Фильтры грубой и тонкой очистки: бесхлопотная эксплуатация двигателя автомобиля. Фильтр грубой очистки топлива
Фильтр грубой и тонкой очистки топлива ЕВРО-3,4 для КАМАЗа
Горючее, поступающее в камеры сгорания двигателя, всегда очищается от микроскопических механических примесей: грязи, ржавчины, краски и других включений (воды, парафинов и т. д.). У дизелей, система впрыска которых отличается высокоточными элементами, с этой задачей справляются два топливных фильтра. Водитель КАМАЗа обязан следить за состоянием узла очистки солярки и принимать меры по его ремонту или замене.
Виды топливных фильтров, устанавливаемых на КамАЗ
В условиях российской действительности (плохие дороги, некачественное топливо на АЗС, суровый климат) от чистоты горючего во многом зависит ресурс эксплуатации двигателя КамАЗ. Чтобы мотор работал устойчиво, солярка очищается двумя видами топливных фильтров. Первый служит для грубой очистки горючего от частиц грязи и воды, второй — для тонкого очищения от парафиновых соединений.
Если фильтрующие изделия забиты, нарушается нормальная подача горючего в форсунки и дизель начинает работать с перебоями при возрастании нагрузки: на подъёмах, при трогании с места и в других ситуациях. Расход топлива при этом увеличивается, а мощность двигателя заметно падает.
Двигатель такого мощного автомобиля как КамАЗ периодически нуждается в причистке фильтрующих элементов
Первая ступень фильтрации
У КамАЗа устройство грубой очистки выполняет функцию начального очищения солярки от механических загрязнений и воды перед закачиванием топливоподкачивающим насосом низкого давления в систему питания. В корпус вкручены штуцеры, с помощью которых горючее подаётся во всасывающую и нагнетательную магистраль подачи топлива. Герметичность уплотнений обеспечивается медными шайбами. Фильтрующий компонент закрывается стаканом, который к корпусу крепится через резиновую уплотнительную прокладки четырьмя болтами. Внизу кожуха вкручена сливная пробка.
Работает фильтр по принципу сепаратора. В экстренных случаях допускается разборка и промывка устройства чистой соляркой. Затем нужно все поверхности компонентов очистки дизтоплива продуть сжатым воздухом из ресивера грузовика.
Солярка, растекаясь по поверхности конусного отражателя, замедляет скорость и струйками стекает в кольцевую щель между отражателем и стаканом
Вторая ступень фильтрации
Фильтром тонкой очистки топлива (ФТОТ) завершается процесс очищения солярки перед поступлением к плунжерным парам топливного насоса высокого давления (ТНВД) и распылителям форсунок. И также он служит резервуаром для воздуха, подающегося одновременно с дизтопливом. Пузырьки газа вместе с горючим отводятся автоматически в бак при помощи клапана жиклёра.
Фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ) КамАЗ ЕВРО-3 и ЕВРО-4
Устройство фильтра тонкой очистки выполняется по принципу полнопоточной конструкции. Корпус из алюминия включает два стакана, в которые помещены заменяемые фильтрующие компоненты, подключённые параллельно. Сменные элементы фильтрации горючего делаются из картона ЭТФЗ, специально разработанного для этих целей. Главная его особенность — наличие множества микроскопических пор. Торцы изделий герметизируются внизу и вверху уплотнителями. Каждый фильтрующий компонент надёжно прижат к корпусу фильтра благодаря пружинам, которые выставляются на стержни стаканов. Горючее продавливается сквозь микроскопические отверстия картона и окончательно очищается.
Топливные фильтры для распространённых моделей КамАЗ
На модификациях грузовиков КамАЗ стоят дизельные двигатели различной мощности, в том числе и иностранного производства. Так, двигатели «Камминз» соответствуют нормам экологических стандартов Евро-3 или Евро-4 и обладают мощностью 210–300 л. с. Они используются на бортовых моделях, самосвалах, седельных тягачах. Для этих движков британский концерн Cummins применяет топливные фильтры обеих ступеней очистки как собственной разработки, так и изделия известных европейских производителей. Отечественные модели двигателей КамАЗ применяют топливные фильтры российских фирм: «Ливны», «Спектрол», «Цитрон» и других. На автомобильном рынке представлен богатый выбор топливных фильтров КамАЗ различных фирм.
На разных моделях КамАЗов применяются различные фильтры тонкой и грубой очистки зарубежных и отечественных производителей
Видео: топливные фильтра КамАЗ — устройство и назначение
Отличие топливных фильтров ЕВРО-3 от ЕВРО-4
Эталоны ЕВРО включают в себя определённый набор показателей, которым должен отвечать состав отработанных газов дизеля. Двигатель КамАЗ — это сложное комплексное устройство, которому нужно особо чистое топливо. Но и сам дизель постоянно совершенствуется и модернизируется. Разрабатываются новые технологии впрыска горючего, улучшается система рециркуляции отработанных газов. Эти меры будут способствовать снижению в составе выхлопных газов вредных составляющих, в частности, угарного компонента.
Отличие требований ЕВРО-3 от ЕВРО-4 заключается в ограничении содержания в солярке воды, серы и меньших по размеру механических примесей. Поэтому устройства очистки топлива ЕВРО-4 способны отфильтровать более тонкие загрязнения, чем фильтры ЕВРО-3.
Где находятся топливные фильтры грубой и тонкой очистки на автомобилях КамАЗ
Расположение фильтров для очищения солярки диктует компоновка топливной системы на движках КамАЗ. Фильтр первой ступени крепится на раме с левой стороны под воздухоочистителем, недалеко от бака. Такой выбор места неслучаен. Горючее до насоса подкачки должно очищаться как можно раньше, чтобы по трубопроводу подаваться без примесей и воды. Это условие особенно важно в зимний период, когда горючее становится густым и, если присутствует вода, может замёрзнуть в тонкой трубке топливопровода. Поэтому нередко на устройстве грубой очистки предусматривается подогрев солярки при эксплуатации грузовиков в сильные морозы.
Места расположения топливных фильтров грубой и тонкой очистки в системе питания КамАЗ продиктованы их предназначением
Устройство тонкой очистки располагается непосредственно на задней части дизеля в наиболее высокой точке топливной системы. Такое место выбирается для того, чтобы очищать солярку от воздушных пробок, которые всегда есть в топливопроводе. Немаловажное значение придаётся удобству замены фильтрующих элементов, так эта операция выполняется достаточно часто.
Фильтр грубой очистки топлива с подогревом
В России зимой наблюдаются сильные морозы. В дизельном топливе при этом образуются парафины, которые забивают фильтра. Дизель начинает работать с перебоями. Для обеспечения облегчённого запуска мотора и нормальной эксплуатации на некоторых моделях ФГОТ у грузовика КамАЗ предусмотрена установка специального подогревателя. Он подключается к бортовой сети автомобиля напряжением 24 В и работает в автоматическом режиме.
Особенно популярны ФГОТ с подогревом иностранного производства: Cummins Filtration, Mann+Humme и другие. В разных моделях нагревательный элемент располагается или в верхней крышке на входном топливопроводе, или в нижней части стакана.
Топливный фильтр грубой очистки КамАЗ с подогревом облегчает запуск и эксплуатацию двигателя в зимнее время
Видео: фильтр грубой очистки топлива КамаЗ с подогревом
Когда и как заменить сменные элементы фильтрации грубой и тонкой очистки на КамАЗ
От чистоты дизельного топлива во многом зависит устойчивая работа двигателя КамАЗ. Конструкторы устройств для грубой и тонкой очистки горючего предусмотрели периодическую замену элементов фильтрации. Эта простая операция выполняется водителем КамАЗ.
Симптомы забитого топливного фильтра
Признаки отказа топливных фильтров грубой и тонкой очистки КамАЗ разнообразны:
- расход солярки увеличивается;
- мотор неустойчиво работает на холостых оборотах;
- при резком нажатии на педаль газа обороты движка не увеличиваются;
- наблюдается затруднённый запуск силового агрегата;
- мощность дизеля снижается;
- на подъёмах грузовик начинает дёргаться.
Если есть эти симптомы — топливные элементы фильтров грубой и тонкой очистки подлежат замене.
Периодичность замены топливных фильтров грубой и тонкой очистки прописана в техническом регламенте КамАЗа. Чтобы эксплуатация грузовика соответствовала требованиям ЕВРО-3 и ЕВРО-4, сменные элементы фильтров меняются через 40 тысяч километров пробега. Но российская действительность такова, что на практике водители КамАЗов меняют фильтрующие элементы через каждые 8–10 тысяч километров.
Замена фильтра грубой очистки
Удобное расположение и лёгкий доступ к крепёжным болтам делает эту операцию несложной и быстрой по времени. Для работы потребуется накидной ключ на «12» и жидкость WD-40, помогающая открутить приржавевший крепёж.
Порядок действий:
- Недалеко от бака найти ФГОТ.
- Отсоединить входную и выходную трубки подачи солярки. Принять меры к недопущению потерь дизельного топлива.
Снятый топливный фильтр грубой очистки легче разобрать и обслужить
- Открутить болты, которые крепят корпус фильтра к раме.
- Снять фильтр, слить остатки горючего через сливную пробку.
- Открутить четыре болта и отделить стакан от корпуса.
- Выкрутить из корпуса старый элемент фильтрации.
- Тщательно вымыть стакан внутри и снаружи от всех загрязнений.
- Вкрутить в корпус новое фильтрующее изделие в комплекте, предварительно надев уплотнительную шайбу и распределитель.
- Залить немного дизельного топлива в стакан, вставить в кольцевую выточку корпуса резиновое кольцо.
- Прикрутить стакан к корпусу фильтра.
- Прикрутить корпус фильтра с помощью болтов на своё место и подсоединить топливопроводы.
Замена топливного фильтра тонкой очистки
Сдвоенный ФТОТ у КамАЗа располагается непосредственно на правой стороне двигателя. Здесь важно соблюдать чистоту, чтобы грязь снаружи не попала внутрь корпуса фильтра.
Порядок действий следующий:
- Поднять кабину, чтобы обеспечить доступ к узлам двигателя.
- Закрыть кран на баке для топлива, чтобы не допустить потерь солярки во время работы.
- Тщательно промыть наружные компоненты сдвоенного корпуса от скопившихся грязевых отложений и подтёков солярки.
Под сдвоенный корпус фильтра тонкой очистки КамАЗ подставляется небольшая емкость, чтобы слить отстой
- Подставить под фильтр небольшую ёмкость.
- Выкрутить снизу пробку слива на 1,5–2 оборота и слить немного грязного топлива.
Замена фильтрующего элемента тонкой очистки топлива КамАЗ не требует демонтажа фильтра в сборе. Достаточно открутить болты крепления стаканов
- Сверху открутить два болта крепления стаканов и острожно снять их вместе с уплотнительными резинками и пружинами.
- Извлечь старые фильтрующие изделия и промыть стаканы.
- Вставить в стаканы новые фильтрующие элементы, уплотнительные резинки и шайбы.
- Закрутить болты крепления стаканов к верхней части корпуса.
- Открыть кран подачи топлива на баке.
Видео: замена топливных фильтров на КамАЗе с двигателем Kammins
Сборка фильтра своими руками: подробная инструкция
При форс-мажорных обстоятельствах водители КамАЗов вынуждены восстанавливать временную работоспособность старых фильтрующих элементов. Это случается тогда, когда используется дизельное топливо неизвестного происхождения, а запасных фильтров нет. Для работы потребуется следующий инструмент:
- набор гаечных и накидных ключей от 12 до 27 мм;
- чистая посуда для мытья фильтрующих элементов и стаканов;
- мягкая чистая тряпочка из плотного льняного материала.
Порядок действий для топливных фильтров грубой и тонкой очистки одинаков и состоит из следующих действий:
Сборка топливного фильтра тонкой очистки КамАЗ своими руками
- У топливного фильтра снимается стакан и извлекается забитый топливный элемент.
- Стакан и место его крепления промываются чистой тряпочкой, смоченной в свежем горючем.
- Топливный элемент аккуратно разбирается и промывается отдельно, а затем обдувается сжатым воздухом.
- Фильтрующая часть собирается, особое внимание уделяется соблюдение герметичности изделия. Если высота собранного фильтра уменьшилась из-за смятия бумаги, её компенсируют подкладыванием прокладок из войлока.
- В вымытый стакан вставляется собранный и подсушенный после чистки фильтрующий элемент. Наливается немного свежего дизельного топлива.
- Фильтр собирается и ставится на место.
Важно в этих операциях соблюдение герметичности отдельных частей фильтрующего элемента, чтобы не нарушить путь движения топлива, а также поддержание чистоты и порядка. Нужно как можно скорее установить новые фильтрующие изделия.
Российские водители КамАЗов — умельцы на все руки и редко прибегают к помощи СТО. Как правило, это специалисты во многих специальностях: слесарных и сварочных работах, наладочных и регулировочных операциях основных параметров автомобиля. Практически все камазисты самостоятельно меняют топливные элементы в фильтрах грубой и тонкой очистки. Многие устанавливают фильтры с лучшими характеристиками в сравнении с базовыми моделями. Для этого умельцы используют переходники и дрели для закрепления устройств для очистки солярки, отличных по конструкции и размерам от «родных» узлов.
pol-z.ru
Фильтр грубой и тонкой очистки топлива ЕВРО-3,4 для КАМАЗа » АвтоНоватор
Фильтр очистки топлива — это один из тех элементов в автомобиле, который нуждается в тщательном контроле со стороны водителя. Ведь работоспособность двигателя грузового автомобиля во многом зависит от качества очистки топлива. Водитель КАМАЗа может самостоятельно диагностировать существующие неисправности и своевременно выполнять ремонт или замену этого узла.
Какие топливные фильтры устанавливаются на автомобили КАМАЗ
Водители грузовиков КАМАЗ отлично понимают, что топливная система двигателя — это одна из главных систем автомобиля. Чтобы машина стабильно работала и выполняла своё предназначение (основной спектр использования КАМАЗов — коммерция), топливная система всегда должна находиться в работоспособном состоянии.
Фильтрующие элементы на КАМАЗах можно считать основными деталями двигателя внутреннего сгорания. При низком качестве дизельного топлива они призваны обеспечивать качественную очистку горючего перед подачей его в мотор. В том случае, если фильтр выработал свой ресурс, мотор начнёт засоряться различными примесями и осадками, что неизменно снизит его ресурс.
На автомобилях КАМАЗ устанавливаются два типа механизмов топливной системы:
Имея несколько различное устройство, они призваны выполнять первичную и вторичную очистку дизельного топлива от грязи и примесей.
Фильтр грубой очистки
ФГО предназначен для грубой (то есть первичной) очистки поступаемого из бензобака топлива. Он состоит из нескольких основных элементов:
-
металлический корпус;
-
«стакан» — внутренний корпус;
-
успокоитель;
-
сеточка для задержания крупных зёрен примесей;
-
отражатель;
-
распределитель.
Работа ФГО максимально проста. Топливный насос начинает перекачивать топливо из бака к двигателю. Первым узлом, который встречается топливу на пути к мотору, как раз и является фильтр грубой очистки. Через подводящий патрубок топливо попадает сначала на распределитель, а через него — в стакан. Если залито горючее низкого качества, то крупные примеси сразу же оседают на нижнюю часть стакана. Более мелкие зёрна осадков задерживаются на сеточке, которая расположена в верхней части устройства. Таким образом и совершается первичная (грубая) очистка горючего от основного количества загрязнений. Далее топливо перегоняется ближе к мотору, проходя предварительно тонкую очистку.
Крупная перфорация позволяет задерживать только объёмные части мусора в солярке
Фильтр тонкой очистки
Этот узел призван устранить из топлива все мельчайшие остатки примесей и загрязнений, которые в нём остались после первичной очистки. Чтобы сделать этот процесс максимально качественным, на КАМАЗах Евро-3 и 4 устанавливают фильтрующие элементы следующего строения:
-
металлический корпус;
-
пробка для слива;
-
центральный стержень;
-
«стакан» — внутренний корпус;
-
уплотнительные резинки;
-
фильтрующий элемент;
-
крышка в верхней части устройства;
-
клапан на слив.
Топливо прогоняется по стакану, поступая на чувствительные мембраны фильтра. На этих мембранах оседает практически всё количество мельчайших осадочных примесей. После ФТО топливо поступает в двигатель.
Изделие имеет уменьшенные размеры и внутреннюю перфорацию меньшего диаметра
Традиционно на КАМАЗ типа Евро-3 и Евро-4 устанавливаются фильтры немецкого производителя Mann. Эти устройства отличаются долговечностью и большой способностью к очистке топлива. Существенных отличий механизмов грубой и тонкой очистки для класса Евро-3 и Евро-4 нет, однако модели для Евро-4 продаются в нескольких вариантах комплектаций (например, со встроенным насосом или дополнительным водосборным стаканом).
Где расположены фильтрующие элементы на КАМАЗе
ФГО монтируется на топливной магистрали с левой стороны кузова. Это обусловлено тем, что и бак располагается с этой же стороны. В силу того, что фильтр грубой очистки — это первый узел на пути следования топлива из бака к двигателю, такое расположение вполне оправданно конструктивно.
ФГО монтируется над бензобаком сразу же за кабиной
Фильтр тонкой очистки размещается на КАМАЗе непосредственно у двигателя, с правой задней его части. Сразу же после очистки топливо попадает в цилиндры мотора и используется для создания топливовоздушной смеси.
ФТО нужно искать непосредственно рядом с двигателем
Что такое фильтр грубой очистки топлива с подогревом
Эксплуатация грузовых автомобилей в зимний период в России сопряжена со множеством проблем. Чтобы двигатель запускался легче, рекомендуется устанавливать подогрев топливной системы. В частности, эту функцию успешно выполняют специально оборудованные фильтры грубой очистки.
На КАМАЗ можно отдельно установить фильтры Mann, Cummins Filtration, Willibrоrd Losing или других, которые уже оснащены функцией подогрева. В зависимости от исполнения, электронагревательный элемент может быть вмонтирован в верхнюю крышку на входе или же в нижнюю часть стакана.
На КАМАЗ можно отдельно установить фильтры Mann, Cummins Filtration, Willibrоrd Losing
Фильтр грубой очистки с подогревом обеспечивает необходимую текучесть топлива в любых климатических условиях, поэтому мотор будет легче запускаться даже на морозе.
Меняем фильтры на КАМАЗе своими руками
Устройство любого топливного фильтра рассчитано на несколько лет эксплуатации (разные производители указывают различные сроки службы). Однако при использовании низкокачественного топлива фильтрующие элементы могут довольно быстро загрязниться до критической отметки.
Забитый топливный фильтр — это угроза работе мотора.
Фильтры могут загрязняться по самым разным причинам:
-
из-за скоплений грязи и пыли в результате взаимодействия топлива с металлическим корпусом изделия;
-
из-за появления коррозии;
-
накапливание смолянистых отложений на стенках фильтра;
-
закупорка магистралей льдом зимой;
-
частое использование низкокачественного горючего.
Если мембраны фильтра полностью покрыты тёмными осадками, рекомендуется немедленно приступать к замене элемента
Когда нужно менять фильтры грубой и тонкой очистки
Любой водитель КАМАЗа может самостоятельно определить, когда необходимо менять тот или иной фильтр. Достаточно просто внимательно следить за «поведением» грузовика во время движения.
Симптоматика забитого и неисправного фильтра сводится к следующим показателям:
-
постепенное увеличение потребляемого количества топлива;
-
при преодолении подъёма КАМАЗ начинает резко дёргаться;
-
заметно сокращается мощность двигателя;
-
на холостом ходу автомобиль часто глохнет;
-
машина может внезапно начать тормозить без нажатия на педаль газа;
-
при резком повышении оборотов мотора наблюдаются провалы в его работе.
Фильтры грубой и тонкой очистки могут быть забиты неравномерно, однако при выходе из строя одного из них, менять нужно всё равно и тот и другой. Система очистки топлива будет тщательно работать только тогда, когда оба фильтрующих элемента будут находиться в равной степени износа.
Любые перебои в работе мотора могут свидетельствовать о неисправности топливных фильтров
Как заменить фильтр грубой очистки на КАМАЗе
Эта процедура обычно не вызывает каких-либо трудностей, так как местоположение фильтра удобно для его демонтажа и монтажа.
Перед работой рекомендуется сразу приготовить рожковый ключ на 12 и смазку WD-40, которая поможет открутить приржавевшие болты и винты.
Порядок замены сводится к следующим действиям:
-
Найти фильтр грубой очистки с правой стороны КАМАЗа у топливного бака.
-
Отсоединить от него подводящий и отводящий патрубок. Рекомендуется поднять шланги вверх и закрепить их в таком положении, чтобы избежать потерь горючего.
-
Выкрутить четыре винта, которые держат корпус фильтра.
-
Сняв фильтр с кузова, необходимо слить остатки дизтоплива из стакана.
-
Стакан рекомендуется тщательно промыть, чтобы удалить из него все загрязнения.
-
В него установить новый фильтр, на дно стакана обязательно нужно залить немного топлива.
-
После чего прикрутить винты к корпусу, подсоединить шланги.
Замена фильтра тонкой очистки
Эта процедура занимает несколько больше времени, чем предыдущая. Однако особых сложностей замена фильтра тонкой очистки тоже не должна вызвать:
-
Закрыть расходный кран топливного бака, чтобы не потерять большое количество солярки при работе.
-
На правой задней стороне мотора найти фильтр тонкой очистки.
-
Перед демонтажом обязательно нужно очистить от пыли и грязи все плоскости вокруг фильтра и особенно тщательно — поверхности у места посадки. Во время демонтажа грязь может попасть в систему питания, чего нельзя допустить.
-
Вывернуть вентиль слива на два оборота.
-
Из корпуса фильтра слить остатки грязного топлива в подготовленную ёмкость.
-
Отсоединить патрубки от корпуса фильтра.
-
Далее произвести демонтаж корпуса вместе с самим фильтрующим элементом. Вместе с корпусом снимаются все уплотнители и шайбы. Все внутренности корпуса промыть чистой соляркой.
-
В корпус вставить новый фильтр тонкой очистки.
-
Установить устройство в гнездо, заменив предварительно уплотнительные резинки и шайбу.
-
Подключить два патрубка.
-
Закрыть краники подачи топлива.
Видео: замена двух топливных фильтров на КАМАЗе своими руками
Периодичность замены фильтров тонкой и грубой очистки обычно описывается в инструкции по эксплуатации КАМАЗа. Как правило, на машинах класса Евро-3 и Евро-4 менять элементы очистки рекомендуется не позже, чем через каждые 40 тысяч километров пробега. Однако в реальности из-за потребления некачественного горючего необходимость в замене может возникнуть и раньше этого срока.
Сборка фильтра своими руками: подробная инструкция
Сборка любого фильтра должна проводиться в условиях максимальной чистоты. Ведь смысл процедуры как раз и заключаются в том, чтобы устранить все загрязнения и налипания грязи в корпусе и поместить в него совершенно новый и чистый фильтрующий элемент.
Сборка и промывка старого фильтра не может обеспечить долговечную работу устройства. Выполнять ремонт фильтра можно лишь в качестве временной меры, пока не будет куплен новый элемент.
Перед сборкой все детали фильтра тщательно промываются дизельным топливом. Фильтр тонкой очистки из фетровых или картонных мембран промывается отдельно от металлического корпуса.
После этого с лицевой стороны поверхности пластины смывается накопившаяся грязь. Далее элементы нужно вновь промыть в солярке.
Важно проводить работу по сборке в чистоте, чтобы фильтр не загрязнялся в процессе сборки
Непосредственная сборка топливного фильтра (что грубой, что тонкой очистки) осуществляется по следующему сценарию:
-
Собрать сам фильтрующий элемент. В некоторых случаях после промывки общая высота фильтра может уменьшиться. Для восстановления этого параметра рекомендуется подложить под фильтрующий элемент одну или несколько пластинок, вырезанных из войлока.
-
Далее элемент, новый сальник и пружинка ставятся в стакан и крепятся к крышке корпуса.
-
Внутрь корпуса заливается немного солярки.
-
После чего фильтр закрывается и может быть установлен на машину.
То есть в процессе сборки важно заменить износившиеся части, соблюдая определённый порядок и требования чистоты.
КАМАЗы класса Евро-3 и Евро-4 легко поддаются самостоятельному ремонту в большинстве случаев неисправностей. Это касается также вопросов сборки и замены топливных фильтров питающей системы двигателя. Рекомендуется использовать качественное топливо, чтобы фильтры могли выполнять свои функции очистки в течение всего срока годности, заявленного производителем.
Копирайтер, рукодельница, путешественник Оцените статью: Поделитесь с друзьями!carnovato.ru
Фильтры грубой и тонкой очистки топлива
Чистое и прозрачное топливо служит залогом качественной и долгосрочной работы любого двигателя. Прежде чем попасть в хранилища АЗС, горючее проходит очистку. Но, порой этого не достаточно, и бензин попадает в бензобак автомобиля с примесями. Это могут быть как частицы воды, так и мелкие механические загрязнения. Все эти элементы отрицательно влияют как на работу двигателя, так и на срок службы деталей «сердца» автомобиля.
Кроме того, в процессе работы мотора также образуются механические загрязнения. Для того чтобы обезопасить двигатель от нежелательных «вредителей», были созданы фильтры, которые устанавливают непосредственно в топливной системе транспортного средства.
Разновидности очистителей
Топливо проходит первичную очистку уже в момент заправки автомобиля. На заливной горловине установлен крупноячеистый, сетчатый фильтр. Размер ячеек такой сетки составляет 0,5 мм, что обеспечивает защиту от крупных примесей. Из топливного бака бензин попадает в фильтр-отстойник, после чего горючее проходит через фильтры грубой и тонкой очистки. В карбюраторных двигателях, как правило, устанавливают топливный фильтр грубой очистки, для предотвращения засорения жиклёров, а вот дизельные моторы требуют идеально чистое горючее, поэтому солярка проходит две стадии очистки — грубую и тонкую.
По своей конструктивной особенности фильтры делятся на:
- Неразборные. Подобные очистители недорогие, устанавливаются преимущественно на участке топливопровода непосредственно перед бензонасосом. За счет своей спиральной конструкции, подобные устройства дольше контактируют с топливом, что обеспечивает качественную фильтрацию. Главным очистительным элементом служит крепированная бумага, сложенная в форме фильтрующей шторы.
- Разборные. Латунный либо керамический сетчатый элемент в разборных фильтрах, способствует качественной очистке бензина. Из преимуществ можно выделить срок эксплуатации такого очистителя. Механизм можно разобрать, промыть и заново установить.
- С прозрачным корпусом. Подобный очиститель даёт возможность оценивать уровень своего загрязнения, что помогает вовремя производить замену.
Фильтр грубой очистки топлива
Фильтр грубой очистки дизельного топлива предназначен не только для фильтрации и отсеивания грубых механических примесей, размер которых не превышает 0,1 мм, но и для предотвращения попадания влаги в систему автомобиля. Одной их отличительных особенностей дизельного горючего является содержание большого процента влаги. За счет того, что вес воды больше чем вес солярки, вода оседает и скапливается на дне фильтра.
Парафин, который присутствует в дизтопливе, при низких температурах кристаллизуется. Если это произойдёт, то парафины забьют фильтр и выведут из строя всю топливную систему. Для того чтобы этого не произошло, подобный фильтр дизельных моторов оснащают подогревающим элементом. Это может быть штора, изготовленная из проводящей ток бумаги. Кроме того, некоторые производители оснащают очистительное устройство специальным датчиком, который измеряет и оповещает водителя относительно уровня воды.
Фильтры тонкой очистки
Незаметные на глаз механические включения также опасны для двигателя. Фильтр тонкой очистки топлива предназначен для задержки мелких частиц, размер которых не превышает 60мкм. Многие автовладельцы не отдают предпочтение этому виду очистителя, а полагаются только на «сеточки» расположенные на заливной горловине бензобака и на карбюраторе. Однако даже незаметные, мельчайшие включения способны нанести существенный вред мотору. Фильтр тонкой очистки дизельного топлива просто необходим для владельцев автомобилей с дизельным двигателем. Кроме того, что дизельный мотор имеет некоторые конструктивные особенности, которые требуют дизтопливо высоко качества, так еще и сама солярка известна, как далеко не самое чистое горючее.
Топливная система автомобиля может содержать как две, так и четыре стадии очистки. Наиболее опасными являются включения, размер которых 15-50 мкм. С такими частицами отлично справляется фильтр-отстойник тонкой очистки. Инжекторный двигатель также как и дизельный придирчив к качеству бензина. Многие владельцы автомобилей, устанавливают фильтр-отстойник, изготовленный из стали или из высокопрочной пластмассы, в виду того, что давление в системе питания инжектора большое. Подобный отстойник обеспечивает отличную фильтрацию, что способствует качественной и продолжительной работе инжектора.
Различные фильтры бензиновых систем необходимо вовремя заменять, при возможности чистить каждые 25-30 тысяч пробега. Это будет способствовать надёжной и бесхлопотной работе двигателя. Не стоит недооценивать значение этого устройства в топливной системе транспортного средства. Именно от качества и надёжности очистителя зависит то, насколько эффективно и продолжительно будет работать не только двигатель, но и другие узлы, агрегаты автомобиля.
avtooverview.ru
Очистка топлива » Привет Студент!
Очистка топлива
Последовательность очистки.
Топливо начинают очищать уже в приемных горловинах, где установлены сетки. Далее топливо отстаивается в цистернах основного запаса и в отстойных. В них под действием гравитационных сил из него выпадают наиболее крупные частицы. Из отстойных цистерн и из цистерн основного запаса топливо поступает в расходные цистерны (баки) На этом пути его, как правило, очищают сепараторами, производящими принудительное отделение посторонних частиц под, действием центробежной силы.
В расходных цистернах (баках) предусмотрена зона отстоя топлива, а заборная труба с предохранительной сеткой поднята от дна на 50—100 мм. Этим еще раз предупреждается возможное попадание крупных частиц в топливную систему. От расходной цистерны до топливоподкачивающего насоса устанавливают фильтры грубой очистки. Они задерживают частицы более 50 мкм. За топливоподкачивающим насосом располагают обычно сдвоенные фильтры тонкой очистки, отсеивающие частицы более 5 мкм.
Последний этап очистки — предохранительные фильтры у форсунок. Они очищают топливо от частиц металлической пыли, окалины, фильтрующих элементов.
Топливо от воды очищают путем отстаивания в цистернах, сепараторами или фильтрующими элементами с гидрофобными свойствами.
Топливные фильтры.
Как уже было отмечено выше, по назначению различают фильтры предварительной, грубой и тонкой очистки. В зависимости от того, где установлены фильтры, их подразделяют на фильтры низкого давления, устанавливаемые до топливных насосов высокого давления, и фильтры высокого давления, расположенные перед форсункой.
По принципу улавливания частиц фильтры делят на поверхностные, когда примеси задерживаются на поверхности фильтрующего материала, и объемные — примеси задерживаются внутри фильтрующего материала.
К первым относят сетчатые и щелевые фильтры. Вторые изготовляют из войлока (фетра), картона, бумаги, синтетических и других фильтрующих элементов.
Фильтры предварительной очистки устанавливают в приемных горловинах цистерн основного запаса, на заборных трубах расходных цистерн. Это, как правило, цилиндрические каркасы из листовой стали, обтянутые металлическими сетками с размерами ячеек 0,25X0,25 мм.
Сетчатые фильтры грубой очистки топлива, как правило, изготовляют двухсекционными. Иногда для более качественной очистки, устанавливают последовательно три двухсекционных фильтра. Конструкция секций одинаковая. В каждой секции свой корпус 16 (рис. 113, а) и фильтрующий элемент 15. Трехходовой кран 13 предназначен для включения в действие сразу обеих секций или каждой в отдельности.
Корпус секции фильтра 16 двигателя типа Л275 состоит из стакана 4, днища 1, бурта 7 и крышки 12. Стакан 4 приварен к корпусу 14 трехходового крана. Внутрь стакана вставлен фильтрующий элемент 15. Каркас его состоит из цилиндра 5 из перфорированного стального листа, глухого днища 2, а сверху, днища 9 с отверстиями а для прохода топлива. Выступающими краями верхнее днище 9 ложится на бурт 7. Плотность прилегания днища 9 обеспечивает прокладка 8, поджимаемая пружиной 11. Каркас фильтрующего элемента покрыт латунной сеткой 6.
Топливо поступает в фильтр по трубе 17. Через нижние каналы в трехходового крана оно направляется в обе секции или в одну в зависимости от положения крана 13, и проходит через сетку 6 внутрь фильтрующего элемента. Затем через отверстия а оно поднимается вверх и по каналам б трехходового крана выходит из фильтра.
Сетка 6 задерживает загрязнения, находящиеся в топливе. Время от времени ее необходимо промывать, для чего снимают крышку 12 и вынимают из корпуса фильтрующий элемент. Благодаря наличию двух секций можно промывать фильтр во время работы двигателя. Для этого секцию, подлежащую промывке, отключают краном 13, тогда как вторая остается включенной.
Для включения секции фильтра в работу из нее необходимо удалить воздух, для чего предусмотрен кран 10. Нижний кран 3 служит для спуска топлива при отключении секции. Его можно также использовать для спуска воды и грязного топлива.
В целях увеличения фильтрующей поверхности фильтрующий элемент (рис. 113, 6) часто выполняют сборным из отдельных узлов дискового типа: обычно каркасных 18 и сетчатых 22, 19 дисков. Каркасные диски у внутреннего диаметра гофрированные, в результате чего форма элемента чечевицеобразная. Каркасные и сетчатые диски по внешнему диаметру скреплены ободами 17. Внутренние ободки 20 и 21 сетчатых дисков 22 и 19 отдельные. Фильтрующие узлы монтируют на центральной трубе и стягивают гайкой, образуется единый фильтрующий элемент. Топливо подступает к элементу снаружи, проходит через сетки дисков 22 и 19 внутрь его, затем через гофры диска 18 в центральную трубу и далее выходит из фильтра.
Тонкость очистки топлива зависит от плотности сетки. Под мелкую сетку (например, с проходными сечениями примерно 0,07X0,07 мм), изготовляемую из тонкой проволоки, обычной устанавливают слой более грубой. В некоторых фильтрах между рядами сеток помещают слой ткани (фланель), что обеспечивает заданную тонкость фильтрации.
В последнее время сетки заменяют фильтрующим материалом ТПВФ-3. Он представляет собой синтетический пористый материал — технический поливинилформаль, задерживающий воду и механические примеси.
Рис. 113. Сетчатый фильтр
Щелевые фильтры грубой и тонкой очистки.
Если для очистки сетчатые фильтры необходимо вскрывать, то пластинчато-щелевые фильтры грубой очистки можно промывать во время работы двигателя без их разборки. Хотя такие фильтры и изготовляют часто двухсекционными, но переключение с одной секции на другую не предусматривается. На рис 114, а изображен пластинчато-щелевой двухсекционный фильтр двигателей типа Л276.
Корпус 1 фильтра внутренней перегородкой 9 разделен на полость нефильтрованного топлива а и фильтрованного г. Из одной полости в другую топливо может переходить лишь через фильтрующие элементы 3 и 8.
Каждый фильтрующий элемент выбран из чередующихся кольцевых решеток (пластин) 11 толщиной 0,25 мм и звездочек 12 толщиной 0,1 мм. Решетки и звездочки надеты на стержень 5 с лыской и сжаты стаканом 2 при затягивании гайки 13.
Таким образом, между ободками решеток 11 остаются щели высотой 0,1 мм. Топливо, поступающее в полость а через входное отверстие б, проходит через щели и по каналам д, образованным вырезами решеток, направляется в полость г, откуда через отверстие в выходит к двигателю. Механические примеси остаются на внешней поверхности фильтрующего элемента. С целью очистки щелей между решетками 11 помещены скребки 10. Они надеты на квадратный стержень 7, ввернутый в головку 6. Фильтрующий элемент вместе со стаканом 2 можно поворачивать за рукоятку 4. При повороте фильтрующего элемента скребки очищают щели, причем очистка может быть произведена во время работы двигателя.
К числу щелевых относят и фильтры высокого давления. Поскольку они должны удерживать лишь случайные частички, вместимость их небольшая, что позволяет упростить конструкцию.
Рис. 114 Щелевые фильтры низкого (а) и высокого давления (б, в)
Фильтры высокого давления предусматривают с продольными и с кольцевыми щелями.
Фильтр с продольными щелями состоит из корпуса 15 (рис. 114, 6) и стержня 18. Нарезным участком 14 корпус 15 ввернут в корпус форсунки. К другому его нарезному участку 17 присоединена форсуночная трубка от ТНВД. Диаметры концевых участков 16 и 19 стержня 18 плотно прилегают к поверхности расточки корпуса 15.
Вдоль стержня 18 прорезаны канавки б и а. Половина канавок б, прорезаемых от правого конца стержня, не доходит до его левого конца, а канавки а, наоборот, начаты слева и не доходят до правого его конца. Топливо от насоса высокого давления входит справа в канавки б, проходит по щелям между стержнем и корпусом в канавки а, выходит слева и направляется в форсунку. Частицы, превышающие высоту щели, задерживаются в канавках б и а.
Фильтр высокого давления с кольцевыми щелями (рис. 114, в) состоит из корпуса 20, ввернутого в корпус форсунки, и стержня 21 концы которого входят плотно в расточку корпуса 20 В средней части стержня диаметр меньше, в связи с чем между ней и расточкой корпуса образуется зазор порядка 0,02—0,05 мм.
Вдоль стержня 21 просверлены каналы а и б. Последний канал является входным, в него поступает топливо от насоса высокого давления. Канал а — выходной, из него топливо направляется в форсунку. На поверхности стержня 21 проточены канавки, направления их эксцентриситетов диаметрально противоположны. Благодаря этому канавки в сообщаются с входным каналом б, а канавки г — с выходным каналом а. Топливо из входного канала б поступает в канавки в, затем проходит через щель между стержнем 21 и расточкой корпуса 20 в канавки г, а из них в выходной канал а. Механические примеси остаются в канавках в.
Фильтры тонкой очистки.
Твердые частички размером менее 50 мкм, не удерживаемые сетчатыми, щелевыми и матерчатыми фильтрами, вызывают изнашивание плунжерных пар топливных насосов. Этот процесс можно частично уменьшить, если установить фильтры тонкой очистки.
На многих двигателях применяют войлочные фильтры тонкой очистки. На рис. 115, а изображен такой фильтр двигателя ЗД6. Фильтрующий элемент выбран из войлочных пластин 5 и б, причем тонкие пластины изготовлены из более плотного войлока и поставлены в целях сохранения формы элемента. Войлочные пластины надеты на перфорированный цилиндр 8. На этот цилиндр предварительно надевают шелковый чехол 7, предназначенный для удержания ворсинок войлока, которые могут быть увлечены топливом. В других фильтрах под шелковый чехол устанавливают латунную сетку. Войлочные пластины зажаты между припаянным днищем 12 каркаса и свободным днищем 4 гайкой 3.
Фильтрующий элемент вставлен внутрь стакана 10, который прикреплен к основанию 18 фильтра с помощью центрального стержня 9 и колпачковой гайки 19. Для уплотнения предусмотрены войлочные прокладки 2 и 11, поджимаемые пружиной 1. Топливо поступает в фильтр по трубе 17, проходит через войлочные пластины в направлении снаружи внутрь и выходит из фильтра через трубу 20.
Фильтры тонкой очистки часто выполняют односекционными. Однако встречаются и двухсекционные фильтры, снабженные трехходовым краном. В фильтре двигателя ЗД6 предусмотрены клапаны 13 на входе и выходе для выключения и включения секций. При нормальной работе двигателя колпачки 15 навернуты на штуцера 16, т. е. клапаны 13 открыты. Если фильтр необходимо вскрыть во время работы двигателя, колпачки 15 соответствующей секции отвертывают, пружины 14 закрывают клапаны и секция отключается. Войлочные фильтры задерживают механические примеси размерами 15 — 20 мкм. Однако наиболее сильно на изнашивание плунжерных пар топливных насосов влияют частицы размерами 6—12 мкм. Поэтому для тонкой очистки топлива стали применять бумагу и специальные фильтроткани.
Рис. 115. Фильтр тонкой очистки:
а - войлочный; б - типа 2ТФ-4 задерживающие примеси указанных размеров.
Отечественные фильтры тонкой очистки изготовляют следующих типов: ТФ — с одним фильтрующим элементом и 2ТФ — с двумя. Фильтры ТФ могут иметь пять типоразмеров, фильтры 2ТФ — семь. Рекомендуемый расход топлива за 1 ч через фильтр ТФ-1 составляет 6 кг, через фильтр, ТФ-2 — 11, через фильтр ТФ-3 — 20, через фильтр ТФ-4 — 50, через фильтр 2ТФ-2 — 23, через фильтр 2ТФ-3 —40, через фильтр 2ТФ-4 —200, через, фильтр 2ТФ-5 — 400 кг.
Фильтрующие элементы выполняют из бумаги, а при большой пропускной способности — из фильтроткани. Преимущество фильтроткани — возможность промывки фильтра без его разборки обратным потоком топлива.
Так на рис. 115, б изображен фильтр двигателей М401А, в котором применена фильтроткань, допускающая промывку обратным потоком топлива.
Фильтрующий элемент состоит из сложенного по длине цилиндра 30 из специальной ткани, верхнего 31 и нижнего 26 днищ центральной гильзы 27. Элемент надет на трубку 28, ввернутую в корпус 32 фильтра, уплотнен войлочными прокладками, поджимаемыми пружиной 24, и закреплен в стакане стяжным винтом 25.
Топливо поступает к трехходовому крану 35 фильтра по трубе 34. При нормальной работе кран ставят в положение «Рабочее», показанное на рисунке, при котором включены обе секции. От крана 35 топливо направляется внутрь стаканов 29, проходит через фильтроткань 30, затем через отверстия в гильзах 27 и трубках 28 поступает в каналы а из левой и б из правой секций, из которых по трубе 33 направляется к двигателю.
Для промывки какой-либо из секций, пример левой, необходимо поставить кран 35 в положение «Промывка левой секции» и несколько вывернуть штуцер 22, освободив этим шариковый клапан 23 Топливо из включенной в работу правой секции будет по каналу б продолжать поступать через трубку 33 к двигателю и, кроме того, по каналу а в левую секцию Двигаясь в ней по направлению «изнутри наружу», топливо промоет ткань 30 левой секции и вместе со смытой грязью станет вытекать через трубу 21 в емкость грязного топлива. Окончив промывку, штуцер 22 ввертывают и клапан 23 закрывает путь топливу, а кран 35 ставят в положение «Рабочее». Промывку секции выполняют при малых нагрузках на двигатель, когда через фильтр проходит небольшое количество топлива.
Бумажные фильтрующие элементы изготовляют аналогично, но сложенный по длине цилиндр из специальной бумаги помещают внутрь перфорированного картонного цилиндра. Такой фильтрующий элемент не промывают, после загрязнения (срок службы примерно 1000 ч) его выбрасывают. Для надежной работы фильтра желательно применять топливо с коэффициентом фильтрации не более двух.
Бумажные и тканевые фильтры удерживают механические примеси размером более 5 мкм, а некоторые — более 2 мкм.
Кроме перечисленных выше материалов, в качестве фильтрующих применяют фетр, пряжу, искусственную минеральную шерсть, металлокерамику.
Сепараторы.
При обводненном или не обеспечивают его очистку, так как не задерживают воду, а от большого количества загрязнений быстро забиваются. В этих случаях для очистки топлива используют сепаратор, который работает по принципу отделения от топлива более тяжелых примесей (воды или загрязнений) под действием центробежной силы. Основная, верхняя часть сепаратора схематически изображена на рис. 116, а.
Внутри корпуса 2 сепаратора на вертикальном валу 1 установлен барабан 3, частота вращения которого 7000 мин-1. Вместе с ним вращается тарелкодержатель 15, на который надеты 35—40 тарелок 5 с отверстиями а. Тарелки также вращаются вместе с барабаном. Сверху на тарелкодержатель надета горловина 16. Барабан закрыт крышкой 5, закрепленной гайкой 7. На верхний торец крышки 8 уложено регулирующее кольцо 11, зажатое гайкой 12.
Корпус сепаратора закрыт крышкой 9. Внутреннее пространство ее перегородками 10, 13 и 14 разделено на полости: водяную б, чистого топлива в и переполнительную г. Кроме того, в крышке 9 предусмотрен канал д, по которому топливо поступает внутрь сепаратора.
Топливо из канала д крышки поступает внутрь тарелкодержателя 15, а оттуда в нижнюю часть барабана. Затем, проходя через отверстия а тарелок и через зазоры между тарелками, оно движется вверх. Поскольку при этом топливо вращается вместе с тарелками, грязь и вода, как более тяжелые, отбрасываются центробежной силой к стенкам барабана 3. Грязь скапливается у стенок, образуя отложения 4, а вода, огибая конус 6 горловины 16, проходит в полость б, откуда по сливной трубе стекает в специальную цистерну, находящуюся под сепаратором. Чистое топливо, направляемое конусом горловины 16 к центру, выходит в полость откуда специальный насос сепаратора подает его в сборную цистерну.
Рассмотренный способ так называемый способ пурификации сепарирования может быть использован лишь при значительной обводненности топлива. Если в топливе будет мало воды, то у стенок барабана 3 будет не вода, а топливо. Следовательно, топливо будет проходить не только в полость в, но и в полость б, т. е. в сточную цистерну.
Если топливо необходимо очистить от грязи и очень небольшого количества воды, сепаратор собирают так, как изображено на рис 116, 6. На тарелкодержатель надевают сначала нижнюю глухую тарелку 79, затем остальные тарелки Сверху их надевают грязевую тарелку 18, вплотную прилегающую к крышке барабана. К крышке крепят горловину 17 иной, чем на рис 116, а, формы.
При таком способе сборки барабана (способ кларификации) топливо входит в тарелки в радиальном направлении и проходит по-прежнему в полость в чистого топлива (см рис 116, а). Грязь и вода отбрасываются к стенкам барабана 3, образуя отложения 4. Полость б при этом способе работы сепаратора оказывается отключенной. Время от времени сепаратор останавливают и барабан очищают от отложений. Вал 1 сепаратора приводится в движение от электродвигателя. Сепаратор оборудован двумя насосами и подогревателем. Один насос предназначен для подачи топлива в сепаратор, другой — для выкачивания из него чистого топлива. Благодаря подогревателю можно сепарировать вязкие нефтепродукты. Для непрерывной очистки тяжелого топлива начали применять самоочищающиеся сепараторы, барабан одного из которых изображен на рис 117. В цилиндрической части барабана 6 предусмотрены пазы д, а крышка барабана и нижний диск тарелкодержателя 1 изготовлены конической формы, с тем чтобы диаметр внутреннего пространства барабана в районе пазов был наибольшим. В нижней части барабана помещен затвор 5, выполненный в виде поршня. В полости к и г над поршнем и под ним может быть подведена так называемая буферная вода.
Рис. 116 Схемы сепаратора
Под ее давлением затвор 5 может находиться в верхнем положении (левая часть рисунка) или в нижнем (правая часть) В первом случае затвор перекрывает пазы д, во втором открывает их.
Буферная вода поступает по двум трубам, находящимся одна внутри другой внутренней 7 и наружной 8. Когда после пуска сепаратора барабан начнет вращаться с номинальной угловой скоростью, открывают кран, через который вода поступает во внутреннюю трубу 7. Из нее вода через отверстия б проходит в полость г под затвором 5 и отбрасывается центробежной силой к стенкам барабана 6. Так как в днище барабана предусмотрены сливные отверстия в, слой воды в полости г будет иметь форму кольца с внутренним радиусом, равным расстоянию сливных отверстий в от оси вращения барабана. Под давлением воды затвор 5 поднимется и перекроет пазы д, как изображено в левой части рисунка. После этого в барабан по каналу е начнет поступать сепарируемое топливо, а подвод буферной воды прекратится.
Время от времени (периодичность зависит от количества сепарируемого топлива и его загрязненности) отложения 4, образующиеся в сепараторе и называемые шламом, удаляют. Эту операцию (разгрузку барабана) выполняют следующим образом. Подачу топлива в сепаратор прекращают Затем открывают кран для подачи буферной воды в наружную трубу 8, из которой она проходит через отверстия а в полость к над затвором. Поскольку отверстия а расположены близко к оси вращения барабана, буферная вода заполнит практически всю полость к. Следовательно, вода будет давить на всю верхнюю поверхность поршневой части затвора 5. Находящаяся в полости г вода давит лишь на часть нижней поверхности его (от избыточного давления воды в полости к затвор опустится, как это изображено на правой части рисунка), пазы д окажутся открытыми. Через эти пазы под действием центробежной силы шлам будет выбрасываться в специальную полость корпуса сепаратора, откуда он отводится в подсланевую цистерну.
Рис. 117 Барабан самоочищающеюся сепаратора СЦС ЗМ
Для промывки барабана через кран 3 может быть подано некоторое количество горячей воды, также выбрасываемой через пазы д.
Окончив разгрузку и промывку барабана, трубу 8 для подачи буферной воды в полость к перекрывают. Оставшаяся в этой полости вода вытекает под действием центробежной силы через отверстия ж и и, после чего под давлением воды, находящейся в полости г, поднимется затвор 5, перекроет пазы д. Сепаратор снова готов к работе. Если пpoизвoдитcя пурификация (левая часть рис 117), то часть топлива, поступившая в барабан после разгрузки, выйдет через щель над конусом 2 в водяную полость и (см рис 116, а) т. е. будет потеряна. Поэтому перед включением топлива в барабан-пурификатор через кран 3 (см рис 117) подают воду для образования внутри барабана водяного затвора. При кларификации (правая часть рис. 117) водяной затвор не нужен.
Обычно в системе топливоподготовки предусматривают два сепаратора, которые могут работать как параллельно, так и последовательно. При последовательном включении первый сепаратор работает по способу пурификации, второй — по способу кларификации.
Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ
Пароль на архив: privetstudent.com
privetstudent.com
отстойник - извлекаем грязь из бензина
Каждая силовая установка машины вне зависимости от того, на каком горючем авто ездит, работает за счет преобразования той энергии, которая выделяется при сгорании топливно-воздушной смели, в энергию, заставляющую двигаться коленчатый вал. Подача горючего в цилиндры осуществляется через сложную систему – систему питания. Так как двигатель и сопутствующие узлы и так подвержены чрезмерным нагрузкам, нужно максимально снизить воздействие внешних факторов на совокупность систем. В частности, нужно очищать топливо, то есть убирать из него все соединения, которые могут нанести вред «сердцу» автомобиля. Для этого и нужен фильтр-отстойник.
Как работает фильтр-отстойник
Фильтр-отстойник отвечает за предварительную (грубую) очистку горючего от инородных частит размером более 0,5 мм. В крышке фильтра есть отверстие, куда подается топливо. Внутри корпуса устройства – стакана – расположен центральный стержень, внутри которого есть отверстие, через которое отводиться очищенное горючее. В корпусе есть сливное устройство, которое закрывается специальной пробкой. Кроме того, фильтр-отстойник оснащен такими устройствами, как отражатель и успокоитель. Они формируют с крышкой цельную конструкцию. Успокоитель установлен на дне стакана. Также у фильтра есть сетчатый фильтрующий элемент, расположенный на главном стержне, внутри него залегает материал, поглощающий влагу. Этот элемент фильтра можно снимать. Фильтр-отстойник сконструирован таким образом, чтобы очищать топливо как можно качественнее. Как и у любого элемента, фильтр-отстойник имеет свои недостатки:
- обслуживать такое устройство достаточно сложно;
- сетчатый элемент фильтра плохо очищает топливо;
- осевшие механические примеси вымываются.
Фильтр-отстойник работает следующим образом. Горючее идет в фильтр через отверстие в крышке, которое предназначено именно для подвода топлива. Отражатель предохраняет сетку фильтрующего элемента от попадания к ней неотстоявшегося бензина или дизеля. Далее происходит стекания горючего по конусообразной поверхности успокоителя через отверстие между внешней кромкой успокоителя и внутренней стенкой корпуса (стакана). Благодаря тому, что поверхность успокоителя конусообразная, топливо стекает равномерно по поверхности стакана. Так как топливный поток теряет скорость, достаточно крупные элементы из горючего оседают на дно стакана. Осевшие механические примеси не вымываются благодаря успокоителю, который, как уже было сказано, установлен на дне корпуса.
Далее горючее идет к сетчатому фильтрующему элементу, который расположен на главном стержне. После этого горючее идет в полость с влагопоглощающим материалом, который находится внутри сетчатого фильтра. После прохождения через оба фильтра в топливе не остается воды и мелких примесей механической природы. Уже чистое горючее поступает в топливную систему через отверстие в главном стержне. Отстой нужно сливать через специальное отверстие в корпусе, которое постоянно закрыто специально сливной пробкой. Ее можно снимать для того, чтобы очищать фильтр. Так как фильтр-отстойник оснащен дополнительным влагопоглощающим материалом, то в топливе не остается влаги, от чего сильно возрастает его качество. Чем лучше и качественнее фильтр-отстойник будет выполнять свою работу, тем дольше прослужит двигатель.
Обслуживание фильтра отстойника
Прежде, чем переходить к обслуживанию систему, нужно определить, где же расположен фильтр-отстойник. Какой бы ни была марка и модель авто, фильтр-отстойник всегда будет расположен около топливного бака. Чтобы найти его точно, просто нужно идти вдоль топливных патрубков, которые идут от бака. По ним Вы гарантировано обнаружите фильтр. Обслуживание фильтра-отстойника заключается в регулярном сливе отстоя. Чтобы это сделать, нужно:
1) Тщательно очистить от пыли и грязи наружную поверхности фильтра;
2) Открутить сливную пробку, слить из фильтра отстой (сигналом к тому, что пробку можно закрывать, является выход уже чистого горючего).
Такую процедуру нужно проводить после того, как двигатель проработает полноценные 60 часов. Через каждые же 960 рабочих часов фильтр нужно промывать. Нужно выполнить следующую последовательность действий:
1) Закрыть краник бака с топливом;
2) Очистить внешнюю поверхность фильтра от пыли и грязи;
3) Отвинтить болты, снять корпус и нажимное кольцо;
4) Вывернуть фильтрующий элемент и снять распределитель;
5) Промыть фильтрующий элемент и распределитель в солярке, после чего их можно будет возвращать на место, причем фильтрующий элемент нужно ключом завернуть до упора;
6) Стакан фильтра-отстойника нужно промыть, а после проверки целостности прокладки его можно возвращать на место. После того, как фильтр будет промыт, топливную систему можно заполнять горючим.
Замена фильтра отстойника
Прежде, чем произвести замену агрегата, нужно выяснить зачем его вообще менять. Если вовремя не поменять фильтр-отстойник, то произойдет закупорка топливных каналов карбюратора, от чего силовая установка будет работать с перебоями. Плюс ко всему, крупные механические примеси, которые задерживаются именно фильтром-отстойником, играют роль абразивов, которые могут навредить некоторым элементам карбюратора.
Если система питания Вашего автомобиля инжекторная, то наличие некоторых примесей в бензине крайне нежелательно. В подобной системе бензин подается в цилиндры в определенной дозе и под определенным давлением. Топливо дозируется форсункой. В ее конструкцию входят прецизионные пары – обработанные с высокой точностью детали, которые взаимодействуют между собой. Абразивные свойства примесей в бензине могут или повредить поверхность этих пар или же приведет к тому, что эти детали заклинит, из-за чего форсунка выходит из строя.
Самой требовательной к чистоте горючего является система питания дизельного движка. Особенна она тем, что прецизионные пары там есть только и во форсунке, и в ТНВД, посему опасные примеси в горючем могут стать причиной выхода из строя как форсунки, так и наноса. Именно поэтому в систему питания входит топливный фильтр и не один.
Для выполнения работ Вам потребуется:
- набор ключей и отверток;
- защитные перчатки;
- емкость, куда будет слито горючее, находящееся в фильтре;
- компрессор или насос.
Фильтр грубой очистки топлива карбюраторной системы производится следующим образом. Сначала нужно убрать сетку, находящуюся на топливной горловине. В случае чрезмерного ее загрязнения, ее нужно помыть в бензине и продуть с помощью сжатого воздуха. Также нужно прочистить сетку на топливозаборнике, но сначала его нужно извлечь из бака. Ту сетку, которая стоит на впускном штуцере карбюратора, можно прочистить только после того, как штуцер будет откручен.
Если в автомобиле стоит инжекторная система питания, то добрать до фильтра грубой очистки можно только через специальный люк, который установлен в баке. У машин на дизеле фильтр-отстойник нужно отсоединять от системы питания, разбирать, используя ключи, горючее, содержащееся в фильтре, нужно слить в заранее подготовленную емкость, а сам фильтр нужно тщательным образом промыть и продуть. В случае наличия фильтрующего элемента, то подлежит замене.
После того, как Вы замените или промоете топливный фильтр, обязательно проверьте состояние всех крепежных элементов. Сделать все нужно так, чтобы ни в одном месте, где фильтр соединяется с топливной магистралью, не подсасывался воздух или же не протекало само горючее.
Очистка бензина или дизельного топлива крайне важна для обеспечения нормальной и стабильной работы всей системы питания автомобиля. Посему нужно уделять внимание фильтрам, которые делают горючее максимально чистым и безопасным.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Как поменять фильтр грубой очистки своими руками?
Как известно, любая топливная система нуждается в фильтрующих элементах, ведь качество современной топливной жидкости далеко от идеально чистого состава. Однако, со временем, все такие детали засоряются и больше не могут выполнять свои функции, а все, что остается автовладельцу в такой ситуации, – это заменить фильтр новой деталью.
1. Зачем менять фильтр грубой очистки?
Одной из главных составляющих любого современного транспортного средства является топливная система, а одним из гарантов ее исправной работы всегда был топливный фильтр, основной задачей которого является очистка бензина или дизельного топлива перед его подачей в систему. На выпускаемых сегодня автомобилях в штатном режиме устанавливаются как минимум две степени очистки. Первая названа «грубой», так как способна отсеивать только крупные частицы грязи, попадающие с бензином в бак, а вторая именуется «тонкой» и может задерживать совсем мелкие элементы.
И тот, и другой вариант имеет свойство засоряться и, как следствие, нуждается в очистке или замене. Если прислушиваться к рекомендациям производителей, то менять топливный фильтр нужно будет спустя каждых 25 000 километров пробега или же не реже одного раза в два года (более точные данные вы найдете в технической документации). Но не стоит забывать о том, что указанная цифра может быть оправдана только тогда, когда условия эксплуатации автомобиля близки к идеальным, то есть машину всегда заправляют только качественным топливом и не подвергают усиленным нагрузкам.
Правда, вряд ли кто-нибудь из водителей может похвастаться столь бережным отношением к своему «железному коню», да и в современных условиях это практически невозможно. Соответственно, интервал замены топливного фильтра грубой очистки (как, впрочем, и тонкой) сокращается сразу в несколько раз. Если же этому моменту не уделить должного внимания, то, в результате, существует вероятность получения серьезных проблем с мотором.
2. К чему может привести езда с забитым фильтром?
Последствия долгой эксплуатации автомобиля с засоренным топливным фильтром могут быть самыми разнообразными. Во-первых, вы сразу заметите, что двигатель потерял былую мощность, и его работа уже не отличается прежней устойчивостью. В этом случае, топливный фильтр следует сразу заменить, так как сильно засоренная деталь уже не сможет выполнять полноценную очистку топлива, а значит, система питания и форсунок впрыска топливной жидкости будут забиваться вредными примесями. Естественно, двигатель не сможет получить необходимое для его работы количество бензина.
Во-вторых, вполне вероятно, что свечи зажигания, ускорители и лямбда-зонды начнут изнашиваться намного быстрее. А как известно, топливная жидкость, которая не смогла пройти должной очистки, будет выгорать фрагментами, частично оседая на цилиндрических перегородках, поршнях и свечах. Затем горючее, насыщенное тяжелыми металлами и инородными частицами, через ускорители и лямбда-зонд попадает в систему выпуска отработанных газов, существенно сокращая рабочий ресурс этих деталей.
В-третьих, хоть прямой зависимости между засоренным топливным фильтром и повышением расхода топлива вы можете сразу и не увидеть, но забитая деталь все же будет «красть» часть мощности у мотора. Вот и получается, что для нормальной езды приходится слишком сильно давить на «газ», а это, в свою очередь, вызывает повышенный расход топлива.
В-четвертых, двигатель нередко просто отказывается запускаться. Да, казалось бы, такая мелочь как фильтр не может кардинально повлиять на работу автомобильного мотора, но если требования завода-производителя касательно периодичности замены этого элемента будут постоянно игнорироваться, то однажды вы рискуете просто не суметь завести свою машину.
Не стоит недооценивать важность регулярности замены топливного фильтра, ведь проблему всегда проще предупредить, нежели стараться справиться с ее последствиями. Кроме того, выполнить замену топливного фильтра сможет даже автолюбитель-новичок, так как процедура не отличается особой сложностью. Правда, если вы не уверены в своих силах, то можно доверить вопрос замены опытным специалистам, которые справятся с заданием намного быстрее и качественнее.
3. Процесс замены фильтра грубой очистки
Как мы уже отмечали, процесс замены фильтра грубой очистки не отличается особой сложностью, и если вы решили сами провести указанную процедуру, то, в первую очередь, нужно знать алгоритм решения этой задачи.
Для начала, лучше снять заднее сидение (так удобнее). Затем найдите и откройте крышку, за которой находится топливный модуль и топливный фильтр (крышка крепится с помощью герметика). Не забудьте сбросить давление в топливной системе путем кратковременного открытия крышки бака (пары минут вполне хватит). Также нужно снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Теперь отсоедините клемму на топливном модуле и шланг, на котором имеется зажим (для работы подойдут пассатижи). Отсоедините остальные шланги, крепящиеся при помощи защелок. Нелишней мерой будет подготовка нескольких тряпок, так как при снятии шланга может вытечь немного бензина.
На следующем этапе открутите крышку, прижимающую топливный модуль. В большинстве случаев ее можно открутить вручную, но иногда требуется применение отвертки и молотка (приложите отвертку к ребрам и несильно постучите молотком). Когда крышка уже демонтирована, вытяните топливный модуль. Правда, при изъятии, дойдя до половины, наклоните его в сторону багажника, и только после этого продолжайте дальше вытягивать. Выполнение этого действия обязательно, так как в противном случае есть шанс задеть поплавком какую-нибудь деталь.
Обратите внимание! В модуле всегда находится бензин, поэтому заранее приготовьте емкость объемом 1-1.5 литра для его слива. Бензин необходимо слить полностью, со всех щелей, после чего на модуле отщелкиваются защелки и демонтируются два штекера/разъема, которые мешают разъединить топливный насос и короб-поддон. Вытяните насос и внимательно осмотрите фильтр грубой очистки.
Дальше отщелкните прилегающую к фильтру корзину и потяните ее немного вниз, а затем в сторону. Выполняя это действие, одновременно поддевая плоской отверткой фильтр, вытяните его наружу. В результате он должен отсоединиться от модуля вместе с корзиной. Возьмите в руки сменную деталь и установите ее на место старого фильтра грубой очистки. Как только новый топливный фильтр занял свое место, соберите все элементы в обратной последовательности, закрутите крышку и подсоедините все шланги на свои места. Снова подключите снятую с аккумулятора клемму.
Ну вот и все. Однако прежде чем заводить мотор, рекомендуется прокрутить пару раз насос. Конечно, конструкция топливных систем на разных моделях машин может несколько отличаться, поэтому лучше заблаговременно найти техническую документацию по обслуживанию вашей машины.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Фильтр грубой очистки топлива трактора ДТ-75В
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Трактор ДТ-75В
Фильтр грубой очистки топлива трактора ДТ-75ВДля предварительной фильтрации топлива на дизеле установлен фильтр грубой очистки топлива ФГ-25 (рис. 1), который представляет собой корпус 9 с установленными на нем по центру распределителем и сетчатым фильтрующим элементом, выполненным в виде конуса.
Фильтрующий элемент закрыт металлическим стаканом, который прикреплен к корпусу прижимным кольцом и болтами. В стыке между стаканом и корпусом установлена паронитовая прокладка. Внутри стакана размещен успокоитель. Для слива отстоя топлива в стакане имеется отверстие, закрытое пробкой.
Топливо, поступающее в фильтр через болт и сверление в корпусе, стекает на распределитель, а с него в полость стакана через кольцевую щель, образуемую стенками стакана и сетчатым фильтрующим элементом.
Рис. 1. Фильтр грубой очистки топлива: 1 — стакан; 2 — элемент фильтрующий; 3 — распределитель; 4 — прокладка; 5 — полость кольцевая; 6 — болт поворотного угольника; 7 — трубка подвода топлива к фильтру; 8 — трубка отвода чистого топлива; 9 — корпус фильтра; 10 — болты; 11 — пробка; 12 — кольцо прижимное; 13 — успокоитель; 14 — пробка для слива отстоя топлива
Под успокоителем происходит отстой воды и механических примесей. Отстоявшееся топливо поднимается через центральное отверстие успокоителя и проходит через сетчатый фильтрующий элемент, в котором очищается от механических частиц размером более 0,25 мм в поперечнике.
Прошедшее через сетчатый фильтрующий элёмент топливо через болт поворотного угольника по трубке 8 поступает к подкачивающей помпе и дальше — к фильтру тонкой очистки.
Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива производите в таком порядке:— перекройте кран топливного бака;— отверните пробку и сливайте отстой до тех пор, пока не потечет чистое топливо, после чего заверните пробку.
Промывку фильтра производите следующим образом:— отверните четыре болта, крепящие прижимное кольцо к корпусу фильтра, снимите его и отсоедините стакан от корпуса фильтра, выверните из корпуса фильтрующий элемент;— тщательно промойте стакан, успокоитель и фильтрующий элемент.
Промывку фильтрующего элемента производите путем многократного погружения его в чистое дизельное топливо до полного удаления механических примесей.
Читать далее: Фильтр тонкой очистки топлива трактора ДТ-75В
Категория: - Трактор ДТ-75В
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru