сплит системы
Мульти сплит система - это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних
В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:
Distributor - распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.
В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:
Receiver tank - ресивер.
Ресивер имеет несколько предназначений - защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.
В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ
Электрическая схема кондиционера
Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:
Terminal - клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.
N - электрическая нейтраль
2 - подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока
3 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости
4 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости
5 - подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева
Компрессор
C - common - общий вывод обмоток компрессора
R - running - рабочая обмотка компрессора
S - starting - фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая
Internal overload protector - внутренняя защита от перегрузки
Compressor Capacitior - электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)
Fan motor - двигатель, мотор вентилятора
Thermal protector - защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.
Fan motor Capacitior - рабочий конденсатор двигателя вентилятора
SV - solenoid valve - электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.
Схема внутреннего блока кондиционера:
Клеммная колодка
На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот - к внешнему блоку)
L, N - электрическая линия и нейтраль однофазного питания
Filter Board - плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания
Control Board - плата управления - управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.
Main relay - главное реле - силовое реле, подающее напряжение на компрессор.
Display board - модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.
Thermistor - термистор, терморезистор, датчик температуры
Room temp. - датчик температуры воздуха в комнате
Pipe temp. - датчик температуры трубки теплообменника, испарителя
Датчики температуры ещё могут находиться в:
- пульте управления - для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим "I Feel").
- на входе, выходе и в средней точки испарителя
Step motor - шаговый двигатель,
Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор
За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.
Drain pump motor - дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров
Float switch - поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров
Где взять схему моего кондиционера?
Схемы кондиционера могут отличаться для каждой конкретной модели - где-то могут быть детали, которых нет в приведённых схемах (например датчики или защитные приборы), или наоборот, некоторых деталей не будет.
Для каждой модели кондиционера производитель выпускает сервисную документацию (Service Manual) для ремонтников, обслуживающего и инженерного персонала. В ней находятся не только схемы, но и коды ошибок, способы устранения поломок.
Итак, для нахождения схемы кондиционера необходимо:
- выписать точную модель оборудования
- найти сервис мануал в разделе "Техническая документация"
- можно воспользоваться поиском по сайту или в интернете
- получить информацию у производителя, дистрибьютора
Но даже если вы не нашли информацию по необходимому оборудованию, можно воспользоваться другой из этой серии, либо вообще от другого производителя, так как схемные решения очень схожи.
Также можно создать тему на профессиональном форуме, коллеги обязательно помогут Вам!
masterxoloda.ru
Принцип действия автомобильного кондиционера - Кондиционеры - Статьи
Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Он представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.
Теоретически заполнить кондиционер можно было бы и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые помимо безопасности обладают еще и набором нужных характеристик. Несмотря на некоторые различия между автокондиционерами разных производителей, их принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант (см. рисунок).
Итак, при нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск 3, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву 2. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор 1. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор 4 (в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.
В этом ему помогает вентилятор 5, который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет — еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель 6. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.
Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок 9. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. К сожалению, он есть далеко не на всех автомобилях.
Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) 10. ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.
Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель 12 — это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор 13 сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.
Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает одной - двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.
За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе 6 стоит датчик 7 включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора 4 недостаточно (например, вы стоите в пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор 5 на полную мощность. Датчик 8 выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик 11 выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.
Вот, собственно, и все, что можно сказать об устройстве и работе автомобильного кондиционера. А теперь расскажем о его обслуживании.
В автомобильном кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор — теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли, грязи и т. п. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин и к утечке хладагента. Продлить срок его службы, как, впрочем, и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора вообще часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.
В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок - фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.
Также при эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.
Каких-либо специальных мероприятий по подготовке кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно лишь порекомендовать проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера. У нас обычно это откладывают до последнего, и с наступлением жары во всех обслуживающих кондиционеры фирмах возникают большие очереди.
Конденсор, прослуживший пять-семь лет, почти всегда имеет многочисленные очаги коррозии, особенно в местах крепления. В районе возникновения микротрещин на нем появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой конденсор при очередном обслуживании автомобиля подлежит замене. Попытки заварить его чаще всего обречены на неудачу — проблема вскоре вновь проявится, возможно, на месте другого очага коррозии. Правда, некоторым фирмам, имеющим хорошее оборудование по аргонно-дуговой сварке, а также квалифицированных специалистов, это иногда удается
www.elektrik-avto.ru
Принцип работы автокондиционера
А нужно ли мне знать принцип работы автокондиционера, его устройство, дует себе, и дует - этот вопрос может возникнуть у многих владельцев транспортных средств.
Ответ однозначный - да. Нужно знать и применять.
В этой статье мы расскажем вам как устроена система кондиционирования автомобиля, коснемся немного истории, посмотрим как влияет температура воздуха в салоне на самочувствие водителя.
Рассмотрим вопросы диагностики, эксплуатации и, в конечном счете, почему нужно знать принцип работы автокондиционера.
Работа автокондиционера
Сегодня невозможно представить современный автомобиль без кондиционера. Они проектируются как на автомобилях представительского класса, так и на микролитражках. Даже отечественные автопроизводители всерьез занялись этим вопросом!
Необходимость комфортной температуры сложно переоценить. Вы стояли когда-нибудь в многочасовой пробке под палящим солнцем, в летний зной? Если да, то необходимость данной опции подтвердите без колебаний.
Также думали и первые изобретатели автомобилей. Кроме, собственно, комфорта и микроклимата, работа кондиционера влияет и на безопасность – жара и духота отвлекает водителя от дороги.… Впрочем, всё по-порядку…
Из истории автокондиционера
Идея повысить комфорт внутри автомобиля витала в головах автостроителей с момента изобретения автомобиля. Однако все предлагаемые на тот момент системы терпели крах.
Система трубопроводов для циркуляции воздуха, скрытые вентиляторы, принудительные воздухозаборники и даже кубики льда на специальном поддоне…
Каких только экзотических систем не проектировалось и не внедрялось, однако ничего из предлагаемого нормально не работало, или было неэффективно…
Поиски продолжались до момента изобретения компрессорных систем охлаждения. Первым автомобилем, снабженным прообразом современной системы кондиционирования считается Паккард 1939 года.
Системе было далеко до идеала – для того, чтобы «охладиться» приходилось проделывать целый ряд манипуляций. Нужно было остановить автомобиль, заглушить двигатель, подключить «кондиционер», завести двигатель, отрегулировать воздушный поток, «охладиться», заглушить двигатель, отключить систему, завести двигатель и продолжить путь.
Впечатляет? Однако принцип стал популярен, а начало положено. Дальнейшее развитие систем кондиционирования автомобиля было лишь делом техники и времени.
Уже в 1941 году Кадиллак выпускает партию в 300 автомобилей с кондиционерами, работающими по привычной нам схеме. В 60-х годах количество «комфортных» автомобилей исчислялось тысячами, а в 80-х уже миллионами.
Влияние температуры воздуха в салоне на самочувствие водителя
Автопроизводители, как известно, уделяют большое внимание научным исследованиям. Выяснено, что наиболее комфортная для водителя и пассажиров температура воздуха в салоне - 18-20°С, а влажность – в пределах 30-70%.
Отклонение от данных показателей считается небезопасным. Так, при +10-15°С следует переохлаждение тела. При +25°С утомляемость и рассеянность значительно увеличиваются, может клонить в сон.
При +30°С и выше - нарушение координации движений, замедление реакции, логические ошибки при управлении транспортным средством и анализе дорожной обстановки.
Принцип работы автокондиционера
Система автокондиционирования предназначена для создания и поддержания комфортного микроклимата внутри салона автомобиля - регулирования температуры воздуха, влажности. Кроме того – оптимизация потоков воздуха, а также фильтрация от вредных примесей и устранение запахов.
Принципиально устройство и работа автокондиционера не отличается от работы обычного кухонного холодильника.
Может возникнуть вопрос – а так ли нужно знать его устройство и принцип работы? Ответ – да.
Знание принципов работы и основных узлов позволит вам вовремя диагностировать большинство неисправностей системы и предвидеть необходимость некоторых работ, например – дезинфекцию кондиционера автомобиля, чистку.
Автокондиционер – замкнутая, герметичная система с закачанным внутрь хладагентом (специальным рабочим веществом, для простоты - газом).
Система состоит из нескольких основных и множества дополнительных (опционных) узлов.
Основной принцип работы автомобильного кондиционера следующий:
Компрессор сжимает хладагент (для примера возьмем фреон), отчего тот, как известно из курса физики, сильно разогревается.
Горячий хладагент гонится по трубопроводам в конденсатор. Там фреон конденсируется в жидкость и выходит из узла уже в жидком состоянии.
Затем он попадает в ресивер-осушитель, где фильтруется от амортизационного мусора, далее – попадает напрямую в магистраль, идущую в салон автомобиля.
Тут-то и начинается его работа. Проходя через следующий узел – терморегулирующий вентиль, хладагент попадает в испаритель. На этом участке системы он переходит в газообразное состояние, при этом значительно охлаждаясь.
Проходя через салонный испаритель, он охлаждает его трубки практически до ледяного состояния, а имеющийся вентилятор гонит через них воздух в салон автомобиля.
Далее фреон вновь попадает в компрессор, что знаменует завершение цикла и всё начинается сначала.
Система трубопроводов и узлов от компрессора до терморегулирующего вентиля называется системой высокого давления - рабочие показатели могут колебаться от 5 до 25 и более атмосфер.
Система от вентиля до компрессора – система низкого давления (обратная магистраль). Рабочее давление там редко превышает 3-4 атмосферы.
Нужно учитывать, что система кондиционирования находится под постоянным давлением, даже тогда, когда заглушен двигатель. Давление в системе в состоянии покоя выравнивается в среднем до 5 атмосфер.
Безусловно, система автокондиционирования снабжена и необходимым количеством рабочих и аварийных датчиков. Они следят за работой узлов и устраняют, главным образом, опасные для системы перегрев, избыточное, либо, наоборот, недостаточное давление.
Хладагент и смазка
И в настоящее время ведутся научные поиски безопасного и эффективного хладагента. Еще совсем недавно повсеместно использовался фреон R12 (CFC). Однако после подтвержденного исследованиями негативного влияния на атмосферу, его применение сокращено до минимума.
В настоящее время используемся условно-«экологически чистый» хладагент R134а (HFC). Однако он существенно проигрывает R12 по текучести и в эффективности (хуже на 10-15%). Также усложнилась и сама система кондиционирования.
Хладагенты R12 и R134а, а также применяемые совместно с ними компрессорные масла – несовместимы!
Сейчас ожидается массовое применение хладагента R744, еще более экологически чистого состава, работающего, однако, под значительно более высоким рабочим давлением.
Смазка подвижных частей компрессора производится специальным компрессорным маслом. Оно циркулирует по системе вместе с хладагентом. Для кондиционеров, где применяется фреон R12, используются минеральные масла.
Где используется R134а - полиалкиленово-гликолевое (или - PAG). Как уже отмечалось ранее – эти фреоны и масла несовместимы, их смешивание приведет к неизбежной поломке кондиционера.
В моторном отсеке имеются информационные наклейки (таблички) с указанием хладагента и масла, применяемого в системе.
Кроме того, существует цветовое обозначение - наклейки для R134а - зеленого цвета, а для R12 – желтого цвета. Дополнительно производители комплектуют эти системы разными по конструкции заправочными узлами (что называется – «защита от дурака»).
Устройство схема автокондиционера, основные узлы и их функции
1)Компрессор (1).
Пожалуй, наиболее сложный узел в системе. Его задача – обеспечить сжатие хладагента в газ высокого давления и температуры. Самые распространенные типы компрессоров роторно-лопастные, аксиально-поршневые.
Работа компрессора обеспечивается от двигателя с использованием приводных ремней через шкив (2) и диск привода компрессора (3) электромагнитной муфты.
При подаче напряжения на муфту (включении кондиционера), она блокируется с валом компрессора, запуская его в работу. При отключенном кондиционере происходит свободное вращение шкива – сам компрессор не работает.
2)Конденсатор (4).
Довольно объемный узел, представляющий собой подобие змеевика, где сжатый и нагретый хладагент охлаждается не без помощи вентилятора (5) или системы вентиляторов. Данный узел устанавливается таким образом, что при движении автомобиля он дополнительно охлаждается набегающим потоком воздуха.
Наиболее уязвимая часть автокондиционера – подвергается как риску механических повреждений, так и стремительно коррозирует. После охлаждения хладагент становится жидким и далее по трубопроводу уже течет в жидком виде.
3)Ресивер-осушитель (6).
Представляет собой фильтр для очистки хладагента от грязи, примесей, металлической стружки и прочих амортизационных загрязнителей, неизбежных в любом работающем механизме.
Как правило, в районе ресивера-осушителя либо на самом узле располагается смотровой глазок, для визуальной оценки наполнености системы хладагентом и его чистоты. Появление там вместо прозрачной жидкости молочно-белой взвеси свидетельствует о неисправности кондиционера или значительной утечке хладагента в атмосферу.
4)Терморегулирующий вентиль (расширительный клапан) (10).
Это температурный регулятор и один из ключевых узлов любого кондиционера. Он регулирует скорость и объем подачи хладагента в испаритель, чтобы на выходе температура хладагента соответствовала заданным параметрам.
5)Испаритель (12). Он же – теплообменник.
Также как и конденсатор, представляет собой змеевик из тонкой трубки, по которой течет стремительно охлаждающийся хладагент. Вентилятор продувает через испаритель наружный воздух, который мгновенно превращается в ледяной и через систему распределения подается в салон.
6)Редукционный клапан.
Аварийный клапан для стравливания критического давления в системе (как правило, от 32 атм. и выше).
7)Датчик низкого давления.
Отключает компрессор при падении давления ниже 2-х атм., во избежание заклинивания компрессора от недостаточной подачи смазки.
8)Датчик высокого давления.
Отключает компрессор во избежание повреждения всей системы кондиционирования вследствие избыточного (более 30 атм.) давления.
9)Комбинированные и дополнительные датчики.
Считывают прочую информацию, такую, например, так температура корпуса компрессора, наличие прямого солнечного света и т.д. с установленным алгоритмом дальнейших действий.
Правильная эксплуатация кондиционера
- В жаркий день сначала откройте по возможности все двери автомобиля на минуту, чтобы салон полностью проветрился, далее – закройте двери и запускайте кондиционер.
- Эксплуатируйте кондиционер исключительно при полностью закрытых дверях, окнах, люках. Приток наружного воздуха в салон снижает эффективность работы кондиционера, нагружает его, что способствует повышенному износу и неоправданному расходу топлива.
- Минимум раз в неделю включайте кондиционер не менее, чем на 5-10 минут. Это необходимо, чтобы не вышли из строя эластичные прокладки и внутренние системы не начали корродировать от отсутствия масла. Как и любой системе с движущимися деталями, кондиционеру нужно постоянное омывание внутренних рабочих поверхностей смазочным маслом.
Неисправности автокондиционера и проблемы
Самая распространенная проблема – утечка хладагента. Кондиционер перестает выполнять свои функции, начинает работать с перегрузками, нарушается циркуляция смазывающего масла.
Кроме того, в случае негерметичности системы, кондиционер вполне может забирать из влажной атмосферы воду, которая, попав в магистрали, летом может вызвать паровой удар, а зимой – разрыв магистрали вследствие замерзания. И в том и в другом случае – это дорогостоящий ремонт.
Какие встречаются основные неисправности в работе кондиционера, вы можете прочитать в статье: "Неисправности автомобильного кондиционера".
Заправка и обслуживание
Многие модели автокондиционеров предполагают возможность самостоятельного обслуживания и дозаправки. Данную процедуру, а именно – диагностику и дозаправку, необходимо производить по мере надобности, но не реже одного раза в два года.
Буду очень признателен, если Вы поделитесь статьей с друзьями в соц.сетях, оставите комментарий.
Посмотрите другие интересные публикации:
"Как выбрать видеорегистратор для автомобиля",
"Навигатор в машину принцип работы и основные функции",
"Что такое парктроник".
wmeste.su
Простейшая схема автомобильного кондиционера : Схема проводки автокондиционера - 10 Января 2016
1) Предохранитель 15 ампер;2) Кнопка включения вентилятора отопителя;3) Кнопка включения кондиционера;4) Аварийный датчик давления;5) Датчик низкого давления;6) Реле включения электромагнита компрессора;7) Электромагнит компрессора;8) Датчик высокого давления;9) Реле включения вентилятора охлаждения;10) Вентилятор охлаждения;11) Предохранитель 20 ампер.
Вы видите простейшую электрическую схему системы автомобильного кондиционера, как она работает смотрите ниже:
В момент включения зажигания автомобиля, на предохранителях "1” и "11”, появляется 12 вольт, заводим автомобиль. Теперь на этих предохранителях 14 вольт.
Что бы запустить систему АК, включаем кнопку "2” вентилятора отопителя салона. После включения вентилятора, на кнопке "3”, появляется 14 вольт, нажимаем эту кнопку и напряжение доходит до датчика "4”, аварийного отключения системы. (Если в системе кондиционера давление будет превышать 18 бар, датчик разомкнет цепь, и напряжение дальше не пойдет, в следствии, кондиционер отключится, это не даст расти давлению и сбережет целостность системы.) (Такие датчики стоят не на всех системах АК, зачастую они вообще отсутствуют.)
Если датчик "4” сомкнут, напряжение доходит до датчика низкого давлении "5”, который замыкает цепь, когда в системе АК давление превышает 2 бар. (Если датчик разомкнут, значит, в системе недостаточно давления его включить, либо не работает сам датчик).
Если все в порядке, питание приходит на управление реле "6”, после срабатывания реле, с предохранителя "11” питание направляется на электромагнит компрессора ”7”.
Для чего нам нужен датчик высокого давления "8”? Для того что бы избежать неприятностей от избыточного давления в системе АК. Этот датчик должен включится, если в системе давление выше 15-ти бар. После его включения, питание с предохранителя "1”, направляется на управление релюшки "9”. Реле замыкает провод который идет от предохранителя "11”, на дополнительный вентилятор охлаждения "10”.
Вот таким образом и работает простейшая электрическая схема, включения системы автомобильного кондиционера.
В природе существует масса разновидностей управления автомобильным кондиционером, климат контроли, в систему которых входят датчики температур салона, и температуры на улице. На такие системы, схем очень много, поэтому привел в пример только одну, самую простую, для представления того, как в общем включается компрессор кондиционера и от чего включается вентилятор охлаждения. На системах с климат-контролем, установлены датчики температуры окружающей среды, поэтому, если температура окружающей среды ниже плюс пяти градусов по Цельсию, кондиционер тоже не включится. А кондиционер нужно включать зимой, хотя бы два раза в месяц на минут 15-20. Для этого владельцам автомобилей с такой системой управления приходится искать тепленькое место для своего авто, либо феном греть датчик температуры окружающей среды (обычно он установлен спереди, между передним радиатором и бампером).
На автомобилях Mercedes стоят реле, которые управляют отдельно клапанами, которые перекрывают подачу горячего тосола в радиатор печки, или подмешивают его для поддержки той температуры в салоне, которую ВЫ задали.
На некоторых автомобилях климат просто отключает и включает компрессор кондиционера, на других климат просто приоткрывает заслонки и подмешивают горячий воздух для поддержания температуры.
Датчики давления тоже бывают разные, например на автомобилях Renault часто встречаются датчики с тремя выводами, которые не замыкают провод как показано на выше приведенной схеме, а меняют свое сопротивление в зависимости от изменения давления в системе кондиционера.
На автомобилях Peugeot вентилятор охлаждения радиатора кондиционера включается сразу, вместе с компрессором, у них две скорости. Когда давление поднимается к критическому, вентилятор крутится быстрее.
На некоторых моделях Mercedes и BMW, встречались датчики высокого давления, которые в зависимости от давления меняли сопротивление, и вентилятор охлаждения в зависимости от сопротивления датчика набирал обороты (немцы молодцы, интересно придумали, но вентиляторы эти не надежные и цена на них не маленькая, например BMW X5 - вентилятор стоил 500у.е. в 2008 году).
Компрессора тоже по разному включаются, есть включение с помощью электромагнита, есть с помощью электроклапана, который устанавливается непосредственно во внутрь компрессора (внутренности таких компрессоров крутятся постоянно).
ВНИМАНИЕ!!! Если ВЫ, только приобрели автомобиль с кондиционером, включаете его, муфта на компрессоре срабатывает, компрессор начинает вращаться, но холода нет. Выключайте кондиционер и направляйтесь к специалисту по ремонту АК. Дело в том, что наши всеми любимые перекупы, которые занимаются перепродажей автомобилей, зачастую не хотят тратить денег на заправку системы кондиционера, и просят электриков ставить перемычку на датчик низкого давления "5”. Если ее поставить, то электромагнит на компрессоре будет срабатывать, компрессор будет вращаться, в следствии чего, он просто клинит. Компрессор стоит не дешево. Мой ВАМ совет, купив новый, или подержанный автомобиль с кондиционером, обратитесь к специалисту по ремонту АК. Почему даже с новым автомобилем? Человек купил новый автомобиль (DAEWOO Nubira), но так как на заводе изготовителе, не добавили в систему АК масло, компрессор заклинил. Ему пришлось покупать новый компрессор за 600у.е.
Автор статьи: Джанумов Андрей
Источник материала ;
bmightoner.ucoz.ru
Схема автокондиционера | autotexservis.ru
Хладагент циркулирует линии закрытого контура и его составляющих частей. Подобные циклы хладагент вынужден непрерывно повторять, и это называется циклом хладагента. Явления, возникающие от циркулирования хладагента в пределах цикла, связанны с изменением каждого значения давления и температуры при превращении хладагента в газ и конденсации вновь в жидкость.
Система охлаждения опирается на несколько неизменных физических законах. Подобные законы вытекают из обсуждения о том, какие явления вызывает хладагент при работе системы охлаждения.
1.Компрессор2.Конденсатор3.Ресирвер-осушитель4.Терморегулирующий вентиль5.Испаритель
Газ хладагент всасывается и сжимается компрессором до высоких температуры и давления и затем выпускается.Хладагент, выпущенный из компрессора, поступает на конденсатор и принудительно охлаждается вентилятором системы охлаждения, при этом отдавая «скрытое» тепло конденсации воздуху, проходящему через конденсатор, превращает в жидкость.Превращенный в жидкость хладагент после удаления влаги и пыли в приемнике осушителе поступает в терморегулирующий вентиль, где его давление падает, одновременно превращая ее в смесь жидкости и пара. Затем эта смесь поступает в испаритель. Там она вновь превращается в пар, имеющий низкое давление, одновременно охлаждая воздух, продуваемый через испаритель. Наконец из испарителя пар забирается компрессором, и цикл повторяется сначала.
См.также:
Принцип работы автокондиционера
Неисправности
Если у вас возникли вопросы вы можете их задать по телефону:+7 903 579 09 33 или +7 965 269 81 79, также вы можете посмотреть ответы на вопросы в рубрике ВОПРОС-ОТВЕТ, если вы там ответ не найдете, тогда задайте его там же в соответствующей форме. Наши специалисты вам обязательно ответят.
autotexservis.ru