Содержание
Рабочее напряжение аккумулятора автомобиля — номинальный рабочий уровень заряда АКБ, критический заряд аккумулятора авто
У каждого автомобильного аккумулятора единый нормированный показатель напряжения. Разберемся, в каких источниках постоянного тока он выше или ниже, чтобы сделать вывод о его состоянии. Слишком низкое напряжение аккумулятора говорит о снижении уровня его заряда и эффективности работы источника. Каким должно быть это значение, при котором батарея полностью заряжена или разряжена?
Нормированные значения
Нормальное напряжение у каждого типа батареи свое, зависит от технологии ее производства. В автомобилях используются АКБ следующих разновидностей, в зависимости от метода легирования электродов:
- Сурьмянистые, обе пластины легированы сурьмой, не более 6% от общего количества свинца в каждом контакте. В таких батареях напряжение электролиза составляет 12-12,5 В. То есть, их нужно заряжать меньшим напряжением, но большим током, чтобы потенциал не превышал данный уровень.
Иначе наступает процесс разрушения активной намазки, вещество осыпается, что необратимо.
- Гибридные батареи, одна пластина легирована сурьмой, вторая — кальцием. Напряжение электролиза АКБ находится на уровне 14-15 В.
- Кальциевая батарея должна заряжаться еще при более высоком напряжении на ее выводах, потому что гидролиз начинается при 15-16 вольтах.
У классического сурьмянистого автомобильного аккумулятора выше требования к напряжению заряда. Его потенциал имеет значение. Важно не допускать состояния, когда значение на аккумуляторе поднимется выше нормированного. При таком падении потенциалов начинается процесс разрушения активной пасты и свинцовых электродов.
Зависимость напряжения от уровня заряда
Как правило, проверка всех показателей АКБ выполняется на выключенном моторе и отсутствии зарядного тока. В таком состоянии потенциал должен быть на уровне 12,6-12,7 В. Чтобы любой аккумулятор авто работал нормально, у него должны быть циклы заряда и разряда, поэтому напряжение на аккумуляторе будет изменяться в определенных пределах. Если вы завели мотор и двигатель поработал всего 10-15 минут, то за это время источник не успеет полностью восполнить свой заряд от генератора. На его выводах будет меньше 12,6 В. Это указывает работу зарядной цепи через реле-стабилизатор тока. Если напряжение аккумулятора всегда занижено независимо от того, работает мотор или нет, то с ним есть проблемы. Скорее всего, низкий уровень электролита или большое внутреннее сопротивление.
Определить, полностью заряжен аккумулятор или нет, достаточно сложно. Мы можем только косвенно это выяснить по напряжению и конечным испытаниям. мы все полагаем, что при максимальном 12,6 В заряд должен быть 100%, но так ли это в реальности? Все же изучим таблицу зависимости напряжений, чтобы знать, какое оно может быть минимальное, и можно ли при таком значении его повысить?
Уровень заряда, %
|
Напряжение на клеммах АКБ, В
|
<10
|
10,5
|
20
|
11,58
|
40
|
11,9
|
60
|
12,2
|
80
|
12,42
|
100
|
12,6
|
Измерение напряжения на АКБ
Можно измерить самым простым мультиметром. Для этого необходимо включить его на предел измерения постоянного напряжения 20В. Щупы установлены в два рядом стоящих гнезда, черный в «COM» — это будет минус. Проводить измерения можно в любое время, но насколько они будут объективны, в этом нужно разобраться.
Исправный аккумулятор после работы двигателя в течение нескольких минут и тем более после 3-6 стартов подряд покажет заниженное напряжение. Если пришлось выполнить десяток заводок, то можно увидеть критический уровень заряда. Это не говорит о плохом состоянии батареи и ее срочной замене. Параметр нужно замерять правильно, то есть, соблюдать определенные требования.
Чтобы увидеть номинальный уровень напряжения на рабочем аккумуляторе, необходимо:
- Зарядить его полностью или в течение 5-7 часов 10%-током.
- Измерить напряжение аккумулятора сразу после зарядки и запомнить это значение.
- Оставить источник питания в покое, в теплом месте при +20 градусах на 6-12 часов.
- Произвести очередное измерение напряжение аккумулятора автомобиля.
Сразу после отключения зарядного устройства нормальное значение на клеммах АКБ составляет 12,7 В, если речь идет о классических сурьмянистых. На выводах гибридных батарей оно сразу будет приближаться с 14 В, а для кCa/Ca — к 15 вольтам, но с течением времени оно упадет на номинальный уровень 12,6 В.
Важно. Вспомним, что аккумуляторный источник питания обладает саморазрядом. Это свойство есть во всех батареях без исключения, даже у литиевых и железо-фосфатных. Связан процесс с химической реакцией, протекающей внутри него. Нормальный новый источник тока без подключения нагрузки разряжается за сутки на 0,3-0,5%, то есть в состоянии хранения при температуре +15 градусов напряжение упадет на 0,1 вольта только через 40-50 суток. Это будет говорить о потере 10% заряда.
Измерение под нагрузкой
Для получения более объективных данных о состоянии заряда на рабочем АКБ, нужно произвести измерение показателя напряжения под нагрузкой. Как это сделать? Можно выполнить измерение двумя способами:
- Воспользоваться нагрузочной вилкой.
- Подключить лампу накаливания и померить тестером.
В первом случае прибор нужно подключить к клеммам аккумулятора и выждать 5-7 секунд. Напряжение по шкале не должно упасть ниже 10 В, так как к источнику подведена большая нагрузка. Во втором случае на выводы подключают лампу мощностью 50-60 Вт и засекают время 8-10 часов. За этот интервал батарея не должна разрядиться ниже напряжения 10 В. Процесс измерения напряжения аккумулятора на машине прост, но лучше проводить его чаще. Если параметр будет занижен, то есть проблемы с источником или электрикой авто. Часто выявляется большой ток утечки в бортовой цепи, что также сильно влияет на заряд батареи.
Статью подготовил:
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Проверка аккумулятора автомобиля — способы проверки емкости аккумулятора
Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.
Способы проверки аккумулятора
Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
Существует несколько способов проверки состояния АКБ:
- с помощью индикатора;
- с использованием мультиметра;
- нагрузочной вилкой;
- зарядным устройством.
Проверка по индикатору
Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:
- зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
- белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
- черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.
На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.
Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:
- Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
- Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
- Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
- Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
- Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), В | Уровень заряженности АКБ, % |
12.6 Вольт и больше | 100% |
12.5 — 12.3 Вольт | 75% — 50% |
12,1-11.7 Вольт и меньше | 25% — 0% |
Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.
Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:
- Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
- Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), В | Уровень заряженности АКБ, % |
10,2 Вольт и больше | 100% |
9.![]() | 75% — 50% |
8,4-7,8 Вольт | 25 — 0% |
При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.
Применение зарядного устройства при проверке АКБ
Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.
Проверка электролита в аккумуляторе
Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.
Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.
Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.
Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?
Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.
Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!
Инструкции по тестированию автомобильного аккумулятора
В этой статье содержится:
Согласно последним исследованиям Немецкого автомобильного клуба ADAC, в 2022 году около 46% поломок были связаны с аккумулятором. К причинам этого относится повышенная электрификация транспортных средств. В наши дни к аккумулятору предъявляются повышенные требования – до 150 потребителей электроэнергии и автоматическая система старт-стоп в современных автомобилях требуют достаточной мощности. Поэтому рекомендуется проводить регулярную проверку аккумуляторной батареи в специализированной мастерской, чтобы обнаружить неизбежный выход из строя аккумуляторной батареи до того, как произойдет ее окончательный выход из строя.
Правильная проверка состояния батареи в специализированных мастерских
Основные принципы:
Проверка обычной жидкостной батареи:
подходит для проверки обычного автомобильного аккумулятора. В идеальном случае мультиметром измеряется напряжение холостого хода около 12,8 В. Если напряжение падает ниже 12,4 В, аккумулятор следует зарядить как можно скорее. Постоянный низкий заряд повреждает батарею из-за сульфатации.
Так как основная нагрузка на обычную стартерную батарею приходится на процесс пуска и https://batteryworld.varta-automotive.com/en-gb/battery-glossary после зарядки генератором не происходит дальнейшего разряда, холодный пуск ток в данном случае имеет решающее значение. Из-за старения и износа способность батареи выдавать большие токи постепенно снижается. Кроме того, чем ниже заряд (определяется путем измерения напряжения холостого хода), тем ниже возможный ток, который может быть подан в процессе запуска.
Проверка аккумуляторной батареи Start-Stop:
При проверке аккумуляторной батареи Start-Stop проверяется не только состояние заряда (также известное как «SOC»), но также состояние работоспособности («SOH») аккумулятора. батарея важна.
В то время как SOC можно просто определить с помощью измерения напряжения, для проверки SOH требуется сложная процедура тестирования, чтобы сделать надежное заключение о состоянии батареи. Помимо прочего, при определении SOH учитываются способность к холодному пуску (CCA), остаточная емкость (Ач) и прием заряда (CA).
Так же, как автомобильные технологии продолжали развиваться на протяжении многих лет, аккумуляторы с новыми технологиями, такими как AGM или EFB, также получили дальнейшее развитие. Для получения надежных результатов испытаний, особенно в отношении SOH, важно использовать современные испытательные устройства, адаптированные к новым технологиям аккумуляторов.
Поэтапное тестирование аккумулятора:
(обратите внимание на информацию производителя устройства. )
- сопротивление. В принципе: Подсоедините красный кабель к положительной клемме, а черный кабель к отрицательной клемме. Последовательность подключения и отключения не имеет значения.
Для подключения тестера к аккумулятору, расположенному в багажнике или салоне автомобиля, необходимо использовать клеммы аккумуляторной батареи, расположенные там, а не контакты помощи при трогании с места в моторном отсеке, так как сопротивление кабеля, проложенного в автомобиле повлияет на измерение. - Для подключения тестера к аккумулятору, расположенному в багажнике или салоне. Подключайте к клеммам аккумуляторной батареи, а не к контактам облегчения запуска в моторном отсеке, так как сопротивление кабеля, установленного в автомобиле, будет влиять на измерение.
- Установите тестер батареи на правильный тип батареи: стартерная батарея, гелевая батарея, батарея EFB или AGM. Устройство использует разные алгоритмы тестирования для каждого типа батареи, поэтому неправильная настройка приведет к неправильному значению измерения.
Кроме того, для некоторых испытательных устройств важно знать, проводится ли испытание на аккумуляторе, установленном в транспортном средстве, или же оно находится вне транспортного средства.
- Введите в устройство заявленный ток холодного пуска аккумулятора, включая используемый метод измерения. Распространенными стандартами являются DIN, EN, IEC, JIS и SAE. Подробности стандарта тестирования можно найти после сведений о токе холодного пуска на этикетке аккумулятора.
- Затем устройство для тестирования автоматически выполняет тест и предоставляет результат.
Правильная интерпретация результатов испытаний? Как это сделать!
Кстати…
Для получения корректных результатов при измерении электропроводности незадолго до измерения необходимо включить потребитель, например фару. Это устраняет любое поверхностное натяжение перед измерением.
Руководство по тестированию аккумулятора (скачать PDF)
Как проверить автомобильный аккумулятор — все, что вам нужно знать »Way Blog
Делитесь любовью
У вас возникли проблемы с аккумулятором вашего автомобиля? Сомневаетесь, стоит ли покупать новый аккумулятор или генератор? Воспользуйтесь нашим исчерпывающим руководством о том, как проверить автомобильный аккумулятор, чтобы лучше понять проблему. Продолжайте читать, чтобы узнать больше.
Как узнать, что аккумулятор моего автомобиля разрядился?
Ниже приведены признаки и симптомы, указывающие на неисправность автомобильного аккумулятора:
Горящий индикатор аккумулятора: Это классический признак проблем с аккумулятором автомобиля. Если вы обнаружите, что индикатор аккумулятора на приборной панели горит, как можно скорее проверьте аккумулятор.
Пуск двигателя: Если вы замечаете, что двигатель проворачивается при запуске автомобиля, часто это происходит из-за плохой аккумуляторной батареи.
Частые пуски от прыжка: Часто заводится автомобиль от прыжка? Возможно, пришло время проверить аккумулятор и оценить его исправность.
Тусклый свет: Если свет в вашем автомобиле тусклее, чем обычно, это может быть связано с низким зарядом аккумулятора. Сначала осмотрите фары. Если они в хорошем состоянии, проверьте батарею.
Автомобиль не заводится: Это не высшая математика: разряженный аккумулятор означает, что ваш автомобиль не заводится.
Как проверить автомобильный аккумулятор с помощью вольтметра
Шаг 1
Выключите зажигание и снимите крышку положительной клеммы аккумулятора.
Шаг 2
Теперь подключите положительный провод вольтметра (обычно он красного цвета) к положительному выводу аккумулятора.
Шаг 3
Аналогичным образом подсоедините отрицательную клемму аккумулятора к отрицательной клемме вольтметра.
Шаг 4
После успешного подключения положительного и отрицательного проводов проверьте показания вольтметра.
Шаг 5
Показание должно находиться в пределах от 12,4 В до 12,7 В, если аккумулятор находится в хорошем состоянии. Однако показание ниже 12,4 В означает, что аккумулятор необходимо зарядить.
Если показание ниже 12,2 В, аккумулятор необходимо подзарядить — медленно зарядить — и проверить еще раз. С другой стороны, если показание выше 12,9вольт, это означает, что у вас чрезмерный заряд. Чтобы убрать лишний заряд, включите дальний свет.
Как проверить автомобильный аккумулятор с помощью мультиметра
Шаг 1
Во-первых, включите фары, чтобы снять поверхностный заряд. Через несколько минут выключите свет.
Шаг 2
Теперь установите мультиметр на 15–20 вольт.
Шаг 3
Подсоедините положительную и отрицательную клеммы аккумулятора к мультиметру.
Шаг 4
Проверьте показания мультиметра. Если показания не находятся в пределах от 12,4 до 12,7 вольт, это означает, что у вас неисправный аккумулятор.
Шаг 5
Далее заводим машину и проверяем напряжение. Если он падает ниже пяти во время работы автомобиля, это означает, что вам нужно заменить автомобильный аккумулятор в ближайшее время.
Часто задаваемые вопросы
Каков срок службы автомобильного аккумулятора?
Срок службы аккумулятора зависит от состояния автомобиля и от того, насколько тщательно вы за ним ухаживаете.