Содержание
Балансировка — что это и для чего нужна
Балансировка появилась относительно недавно, и многие ею пренебрегают, не видя в этом особой необходимости. Но периодически процедура действительно нужна, поскольку практически в 100% случаев центр масс и геометрический центр колеса не совпадают. Это доставляет массу дискомфорта во время езды, увеличивает износ шин и ведет к ряду других негативных последствий.
Что такое балансировка колеса?
У каждого колеса есть три важных характеристики, свойственные вращающемуся объекту:
- ось симметрии;
- ось вращения, на которой расположен центр тяжести;
- правильная форма с расположением каждой точки колеса (окружности) на равном удалении от центра тяжести.
Когда речь идет о балансировке, имеют в виду процедуру уменьшения до приемлемого уровня дисбаланса колеса, его крепления, элементов подвески, диска и ступицы. Колесо стремятся расположить так, чтобы максимально равномерно распределить его массу относительно его центра и оси вращения. Так каждая точка окружности будет расположена на равном удалении от центра, как и положено.
Признаки нарушения баланса
Главное, на чем сказывается дисбаланс, — управляемость автомобиля. Поэтому несбалансированность колес легко распознать по следующим признакам:
- автомобиль «гуляет» из стороны в сторону;
- задняя часть авто вибрирует;
- руль дребезжит, бьется или вибрирует.
Вибрация проявляется по-разному: от едва характерного шума до серьезной тряски, из-за которой вождение становится крайне неприятным. По типу вибрации также можно определить, где появился дисбаланс. Если в передних колесах, то дискомфорт будет ощущаться в первую очередь водителем, поскольку большая часть дисбаланса придется на руль. При появлении нарушений в задних колесах тряска возникнет в задней части автомобиля.
Выявить дисбаланс можно даже по резкому увеличению расхода топлива. Чем больше разбалансировка, тем больше бензина тратит автомобиль. Увеличение расхода особенно заметно при разгоне до больших скоростей.
Виды дисбаланса колеса
Дисбаланс — это состояние автомобиля, при котором в нем есть части, не уравновешенные между собой. Это могут быть барабаны, шины или ступицы. Их дисбаланс приводит к ухудшению управляемости автомобиля. Причиной тому становится смещение центра тяжести колеса с оси вращения, из-за чего он располагается уже не равноудаленно от всей поверхности. Такое колесо считают неотбалансированным.
Находиться идеально ровно на оси вращения колесо не может. Для контроля этого параметра в производстве автомобилей есть погрешности, которые нельзя превышать. При их расчете учитывают виды дисбаланса колеса:
- Динамический. Наиболее распространенный тип дисбаланса. Характерен для широких шин, возникает по причине несовпадения оси инерции и оси вращения. Распознать такой дисбаланс легко — на скорости около 40 км/ч и больше автомобиль начинает бросать в стороны, а руль дребезжит и бьет по рукам.
- Статический. Возникает реже динамического, когда центр тяжести смещается по оси вращения, которая параллельна оси инерции. Результатом становится неравномерное распределение массы колеса по длине. Его биение будет происходить в продольном направлении. Автомобиль подскакивает на любой скорости, а его руль невозможность поймать. При таком дисбалансе особенно быстро приходит в негодность подвеска.
Динамический и статический дисбаланс редко возникают изолированно. Чаще встречается комбинированный дисбаланс, который сочетает в себе оба вида. Специалисты могут легко установить тип нарушения даже визуально при подъеме машины на домкрате и прокручивании колеса.
Причины дисбалансировки
В большинстве случаев дисбаланс связан непосредственно с шинами автомобиля. К наиболее распространенным причинам разбалансировки относятся:
- сильная изношенность шины;
- разница в ширине их боковых стенок;
- деформирование диска колеса;
- некачественно проведенный ремонт шин;
- дефекты изготовления колеса (отверстия в диске, неравномерный шаг рисунка на протекторе).
Все это влияет на качество отцентровки колес, что и приводит к смещению центра их тяжести и дисбалансу.
Нужно ли делать балансировку?
При езде на не сбалансированных колесах автовладелец может столкнуться с негативными последствиями, среди которых:
- Ранний износ ступичного подшипника и его частые поломки.
- Постоянная вибрация руля во время езды на автомобиле, а также сильный шум и тряска.
- Ранний и неравномерный износ автомобильных шин (уже через несколько сотен километров они приходят в негодность).
- Быстрый приход в негодность амортизаторов.
- Ухудшение управляемости автомобиля из-за того, что каждое колесо приобретает свою центробежную силу. Если нарваться на выбоину, и вовсе можно попасть в ДТП.
- Выкручивание болтов шаровой опоры, из-за чего она вылетает или отваливается от ступицы, что вызвано вибрацией колес.
Многие неопытные водители, даже сталкиваясь с таким дискомфортом, все равно сомневаются, нужно ли балансировать колеса. Но последствия могут быть еще серьезнее вплоть до поломки ходовой части автомобиля. К примеру, езда на колесах диаметром 14 дюймов с дисбалансом всего в 20 г при скорости 90 км/ч сравнима с ударом по подвеске кувалдой массой в 3 кг. Если учесть частоту вращения, то за минуту оно испытывает около 800 таких ударов. Теперь можно представить, какую нагрузку испытывают колеса и другие детали.
Из этого можно сделать вывод, что балансировку действительно нужно делать. Она обеспечивает комфортную езду по дорогам любого вида и качества. Также балансировка колес выполняет еще несколько важных функций:
- увеличивает срок эксплуатации колес;
- исключает появление лишних шумов от шин во время езды;
- обеспечивает хорошую управляемость на любых скоростях;
- делает износ шин равномерным и одинаковым со всех сторон.
Когда необходима балансировка и как часто ее нужно делать?
В каких случаях балансировку считают обязательной процедурой:
- После удара колеса о бордюр.
- После сезонной и обычной смены резины.
- Если во время езды в салоне появилась ощутимая вибрация.
- После ударов руля на скорости выше 60 км/ч.
- При попадании автомобиля в выбоину или глубокую дорожную яму.
- После ремонта одного или нескольких колес.
Своевременное обращение к специалистам поможет не только избежать преждевременного износа, но и обеспечить безопасность поездки по любым дорогам и при любой скорости. Законов, которые делали бы балансировку обязательной, не существует. Но все же не стоит ее избегать: ремонт в связи с дисбалансом может обойтись дорого, а в худшем случае из-за плохой управляемости могут пострадать пассажиры и сам водитель.
Если говорить о частоте балансировки, то здесь стоит придерживаться следующих принципов:
- Оптимальным считают проведение такого технического обслуживания каждые 5000 км пробега.
- При частой езде по плохой дороге с попаданием в выбоины стоит обращаться за балансировкой чаще — через каждые 1000-1500 км пробега.
Соблюдение этих правил обеспечивает правильный равномерный износ шин даже в случае появившегося дисбаланса. В результате автовладельцу можно будет обойтись просто балансировкой и избежать полной замены колес, что экономит и время, и деньги.
Выводы о необходимости балансировки
Поскольку причина дисбаланса чаще всего кроется в шинах, которые сильно износились или были изготовлены некачественно, то одной балансировки в таком случае будет недостаточно. Для начала необходимо произвести замену покрышек и уже их отбалансировать. Своевременная балансировка колес при смене резины и в других случаях гарантирует подвеске и шинам продолжительный срок эксплуатации, а водителю — безопасную и комфортную езду.
Когда необходимо балансировать колеса? 5 причин называет эксперт «За рулем» — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Разбираем подробно, в каких случаях необходимо повторно балансировать колеса.
Материалы по теме
Сезонная смена шин: все, что нужно знать автовладельцам
Для начала — небольшой ликбез. Балансировкой называется совмещение центра массы колеса с осью вращения. При этом грузы закрепляют напротив тяжелой части колеса. Это определение статической балансировки. А поскольку колесо представляет собой не тонкий диск, а довольно широкий каток, то необходима так называемая динамическая балансировка, когда грузы размещаются и на наружной, и на внутренней частях колесного диска. Естественно, колеса нуждаются в балансировке сразу после монтажа шины на колесный диск: ведь дисбаланс может достигать 50–60 г на каждую сторону. Если получается больше, то имеет смысл «покрутить» шину относительно диска, обеспечив их взаимный поворот на 180 градусов. Такой изначальной балансировкой работники шиномонтажа обеспечивают дисбаланс менее 5 г на сторону. Считается, что новая покрышка способна на первых километрах несколько изменить свое положение на диске, а потому балансировка немного уйдет.
Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
Материалы по теме
Регламентные работы, которые все игнорируют (а зря!)
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?
Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.
Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.
Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Материалы по теме
10 процедур, без которых за руль лучше не садиться
Балансировка необходима в следующих случаях:
- вы проезжаете за сезон больше 15 тысяч километров;
- после последней балансировки колесо попадало на высокой скорости в глубокую яму;
- в прошлом сезоне вы начали отмечать вибрацию, но отложили балансировку «на потом»;
- если у вашего автомобиля нет антиблокировочной системы тормозов, а вы частенько тормозите «на юз» на асфальтовом покрытии;
- вы — начинающий водитель, который не почувствует дисбаланса на колесах.
Фото: depositphotos. com
Наше новое видео
Что такое новый Москвич и стоит ли он своих денег (видео)
Как на самом деле собирают Москвичи (видео)
Неубиваемый W123: лучшее авто всех времен и народов на тестах «За рулем»
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Какой из них вам нужен?
Студия йоги — не единственное место, где вы услышите слова «балансировка» и «выравнивание». Вы также услышите эти слова, когда отдадите свой автомобиль в сервис.
Но что означают балансировка и выравнивание от коврика для йоги? И то, и другое способствует более плавной езде, но балансировка и развал-схождение шин — это разные услуги. Балансировка шин исправляет дисбаланс веса шин и колес в сборе, а развал-схождение исправляет углы наклона шин, чтобы они правильно соприкасались с дорогой.
Если вам интересно, «Что такое сход-развал?» или «Что означает балансировка шин?» пришло время глубже погрузиться в практику ухода за автомобилем. Узнайте разницу между ними сегодня.
Что такое балансировка шин?
Балансировка шин (также известная как балансировка колес) исправляет неравномерное распределение веса
в колесах. Несбалансированные колеса могут привести к вибрации, чрезмерному износу шин, повреждению подвески и другим проблемам.
Во время балансировки шин ваши шины и диски устанавливаются на станок для балансировки шин. Машина вращает шину и колесо в сборе для измерения дисбаланса, чтобы технический специалист мог точно установить правильный вес шины для достижения правильной балансировки колеса и шины в сборе. Часто балансировка и сход-развал происходят в рамках одного сервиса, но не путайте это одно и то же!
Каковы признаки того, что ваши шины нуждаются в балансировке?
Неравномерный износ шин и вибрация рулевого колеса, половицы или сиденья могут сигнализировать о том, что пора выполнить балансировку шин. Вы также можете отбалансировать шины во время смены шин, после ремонта спущенной шины или в рамках планового технического обслуживания.
Интересно, что часть вашего автомобиля, которая дрожит, может указывать на необходимость балансировки передних или задних колес. Если это на рулевом колесе, это, вероятно, ваши передние шины. Если дело в сиденьях, то дисбаланс в задних колесах.
Шины могут выйти из равновесия из-за неравномерного износа шин или потери веса колеса из-за наезда обода на бордюр или выбоину. Если вы оставите свой автомобиль припаркованным на длительное время, не перемещая его, на шинах могут образоваться плоские пятна, которые вызовут дисбаланс.
Что такое развал-схождение?
Развал-схождение (также известный как развал-схождение) относится к регулировке подвески автомобиля — системы, соединяющей автомобиль с колесами. Это не регулировка самих шин или колес.
Развал-схождение предотвращает отклонение автомобиля вправо или влево. Это также может улучшить управляемость вашего автомобиля и предотвратить необычные вибрации на дороге.
Какие признаки того, что вашему автомобилю требуется развал-схождение?
Возможно, вашему автомобилю требуется развал-схождение, если вы заметили что-либо из следующего:
- Автомобиль съезжает на одну сторону дороги.
- Протекторы шин изнашиваются преждевременно или неравномерно.
- Шины визжат.
- Рулевое колесо наклоняется не по центру, когда вы едете.
- Рулевое колесо вибрирует при ускорении.
Выравнивание может быть нарушено после автомобильной аварии, наезда на выбоину или наезда на бордюр.
Как балансировка и развал-схождение приносят пользу вашему автомобилю?
Наиболее значительным преимуществом услуг по балансировке является то, что они предотвращают преждевременный износ протектора шин. Технические специалисты сходятся во мнении, что балансировка шин каждые 5000–6000 миль (или в соответствии с рекомендациями производителя) может помочь продлить срок их службы и улучшить их характеристики.
Преимущества сход-развала, с другой стороны, включают улучшенную управляемость автомобиля, топливную экономичность и срок службы шин. Компания Firestone Complete Auto Care рекомендует проверять развал-схождение вашего автомобиля каждые 6000 миль или два раза в год. Оставленные без внимания, проблемы с развал-схождением могут сократить срок службы шины на тысячи миль и повредить важные компоненты рулевого управления и подвески.
Балансировка и сход-развал Быстрый просмотр | |||
---|---|---|---|
Служба | Определение | Знаки пора | Преимущества |
Балансировка шин | Балансировка шин исправляет дисбаланс веса шин и колес в сборе. | Неравномерный износ шин и вибрация рулевого колеса, половицы или сиденья. | Правильная балансировка может обеспечить более плавную езду, меньший износ шин и снижение нагрузки на трансмиссию. |
Развал-схождение | Развал-схождение корректирует углы наклона шин, чтобы они правильно соприкасались с дорогой. | Автомобиль уводит в сторону, быстрый износ шин, визг шин или кривое рулевое колесо при движении прямо. | Правильная развал-схождение обеспечивает более плавную езду и более длительный срок службы шин. |
Вы заметили симптомы проблем с балансировкой и развал-схождением в вашем автомобиле? Не позволяйте им нарушать ваш поток. Запишитесь на прием в ближайший сервисный центр Firestone Complete Auto Care, чтобы совершить дзен-поездку, расслабляющую и надежную.
Как узнать, нужна ли балансировка шин?
Балансировка шин — это настройка вашего комплекта колес и шин. Он обеспечивает равномерное распределение веса по всей окружности агрегата. Общими симптомами дисбаланса шин являются неравномерный и более быстрый износ протектора, плохая экономия топлива и вибрация рулевого колеса, половицы или сиденья, которая усиливается на более высоких скоростях.
Когда вес всех участков колеса и шины будет максимально одинаковым, шина будет катиться плавно. Это способствует равномерному износу и максимальному сроку службы. Балансировка также способствует комфорту вождения: несбалансированные шины будут раскачиваться или прыгать вверх и вниз, что вызывает вибрацию. Если переднее колесо не отбалансировано должным образом, вы, вероятно, почувствуете вибрацию на рулевом колесе. Если проблема в задней части, дрожание будет заметно на сиденье или на полу.
Несбалансированные шины легко исправляются, но работа получается точной. Это делается путем прикрепления к колесу небольших грузов, всего в доли унций.
Как колеса выходят из равновесия?
Ежедневный износ шин приводит к дисбалансу. Обычные производственные дефекты также являются причиной: шины и колеса не имеют точно одинакового распределения веса. В некоторых местах они будут немного тяжелее.
Разницы в весе всего на полунции достаточно, чтобы вызвать вибрацию при вождении.
Как выполняется повторная балансировка шин
Повторная балансировка выполняется в шиномонтажной мастерской путем помещения колеса и шины на балансировочный станок, который производит измерения для точного определения более легких или более тяжелых участков и вносит поправки с учетом этих различий в весе. Лучшее время для этого — когда колеса переставляются, как для удобства, так и потому, что у вас может быть дисбаланс шины в задней части автомобиля, и вы не почувствуете этого, пока не переместите ее вперед.
Вот как это делается:
- Шина, смонтированная на колесе, крепится к балансировочному станку.
- Колесо вращается во время измерения вибрации. Это сообщает техническому специалисту, равномерно ли распределен вес, сколько веса нужно добавить и где на колесе его прикрепить.
- При обнаружении дисбаланса техник может повторно сбалансировать и отрегулировать грузы (добавляя дополнительные). Но иногда требуется, чтобы техник также перемещал шину на колесе, а затем выполнял повторную балансировку. Это связано с тем, что тяжелое место на колесе и на шине иногда может совпадать, вызывая больший дисбаланс, который необходимо исправить.
Балансировка и развал-схождение
Хотя и то, и другое должно быть частью регулярного технического обслуживания автомобиля, балансировка — это не то же самое, что развал-схождение. Развал-схождение корректирует углы наклона шин, чтобы они двигались в одном направлении и правильно соприкасались с дорогой. Развал-схождение снижает неравномерный износ шин и продлевает срок их службы. Часто балансировку и сход-развал считают одним и тем же, но это не так.
Когда выполнять балансировку шин:
- Вы чувствуете вибрацию рулевого колеса, половицы или сиденья.
- Обычно их меняют каждые 5000 миль.
- По крайней мере раз в два года, раз в год, если вы ездите по плохим дорогам.
- Вы прокололи шину и починили ее.
- Вы покупаете любые новые шины.
- Груз, который раньше был на ободе, падает.
- Вы заметили неравномерный износ шин.
Балансировка и перестановка шин часто выполняются одновременно, но это не одна и та же услуга. Перестановка шин — это когда передние и задние колеса автомобиля меняются местами для выравнивания износа протектора между ними.