Рубрики
Разное

Какое лучше заливать масло в коробку: Какое масло можно заливать в МКПП и интервалы замены. Советы от интернет-магазина TopDetal.ru

Содержание

«механика» МКПП и «автомат» АКПП

Начнем с того, что как и в случае с двигателем, трансмиссия нуждается в качественной смазке. С учетом того, что для разных типов КПП допускаются к использованию отдельные типы трансмиссионного масла, важно знать, какое масло лить в коробку передач.

Более того, сегодня трансмиссионные жидкости и масла широко представлены на рынке ГСМ, что также осложняет выбор наиболее подходящего продукта. Далее мы рассмотрим, как выбрать масло МКПП и что нужно учитывать при подборе, а также как подобрать масло АКПП правильно.

Содержание статьи

  • Какое масло лить в коробку передач «механика»
  • Какое масло лучше заливать в коробку передач «автомат»
  • Масло в коробку передач: советы и рекомендации

Какое масло лить в коробку передач «механика»

Прежде всего, сегодня существует несколько типов КПП: механическая, гидромеханическая, роботизированная и вариаторная. Важно понимать, что для каждого типа трансмиссии нужно использовать подходящую для агрегата трансмиссионную жидкость.

Начнем с механической коробки передач. Если нужно подобрать масло в коробку, КПП «механика» наименее требовательна к масляной основе, а также составу и ряду свойств. Однако даже для простой МКПП нужно учитывать некоторые особенности и нюансы. 

Прежде всего, масла для КПП бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными. Сегодня дешевая «минералка» используется разве что в КПП старых авто, а дорогая синтетика не всегда целесообразна на обычных гражданских машинах. По этой причине оптимально заливать качественную полусинтетику. Что касается характеристик масла, нужно обращать внимание на два параметра: SAE и API.

Если не вдаваться в подробности, обычно сегодня все масла универсальные и всесезонные,  на территории СНГ наиболее распространенными являются продукты с индексом 75W90 и 80W90. Также может быть индекс 90W, 110W и т.д.

Важно понимать, что чем меньше цифра перед литерой  W, тем такое масло жиже «на холодную». Чем большим окажется показатель зимней вязкости, тем гуще такая смазка при охлаждении. При этом нужно учитывать и то, что после прогрева также происходит разжижение смазки.

Слишком малая вязкость при нагреве может означать, что масляная пленка недостаточно защищает детали, а также возможны утечки жидкого масла из КПП через сальники и прокладки.

В результате нужно придерживаться баланса с поправкой на то, в какой климатической зоне эксплуатируется автомобиль, какие нагрузки испытывает та или иная машина и т.п. На практике, 75W90 наиболее широко используется в коробках легковых авто как отечественного, так и иностранного производства.

  • Еще добавим, что также важно обращать внимание на маркировку GL. Например, масла для МКПП могут иметь обозначение GL-3, GL-4 или GL-5. Так вот, обозначения от 1 до 3 указывают на то, что такое масло подходит для старых авто, тогда как 4 и 5 для новых (после 2000 года выпуска).  При этом следует помнить, что если в мануале указано, что можно лить масло GL-4, не следует использовать GL-5.

Причина заключается в том, что новейшие смазки GL-5 больше подходят для сильно нагруженных трансмиссий и элементов (мосты, раздатки и т. п.). При этом если коробка не рассчитана на работу с таким маслом, могут выйти из строя синхронизаторы МКПП.  Получается, хотя масла GL-5 лучше по ряду свойств, чем GL-4, лить их в коробки, не рассчитанные на такое масло, попросту нельзя.

Что касается производителя, марку выбирает сам владелец  с учетом личных предпочтений и финансовых возможностей. В МКПП можно использовать как дешевый Лукойл, так и  дорогой Motul. Как правило, в штатных режимах особой разницы не будет заметно.  Главное, не купить фальсификат. Также для увеличения срока службы механической коробки любое масло в МКПП нужно менять каждые 50-60 тыс. км пробега.

Какое масло лучше заливать в коробку передач «автомат»

Теперь перейдем к автомату. В этом случае нужно сразу отметить, что автоматы бывают разными: АКПП, вариатор и робот. Нужно понимать, что жидкость для автомата отличается от масла для МКПП, вариатора и робота. Другими словами, для разных типов автоматов трансмиссионные масла не взаимозаменяемы.

При этом для большинства автоматических коробок масло нужно специальное, к такой смазке выдвигаются особые требования по вязкости и пенообразованию. Дело в том, что если масло в АКПП начнет пениться, то это приведет к снижению давления в системе. Коробка начнет сильно изнашиваться и работать с перебоями. Давайте разбираться.    

Начнем с простейших и самых дешевых автоматов-роботов. Так вот, роботизированная коробка типа АМТ самая дешевая и очень похожа на МКПП. В такие простые однодисковые роботы (с одним сцеплением) можно даже заливать обычное масло для МКПП хорошего качества.

Если же речь идет о дорогих преселективных роботах DSG, в этом случае лучше не экспериментировать и лить оригинал. Также при ответственном подходе можно заменить оригинальный продукт аналогами, но только с точно такими же допусками и характеристиками, как и у оригинального масла. Причина — более сложная конструкция, а также наличие мехатроника (гидромеханический блок управления коробкой данного типа), где масло является как смазкой, так и рабочим телом.

То же самое можно сказать и о вариаторах CVT. В этом случае можно подобрать качественные аналоги (например, Eneos CVT fluid), однако с учетом «нежности» и «капризности» вариаторов лучше заливать оригинальное масло, рекомендуемое производителем.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена масла в коробке механика и автомат. Из этой статьи вы узнаете о том, как поменять масло в МКПП и АКПП, а также на какие нюансы нужно обращать внимание в рамках обслуживания агрегата того или иного типа.

Если же говорить о «классических» гидромеханических АКПП, прежде всего, таких коробок существует много, начиная со старых 3-х и 4-х ступенчатых автоматов и заканчивая сложными 7 и даже 8 ступенчатыми современными агрегатами. В любом случае, можно лить как оригинал, так и более доступные по цене аналоги. При этом выбор масла достаточно большой.

Масло для такого автомата не просто смазывает детали, но и является рабочим телом. Крутящий момент от двигателя передается в гидротрансформаторе именно через рабочую жидкость. Также жидкость ATF (Automatic Transmission Fluids), которая и является маслом для АКПП, под давлением циркулирует в гидроблоке, управляя работой коробки.

Примечательно то, что если сравнивать с маслами для МКПП, жидкости ATF не имеют четкой классификации. Фактически, сами производители автомобилей и коробок-автомат разработали собственные требования к таким маслам. Например, в АКПП автомобилей концерна GM рекомендуется заливать масла Dexron, которые  делятся на Dexron , II, III IV и т.д. Производитель Ford имеет собственные допуски, которым соответствуют продукты Ford Mercon.

Жидкости АTF для коробок автомат Mercedes, Volkswagen или BMW также имеют определенные допуски. На практике, можно подобрать высококачественные универсальные масла ATF, которые одинаково хорошо подойдут для коробок разных производителей. Однако это утверждение больше справедливо применительно к простым АКПП (4-х и 5-и ступенчатым). Если же речь идет о современных агрегатах на 7 или 8 ступеней, лучше лить оригинальное масло при такой возможности.

Напоследок отметим, что масло в автомате нужно менять раньше, чем в МКПП. Как правило, в АКПП  жидкость нужно полностью обновлять каждые 40-50 тыс. км. пробега, в вариаторе полную замену нужно производить каждые 30-40 тыс. км, а в преселективных РКПП каждые 50 тыс. км. Исключением можно считать простой робот с одним сцеплением, который является автоматизированной механикой, где масло меняется аналогично МКПП или немного раньше.

Масло в коробку передач: советы и рекомендации

Как видно, к вопросу подбора масла в МКПП или масла в АКПП нужно подходить с большой ответственностью. При этом даже надежная механическая коробка может выйти из строя, если при подборе смазки допущены серьезные ошибки, о которых говорилось выше.

В случае с «автоматами» важно не только подбирать подходящую рабочую жидкость под конкретный тип АКПП, но и следить за тем, чтобы масло соответствовало всем допускам и рекомендациям производителя автомобиля и/или трансмиссии.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется частичная замена масла в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете о том, как сделать частичную замену масла в АКПП, а также на какие нюансы следует обращать внимание при такой замене.

В противном случае даже использование подходящего масла по типу, но с другими допусками, может стать причиной сбоев в работе или поломок сложного агрегата. Именно по этой причине в автоматические коробки оптимально заливать масла, рекомендуемые самим производителем машины или коробки.

Исключением из правила можно считать разве что простые АКПП на 3 или 4 ступени. В таких коробках, которые разрабатывались еще под старые виды ATF, требования к маслу не сильно высокие. Это значит, что вполне допускается использование подходящих современных универсальных масел, которые имеют соответствующие допуски.

 

Масло для трансмиссии: какое трансмиссионное масло заливать

Во-первых, многие производители переднеприводных автомобилей убеждают использовать именно моторное масло, в свою очередь, в АКПП не пойдет ни моторное, ни тем более масло для трансмиссии, для них уже требуется очень маловязкая жидкость. Как правило, трансмиссионные жидкости предпочтительно использовать для автомобилей с так называемой классической компоновкой.

Каким должно быть масло

В связи с интенсивностью работы коробки передач к трансмиссионным смазочным материалам предъявляются довольно жесткие требования. Они должны эффективно снижать шумы и вибрацию в процессе работы КПП, защищать от коррозии, не вспениваться и при этом выдерживать экстремальные температурные условия вкупе с высокой скоростью трения деталей. Кроме того, трансмиссионные масла не должны быть агрессивны по отношению к металлу и резине или иметь высокую токсичность.

Типы масляных основ

Минеральные. Это самые недорогие масла, но они имеют свои минусы, например густеют при низких температурах. Качество минеральных масел повышается только за счет функциональных присадок (антизадирных, антикоррозийных и т. д.). Для длительной эксплуатации лучше использовать синтетические масла.

Синтетика. Более текучая, а значит, более пригодна для использования при низких температурах, да и в целом синтетическое масло считается всесезонным. Синтетика меньше «стареет» и мало подвержена окислению, но из-за своих свойств и сложности изготовления стоит намного дороже минеральных масел.

Полусинтетика. Золотая середина, которая обойдется дешевле синтетики, но все-таки будет качественнее минерального масла и прослужит на 25–30 % дольше него.

Свойства трансмиссионных масел по типу КПП

Масло для АКПП (с маркировкой ATF) обеспечивает выполнение более жестких требований, чем для механики. За счет более высокого индекса вязкости они лучше сопротивляются вспениванию и окислению и менее агрессивно воздействуют на сальники с эластомерами. Имеет ли смысл использовать такое масло в механике? Да, оно намного лучше, но и стоить будет дороже.

Масло для МКПП (с маркировкой MTF), преимущественно минеральное и полусинтетическое, хорошо отводит тепло и защищает от ржавчины, успешно снижает механические нагрузки.

Различия по уровню вязкости

Вязкостно-температурные свойства масел – очень важный параметр, от которого зависит максимальный полезный коэффициент двигателя при минимальном износе его деталей. Лучше всего данный параметр отражен в классификации SAE – Американской ассоциации автомобильных инженеров. В ней мы видим описание вязкости масел в различных диапазонах рабочей температуры двигателя. Фактически это оптимальный диапазон температур, при которых допускается использование определенного вида масла.

  • Первое число в кодировке. Рассмотрим, например, SAE 5W-40. 5W обозначает, что вязкость предназначена для использования при низкой температуре, но не ниже -35 °С. Просто отнимаем 40 от цифры, которая идет перед W, и получаем предельно допустимую температуру для холодного запуска двигателя. Это всего лишь рекомендация, но ей лучше следовать. Если Вы проживаете в регионе, где редко бывают минусовые температуры, то лучше использовать всесезонное трансмиссионное масло с кодировкой SAE 75W-90.
  • Второе число. Это высокотемпературная вязкость, здесь нужно ориентироваться исключительно на рекомендации автопроизводителя.

С одной стороны, повышенная вязкость масла помогает двигателю гораздо быстрее прогреться при холодном пуске. В то же время показатель вязкости не имеет абсолютного значения, она меняется в динамике в зависимости от диапазона температур. Именно поэтому нужно соблюдать одно правило: строго следовать рекомендациям автопроизводителей. Они сами занимаются стандартизацией масел. Также следует добавить, что сейчас все большее распространение получают всесезонные синтетические масла, в то время как раньше было четкое разделение на летние и зимние.

Присадки

Отдельно рассмотрим набор современных присадок, позволяющих трансмиссионным маслам для коробок передач лучше справляться со своими задачами и получать необходимые эксплуатационные характеристики.

  • Противоизносные. Функционируют до того момента, пока масла хватает в зазоре между шестернями коробки передач.
  • Противозадирные. Особенно полезны при высоких нагрузках, когда степень трения приближается к сухому.
  • Антикоррозионные. Согласно названию, дают коробке передач защиту от коррозии на длительное время.
  • Антифрикционные. Уменьшают трение и за счет этого позволяют сэкономить на топливе.
  • Противопенные. Напрямую влияют на качество смазывания: большое количество пены приводит к ухудшению распространения смазывающего материала по коробке.

Особенности замены трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло необходимо периодически менять, причем эта процедура зачастую сложнее, чем для моторного. Период замены обычно указывается в руководстве от автопроизводителя и зависит от пройденного расстояния и интенсивности езды. Автовладельцы часто игнорируют эти правила, ошибочно считая, что нагрузка на трансмиссию меньше, чем на двигатель.

АКПП. Особенно значительную роль замена масла играет в АКПП, где трансмиссионная жидкость, помимо функций смазки и защиты поверхности деталей, является рабочим телом. Экономить на трансмиссионных жидкостях нет смысла, потому что это может привести к порче или значительному снижению ресурса работы коробки передач.

Вариаторные КПП. Отдельного внимания заслуживает замена трансмиссионного масла в вариаторных коробках передач, которые относятся к классу автоматических, но функционируют в очень жестких температурных режимах. В них пакет присадок распадается гораздо быстрее, и лучше строго выполнять рекомендации по замене вариаторной жидкости из-за высоких нагрузок.

Необслуживаемые КПП. На рынке есть автомобили с так называемой необслуживаемой коробкой передач, то есть масло в них заливается на весь срок эксплуатации автомобиля, и в них нет даже возможности проверить уровень масла при помощи щупа. На практике после интенсивных режимов работы КПП в них тоже требуется своевременная замена масла, а проверку лучше проходить у специалистов.

Как отличить подделку

Непрофессионалу отличить фальсификат от оригинального трансмиссионного масла довольно сложно, и многие автолюбители обнаруживают низкое качество уже после того, как масло залито в КПП. По каким показателям можно отличить оригинал?

  • Внешний вид. Он должен соответствовать описанию на сайте производителя и обладать специальными наклейками. Обращайте внимание на цвет канистры: подделка может иметь другой оттенок. Крышка должна быть плотно закупорена.
  • Подделанные упаковки часто имеют массу ошибок и ляпов в тексте, особенно в тех местах, где он написан мелким шрифтом. Да, этикетки можно качественно подделать, но это становится экономически невыгодно.
  • Оригинальная трансмиссионная жидкость не имеет запаха гари, обладает однородным цветом без вкраплений и примесей.
  • Фирменные упаковки часто имеют несколько степеней защиты, среди них – лазерная гравировка, уникальные номера партии, голографические наклейки, сложные в изготовлении формы канистр и пробок. Например, трансмиссионное масло ROLF выпускается только в металлических канистрах, слишком сложных и невыгодных для копирования в отличие от пластиковых.

Каталог трансмиссионных масел ROLF


ROLF ATF IID