Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

Как провести компьютерную диагностику автомобиля своими руками. Автомобильная диагностика


Авто: компьютерная диагностика и оборудование

Все современные электронные системы управления, которые разработаны для контроля за автомобилем, оснащены самодиагностикой, созданной для информирования водителя о неисправностях. Многие автолюбители замечали загорающийся при повороте ключа индикатор Check Engine. Гаснет он через секунду после старта двигателя. Если система обнаружит в автомобиле неисправности, индикатор не потухнет. В таком случае требуется для вашего авто компьютерная диагностика. При неисправности нужно сразу же обращаться к специалистам.

Работа

авто компьютерная диагностика

Компьютерная диагностика авто даже на машинах с одинаковой системой управления может отличаться. Но главный принцип всегда один: во время работы двигателя, в моменты различных режимов, непрерывно считываются показания с нескольких десятков датчиков. При этом регистрируются дискретные сигналы и динамические.

На эти сигналы система реагирует по их типу: датчик, который генерирует дискретные сигналы, при неполадках диагностируется как разрыв в цепи, а датчик, подающий непрерывный динамический сигнал, имеет два кода ошибок. Первый сигнализирует о том, что датчик поврежден, а второй о том, что сигнал вышел за пределы параметров.

Устройство управления

компьютерная диагностика авто

Когда проводится для авто компьютерная диагностика, это устройство проверяется обязательно. Оно может состоять либо из одного блока, к которому подключаются все остальные системы автомобиля, либо из отдельных узлов, которые коммутируются между собой. Если возникает сигнал об ошибке в момент, когда проводится для авто компьютерная диагностика, система сохраняет код в своей долговременной памяти для того, чтобы специалисты в дальнейшем его расшифровали. После этого подается сигнал о том, что возникла внештатная ситуация в том виде, который будет понятен водителю. Далее специалисты выполняют свою рутинную работу. Они подключаются к разъему, который находится на блоке управления. Здесь считывают все имеющиеся ошибки. После того, как все коды будут расшифрованы, мастер принимает решение о следующих действиях.

Детальное тестирование

компьютерная диагностика авто с выездом

Нужно заметить, что автомобиль является совокупностью большого числа как простых элементов, так и достаточно сложных. И хотя проводимая для авто компьютерная диагностика выявляет большинство ошибок, из-за разъемов, которые при ремонте были неправильно соединены, или из-за повреждений электропроводки возникают и такие ситуации, которые требуют детального тестирования при разных условиях функционирования двигателя. Это нужно для того, чтобы установить точную причину возникновения ошибок.

Сброс ошибок

компьютерная диагностика авто в минске

Если неполадки произошли случайно (проводка, разъемы, влажность), то для восстановления двигателя часто достаточно просто сбросить накопившиеся ошибки. Не нужно это делать самостоятельно путем отключения блока управления от питания или другими методами. Такую работу нужно доверить специалисту. Ведь существует и компьютерная диагностика авто с выездом. Так мастер сможет проанализировать все ошибки. Блок управления, видя изменения в состоянии некоторых узлов автомобиля, вносит свои поправки, чтобы оптимизировать работу систем и сделать ее слаженной. После того как память будет очищена, он воспользуется настройками, которые заданы по умолчанию. Такие настройки не всегда оптимальны, и иногда весь цикл нужно повторить несколько раз для того, чтобы симптомы обнуления памяти исчезли.

После принудительного сброса работа может ухудшиться. Например, будут несвоевременно, нечетко, слишком резко переключаться передачи или обороты холостого хода станут высокими или низкими. Такое ухудшение функционирования некоторых систем не говорит о неисправности, но и нормой не является.

Компьютерная диагностика авто в Минске

В столице Беларуси есть множество станций технического обслуживания, которые осуществляют проведение этой процедуры. К примеру, служба "Карл Люкс" проводит полную диагностику всех узлов автомобиля с последующим ремонтом. СТО "Моторс" тестирует подвеску, двигатель, топливную систему самым современным оборудованием. Причем делают проверку опытные мастера. Еще одна станция технического обслуживания, пользующаяся популярностью, - "Бонус". Здесь также тестируют все основные агрегаты автомобиля и при необходимости делают качественный ремонт.

Диагностика должна проводиться по плану, регулярно. Ее результаты всегда должны сохраняться. Тогда есть возможность сузить круг возможных сбоев и определить их характер более точно. Только в таком случае будет возможным прогнозирование возможных неполадок.

Процесс проведения диагностики

оборудование для компьютерной диагностики авто

Алгоритм процесса состоит из следующих этапов:

  • Оборудование для компьютерной диагностики авто считывает всю информацию, которая будет нужна для поиска неисправностей.
  • Проверяется актуальность полученной информации. То есть тестируются цепи и соединения, исправность датчиков и напряжение бортовой сети. Все это дает возможность удостовериться в том, что данные пригодны для использования при оценке.
  • Получают доступ к данным, передаваемым в реальном времени. Данная функция применяется для тестирования датчиков и системных элементов. На экране отображаются параметры изменения оборотов коленвала, впрыска топлива и другая информация.
  • Все полученные результаты анализируются. Мастера делают выводы о присутствии и характере неполадок.

Основное преимущество сканеров – работа в качестве осциллографа. Так получаются графики зависимости от разных параметров.

К мастеру предъявляются требования хороших инженерных знаний, а также понимания процессов, которые происходят внутри автомобиля. Поэтому хороший специалист, которому можно доверять, должен обладать большим опытом работы в компьютерной диагностике автомобилей.

Итог

В заключение стоит сказать, что диагностика нужна только для определения состояния авто. Она облегчает поиск неполадок, но ремонтом не является. Без этой операции во многих случаях просто не обойтись. За короткое время будет определена точная причина, что значительно снизит траты на ремонт.

fb.ru

Компьютерная диагностика автомобиля своими руками

Широкое распространение компьютерной индустрии не обошло стороной и автомобилестроение. И здесь компьютеры пришли на помощь человеку, постепенно превращая обычные автомобили в безопасные средства передвижения повышенной комфортности.

Выполняем компьютерную диагностику своими руками

Но за все нужно платить, и за такую модернизацию автомобилей пришлось заплатить простотой их конструкции. Сегодня компьютерная диагностика автомобиля никого не удивляет, и занимает равное положение с механической проверкой его узлов!

Особенности автомобильной ПК диагностики

Эпоха, когда автомобиль представлял собой в основном механические узлы, канула в небытие. Автомобильная промышленность постоянно развивается, ставя в приоритеты комфорт и безопасность водителя и пассажира. Чтобы достичь этих целей в автомобили активно внедряются электронные системы, призванные облегчить и улучшить их эксплуатацию.

В отличие от «механических» предшественников, современный транспорт с каждым днем оснащаются все большим количеством электроники.

Сбой любой из систем может привести к тому, что полностью исправный механически автомобиль даже не заведется.

Дабы предупредить или исправить подобные ситуации, применяется компьютерная диагностика автомобиля.

Компьютерная диагностика — это действия, направленные на выявление ошибок электроники авто для предупреждения и исправления поломок, связанных с ними. Источником информации является мозг современного транспорта – электронный блок управления (ЭБУ). Подсоединяясь к нему с помощью специальной аппаратуры, можно выяснить «болеет» автомобиль или нет.

Для чего необходима ПК диагностика?

Для того чтобы поставить на высокий уровень безопасность и комфорт автомобиля, пришлось пожертвовать простотой его конструкции. Все больше задач по настройке и функционированию в нем выполняют электронные схемы.

Современное авто напичкано всевозможными датчиками, которые контролируют соответствие заданных параметров действительным значениям.

Что нужно для проведения компьютерной диагностики?

Приборы для компьютерной диагностики своими руками

Обратной стороной медали является почти полная зависимость владельца автотранспорта от этих электронных систем. Отказ датчика, размером со спичечный коробок, приведет к тому, что поворот ключа в замке зажигания не даст никакого эффекта.

Визуальный осмотр в поисках поломки не даст результата, так как внешне все будет в порядке. Только электронный блок управления может ответить в чем заключается причина поломки.

Компьютерная диагностика ЭБУ поможет не только провести профилактику автомобиля, но и сохранить его владельца от вышеописанной ситуации. Мало приятного в том, чтобы «заглохнуть» в полях, где нет ни души, даже если это произошло и на дорогом комфортном авто.

Поэтому трудно переоценить значение компьютерной диагностики для владельца современного транспортного средства.

Критерии успеха

Еще несколько лет назад компьютерная диагностика для автовладельцев была доступна в основном на автомобильных сервисных станциях.

Объясняется это тем, что ранее цена на оборудование для диагностики была на порядки выше. Это привело к тому, что приобретать его выгодно было только для станций технического обслуживания, где данный сервис был поставлен на поток.

Однако цены изменились и многие теперь по карману приобрести аппаратуру для мониторинга ошибок в своем автомобиле. Что нужно для диагностики автомобиля, вы сможете узнать из этого видео.

Сегодня компьютерная диагностика своими руками — доступная для многих водителей операция. Кто-то предпочтет автосервис, а желающие сберечь свое время и деньги, предпочтут это сделать самостоятельно. Тогда не придется платить за исправление несуществующих ошибок в СТО.

Для желающих провести диагностику самостоятельно, существует два варианта набора оборудования. Необходимо иметь или портативный автомобильный сканер, или ПК с адаптером и соответствующим программным обеспечением. Автосканер компактен и мобилен.

Это устройство небольшого размера со встроенным программным обеспечением. Отлично подходит для диагностики на выезде.

Для второго варианта необходим любой персональный компьютер с минимальными техническими требованиями. Если делать диагностику в гараже, то подойдет и стационарный ПК. Но оптимальный вариант — использовать ноутбук, планшет, возможно и смартфон.

Также необходим адаптер. Данное устройство представляет собой микросхему в корпусе. Подключается он между компьютером и диагностическим разъемом контроллера. Адаптер согласовывает между собой ПК с программным обеспечением и контроллер.

Сигналы, посылаемые компьютером, проходят через адаптер, который является посредником, и поступают в контроллер. Оттуда отправляются ответные сигналы, которые программа обрабатывает и выдает на экран устройства результаты в виде кодов ошибок (DTC).

Данное устройство не является универсальным для всех марок автомобильных производителей. Существуют различные адаптеры и их необходимо подбирать под необходимую марку авто.

Из самых распространенных адаптеров следует отметить такие:

  • Вася диагност;
  • VAG-COM 409.1;
  • OPCOM

Необходимо также отметить важность наличия информации по расшифровке кодов ошибок. Так как информация с ЭБУ (он же контроллер) поступает в виде цифр, то необходимо знать, какому числовому значению ошибки соответствует какая неисправность. В данном видео, вам покажут, как проводить компьютерную диагностику своими руками.

При наличии интернета этот вопрос легко решаемый, так как в сети возможно найти данную информацию в свободном доступе.

Этапы выполнения

Первым шагом, необходимым для проведения диагностики ЭБУ автомобиля является установка необходимого программного софта на компьютер, который будет использоваться.

Обмен сигналами от ПК к контроллеру и обратно происходит по определенному протоколу.

У каждого автомобильного производителя свои протоколы обмена. Наиболее распространен вид протокол ODB-II. После того, как установлен софт, необходимо подключить оборудование для диагностики к диагностическому разъему.

Следующим этапом идет настройка канала связи портативного компьютера с бортовым. Когда настройки произведены и связь налажена, происходит запуск сканирования. Программное обеспечение тестирует фактические параметры и сравнивает их с заданными.

Результаты анализа данных контроллер отправляет на компьютер. Если есть отклонения, они высвечиваются в виде кодов ошибок (DTC).

Автомобильная диагностика может происходить, когда двигатель работает на холостом ходу, на определенной частоте оборотов и, нередко, при заглушенном моторе. После завершения диагностики, когда стали известны результаты, можно делать выводы. Если ошибки отсутствуют, это хорошо.

Как заменить масло в гидроусилителе руля?Замена масла в гидроусилителе руля. Только на нашем сайте, указано, как правильно всё сделать.

Как поменять маслосъёмные колпачки, можно узнать отсюда. Рекомендуем всем!

В этой статье, вы узнаете, как выполнить перетяжку салона автомобиля своими руками.

Если же они есть, необходимо определить значение каждой из них.

Зная, какие неполадки присутствуют в автомобиле, его владелец может уже просчитывать необходимые для ремонта время и средства. Есть поломки, которые возможно исправить самостоятельно – например, замена датчика, где нужно отстегнуть разъем и открутить гайку.

Если же неисправность более серьезная и требует квалифицированного вмешательства, то лучше доверить это дело понимающему человеку, дабы не быть тем скупым, платящим дважды.

Советы

  • Для более полноценного и грамотной оценки результатов диагностирования, необходимо уметь не только проводить диагностику ЭБУ, но еще и иметь понимание о том, как устроен и функционирует узел, который подвергается анализу;
  • Обнаружить ошибку и устранить ее — не одно и то же. Если диагност не занимается устранением ошибок, но советует купить деталь для ремонта — не стоит поступать так. Лучше найти диагноста, который даст гарантию, что устранит неисправность при замене данной детали.

Таким образом, самому сделать диагностику не так сложно. Труднее убрать ошибки, которые есть. И при отсутствии опыта в этом деле, лучше заплатить тому, кто знает в этом толк!

Самостоятельная компьютерная диагностика подходит тем, кто хочет сам разобраться в действительных неисправностях своего авто, а не тешить себя надеждой на то, что ему повезет с добросовестным и честным специалистом.

natapku.ru

Диагностика автомобиля - MegaSOS

 

Диагностика автомобиля — это плановый осмотр машины, её тестирование и анализ различных электронных систем и приводных механизмов, после определённого пробега, позволяющая определить техническое состояние автомобиля без надобности ее разбирать, в определённый момент времени. Она позволяет быстро и эффективно восстановить машину в целом, своевременно обнаружить неисправности, а также причины появления проблем и возможность качественно их устранить. Привести в норму детали, агрегаты, узлы и прочие комплектующие. Для того, чтоб было удобней работать при диагностике, все электронные компоненты автомобиля оснащаются диагностическим оборудованием, в которым есть своя память. Благодаря им, достигается непрерывный контроль параметров работы электронных блоков и бортовых механизмов.

Проверка важна при необходимости ремонта, так как успешная починка возможна только при качественной и точной диагностике, в целях профилактики поддержки в хорошем состоянии технических характеристик машины. Если осуществлять такую диагностику автомобиля периодически (но не слишком часто, так как это может привести к значительному изнашиванию соединительных поверхностей, крепёжных комбинаций, а также нарушением герметичности) то это значительно снизит риск возникновения поломок. А это гарантия безопасной и длительной эксплуатации вашего автомобиля.Существуют несколько видов диагностики автомобиля:Все эти способы, применяющиеся на практике, отличаются друг от друга степенью точности и продолжительностью процесса.

Виды диагностики

  1. Этот метод не требует определённого оборудования, так как позволяет по внешним признакам определить всю работу автомобиля по стандартным показателям. Владелец автомобиля может провести диагностику, как во время работы машины, так и на предназначенном для этого стенде. Особое внимание обращают на наличие посторонних шумов, вибрацию, оттенки выхлопных газов, состояние фильтров, электропроводки, видимых узлов и агрегатов. Подобный вид проверки машины применяется как при общем анализе автомобиля, так и при оценке его отдельных узлов.

2. Второй вид диагностики – это по параметрам, которые сопутствуют во время работы. Зачастую это дает более точную картину. Тепловой метод – позволяет определить количество тепла, которое выходит в процессе сгорания или трения, зачастую применяется для проверки двигателя, трансмиссии или подшипников в разных узлах. Оценивается герметичность объектов – зачастую определяю по избыточному давлению или его падению во время работы машины. Такой способ проверки применяется для трансмиссионных узлов, цилиндропоршневой группы и пневмоприводных агрегатов. Анализ отработанных материалов – применяется для оценки амортизации вкладышей шатуна или коренных подшипников.3. В третий вид диагностики автомобиля входит самый распространенный метод, фундаментом которого является мониторинг геометрических параметров, таких как люфт рулевого колеса, свободный ход, стуки и шумы в кривошипно-шатунном механизме двигателя.

Когда речь заходит о диагностировании автомобиля, то для начала нужно полностью осознать, что данная процедура требует определенного количества затрата времени. Ведь за короткий промежуток времени проблему не выявить. Несмотря на конечный итог, при котором может выясниться, что неисправность была минимальная и незначительная, диагностирование будет проходить не меньше получаса. Нужно для начала прочитать коды, затем их стереть, завести и заново прочитать. Потом производится расшифровка кодов, и распечатка диагностической карты.

 

Необходимо сразу запомнить, что настоящий специалист не будет ограничивать себя только чтением ошибки и рекомендациями по замене различных механизмов, он также проведет целый ряд комплексных действий по проверке правильности расшифровки показаний - электронного блока управлений. Часто причиной неисправности автомобиля или его отдельного агрегата, о которой сигнализирует приборная доска, бывает присущая некоторым автослесарям невнимательность и поспешность, в результате чего некоторые нужные датчики просто не возвращаются на свое место в блок управления.

Компьютерная диагностика

Конечно же, прогресс не стоит на месте, и вершиной его является компьютерная диагностика автомобиля. Она характеризуется высокой точностью и занимает минимум затраченного времени. Сервисные центры и станции техобслуживания обладают наличием полного комплекта необходимого оборудования для компьютерной диагностики автомобиля. Высококвалифицированные специалисты в срок точно и грамотно определят проблему поломки и максимально быстро, по мере её возможности, её устранят, тем самым обеспечат надёжную и стабильную работу всего автомобиля в целом. Главное помнить, что любая попытка сэкономить на ремонте, или произвести его самостоятельно могут подтолкнуть к ещё большим проблемам.Диагностика автомобиля должна проводиться специалистами с помощью специального профессионального оборудования, которым в безусловном порядке должны быть укомплектованы сервисные центры и станции техобслуживания. Это позволит точно определить причину неисправности. Простая замена электронного блока управлений при подозрении на неисправность будет просто неэффективна.Также компьютерную диагностику автомобиля, возможно, производить в одиночку. В принципе это является сложным, но не очень дорогостоящим делом, так как сканеры стали более доступны. На правах выбора владелец автомобиля может самостоятельно провести компьютерную диагностику, которая поможет не тратить время на такие особенности, как чтение и сброс кодов ошибок. Соображение компьютерной диагностики автомобиля подразумевает проведение данной процедуры с использованием персональных компьютеров (ноутбука, планшета или смартфона). Однако если работа с персональным компьютером у Вас вызывает какие-либо трудности, то для самостоятельной работы устранения неполадок Вы можете выбрать портативные автономные сканеры.

 

Чтобы провести компьютерную диагностику автомобиля самопроизвольно, за неимением большого наличия персональных подручных средств необходимо:1. Знать место расположения диагностического разъема автомобиля. В абсолютном большинстве случаев, разъем находится на кронштейне под рулевой колонкой. Также в этой области присутствует и передняя панель. Следует помнить, что нередко в определённых автомобилях такой разъем располагается под капотом.2. Имея в наличии автомобильный сканер или диагностический адаптер с программным обеспечением, для эффективной работы с электронными системами машины, даёт высокую вероятность определения неисправности автомобиля. За исключением диагностических программ, которые присутствуют с ним в комплекте, в интернете имеется огромное количество различной информации в неограниченном доступе о процессе диагностирования. Также появились сканеры с реквизитом программных модулей по маркам автомобилей. Сканеры для диагностики автомобилей потихоньку заменяют слух мастера по ремонту. Так как компьютерные технологии и электроника практически заменили простую механику. Теперь все метаморфизмы управления легковым транспортом контролируются электроникой. Компьютерная проверка даёт шанс проверять не только техническое состояние всех электронных блоков и систем, но и через анализ всех собранных данных получить сведения об общем состоянии механических деталей. Компьютерная диагностика способна охватить все жизненно важные процессы в автомобиле. После того, как информация была подобрана, прибор анализирует все собранные данные согласно заводским протоколам. Компьютерная диагностика поможет вам получить сводку про общее состояние автомобиля, а также в отдельных его деталях.

Итак, можно сделать вывод о том, что диагностика – является контрольным моментом за транспортным средством, позволяющая определить его эксплуатацию, а также осведомление владельцем текущей информации о состоянии датчиков, исполнительных устройств и других комплектующих автомобиля. Что даёт максимальную возможность предугадать неисправность, и избежать дорогостоящего ремонта.

ru.megasos.com

Компьютерные технологии диагностики автомобиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества транспортного средства. Данная статья посвящена вопросу применения компьютерных технологий в диагностики автомобиля. В статье рассматривается диагностика автомобиля на основе новейших компьютерных технологий, позволяющих точно определить неисправность, а так же сэкономить время на её поиск.

Ключевые слова: диагностика, система, информация, код ошибки, неисправность.

 

Автомобилей становится всё больше, а значит и технически они становятся сложнее, и рядовому обывателю, то есть счастливому обладателю автомобиля, порой не под силу разобраться с чем связана та или иная поломка.

Компьютерная диагностика автомобиля — это основа всех современных автомобилей, без которой в наше время нельзя обойтись при ремонте автомобиля. Она позволяет за короткий интервал времени найти скрытую неисправность в автомобиле и устранить её. Из этого следует, что при поломке автомобиля, прежде чем делать какие-либо выводы, нужно провести качественную диагностику и выявить причину его поломки.

Понятие компьютерной диагностики сравнительно новое для сегодняшнего российского автомобилиста, да и просто для любого человека, а поэтому и не совсем ясна цель проводимого компьютерного тестирования автомобиля, так как компьютерные технологии в диагностики автомобилей стали применяться в России относительно недавно.

Компьютерная диагностика автомобиля — это тестирование различных электронных систем и исполнительных механизмов автомобиля, влияющих на работу бортовых систем, а также выявление неисправностей, связанных с работой электронных систем автомобиля и составление диагностической карты неисправностей для последующего ремонта и устранения неполадок, связанных с автомобильным электрооборудованием и исполнительными системами. Все электронные бортовые системы автомобиля оснащены системами самодиагностики. Эти системы необходимы для управления исполнительными механизмами автомобиля, непрерывного тестирования в момент запуска и работы двигателя. Системы самодиагностики служат незаменимым помощником в снабжении водителя информацией о работе транспортного средства в целом, информируют о возможных дефектах, неисправностях узлов и агрегатов, а также отслеживают межсервисные интервалы, которые в свою очередь напоминают о необходимости своевременно пройти техническое обслуживание автомобиля. Не все выпускаемые у нас автомобили имеют необходимые бортовые средства самодиагностики и диагностические разъемы для подключения стационарной контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. В основе любого ремонта должна лежать правильная и точная диагностика, так как без определения истинных причин различного рода дефектов идеальный ремонт в принципе невозможен.

Плановая, регулярная компьютерная диагностика обязательна для автомобилиста. И чтобы не омрачать своё владение автомобилем бесконечными ремонтами и какими –то другими проблемами, необходимо проводить качественную диагностику. И в этом случае компьютерная диагностика в не конкуренции. Как правило, большинство дефектов можно выявить именно при осмотре. Основу правил диагностики составляет методика оценки качества и состояния автомобиля. Комплексная оценка технического уровня автомобиля возможно только с помощью компьютерной диагностики.

Говоря о компьютерной диагностике автомобиля, подразумевают следующее:

-           На первом этапе — считывание всей информации при поиске неисправности.

-           Второй этап — проверка реальности полученных данных. Затем эти данные будут использоваться профессионалами при оценке состояния автомобиля, а именно состояния электрических цепей и их соединений, напряжения бортовой сети, исправность датчиков.

-           Третий этап предполагает доступ к данным в настоящем времени (функция Data Stream). Функция Data Stream используется для проверки элементов системы и датчиков в реальном времени.

-           И только на следующем этапе все полученные результаты анализируются и делаются выводы о работе систем, о наличии и характере предполагаемых неисправностей.

Для этого специалисту по ремонту автомобилей требуются инженерные знания и понимание процессов, происходящих в автомобиле. К сожалению, не всегда имеется четкая и расписанная методика диагностирования конкретной неисправности. Здесь требуется знающий, хорошо разбирающейся в области компьютерной диагностики профессионал.

-           В завершение, необходимо стереть из памяти коды возникших ошибок и повторно инициализировать систему.

В настоящее время средства, используемые для диагностирования автомобиля, классифицируются следующим образом:

-           общие и локальные — по степени охвата объектов диагностирования автомобиля;

-           диагностирование с универсальными и специализированными, встроенными и внешними устройствами — по характеру взаимодействия между объектом и средством диагностирования;

-           автоматические, автоматизированные и ручные — по степени автоматизации.

Устранить неисправность труднее, чем провести вовремя грамотную диагностику, да и время уйдёт на это намного больше. Поэтому без точного совершенного диагностического оборудования просто не обойтись.

Для того чтобы удовлетворить потребности современных автомобилистов разрабатываются всё больше новых диагностических средств: бортовые (ими оснащены автомобили и они являются частью электронного блока управления) и небортовые.

Все эти диагностические системы можно подразделить на три категории, но говоря об этом делении, конечно же понимается, что это деление условно:

-           стационарные или стендовые диагностические системы. Названные устройства не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля, так как не подключаются к бортовому электронному блоку управления. Их называют ещё мотор-тестерами, они обычно диагностируют системы впрыска — зажигания. Автомобильная электроника с каждым годом становиться сложнее, вместе с этим расширяются и функциональные возможности стационарных систем, так как в настоящее время диагностика требуется не только для контроля управления двигателем, но и для тормозных систем, активной подвески и т. д.;

-           индицировать дефекты в работе автомобиля соответствующими кодами позволяет бортовое диагностическое программное обеспечение, следующая категория диагностических систем.

Программное обеспечение электронного блока управления содержит процессы, которые записывают в память регистратора коды неисправностей. Если диагностическая система обнаруживает неисправности, то на приборном щитке включается и выключается в определенной последовательности световой индикатор. Специалисты, занимающиеся ремонтом автомобиля, без труда расшифровывают данный сигнал по справочным таблицам кодов неисправностей.

-           бортовое диагностическое программное обеспечение, назначением которой является снижение вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля. Доступ к данному обеспечению требует специальное диагностическое устройство. Этим устройством является сканер. Портативный диагностический тестер (сканер) подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному электронному блоку управления или всей электронной системе. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронным блоком управления и интерпретируются специалистами сервиса.

Рассмотрим более детально некоторые устройства для компьютерной диагностики:

-           Стационарные мотор-тестеры — это многофункциональные устройства всесторонней автомобильной диагностики, в которых OBD-II-сканер присутствует как малая часть универсальной системы газоанализатора, измерения компрессии, давления топлива, разряжения во впускном коллекторе и многого другого.

-           Специализированные дилерские сканеры (или так называемые универсальные дилерские приборы) — многофункциональные цифровые устройства, которые представляют собой комбинацию мультиметра, осциллографа и микрокомпьютера со специализированной базой на сменном картридже для конкретной модели транспортного средства. Цена таких устройств — где-то около 2000–3000 $. без картриджа и кабелей-переходников под различные модели автомобилей (картриджи сами по себе стоят примерно 500 $. и к тому же имеют узкую специализацию по марке, модели и модификации автомобиля).

Компьютерные тестовые системы, которые представляют собой обычный персональный компьютер, ноутбук или карманный компьютер произвольной конфигурации с соответствующим программным обеспечением и специальным кабелем OBD-II-RS-232. В таком соединительном кабеле стоит программируемый микроконтроллер, имеющим защитные протоколы обмена, так что напрямую соединить систему OBD-II с ПК не удастся.

Остановимся немного на принципах диагностики при помощи компьютерного мульти-сканера. Данная диагностическая система предполагает следующее:

-           На первой ступени используются все доступные средства компьютерной диагностики и считываются не только коды ошибок, но и все цифровые данные, прямо или косвенно относящиеся к возникшей проблеме. В данном случае очень важно понимать, что «говорит» сканер и насколько полно он интерпретирует найденные неисправности. Если специалист автосервиса правильно этим воспользуется, это поможет быстро перейти к решению проблемы с обнаруженным изъяном.

-           На второй ступени все полученные данные необходимо дополнительно подвергнуть электрической (аналоговой) проверке. И, несомненно, сразу же необходимо тщательно провести проверку электрической системы автомобиля (генератора, аккумулятора, проводов и контактов), чтобы точно убедиться в ее полной исправности. При отрицательном результате полученная цифровая информация недостоверна или сомнительна.

-           На следующем этапе необходимо, чтобы сканер или софт установил коммуникацию с проверяемым контролером, то есть разрешил просмотр данных в режиме реального времени (эта функция обычно называется Data Stream — отображение потока данных). Данная функция может использоваться для проверки сигналов датчиков и других элементов систем управления в режиме реального времени. Итак, на дисплей сканера выводятся сигналы датчиков автомобиля и параметры системы впрыска топлива в течение некоторого времени в режимах холостого хода, а также увеличения и сброса скорости вращения вала двигателя. После этого необходимо провести анализ полученных результатов, и сделать выводы о правильности работы системы, наличии и характере дефектов. И наконец, следует удалить из памяти контроллера коды ошибок и провести повторную инициализацию системы.

С помощью подобных диагностических систем, возможно, эффективно свести к минимуму область поиска неисправности и определить характер этих дефектов, не прибегая к излишним, а зачастую и очень трудоемким операциям. Кроме того, при проведении плановой диагностики, результаты которой фиксируются и запоминаются, можно прогнозировать возможные неполадки в автомобиле, которые еще не возникли и не обратились в критическую фазу. Кроме специального оборудования поставляемого производителями автомобилей для собственных сервисных центров существует много программ для компьютерной диагностики автомобиля для настольного компьютера или ноутбука.

Все современные, электронные системы управления, разработанные для управления автомобилем, оборудованы системой самодиагностики, которая создана для того, что бы информировать водителя о неисправностях. Многие наверняка замечали индикатор Check-Engine, который загорается при повороте ключа в положение зажигание, и гаснет через секунду после пуска двигателя. Если системой самодиагностики будут обнаружены неисправности в работе автомобиля — индикатор продолжит гореть. При возникновении неисправности во время движения индикатор загорается, однако он может и погаснуть, если неисправность перестала себя проявлять. В этом случае информация о неисправности вызвавшей подачу сигнала, сигнал записывается в память, для возможности последующего считывания. В случае если при работе двигателя индикатор Check-Engine настойчиво продолжает гореть, лучшим советом будет незамедлительно обратится к специалистам, для более детальной диагностики и устранения неисправности.

Даже на автомобилях одной марки системы управления и диагностики могут очень сильно отличаться, но принцип остаётся неизменным: в процессе работы двигателя, на различных режимах (прогрев, запуск двигателя, холостой ход, разгон и торможение) непрерывно идёт считывание показаний нескольких десятков датчиков.

И вот — самое интересное. При возникновении сигнала об ошибке, система диагностики сохраняет код ошибки в долговременной памяти для дальнейшей расшифровки специалистом станции технического обслуживания, подаёт сигнал о возникновении внештатной ситуации в виде доступном для интуитивного понятия водителем и адаптируется к возникшей ситуации, выполняя действия предусмотренные программой блока управления (вплоть до симуляции работы повреждённого датчика).

Дальше начинается будничная работа мастера, который подключившись к имеющемуся на блоке управления разъёму, считывает имеющиеся ошибки и после расшифровки принимает решение о дальнейших действиях.

Стоит заметить, что автомобиль — это совокупность множества как простых, так и довольно сложных элементов. И хотя большинство ошибок возникает по причине соединений (разъёмов), которые просто забыли соединить при текущем ремонте или из-за повреждения электропроводки, иногда возникают ситуации, требующие детальной диагностики для установления точной причины возникновения той или иной ошибки, учитывая различные условия работы двигателя. В случае возникновения внезапных, непредвиденных ошибок (проводка, разъёмы, влажность), для возобновления нормальной работы двигателя часто достаточно очистить память, то есть сбросить имеющиеся ошибки. Но делать это самостоятельно не желательно, отключая блок управления от питания или другими способами. Положитесь на профессионала, который проанализирует имеющиеся дефекты. Попытка исправить, сбросить ошибки самостоятельно, может привести к временному увеличению расхода топлива, но это в лучшем случае, а в худшем — скроет дефект и сделает невозможным диагностику автомобиля, ввиду потери данных о работе двигателя и ошибках. Ну а двигателем, который как бы работает исправно, ни кто не будет заниматься серьезно. Оптимальные настройки должны восстановиться через 50–60 километров пробега, но, как уже отмечалось, необходимые настройки будут относительно состояния автомобиля, который, в случае неисправности, по-прежнему останется неисправным.

Даже если учесть, что компьютерная диагностика вошла в нашу жизнь сравнительно недавно, мы можем с уверенностью сказать, что высокая надежность современной компьютерной диагностики автомобиля привела к сокращению числа простых дефектов, которые легко выявляются опытными ремонтниками на станциях техобслуживания. С другой стороны, если наблюдается неисправность, можно указать много вероятных ее причин. Диагностирование сегодня значительно отличается, от того, что было 10–20 лет назад.

Автомобильный сервис старается идти в ногу с новыми технологиями и решениями в автомобильном мире и всегда готов прийти на помощь в трудных ситуациях.

Итак, подведём черту, что автодиагностика, а именно компьютерная диагностика — это 100 % успеха в качественном ремонте автомобиля.

moluch.ru

Комплексная диагностика авто

Продление срока службы и своевременное «лечение важных артерий» транспортных средств этими метафорами можно смело называть комплексную диагностику авто. Всегда легче предупредить возможную неисправность, чем потом оплачивать неожиданно возникший дорогостоящий ремонт.

диагностика автомобиля

Такая ситуация знакома многим и для того, чтобы избежать непредусмотренные расходы, необходимо вовремя пресекать предпосылки поломки «своего верного друга».

Рассмотрим, в каких случаях потребуется полная диагностика авто:

- если возникла необходимость покупки транспортного средства б/у (с пробегом). После проверочных мероприятий можно со 100%-ой вероятностью быть уверенным, что приобретенное авто полностью исправно и отвечает нормам безопасной езды;

- при продаже «железного коня» отличный способ саморекламы. Проведенная диагностика авто позволяет представлять свой товар в положительном ракурсе и продать подготовленное авто намного проще. Поскольку выявленные недостатки будут устранены, а о некоторых незначительных неполадках, можно предупредить покупателя, заслужив, таким образом, безграничное доверие. Выгодная сделка будет наверняка обеспечена;

- при возникновении неизвестных причин «странного» поведения транспорта в движении, а также при запуске двигателя. Посторонние шумы и постукивание, скрип и не очень комфортная езда. А также неуверенное реагирование руля к подаваемым командам возможны заносы при поворотах. Поворот ключа в замке зажигания может сопровождаться «нулевым» реакциям просто ни чего не произойдет;

- как это ни печально, но если произошло ДТП нужно обязательно проверить все узлы и агрегаты автомобиля. Даже если авария была незначительной, скрытые невидимые повреждения могут сыграть злую шутку в самый неожиданный момент.

Что включает в себя диагностика авто?

Необходимость комплексной ежегодной диагностики авто очевидна и очень желательна (в идеале это подготовка к сезонным переменам зима-лето). Рассмотрим, какие именно детали и основные комплектующие запчасти машины необходимо «взять под тотальный контроль»:

- во-первых, «сердце» железного коня – двигатель любому автолюбителю понятно, что безупречная работа всех узлов зависит от работоспособности «лошадок» под капотом. Без компьютерных инновационных технологий здесь не обойтись. Диагностические мероприятия с помощью «железного разума» позволяют выявить все значимые причины возможной поломки;

- во-вторых, тщательная проверка ходовой части, тормозов и сцепления. Сайленблоки, шаровые наконечники, пружины, стойки, рулевые тяги, колодки, корзины и дисков сцепления, ABS и Airbag, в общем, все эти комплектующие должны работать безупречно;

- в-третьих, диагностика системы электрооборудования. Она позволяет выявить и восстановить слабые места электропроводки, вовремя производить ремонт стартеров и генераторов, других жизненно необходимых элементов, в том числе световых приборов (фар, подфарников, ходовых огней и т.д.). «Броневую» защиту обмотку проводов. Исключение возможности короткого замыкания очень важно, поскольку потушить горящую машину штатным огнетушителем как показывает практика невозможно! А пока приедет пожарный расчет «ловить» уже будет нечего;

- в-четвертых, мероприятия по контролю работы систем охлаждения (кондиционер) и отопления (печки). Две важнейших составляющих комфортной езды зимой и летом, расписывать причины диагностики этих функций авто нет смысла и так понятно.

Другие виды диагностики авто относятся к второстепенным вторичным мероприятиям, поскольку выполняются они по желанию и их проведение критически не сказывается на безопасности движения и работоспособности машины. Но, тем не менее, эти процедуры тоже важны к ним относятся: осмотр лакокрасочного покрытия (во сколько слоев краски окрашены детали если автомобиль с пробегом), осмотр состояния кузова на наличие зашпаклеванных вмятин и т.д.

Промежуточная диагностика авто включает:

- ежемесячную проверку масла в двигателе и антифриза (тосола) в радиаторе;

- наличие трансмиссионной жидкости в рулевом управлении (гидроусилителе) и коробке передач;

- проверка, прокачка тормозов и если необходима доливка жидкости;

- подкачка колес и измерение давления в них;

- обслуживание аккумулятора;

- визуальный осмотр, мойка кузова и чистка салона.

Способы качественного «рентгена» транспортных средств

Как уже было отмечено, компьютерная диагностика авто — это самое оптимальное решение всех проблем, связанных с выявлением неисправностей. Существуют также специальные стенды для измерения, анализа полученных данных и дальнейшее адекватное реагирование по устранению проблем.

Решающее значение также имеет человеческий фактор — кто непосредственно занимается диагностикой автомобиля. Мастер, диагност, если хотите «рентгенолог» вашей «ласточки». Опыт работы здесь не просто важен, а играет наиглавнейшую роль. От квалификации слесаря зависит правильный своевременный ремонт авто.

Хороший слесарь может по звуку работающего двигателя определить поломку, это не фантастика, а факт. Кроме того, опытный работник знает все тонкости, нюансы решения той или иной проблемы.

Правильный подход и отработанная схема разборки/сборки позволяет в самые кратчайшие сроки устранить неисправность. Возможные дефекты производителей машин разных марок изучены, а алгоритм их исправления отработан до мелочей.

В итоге остается добавить — не стоит испытывать терпение и ждать пока авто «встанет» на прикол. Лучше выполнить диагностику авто и не беспокоится о своей безопасности, безопасности окружающих, родных и близких.

Не зря статья названа «семь жизней вашего авто», поскольку, приложив минимум усилий и немного вложив в свое удобное средство передвижения можно добиться отличных результатов. Заголовок публикации превратится из мечты в реальность, и автомобиль прослужит своему хозяину не один год. «Ни гвоздя, ни жезла» желаем вам в пути и большой удачи на дорогах!

Может заинтересовать:

Работа водителем в Яндекс-такси

Добавить свою рекламу

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

Меховая накидка на автокресло

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

Компьютерная диагностика двигателя - какие ошибки можно выявить?

В большинстве современных автомобилей присутствует электронная система, которая обеспечивает общее оптимальное управление тормозами, двигателем, трансмиссией и т.д. Зачастую встречается, что за каждую отдельную систему отвечает свой отдельный электронный блок управления.

Работает он по определенной программе и, обычно, в режиме автоматики. Это, в свою очередь исключает любую необходимость в устройствах ввода и вывода различного рода информации для постоянного контроля над всем процессом работы (клавиатура, монитор).

Лишь на этапе ремонта автомобиля или технического обслуживания автомобиля возникает потребность в связи с электронным блоком, который отвечает за управление и доступ к показаниям работы системы самодиагностики.

Очень сложным является процесс определения и устранения неисправностей в сложных электронных устройствах. Это, в свою очередь, вызвано также тем, что вся система электрооборудования автомобиля достаточно взаимосвязана. Полноценная диагностика системы электроники в автомобиле возможна лишь при помощи использования специальных приборов, инструментов и оборудования.

Основу вышеуказанного процесса составляет комплекс действий, который носит название «компьютерная диагностика». В непосредственной процедуре проведения данной операции происходит измерение, а также сравнение различных рабочих параметров автомобиля и двигателя с эталонными значениями этих же параметров.

Сама же технологическая квинтэссенция диагностики заключается в обязательной проверке данных, которые были получены от системы самодиагностики. Происходит это путем измерения соответствующих физических параметров.

Если же на дисплее сканеров возникает код определенной ошибки, который расшифровывается следующим образом: «Нет сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости», то это еще не означает, что сам датчик отказал в работе. Сама же неисправность может заключаться в проводах, которые соединяют блок управления и датчик, в разъемах, находящихся в блоке управления.

Для того чтобы обнаружить неисправность нужно произвести определенное количество измерения напряжения, тока, а также сопротивления. Вследствие этого можно установить поврежденное место. Основываясь на полученных результатах можно определить неисправности отдельных узлов, систем, агрегатов, после чего, с учетом косвенных показателей можно проанализировать техническое состояние этих систем.

В итоге возникает конечная возможность достоверного определения технического состояния всего автомобиля. Также можно обнаружить и устранить все причины отклонений от стандартной нормы.

Оборудование, которое необходимо для смой диагностики, условно делится на две группы:

1. Инструменты, которые предназначены для измерения разных физических величин – вольтметры, амперметры, омметры, манометры и т.д.

2. Те приборы, которые позволяют отображать в графических или цифровых формах процессы, которые происходят во время самой работы, – мотор-тестеры и сканеры.

Ниже приведены основные требования к приборам такого типа:

1. Точность и полнота получаемой информации, универсальность, простота эксплуатации;

2. Для наибольшего количества моделей и марок автомобилей – наличие базы эталонных данных.

1. Компьютерная диагностика – дорого, но достоверно

В современном мире существует три способа, которые предназначены для определения всего технического состояния двигателя. Между собой они отличаются только точностью результатов, а также количеством средств, которые были затрачены.

1. Простейший метод – визуальный осмотр, который не требует больших затрат. К сожалению, точность у такого метода достаточно условна.

2. Осмотр, который проводится с помощью использования приборов для диагностики. Эти приборы помогают в измерении параметров, которые подлежат диагностике. Точность всех результатов зависит непосредственно от квалификации специалиста, который проводит ремонт. Все финансовые затраты достаточно малы, но все же, может потребоваться много времени для проведения данной процедуры.

3. Самым сложным методом является компьютерная диагностика, которая проводится с помощью применения электронного оборудования. Сейчас считается самым точным среди водителей, но, к сожалению, самым дорогим способом для того, чтобы определить техническое состояние двигателя.

2. Компьютерная диагностика дизельных двигателей – особенности проверки

Среднее время, которое отводится на поиск и определение поломки у даже самого опытного специалист занимает не менее двух часов. Компьютерная диагностика, например, в дизельном двигателе включает в себя тотальную проверку всех электронных систем для того, чтобы обнаружить все возможные отклонения и неполадки в работе системы.

С помощью сканирующего компьютера в процессе диагностики проводятся измерения разных технических характеристик, которые влияют на функционирование всей системы.

Тотальное исследование каждой отдельной системы делится на несколько ступеней: проверка качества наполнения цилиндров, проверка топливной аппаратуры, анализ работы системы смазки, а также газораспределительного механизма. В большинстве случаев потребность диагностики дизельных двигателей возникает в связи с разными типами неполадок, которые связаны с увеличением расхода топлива, появления разных шумов, а также снижения мощности автомобиля.

Очень часто задействуют компьютерную диагностику при покупке б/у автомобиля, подержанной машины. Главное достоинство в компьютерном диагностировании – нет потребности в полной разборке при проверке полного состояния двигателя. Это в связи с тем, что вся информация об неисправностях и ошибках считывается при помощи обычных устройств для сканирования.

За все время эксплуатации в его электронном блоке управления происходит сбор и накопление кодов ошибок, которые приводят к нарушению работы всего двигателя после тотального проведенного ремонта. Дабы это не произошло, в момент самой диагностики двигателя из самого блока управления необходимо полностью удалить всю информацию о старых ошибках, так как та информация может негативно влиять на работу двигателя.

3. Как проводится компьютерная диагностика двигателя автомобиля

Один из приборов, который позволяет проводить диагностику различных характеристик в работе двигателя – мотор тестер. Для этой же цели также используется сканер – внешний компьютер, который подключается непосредственно к разъему диагностирования в автомобиле.

С помощью данного элемента можно считывать коды ошибок, а также значения сигналов с процессора управления и различных датчиков. Для диагностики в современном мире используются как переносные, так и стационарные приборы.

Важно заметить, что для анализа даже самой простой неисправности уходит на процедуру не меньше получаса. Именно поэтому не нужно ждать мгновенного результата, как любят обещать «высокопрофессиональные мастера».

После того, как ошибки считываются, нужно выполнить целый комплекс операций, которые подтверждали бы правильность определения проблем в электронном блоке управления автомобиля. Тем не менее, иногда бывает так, что погрешность в определениях может возникать из-за сбоев в датчиках.

По множеству причин невозможно с помощью одного сканера выявить все неисправности двигателя. Именно для того, чтобы диагностика была более точная, нужно использовать мотор-тестер – многоканальный осциллограф.

С помощью такого прибора измеряются и исследуются разного рода сигналы с бортового компьютера. Это, в свою очередь, позволяет устанавливать точнейшие «диагнозы». Этот прибор являются незаменимым при диагностировании «древних» самодиагностических систем.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Диагностирование электронных систем управления | Диагностирование автомобиля

Виды диагностических систем

В конструкциях автомобилей все более широкое применение находят электронные системы управления. Проведение диагностирования современного автомобиля без использования средств для анализа работы электронных систем управления может дать недостаточно полную информацию о его техническом состоянии.

Диагностические средства для определения технического состояния электронных систем управления можно подразделить на три категории:

  1. стационарные (стендовые) диагностические системы
  2. бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами
  3. бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Стендовые диагностические системы

Эти системы не подключаются к бортовым электронным блокам управления и, таким образом, не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля. Они обычно диагностируют отдельные механизмы двигателя и системы зажигания, поэтому их часто называют мотор-тестерами. Основными элементами мотор-тестера являются датчики, а также блок обработки и индикации результатов измерений воспринимаемых сигналов. Датчики и регистрирующие приборы соединены с кабелями с помощью штекеров и зажимов.

Мотор-тестер

Рис. Мотор-тестер

Мотор-тестеры выполняются на базе компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод CD-ROM. В комплект обычно входит набор соединительных проводов и кабелей, стробоскоп, а в отдельных случаях — и газоанализатор отработавших газов. Информация вводится в компьютер с помощью соответствующего анализатора, в котором размещены аналогово-цифровые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей, который представляет собой набор проводов, подключаемых к отрицательной, положительной клеммам аккумулятора и катушке зажигания, провода высокого напряжения к катушке зажигания и к свече первого цилиндра, а кроме того, бесконтактный датчик тока на шине зарядки аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.п.

Основная часть мотор-тестера — осциллоскоп, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллоскопа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. По отдельным частям изображения можно судить также о работе некоторых элементов систем питания и зажигания, а характер изменения позволяет выявлять причины неисправностей.

Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере. С мотор-тестером может поставляться комплект лазерных компакт-дисков с технической информацией о различных моделях автомобилей, а также с инструкциями оператору о порядке подключения мотор-тестера к автомобилю и о последовательности проведения контрольных операций.

Перед проведением диагностирования вводят модель автомобиля, тип двигателя, трансмиссии, системы зажигания, впрыска топлива и другие параметры, характеризующие объект диагностирования. Мотор-тестеры способны диагностировать большинство автомобильных систем, в том числе системы пуска, электроснабжения, зажигания, оценивать компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы питания.

Современные мотор-тестеры могут выдавать информацию о состоянии системы зажигания в виде цифр или осциллограммы процесса. Примером служит мотор-тестер М3-2 (Беларусь), с помощью которого можно определять состояние двигателя (по развиваемой мощности, балансу мощности по цилиндрам, относительной компрессии), стартера, генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, электропроводов, свечей зажигания, лямбда-датчика, форсунок системы впрыска бензиновых двигателей, дизельной топливной аппаратуры, измерять с помощью стробоскопа углы опережения зажигания для бензиновых двигателей и впрыска для дизельных двигателей.

По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, поскольку необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.

Универсальность компьютерных мотор-тестеров определяется их программным обеспечением. Многие из них работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows.

К недостаткам мотор-тестеров следует отнести то, что с их помощью трудно обнаружить непостоянные неисправности в сложных электронных системах, когда неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, функционально связанных с первой.

Бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами

Системы программного обеспечения автомобилей большинства ведущих стран мира начиная с 80-х годов XX в. обеспечиваются функцией считывания кодов неисправностей с помощью контрольной лампы, например Check engine — проверь двигатель. Это наиболее простой вид бортового диагностирования, которое заключается в условном присвоении ряду неисправностей электронной системы управления цифровых кодов. Эти коды при проявлении соответствующих им неисправностей заносятся в память электронного блока управления системой. После проведения определенных манипуляций данные коды могут отображаться контрольной лампочкой в виде ряда длинных и коротких импульсов. После визуального считывания импульсов их значение может быть расшифровано с помощью специальных таблиц.

Пример размещения индикатора Сheck engine

Рис. Пример размещения индикатора Сheck engine (позиция 1)

Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Считывание информации с такого программного обеспечения осуществляется с помощью специальных устройств — сканеров. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронного блока управления и интерпретируются специалистами сервиса.

Сканером, или сканирующим прибором, называют портативные компьютерные тестеры, служащие для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля.

Сканер, как правило, имеет небольшой по размеру жидкокристаллический дисплей, поэтому просматривать данные на нем, даже используя прокрутку кадра, не всегда удобно. Обычно имеется возможность подключения сканера к компьютеру через последовательный порт для передачи данных. Специальное программное обеспечение позволяет просматривать данные со сканера в табличном и графическом виде на мониторе компьютера, сохранять их, создавать базы данных по обслуживаемым автомобилям.

Программируемый сканер ДСТ-2М

Рис. Программируемый сканер ДСТ-2М (Россия) без персонального компьютера

Сканеры различаются своими функциональными возможностями и спектром тестируемых автомобилей.

Наиболее широкими возможностями обладают специализированные сканеры, используемые для диагностирования автомобилей только одной марки. Применение таких сканеров вследствие их узкой специализации ограничивается отдельными предприятиями автосервиса, обслуживающими автомобили конкретных моделей. Более широкое распространение получили сканеры, предназначенные для диагностирования систем впрыска и других механизмов, агрегатов и систем автомобилей различных моделей.

Имеются программы, позволяющие вводить непосредственно в компьютер информацию через последовательный порт с автомобильного диагностического разъема с помощью соответствующего соединительного кабеля. Персональный компьютер в таком случае выполняет функции сканера, его иногда так и называют — компьютерный сканер. При использовании персонального компьютера нет необходимости иметь комплект программных картриджей для различных систем и моделей, так как емкость жесткого диска компьютера позволяет хранить на нем все необходимые данные и программы.

Система самодиагностики транспортного средства в процессе его работы непрерывно сравнивает текущие величины сигналов с эталонными значениями в памяти электронного блока управления. Кроме того, она отслеживает реакцию исполнительных механизмов. Любые несоответствия параметров друг другу или эталонным значениям расцениваются как неисправность, каждой из которых присвоен свой код. Ранее системы управления могли определить и запомнить 10-15 кодов, современные системы хранят до нескольких сотен кодов, относящихся не только к двигателю, но и к автоматической коробке передач, антиблокировочной системе (АБС), подушкам безопасности, климат-контролю и т.д.

В некоторых блоках управления самодиагностика позволяет корректировать угол опережения зажигания, а на автомобилях без нейтрализатора — регулировать содержание оксида углерода в отработавших газах. Кроме того, на современных моделях сканеров реализовано так называемое тестовое диагностирование: входные сигналы подаются в определенный момент с последующей проверкой датчиков и реакции исполнительных элементов.

Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, он всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять их причины, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров.

По способу хранения информации аппаратные сканеры делятся на картриджные и программируемые. Для приведения картриджного сканера в рабочее состояние необходим картридж с диагностическим кабелем, соответствующим проверяемой модели автомобиля. Комплект такого сканера состоит из трех основных частей: самого сканера, сменных картриджей и соединительных кабелей, предназначенных для присоединения к диагностическому разъему проверяемого автомобиля. Каждый картридж предназначен для работы с блоком управления своего типа.

Картриджный сканер для диагностирования автомобилей одной или определенных марок

Рис. Картриджный сканер для диагностирования автомобилей одной или определенных марок

Указанного недостатка лишены программируемые сканеры. Их встроенную память (Flash-память) можно многократно перепрограммировать с помощью персонального компьютера. Устаревшие версии программного обеспечения можно обновить через интернет либо компакт-диск, поставляемый производителем транспортного средства или сканера. Такие сканеры хорошо приспособлены к эксплуатации в условиях автосервиса. Более того, они позволяют диагностировать системы движущегося автомобиля.

Более информативными являются сканеры, соединенные с персональным компьютером. Для согласования данных, получаемых компьютером с блока управления, используется адаптер.

Программируемый сканер с персональным компьютером

Рис. Программируемый сканер с персональным компьютером

В настоящее время наибольшее распространение получили сканеры KST-500 и KST-520 фирмы «Бош», используемые с персональным компьютером, а также сканеры ДСТ-2, ДСТ-10-Кф (Россия) и др.

Сканеры имеют несколько режимов работы. В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти блока управления на автомобиле. Режим «Параметры» позволяет оценить работу двигателя при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и т.д. Для просмотра изменения параметров работы двигателя в динамике предусмотрен режим «Сбор данных». Некоторые сканеры, например KST-520, для наблюдения за работой системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, т.е. позволяют наблюдать их визуально. Возможности сканеров при проверке системы впрыска конкретного автомобиля определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды неисправностей, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, могут приводить в действие некоторые исполнительные механизмы (форсунки, реле, соленоиды).

Сканер подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному блоку управления или электронной системе в целом.

До 2000 г. большинство автомобилей было оборудовано диагностическими разъемами, имеющими разное количество и расположение штырьков, что не позволяло применять универсальные сканеры для съема информации. Поэтому в 2000 г. большинством производителей транспортных средств был принят стандарт OBD-II по оборудованию электронных систем управления. Требования этого стандарта предусматривают:

  • стандартный диагностический разъем
  • стандартное размещение диагностического разъема
  • стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной бортовой системой диагностики
  • стандартный список кодов неисправностей
  • сохранение в памяти электронного блока управления кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр)
  • мониторинг бортовыми диагностическими средствами элементов, отказ которых может привести к увеличению объемов токсичных выбросов в окружающую среду
  • доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестирующим процедурам и т.д.
  • единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок

На рисунке показан 16-штырьковый диагностический разъем, являющийся стандартным на автомобилях, соответствующих требованиям OBD-II.

Стандартный диагностический разъем

Рис. Стандартный диагностический разъем

Диагностический разъем размещается в пассажирском салоне (обычно под приборной панелью) и обеспечивает доступ к системным данным. К такому разъему может быть подключен любой сканер.

Считывание диагностических кодов

Коды неисправностей могут быть считаны двумя способами. Первый (для уже уходящих в прошлое систем самодиагностики) — светодиодным пробником, подключаемым к диагностическому разъему, или с помощью контрольной диагностической лампы. Расшифровка кодов производится с использованием уже упоминавшихся таблиц, входящих в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Второй, современный, способ — получение кодов сканером. Как правило, эти приборы не только извлекают коды ошибок, но и расшифровывают их.

Для предупреждения водителя о неисправности электронной системы управления на панели приборов имеется контрольная лампа. После включения зажигания на исправном автомобиле лампа горит в течение 3…10 с, а затем должна погаснуть. Если лампа не гаснет, это свидетельствует о неисправности системы управления, и следует проверить эту систему по определенным кодам. По требованиям нормативных документов по безопасности движения некоторых стран, автомобиль, имеющий активные коды неисправности определенных электронных систем управления, не допускается к эксплуатации.

Коды неисправностей иногда условно делят на «медленные» и «быстрые».

Рассмотрим «медленные» коды. При обнаружении неисправности ее код заносится в память и на панели приборов включается соответствующая контрольная лампа. Выяснить, какой это код, можно одним из следующих способов (в зависимости от конкретного исполнения блока управления):

  1. считать информацию по светодиоду на корпусе блока управления, который периодически вспыхивает и гаснет
  2. соединить проводником определенные клеммы диагностического разъема или замкнуть определенную клемму разъема на «массу» и включить зажигание, после чего контрольная лампа начнет периодически мигать, передавая информацию о коде неисправности
  3. подключить светодиод или аналоговый вольтметр к определенным контактам диагностического разъема и по вспышкам светодиода (или колебаниям стрелки вольтметра) получить информацию о коде неисправности

Так как «медленные» коды предназначены для визуального считывания, частота их передачи очень низкая (около 1 Гц), объем передаваемой информации мал.

Коды обычно выдаются в виде повторяющихся последовательностей вспышек. Код содержит несколько цифр, смысловое значение которых затем расшифровывается по таблице неисправностей, входящей в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Длинными вспышками (1,5.2,5 с) передается старший (первый) разряд кода, короткими (0,5.0,6 с) — младший (второй) разряд.

Пример высвечивания кода 1-3-1-2, соответствующий неисправности электронной форсунки впрыска первого цилиндра двигателя Hyundai, приведен на рисунке:

Пример высвечивания кода неисправности

Рис. Пример высвечивания кода неисправности

После обнаружения неисправности она локализуется путем последовательной проверки тех элементов электронной системы управления, которые находятся в электрической цепи, отвечающей за генерирование считанного кода (датчиков, разъемов, проводки и т.д.).

«Медленные» коды просты, надежны, не требуют дорогостоящего диагностического оборудования, но малоинформативны.

«Быстрые коды» обеспечивают выборку из памяти электронного блока управления большого объема информации через последовательный интерфейс. Этот интерфейс и диагностический разъем используются как при проверке и настройке автомобиля на заводе-изготовителе, так и при диагностировании.

Одной из функций, реализуемых сканерами, является проверка сигнала датчика на рациональность, т.е. на соответствие требуемым (штатным) сигналам. Датчик может быть неисправен и посылать в блок управления неверную информацию. Если проверка сигнала датчика на рациональность в программе блока управления не предусмотрена, то в них управляющие алгоритмы реализуются с использованием неверной информации датчика. При этом будут неправильно рассчитаны важные выходные параметры, например угол опережения зажигания и длительность импульса отпирания форсунок, что приведет к ухудшению ездовых характеристик автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Однако пока в количественном выражении неверный сигнал с датчика будет в пределах нормы, никакие коды ошибок в память электронного блока не запишутся и неисправность никак не обозначится.

Для обнаружения неисправности реализуется функция отключения «подозрительного» датчика. Тогда электронный блок запишет в память код ошибки и изменит сигнал с датчика на расчетное (резервное) значение. Например, при отключении датчика массового расхода воздуха его сигнал заменяется резервным сигналом, рассчитанным по положению дроссельной заслонки и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если после отключения «подозрительного» датчика работа двигателя улучшится, это означает, что датчик неисправен.

В современных блоках управления по мере совершенствования программного обеспечения появляется возможность выявлять подобные неисправности. Это так называемая проверка на рациональность и правильное функционирование, которая реализуется в бортовых диагностических системах второго поколения (OBD-II). Она заключается в том, что текущие значения сигналов со всех датчиков постоянно проверяются на взаимооднозначное соответствие штатным сигналам для данного режима работы двигателя. Штатные значения сигналов хранятся в постоянной памяти микропроцессора электронного блока.

Для удобства измерения входных и выходных сигналов электронного блока управления применяют разветвитель сигналов. Он представляет собой комплект кабелей и разъемов, подключаемых между электронным блоком управления и жгутом проводов для доступа к входным и выходным сигналам. В состав разветвителя входит коммутационная панель для подключения контрольно-измерительных приборов к любой цепи жгута.

Разветвитель сигналов РС-2

Рис. Разветвитель сигналов РС-2 (Россия)

Работа отдельных датчиков может быть сымитирована специальным имитатором датчиков, например типа ИД-4. Он предназначен для имитации выходного напряжения потен- циометрических и резистивных датчиков электронной системы управления инжекторных двигателей. Данный имитатор позволяет имитировать сигнал датчика положения дроссельной заслонки, потенциометра регулировки содержания оксида углерода, датчиков давления во впускном коллекторе, атмосферного давления, массового расхода воздуха и других датчиков. Входящие в состав имитатора кабели позволяют подключаться к разъемам различных типов.

Имитатор датчиков ИД-4

Рис. Имитатор датчиков ИД-4 (Россия)

Удаление кодов неисправности

После ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля.

Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:

  1. Стирание кодов по команде со сканера, подключенного к диагностическому разъему. На некоторых автомобилях ранних моделей такая процедура невозможна, поскольку она не поддерживается блоком управления. Этот метод является наиболее предпочтительным и рекомендуемым производителями.
  2. Если нет сканера или электронный блок не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание блока путем извлечения соответствующего предохранителя. Вместе с кодами ошибок из памяти блока сотрется и информация для адаптивного управления.
  3. Отключение от «массы» шины аккумуляторной батареи. Следует иметь в виду, что в этом случае вместе с кодами стирается и прочая информация (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т.д.).

ustroistvo-avtomobilya.ru


Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта