Содержание
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят
Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотора. В целом, всё так и есть. И всё же мы попытаемся рассказать о процессе подробнее: поверьте, это очень интересный процесс.
Что такое OBD?
Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле, OBD-II – это не разъём, а целая система бортовой диагностики. И несмотря на то, что прочно она вошла в нашу жизнь всего-то лет 20 назад, её история начинается ещё в 50-х годах прошлого века.
В середине ХХ века американское правительство внезапно пришло к мысли, что стремительно растущее количество автомобилей как-то не лучшим образом влияет на экологию. Правительство стало делать вид, что оно хочет на законодательном уровне эту ситуацию улучшить. Автопроизводители в свою очередь стали делать вид, что они выполняют придуманные законы.
Появлялись крайне разнообразные системы диагностики, задача которых была ограничена контролем за выбросами в атмосферу (а так как сложной техники не было, то максимум, за чем могли более менее адекватно наблюдать, это за расходом топлива). Никто (иногда даже сами производители) нормально пользоваться такими системами не мог. И когда к середине 70-х департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стали понимать, что ничего хорошего добиться не получается, они стали усиленно рекомендовать внедрять новые системы.
Они не просто мигали бы лампочкой, «если что-то пошло не так», а позволяли бы быстро проверить автомобиль на выполнение им экологических норм. Первым откликнувшимся производителем стал General Motors, разработавший свой интерфейс ALDL. Разумеется, ни о каком мировом стандарте речь ещё не заходила, да и об американском тоже. В 1986 году ALDL был модернизирован, но до нужных масштабов дело никак не доходило. И только в 1991 году California Air Resources Board (калифорнийский департамент по контролю за воздушной средой) обязал всех американских автопроизводителей оборудовать свои автомобили диагностической системой OBD-I (On-Board Diagnostic), разработанной в 1989 году.
Что можно было проконтролировать с помощью OBD-I? Само собой, первоочередной задачей было следить за составом отработавших газов. Можно было проследить за работой электронной системы зажигания, кислородных датчиков и системы рециркуляции EGR. В случае появления неисправности загоралась лампа MIL (malfunction indicator lamp – лампа индикации неисправности). Никакой более точной информации получить было нельзя, хотя со временем лампочку научили мигать с определённой последовательностью, которая позволяла выявить хотя бы неисправную систему. Но и этого скоро стало мало.
В январе 1996 года наличие новой версии OBD-II стало обязательным для всех автомобилей, проданных в Америке. Основным отличием этой диагностической системы от OBD-I стала возможность контролировать систему питания, а также её можно было проверить на автомобиле с помощью подключаемого сканера. Этим занимались полицейские. Им было абсолютно плевать на всё, кроме токсичности – ведь вся эта система изначально и разрабатывалась для контроля за ОГ. Полагалось, что система диагностики на новом автомобиле должна была работать пять лет или сто тысяч километров пробега. Но на этом история OBD-II ещё не заканчивается.
В 2001 году все автомобили, проданные в Европе, должны были иметь систему EOBD (European Union On-Board Diagnostic), теперь уже – с CAN-шиной (о которой подробно как-нибудь в другой раз). В 2003 году японцы ввели обязательный JOBD (Japan On-Board Diagnostic), а в 2004 год наличие EOBD становится обязательным для всех дизельных автомобилей в Европе.
Это – очень (даже слишком) краткая история OBD-II. Я её специально не стал усложнять, вам же вряд ли интересно читать про рецессивные и доминантные биты спецификации Controller Area Network? Вот и я думаю, что для начала хватит. Давайте лучше посмотрим на разъём OBD-II «живьем».
Место встречи изменить нельзя
Я уже говорил, что через диагностический разъём калифорнийские копы при желании должны были легко подключиться к самой системе. Чтобы упростить задачу, разъём было решено ставить не далее 60 см от рулевого колеса (хотя, скажем, китайцы это требование часто игнорируют, а иногда этим же балуются инженеры Рено). И если раньше разъём можно было встретить даже под капотом, то сейчас он всегда в зоне досягаемости водителя. Что из себя представляет разъем?
Вообще, он называется DLC – Diagnostic Link Connector. Вполне очевидно, что сама колодка тоже стала соответствовать одному стандарту. Разъём имеет 16 контактов, по восемь в два ряда. Стандарт определяет и назначение выводов в колодке. Например, контакт №16 (самый правый в нижнем ряду) должен быть подключенным к «плюсу» АКБ, а четвёртый – быть заземлением. И всё же шесть контактов отданы в распоряжение производителю – там может располагаться что-то по его желанию.
Часто от диагностов можно услышать слово «протокол». В данном случае – это стандарт передачи данных между отдельными блоками системы диагностики. Тут мы уже опасно сближаемся с информатикой, но ничего не поделаешь: диагностика-то компьютерная. Придётся ещё немного потерпеть.
Разработчиками OBD-II предусмотрены пять разных протоколов. Если говорить очень-очень упрощённо, то это пять различных способов передачи данных. Например, протокол SAE J 1850 используется преимущественно американцами, скорость передачи данных по нему – 41,6 Кб/с. А вот ISO 9141-2 в США не распространён, скорость передачи тут – 10,4 Кб/с. Впрочем, нам всё это знать не обязательно.
Пока просто запомним:
диагностическая колодка OBD-II везде одинаковая, распиновка – тоже, а какие разъёмы будут использоваться для подключения сканера, зависит от протокола, применяемого производителем.
Ну а теперь попробуем продиагностировать автомобиль – в этом нам помогут специалисты из компании «Лаборатория Скорости». Попутно посмотрим, что такое настоящая диагностика.
Что может диагностика?
Начнём с того, что подключить дешёвый мультимарочный сканер и считать одну-две ошибки – это даже близко не диагностика. И было бы большой ошибкой полагать, что диагностику делает сканер, а не человек. На самом деле они работают в паре, и если один из них значительно глупее другого, ничего хорошего из этого не выходит. Терпеть не могу пронумерованные списки, но использую один, чтобы более наглядно показать, что должна в себя включать правильная компьютерная диагностика:
- Сбор анамнеза.
- Чтение имеющихся и сохранённых ошибок.
- Просмотр потока данных (Live Data).
- Логирование данных «в движении».
- Опрос и сопоставление.
- Тесты исполнительных механизмов.
- Использование инструментальных методов диагностики.
Много непонятного? Спокойно дойдем до каждого из пунктов.
Есть еще постдиагностические работы: адаптация, активация дополнительных функций… Но про это в одной из следующих публикаций. Пока что сосредоточимся на диагностике неисправностей и рассмотрим все этапы.
Сбор анамнеза
Хороший диагност перед началом работы обязательно спросит у владельца, что с автомобилем не так, как неисправность проявляется, при каких условиях, с какой периодичностью, что предшествовало появлению неисправности… Одним словом, будет вести себя как опытный врач, причём не из бесплатной поликлиники, а из хорошего медицинского центра.
Наш подопытный MINI абсолютно здоров, поэтому в данном случае спрашивать нечего. Впрочем, иногда диагностику есть смысл проводить в качестве превентивной меры, не дожидаясь, когда Check Engine начнёт светить постоянно или периодически подмигивать с панели приборов.
Чтение имеющихся и сохранённых ошибок
Итак, подключаем к нашему «Минику» сканер и ноутбук с программным обеспечением от BMW (о том, как связаны BMW и MINI, напоминать не будем, тут все грамотные). Разумеется, через диагностический разъём. Кстати, Мини не хочет нормально проходить диагностику на одном аккумуляторе, поэтому подключаем внешний источник питания. Но это – особенность автомобиля, исключение, а не правило. Теперь ждём установления связи с автомобилем. Смотрим на картинку на экране ноутбука.
Первым делом мы можем увидеть общую информацию об автомобиле – от текущего пробега до номера двигателя и КПП. Кстати, если покупаете автомобиль с пробегом, то зачастую диагностика поможет определить его истинный пробег, который в том числе будет виден, например, в АКПП.
Или ещё интереснее: если открыть ремонтную историю, там будет видно, при каком пробеге было осуществлено последнее вмешательство (может, кто-то скидывал ошибки, проводил адаптацию какого-то механизма или делал что-то ещё). И если там стоит пробег тысяч 100, а на одометре – всего 70, то кое-кто хочет вас обмануть. Далеко не всегда такая возможность есть на 100%, да и «скрутчики» пробегов часто бывают изобретательны и не ленивы – иногда подчищают пробеги везде, хотя это и редкость.
Но мы отвлеклись. Мы быстренько сканируем на предмет ошибок и в разделе «Накопитель ошибок» все-таки находим такие записи, говорящие об ошибках в электроусилителе рулевого управления!
Еще раз подчеркну: если на машине не горит «чек» и не проявляется каких-либо явных неисправностей, это не значит, что их нет. Электроника может работать некорректно, не оповещая об этом без подключения сканера.
Поэтому компьютерную диагностику, особенно если у вас дорогая машина со сложной электроникой, нужно проводить регулярно, чтобы многие поломки устранить превентивно, пока они не вылились во что-то серьезное.
Но вернемся к нашему MINI. Открываем запись об ошибке ЭУР и смотрим так называемый Freeze Frame (замороженный кадр) – тут описано, при каких условиях эта ошибка проявилась. В нашем случае это произошло один раз при пробеге 120 тысяч километров, при скорости 117,5 км/ч, напряжение аккумулятора составляло 16,86 В.
Данные во Freeze Frame помогают понять, отчего произошла ошибка. Не всегда, конечно, но важной может оказаться любая сопутствующая информация о скорости, пробеге, напряжении и т.п. Это все при условии, что специалист умеет думать.
Бывает ведь, что доморощенные «диагносты» просто видят, какая деталь в машине «глючит», и тут же предлагают ее поменять в сборе «методом тыка», потому что, дескать, причину ошибки знает только Святой Дух, разгадать ее невозможно. Это все от большой жадности и недостатка профессионализма. А мы движемся дальше…
Просмотр потока данных (Live Data)
Live Data – это те данные, которые можно получить в режиме реального времени. Есть простые данные – например, обороты двигателя или температура охлаждающей жидкости.
А есть такие, которые без сканера выяснить вообще невозможно. Например, напряжение датчиков положения педали (речь идёт об электронной педали газа). Их два, смотрим показания: 2,91 В на одном и 1,37 В на втором. Теперь нажимаем на педаль и смотрим на значения: 3,59 В и 1,58 В. Собственно, это и есть Live Data – то, что происходит с механизмом в реальном времени.
Поток данных можно смотреть в том числе и на ходу. Бывает очень полезно посмотреть, как реагирует бортовая электроника машины на различные манипуляции, и что при этом показывает Live Data.
Опрос и сопоставление
Это работа диагноста, а не оборудования. После того, как машина протестирована всеми доступными способами, снятые показания предстоит осмыслить и сопоставить. А было ли напряжение штатным? А сопротивление? А температура? Ну и так далее.
Тест исполнительных механизмов
Его проводят для проверки их работоспособности. Обычно – чтобы просто убедиться, что узел работает как положено. Заходим в раздел меню «Активация детали» (да, русификация тут несколько странная) и запускаем, например, электровентилятор системы охлаждения. Работает. Для чего это может быть полезно? А вот, скажем, перегрев мотора. Если бы вентилятор не включился принудительно, вскрылась бы причина перегрева.
Использование дополнительных измерительных приборов
Бывает, что диагностика не может показать, какой именно из элементов системы вышел из строя. Возьмём, к примеру, ту же «электронную педаль газа». Допустим, напряжение окажется нештатным. Сканер это покажет, мы в этом уже убедились. Но в чём причина падения напряжения?
Тут уже поможет только измерение сопротивления реостата омметром и визуальный осмотр дорожек на предмет выявления повреждений или истертых контактов. Или еще пример. Диагностика показывает ошибки по датчикам положения коленвала и распредвалов. Скорее всего, это говорит о смещении фаз ГРМ, то есть – о растяжении цепи. А насколько смещены фазы? С этим поможет только осциллограф. Все-таки замена цепи ГРМ – работа крайне дорогостоящая, особенно на каком-нибудь V8. Тут лучше знать наверняка.
Одним осциллографом тоже, бывает, не обойтись. Например, сюда же можно отнести и опрессовку впуска с дыммашиной, и тест производительности форсунок «с обраткой», и контроль тех же дизельных форсунок на специальном форсуночном стенде, и многое другое…
Ещё можно применить диагностические замеры на диностенде, хотя это мало кто применяет в виду отсутствия оборудования. Ведь замер на стенде позволяет не только видеть цифры мощности и момента, но и смотреть характер кривой того и другого и параллельно снимать данные по давлению наддува, AFR, температуре выхлопных газов, распределению момента по осям и колесам и многое другое. Но это в России – экзотика.
Поэтому этот пункт отмечаем отдельно: настоящий диагност не брезгует запачкать одежду, ибо на этапе инструментальной диагностики придется открыть капот, залезть в проводку, демонтировать проблемные датчики или узлы и проверить их состояние визуально и на предмет правильности функционирования, прозвонить проводку, подключить осциллограф, мультиметр и другие необходимые приборы. Компьютерная диагностика предполагает использование не только одного сканера (а в реальной жизни сканеров должно быть больше – об этом в отдельном материале), но и других средств диагностики.
Логирование
Оно применяется в случае, который меня бы точно поставил в тупик: если ошибка имеет плавающий характер. Как раз та ситуация, когда в сервисе обычно говорят: «ну, сейчас же всё работает, вот как только опять случится – приезжайте». Действительно, такую неисправность определить бывает сложно. Но выход есть.
К диагностическому разъёму подключают специальный сканер (как правило, мини-сканер, который просто вставляется в разъем OBDII и не висит, не болтается, работает автономно, не мешает водителю. В общем, не требует никакого участия обычного пользователя – клиента автосервиса) и отправляют клиента кататься по своим нуждам.
Сканер тем временем усиленно работает, записывая лог, а в момент проявления проблемы дополнительно регистрирует саму ошибку и условия её проявления. Метод удобный, а главное – практически незаменимый при наличии сложных «плавающих» ошибок. И ещё одно его преимущество заключается в том, что специалисту не приходится в режиме реального времени сидеть и отслеживать всё, что творится в автомобиле. Иногда это просто невозможно, да если и возможно – то очень сложно. Гораздо удобнее потом просто забрать все записи и вдумчиво посидеть над логами.
А напоследок я скажу…
Всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. Всю глыбу мы будем постепенно приподнимать, но не сразу.
Например, мы ничего не сказали о кодах, хотя тема эта очень интересная. Многие, наверное, слышали что-нибудь вроде такого: «У меня ошибка P0123. Это что значит?». Да, можно посмотреть. Это – высокий уровень выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки «А». Если коротко, то все ошибки делятся на группы. P – двигатель и трансмиссия, В – кузов, С – шасси.
Внутри тоже есть деления. Перечислять все долго и не нужно, но хотя бы для примера: P01ХХ – контроль системы смесеобразования, P03ХХ – система зажигания и система контроля пропусков воспламенения, а вот с P07ХХ до P09ХХ – трансмиссия. Вместо ХХ указываются подсистемы. Например, P0112 – низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха, а P0749 – ошибка электромагнитного клапана регулировки давления. Кодов – сотни, но несведущий человек ничего толкового из этой информации не вынесет.
Вообще, конечно, вопрос важный: предположим, где-то сделал диагностику, а что делать дальше? В этом случае ещё раз можно проверить квалификацию специалистов. Разобраться в истоках появления той или иной ошибки почти всегда возможно. Так что если слышите совет менять детали одну за другой, пока машина не поедет нормально, уносите ноги из такого сервиса. Их-то понять можно: менять детали, проданные с наценкой – куда проще, чем учиться на диагноста и ковыряться в мелочах, которые не принесут больших денег.
Особенно циничны в этих вопросах официальные дилеры, которых хлебом не корми, дай поменять полмашины в сборе. И если работа выполняется по гарантии, то путь так и будет. Но если вам придётся менять заслонку за свой счёт, то это может быть ой, как дорого. Хотя у дилера всё же есть преимущество – доступ к базе знаний. Так называют накопленную статистику по поломкам конкретной модели определенного года (а может, и месяца, и даты выпуска), определённой комплектации и даже цвета (если речь идёт, например, о кузове) по всем дилерам, где эти машины реализуются. Иногда использование базы знаний может существенно помочь в выяснении неисправности.
В будущих публикациях мы подробно разберемся в кодах ошибок, проведем практические замеры и даже сравним дилерский сканер с мультимарочными нескольких ценовых категорий! Оставайтесь на связи.
За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812)385-50-82
Опрос
Вы когда-нибудь делали компьютерную диагностику?
Ваш голос
Всего голосов:
Как сделать диагностику автомобиля своими руками
Расскажем как сделать простейшую диагностику автомобиля своими руками. Как определить неисправность по запаху от авто и что делать, если двигатель не заводится. Диагностика тормозов машины.
- Как определить неисправность по запаху
- Диагностика двигателя, если не заводится
- Лужа под автомобилем
- Диагностика тормозов машины
- Осмотр тормозной системы
Как определить неисправность по запаху
В диагностике автомобиля своими руками поможет таблица основных неисправностей по запаху. Она подскажет автолюбителям направление, в котором искать поломку.
Пахнет бензином
Источник | Неисправность |
---|---|
Топливный фильтр | Течь из под соединений или из-за коррозии корпуса |
Топливопровод | Утечка после повреждения или плохого ремонта |
Прокладка топливного насоса | Деформация из-за старения или неправильной установки |
Регулятор давления топлива и форсунки | Негерметичность из-за естественного износа или затвердели уплотнения |
Поплавковая камера карбюратора | Неисправен игольчатый клапан |
Механический бензонасос | Негерметичность диафрагмы |
Канистра в машине | Течь из-за коррозии или негерметична прокладка пробки |
Пахнет сладким
Источник | Неисправность |
---|---|
Охлаждающая жидкость | Течь в радиаторе двигателя или отопителе. Течь расширительного бачка. Течь из-за прохудившегося шланга. Течь крана отопителя. |
Пахнет жжёным
Источник | Неисправность |
---|---|
Тормозная система | После езды на ручнике. После длительного торможения или из-за подклинивания тормозных механизмов. |
Сцепление | Подгорели накладки из-за длительных пробуксовок |
Пахнет горелым
Источник | Неисправность |
---|---|
Шины | Длительное движение на спущенной шине. Резкое торможение с юзом |
Изоляция проводов | Короткое замыкание проводки. Перегрузка по току из-за установки предохранителя с большим номиналом. |
Пахнет затхлым
Источник | Неисправность |
---|---|
Вода под ковриками | Повреждена трубка отвода конденсата |
Кондиционер | Плесень на испарителе |
Фильтр системы вентиляции | Пора менять данный фильтр — отслужил свой срок |
Пахнет маслом
Источник | Неисправность |
---|---|
Двигатель | Выбило масляный щуп или сорвало шланг вентиляции из-за повышенного давления в картере. Из-за подтекающих уплотнений на раскаленный коллектор попали капли масла. При смене масла пролили мимо заливного отверстия. |
Пахнет серой
Пахнет газом
Источник | Неисправность |
---|---|
ГБО | Повреждение баллона, мультиклапана, редуктора. Негерметичное соединение магистралей. Сильный нагрев баллона или автоматический сброс давления при заправке. |
Диагностика двигателя, если не заводится
Коленвал не проворачивается стартером
- Аккумуляторная батарея полностью разрядилась.
- Окисление клемм аккумулятора или ослабло их крепление.
- Плохой контакт массового провода двигателя.
- Неисправен стартер или его электрические цепи.
- Зубчатый венец проворачивается на маховике.
Коленвал проворачивается, но мотор не заводится
- Кончилось топливо в баке.
- Свечи зажигания работают с перебоями.
- Сбиты фазы газораспределения.
- Пуск блокирован иммобилайзером.
- Неисправен блок управления двигателем.
- Задиры в механической части двигателя, заклинивание некоторых деталей.
- Засорён топливный фильтр.
- Замерзла вода в системе питания.
- Нарушение искрообразования из-за повреждения изоляции высоковольтных цепей.
- Не работают форсунки.
- Деформированы топливные магистрали.
- Отказ топливного насоса.
Лужа под автомобилем
Иногда под автомобилем образуется лужа. Мы попытаемся разобраться — в чем её причина и кто виноват. А для этого сделаем диагностику своими руками. Для начала разберёмся как отличить по цвету и запаху.
Бензин и дизтопливо имеют характерный запах, его трудно спутать. Моторное масло – обычно темное, запах слабый. Если капнуть его в воду – будет плавать. Трансмиссионное – пахнет серой, на воде капля расползается. Для коробки-автомата – жидкое, в воде разбегается. Тормозная жидкость — слегка желтоватая, текучая, при растирании в пальцах нет ощущения маслянистости. Охлаждающая жидкость по виду напоминает воду, но маслянистая при растирании. На запах – сладковатая.
Охлаждающая жидкость
При утечки антифриза можно на крайний случай подливать воду и короткими бросками двигаться к месту ремонта. Крышки радиатора или расширительного бака надо приоткрыть, чтобы снизить давление в системе и тем самым уменьшить утечку. Печку придется включить на полную. При этом жидкость не нагреется выше температуры кипения даже в системе без давления.
Жидкость омывателя
Утечка омывайки – это самая «несерьезная» из неисправностей. Понятно, что чинить в любом случае придется, особенно если дождь кончился, а грязь из-под колес продолжает лететь в стекло. ПДД допускают, что если в пути отказали омыватели, то двигаться можно, но только «следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
Бензин
Вытекающий бензин – это сигнал красного уровня опасности. С такой течью не только ехать, даже оставлять машину без присмотра нельзя. Экспресс-ремонту подлежит разве что прохудившийся бензобак: место течи можно временно замазать мылом или специальным бензостойким герметиком. У большинства современных автомобилей бак находится под задним сиденьем. А если лужа образовалась в передней части – сразу вызывайте эвакуатор: течет топливная магистраль или бензонасос.
Утечка дизтоплива несколько менее опасна: солярка просто так не вспыхнет. Если неисправность застала в пути, можно попытаться доковылять до удобного места, а не устраивать затор посреди дороги.
Моторное масло
Можно ли ехать дальше, зависит от того, сколько масла осталось. Если уровень не добрался до нижней метки на щупе – можно. Если ниже – масло нужно долить, иначе из-за недостатка смазки детали двигателя будут быстрее изнашиваться. При движении смотрим на комбинацию приборов: не загорится ли аварийная масленка. Даже при моргающем сигнализаторе продолжать движение недопустимо. Доливать нужно то масло, которое залито в мотор – поэтому всегда полезно иметь в багажнике литровую канистру на экстренный случай.
Если проблема выявилась далеко от дома, а нужного масла нет, подойдет любое моторное, чтобы добраться до СТО. Можно долить минеральное масло в синтетику или наоборот – синтетическое масло в полусинтетику или минералку. В экстренной ситуации не так важно качество масла, как его количество.
Тормозная жидкость
ПДД запрещают ехать с неисправной тормозной системой. Это очень опасная утечка. Большой лужи она не образует (в автомобиле тормозухи – меньше литра), но поездка может закончиться очень быстро и с плохими последствиями.
Когда течь обнаружена сзади, то, скорее всего, прохудились тормозные трубки или шланги. Спереди течь может быть из бачка с запасом жидкости, что менее опасно, а также из многочисленных трубок блока АБС или из тормозных механизмов колес. В любом случае – на эвакуаторе на сервис. Если же дело происходит вдали от цивилизации, можно попытаться добраться до нее любым доступным способом – залить вместо тормозной жидкости антифриз или даже воду, тормозить ручником, заглушить прохудившийся контур.
Трансмиссия
Механическая коробка легко выдержит непродолжительное движение с низким уровнем масла. А вот автомат сухой езды не потерпит. Если имеется щуп, проверьте уровень. До нижней метки далеко – можно ехать. Задний мост или гипоидная передача, оставшись без масла, какое-то время «повоют», а потом мгновенно поймают клин. Поверьте – очень неприятный эффект. Никаких «может быть, доедем» допускать нельзя – только на сервис.
Кондиционер
Если капает вода – это признак нормальной работы кондиционера. Но бывает, что на трубках появляются капли масла – это плохо. Особенно серьезные неприятности возможны на автомобилях с постоянно вращающимся компрессором: если такой заклинит, то мгновенно порвется приводной ремень. Он, как правило, вращает вал генератора, а на многих машинах еще и насос охлаждающей жидкости.
Гидроусилитель руля
Если вытекла жидкость (она маслянистая), баранку можно продолжать крутить и без усилителя. Правда, есть риск, что заклинит насос и порвется приводной ремень. А вместе с ним остановится генератор, компрессор кондиционера и, возможно, насос охлаждающей жидкости. Вряд ли с таким набором неисправностей стоит продолжать движение.
Выхлопная труба
Единственная, пожалуй, утечка, которая должна вызывать у владельца положительные эмоции. Раз капает, значит, сгорание практически полное – образуется вода. Впрочем, иногда конденсат начинает вытекать откуда-то из середины тракта вследствие его негерметичности. Значит, придется ремонтировать.
Диагностика тормозов машины
Машину уводит в сторону
В уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза, а углы установки колес, сами колёса, рулевое управление. Но часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колеса из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.
Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы – при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.
Очень жесткая педаль
При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.
Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко. Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).
Горит индикатор неисправности тормозов
Причина – низкий уровень тормозной жидкости в бачке или чрезмерный износ тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками. Другой причиной может стать включенный стояночный тормоз (глючит концевик). Однако причиной понижения уровня могут быть и утечки тормозухи – их необходимо срочно выявить и устранить.
Капризничает АБС
Неисправность любого из компонентов систем АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить и интенсивность торможения не пострадает. Но на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости.
Стояночный тормоз не работает
Затянули рычаг, а машина всё равно пытается скатиться под уклон? Стояночный тормоз нужно отрегулировать. Кроме того, может сказаться замасленность тормозных колодок. Бывает, что тросы заклинены в оболочках. Среди возможных причин встречаются замасленные диски или барабаны. Виноватым может быть полный износ колодок. А если стояночный тормоз не отпускает автомобиль, то колодки примерзли или приржавели к тормозным барабанам.
Перегрев тормозов
Определяют по появлению запаха гари. Этому сопутствует увеличившийся ход педали, которая стала казаться ватной, а также повышенный тормозной путь. Причиной перегрева может быть к излишне активная езда с постоянными торможениями и забытый стояночный тормоз. Кроме того, в число возможных виновников входят подклинивающие цилиндры и суппорты.
Ощутимая вибрация, тряска при торможении
Такая неприятность обычно случается с бывалыми машинами. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или сломана стяжная пружина барабанных тормозов.
Шум при торможении
Высокочастотный шум, визг, свист могут возникнуть при торможении и обычном движении. Причина – нерасчетный режим трения фрикционного материала о рабочую поверхность тормозного диска. Причины — предельный износ тормозных колодок, сильная коррозия тормозного диска (причем часто с внутренней, «невидимой» стороны). Бывает, что накладка тормозной колодки отслоилась от основания. Список возможных причин продолжают загрязнение колодок, коробление диска из-за локального перегрева, неправильное крепление колодок в суппорте, левые колодки или диски и т. д.
Чрезмерный износ дисков и барабанов
Износу сопутствуют снижение эффективности торможения, высокое усилие на педали, а также загорание индикатора неисправности тормозов. Причиной может быть старость автомобиля, стиль езды владельца, пользующегося педалями в режиме «вкл/выкл» – без промежуточных положений. К повышенному износу способно привести заклинивание цилиндров и суппортов.
Одно из колес притормаживает
На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тормоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.
Неполное растормаживание колес
Обычно проявляется как отсутствие свободного хода педали тормоза. Причины — неправильно отрегулирован вакуумный усилитель (допустим, при замене), разбухли манжеты в цилиндрах вследствие попадания посторонних агрессивных жидкостей, заклинило поршень в главном цилиндре из-за коррозии, сломалась пружина в ГТЦ.
Осмотр тормозной системы
Для самостоятельной диагностики тормозной системы желательно заехать на яму, чтобы можно было всё внимательно осмотреть. Также может понадобиться снятие передних колёс с авто. Первым делом осматриваем тормозные диски – не повреждена ли их поверхность, не изношены ли они сверх допустимого. Минимальную толщину дисков надо уточнить заранее – в интернете можно найти данные почти для любой модели авто.
Особое внимание – поверхности диска. Очень неприятна так называемая «дисковая чума», она же – ржавчина. Твердость этого окисла выше, чем стали, а потому колодки протираются гораздо быстрее. Варианта два: меняем на новые или протачиваем старые, если толщина позволяет. Кстати, некоторые сервисы протачивают диски, не снимая их с машины.
Оценить состояние колодок несложно: минимальная толщина накладок должна составлять 1,5–3 мм. Если износ выше – покупайте новые! Cоветуем покачать плавающую скобу суппорта: должен чувствоваться свободный ход. Если его нет, тормозным механизмам понадобится ремонт или замена. У тормозных цилиндров нужно проверить пыльники – не порвались ли они? Не подтекает ли тормозная жидкость? У задних колёс заодно проконтролируйте состояние тросов стояночного тормоза – цела ли резиновая гофра, отсутствуют ли следы коррозии.
Убедитесь в целостности датчиков и проводки антиблокировочной системы тормозов. По крайней мере, внешне всё должно выглядеть пристойно: ничего не висит, не болтается. Проверьте, не слишком ли грязные венцы задающих дисков датчиков, нет ли на них металлической стружки? Проверяем, не выпал ли шланг из крепления. Особенно пристально осматриваем соединение шланга с трубкой. Смотрим, не слишком ли трубка ржавая.
Дополнительная информация
Диагностика | Определение, типы, примеры и факты
магнитно-резонансная томография
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Элизабет Холмс
Роберт Джеймс Грейвс
сэр Морелл Маккензи
Дюшенн де Булонь
Ван Шухэ
- Похожие темы:
- генетическое тестирование
пренатальное тестирование
тест функции щитовидной железы
катетеризация сердца
неинвазивное пренатальное тестирование
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
диагностика , процесс определения характера заболевания или расстройства и отличия его от других возможных состояний. Термин происходит от греческого gnosis , что означает знание.
Процесс диагностики — это метод, с помощью которого медицинские работники выбирают одно заболевание вместо другого, определяя одно из них как наиболее вероятную причину симптомов у человека. Симптомы, которые появляются на ранних стадиях заболевания, часто более расплывчаты и недифференцированы, чем те, которые возникают по мере прогрессирования заболевания, что затрудняет постановку точного диагноза. Получение точного заключения зависит от времени и последовательности симптомов, прошлой истории болезни и факторов риска определенных заболеваний, а также от недавнего контакта с болезнью. Врач при постановке диагноза также полагается на различные другие подсказки, такие как физические признаки, невербальные сигналы бедствия, а также результаты отдельных лабораторных, рентгенологических и других визуализирующих тестов. Из большого количества полученных фактов можно определить перечень возможных диагнозов, которые именуются дифференциальным диагнозом. Врач составляет список, в котором наиболее вероятный диагноз ставится первым. Выявляется дополнительная информация, и подбираются соответствующие анализы, которые сузят список или подтвердят одно из возможных заболеваний.
Традиционно диагностика определяется как искусство идентификации болезни по ее признакам и симптомам. Раньше для помощи врачу было доступно несколько диагностических тестов, которые зависели от истории болезни, наблюдения и осмотра. В 20 веке в медицине произошли многочисленные технологические достижения, которые привели к развитию широкого спектра диагностических тестов и новых методов визуализации тканей. Эти разработки значительно улучшили способность врачей ставить точные диагнозы.
В 5 веке до н.э., во времена греческого врача Гиппократа, возник значительный интерес к медицине и личной гигиене. Греки признавали благотворное влияние купания, свежего воздуха, правильного питания и физических упражнений. Древние римляне также признавали влияние этих факторов на здоровье и даже добились значительных успехов в снабжении и очистке воды и в улучшении санитарии. Сегодня сбалансированное питание, чистый воздух и вода, а также физические упражнения по-прежнему считаются важными факторами для поддержания здоровья. Древние греки также ввели представление о том, что болезнь возникает в результате дисбаланса между четырьмя жидкостями тела: кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью. Они подчеркивали ценность наблюдения, включая телесные признаки и выделения. Однако основное внимание уделялось прогнозированию исхода болезни (т. е. прогнозу), а не ее диагностике. Репутация врача зависела от точных прогностических навыков, предсказывая, кто выздоровеет, а кто умрет или как долго продлится болезнь.
Гиппократу приписывают установление этических основ поведения врача, и врачи-выпускники до сих пор произносят клятву Гиппократа. В его работах документально подтверждена ценность объективной оценки всех аспектов симптомов, диеты, режима сна и привычек пациента. Ни одна находка не считалась незначительной, и врачам рекомендовалось задействовать все свои чувства — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — при постановке диагноза. Эти принципы остаются верными и сегодня.
Гален Пергамский (129 г. н. э. – г. ок. г. 216 г.) считается самым влиятельным врачом после Гиппократа из-за его обширных исследований в области анатомии и физиологии. Его объемные труды сделали его высшим авторитетом в этих областях до 16 века. Как первый невролог-экспериментатор он описал черепные нервы и симпатическую нервную систему. Он наблюдал структурные различия между артериями и венами. Одной из его наиболее важных демонстраций было то, что артерии переносят кровь, а не воздух, как учили на протяжении 400 лет. Однако многие из его взглядов содержали заблуждения, которые оставались неоспоримыми на протяжении веков. Его описание сердца, его камер и клапанов, в котором он утверждал, что кровь проходит из правого желудочка в левый через невидимые поры в межжелудочковой перегородке, задержало открытие кровообращения на 14 столетий. Истинная природа кровообращения не была известна до начала 17 века, когда английский врач Уильям Гарвей опубликовал свои открытия в Exercitatio Anatomica de Motu Cordis et Sanguinis in Animalibus (1628; Анатомические упражнения по движению сердца и крови у животных , или просто De Motu Cordis ).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Одним из величайших достижений в диагностике стало изобретение сложного микроскопа в конце 16 века голландским оптиком Гансом Янсеном и его сыном Захариасом. В начале 17 века итальянский философ, астроном и математик Галилей сконструировал микроскоп и телескоп. Полезность микроскопов в биологических науках и в диагностических целях впервые была осознана в конце 17 века, когда голландский микроскопист Антони ван Левенгук стал первым человеком, увидевшим простейшие и бактерии, и первым, кто описал красные кровяные тельца (эритроциты). Он также продемонстрировал капиллярный анастомоз (сеть) между артериями и венами, что подтвердило правильность исследований Харвея о кровообращении.
Еще одно достижение в диагностической медицине произошло, когда ртутный термометр, изобретенный в 1714 году немецким физиком Даниэлем Фаренгейтом, стал широко использоваться в качестве клинического инструмента в середине 19 века. Первоначально он был 25,4 см (10 дюймов) в длину, и для регистрации температуры требовалось пять минут. Современный клинический термометр был представлен английским врачом сэром Томасом Клиффордом Олбаттом в 1866 году. Термометр был популяризирован немецким врачом Карлом Августом Вундерлихом, который ошибочно полагал, что у каждой болезни есть свой характерный характер лихорадки.
Другим значительным достижением в медицине, которое значительно расширило возможности диагностики заболеваний грудной клетки и сердца, стало изобретение стетоскопа в 1816 году французским врачом Рене-Теофилем-Гиацинтом Лаэннеком. Перед этим исследовали легкие и сердце, прикладывая ухо к грудной стенке. Первоначальная конструкция стетоскопа Лаэннека состояла из деревянного цилиндра и была монофонической, передавая звук только в одно ухо. Это устройство позволило Лаэннеку диагностировать такие заболевания, как туберкулез, на более ранней стадии, чем это было возможно ранее. Его деревянный стетоскоп был заменен в конце 19 века.го века моделями с резиновыми трубками; позже стали использоваться бинауральные стетоскопы, передающие звук в оба уха. Резиновые бинауральные устройства сегодня широко используются.
Еще одним важным диагностическим средством, разработанным в 19 веке, был офтальмоскоп, инструмент для осмотра внутренней части глаза. Офтальмоскоп был разработан в 1850 году немецким ученым и философом Германом фон Гельмгольцем, наиболее известным своими познаниями в физике и математике. Офтальмоскоп состоит из источника сильного света, который можно направить в глаз с помощью небольшого зеркала или призмы. Свет отражается от сетчатки и обратно через маленькое отверстие, через которое исследователь видит нестереоскопически увеличенное изображение структур задней части глаза. С помощью этого устройства можно легко исследовать сетчатку и ее кровеносные сосуды. Внутренний глаз может дать информацию не только о заболеваниях глаза, но и о сердечно-сосудистых нарушениях и осложнениях сахарного диабета.
Возможно, величайшим современным анатомическим диагностическим инструментом является рентген, открытый в 1895 году немецким физиком Вильгельмом Конрадом Рентгеном. Рентген обнаружил, что непрозрачные объекты, подвергшиеся воздействию ионизирующего излучения, можно визуализировать на экране, покрытом флуоресцентным материалом, что он продемонстрировал, создав фотографическое изображение костей человеческой руки. С тех пор знания о рентгеновских лучах, иногда называемых рентгеновскими лучами, и о различных формах излучения были применены для разработки компьютерной аксиальной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и других методов визуализации, которые чрезвычайно полезны в современном мире. диагностические инструменты.
Подготовка врачей также претерпела значительные изменения со времен древнегреческих врачей. На протяжении многих столетий, особенно в период между поздним средневековьем и концом 19-го века, врачи обучались на лекциях и редко преподавались у постели больного. Эта практика была изменена канадским врачом сэром Уильямом Ослером, когда он был профессором медицины в Медицинской школе Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, США. Один из самых известных врачей начала 20-го века, он ввел практику обучения студентов в у постели больного. Он подчеркнул важность сбора точной истории болезни, проведения тщательного обследования и внимательного наблюдения за поведением пациента, чтобы собрать ключи для постановки диагноза, прежде чем прибегать к лабораторным исследованиям.
Процесс диагностики: повторное открытие основных шагов
[3 МИНУТЫ ЧТЕНИЕ]
Постановка правильного диагноза иногда требует короткого и простого пути.
Рассмотрим, например, классический случай опоясывающего лишая, когда одноэтапный процесс состоит из распознавания контрольной картины везикулярных поражений. Сравните сыпь при опоясывающем лишае с более трудноуловимыми симптомами боли в груди, головной боли или слабости, которые обычно требуют многоэтапного подхода для получения правильного заключения.
Как клиницисты, мы все были обучены «диагностическому процессу» в той или иной форме. Чего мы не всегда понимали, так это того, что каждый шаг в этом процессе сопровождается потенциальными ошибками, которые могут привести нас к ошибочному диагнозу.
Чем больше шагов на пути, тем больше вероятность возникновения ошибок. Постоянная проблема диагностических ошибок в медицине требует, чтобы мы потратили время на то, чтобы заново изучить диагностический процесс, а также системные и когнитивные ошибки, которые обычно возникают на каждом этапе.
В конечном счете, предотвращение медицинских ошибок начинается с осведомленности, обучения и метапознания, за которыми следуют устойчивые изменения в клиническом поведении, которые улучшают диагностическую эффективность и уменьшают количество ошибок.
В отчете Института медицины за 2015 г. «Улучшение диагностики в здравоохранении» представлена модель диагностического процесса, как и в «Годовом сравнительном отчете за 2014 г.» CRICO Strategies. Обе модели описывают от 10 до 12 компонентов, составляющих процесс, и обсуждают недостатки и ошибки, которые могут возникать на каждом этапе.
Особый интерес представляют данные CRICO, которые проанализировали более 2300 случаев злоупотребления служебным положением и определили частоту ошибок, связанных с каждым этапом диагностического процесса. Тенденции, выявленные в результате этого анализа, предоставляют ценную информацию для клиницистов и специалистов по безопасности пациентов.
Этапы диагностического процесса можно разделить на три широкие категории:
- Начальная диагностическая оценка – Сбор анамнеза, физикальное обследование, оценка основных жалоб и симптомов пациента, постановка дифференциального диагноза и назначение диагностических тестов
- Диагностическое тестирование . Выполнение, интерпретация и передача результатов тестирования
- Направление, консультация, лечение и последующее наблюдение – Последующее наблюдение врача, направления и консультации, процесс выписки и соблюдение пациентом режима
Анализ претензий CRICO показал, что 58% случаев злоупотребления служебным положением связаны с неудачами в первой категории начальной диагностической оценки. Именно на этой стадии часто начинается ошибочный диагноз — когда врач не может внимательно выслушать и собрать подробный анамнез, который включает все лекарства, операции, заболевания, семейный и социальный анамнез.
В то же время клиницист может неадекватно оценить основную жалобу и анамнез настоящего заболевания, не рассмотрев факторы риска для состояний высокого риска, таких как болезни сердца, абдоминальные катастрофы и злокачественные новообразования.
Дифференциальный диагноз
Следующим шагом является объединение информации, полученной из основной жалобы, анамнеза, осмотра и факторов риска, в дифференциальный диагноз . Этот этап диагностического процесса, возможно, является наиболее важным, поскольку ошибки, возникающие на более ранних этапах (анамнез, осмотр, оценка симптомов), усугубляются и приводят к слишком узкому или просто нецелевому дифференциальному диагнозу.
Именно на этом этапе предубеждения врачей и когнитивные ошибки преобладают над идентифицируемыми системными ошибками. Неполные или неверные данные анамнеза и обследования обрабатываются в уме и могут привести к ошибочным медицинским рассуждениям; «Мусор на входе, мусор на выходе», как говорится.
Ошибки в суждениях, допущенные на этом этапе, могут сорвать весь диагностический процесс, и, если в дальнейшем не будет организовано перенаправление, правильный диагноз может быть отложен или пропущен, что может иметь серьезные последствия для исхода и безопасности пациента.
Перекресток мышления и действия
Больше случаев злоупотребления служебным положением связаны с ошибками на этапе дифференциальной диагностики (33% случаев), чем на любом другом этапе процесса. 30%). Нетрудно понять, почему эти 2 шага находятся вверху списка. Неполный или ошибочный дифференциальный диагноз приводит к назначению неправильных изображений и лабораторных тестов, что, в свою очередь, приводит к неправильному ответу, неправильному лечению и нежелательному результату.
В отчете МОМ, хотя и указывается, что не существует единого решения, перечислены 8 «Целей улучшения диагностики и сокращения диагностических ошибок» с акцентом на образование и обучение всех медицинских работников в областях, которые считаются недостаточными, включая клинические рассуждения, работа в команде, общение и использование диагностических тестов и медицинских информационных технологий.