Коробка-вариатор: принцип работы, преимущества и недостатки. Акпп работает как вариатор
особенности эксплуатации и вождения автомобиля, правила, рекомендации и советы с видео
Бесступечнатые вариаторные КПП обеспечивают плавное переключение скоростей и не имеют фиксированных первой, второй или пятой передач. С принципами езды на автомобилях с CVT водители познакомились относительно недавно. Поэтому следует узнать, как правильно ездить на вариаторе и каких ошибок нельзя допускать при эксплуатации коробки передач.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Режимы вариатора
Сначала разберем основные режимы работы вариаторной коробки автомат.
Движение вперед
На вариаторной трансмиссии движение вперед обозначается символом D. Этот режим считается основным в работе коробки передач, для его активации селектор переводится в положение D. Вариаторная трансмиссия во время езды автоматически изменяет передаточное число, основываясь на оборотах силового агрегата. Управляющий модуль коробки передач будет производить мониторинг работы агрегата и мотора машины для обеспечения максимальной эффективности работы устройств.
Движение задним ходом
Для активации этого режима селектор коробки передач переводится в положение R. Конструктивные особенности трансмиссионного агрегата: в КПП отсутствует задний ход ведомого вала, который передает вращение на колеса автомобиля. Поэтому агрегат оборудуется дополнительными узлами и механизмами, которые включаются в работу при активации режима R. Чтобы не допустить появления неисправностей, рычаг коробки передач допускается переводить в этом положение после того, как машина полностью остановится. В зависимости от типа авто, для переключения селектора в режим R необходимо дополнительно нажать на специальную кнопку. Сделать это можно только после полной остановки транспортного средства.
Вариаторная коробка передач
«Нейтралка»
Нейтральная передача обозначается буквой N. Если включить селектор коробки в этом положении, то двигатель автоматически отключается от КПП. Использование нейтральной скорости допускается при езде в условиях пробок и длительном простое автомобиля. Также режим нейтральной передачи применяется для запуска автомобильного двигателя, но включать нейтраль при кратковременной остановке нельзя.
Парковка
Режим паркинга на вариаторных КПП обозначается буквой P. Когда водитель переводит селектор в это положение, специальный штифт блокирует ведомый вал трансмиссии. Это позволяет предотвратить вероятность самопроизвольной езды машины. Использование режима парковки допускается при полной остановке машины, когда авто ставится на стоянку. В большинстве авто для активации положения паркинга надо нажать на педаль тормоза и поднять ручник. Это своеобразная защита. Чтобы отключить этот режим, надо выполнить аналогичные действия в обратной последовательности.
Ручное управление
Для ручного переключения скоростей используется специальная выемка на корпусе коробки в салоне с символами «+» и «-». Как таковых передач в вариаторной трансмиссии не имеется, поэтому для удобства используется ручной режим. Вариаторная коробка передач самостоятельно изменяет передаточное число, что имитирует работу ступенчатой трансмиссии. Водитель может менять крутящий момент двигателя во время движения, переключая режимы, но по факту это только условное переключение скоростей.
Добиться полного соответствия функционирования вариаторной трансмиссии и механической коробки не получится, поскольку управляющий модуль следит за оборотами силового агрегата. Когда нужно, он самостоятельно меняет передаточное число. Это делается для предотвращения воздействия повышенных нагрузок на агрегат.
Схема изменения положения роликов при увеличении и уменьшении оборотов
Дополнительные режимы
Вариаторные коробки передач в большинстве современных автомобилей имеют дополнительные режимы работы трансмиссии:
- Спортивный режим (S). При его активации обеспечивается большая маневренность транспортного средства и более стремительный пуск, когда водитель жмет на газ. Такое положение актуально использовать при эксплуатации авто в интенсивном режиме работы. Но проблема в том, что вариаторные агрегаты изменяют передаточное число значительно медленнее. Благодаря этому обеспечивается хорошая тяга при повышении количества оборотов ДВС.
- Экономный режим (E). Такое положение — противоположность спортивному режиму. Управляющий модуль после активации настраивает коробку передач таким образом, что силовой агрегат начинает максимально взаимодействовать с КПП. Это обеспечивает минимальное потребление горючего машиной. Разумеется, по сравнению с механикой, вариаторные КПП работают менее экономично.
- Сложные условия использования (L). Если водитель включает рычаг КПП в это положение, то коробка обеспечивает наибольшее передаточное число, что способствует увеличению мощности ДВС. Использование этого режима актуально при езде по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.
Уход и эксплуатация
Какие правила езды надо учитывать, чтобы правильно эксплуатировать вариаторную КПП, мы расскажем ниже. Для начинающих водителей секреты правильной эксплуатации указываются в сервисной книжке. Рекомендуем ознакомиться с техническим мануалом к машине, чтобы не допустить ошибок при использовании.
Трансмиссионное масло
Всегда следите за объемом смазки, а также за ее состоянием в коробке передач. Следите за уровнем смазки, потому что важно его соответствие норме. Если объем расходного материала будет недостаточным, масло не сможет эффективно смазать трущиеся детали и компоненты коробки передач CVT. В результате это приведет к их быстрому износу и выходу из строя.
Вариаторные трансмиссии чувствительны к использованию некачественного масла. Заливайте в агрегат продукты от проверенных изготовителей, а перед заменой жидкости обязательно прочитайте сервисную книжку по эксплуатации. В ней указаны все советы по выбору стандартов и спецификаций, которым должен соответствовать расходный материал, конечно, если его замена предусмотрена производителем машины. В случае когда эти требования не соблюдаются, в будущем такая эксплуатация приведет к дорогостоящему ремонту.
Если в инструкции не указываются рекомендации по выбору смазки, свяжитесь с дилерским представительством. Менять смазку надо только на специализированных станциях. Конструктивные особенности и характеристики вариаторов таковы, что самостоятельно поменять расходный материал очень сложно.
Канал AnTiNooB Stream / Live опубликовал урок, в котором подробно описываются все нюансы эксплуатации вариаторной КПП.
Резкие нагрузки
Вариаторные трансмиссии не терпят высоких нагрузок. Сильные нагрузки на коробку передач приведет к появлению неисправностей в работе КПП. В случае когда вам надо быстро разогнаться, особенно зимой, рекомендуем сначала прогреть КПП до рабочей температуры. Если прогрелся двигатель, еще не значит, что прогрелось масло в коробке передач. ДВС и КПП используют одну систему охлаждения, но поскольку коробка находится дальше от мотора, для ее нагрева требуется больше времени. Из-за того, что смазочный материал холодный, он не может пройти по всем каналам системы и смазать все трущиеся механизмы. В течение определенного времени, пока КПП не прогреется, эти детали будут функционировать без смазки.
Как начать движение?
Когда машина какое-то время стоит на стоянке, смазочный материал стекает в поддон картера трансмиссии. В холодное время года вязкость расходного вещества становится более высокой, поэтому когда вы запускаете двигатель в мороз, не надо сразу начинать движение. Подождите какое-то время (не менее трех минут), чтобы жидкость прошла по всем каналам. Некоторые производители для более быстрого прогрева смазки рекомендуют включить по очереди все режимы работы коробки передач, задержавшись на каждом из них на несколько секунд. Мы советуем делать так только в том случае, если эти рекомендации указаны в сервисном мануале.
Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
При вождении машины с CVT учитывайте, то такие коробки передач чувствительно реагируют на увеличение оборотов силового агрегата. Поначалу водитель повышает их количество нажатием на педаль газа. Затем, в соответствии с выбранным режимом, трансмиссия будет автоматически подбирать обороты для оптимальной работы. Но на подбор потребуется определенное время. Если вы совершаете маневр во время езды, то учитывайте этот фактор в первую очередь. Сначала увеличьте обороты мотора, а затем выполняйте маневр. Это касается и вхождения в поворот: водителю надо жать на газ в момент, когда только начинает поворачиваться руль.
Из ролика, опубликованного пользователем AlexKolmak, вы сможете узнать об устройстве вариаторной коробки передач.
Транспортировка и буксирование
Буксировка на машине с вариаторной коробкой, как и пробуксовка, не допускаются. В противном случае эти действия приведут к быстрому износу трансмиссии или она полностью выйдет из строя. Если производитель авто допускает буксировку, то обязательно уточните этот момент, изучив правила эксплуатации. Но мы не рекомендуем этого делать, поскольку на практике происходят случаи, когда транспортировка других машин приводит к поломке трансмиссии, особенно если речь идет об агрегатах с большим пробегом. Лучше вызвать эвакуатор и заплатить больше, чем потом переплачивать за ремонт. Если неисправен мотор, буксировка допускается только в том случае, когда будут отсоединены полуоси от ведущих колес.
Нельзя использовать машину с вариатором в качестве тянущего автомобиля. Допускается взять на буксир только один прицеп, вес которого не превышает допустимые нормы. Более точная информация касательно грузоподъемности и расстояния, на которое можно буксировать прицеп, указывается в сервисной книжке к машине.
Бездорожье
Вариаторные коробки передач в целом не приспособлены для регулярной эксплуатации в условиях бездорожья. Даже если вы владелец кроссовера или внедорожника, надо учитывать этот факт. Такие машины считаются паркетниками. Вы можете легко повредить трансмиссию, попав на выступ или ухаб. Если произойдет механическое повреждение агрегата, последствия могут быть серьезными: начиная от утечки смазки и заканчивая поломкой составляющих элементов. В обоих случаях автовладельцу предстоит непростой и дорогостоящий ремонт. Управлять машиной с CVT при езде по бездорожью надо аккуратно.
Не допускается и пробуксовка, поскольку она приводит к быстрому износу КПП. Если вы застряли в грязи или в сугробе, то не надо попытаться покинуть препятствие самостоятельно. Если вы будете часто переключаться между режимами D и R, это приведет к быстрому износу шлицевых соединений. Из строя могут выйти шестеренки.
Принцип работы вариаторной трансмиссии показан на ролике, опубликованном Сергеем Ивановым.
Функционирование датчиков
Работа датчиков определяет правильность функционирования вариаторной КПП в целом. Чтобы машина могла работать экономно, все контроллеры должны быть исправны. К неполадкам в работе вариаторной трансмиссии может привести поломка датчика скорости. Если этот элемент ломается, управляющий модуль переводит КПП в аварийное положение, что приводит к экстренному торможению двигателя. Такая проблема приведет к деформации ремешка КПП, иногда этот элемент разрывается, что часто происходит при езде на повышенной передаче. Надо следить за рабочим состоянием контроллера уровня масла в коробке передач, датчика давления и других деталей.
Плюсы и минусы CVT
Достоинства вариаторных коробок передач:
- Такие трансмиссии обычно работают без рывков и толчков. Они позволяют быстрее разогнать автомобиль благодаря упрощенному управлению.
- Машина с вариатором вряд ли заглохнет на светофоре или в пробке, поскольку такие авто плавно трогаются с места.
- Экономичность топлива по сравнению с классическими коробками-автомат.
- Вариаторные коробки передач сравнительно экологичные агрегаты. Такие системы не выпускают в окружающую среду столько ядовитых веществ, сколько традиционные АКПП и МКПП.
Недостатки:
- Чувствительность коробки передач к неправильной эксплуатации. При езде на высоких оборотах возможен выход из строя составных элементов коробки.
- Необходимость периодической обработки клиновидного ремня специальным средством. Найти такую жидкость в мегаполисе не проблема, а вот в небольших городах и поселках поиск может вызвать сложности.
Выводы
Подытожим:
- Вариаторы не терпят больших нагрузок. Поэтому «лихачить» на машинах с такими КПП не допускается. Иначе это приведет к поломке агрегата.
- Лучше всего использовать машину в условиях города, а не по бездорожью. Так вы сможете оценить все преимущества бесступенчатой коробки передач.
- Не начинайте движение, пока трансмиссия не прогреется и смазка не станет менее вязкой.
- Всегда следите за уровнем смазочного материала в коробке передач и за рабочим состоянием датчиков.
Видео «Как правильно разобрать вариаторную коробку передач?»
На примере автомобиля Ауди канал «Скорая помощь вашему агрегату» в своем ролике предлагает ознакомиться с процессом разбора агрегата своими руками.
autodvig.com
Как ездить на вариаторе
Становящиеся все более популярными вариаторные коробки на автомобилях имеют одну из важнейших особенностей – бесступенчатая смена крутящего момента, то есть водителю не требуется переключать самостоятельно передачи, как это делается на авто с МКПП, или ощущать небольшие рывки при смене передачи, которые бывают у авто с АКПП.
Что касается самого управления вариатором, то оно практически не отличается от управления коробкой-автоматом, но особенность бесступенчатой смены момента вносит свои коррективы в управление. Есть определенные нюансы, которые следует учитывать при управлении автомобилем с вариаторной коробкой передач.
Общая инструкция по управлению вариатором достаточно проста: чтобы начать движение нужно всего лишь перевести селектор КПП, который пришел на смену рычагу МКПП, и нажимая на педаль газа, начать движение. Во время движения, если не выбран ручной режим управления, никаких действий с селектором выполнять больше не надо.
Режимы вариатора
Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.
Движение вперед
«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.
Движение задним ходом
«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.
Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.
Нейталь
«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.
Парковка
«P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.
Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.
Ручное управление
«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.
Дополнительные режимы
Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.
«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.
«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.
«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.
Нюансы пользования вариатором
Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.
Начало движения
При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках. При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.
Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.
При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.
То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.
Транспортировка
Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.
Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».
Буксирование
Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.
okorobke.ru
Как пользоваться вариатором?
Ещё лет семь тому назад мало кто из автомобилистов нашей страны, да и близлежащих территорий, имел представление о том, что такое вариаторная коробка передач и в чём её отличие от традиционной «механики» и уже привычного «автомата». Но уже на сегодняшний день, наверное, каждый производитель имеет в своём модельном ряду транспортные средства с такой коробкой передач.
В силу своего новаторского веяния, вариатор ещё не полностью познан каждым автомобилистом. Не так много водителей знают, как правильно ездить на вариаторе, понимают все тонкости его эксплуатации, а также могут оценить все преимущества и недостатки данной коробки.
Принцип работы вариатора
Вариатор является автомобильным узлом или агрегатом с внешним управлением, который автоматически изменяет передаточное число, выбирает оптимальные значения в зависимости от нагрузки силового агрегата и его оборотов. В результате мощность мотора используется с максимально возможной эффективностью. В разного рода технике подобные конструкции многих разновидностей можно встретить достаточно часто.
В автомобилестроении же применяются только два вида вариаторных механизмов: тороидные и клиноременные. В чём же заключается принцип работы вариатора как достаточно нового трансмиссионного механизма?
Вариаторы клиноременного типа известны уже давно. Главными деталями такой коробки передач являются раздвижные шкивы, которые соединены между собой ремнём с сечением трапецеидальной формы. Когда половинки шкива сдвигаются друг с другом, происходит выталкивание наружу ремня. Радиус шкива в результате этого увеличивается, а вместе с ним и возрастает передаточное отношение.
Когда половины, наоборот, начинают отдаляться друг от друга, ремень падает вглубь и работает по меньшему радиусу, что позволяет уменьшать передаточное отношение. Прямая передача получается в том случае, когда оба шкива находятся в промежуточном положении.
Разные автомобильные бренды разработали свои разновидности вариаторов на клиноременной основе. Например, Audi в своей трансмиссии использует цепи, а Honda – ремни из металлических пластин. Но принцип работы вариатора от этого никоим образом не меняется. Шкивы функционируют под командованием электронного блока управления: электронные системы, сервоприводы и датчики.
Тороидный вариатор отличается от клиновидного. Здесь конструкция состоит из соосных дисков и роликов, которые и передают момент между ними. Изменение передаточного числа происходит за счёт смены положения роликов и их радиусов, по которым диски и обкатываются. Всё усилие передаётся на пятно контакта, поэтому для поворота роликов применяются специальные устройства, которые преодолевают прижимную силу ролика по отношению к диску.
Например, вариатор от компании Nissan оборудован системой с прецизионным гидравлическим механизмом, управляющимся электроникой. Данная система перемещает на микронные доли обоймы с роликами, в результате чего те сами вращаются из-за сдвига относительно дисковой оси.
Благодаря постоянно развивающемуся техническому прогрессу в сфере электроники, вариаторы всё больше усовершенствуются и широко распространяются на автомобильном транспорте. Их «ахиллесовой пятой» по прежнему остаются ремни и пятна контактов дисков с роликами, которые пока не выдерживают сильных нагрузок при работе с высокомощными силовыми агрегатами. На сегодняшний день рекордным являются 220 л.с. при 300 Нм для клиноременных вариаторов и 240 л.с. и 310 Нм для тороидных.
Если провести сравнительную параллель между вариаторной коробкой и автоматом, то первая окажется более совершенным механизмом. Вариатор предоставляет лучшую динамику разгона, меньший топливный расход и плавную езду. По словам специалистов, в недалёком будущем такие коробки передач вытеснят привычные нам механику и автомат.
Как правильно пользоваться вариатором?
Общей чертой, роднящей автомобили с вариатором и автоматом в классическом его проявлении, является отсутствие педали сцепления. Отличаются же они конструктивно и своими принципами работы. В вариаторе передаточные числа изменяются плавно и бесступенчато благодаря изменению диаметров ведущего и ведомого дисков. При такой конструкции утопленная в пол гашетка выводит силовой агрегат на высокие обороты на протяжении всего разгона, в результате чего автомобиль разгоняется существенно быстрее, не затрачивая время на переключение передач.
Чтобы разобраться детальнее в том, как правильно пользоваться вариатором, предлагаем рассмотреть его режимы. Они практически идентичны с классическим автоматом.
• “P” – паркинг. Применяется в случаях, когда автомобиль приезжает к месту длительной остановки. В данном режиме все управляющие элементы блокируются. С этого же режима запускается мотор.
• “D” – драйв, движение. Режим, при котором автомобиль движется как обычно, плавно переключая передачи.
• “N” – нейтраль. Используется, по большей части, во время остановок на наклонной поверхности. Для этого необходимо остановить автомобиль педалью тормоза, перевести рычаг в данный режим, активировать ручник, отпустить тормоз и снова его выжать. Только после этих манипуляций можно переводить рычаг вариатора в положение парковки.
Данная последовательность действий обусловлена тем, что у вариаторной коробки во время парковки блокируются не колёса, а вал в самой КПП. Делается это тонким штырём, который легко может сломаться при неаккуратной парковке на недопустимой скорости.
• “L” – low (с англ. низкий). В данном режиме силовой агрегат работает на высоких оборотах с максимальной реализацией эффекта торможения мотором. Данный режим необходим только в сложных дорожных условиях или при буксировке. Данный режим можно сравнить с первой передачей на механической коробке передач.
• “S” – спортивный режим. Тут двигатель использует весь свой потенциал в конкретной случившейся ситуации. Подходит для тех, кто любит полихачить и постартовать со светофоров.
• “E” – экономичный. Полная противоположность спортивного, антипод со спокойным движением и минимальным топливным расходом.
Так же, как и классический автомат, вариаторную коробку нужно «баловать» частой заменой трансмиссионного масла. Данный же расходный материал для вариатора относится к отдельной группе. Такие масла смазывают трущиеся поверхности и в то же время предотвращают их проскальзывание. Что сразу смущает, так это то, как один материал вмещает в себе столь противоречивые свойства? А вот такой оксюморон и ставит масла для ВКПП на отдельную уникальную нишу.
Несмотря на свои специфические свойства, такое масло стоит достаточно приемлемо. Если вовремя не произвести замену масла или не долить его до необходимого уровня, то спустя какое-то время ремень начнёт проскальзывать по дискам, тем самым уничтожая их.
Плюсы и минусы использования вариатора
1. Автомобиль с вариаторной коробкой передач очень плавно разгоняется без каких-либо скачков и рывков.
2. С вариатором время, затрачиваемое на разгон автомобиля, сводится к минимуму, ведь здесь нет такого понятия как ступени передач.
3. Автомобиль с вариатором движется плавно, не скатывается на склонах, не глохнет на светофорах и пробках.
4. Таким автомобилем легко управлять, так как в нём есть всего две педали. Да и зачем сцепление здесь, когда коробка вовсе бесступенчатая.
5. Даже на высоких оборотах вариатор почти бесшумный.
6. Благодаря плавному ходу и динамичному разгону вариатор расходует меньше топлива, чем привычные нам коробки передач.
7. Вариатор выпускает в атмосферу намного меньше вредных веществ, в отличие от своих собратьев – автомата и механики.
Наряду с преимуществами вариатор имеет и свои недостатки, которые могут стоить водителю больших хлопот.
1. Автомобиль с бесступенчатой трансмиссией не может длительное время двигаться с максимальной мощностью и на высоких оборотах
2. Вариатор требует пристального внимания. Менять масла и фильтры придется довольно часто, как минимум один раз на каждые 30 000 километров.
3. В вариатор необходимо заливать специальную жидкость, которая влияет непосредственно на работу самого ремня. Стоит она недешево и в настоящее время ее не так-то просто приобрести.
4. Грубая эксплуатация (резкие движения, экстренное торможение) может способствовать быстрой поломке вариатора.
5. Бесступенчатую КПП можно устанавливать только на легковые автомобили мощностью до 220 лошадиных сил.
6. Ремонт вариатора может обойтись несколько дороже того же автомата. К тому же, найти в наших реалиях специализированные СТО и опытных мастеров, которые бы разбирались в устройстве вариатора, довольно сложно.
7. Если хотя бы один из датчиков выйдет из строя, это может негативно отразиться на работе всей КПП.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
АКПП Вариатор. Краткий обзор. - Рулевой.kz
Вариатор. Коробка переключения передач типа Вариатор - голландская идея, выращенная заботливыми японскими руками. Этот вид АКПП - самый простой из числа автоматических. Она представляет собой ведущий и ведомый валы, на которые надеты раздвижные шкивы. Между шкивами натянут ремень или цепь.
Раздвигая или сдвигая шкивы, меняем диаметры вращения ремня (цепи) и, соответственно, передаточное отношение. Попробуйте так же, в двух - трех предложениях, объяснить устройство и принцип работы гидромеханического автомата! Роль сцепления в вариаторах исполняет пакет фрикционов или гидротрансформатор. А для управления всем этим "хозяйством" предназначен отдельный электронный блок, взаимодействующий с контроллером двигателя. Этот блок имеет собственную систему самодиагностики, которая в случае неисправности вариатора переведет его в аварийный режим работы, а на приборной панели зажжется предупредительный сигнал.Простота - залог надежности.
Почему же у нас до сих пор многие с недоверием относятся к вариатору? Скорее всего, это вызвано двумя причинами: непониманием назначения вариатора и недостаточным уровнем сервиса, включая трудности в обеспечении запасными частями, а также их дороговизну. Вариатор, как уже упоминалось, получил "путевку в жизнь" в Японии. И создавался он прежде всего для японского стиля езды: спокойное, размеренное движение по хорошим дорогам. Поэтому человек, предпочитающий "спортивный" стиль вождения, останется недовольным вариатором. К его мнению присоединится и любитель внедорожных вылазок. В угоду любителям вручную управлять коробкой вариаторы снабдили "виртуальными передачами". В этих режимах шкивы удерживаются в заданных фиксированных положениях. Какие же правила надо соблюдать, чтобы вариатор верно прослужил вам весь отведенный срок?Ресурс работы вариатора достигает 200 тысяч километров пробега (причем на новых моделях он постоянно увеличивается). В этом случае ремень приходит в негодность в результате естественного износа и старения. Раньше времени ремень может разрушиться вследствие систематических резких разгонов, буксования в грязи или в песке, о чем писалось выше. В этом случае лента, на которую набраны пластины, вытягивается, а зазоры между ними увеличиваются. Усилия сжатия шкивов высокие, поэтому болтающиеся пластины выдавливаются. Машину с рассыпавшимся ремнем буксировать категорически запрещено, иначе его пластины выведут из строя шкивы и шестерни.При плавном разгоне машина дергается? Это, опять же, последствия резких стартов, из-за чего на шкивах образовались бороздки и задиры. При резком разгоне "дерганье" незаметно, а вот при неторопливом ремень "закусывает". Если покупаете подержанный автомобиль с вариатором, таким образом можно определить неисправность. Шкивы и ремень при ремонте меняют комплектом.Избегайте не только "рваной", но и систематической езды на высокой скорости. Это приводит к быстрому износу подшипников валов, о чем будет свидетельствовать их гул. Ремень может выйти из строя и при движении на небольших скоростях. Например, если двигаясь задним ходом, удариться колесами о бордюр. Ремень получит резкий удар в направлении, противоположном вращению.Но бывает и так, что в разрушении ремня вины владельца нет. Наиболее частая причина - выход из строя датчика скорости при движении на высокой скорости. Система самодиагностики переведет вариатор в аварийный режим - сдвинет шкивы в среднее положение. В результате автомобиль резко затормаживается, а ремень испытывает резко увеличивающиеся нагрузки. Хорошо, если датчик откажет при средней скорости движения! Из сказанного совет покупателям подержанного автомобиля с вариатором: лучше после покупки сразу замените датчик на новый. Тем более операция эта несложная - датчик установлен снаружи.Условия, в которых работают ремень и шкивы, весьма тяжелые, поэтому они должны постоянно смазываться. Отсюда правило - следите за уровнем масла. Щуп под капотом легко найти - его рукоятка, с надписью CVT, обычно ярко окрашена. Уровень нужно проверять при заведенном моторе на ровной площадке. Селектор должен находиться в положении P или N - у разных производителей по-своему. "Подсказку" часто можно найти непосредственно на щупе. Для доливки используется масло только с маркировкой CVT, никакого ATF! Они несовместимы! Кроме того масла CVT тоже различаются между собой, поэтому, чтобы не ошибиться, их окрашивают в разные цвета. Производители устанавливают периодичность замены масла каждые 60 тысяч километров. Наши специалисты, как обычно, рекомендуют менять вдвое чаще. Фильтр работает без замены весь срок службы вариатора. Однако при ремонте фильтр заменяется. Есть умельцы, которые разбирают и восстанавливают старый фильтр, но здесь, как повезет. Если при сборке нарушена его герметичность, давление в системе снизится.Если уровень масла одинаков при работающем и заглушенном двигателе - это признак поломки масляного насоса или его привода. При такой неисправности машина ехать не сможет. Можно ли ее буксировать? С неработающим масляным насосом - однозначно нет. Некоторые производители допускают буксировку с заведенным двигателем и исправным насосом. Рекомендации по конкретной модели изложены в руководстве по эксплуатации.Другая ключевая деталь управления вариатором - шаговый электромотор, который сдвигает и раздвигает конусы шкивов с помощью штока. Если шток привода зависнет, шкивы тоже останутся в одном положении. В этом случае максимальная скорость автомобиля будет ограничена в зависимости от положения шкивов, а скорость движения можно будет изменять только оборотами двигателя. Если эта неприятность возникает периодически - срочно обращайтесь в ремонтную мастерскую, пока они не привели к более серьезным поломкам.Из всего сказанного вывод: эксплуатируя АКПП типа вариатор необходимо избегать от резких механических воздействий. Плавность - его стихия, экстримальная езда- только любительского характера. Когда едете на машине с вариатором, вы должны мысленно представлять себе гору Фудзияма и цветущую ветку сакуры, а не гравийные допы ралли Сардинии.
Похожие материалы:
АКПП особенности.
АКПП Эксплуатация.
- < Назад
- Вперёд >
www.rulevoy.kz
Как работает вариатор
Бесступенчатая коробка передач часто используется на современных автомобилях. Наличие ступеней обязательно сопряжено с переходными состояниями, вызывающими сбои в работе. Производители постоянно борются с их проявлением, повышая эффективность и коэффициент полезного действия при смене передаточного отношения. Упрощение процесса вождения непременно сопряжено с использованием бесступенчатых коробок передач. Практически все автомобили имеют приставку CVT в случае наличия подобной опции. Аббревиатура расшифровывается и переводится с английского языка как «Continuously Variable Transmission», что означает «беспрерывная смена передач». Количество кинематических элементов узла невелико, поэтому разобраться в его работе несложно.
Основные детали, их назначение и принципиальная схема
Рассмотрим принципиальную схему устройства вариатора. Для каждой модели автомобиля или любой другой техники инженеры разрабатывают частный случай, имеющий незначительные конструктивные особенности. В общем виде всё выглядит так:
Рассмотрим особенности работы вариатора на автомобиле каждой части, её роль и особенности устройства:
- Раздвижной шкив. Это два усеченных конуса с прямыми или тороидными вогнутыми поверхностями, надетых на одну ось. На валу один из них закреплён неподвижно, а второй имеет небольшой ход. В итоге неподвижный элемент является ведущим, а подвижный – ведомым.
- Клиновидный ремень. Его тело образовано парой стальных лент, на которые нанизываются специальные пластины. Зацепление образуется в пазах, а рабочую часть каждой пластины составляет конусовидная законцовка. Вместо ремня может использоваться сложносоставная цепь особой формы.
- Гидравлический трансформатор. Это автономный узел, позволяющий плавно регулировать изменение крутящего момента посредством гидравлического усилия. Его устройство достаточно сложное.
- Дифференциал представляет собой шестерню с косыми зубьями, обеспечивающую передачу крутящего момента на ведущую пару колёс автомобиля. Его характеризует особая износоустойчивость рабочих поверхностей.
- Планетарный механизм обеспечивает передачу вращения на ведущую ось в различных направлениях. В отличие от классической схемы, он содержит два ряда сателлитов цилиндрической вытянутой формы, что снижает нагрузку на зубья.
- Гидронасос. Эта часть приводится в рабочее состояние при помощи гидравлического трансформатора, что обеспечивает постоянное поддержание давления функциональной жидкости. Благодаря этой связке постоянно находятся в работе гидроцилиндры.
- Управление осуществляется микропроцессором, посылающим сигналы на основании обработки данных от различных систем и датчиков. В частности, играют роль ABS и электронный контроль расхода топлива.
Принцип работы
Как известно, для изменения передаточных отношений классических редукторов необходимо подключать к ведущей шестерне различные комбинации зубчатых элементов, с целью понизить или повысить скорость вращения. В вариаторе всё решается посредством раздвижных шкивов. Если половинки этого элемента сдвигаются навстречу друг другу, то они выдавливают ремень выше, и он зацепляется на больший диаметр. А на другом шкиве автоматически происходит расхождение конусообразных половинок. Ремень проваливается вниз и зацепляется на меньший диаметр. Таким образом, количество передаточных отношений коробки CVT можно считать бесконечным.
Как работает задний ход
- Примечательно то, что скорость заднего и переднего хода на этом типе трансмиссии одинакова. Но в первом случае она ограничивается электроникой во избежание аварийных ситуаций.
- Он обеспечивается посредством планетарного механизма с двойным рядом сателлитов:
- Смена подвижного ряда сателлитов и фиксация второго ряда, обеспечивает смены направления хода. При этом направление вращения водила не изменяется, но меняется направление вращения корончатой шестерни. Как работает вариаторная коробка передач по видео смотрите ниже.
Применение вариаторов
Благодаря компактным размерам этот тип коробки передач может использоваться на автомобиле, скутере, снегоходе, мопеде и др. Устройства с электромагнитным приводом могут использоваться для небольших моделей техники и детских игрушек, где они успешно применяются. При слабом крутящем моменте клиновой ремень изготавливают из плотной армированной резины. При проектировании новых поколений автомобильных вариаторов инженеры решают задачи износостойкости, рабочего ресурса, понижения уровня шума и увеличения КПД.
В принципиальной схеме, устройства вариаторов для различных разновидностей транспорта не различаются. Частные решения для каждого из них должна рассматриваться в рамках инструкции по эксплуатации от производителей.
variator-cvt.ru
Вариатор: тонкости и особенности работы.
Вариатор: тонкости и особенности работы.
Сегодня многие машины комплектуются таким популярным типом АКПП, как вариатор. В чем его особенности? Как он работает? Какие существуют недостатки? Какие бывают типы вариаторов?
Многие автолюбители до сих пор не могут разобраться с особенностями работы вариатора - одного из распространенных типов трансмиссии. Обычно познания среднестатистических водителей ограничиваются лишь тем, что существует два вида коробок передач - автоматическая и механическая, но что такое вариатор? Попробуем разобраться.
Особенности вариатора.
Вариатор – это один из видов автоматических коробок передач. В нем, как и в обычной коробке автомат (гидротрансформаторной АКПП), есть режимы "паркинг", "драйв", "нейтраль" и "задний ход". В автомобиле оснащенном вариатором все так же две педали - тормоз и газ. Визуально такой тип автомата от других не отличить. Разница в конструктивных особенностях (внутри аппарата). У вариатора не существует фиксированных передач, мощность двигателя передается на колеса постоянно, плавно меняясь; иными словами, вариатор имеет не 5-6 фиксированных передач, а бесконечное их количество. И это несомненный плюс, ведь это избавляет от толчков при переключении и дает мотору возможность работать на оборотах максимальной мощности.
Какие бывают типы вариатора?
Существует три основных типа вариаторов, каждый из которых имеет свои отличительные черты и особенности работы. В частности, можно выделить тороидальные и цепные вариаторы (на моделях марки Audi применяются именно такие вариаторы), а также вариаторы со шкивом. Последний тип получил наибольшее распространение.
Как работает вариатор?
Дабы не забивать голову читателю сложными терминами, его рассмотрение выполним на примере двух закрепленных трубок с натянутой на них резинкой. Если диаметр трубок одинаковый, тогда при вращении одной трубки вторая будет проворачиваться с той же скоростью. Если использовать ведущую трубку большего диаметра, тогда второй «вал» будет вращаться быстрее. По похожему принципу работает и вариатор. В роли трубок здесь выступает два мощных шкива, а вместо резинки установлен стальной ремень, обладающий достаточно сложной конструкцией. Шкивы в процессе работы могут расходиться или сдвигаться. При этом диаметр вращения постоянно меняется. Более красочно процесс показан на видео ниже. Достаточно просто, как и все гениальное.
История.
Если провести небольшой экскурс в историю появления вариатора, то мы можем отметить несколько вех: 15-ый век (первая идея о передаче вращающей силы по принципу вариатора принадлежит Леонардо да Винчи), 19-ый век - выдан патент на вариатор, середина 20-го века - появление первых автомобилей оснащенных вариатором. Именно в те времена становления автомобильной индустрии начали появляться данные типы АКПП, а первой компанией, которая решилась на установку вариатора, была известная сегодня фирма DAF. Сегодня концерн занимается выпуском грузовиков, но ранее на конвейере были и легковые автомобили. Со временем «эстафету» приняла компания Вольво. А сейчас вариаторы используют Mitsubishi, Subaru, Volvo, Nissan, Honda, Toyota, Jeep, Audi и другие известные марки.
Есть ли у Вариатора недостатки?
Вариатор чаще всего ставится на автомобили, имеющие небольшой объем двигателя, т.к. конструкция не рассчитана на передачу высоких мощностей. В случае поломки вариатора автолюбителю придется выложить немалую сумму на ремонт, а ресурс у этого аппарата несколько ниже чем у обычных коробок автомат. Многие не выдерживают «монотонности» работы двигателя автомобиля (звук работы двигателя на одних оборотах во время разгона), но эта проблема решается с помощью программирования коробки автомат, а самые современные АКПП типа вариатор избавлены от этой проблемы.
Особенности движения и разгона автомобиля.
В процессе разгона транспортного средства обороты зачастую поддерживаются на одном уровне (особенно если речь о разгоне "газ в пол"). При этом двигатель работает на оборотах максимальной отдачи, без каких-либо рывков. Многие производители современных вариаторов позволяют выбирать режим работы, в некоторых случаях имитируя переключения псевдо-передач (имитация). Отдельные версии вариаторов имеют возможность ручного переключения передач с возможностью их зафиксировать (подходит при движении на плохой дороге или в спорте). Вариатор - самый комфортный тип АКПП, с ним автомобиль едет максимально плавно и без дерганий.
Есть ли будущее у вариатора?
Вопрос до сих пор остается открытым. Компания Audi в 2014-ом году заявила, что отказывается от этого типа коробок автомат по причине желания унифицировать все свои аппараты и привести их к более универсальному типу - гидротрансформаторным АКПП. И в то же время, в 2014-ом году появился спортивный автомобиль Subaru WRX с двигателем мощностью 268 л.с. работающий в паре с вариатором. Использование этого типа АКПП в спортивном автомобиле означает то, что есть еще пути для совершенствования вариатора.
Другие статьиwww.suvik.cz
принцип работы, преимущества и недостатки
В автомобильной промышленности случаются достаточно существенные изменения. Каждый год разрабатывают новейшие устройства и системы, облегчающие процесс вождения и улучшающие качество поездок на автомобилях. Заменяются более современными решениями и автоматические КПП. Сейчас, наряду с традиционными гидротрансформаторными АКПП, производители оснащают новые модели вариаторной трансмиссией. Давайте посмотрим, что представляет собой коробка-вариатор, как она работает, какими преимуществам и обладает.
Появление CVT
Автопроизводители преподносят вариатор как новинку, но бесступенчатый вариатор был придуман и разработан много лет назад. Первая идея пришла в талантливую голову Леонардо да Винчи в 1490-м.
Однако воплотить в реальность ее смогли только в 1950 году. Первый легковой автомобиль, штатно оснащенный коробкой-вариатором – DAF 600. Сама трансмиссия получила название “Вариоматик”. Затем данную трансмиссию стали применять в “Вольво”.
Отличие вариатора от других трансмиссий
В современных механических коробках пять и более передач. В гидротрансформаторных АКПП – шесть и более. А в вариаторе привычных ступеней нет. Но это не вся разница. Чтобы прояснить ситуацию, нужно рассмотреть принцип работы системы. Так мы сможем понять, чем же удобны вариаторные трансмиссии.
В привычных КПП со ступенями имеется один серьезный минус – это фиксированные передаточные числа, которых иногда в реальных условиях недостаточно. Даже если двигаться по абсолютно ровной дороже, мотор при разгоне преодолевает силу инерции. Затем после набора идеального соотношения оборотов и передаточного числа ДВС разгоняет автомобиль. Далее выбранная передача становится низкой. Чтобы ее повысить, нужны высшие ступени, а в традиционных КПП существует только определенное количество передач. Кроме того, при переходе на высшую передачу ощущается рывок. Поэтому у инженеров возникло решение – они убрали ступени из системы трансмиссии. В результате менеджеры в автосалонах сегодня и предлагают машины с вариаторами. Реклама говорит, что смена передач в вариаторах происходит без каких-либо рывков. И это действительно так.
Данный механизм меняет крутящий момент постепенно на двух дисках или шкивах – ведомом и ведущем. Движение начинается плавно в отличии от других типов КПП. Автомобиль с вариатором похож по ощущениям на мощный электромобиль. Скорость растет плавно. При этом нет никакого постороннего шума. Считается, что автомобиль с вариатором быстрее разгоняется.
Кроме того, вариаторная трансмиссия весьма и весьма существенно упрощает управление. С этой КПП справится даже начинающий автовладелец. Данный вид трансмиссии не реагирует на стиль вождения, а двигатель не сможет заглохнуть на светофоре. Даже при быстром наборе оборотов мотор работает очень тихо. Если нажать педаль газа полностью, то автомобиль молниеносно ускорится без характерных звуков.
Некоторые водители ощущают дискомфорт от того, что работа двигателя не слышна, и ДВС никак себя не проявляет при смене скоростей. Но это не недостаток.
Ведущие автобренды уже давно наладили выпуск авто с вариаторами. Чтобы выделять конструкции из общей массы, каждый производитель дате свой системе названия. Так, коробка-вариатор “Хонды” имеет название – Autotronic. “Тойота” называет эти механизмы системой Multidrive. X-Tronic и Hyper – это вариаторы “Ниссан”.
Устройство вариатора
Итак, это механический агрегат, главная задача которого – передавать крутящий момент от двигателя колесам автомобиля бесступенчато. В некотором смысле это АКПП, но устройство в корне отличается.
Классический вариатор представляет собой два шкива. Они могут раздвигаться. Шкивы соединены между собой клиновидным ремнем. Коробка-вариатор в современном автомобиле устроена немного сложней, потому-то имеется необходимость в задней и пониженных передачах. CVT, или вариаторная трансмиссия, устроена следующим образом.
Раздвижные шкивы – это так называемые “щеки”, установленные на одном валу. Они приводятся в действие от гидравлического цилиндра, сжимающего диски в зависимости от оборотов коленчатого вала или по сигналу от управляющего блока. Но вариатор и коробка--робот – это все-таки разные вещи.
Разновидности приводов
Изначально для соединения шкивов использовался ремень из резины. Он отличался очень низкой долговечностью – его ресурс составлял всего 50 тысяч километров. Ремень отличался недостаточной для эффективной работы, малой гибкостью и небольшим углом изгиба. Поэтому элемент не позволяет регулировать соотношение оборотов двигателя широко. Затем стали использовать более гибкие металлические клиновидные ремни. Вращение передается за счет трения.
Ремень клиновидный изготавливается из металлических лент, на которые нанизаны стальные пластины. Эти элементы расположены плотно между собой. Верхняя часть пластины имеет конусообразную форму. В основании имеется паз, куда устанавливают металлические ленты.
При создании моделей “Мульти-” и “Лайнтроник” инженеры пошли еще дальше и стали использовать в коробке цепь. Это клиноцепные варитаоры. Цепь изготавливается из пластинок, которые между собой соединены осями. Конструкция отличается большей гибкостью. Момент передается торцевой частью цепи при ее контакте с коническим диском.
Для передачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию используется гидротрансформатор. Дифференциал служит для того, чтобы распределить мощность по ведущим колесам. Задняя передача выполнена в виде планетарного механизма. Также в устройство входит гидронасос и управляющая система.
Принцип действия
Клиноременной вариатор работает следующим образом. Изменяется диаметр шкивов в зависимости от режима, на котором работает двигатель. Диаметры шкивов меняются посредством специального привода. В начале движения ведущий элемент имеет самый малый диаметр, а диски разжаты максимально. При этом ведомый диск имеет максимально возможный диаметр. Когда обороты начнут расти, ведущий шкив увеличит диаметр, а размер ведомого уменьшится. Соответственно, снижается и передаточное число.
Когда водитель станет нажимать на акселератор, а двигатель будет набирать обороты, то ведущий шкив увеличивается в диаметре, а ведомый – уменьшается. Затем при разгоне коробка-автомат вариатор будет поддерживать оптимальный режим двигателя, при которых можно реализовать мощность и лучшую динамику.
Тороидный вариатор
В отличие от клиноременных и клиноцепных конструкций, в этой коробке нет ни цепей, ни ремней. Движутся диски, которые используются вместо шкивов. Работа осуществляется за счет роликов, которые создают крутящий момент между дисков.
Передаточные числа меняются, когда ролики корректируют положение и радиусы. Поворот осуществляется при помощи отдельной системы. Ролики могут менять силу прижатия к дискам. В каждом вариаторе этого типа применяются свои устройства и технологии. Яркий представитель – коробка-вариатор “Ниссан X-Tronic”. Здесь реализовано гидравлическое управление роликами. Ролики перемещаются вверх и вниз. Нужно сказать, что этот вариатор встречается довольно редко. Но считается, что будущее именно за этими системами.
Вариаторы “Ниссан”
Модельный ряд марки укомплектован тремя видами вариаторных трансмиссий – это CVT7 и два варианта CVT8. В чем их особенности? Ниже рассмотрим каждый из этих типов коробок.
CVT7
Это не совсем вариатор, а гибридная система. В ней сочетается двухступенчатый классический автомат и вариаторная трансмиссия. За счет такого симбиоза удалось получить небольшие габаритные размеры и широкий диапазон передаточных чисел. Эту модель можно встретить на различных моделях. Это “Сентра”, “Тиида”, “Жук”. Также установлена коробка-вариатор на “Кашкае” с двигателем 1,2 л. Механизм выдерживает крутящий момент до 180 Нм.
CVT8
Данный агрегат может изготавливаться в двух исполнениях. Первый вариант создан для двигателей со средним объемом, при этом предел крутящего момента составляет – 250 Нм. В данном механизма применяется стальной ремень. Эту трансмиссию можно встретить на автомобилях “Ниссан Кашкай”, “Икс-Трейл”, “Жук ”, а также “Жук Нисмо” с моторами объемом два литра.
Для более мощных моделей представлено второе исполнение данного вариатора – он способен переварить крутящий момент в 380 Нм. Модель предназначена для серьезных двигателей от 3 литров и более и дизельных моторов. В качестве приводного механизма используется цепь. Только она способна выдерживать существенные нагрузки от маховика двигателя.
Вариаторы Toyota
Коробку-вариатор “Тойота” устанавливает на свои автомобили с 2006 года. Первые модели K310 и K311 комплектовались с двигателями объемом в 1,5 и 1,8 л. С 2013 года модели Axio и Fielder устанавливают на авто любых комплектаций вне зависимости от мотора. Агрегат представляет собой классический клиноременной вариатор.
Устроена эта коробка передач (автомат-вариатор) достаточно просто. Имеется два шкива, клиновидный ремень, который соединяет шкивы. Ремень – металлический. Для передачи крутящего момента применяется гидротрансформатор. В целом это полостью классическое устройство.
Недостатки
Любые изобретения имеют различные минусы. Вариаторы тому не исключение. Слабые стороны производители пытаются устранять, но владельцам или потенциальным владельцам стоит знать о них:
- Коробки не устанавливаются на авто с мощными моторами, хотя уже имеются варианты, способные переваривать серьезный крутящий момент. В случае поломок ремонт выльется в круглую сумму. Кроме того, ремонтируют такие узлы не на всех станциях.
- Работа агрегата зависит от множества датчиков, так как управляется электроникой. Если хотя бы один из датчиков выйдет из строя, это приведет к неверной работе всей системы. Аппарат также требует заливки специальных жидкостей и постоянного контроля уровня.
- Данная трансмиссия при эксплуатации испытывает достаточно серьезные нагрузки. Есть ограничения по буксировке, а также по движению с прицепами. Однако, отзывы о коробках вариатор в целом положительные.
Преимущества
Первое и самое важное – это комфорт эксплуатации автомобиля. Отзывы говорят, что автомобиль движется плавно – разгон быстрый, без рывков. При торможении также рывков нет. Показатели стабильны даже при достаточно долгой езде.
За счет более оптимальных нагрузок на двигатель, а также хорошо продуманной работы агрегата можно экономить топливо. Отзывы - тому подтверждение. Также владельцы говорят, что вариатор обеспечивает безопасность при движении на льду – пробуксовка колес исключена. Авто на CVT едет тише, чем аналоги с другими КПП.
Заключение
Итак, мы выяснили, как устроена данная трансмиссия, какие имеет она особенности и преимущества. В целом отзывы о коробках-вариаторах положительные. Автомобили действительно плавно начинают движение, с ними нет проблем на скользких дорогах. Новички быстро осваивают эту коробку. CVT достаточно надежны, если не нарушать правила эксплуатации. Есть миф, что разгон медленнее, чем на АКПП. Но это субъективное мнение. На практике автомобиль с вариатором разгоняется так же быстро, как и на механической коробке передач.
fb.ru