Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

Неравномерный износ шин — в чём могут быть причины? Причины износа автомобильных шин


Всё, что нужно знать об износе шин: виды и причины

Одной из деталей автомобиля, больше остальных подверженной износу, являются шины. Покрышки обеспечивают контакт машины с поверхностью дорожного покрытия. Длительный срок эксплуатации и выполнение непосредственных функций и становится причиной их износа. Безопасность передвижения по дорогам зависит от работоспособности покрышек, и по этой причине необходимо тщательно следить за их состоянием.

Чем опасна езда на изношенных автомобильных шинах

Состояние автомобильной резины сказывается в первую очередь на подвеске. По сути, характер износа покрышек является индикатором состояния машины в целом. Неравномерный и повышенный износ протектора — последствия различных неисправностей, требующих устранения.

Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.

Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.

При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.

Аквапланирование

Аквапланирование автомобиля на влажной трассе очень опасно!

В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости — порядка 64 км/ч — с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.

Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.

Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Причины износа шин

Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:

  • Плохое качество трасс. С данным фактором придётся смириться и постараться выработать подходящую манеру вождения, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие;
  • Стиль вождения. Влияет не только на износ шин, но и на техническое состояние автомобиля;
  • Несвоевременное проведение ТО автомашины;
  • Некорректное давление воздуха в шинах;
  • Дисбаланс колёс;
  • Несоблюдение норм скоростного режима. На каждой покрышке располагаются соответствующие индексы, которые нужно брать во внимание при выборе новой резины;
  • Неправильно подобранная сезонная резина. Зимние шины отличаются большей мягкостью резины по сравнению с летней, из-за чего она довольно быстро стирается о покрытие трассы и лишается шипов. Летние покрышки твёрдые, при низких температурах становятся ещё тверже. В результате они могут очень сильно повредиться и не способны обеспечивать необходимый уровень сцепления с поверхностью дорожного полотна;
  • Некорректная установка колёс;
  • Неисправности рулевого управления и ходовой части автомобиля;
  • Волочение или протаскивание;
  • Структура покрышек;
  • Заносы.

Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо. Причиной снижения прочности и появления трещин покрышек может стать не только нечастое использование авто, но и воздействие окружающей среды — высокого уровня влажности и температуры.

Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.

Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.

Виды изношенности резины

Конкретный тип износа определяется при помощи различных индикаторов, индивидуальных для каждой марки шин.

Виды износа шин

Типы износа шин, причины и устранение

Нормальный износ

Этот вид характерен для стандартной эксплуатации машины. Зависит в основном от месторасположения колеса. Для такого типа нормален неравномерный износ обеих пар шин.

Желательно периодически менять задние и передние колёса местами для обеспечения равномерного износа.

На управляемые колёса приходится увеличенная нагрузка. Боковые поверхности — самая изнашиваемая часть покрышек. У размещённой на ведущем мосту пары колёс износ средней части в несколько раз сильнее по сравнению с ведомой парой. Объясняется это тем, что середина покрышки находится в большем взаимодействии с асфальтом.

У заднеприводных машин передние колёса истираются в основном по бокам, в то время как задние — посередине.

Величина тяговой силы на ведущих колёсах автотрансопртного средства ограничивается сцеплением шин с поверхностью дорожного полотна.

Нормальный износ шин

Слева передние колёса с нормальным износом, справа задние

Центральный и двусторонний

Причиной обоих видов истирания протектора является повышенное либо пониженное давление в колёсах. Центральный износ фиксируется при излишне высоком давлении, когда с поверхностью дороги контактирует только середина колеса.

Двусторонний износ, напротив, характерен для низкого давления: шины контактируют с поверхностью трассы большей площадью, что приводит к истиранию боков резины.

Износ в виде пятна и по окружности

Дисбаланс колёс нередко становится причиной ненормального износа шин. Чаще всего фиксируется на колёсах передней оси. Устранить дефект можно обычной балансировкой, при этом проводится она до полной потери покрышкой своей формы.

Если балансировка была проведена, но покрышки всё так же изнашиваются, значит, проблема кроется в подвеске. Для её устранения достаточно провести диагностику и ремонт амортизаторов или рычагов.

Одиночное пятно износа возникает в случаях резкого аварийного торможения.

Износ шин в виде пятна

Пятна могут быть по всей поверхности хаотичные и мелкие, а могут быть и единичные крупные следы торможения

Пилообразный

Страдают от него обычно блочные протекторы колёс на ведущей оси. Его причиной становится деформация колеса, проявляющаяся в случае протаскивания блоков по асфальту. В такой ситуации защитное покрытие резины полностью истирается.

Чешуйчатый

Зубцеобразный, или чешуйчатый, износ, характерный для колёс грузовых автомобилей, является следствием перегрузок. При его наличии желательно проверить внутреннюю сторону покрышек на наличие трещин. Велика вероятность того, что такой тип износа возник в результате неправильного подбора шин при максимальной нагрузке. На грузовые авто желательно устанавливать резину с 10%–15% запасом по данному показателю. Срок эксплуатации покрышек с заниженным показателем сокращается в несколько раз.

Образование острых краёв с одной стороны переднего колеса

С одной стороны передних колёс могут образовываться острые края. Причина этому — неаккуратный стиль вождения и плохое дорожное покрытие. На гравийных трассах резина быстро приходит в негодность из-за высокого абразивного износа и появления трещин, царапин и разрывов. Повышение температуры покрышки во время быстрой езды может стать причиной расслоения её составных деталей.

Волочение

Один из типов износа шин, устанавливаемых на грузовые автомобили. Фиксируется при разнице внешних диаметров, давления или глубины протектора пары колёс на одной оси. Это может стать причиной волочения меньшей шины за большей, ее проскакивания и постоянного торможения.

Износ шины вследствие волочения

Край покрышки стёрт вследствие волочения

Протаскивание характерно и для одной шины со слишком высоким или низким давлением и неправильно подобранным диском. При нормальном давлении в шине пятно контакта с трассой равномерно распределяет нагрузку. При отклонении в большую или меньшую сторону от допустимой нормы размеры пятна меняются, и нагрузка перераспределяется неравномерно. Локальный износ может стать причиной разбалансировки колёс.

Продольный гребенчатый

Характерен для устанавливаемых на ведущую ось колёс с блочным типом протектора. Отличается большим износом сбегающего, а не набегающего края резины. Избавиться от него можно, сменив направление вращения колеса.

Резкие торможения и разгоны, крутые повороты не самым благоприятным образом влияют на резину автомобиля. Такое вождение приводит к продольному гребенчатому износу, сопровождающемуся разрывом шин и появлением трещин в канавках протектора, что особенно характерно для низкопрофильной резины. Аварийное торможение или неполадки тормозной системы могут стать причиной появления так называемых «ползунов».

Избежать крутых поворотов на практике практически нереально: они чреваты «заламыванием» резины. Однако чаще всего причиной такого типа износа становится сам водитель и его стиль вождения.

Когда менять изношенные покрышки: нормы и расчёт

«Лысые» покрышки не выполняют своих функций и могут стать причиной увеличения тормозного пути, аквапланирования и заносов, что, в свою очередь, может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.

Измерение глубины протектора шин

Способов измерения степени износа множество, однако цифровые измерители всегда остаются максимально точными

Регулярный визуальный осмотр колёс автомобиля поможет определить сроки замены резины. Осуществлять смену шин желательно в следующих случаях:

  • Достигнут максимальный предел износа, при котором высота протектора меньше 1,6 мм (детали см. ниже). На ламелях и протекторах шин обычно располагаются индикаторы износа. Замена колёс проводится каждые 40–50 тысяч километров пробега. Эксплуатационный срок колёс может разниться в зависимости от производителя, состава резины, манеры вождения, дороги;
  • Ненормальный износ шин. Бывает нескольких видов: износ боковой или центральной части, рабочих граней или асимметричный. Устранить его можно только избавлением от механической неисправности, ставшей его причиной;
  • Глубина канавок шин, установленных на одной оси, различается более чем на 5 мм. Сказывается на управляемости автомобиля;
  • Повреждения шин. Любые нарушения целостности покрышки могут стать причиной её разрыва на высокой скорости;
  • Колёса не соответствуют рекомендациям производителя: неправильно подобраны типоразмеры, не соблюдается скорость и нагрузки.

Для разных категорий транспортных средств и типов резины установлены определённые нормы износа шин:

  • для легковых авто — 1,6 мм;
  • для мотоциклов — 0,8 мм;
  • для грузовых авто — 1 мм;
  • для автобусов — 2 мм.

Для России и стран Европы действуют единые нормативы износа шин. Для зимней резины они составляют 4–6 мм, для летней — 1,6 мм. Такие данные являются предельными. Летние покрышки можно безопасно эксплуатировать при высоте протектора не менее двух-трёх миллиметров.

Как определить уровень пробега шин

Индикатор износа

Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.

Индикатор износа шин

Размещенный в протекторе блок износа

Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:

  • треугольник;
  • знак TWI;
  • логотип торговой марки.

Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.

Цифровые индексы на протекторах

В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают. Остаточный уровень протектора определяется по наибольшей из оставшихся цифр. Критический износ колёс фиксируется после стирания последнего индикатора.

Цифровой индикатор износа шин

Маркировка протектора шины цифровым индикатором износа: пример

Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:

  • Ряд цифр от «2» до «4», маркируются индикаторы в миллиметрах;
  • Ряд цифр, маркируются индикаторы в процентном соотношении от высоты протектора;
  • Индикатор, имеющий одну сегментированную цифру, выполненную таким образом, что каждый её сегмент выдавлен на разную глубину. По мере износа шины проявляются разные цифры. Маркируются такие индикаторы в миллиметрах.

Изменение цвета шины

Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.

Изменение цвета шины при износе

Определение уровня износа шины по изменению цвета удобно, но колёса не всегда выглядят эстетично

Измерение глубины профиля

Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.

Измеритель глубины профиля шин

Определение уровня износа протектора при помощи измерителя глубины профиля

Ручные способы: монета, линейка, штангенциркуль

Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.

Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.

Определение износа шины монеткой

Определение уровня износа протектора при помощи монетки — экспресс-методика

Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.

Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.

Как предотвратить износ шин автомобиля

Для увеличения срока эксплуатации резины и снижения уровня её износа достаточно соблюдать несколько рекомендаций:

  • неправильно проведённый развал-схождение может стать причиной неравномерного износа или крена на одну сторону;
  • После проведения ремонтных работ или переборки подвески в обязательном порядке нужно проводить развал/схождение;
  • Необходимо постоянно контролировать уровень давления в колёсах.

Простые правила помогут предотвратить преждевременный износ резины и продлить срок её службы.

Износ автомобильных шин — неизбежное следствие эксплуатации транспортного средства. Его причинами могут быть разные факторы — как технические неисправности, так и стиль вождения. Тем не менее соблюдение простых рекомендаций, регулярный визуальный осмотр колёс и своевременное техническое обслуживание автомобиля помогут не только увеличить срок эксплуатации резины, но и предотвратить серьёзные последствия её износа.

Михаил Рассветный Добрый день. Меня зовут Михаил. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Износ шин. Виды и причины износа покрышек

Износ шин. Виды и причины износа покрышек С пробегом техническое состояние шин изменяется, что влияет на эксплуатационные свойства автомобиля и на безопасность движения. Поэтому важно следить за равномерностью износа всех шин, а также не допускать эксплуатации транспортного средства, остаточная высота протектора шин которого ниже минимальной допустимой. Задача предупреждения преждевременного износа и разрушения шин весьма сложна и связана с умением определять их виды, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение шины. На повышенный износ ваших автомобильных покрышек влияет множество факторов, или если прямо говорить, нарушений. Дело в том, что многие автовладельцы не соблюдают элементарных правил технического обслуживания своего или рабочего автомобиля.

Происходит это либо по неведению, либо по своей халатности. Благодаря периодическому и своевременному осмотру шин автомобиля вы сможете получить полную и необходимую информацию о состоянии колес и шин, степени износа, выявить опасные для безопасности движения дефекты, определить причины износа шин и особенности эксплуатации автомобиля.

Кроме безопасности, состояние шин влияет на управляемость, динамику движения автомобиля, а также на расход топлива. Последнее особенно важно для грузовых автомобилей и автовладельцев с большим ежедневным пробегом. Некоторые производители шин в своих рекламных проспектах утверждают, что их шины не только долго прослужат, но и позволят при этом сэкономить топливо. Давайте разберёмся, насколько шины действительно влияют на расход топлива автомобиля. В грузовике это конечно заметнее, чем в легковушке, в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии и сопротивление шин. Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах.

Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению, трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15%) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80%) расходуется на деформацию шины. Если шину вообще без нагрузки покатить по дороге, то перед тем как остановиться, она будет двигаться достаточно долго. Но если шину нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься), после первоначального импульса она очень быстро остановится. Это наглядно демонстрирует, сколько энергии расходуется на постоянную деформацию шин.

Таким образом, у автовладельцев может появиться желание покупать шины, которые будут деформироваться минимально, и, следовательно, создавать меньшее сопротивление качению. Сейчас на рынке такой вариант вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Более жесткий каркас хоть и дает некоторую экономию топлива, в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Нужно лишь наехать на какой-либо предмет с острыми краями (камень, железку и т. п.). Кстати, подобная ситуация может случиться и с шинами премиум-класса. Некоторые водители, в основном грузовых автомобилей, специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо, не задумываясь, что при этом появляется неравномерный износ.

Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты. Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает топлива. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их "волочение". Например, если на одном метре колесо "уходит" всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо "утащит" в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего автомобиля "уволокли в сторону" на 2,5 километра при полной нагрузке.

Нормальный износ шин

norm_iznos.jpg

Осмотр шин автомобиля дает вам возможность получить информацию о состоянии шин и колес, об особенностях использования автомобиля, о его возможных дефектах, а также о стиле вождения. Так, например, спортивный стиль вождения приводит к другой картине износа шин, чем спокойный. Для корректной оценки необходимо осматривать все колеса. Особенно ярко это видно на примере легкового заднеприводного автомобиля, так как в нем по-разному распределяется нагрузка между ведущими и управляемыми колесами.

Износ шин в зависимости от температуры воздуха

iznos_t.jpg

Зависимость износа шин от скорости движения

iznos_v.jpg

Во время движения шина изнашивается - это определяется с помощью измерения высоты оставшегося протектора. Износ шины должен быть равномерным по всей окружности, при достижении минимальной высоты протектора шина считается изношенной полностью и подлежит замене. Износ шины в первую очередь определяется стилем вождения. Резкое ускорение и торможение изнашивает шину быстрее, чем равномерное движение.

В связи с разной нагрузкой ведущие и управляемые колеса имеют разную картину износа. Управляемые колеса больше изнашиваются по бокам, так как именно на эту часть шины приходится основная нагрузка в повороте. Шины на ведущих колесах изнашиваются больше посередине, так как именно эта часть шины контактирует с асфальтом и передает вращение колеса на дорогу. На автомобилях с передним приводом износ "суммируется" - в этом случае изнашивается вся шина равномерно и ее центральная часть и боковые стороны.

odnostor_iznos.jpg

Односторонний износ (возможное снижение ходимости от 15% до 30%) - встречается чаще других, так как причин его появления несколько. Односторонний износ шин может быть вызван ошибкой в геометрии подвески. Для определения причины в этом случае необходимо проверять схождение и развал колес. Износ на внешней стороне шины может быть вызван избыточным положительным схождением или развалом колес. Износ на внутренней части шины наоборот является причиной избыточного отрицательного схождения колес или развала колес. Езда с нулевым развалом приводит к равномерному, но усиленному износу шин. Кроме того, это увеличивает сопротивление шины качению и увеличивает расход топлива. Кроме шин управляемой оси, одностороннему износу могут быть подвержены и шины других осей - снова из-за проблем с геометрией. Это либо отсутствие соосности, либо деформация самих осей. На рулевых шинах для тягачей односторонний износ может появиться в связи с условиями эксплуатации транспортного средства. Ещё одной из причин является прохождение поворотов на повышенных скоростях. Чтобы не допустить появления одностороннего износа, нужно следить за состоянием ходовой, периодически проверять геометрию и отказаться от агрессивного стиля вождения.

centr_iznos.jpg

Двусторонний и центральный износы (возможное снижение ходимости от 5% до 10%) появляются по одной и той же причине - несоответствие давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. То же происходит и при перегрузе - шина даже с нормальным давлением едет, как приспущенная. Любители перекачивать шины получают другой результат: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора. Тот, кто следит за давлением в шинах и не перегружает машину, с такими проблемами не сталкивается.

Многочисленные места износа по окружности

Пятнистый износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) является прямым следствием дисбаланса. Особенно характерен он для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Если такой износ стало видно невооруженным глазом, проблема налицо. Балансировка исправит ситуацию, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно. Поэтому игнорировать балансировку при покупке и установке новых шин себе дороже. Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески (рычаги, амортизаторы, пружины). После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение, и колесо будет "бить".

Локальный износ в виде пятна

Износ в виде пятна на одном месте - это результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес. Рекомендуется увеличить давление в колесах, если оставляете автомобиль на длительный срок. Аналогичный эффект может вызвать также остановка автомобиля после интенсивного спортивного вождения - разогретые шины легко деформируются в местах контакта с дорожным покрытием и практически "застывают" в таком состоянии. Этот дефект исправить легко - после прогрева шин они снова приобретут круглую форму.

prodol_iznos.jpg

Гребенчатый (пиловидный) износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) - это одна из форм неравномерного износа. Его часто можно наблюдать у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется - в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь (блоки сминаются и протаскиваются по дорожному покрытию), а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на фронтальной кромке протектор изнашивается больше, чем на задней. Результатом такого износа становится увеличения шума качения шин. Избежать появления гребенчатого износа невозможно, но с помощью перестановок можно снивелировать его негативное влияние на ходимость шины. Водители тоже могут повлиять на ситуацию: если на педаль газа наступать по возможности плавно, гребенчатый износ будет минимальным. Для выравнивания такого износа шины обычно переставляют местами, так как шины на неведущем мосту больше подвержены такому износу. Низкое давление в шинах также увеличивает пиловидный износ.

Езда с неправильным давлением в шинах

Из-за недостаточного давления в шине она прогибается посредине и в результате интенсивно изнашивается по краям. Избыточное давление в шине приводит к обратному эффекту - изнашивается ее средняя часть. Достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.

Источник: www.avtoregion36.ru/information/article/iznos

shinoavtoservis.com

Износ Шин. Несколько Видов - 7 Причин (Детальный Анализ)

Износ шин — это явление, которое происходит по причине контакта поверхности с асфальтом. Может быть как естественный, в процессе долгой эксплуатации, так и ускоренный — при неправильном угле установки схода/развала колес, выборе неверного давления в покрышках, неисправности амортизаторов, слишком большой скорости.

Износ шин

Причины износа:

Определение износа

Советы по продлению срока службы

Причем изнашиваются абсолютно все покрышки — камерные и бескамерные, зимние и летние, низко- и высокопрофильные. Проверять степень их износа можно с помощью специального прибора, обычной монеткой или по имеющимся на покрышке индикаторам износа шин (имеются не на всякой резине).

Минимально допустимая высота индикатора составляет 1,6 мм. Когда он касается асфальта, это означает, что покрышку пора менять.

После первой зимы сцепные свойства покрышки снижаются примерно на 10%. Далее характеристики ухудшаются по экспоненциальному закону (все быстрее). К тому же снижается эластичность резины протектора. Износ шин автомобиля происходит постепенно, поэтому по поведению машины на дороге определить износ достаточно сложно.

Проверку нужно выполнять визуально. В противном случае при возникновении критической ситуации резина может не справиться с возложенными на нее функциями, что может привести к ДТП. Допустимый износ шин чаще всего определяется по глубине оставшегося протектора в указанном производителем резины месте. Например, для зимних шин минимальная соответствующая глубина составляет 4 мм, а для летних — 1,6 мм. Но стоит отметить то что износ не всегда равномерный и при возникновении определенной причины он может быть больше с внутренней, внешней сторон или пиловидный

Причины износа шин

Всего существует семь основных причин, которые влияют на износ шин автомобиля. В конце статьи будут приведены рекомендации, которые помогут водителям продлить срок эксплуатации покрышек.

Температура асфальта

Первый фактор, влияющий на износ шин легкового автомобиля, — это температура дорожного покрытия, чаще всего, асфальта. Сразу стоит указать, что чем она выше — тем выше износ автомобильных шин. На это есть вполне логичное объяснение.

Дело в том, что при движении колеса его поверхность разогревается вследствии естественного трения о дорожное покрытие. И чем больше скорость — тем выше температура. При нормальных условиях тепло должно передаваться от резины к асфальту. Однако в жару происходит обратная ситуация, вследствии которого колеса еще больше нагреваются. Температура поверхности покрышки может достигать +60°С…+70°С и даже выше. При таких условиях верхний слой резины значительно размягчается и изнашивается (попросту «остается» на асфальте).

В жару всегда следите за давлением в шинах. Допускается его увеличение на 0,2...0,3 бара, но не более того!

Зернистость асфальта

Езда по крупнозернистому асфальту приводит к превышению нормы износа шин. Часто на поверхности дороги торчит щебень с острыми гранями, который сам по себе вредит резине. А если добавить сюда летнюю жару, то краски и вовсе сгущаются. Кроме того, по статистике езда по такому асфальту сопряжена с повышенным расходом топлива приблизительно на 0,3...0,5 литра на каждую сотню километров.

Выход в данном случае один — старайтесь двигаться с невысокой скоростью и контролируйте давление в шинах. При использовании блочных протекторов колес на ведущей оси при езде по плохому асфальту может возникнуть деформация колеса. Следствием этого будет так называемый пилообразный износ протектора шин. Он обусловлен протаскиванием упомянутых блоков. Это чревато их полным истиранием.

Скоростной режим

Езда с большой скоростью сопровождается чрезмерным износом покрышек. Это связано с высокой механической нагрузкой и высокой температурой, при которой им приходится работать. По статистике, на скорости 120 км/ч шина изнашивается приблизительно в два раза быстрее, чем на 60 км/ч. Однако это зависит от индекса скорости. Чем на большую скорость рассчитана покрышка — тем ее поверхность будет мягче.

Однако это больше относится к гоночной резине, а для рядового автомобилиста главное помнить, что езда на большой скорости значительно сокращает ресурс шины.

Давление в шинах

Давление воздуха в колесах влияет не только на комфортную езду, но и на износ резины. Его чрезмерное значение приводит к износу центральной части покрышки, а недостаточное — к боковым. Особенно актуально проверять давление и при необходимости подкачивать колесо перед дальней поездкой с грузом (например, в отпуск). В этом случае значение давления должно быть немного выше стандартного.

Какое давление должно быть в шинах

От того какое давление накачать в шины автомобиля зависит его устойчивость на дороге и степень износа покрышки. Каким должно быть давление воздуха можно узнать по таблицеПодробнее

 

Неисправные амортизаторы

Амортизаторы не только обеспечивают комфортную езду для водителя и пассажиров, но и плавно распределяют усилия на колеса. Особенно при езде по ямам, когда собственно и срабатывает подвеска. Соответственно, при неисправных амортизаторах (чем более они изношены — тем сильнее) нагрузка на покрышки увеличивается, а значит и происходит чрезмерный износ резины. Выход здесь один — следить за состоянием элементов подвески и при необходимости проводить своевременные ремонты.

Углы установки колес

Это так называемое развал/схождение. В нормальном положении все колеса должны стоять строго вертикально. В противном случае езда будет выполняться не по всей площади покрышки, а по внутренней или внешней ее части. Соответственно, и ее износ будет таким же. Тут существует еще один нюанс. Дело в том, что при езде на полной площади пятно соприкосновения с дорогой будет максимальным. А это значит, что при прочих равных условиях износ будет равномерно распределяться по поверхности резины. Разбалансировка развала/схождения является основной причиной износа шин с внутренней стороны.

В случае же, если колесо наклонено в какую-либо сторону, то пятно соприкосновения значительно уменьшится, и аналогичная нагрузка будет приходиться на меньшую площадь. И чем более меньшее будет пятно (более узкая колея) — тем больший будет износ.

На самом деле попавшаяся на пути яма, которая привела к разбалансировке развала/схождения может даже за 1000 км пробега буквально «убить» покрышку. Поэтому обязательно следите за этой важной характеристикой ходовой части машины. Если развал/схождение не соблюдается на задней оси, то возникает риск повреждения сайлент-блоков с вытекающими последствиями.

Износ протектора с внешней стороны может быть обусловлена также вхождением на большой скорости на поворотах. А вот износ с внутренней стороны — только неправильным развалом/схождением. Если же колесо установлено строго вертикально, а рисунок износа говорит про облысение одновременно с внешней и внутренней стороны, то имеет место низкое давление в шинах.

Для более равномерного износа ведущих и ведомых колес рекомендуется периодически менять местами передние и задние покрышки.

При неправильном развале/схождении автомобиль на дороге будет рыскать из стороны в сторону. Также зачастую при этом будет возникать писк резины при прохождении поворотов даже на обычной (не завышенной) скорости.

Разбалансировка колеса

Если колесо не отбалансировано, и какая-то его часть весит немного больше (сдвиг массы), то это может привести к появлению так называемых залысин. Причем, они могут иметь точечный (пятнистый) характер. Естественно, что толщина резины в районе пятна будет уменьшаться быстрее вплоть до полного выхода покрышки из строя.

На самом деле это явление очень опасное, потому что пятно с залысиной на колесе найти сложнее, чем залысину в виде полоски или равномерного износа. Вместе с тем на большой скорости езда на подобной покрышке очень опасна. Особенно по некачественному и/или горячему покрытию (асфальту). Поэтому всегда следите за балансировкой всех колес вашего автомобиля.

Как определить износ шин

Существует несколько простых способов, как проверить износ шин. Среди них:

Индикатор износа на шинах Мишлен и Нокиан

  • Индикатор износа. Это перемычка на центральной канавке. Пока эта перемычка не касается асфальта — покрышкой можно смело пользоваться. Но как только износ протектора дошел до той фазы, когда индикаторная перемычка также начала прикасаться к дороге, а тем более изнашиваться, значит покрышка подлежит замене. К сожалению, индикатор износа есть не на всех шинах, а только на более-менее дорогих, выпускаемых известными торговыми марками. Как правило, производители резины визуально обозначают место, где на покрышке имеет место быть указанный индикатор. Обычно это один из трех вариантов: значок треугольника, надпись TWI или индикатор располагается неподалеку от надписи торговой марки на шине.
  • Цифровые индексы. В теле протектора выдавливаются цифры от 8 до 2 на летних шинах или до 4 на зимних. Цифра 8 имеет наименьшую глубину, соответственно 2 и 4 — наибольшую. По мере износа покрышек цифры истираются, что дает возможность оценить состояние протектора. Критический уровень износа резины приходит, когда исчезает из видимости последняя цифра.
  • Цветовые индикаторы. Недавно на рынке появились шины, поверхность которых меняет свой цвет по мере износа. Как правило, покрышка при наибольшем износе становится красной. Однако такие шины стоят достаточно дорого, поэтому они пока не нашли повсеместного распространения.
  • Измеритель глубины профиля. Это специальный маленький, обычно пластмассовый, прибор с тонким наконечником, который вставляют в протектор с целью измерения его глубины.
  • Другие методы. Износ протектора также можно измерить с помощью штангенциркуля, линейки или монетки. Первые два инструмента можно использовать, просто вставив их в канавку и, соответственно, замерив глубину. Что касается монетки, то для этого подойдет двухрублевая монета. Так, голова выгравированного орла помещается в протектор. Соответственно, после этого головы не должно быть видно, это означает, что резина в порядке. Если же весь орел остается на виду — вам пора ехать в автомагазин за новыми покрышками.

Не забывайте регулярно проверять состояние резины, и делать это не только в межсезонье при смене летней резины на зимнюю или наоборот, но и в процессе езды, особенно после дальних поездок или езды по плохому асфальту.

Когда менять резину на зимнюю

Менять резину на зимнюю нужно при среднесуточной температуре ниже +5-7°С. Зимние шипованные шины подойдут для покрытой снегом и льдом трассы, а резина без шипов предпочтительней для...Подробнее

 

Рекомендации по продлению эксплуатации покрышек

Вне зависимости от того, какая причина износа шин была в вашем случае, существует несколько простых рекомендаций, выполнение которых позволит вам увеличить срок эксплуатации резины (неважно, зимней или летней). К ним относится:

Замер износа протектора

Замер глубины износа протектора монетой

  • Правильное давление в колесах. Его значение необходимо проверять приблизительно раз в две-три недели, а при необходимости регулировать (накачивать). Помните, что малое давление не только чрезмерно изнашивает резину, но и увеличивает расход топлива, а значит и ваших денежных средств.
  • Исправная подвеска. Исправные амортизаторы — это не только синоним комфортной езды, но и малого износа покрышек. Следите за их состоянием, а при необходимости выполните ремонт или замену.
  • Выбор правильного скоростного режима. Это один из важнейших факторов, влияющих на износ шин. Во-первых, чем с большей скоростью едет машина (вращается колесо) — тем быстрее лысеет резина. Во-вторых, при крене автомобиля в повороте на большой скорости происходит износ внешней и даже боковой поверхности покрышки. Всегда придерживайтесь скоростного режима и старайтесь резко не стартовать и тормозить (а тем более с пробуксовкой или юзом).
  • Покупайте хорошую резину. Речь не идет о дорогих всемирно известных торговых марках. Но и приобретать откровенно некачественную резину тоже не стоит. Велика вероятность того, что такая покрышка долго не прослужит. А это значит, что вам вновь придется отправляться в магазин. Всем известна поговорка «скупой платит дважды».
  • Вовремя меняйте резину осенью и весной. Мало того, что на летней резине опасно ездить зимой, так это еще и приводит к ее износу при пробуксовках на льду или в снегу. Аналогично не рекомендуется ездить на зимних покрышках летом, особенно, если у них есть шипы. Это приближает предельный износ шины.

Заключение

Проверить износ шин можно лишь визуально с помощью специального прибора, монетки или индикатора их износа при его наличии на протекторе. Если покрышки вашего автомобиля внезапно начали быстро лысеть — ищите причину среди приведенных выше. И соответственно, устраняйте ее. И чем быстрее вы это сделаете — тем дольше впоследствии вам прослужит покрышка. Ну и прислушайтесь к рекомендациям по сохранению резины в рабочем состоянии. Что касается новых шин, то старайтесь покупать покрышки из среднего или более дорогого ценового диапазона. Дешевая резина долго не проходит даже при соблюдении перечисленных рекомендаций.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Причины и признаки износа шин и как определить износ резины

Поведение автомобиля на дороге во многом зависит от шин. Именно они влияют на возможность движения по дорогам с самым различным покрытием, тормозной путь, удержание траектории при вхождении в повороты и пр. Сами шины изготавливаются из резины, что обеспечивает хорошие сцепные качества и бесшумность, но при этом использование этого материала сказывается на сроке службы. Постоянный контакт с дорожным полотном, перепады температур, трение приводит к тому, что шина просто стирается, точнее изнашивается ее основная рабочая поверхность – протектор, и полноценно свои функции она не выполняет. От «лысого» колеса (со стертым протектором) хороших сцепных качеств ожидать не стоит, что в свою очередь сказывается на безопасности движения.

так устроена шина

Структура шины

Содержание статьи

Что влияет на износ шин?

причины износа шин

Какой бы качественной не была шина, со временем она сотрется и потребуется ее замена. Но одно дело, когда она отходила вполне нормальный срок, приблизительно совпадающий с заявленным производителем пробегом, при этом износ – равномерный (по всей окружности рабочей поверхности) и, совсем другое, если шина не отходила и половины заявленного ресурса, а стертость ее – неравномерная. И здесь уже дело больше касается финансовой части, поскольку менять каждый сезон резину – достаточно дорогое удовольствие.

Срок службы комплекта шин зависит от ряда факторов:

  • качества материала изготовления;
  • технической исправности авто;
  • особенностей эксплуатации;

Что касается материала изготовления, то здесь все понятно. У шин из низкосортной резины с большим содержанием сажи очень быстро сотрется протектор, возможны разрывы корда, поскольку сам материал просто не способен выдерживать нагрузки, которые приходятся на колеса.

Техническая исправность некоторых составных частей достаточно серьезно сказываются на ресурсе шин. К таким узлам можно отнести подвеску, тормозную систему, рулевой механизм. Неисправность и нарушение регулировок каждой указанной составляющей обязательно приведут к неравномерному износу. Сюда также можно отнести и техническое состояние самих колес – несоответствие давления воздуха в шинах, разбалансировка, длительная стоянка авто без движения – одни из основных причин неравномерного и быстрого износа протектора.

Видео: Неравномерный износ шин.

Что касается особенностей эксплуатации, то влияние на состояние шин может оказать агрессивный стиль езды с частыми пробуксовками, несоответствие типа резины по сезону (особенно, если осуществляется эксплуатация зимней резины в летний период), частые или постоянные поездки по дорогам, покрытых гравием и щебнем.

Стоит отметить, что износ шин еще зависит и от оси на которой они используются. Если это управляемые колеса, то у них больше стираются боковые зоны рабочей поверхности. Все это из-за того, что при изменении траектории движения (при повороте), все воздействующие на колесо силы приводят к деформации шины, в результате чего она больше контактирует боковыми поверхностями протектора, а не центральной. Что касается ведущей оси, то у нее такого ничего нет, наоборот у нее основное пятно контакта приходятся на середину протектора.

У переднеприводных же авто все это сочетается, поэтому износ передних шин более равномерный, но протектор у них стирается быстрее, чем у колес, установленных на задней оси.

Поскольку от состояния шин зависит безопасность движения, управляемость авто, тормозной путь, то следует периодически проводить осмотр их на наличие дефектов, а также проверять глубину остаточного протектора.

Примечательно, что неравномерность износа шин имеют свои определенные причины, поэтому определить, что послужило этому — несложно. Вот только сами колеса уже не восстановить, поэтому все предпринятые меры помогут сохранить шины, которыми будут заменены поврежденные.

Виды неправильного износа

Сами распространенными видами неравномерного износа являются:

  1. Износ шин по краям протектора с обеих сторон (по всей окружности).
  2. Износ протектора в центральной части (по окружности).
  3. Односторонний износ края.
  4. Стирание боковины или средней части рабочей поверхности (местами).
  5. Грыжа на колесе.
  6. Возникновение плоскости на поверхности шины.
износ по по краям

Износ шины по обеим краям

Пройдемся по каждому виду. Итак, износ по краям с обеих сторон резины (визуально видно, что по бокам протектор стерт значительно сильнее, чем в центральной части) указывает на то, что давление в колесах ниже нормы. Происходит это из-за того, что в центральной части шина прогибается, и основная нагрузка приходится на боковые зоны. Стоит отметить, что к такому результату приводит эксплуатация шин с недостаточным давлением значительный период.

износ средней части протектора

Износ центральной части протектора

А вот износ в центральной части указывает на чрезмерное давление в шинах. При таких условиях закругленность рабочей поверхности выше, поэтому с дорогой контактирует только средняя часть протектора, а боковые просто ее не касаются.

ест внутреннюю часть резины

Односторонний износ шины

Односторонний износ, чаще всего это износ внутренней части резины – результат неправильно установленных углов развала/схождения. Если стертость замечена с внутренней стороны, то углы сильно завалены в отрицательную сторону, а износ резины снаружи – то значение развала положительное (для переднеприводных машин эти углы должны составлять 0).

Читайте также: Какие шины выбрать на лето

Выше перечислены износы резины получаются по всей окружности колеса. Но часто бывает так, что потертости на шине имеют вид пятен, причем их может быть несколько или всего одно. Обычно такие виды износа образуются в средней части протектора, хотя бывают и на боковых зонах.

износ пятнами

Износ пятнами

Если таких пятен несколько, и расположились они по окружности, то это может указывать на:

  • разбалансировка колеса;
  • нарушение геометрии элементов тормозной системы (овальность барабана или волнистость диска). В результате при интенсивном торможении в определенных местах колесо просто блокируется, тем самым повышенному трению подвергается один и тот же участок шины;
  • чрезмерный износ подвески, рулевого механизма;
пятно от экстренного торможения

Износ шины от экстренного торможения

А вот если замечено только одно пятно, то это является результатом экстренного торможения, при котором колеса были полностью заблокированы.

Шишка на шине

Грыжа на колесе

Появление «шишек» на шине является результатом использования в конструкции низкокачественного корда, сильных ударных нагрузок, при которых кордовые нити просто рвутся, и шина теряет прочность.

плоская поверхность шины

Деформация шины при длительной стоянке

Появление площадки (плоской поверхности) на окружности шины является результатом длительной стоянки авто без движения. Поэтому участок колеса, который контактировал с полотном, принял его форму. При этом, если не обратить на это внимание и начать эксплуатировать  автомобиль, то в месте этой площадки будут возникать повышенные нагрузки (биение), которые приведут к появлению стертого пятна. Но этот вид износа очень легко устранить, путем подкачки колес, после чего авто нужно сдвинуть с места и оставить на время (давление воздуха восстановит поверхность).

Все перечисленные виды износа (кроме последнего) влияют на безопасность движения, поэтому такие шины уже требуют замены, хотя и не срочной (не касается появления грыж на колесе). Но в ближайшее время их все же придется заменить.

Как определить износ шин

Нормальный износ шин — это, если остаточная глубина протектора более установленных законом норм. Для разных категорий транспорта эти нормы разные. Для легковых автомобилей нормальным износом считается, если остаточная глубина протектора будет более 1,6 мм для летней резины и более 4 мм для зимней.

Причем определение степени износа шин может быть разным:

Индикатор износа

Индикатор износа в центральной канавке

цифровой индикатор износа

Цифровой индикатор износа резины

замер глубины протектора

Так определяют износ резины с помощью измерительного инструмента

  1. Некоторые производители устанавливают индикаторы износа в продольной канавке протектора. Изначально индикатор находится в глубине протектора, но по мере износа он становиться ближе к поверхности. Если отмечено, что этот индикатор начал стираться от контакта с дорогой, это указывает на граничный износ и надобность в замене шины.
  2. Другие производители наносят цифровые индикаторы. То есть, на поверхности секций протектора нанесены цифры, которые исчезают по мере износа.
  3. Также для определения степени износа могут использоваться цветовые индикаторы (в резину впаивается слой определенного цвета). Как только этот слой становиться заметным, это является сигналом граничного износа.
  4. Использование измерительного инструмента. Самый простой и при этом надежный способ. При помощи специального глубиномера или обычного штангенциркуля всегда можно проверить состояние протектора, причем в любом месте по окружности шины.
Видео: Об индикаторе износа шин

Какими бы качественными не были шины, они в процессе эксплуатации сотрутся. Но как быстро это произойдет – зависит от водителя. Умеренный стиль езды, своевременное обслуживание составных частей ходовой части, поддержание давление колеса в рамках нормы позволит значительно продлить срок службы шин. При этом не стоит забывать о безопасности, на которую колеса тоже влияют, поэтому следует периодически проверять высоту протектора и менять шины в случае их износа.

avtocity365.ru

Основные признаки износа автомобильных шин

От состояния покрышек зависит: управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, безопасность и комфортность вождения. Износ автомобильных шин ухудшает сцепление покрышек с дорожным полотном, поэтому риск ДТП возрастает в несколько раз. Автолюбители должны самостоятельно проверять уровень изношенности автошин, своевременно выполнять их замену.

Нормальный износ

При эксплуатации транспортного средства авторезина соприкасается с дорожным покрытием, поэтому ее истирание неизбежно. Производители автошин указывают период эксплуатации изделий, он составляет от 3-5 лет, фирменные бренды можно использовать на протяжении 7 лет.

О состоянии авторезины можно судить по высоте протектора. Он представляет собой элемент покрышки, защищающий внутренние части изделия от механических повреждений и проколов. Допустимые значения глубины протектора составляют:

  • для легковушек — 1,6 мм на летней резине, 4 мм при использовании зимних шин;
  • для грузовиков — 1,0 мм;
  • для мотоциклов — 0,8 мм

Истирание резины свыше данной высоты указывает на необходимость замены покрышек новыми.

Часто автолюбители сталкиваются с преждевременным износом шин, вызванным такими причинами:

  • неправильное давление внутри покрышек;
  • использование автомобиля в экстремальных условиях либо при полной загруженности транспортного средства;
  • агрессивная манера вождения;
  • нарушение сроков и регламентов ТО;
  • неправильно выполненный развал схождения;
  • неисправность ходовой либо рулевого управления машины.

Все эти факторы негативно сказываются на состоянии автопокрышек, они быстро истираются, их использование становится небезопасным. По внешним признакам износа шин, можно судить о неисправностях автомобиля. Поэтому заметив признаки преждевременного истирания авторезины, не спешите устанавливать на машину новые покрышки. Сначала выясните и устраните неисправности, спровоцировавшие уменьшение ресурса покрышек.

Рекомендуем посмотреть видео о признаках износа автошин:

Причины преждевременного истирания авторезины

Об ухудшении состояния автопокрышек свидетельствуют такие признаки:

  1. Износ покрышки в центральной части.
iznos shinИзнос покрышки в центральной части

Истирание резины по центру указывает на избыточное давление покрышки, шина перекачана. Дело в том, что плотность воздуха внутри автошин зависит от температуры окружающей среды. Во время езды шина нагревается и накачанный в нее воздух начинает расширяться — это приводит к возрастанию давления покрышек. В итоге перекачанная шина соприкасается с дорожным полотном только центральной частью, о чем свидетельствует истирание авторезины посередине протектора.

  1. Истирание резины по краям.
iznos shinИстирание резины по краям

Неравномерное истирание авторезины по краям указывает на недостаточное давление внутри шин. При такой ситуации покрышки подвержены большему сгибанию, их тормозной путь значительно увеличивается. Недокачанная до нормы резина не способна смягчать удары, вызванные неровностью дорожного покрытия — подвеска быстро выйдет из строя. Учитывайте: от давления внутри шин, зависит пятно контакта покрышек с дорожным покрытием. Если плотность воздуха внутри автошин правильная — соответствует рекомендациям завода-изготовителя, то износ резины происходит равномерно. В противно случае возникает преждевременное истирание резины.

  1. Образование грыжи, растрескивание авторезина на боковой части изделия.
iznos shinОбразование грыжи на автошине

Грыжи обычно возникают при мощном ударе колеса об выбоину, бордюр и так далее. Если давление внутри авторезины в пределах нормы, то возможность образования грыжи практически нулевая. Растрескивание авторезины либо возникновение грыж возможно при езде на недокачанной, либо перекачанной резине. Образовывается грыжа не сразу, после удара может пройти месяц. Заметив грыжу на колесе автомобиля, замените авторезину.

  1. Образование полос истирания либо пятен на поверхности авторезины.
iznos shinОбразование пятен истирания

Свидетельствует об истирании авторезины кусками либо пятнами, обычно такая ситуация возникает из-за неисправности узлов подвески. Возможно такое истирание и при резком торможении машины. Резкое торможение авто, сопровождающееся заносом с заблокированными колесами, приведет к образованию пятна на поверхности автошины.

5. Одностороннее истирание протектора.

iznos shinОдностороннее истирание протектора

Если какая-то сторона автопокрышки больше изношена — это свидетельствует о неправильном развале схождения автомобиля. Очевидно, что колесо стоит неровно на дорожном покрытии. Устранить эту поломку можно правильно выполнив развал схождения машины.

6. Истирание протектора по передней кромке.

iznos shinИстирание протектора по передней кромке

По внешнему виду определить эту неисправность достаточно сложно, нужно визуально заметить, что некоторые углы протектора более острые. Такое истирание поверхности покрышек очень распространено, поэтому многие автолюбители считают его нормой. Это ошибочное мнение. Указанный износ возникает при недостаточном вращении колеса, спровоцированного технической неисправностью автомобиля.

Также причиной неравномерного истирания автопокрышек могут быть бракованные шины либо поврежденные колесные диски. В первом случае уменьшение ресурса покрышек происходит из-за использования при изготовлении шин некачественной резиновой смеси. Такие изделия не могут противостоять воздействию абразивных частиц дорожного покрытия, поэтому быстро изнашиваются. Во втором варианте не получается качественно сбалансировать колесо при шиномонтаже из-за повреждений диска. При использовании таких колес водитель ощущает биение в руль, наблюдается ухудшение управляемости транспортным средством.

Индикаторы истирания автопокрышек

iznos shinРазличные виды индикаторов износа протектора автомобильной резины

Определить степень износа протектора можно, проверив состояние индикатора износа, он представляет собой часть протектора, отличающиеся от основного рисунка на поверхности покрышки формой либо размерами. Указанные элементы шин для определения износа бывают:

  1. Расположенные в канавке протектора, их называют объемными.
  2. Выдавлен в виде цифр или различных фигурок, штрихов на авторезине. Они имеют определенную глубину и по мере истирания шин, могут вовсе исчезнуть.

Первый вид индикаторов достаточно прост в использовании: по мере изнашивания резины высота индикатора уменьшается. Наступает момент, когда индикатор и протектор имеют одинаковую высоту. В такой ситуации нужно срочно заменить шины, они имеют критический износ.

Второй вид индикаторов, к примеру, цифровой, более сложный в применении. Он состоит из цифр различной высоты. При эксплуатации покрышек цифры истираются вместе с резиной и постепенно одна за одной исчезают. При исчезновении последней цифры индикатора наблюдается критический износ изделия.

Различные бренды автопокрышек используют разные индикаторы. При отсутствии на поверхности авторезины индикаторов износа, степень истирания изделия измеряют по глубине протектора. Для выполнения замеров используют штангенциркуль.

Заключение

Проверить износ шин можно по индикаторам износа либо, замерив глубину защитного слоя авторезины. Чрезмерное или неравномерное истирание покрышек указывает на неисправности в работе транспортного средства либо нарушение условий эксплуатации авторезины. Использовать такие покрышки небезопасно, они не обеспечивают должное сцепление колес с дорожным покрытие, возрастает риск ДТП.

pro-zamenu.ru

Неравномерный износ шин — в чём могут быть причины?

Шины - одна из самых подверженных износу деталей автомобиля. Но что делать, если они изнашиваются неравномерно. Для начала следует правильно определить эту неравномерность износа шин, чтобы определить её причины. Как именно неравномерно изнашивается резина:

  • по различным местам окружности — в определённых точках протектора она изношена сильно (пятнами),
  • по различной стороне покрышки — внешняя, внутренняя сторона покрышки или её центральная область по всей окружности,
  • одна шина изнашивается намного быстрее остальных,
  • пара передних или задних шин приходят в негодность быстрее.

Давайте теперь приведём причины и рассмотрим характер износа шин при каждой причине. Причины эти рассмотрим от наиболее распространённых к менее часто встречающимся.

Шина изношена по центру или по бокам. Причина — недостаточное или излишнее давление в шинах

Неправильно выставленное давление в шинах непременно ведёт к тому, что их истирание протекает неравномерно. Пытаться идентифицировать эту причину по конкретным изношенным колёсам — бесполезная трата времени. Давление может меняться в каждом колесе по-разному, даже если Вы подкачиваете всегда только по все четыре колеса.

Но эту причину можно определить по характеру износа самого протектора. Дело в том, что недокачанная шина, как известно, проседает, и у неё поэтому быстрее изнашиваются боковые стороны рабочей поверхности. А вот у перекачанных покрышек стирается быстрее, напротив, центральная часть, так как при избыточно давлении именно её это давление выталкивает больше всего, в результате чего, на оси окружности приходится больше всего нагрузки.

Результат езды на перекачанной (сверху) и недокачанной (снизу) шинах
На шине изношены только определённые участки. Причина — деформированный диск или нарушена балансировка колёс

Деформированный (помятый, "восьмёркой" и т.п.) диск может также нередко стать причиной неравномерного износа резины. В этом случае износ будет происходить в определённых местах (пятнах) протектора. Если диск "восьмерит", то износ будет в виде двух пятен: одно на одной стороне покрышки в определённом месте, и второе — в диаметрально противоположном месте покрышки и на противоположной стороне. При деформации диска шина изнашивается очень быстро в зависимости от степени деформации, конечно.

И в обоих случаях дополнительным симптомом является биение на руле или по всей машине. А визуальный осмотр изношенного колеса поможет выявить эту деформацию.

Иногда причиной повышенного износа может стать и сама резина - её брак в виде лопнувшего металлического корда. Корд может лопнуть, если резина уже значительно износилась.

Неравномерный износ резины из-за деформированного диска

 

Бракованная шина с лопнувшим внутри неё кордом
Изнашивается только внутренняя или внешняя сторона передних колёс. Причина — развал-схождение колёс

Если выравнивание передних колёс сбилось, то это означает, что Ваши два передних колеса не параллельны друг другу. Они либо "косолапят" — смотрят вперёд, немного к центру проекцией направления, либо наклонены в ту или иную сторону относительно вертикальной оси.

В результате этого Вы получаете чрезмерный износ резины только передних колёс либо с внутренней стороны, либо с внешней.

Износ покрышки с внутренней стороны из-за сбившего развала

Если аналогичная ситуация произошла с задними колёсами, то здесь имеет место быть погнутая балка (при наличии) или один из вышедших из строя (возможно, также погнутых) элементов подвески.

Внешняя сторона покрышек может также изнашиваться из-за неисправного сайлент-блока или шаровых.

Здесь, как правило, происходит равномерный износ только шины только на одном колесе.

А теперь представьте себе, что Вы разъезжаете весь день с небольшим нажатием тормоза Вашей ногой. Это то, что это походит, если клинит какой-нибудь тормозной компонент, такой как суппорт (его поршень). Это происходит обычно только на одном колесе, и оно из-за этого изнашивается быстрее (происходит равномерный износ).

Изнашиваются только передние колёса. Причина — что-то произошло в рулевой

Почти каждая часть системы рулевого управления может также привести к износу шин. Но речь здесь будет идти только о передних колёсах, а характер износа может быть совершенно разным: как пятнами, так и по одной стороне покрышки по всей окружности протектора.

howcarworks.ru

Износ шин

Контакт автомобиля с дорогой обеспечивают шины. Их техническое состояние напрямую влияет на безопасность движения и управляемость. И они же подсказывают водителю о неисправностях подвески автомобиля и нарушениях правил эксплуатации. Как своеобразный индикатор (комплексный) всего технического состояния выступает износ шин.

Причины износа автомобильных шин

Вопрос этот в достаточной мере неоднозначный. С одной стороны, на практике определены и понятны причины износа шин, в том числе повышенного, а также меры, которые необходимо принять для их устранения. Можно сказать, что общая картина явлений, происходящих при эксплуатации, ясна. С другой стороны, износ протектора шин зависит от субъективных факторов, например, таких как манера езды и дороги.

Однако специалистами определены и установлены основные причины, вызывающие износ автомобильных шин сверх нормы:

Как видно из приведенных сведений, износ шин, превышающий нормы, вызван либо техническим состоянием автомобиля, либо его неправильной эксплуатацией или халатностью водителя. Фактически машина сама сигнализирует о своих неисправностях, для чего достаточно только посмотреть на её колеса.

Даже если нет никаких нарушений при эксплуатации шин, всегда остается такая причина износа, как старение. Производители не рекомендуют использовать их в течение срока больше десяти лет, даже если при этом пробег машины незначительный. Дело в том, что резина со временем становится пористой, через нее проникает влага и разрушает металлический корд.

Его разрыв может привести к разрыву шины и непредсказуемым последствиям, особенно если это произошло во время движения. Так что с целью обеспечения безопасности, необходимо через десять лет менять резину на новую. По имеющимся данным, за три года эксплуатации резина теряет десять процентов своего ресурса.

Стоит иметь в виду, что для колес, как и для автомобилей, существует определенный период обкатки. Она касается не только зимних, но и летних шин. Их пробег при этом должен составлять двести-триста километров. У шипованной резины, при обкатке шипы занимают окончательное положение, а также у всех типов шин с протектора сходит защитный слой, и после этого резина начинает работать в полную силу.

Виды износа шин

Многочисленные причины, вызывающие износ шин, приводят к разнообразным его проявлениям. Как правило, выделяют следующие виды:

Нормальный износ

Зависит от месторасположения колеса и проявляется по-разному для каждого из них (передних и задних). Происходящие при этом изменения протектора показаны на рисунке ниже.Нормальный износ

Чтобы правильно определить состояние резины, необходимо осматривать все колеса автомобиля. Причины такого неравномерного износа позволит понять рисунокПричины неравномерного износа

Управляемые колеса испытывают значительную боковую нагрузку в поворотах, из-за чего степень износа по бокам выше. На ведущем мосту износ резины выше посередине, так как именно в этом месте в большей степени происходит взаимодействие колеса и дороги. Приведенная картинка, описывающая износ протектора шин, характерна для автомобиля с классическим приводом. У машины с передним приводом износ задних и передних происходит более равномерно.

Во избежание неравномерного износа резины, производители рекомендуют периодически менять колеса между собой по определенной схеме, например, как показано на рисунке.

Схема перестановки колес

Подробная схема перестановки колес (задних и передних) для конкретной марки автомобиля приводится в его руководстве по эксплуатации.

Односторонний износ показан на фото

ОдностороннийПодобный неравномерный износ шин может быть обусловлен несколькими причинами, но обычно связывается с нарушением геометрии подвески. Чтобы точно определить причины такого неравномерного износа протектора, необходимо проверить сход/развал. Износ шины с внешней стороны, как правило, бывает вызван избыточным развалом/схождением, с внутренней – отрицательным развалом/схождением.

Однако возможные причины такого поведения резины этим не ограничиваются. Они могут быть вызваны отсутствием соосности или дефектом полуосей. Кроме того, прохождение поворотов с повышенной скоростью вызывает дополнительный износ шин.

Двусторонний и центральный износ

Двухсторонний и центральныйПричиной этого чаще всего служит неправильное давление в шинах. Если оно пониженное (или машина перегружена), то растет площадь контакта с дорогой колеса и происходит износ по краям. Если же наоборот, давление повышенное, то пятно контакта уменьшается и резина изнашивается в основном в середине. Так что если своевременно перед поездкой проверить давление в шинах и не перегружать автомобиль, то многих проблем можно избежать.

Износ по окружности в нескольких местах или в виде пятна

Виды износа шинИсточником появления многочисленных пятен на колесе будет его дисбаланс. В первую очередь это характерно для тех из них, что расположены на рулевой оси. Частично такой дефект устраняется балансировкой, но если колесо потеряло форму, то не поможет и она. Если повреждения появляются на тех же местах и после его замены, то причина в неисправности подвески (пружины, рычаги, амортизаторы). Так что перед установкой любого колеса полезно проверить, насколько правильно оно отбалансировано.

Эксплуатировать поврежденную резину не следует, это сказывается на безопасности движения и общем техническом состоянии автомобиля. Одиночное пятно на протекторе может быть вызвано экстренным торможением с заблокированными колесами.

Пилообразный (гребенчатый) износ

Как это выглядит, показано на рисункеПилообразный

Проявляется он чаще всего на шинах с блочным протектором, расположенных на ведущей оси. Причиной этого является деформация поверхности колеса при контакте с дорогой (блоки сминаются и при движении автомобиля протаскиваются по покрытию, вследствие чего часть их просто стесывается). Избежать такого износа невозможно, но можно уменьшить степень его влияния на покрышки, если менять местами колеса.

Как определить износ шин

Существует несколько различных способов, позволяющих определить, насколько пригодны шины к дальнейшей эксплуатации. Самый распространенный из них – проверить высоту протектора. Для этих целей используется специальный индикатор, конструктивное исполнение которого может быть разным, как пример на фото ниже приведен один из возможных вариантов.как определить износ шин

В принципе для подобных целей можно применить любой инструмент – линейку, спичку, монетку, достаточно просто сделать нужные метки на используемом предмете, они в дальнейшем позволят определить глубину протектора.

Стоить иметь в виду, что у шин разных производителей она отличается, причем виды резины даже одного изготовителя, но разных моделей по этому признаку могут различаться. Особенно подобное заметно при сравнении летних и зимних типов резины. Так, обычно для летних покрышек высота протектора будет шесть-восемь миллиметров, тогда как для зимних характерным будет значение высоты протектора девять-двенадцать миллиметров.

Но это изначальные уровни, свойственные новой резине. Чем больше будет ее пробег, тем меньше высота протектора. В настоящее время в Европе и России действуют единые нормы износа – для летних шин легковых авто минимальная высота равна 1,6, для зимних – 4-6 мм. Но это предельные данные. Так, для летних покрышек в целях безопасности допустимый уровень высоты протектора составляет два миллиметра (для широкопрофильных – три). Если фактические значения износа рисунка покрышки близки к указанным, то шины надо менять.

Формула для расчета износа в процентом соотношении

Однако выше приведены крайние значения нормы высоты протектора. Определить процент текущего износа позволит расчет в соответствии с приведенной формулой:Формула для определения степени износа

Для получения наиболее достоверных данных о проценте износа, замер фактической высоты необходимо проверять не в одном месте, а в 8-10 и брать усредненный показатель.Узнать высоту протектора новой шины может оказаться также затруднительно, потому можно использовать средние значения при расчете. Для зимних шин это 9-10 мм, для летних 7-8 мм.

Многие производители шин, например, Nokian или Bridgestone, на покрышках своего изготовления располагают индикатор износа шин.

Индикатор износа шин Bridgestone

На покрышках Bridgestone конструкцией предусмотрен даже не один индикатор состояния резины, существуют такие его виды:

Полного износа, показывающий, когда высота протектора (остаточная) будет 1,6 мм. Он расположен в шести местах, на него показывают метки (в виде маленьких стрелочек) на внешней стороне покрышки. При ее износе, если появляется этот индикатор, резину вообще нельзя использовать.

Индикатор 55% износа, есть исключительно на зимних шинах. Он выглядит как ребристый выступ внутри протектора и располагается в четырех местах на покрышке. Когда резина хотя бы на одном из них становится гладкой, это означает, что она не пригодна для использования в качестве зимней.индикатор bridgestone

Таким образом, метки на протекторе позволяют контролировать текущее состояние резины Bridgestone, без произведения расчетов и контроля пробега.

Индикатор износа шин Nokian

У покрышек нокиан также предусмотрен индикатор износа.индикатор шин nokian

На шинах Nokian снежинка – индикатор возможности использования покрышки в качестве зимней, а нанесенные цифры показывают остаточную глубину протектора. Если пробег шины такой, что пропадает снежинка, то такая резина не может применяться в качестве зимней. В процессе эксплуатации стираются и цифры (в порядке убывания) и оставшиеся свидетельствуют о текущем состоянии рисунка (его высоте). Зимой для безопасного вождения на шинах Nokian определено, что протектор должен иметь глубину не менее пяти миллиметров.

Пробег шин до износа

Каждый производитель заявляет для своей продукции разные значения, у импортных шин максимальный пробег до износа традиционно больше, чем у отечественных. Таблицу средних значений пробега различных шин (формат excel) можно скачать по ссылке.

Шины в значительной степени влияют на безопасность движения автомобиля. И чем больше процент их износа, тем более непредсказуемым может быть поведение машины, особенно на скользкой или заснеженной дороге. Соблюдение правил эксплуатации автомобиля, своевременный и правильный уход за колесами позволят без дополнительных затрат продлить срок службы резины и обеспечить уверенное ее сцепление с дорогой.

znanieavto.ru


Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта