Характеристики трансмиссионных масел. Масло трансмиссионное для автоматической коробки передач
Масло трансмиссионное для автоматических коробок передач «ATF DEXRON II»Трансмиссионное масло ATF DEXRON II используется для автоматических коробок передач грузовых автомобилей, автобусов, мощной мобильной техники. Масло обеспечивает надёжную работу различных узлов - гидротрансформатора, шестеренчатой коробки передач, сложной системы управления. ATF DEXRON II охлаждает, смазывает, защищает от износа и коррозии, обеспечивает фрикционное сцепление, передает крутящий момент. Средняя температура масла в картере автоматической коробки передач составляет 80-90 °С, а в жаркую погоду в условиях городского цикла движения его температура может подняться до 150 °С. В сложных эксплуатационных условиях масло ATF DEXRON II сохраняет не только свои эксплуатационные свойства, но и как среда, передающая крутящий момент, обеспечивает высокий КПД трансмиссии.
|
www.expert-oil.com
Трансмиссионное масло в автоматической коробке передач обычно...
"Трансмиссионное масло в автоматической коробке передач обычно заменяется через каждые 60 тыс. км." (Из "Руководства по ремонту и техническому обслуживанию").
О том, для чего, почему, что и как, рассказывают мастера фирмы "Automatic Transmission Group".
Т ехнари - народ серьезный, как и сама богиня Техника, которой они поклоняются, Техника не терпит неточности, или, не дай Бог, каких-нибудь шуток. Она предельно точна во всем, включая язык, то бишь терминологию. Сказано "вентиль шабрить", значит, именно, "вентиль" и именно "шабрить". А ежели, напротив, написано: "развести шведик", то деваться некуда - надо разводить.
О терминологии
Разговор о ней зашел не случайно. С точки зрения терминологии, приведенная нами фраза "Руководства" немного не "дотягивает". Попахивает, извините, технической "феней". А дело заключается в следующем. В автоматические коробки передач заливают отнюдь не масло, а специально разработанную для этих целей жидкость для автоматических трансмиссий, что подтверждается англоязычной аббревиатурой ATF (automatic transmission fluid), всегда присутствующей на упаковке данного продукта. Казалось бы, какая разница - масло или жидкость? Ан нет. Разница есть, и существенная. Маслом в технике принято называть вещество, используемое прежде всего для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, маслу вовсе несвойственных. Да и работает она в запредельных для моторных и трансмиссионных масел условиях. Вот об этом и поговорим.
Для чего?
Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль всем известного сцепления здесь возложена на уже известное нам устройство - гидродинамический трансформатор (ГДТ). Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным действующим лицом, т. е. рабочим телом, является ATF. Помимо этого ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи. В процессе работы узлы и механизмы АКПП испытывают серьезные тепловые нагрузки. Температура на поверхности фрикционов в момент переключения передачи достигает 300 - 400°С. Обеспечение теплоотвода от АКПП и сброс тепла в атмосферу происходят также при помощи трансмиссионной жидкости. Мало того, ATF должна еще, не окисляясь при высоких температурах и не вспениваясь, обеспечивать смазку шестеренных механизмов, подшипников и прочих деталей, подверженных истиранию и образованию задиров. Для этого в жидкость добавляют целый комплекс присадок. Причем проявлять свои свойства в полной мере она должна во всем диапазоне допустимых рабочих температур: от -40 до +150°С. Одна пищу готовит, одна стирает, одна детей воспитывает. Тяжело! А вы говорите: масло.
Химики-технологи на славу постарались, создавая "хитрую" жидкость, но все же пока не смогли обеспечить такой ресурс ее работы, чтобы при эксплуатации автомобиля можно было бы забыть о самом существовании ATF. Тому есть несколько причин. Во-первых, даже если автоматическая трансмиссия герметична и не имеет течей, при эксплуатации количество жидкости уменьшается вследствие выноса ее паров через систему вентиляции полостей АКПП, снабженную клапаном - "сапуном". Поэтому при техническом обслуживании необходимо доливать трансмиссионную жидкость до эксплуатационного уровня. Ёту процедуру выполнить несложно, если АКПП имеет трубку для контроля уровня жидкости со щупом. Многие современные коробки щупом не оборудуются. Ёто особенно характерно для европейских производителей, настойчиво пытающихся отстранить неумелого автовладельца (а таковых у них, видимо, большинство) от обслуживания личной техники. Во-вторых, при длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость рано или поздно утрачивает физико-химические свойства, столь необходимые ей для исполнения многочисленных полезных функций. Вследствие испарения легких фракций происходит увеличение ее вязкости выше допустимого уровня. Вырабатывают свой ресурс чудодейственные присадки. Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета - она темнеет. Грязная черная жидкость со специфическим запахом гари - показатель того, что коробке нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт. Специалисты рекомендуют менять масло после пробега автомобилем 50-70 тыс. км, если автомобиль эксплуатируется в обычном режиме, и через 30-40 тыс. км - при очень интенсивной ("полицейской") езде. Еще раз обратите внимание, что показанием к замене жидкости является не ее цвет, а только величина пробега машины. Если, конечно, АКПП исправна.
Рекомендуемая марка трансмиссионной жидкости обычно указывается в "Руководстве по ремонту техническому обслуживанию" автомобиля. Если эта информация недоступна, полезно знать следующее. Несмотря на разнообразие торговых марок, то, что вам нужно, всегда имеет на упаковке аббревиатуру "ATF". Наиболее часто встречающаяся марка ATF - Dexron (обычно с римскими цифрами I, II или III). Чем больше цифра, тем выше качество жидкости и современнее автоматическая коробка, в которой она используется. Для автомобилей марки Ford рекомендуется использовать жидкость Dexron-Mercon. Ёти жидкости, как и подавляющее большинство имеющихся сейчас в продаже, изготавливаются на минеральной основе и имеют красный цвет. Все они, как правило, совместимы друг с другом. Как обычно, оригинальничают французские производители, разрабатывающие для некоторых своих автомобилей ATF желтого и зеленого цветов. Смешивать их с жидкостями родного нам красного цвета настоятельно не рекомендуется, а то как бы чего не вышло. Недавно на рынке появилась ATF на синтетической основе (Synthetic ATF). Сопроводительная техническая документация утверждает, что "синтетика" обеспечивает хорошую текучесть при температурах до -48°С, лучшую стабильность при высоких температурах и увеличенный срок эксплуатации. При этом синтетическая трансмиссионная жидкость является полностью совместимой с минеральными ATF (опять же в отличие от синтетического моторного масла). Стоимость одного литра "синтетики" - около 10 долларов США, в то время, как литр минеральной ATF стоит 3-4 доллара. Рекомендовать ее к применению "где попало" мы не рискнем. Ёто дело, как говориться, головы и кошелька. Если же использование синтетики особо оговорено "Руководством. " (например для АКПП типа 5HР30, которой оснащаются некоторые марки автомобилей BMW), тут уж дело святое - придется идти на большие расходы. Всего в АКПП различных типов может заправляться от 7 до 15 литров трансмиссионной жидкости. Однако это вовсе не означает, что для замены вам необходимо приобрести такое безумное количество ATF. Здесь проявляется принципиальное отличие процесса замены жидкости смены моторного масла в двигателе. Дело в том, что при замене ATF вам удастся слить не более 50% от общего объема. Ваши ловкость и умение ни при чем - таковы конструктивные особенности АКПП. Полстью поменять трансмиссионную жидкость можно только при полной разборке коробки. Прежде, чем отправляться в магазин, внимательно учите техническую документацию. Иногда в ней указывается полный объем ATF, иногда объем, подлежащий замене. Не забудьте также приобрести новый фильтрующий элемент.
Сливать трансмиссионную жидкость нужно из прогретой АКПП, для чего перед сливом необходимо проехать на автомобиле десяток - другой километров. Позаботьтесь о мерах предосторожности: температура жидкости может быть очень высокой. Как правило, для слива предусматривают сливную пробку, но. сегодня, видимо, не наш день. Нам не повезло. Вернее, не повезло мастеру Михаилу Гулюткину, деловито устроившемуся на стуле под машиной: коробка марки A4LD, которой оснащен автомобиль Ford Scorpio, сливной пробки не имеет. Неужто забыли? Было высказано резонное предположение, что это не забывчивость, а защита от дурака: хочешь лить - открути поддон. Открутишь - увидишь фильтр. В некоторых конструкциях АКПП, например, на автомобилях Mercedes, предусмотрена возможность слива трансмиссионной жидкости не только из поддона, но и из гидротрансформатора через резьбовую заглушку. Сняв поддон, не спешите промывать его. Сначала посмотрите, нет ли на его внутренней поверхности посторонних отложений, свидетельствующих о механическом износе деталей АКПП. Допускается лишь наличие незначительного количества металлической пыли на улавливающем магните, размещенном в углу поддона. При обслуживании отдельных типов АКПП, вскрыв поддон, вы не обнаружите фильтрующего элемента. Не волнуйтесь - бывает и так. Например, в коробке марки AW50-40 LE, устанавливаемой на Opel Vectra, фильтр расположен так, что может быть заменен только при капитальном ремонте коробки. Монтируя новый фильтрующий элемент, не забудьте установить все прокладки и уплотнительные кольца, входящие в комплект фильтра. После заправки требуемого количества ATF, установите селектор режимов АКПП в требуемое для проверки уровня жидкости положение и проверьте его при работающем двигателе. После заправки требуемого количества ATF, установите селектор режимов АКПП в требуемое для проверки уровня жидкости положение и проверьте его при работающем двигателе. Прочие подробности процедуры замены масла можно уточнить, изучив фотоматериалы. Всего-то делов. Как говорит один наш знакомый, "гоняйте и не грустите!"
"Автомеханик".
note2auto.ru
Характеристики трансмиссионных масел
В агрегатах трансмиссий применяются специфические трансмиссионные масла, способные выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала.
Характеристики трансмиссионных масел
По классификации SAE масла для трансмиссий разделяются на классы 7W, 75W, 80W, 85W, 80,85,90,140 и 250. Буква W означает, что масла предназначены для эксплуатации в зимнее время или всесезонно.
Вязкость масла при низких температурах и 100°С установлена стандартом SАЕ J 306. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел не должна превышать 150 000 сантипуазов (сП). Для масел других классов SАЕ предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С.
ОбозначениеSAE | Максимальная температура, соответствующая вязкости 150 ООО сП, °С | Вязкость при 100°С, мм2/с min/max |
70W | -55 | 4,1/- |
75W | -40 | 4,1/- |
80W | 7,0/- | |
85W | -26 | 11,0/- |
80 | -12 | 7,0/11,0 |
85 | 11,0/13,5 | |
90 | 13,5/24,0 | |
140 | 24,0/41,0 | |
250 | 41,0/- |
Классификация по АРI
Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса АРI для трансмиссионных масел является GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 5. На практике для автомобилей различных типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4 и GL-5.
Категории свойств АРI
GL-1 — трансмиссионное масло без противозадирных присадок (присадки ЕР). Применяется в низкоскоростных трансмиссиях, работающих при невысоких нагрузках и контактных напряжениях.
GL-4 — трансмиссионные масла с противозадирными присадками. Используются на большинстве переднеприводных автомобилей с механическими трансмиссиями.
СL-5 — трансмиссионные масла с большим количеством противозадирных присадок, рассчитанные на использование в тяжелонагруженных передачах, работающих при высоких скоростях.
Масло для автоматических трансмиссий, в отличие от обычных трансмиссионных масел, должно выполнять роль рабочей жидкости в гидросистеме управления, а также смазывать и отводить тепло от фрикционных элементов. Эти масла часто называют жидкостями для автоматических трансмиссий (АТF — Аutomatic Тransmission Fluid).
Масла для автоматических коробок переключения передач
В связи с тем что к маслам для автоматических коробок переключения передач (АКПП) предъявляются особые требования, крупнейшие производители этих коробок разработали отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей — АТF (Аutomatic Тransmission Fluids).
Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль всем известного сцепления здесь возложена на гидродинамический трансформатор, именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Основным рабочим телом является АТF. Помимо этого, АТF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи.
К маслам, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, — спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает вращающий момент. Динамические нагрузки в таких передачах меньше, чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией.
Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95°С, в жаркую погоду при городском цикле движения она может подниматься до 150°С. Высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивное вспенивание, что создает благоприятные условия для окисления самого масла. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства и защищать поверхности трения, но и как передающая вращающий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии. И вот тут требования к вязкости прямо противоположны тем, что предъявляются, когда речь идет только о смазке. Для смазки шестерен нужна высокая вязкость, для нормальной работы гидротрансформатора — низкая.
Водителю следует помнить:
-
в процессе эксплуатации количество жидкости уменьшается вследствие испарения через систему вентиляции. Поэтому при техническом обслуживании необходимо доливать трансмиссионную жидкость до необходимого уровня;
-
при длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость утрачивает физико-химические свойства: вследствие испарения легких фракций происходит увеличение ее вязкости выше допустимого уровня, вырабатывают свой ресурс присадки. Поэтому ее нужно своевременно менять.
Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета — она темнеет.
Грязная черная жидкость со специфическим запахом гари — показатель того, что коробке нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт. Специалисты рекомендуют менять масло после пробега автомобилем 50-70 тыс. км. если автомобиль эксплуатируется в обычном режиме, и через 30- 40 тыс. км — при очень интенсивной езде.
Масла для автоматических коробок передач специально окрашивают в заметный цвет, чаще всего красный, чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач. В отличие от масел для механических коробок переключения передач (КПП) жидкости для автоматических КПП не имеют жестких международных стандартов.
Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым должны соответствовать АТF. У General Motors это группы Dexron II, III и IV.
Нормы компании Ford обозначаются как Mercon, концерна Diamler Chrysler — МВ 236.1/236.5. При этом группы Dexron II взаимозаменяемы с жидкостями класса Mercon и даже могут смешиваться, но, правда, только после квалифицированной консультации с техническими специалистами автомобилестроительных компаний. Однако в настоящее время нет проблемы найти в магазине жидкость соответствующей спецификации.
Помните, жидкости АТF разного цвета — несовместимы!
Большое разнообразие конструкций механических и автоматических коробок передач автомобилей классических, переднеприводных и полноприводных моделей требует от маслопроизводителей выпуска широкой гаммы трансмиссионных масел. Ведущие мировые компании стараются предусмотреть все жизненные ситуации, чтобы в руках автомобилистов в нужное время оказалось масло, полностью отвечающее конкретным условиям эксплуатации.
Кроме требований General Motors и Ford, при оценке качества масел для автоматических коробок передач часто используются заводские спецификации фирм DeimlerChrysler, MAN, Toyota, Allison, Renk, Voith, ZF и др.
Для европейских автомобилей, на которых установлены коробки фирмы ZF, заливают масла по спецификации «General Motors».
В автоматические коробки передач автомобилей Ауди, Опель, БМВ и Мерседес последних лет выпуска для автоматических трансмиссий заливают только синтетическое масло.
В автоматических трансмиссиях европейского производства используют масла, разработанные американскими фирмами. Наиболее популярными являются DEXRON и МЕRCON
При выборе жидкости для своей АПКП не стоит экспериментировать, лучше следовать рекомендациям завода-изготовителя.
По материалам: avto-opel.com
Загрузка ...Поделиться "Характеристики трансмиссионных масел"
Характеристики трансмиссионных масел
5 (100%) проголосовало 2avto-opel.com