Рубрики
Разное

Повышенная передача и пониженная: что это такое и для чего необходима

что это такое и для чего необходима

Как известно, основным назначением трансмиссии является передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. При этом трансмиссия не только передает, но и преобразовывает крутящий момент. Большинство водителей знают, что ступенчатая коробка передач имеет низшие и высшие передачи. Условно, 1,2 и 3 можно считать пониженной, 4 принято считать прямой передачей, тогда как 5 и 6  повышенной.

Сразу отметим, что  применительно к внедорожникам, грузовикам и различным видам техники такого условного деления недостаточно. Дело в том, что  КПП на подобных машинах имеют не только «низшие» и «высшие» передачи, но и так называемые понижающие передачи. Далее мы рассмотрим, зачем нужна понижающая передача, что это такое и как работает, а также как пользоваться пониженной передачей.

Содержание статьи

  • Для чего нужна пониженная передача
  • Пониженная передача и особенности использования
  • Что в итоге

Для чего нужна пониженная передача

Итак, остановимся на примере внедорожника. В данном случае понижающая передача  позволяет значительно повысить проходимость машины. Простыми словами, наличие понижающей передачи позволяет  такому автомобилю проехать там, где машины с обычной КПП не имеют возможности  преодолеть препятствие и продолжить движение.

Если просто, пониженная передача в трансмиссии позволяет вращать колеса с меньшим количеством оборотов, при этом двигатель работает в диапазоне стандартных оборотов. Такая возможность появляется благодаря тому, что в трансмиссиях подобных авто используется раздаточная коробка (раздатка). В раздатке крутящий момент распределяется по осям ведущих мостов внедорожного  автомобиля.

Чтобы было понятнее, нужно обратить внимание на следующее. Обычно силовой агрегат выдает максимальную мощность при определенном количестве оборотов. Также на определенных оборотах, причем отличных от оборотов максимальной мощности, достигается и максимум крутящего момента, который передается посредством трансмиссии на ведущие колеса.  

Так вот, обычно коробки передач выполняются так, чтобы двигатель отдавал максимум момента и мощности  достаточно равномерно на различных скоростях. Первая передача позволяет трогаться с места, причем на такой  передаче «упор» сделан на максимальный крутящий момент, тогда как на 5-ой автомобиль может двигаться с высокой скоростью на оборотах максимальной мощности.

Для стандартных дорожных условий таких особенностей работы КПП вполне достаточно, однако если необходимо преодолевать препятствия, возникают сложности. Дело в том, что, например, при попытке заехать на подъем, причем покрытие скользкое или рыхлое (снег, лед, грязь, песок, размякший грунт), на первой передаче крутящий момент слишком высокий.

Результата — при нажатии на педаль газа машина «зарывается» колесами в снег или грязь, буксует и не может продолжить движение. Если же переключиться на вторую скорость и выше, двигатель попросту заглохнет, так как ему недостаточно оборотов и  мощности для преодоления сложного участка.

Получается, в ситуации, когда нужна высокая мощность двигателя (высокие обороты), однако также необходима плавная езда с невысокой скоростью и небольшой частотой вращения колес, обычная КПП бессильна. Именно с учетом данных особенностей внедорожники получают раздаточную коробку с пониженной передачей.

Так вот, активная пониженная передача имеет высокое передаточное отношение. Это позволяет снизить частоту вращения колес и одновременно раскручивать двигатель до оборотов максимальной мощности.  В результате  машина получает возможность двигаться с низкой скоростью на оборотах максимальной мощности. Такая особенность незаменима на бездорожье, при движении на подъем, на крутых спусках и т.д.

Пониженная передача и особенности использования

Начнем с того, что пониженная (понижающая) передача может присутствовать как в устройстве механической, так и автоматической коробки. При этом наилучшим вариантом принято считать решение с раздаточной коробкой отдельного типа. К сожалению, обычно отдельную раздатку сегодня ставят на дорогостоящие полноценные внедорожники, так как такая коробка повышает вес и приводит к общему удорожанию авто. Если же отдельной раздатки (с собственным рычагом) нет, тогда пониженную передачу нужно включать отдельной кнопкой.

При этом отсутствие отдельной раздаточной коробки даже на полноценных внедорожных авто является большим минусом. Например, на машинах с подключаемым полным приводом авто имеет возможность движения на пониженной передаче только вперед. В определенных ситуациях это серьезный недостаток.

Также нужно помнить, что пониженная передача  на разных авто имеет определенное передаточное число. Чем это число оказывается выше, тем лучше автомобиль «выгребает» на плохом покрытии под нагрузкой.

Еще следует учитывать, что наличие пониженной передачи накладывает на водителя определенные обязательства. Другим словами, нужно уметь пользоваться данным решением, так как некоторые необдуманные действия и грубые ошибки могут вывести КПП из строя. Давайте рассмотрим, если в авто есть пониженная передача, как пользоваться такой передачей правильно. 

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена и работает полноприводная коробка передач, а также что представляет собой полноприводная трансмиссия. Из этой статьи вы узнаете об устройстве и принципах работы полного привода автомобиля.

  • Прежде всего, включение пониженной передачи нужно осуществлять только тогда, когда автомобиль не движется. Например, на МКПП машину сначала нужно зафиксировать педалью тормоза, затем выжать сцепление и передвинуть рычаг раздатки для включения передачи (например, первой пониженной). Современные авто также могут иметь отдельную кнопку электронного включения.
  • Запрещена езда на понижающей передаче по твердому покрытию. Дело в том, что в этом случае трансмиссия подвергается большим нагрузкам, двигатель также работает под большой нагрузкой и сильнее изнашивается.Получается, по грунтовому покрытию или снегу подниматься или спускаться с невысокой скоростью на пониженной можно, однако просто ездить с включенной понижающей передачей по ровной асфальтированной или грунтовой дороге настоятельно не рекомендуется.
  • Чтобы эффект от понижающей передачи был наиболее ярко выраженным, нужно трогаться на высоких оборотах, раскручивая двигатель до оборотов максимального крутящего момента/мощности. Параллельно на авто с МКПП нужно уметь работать педалью сцепления, чтобы не сжечь само сцепление. Даже с учетом того, что нагрузки на сцепление после включения «понижайки» заметно снижаются по сравнению с обычной первой или второй передачей, сцепление все равно можно «подпалить» или даже вывести из строя.

Это возможно, если водитель слишком активно нажимает на педаль газа  и держит ДВС в диапазоне оборотов максимальной мощности одновременной с интенсивной работой педалью сцепления.

Что в итоге

Как видно, пониженная передача в автомобиле, который позиционируется в качестве  внедорожника, является необходимостью. При этом от передаточного отношения будет зависеть и эффективность работы самой понижающей передачи.

Напоследок отметим, что также водитель должен уметь правильно пользоваться понижающей передачей, так как ошибки могут привести к поломкам как самой трансмиссии, так и в отдельных случаях самого двигателя автомобиля.

Пониженная передача — принцип действия

Пониженная передача – это понятие, применимое по отношению к тракторам и небольшим грузовикам.

Оглавление

  1. Для чего нужна пониженная передача
  2. Как физически реализуется пониженная передач
  3. Увеличиваем крутящий момент
  4. Особенности использования пониженной передачи
  5. Видео «Пониженная передача»

Под ней следует понимать специальный составной элемент трансмиссии, монтируемый в раздаточную коробку и отвечающий за распределение крутящего момента от силовой установки на ведущие колеса транспортного средства. О понятии понижающей передачи, о том, что о ней следует знать и как правильно использовать, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Для чего нужна пониженная передача

Благодаря понижающей коробке передач транспортное средство обретает внедорожные качества – улучшается его проходимость, появляется способность преодолевать препятствия, которые для машин, не оснащенных такой функцией, станут непреодолимым барьером.

Важно

Включенная пониженная передача дает колесам возможность совершать меньшее число оборотов при находящейся на прежнем уровне мощности двигателя. 

Описанная возможность появляется благодаря тому, что в трансмиссиях тракторов, небольших грузовых автомобилей и некоторых видов спецтехники используется «раздатка» — раздаточная коробка, где происходит распределение крутящего момента между осями ведущих мостов.

Двигатель любого транспортного средства демонстрирует максимальную мощность, достигнув нужного количества оборотов в минуту. По достижению конкретного числа оборотов достигается и максимальный крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса. 

В подавляющем большинстве случаев, а если речь идет о легковых автомобилях, то всегда, КПП сконструированы таким образом, чтобы при разной скорости движения силовая установка равномерно обеспечивала максимальную мощность и крутящий момент. 1-я скорость (передача) предназначена для приведения транспортного средства в движение, здесь важен максимальный крутящий момент, а вот на 5 передаче машина способна ехать быстро на оборотах максимальной мощности.  

Если в такой ситуации резко надавить на педаль акселератора, перемещаясь при этом по далекому от идеала покрытию (грязь, песок, бездорожье), авто начнет буксовать. Переключиться на 2 передачу будет невозможно – двигатель заглохнет из-за недостатка оборотов. 

В подобных случаях, когда нужны максимальные обороты двигателя на небольшой скорости движения при нечастом вращении колес, вступает в действие пониженная коробка передач. Она снижает частоту вращения колес и при этом не тормозит двигатель, позволяя ему раскручиваться до максимальных показателей. 

Как результат – машина может ехать медленно на максимальных оборотах, демонстрируя чудеса тягловитости и проходимости. Это свойство особенно актуально для грузовой техники – она обретает способность выполнять свои функции в сложных дорожных условиях.

Как физически реализуется пониженная передача

Пониженной передачей могут оснащать как механические, так и автоматические КП, однако, повторимся: наилучшим решением для повышения проходимости является именно наличие отдельной раздатки, которую устанавливают только на небольшие грузовики, трактора и прочую подобную технику. Если же дополнительного рычага в машине нет, пониженная передача включается нажатием специальной кнопки.

На разной технике пониженная передача характеризуется разным передаточным числом, и чем оно выше, тем выше проходимость авто, тем больше у него будет шансов выбраться из заноса или пробуксовки, будучи при этом загруженным «под завязку». 

Увеличиваем крутящий момент

Описывая преимущества, которыми наделяет машину наличие раздатки, а также говоря о том, что понижает понижающая передача, нельзя обойти вниманием демультипликатор. Он является важнейшим элементом конструкции раздаточной коробки, а в некоторых случаях может выполняться в виде отдельно стоящего агрегата.

 Роль демультипликатора сводится к увеличению крутящего момента и повышению силы тяги, которая передается на ведущие колеса. Он необходим для повышения крутящего момента, устанавливается обычно на машинах, эксплуатация которых происходит в сложных условиях. 

При частой езде по бездорожью, во время движения на крутой подъем или спуск, а еще если в кузове находится тяжелый груз, классического количества передач может оказаться недостаточно. Вот и возникает необходимость в получении промежуточного передаточного числа. 

Объясним на примере. Машина движется на 4 скорости, она идет на подъем, мотор перегружен. Если переключится на 3 передачу, двигатель будет «перекручен», поэтому дополнительная коробка в такой ситуации придется как нельзя кстати.

Особенности использования пониженной передачи

Все преимущества от применения понижающей передачи можно оценить лишь при условии правильного ее использования. Если не уметь пользоваться столь удобным техническим решением и действовать неверно, высок риск преждевременного выхода КП из строя. 

Переключение пониженной передачи выполняется следующим образом:

  •  Останавливаем авто.
  •  Рычаг на основной коробке передач переводим в нейтраль.
  •  Рычаг дополнительной коробки перемещаем на пониженную передачу.
  •  Выжимаем сцепление.

Если в машине отсутствует дополнительный рычаг для включения понижающей передачи, (это значит, что нет там и раздатки), в ней наверняка есть рычажок.

Он позволяет включить пониженную передачу, но прежде так же, как было описано выше, нужно перевести основной рычаг в нейтральное положение. В противном случае из строя выйдет и коробка передач, и мотор. 

Чтобы автомобиль, оснащенный раздаточной коробкой, верой и правдой служил как можно дольше, необходимо соблюдать ряд простых требований:

  •  Включать пониженную передачу нужно лишь тогда, когда транспортное средство стоит на месте. 
  •  Нельзя ездить на пониженной передаче по ровной и твердой дороге – это чревато высокими нагрузками, которым подвергается трансмиссия вместе с мотором. Как результат – они быстрее изнашиваются, чаще возникают мелкие поломки и в конечном счете появляется необходимость дорогостоящего ремонта, что влечет за собой серьезные финансовые потери.
  •  Для получения максимального эффекта от понижающей передачи трогаться с места нужно на больших оборотах, раскрутив силовую установку до максимального крутящего момента.  

 Важно уметь правильно пользоваться педалью сцепления, не нажимать на нее без надобности, не «втапливать» педаль газа в пол, держа при этом мотор на максимальной мощности при интенсивной работе педалью сцепления. 

Заключение

Изо всего описанного выше можно сделать вывод о том, что роль понижающей передачи в конструкции небольших грузовиков и тракторов переоценить невозможно. Она повышает проходимость автомобиля в сложных условиях, позволяет ему эффективно выбираться с заносов и выполнять свои функции даже на максимальных нагрузках. 

Пониженная передача

В: Следует ли мне повышать передачу в конце длинной прямой и следует ли переключаться на пониженную передачу на всех передачах?

Q : » Я купил и посмотрел вашу «Виртуальную прогулку по треку» для Road Atlanta, это было потрясающе. Это очень помогло мне подготовиться к этой сложной трассе. В прошлые выходные я был там на трехдневном HPDE, а также на PCA Club Racing. Гонки под дождем в субботу днем ​​были страшными! Я также только что закончил читать «Секреты максимальной скорости», мою третью книгу от вас. У меня есть вопрос, на который я не могу найти ответ конкретно, и применительно к быстрой и длинной прямой (например, прямой на дороге Атланта от поворота 7 до 10А). У меня Порше 981 GT4, я собирался использовать 6-ю передачу примерно на «повороте» в 9-м повороте, чтобы поддерживать обороты ниже 7 тыс. Сначала я перебрал все передачи на понижении, делая поворот на 3-й. Затем я попытался переключиться вниз на 5-ю, а затем резко переключился с 5-й на 3-ю во время торможения. Я также пытался перейти прямо на 3-ю с 6-й во время торможения, и, наконец, я попытался остаться на 5-й вместо того, чтобы переключиться на 6-ю (пришлось немного приподняться, чтобы не попасть за красную линию), а затем коротко переключился на 3-ю. Ни в одном из вариантов я не обнаружил разницы во времени. Какую технику вы бы предложили?»

A : Здорово, что вы попробовали разные подходы к использованию передач, так как многие водители просто придерживаются одного способа и так и не узнают, что лучше. Я предполагаю, что вы проехали достаточно кругов с каждой переменной, чтобы стать «хорошим в этом»? Я знаю водителей, которые однажды попробовали что-то другое и сказали, что это не работает, хотя, если бы они поработали над этим какое-то время, они бы обнаружили, что это работает.

Во-первых, лучше всего перейти на 6-ю или удерживать 5-ю… мой совет заключается в том, что если ограничитель оборотов на более низкой передаче задерживается более чем на секунду или около того, переключитесь на повышенную передачу; в противном случае удержание более низкой передачи сохраняет переключение на повышенную и пониженную передачу. Я говорю руководство, потому что из каждого правила есть исключения. Если вы можете использовать данные или, по крайней мере, время раздела для сравнения, чтобы увидеть, что быстрее, это лучшее, что можно сделать. В конечном счете, делайте то, что приводит к тому, что вы едете быстрее и стабильнее (что может отличаться от одного предельно быстрого круга).

Во-вторых, переключаться ли на пониженную передачу через все передачи или делать то, что называется переключением с пропуском (прямое переключение с 6-й или 5-й на 3-ю), является вопросом предпочтения, так как это редко влияет на время прохождения круга. Я считаю, что чем меньше вы делаете, тем меньше вероятность совершить ошибку, поэтому прохождение всех передач означает, что вы делаете больше и увеличиваете вероятность ошибки. Но вы должны быть терпеливы, если собираетесь переключаться с 6-й на 3-ю передачу, так как вам нужно снизить обороты двигателя перед переключением на более низкую передачу. Это также помогает, позволяя вам полностью сосредоточиться на использовании тормозов и не беспокоиться обо всех переключениях на пониженную передачу. Если это звучит так, как будто я рекомендую пропускать пониженные передачи, вы правы.

Поскольку ни один из вариантов, которые вы пробовали, не давал преимущества во времени, я бы порекомендовал использовать то, что, по вашему мнению, позволяет вам постоянно ехать быстрее. Опять же, дело не только в одном быстром круге, а в том, что вы можете повторять наиболее последовательно. Конечно, если то, что вы можете делать постоянно, это секунды, которые меньше максимального времени быстрого круга, то важно работать над тем, чтобы стать более комфортным и последовательным на более сложном пути.

 

Когда необходимо понижение передачи автоматической коробки передач?

Понижение передачи в автомобиле с автоматической коробкой передач может показаться оксюмороном, но бывают случаи, когда это необходимо. Конечно, вам может быть интересно, зачем кому-то вообще нужно переключать автоматическую коробку передач на пониженную. Но поверьте нам, есть причина, по которой на рычаге переключения передач есть нечто большее, чем просто буква «D».

Какой смысл переключать автоматическую коробку передач на пониженную?

Управление автомобилем | Per Lööv через Unsplash

Основная цель переключения на пониженную передачу автоматической коробки передач — выбрать правильную передачу для правильной ситуации. Согласно Napa Auto, автоматическая коробка передач вашего автомобиля имеет компьютеризированный мозг, который «знает», какая передача должна быть включена большую часть времени. Однако у него не такие глаза и уши, как у вас, поэтому могут быть моменты, когда вам нужно самостоятельно переключиться на более низкую передачу.

Когда переключать на пониженную передачу в автоматической коробке передач

2022 Lexus NX Shifter | Джо Сантос, MotorBiscuit

В основном вам следует переключать автоматическую коробку передач вашего автомобиля на пониженную передачу в ситуациях с низким сцеплением с дорогой. Особенно, когда машина уже переключала передачи, но еще не набирает обороты, отмечает Family Handyman. Например, если ваш автомобиль застрял в грязи и его колеса буксуют, то трансмиссионная жидкость может перегреться, если она постоянно переключает передачи в поисках нужной.

Но если вы переключитесь на пониженную передачу в слоты «L, 1, 2 или 3» на вашей автоматической коробке передач, тогда она заблокируется на более низкой передаче и улучшит выходной крутящий момент и улучшит маневренность.

В некоторых других случаях может потребоваться переключение на более низкую передачу:

  • При вытаскивании автомобиля из сугроба
  • Вождение по обледенелым или скользким дорогам
  • Вождение по грязи
  • При буксировке прицепа или чего-либо еще еще
  • При движении под гору или крутой уклон

К счастью, некоторые легковые и грузовые автомобили на современном рынке оснащены функцией «помощь на подъеме», которая использует датчики и электронику для автоматического понижения передачи при спуске по крутому склону. В этом случае нет необходимости переключать автомобиль на пониженную передачу вручную.

Чтобы вручную переключить автоматическую коробку передач вашего автомобиля на пониженную, вы можете переключиться на одну из передач, перечисленных ниже «D». Это может отличаться от автомобиля к автомобилю, однако у многих автомобилей есть слот «1, 2 или 3», в то время как у других есть передача «L», что означает «пониженная передача».

Использование подрулевых переключателей для переключения на пониженную передачу автомобиля

Связанный

Если в вашем автомобиле за рулевым колесом установлены подрулевые лепестки, то с их помощью можно переключать передачи автомобиля на пониженную. Потяните за левый рычаг, чтобы понизить передачу автомобиля на одну передачу, дважды на две передачи. Большинство автомобилей с этой функцией не позволяют водителю переключаться на слишком низкую передачу, поэтому, как правило, не стоит беспокоиться о чрезмерном увеличении оборотов двигателя. Если вы хотите переключиться на более высокую передачу, просто потяните за правый рычаг, чтобы переключиться на более высокую передачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *