Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

11.2. Основные неисправности механической КПП. Кпп основные неисправности


КПП - Основные неисправности

КПП - Коробка переключения передач

Основные неисправности

Коробка передач предназначена для изменения сил тяги на ведущих колесах и скоростей движения автомобиля путем увеличения или уменьшения передаточного числа.

В зависимости от характера изменения передаточного числа различают коробки: ступенчатые бесступенчатые комбинированные

По характеру связи между ведущим и ведомым валами коробки передач делят на:Механические Гидравлические Электрические Комбинированные

По способу управления на:Автоматические Полуавтоматические Не автоматические

Коробки передач - наиболее устойчивая часть автомобиля. Поломки КПП встречаются гораздо реже, чем других частей автомобиля. Главный фактор поддержания коробки передач в исправном состоянии - хорошее состояние масла в коробке.Все коробки передач очень близки по своим показателям. Переднеприводные машины с цилиндрическими главными передачами, расположенными прямо в картере коробки, позволяют использовать в трансмиссии автомобиля то же масло, что используется и в двигателе. Коробки передач заднеприводных автомобилей заправляются специальным трансмиссионным маслом.

Механические коробки передач более просты в конструкции, не требуюют специальных гидравлических жидкостей для работы гидротрансформатора, менее склонны к отказам. Автоматические коробки выигрывают удобством эксплуатации, их ремонт хорошо освоен на СТО. Автоматическая коробка передач на подержанной иномарке - это необходимый элемент риска. Такая трансмиссия накладывает на водителя повышенные обязательства по соблюдению правил эксплуатации.

Основные неисправности в коробке передач и их устранениеПричина поломки Устранение или предотвращение

Шум в коробке передач Износ подшипников, зубьев шестерен и синхронизаторов или их поломка Заменить изношенные детали Недостаточный уровень масла в коробке передач Долить масло. Проверить и при необходимости устранить причины утечки маслаНекачественное масло в коробке передач Заменить масло Осевое перемещение валов При необходимости заменить детали, фиксирующие подшипники или сами подшипники Износ втулок оси шлицевого вала заднего хода Заменить втулки шлицевого вала Затруднённое переключение передач Неполное выключение сцепления Проверка и ремонт сцепления Заедание поверхности сферического шарнира Снять рычаг и зачистить сопрягающиеся поверхности сферического шарнира

Деформация рычага переключения передач Снять рычаг, устранить деформацию или заменить рычаг Тугое движение штоков вилок (заусеницы, загрязнение, заклинивание блокировочных сухарей) Разобрать, выявить причину, при необходимости отремонтировать или заменить изношенные детали Неисправность синхронизаторов Заменить изношенные детали или синхронизатор в сборе Картер заправлен маслом несоответствующей марки Слить масло, промыть коробку передач и заправить маслом или маслом-заменителем, рекомендуемым производителем Деформация вилок привода переключателя Выправить вилки, при необходимости заменить Ослабление затяжки или отвертывание винтов головок механизма переключения Завернуть и закрепить винты Разбиты отверстия под штифты в горловине механизма переключения Заменить крышку механизма переключения или отремонтировать, расточив отверстия и запрессовав ступенчатые штифты

Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач Неправильное включение передач При выжатой педали сцепления рычаг переключения перемещать до упора Износ шариков или потеря упругости пружин фиксаторов штоков переключения передач Снять крышку фиксаторов и осмотреть детали; при необходимости заменить Износ или неправильное положение блокировочных сухарей штоков переключения передач Разобрать и заменить изношенные детали, следя за правильностью сборки Износ блокирующих колец синхронизаторов Заменить изношенные кольца синхронизатора Поломка пружин синхронизаторов Заменить пружины Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого синхронизатора шестерни Заменить муфту или шестерни Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гаек крепления удлинителя к картеру коробки передач Затянуть гайки Износ вкладышей управления переключением или износ резиновых деталей в рычагах переключения передач Заменить изношенные детали

Замена трансмиссионного маслаКак и моторное масло трансмиссионное масло подвержено процессу старения. Оно теряет свои первоначальные свойства и перестает выполнять свои функции. Поддержание трансмиссионного масла в хорошем состоянии значительно продлевает срок жизни КПП. Для этого необходимо выполнение как минимум 2 пунктов: Своевременная замена трансмиссионного масла Применение промывки масла перед его заменой

Промывка - важная часть процесса замены маслаПри смене масла без применения промывки значительная часть загрязнений остается в КПП.

Промывка: Размягчает и удаляет нагар, продукты износа, углеродистые отложения Прочищает масляные каналы, улучшая циркуляцию масла Обеспечивает более полный слив старого масла Безопасна для резиновых уплотнителей, сальников

remrai.ru

Основные неисправности коробки передач.

Подтекание масла может быть из-за повреждения уплотнительных прокладок, сальников и ослабления крепления крышек картера. Для устранения неисправности необходимо поменять прокладки, сальники и подтянуть крепления крышек.

Шум при работе коробки передач может возникнуть из-за несправного синхронизатора, износа подшипников, шестерен и шлицевых соединений. Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы.

Затрудненное включение передач может происходить из-за поломок деталей механизма переключения, износа синхронизаторов или шестерен. Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы.

Самовыключение передач случается из-за неисправности блокировочного устройства, а также при сильном износе шестерен или синхронизаторов. Для устранения неисправности необходимо заменить блокировочное устройство, вышедшие из строя шестерни, синхронизаторы.

Типы кпп

Современные автомобили могут оснащаться одним из четырех видов КПП – механической, автоматической, роботизированной или вариаторной.

Механическая коробка передач с ручным переключением состоит из набора шестерен. Изменение передаточного числа осуществляется путем введения их в зацепление в различных сочетаниях. К плюсам данной коробки следует отнести высокий КПД, простоту, низкую цену, высокую динамику и наименьший расход топлива по сравнению с остальными коробками. Из недостатков следует отметить неудобство управления, особенно при движении в городе.

Автоматическая КПП – планетарная коробка передач с автоматическим переключением (рис 9.4). Планетарная передача состоит из нескольких шестерен, называемых планетарными или сателлитами, вращающихся вокруг центральной (или солнечной) шестерни. Планетарные шестерни фиксируются вместе с помощью водила. Кроме этого, дополнительная внешняя кольцевая шестерня имеет внутреннее зацепление с планетарными шестернями. Сателлиты, закрепленные на водиле, вращаются вокруг центральной шестерни (как планеты вокруг Солнца), внешняя шестерня – вокруг сателлитов. Различные передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей относительно друг друга. В современных коробках используются несколько планетарных передач для получения большого диапазона передаточных чисел.

К преимуществам автоматической коробки следует отнести, прежде всего, удобство управления и комфорт. АКПП способны менять передачи на полной мощности двигателя, что практически неосуществимо в МКПП. В плюсы «автомата» можно добавить плавность хода во время переключения, отсутствие откатывания при трогании с места, защищенность двигателя и деталей трансмиссии от перегрузок и поломок из-за неправильного включения передач, увеличенный ресурс.

Рисунок 9.4 - Автоматическая коробка передач

К недостаткам АКПП обычно относят более низкий КПД, более высокую цену, а также стоимость ремонта и обслуживания, повышенный расход топлива, ухудшение динамических качеств автомобиля, задержки в переключении передач. Однако с каждым годом эксплуатационные свойства автоматических коробок улучшаются, а число поклонников АКПП уверенно растет.

Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач (рис 9.5). Его главные детали - два раздвижных шкива и соединяющий их ремень, в сечении имеющий трапециедальную форму. Если половинки ведущего шкива сдвинуть, они вытолкнут ремень наружу - радиус шкива, по которому работает ремень увеличится, следовательно, увеличится и передаточное отношение. А если половинки ведомого шкива, наоборот, раздвинуть, то ремень провалится внутрь и будет работать по меньшему радиусу - передаточное отношение уменьшится. Если оба шкива будут в промежуточном положении, то передача станет прямой. Вместо ремня может применяться цепь, набранный из металлических пластин ремень, но принцип от этого не меняется. Для трогания автомобиля с места используется обычное сцепление или небольшой гидротрансформатор, который вскоре после начала движения блокируется. Управление дисками шкивов осуществляет электронная система из сервоприводов, блока управления и датчиков.

Главным преимуществом вариатора является то, что двигатель постоянно работает в оптимальном режиме. Как бесспорные плюсы вариатора (по сравнению с АКПП) выступают: экономичность, более плавный ход и динамичный разгон. Вариатор проще по конструкции, чем обычный «автомат». Однако по сравнению с МКПП вариаторы имеют меньшую экономичность и динамику.

Основным минусом вариатора является его несовместимость с мощными моторами из-за слабости и недолговечности ремней. Также ограничивают применение бесступенчатой трансмиссии потребность в дополнительных механизмах для режимов трогания и заднего хода,высокая стоимость, дорогое обслуживание и ремонт,большой вес.

Рисунок 9.5. Вариатор

Роботизированная коробка – это обычная механическая коробка передач. Для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии также используется стандартное «сухое» однодисковое сцепление. Отличие состоит в том, что процессы включения-выключения сцепления и переключения передач автоматизированы. Такая коробка облегчает процесс управления автомобилем, освобождая от необходимости переключать передачи вручную и задумываться о том, какую именно передачу включить в данный момент. К преимуществам коробки-робота можно отнести небольшой вес, невысокую стоимость и экономичность.

Этот тип коробки имеет и несколько существенных недостатков. В первую очередь это касается плавности его работы, которая оставляет желать лучшего. Передачи переключаются с заметной задержкой, а в режиме «газ в пол» появляются толчки и рывки при переключениях. Не спасает и ручной режим, сцеплением ведь все равно управляет электроника. В четкости переключений «робот» уступает даже простому «автомату». К тому же, «роботу» свойственен небольшой откат при начале движения. Такой тип обычно ставят на недорогие модели.

Более совершенной является роботизированная коробка с двойным сцеплением. В такой коробке одно сцепление включает нечетные передачи, а другое - четные. Во время езды крутящий момент передается по одному сцеплению, то есть диск сомкнут. В то же время диск второго сцепления разомкнут, но в самой коробке следующая передача уже включена. Когда электроника «чувствует», что надо переключаться на другую передачу, то первый диск просто размыкается, а второй синхронно смыкается. Это позволяет избавиться от рывков при переключениях и обеспечивает непрерывный поток мощности от двигателя к колёсам, что недостижимо для обычной механической коробки с одним сцеплением. Режим переключения – как ручной, так и автоматический. Технически это довольно сложный вид коробки (а значит, и недешевый), но по динамике и экономии топлива он превосходит даже простую механику.

Рисунок 9.6 - Пятиступенчатая механическая коробка передач

На рисунке 9.6: 1-входной вал; 2-крышка; 3,26-уплотнительная манжета; 4,7,17,30,37,45-подшипник; 5-сапун; 6,12,13,16,-зубчатые колеса передач выходного вала; 8-корпус; 9-подвижный блок 3 и 4 передачи; 10,15,20- переключатель передач; 11,14-синхронизатор; 18,31,46-винт; 19-зубчатое колесо заднего хода; 21-ручка переключения передач; 22-защитный кожух; 23,24-зубчатые колеса 5 передачи; 25-выходной вал; 27-кронштейн; 28-гайка; 29-защитный кожух; 33,34,36,38,40,41,44-зубчатые колеса промежуточного вала; 35,42-картер; 39-сливная пробка.

studfiles.net

11.2. Основные неисправности механической КПП

ПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Затрудненное переключение передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать.
Заедание тяги или троса привода Смазать или найти причину и устранить.
Заедание штока вилки переключения передач Проверьте крепление сферического шарнира рычага, затяжку болтов крышки механизма управления КПП, износ штоков и отверстий штоков в картере КПП, деформацию сальников, правильность установки задней секции картера. При необходимости отремонтируйте.
Заедание деталей внутреннего устройства КПП: вилок, ползунов или синхронизаторов Разобрать, проверить состояние деталей. Изношенные или поврежденные детали заменить.
Несцентрирован картер сцепления в задней части картера сцепления
Марка залитого масла не соответствует рекомендуемой Сменить масло.
Износ блокирующих колец синхронизаторов и конических поверхностей ведомых шестерен Проверить зазор между зубчатым венцом ведомой шестерни и блокирующим кольцом синхронизатора. Зазор должен быть не менее 0,77 мм. Если зазор соответствует норме, то надо проверить износ конических поверхностей блокирующего кольца и ведомой шестерни.

Скрежет при переключении передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать.
Заедание тяги или троса привода сцепления Найти причину заедания и устранить, смазать трущиеся места.
Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления.
Низкий уровень масла или марка залитого масла не соответствует рекомендуемой

Сменить масло. Проверить наличие течи масла (если отмечается низкий уровень). Устранить течи.

Износ или повреждение деталей переключения передач или синхронизаторов Разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные детали.

Повышенный шум со стороны трансмиссии

Низкий уровень масла или марка залитого масла не соответствует рекомендуемой Сменить масло. Проверить наличие течи масла (если отмечается низкий уровень). Устранить течи.
Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления или картера трансмиссии Проверить затяжку, подтянуть болты динамометрическим ключом.
Попадание в картер КПП сторонних частиц (грязи, металлических опилок, стружки и др.) Слить масло, промыть картер и залить свежее масло.
Износ или повреждение деталей переключения передач, шестерен, деталей крепления подшипников Снять КПП, разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные и поврежденные детали.
Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления.

Самопроизвольное выключение передачи

Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления.
Ослабление крепления рычага переключения передач Проверить износ вилки рычага, подтянуть ослабшие соединения.
Износ нейлонового вкладыша кулисы или ослабление гайки кулисы Снять рычаг переключения передач, проверить износ нейлонового вкладыша или ослабление затяжки гайки. Отремонтировать или заменить.
Износ или повреждение первичного вала КПП или роликовых подшипников Заменить первичный вал КПП или роликовые подшипники.
Износ или повреждение механизма переключения передач: вилок, ползунов, штоков, муфты, фиксаторов, пружин, износ или повреждение крышки Снять КПП, снять верхнюю крышку и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Заменить изношенные и поврежденные детали.
Износ или повреждение зубьев шестерен, синхронизаторов, повышенный осевой люфт вала КПП вследствие износа упорных шайб либо ведомых шестерен вторичного вала КПП Снять КПП, разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные и поврежденные детали.
Износ втулки направляющего подшипника

Заменить втулку.

Не включается одна из передач

Износ или повреждение механизма переключения передач: вилок, ползунов, штоков Снять КПП, снять верхнюю крышку и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Заменить изношенные и поврежденные детали.
Износ шарика фиксатора, поломка пружины фиксатора или ослабление крышки фиксаторов Подтянуть болты крышки, или заменить изношенные детали.
Износ или повреждение рычага переключения передач Заменить рычаг.

Не выключается одна из передач

Износ или повреждение штоков (или штока), деформация вилки, ослабление винта ползуна, потеря или износ пружины среднего фиксатора Проверить состояние и заменить изношенные детали.
Поломка зубьев шестерен промежуточного вала, первичного вала, или вала промежуточной шестерни заднего хода Проверить состояние и заменить изношенные детали.
Износ или повреждение рычага переключения передач, неправильная сборка или поломка механизма переключения передач, износ или повреждение зубьев шестерен, синхронизаторов и деталей их фиксации Разобрать КПП, заменить изношенные детали и правильно собрать.

carmanz.com

Признаки и причины неисправностей КПП в автомобилях ВАЗ

Не все владельцы отечественных автомобилей ВАЗ являются настоящими знатоками машин. Многие могли лишь недавно получить права, а потому плохо разбираться в технических характеристиках своих «железных коней». Специально для них мы подготовили данную статью, в которой подробно раскрываются причины и признаки неисправностей КПП в следующих моделях ВАЗ: 2111, 2112 и 2110.

После определения неисправности не стоит самостоятельно пытаться осуществить ремонт. Лучше обратитесь в автомастерскую, обрисовав специалистам свою проблему. Так они смогут быстрее провести починку авто. Кстати, в Москве и Московской области недорогой и качественный ремонт КПП может осуществить компания GREK, расположенная в Строгино.

Основные признаки поломки КПП

1) Во время работы КПП начинает издавать громкие и резкие шумы. Это напрямую показывает, что данная система неисправна. Звуки могут издаваться по следующим причинам:

- Вышел срок применения подшипников.

- В КПП отсутствует достаточное количество масла.

- Зубья шестеренки отслужили свой срок.

Для исправления вышеуказанных проблем мастера заменяют поврежденные детали новыми запчастями и заливают в систему нужный объем масла. Если последний метод не помог, из-за слишком быстрого расходования масла, то специалисты осуществляют замену сальника, нередко становящегося причиной утечки.

2) Усложняется переключение передач. Стоит отметить, что затруднение в смене передач может увеличить вероятность возникновения ДТП на дороге, поэтому данную неисправность нужно как можно быстрее изучить и ликвидировать. Ее причиной могут стать:

- Неправильная настройка привода КПП.

- Сцепление работает с недочетами.

- Наличие проблем с винтами крепления шарнира или рычага штока.

- Поломка нескольких элементов привода, выполненных из обычной пластмассы.

- Форма тяги привода была изменена.

Большинство из этих проблем можно решить только в автосервисе путем смены сломанных деталей и правильной настройки КПП.

3) Передачи начинают автоматически выключаться. К этому могут привести следующие неисправности:

- Привод КПП был отрегулирован неправильно.

- В негодность пришли торцы зубьев, синхронизирующих передачи.

- Двигатель из-за поломки опор начинает сильно колебаться, приводя к перескоку передач.

Особенности ликвидации неисправностей схожи с прошлым разделом. Самостоятельно починить КПП стоит только тем автомобилистам, которые уверены в своих знаниях и силах. 

vsepoedem.com

Неисправности коробки передач

Неисправности коробки передач, способы их обнаружения и устранения

При движении автомобиля в коробке передач могут возникнуть следующие неисправности:1. Трудность переключения передач;2. Самовыключение шестерен из зацепления;3. Шум в коробке передач;4. Повышенный нагрев коробки передач;5. Утечка масла.Рассмотрим в отдельности характерные признаки и способы устранения этих дефектов.Передачи переключаются с трудностями по следующим причинам: загрязнены отверстия фиксаторов и ползунов; повреждены поверхности трения ползунов; износились подшипники, шлицы вала и шестерен, торцы зубьев шестерен включения; появились заусенцы на шлицах валов и зубцах муфты синхронизатора; погнулись или ослабли крепления вилок переключения передач.Необходимо снять крышку и внимательно проверить коробку передач. Так, для проверки степени износа шлицев вала и шестерен необходимо рукой покачать шестерню в плоскости оси вала. Если при этом ощутим люфт, значит, изношены детали и требуют замены. Чтобы убедиться в износе подшипников, нужно рукой покачать шестерню в осевом направлении либо поднимать и опускать вал с помощью шестерен. Свободное перемещение вала по оси и ощутимые удары в подшипниках будут указывать на неисправность последних. Неисправные детали необходимо заменить. Погнутые ползуны, вилки переключения попытаться выправить, а ослабленные крепления вилок — надежно закрепить.Нередко бывает так, что передача вообще не включается. Обычно это происходит из-за поломки замков либо фиксаторов. В этом случае следует разобрать крышку и устранить неисправность.В легковых автомобилях иногда затрудненное переключение передач происходит (тугое перемещение вверх и вниз вдоль оси рулевой колонки вала управления) по причине нарушения регулировки механизма переключения передач. Проверку и регулировку механизма переключения передач автомобиля М-21 «Волга» производят так: вначале включают третью передачу и проверяют, находится ли рычаг переключения в горизонтальном положении, полностью ли включаются все передачи, надежна ли фиксация рычагов во всех положениях включенных передач, в том числе и в нейтральном. Если же четкой фиксации нет, значит, происходит неполное включение шестерен.Необходимо изменить длину тяг вывинчиванием или навинчиванием ее наконечников. Регулировка длины тяги на автомобиле «Москвич-408» производится следующим образом: включается прямая передача, при этом внутреннее плечо рычага должно быть расположено перпендикулярно оси рулевого вала, затем длина тяги изменяется двумя контргайками, которые размещены по обеим сторонам рычага управления переключателем.На неисправность коробки передач может указывать также самовыключение шестерен из зацепления, происходящее обычно под нагрузкой. Причины могут быть следующие: а) неравномерный износ зубьев шестерен и синхронизаторов; б) износ сухарей шариков фиксаторов и канавок ползунов; в) ослабление или поломка пружин фиксаторов; г) неполное включение шестерен; д) износ шлицев или подшипников валов.Для выяснения причин неисправностей рекомендуется проверить крепление крышки подшипников вала привода переднего моста и при необходимости затянуть болты крепления. Если это не помогло, необходимо снять механизм переключения и внимательно проверить фиксацию ползунов, состояние и надежность крепления вилок переключения. Если пружина исправная, то шарик фиксатора передает ползуну резкое движение в осевом направлении. Ползун при этом устанавливается в положение фиксации. При ослабленной пружине ползун будет передвигаться медленно. Пружина требует замены. Когда изношены кромки канавки ползунов, ползуны необходимо заменить.При выяснении причин самовыключения шестерен следует, передвигая шестерни рукой по шлицам вала, обратить внимание, нет ли осевого люфта в плоскости оси вала и заедания. Отметим, что качка шестерен на шлицах вала не допускается.Иногда возникает самовыключение каретки прямой передачи из-за неправильного взаимного положения картеров коробки и сцепления. Следует равномерно затянуть болты крепления картера коробки.Характерной неисправностью коробки передач является повышенный шум во время работы. Причины: а) недостаточный уровень масла в картере коробки или масло не соответствует вязкости; б) повышенный износ зубьев шестерен или выкрашивание зубьев; в) износ подшипников валов; г) перекос валов; д) ослабление затяжки фланца карданного вала.Услышав шумы в коробке, нужно проверить наличие и качество смазки в картере, при необходимости долить масло до уровня контрольного отверстия. Проверить гайки крепления крышек подшипников, фланцев кардана. Если шумы не исчезли, необходимо снять крышку коробки передач и найти дефекты. Изношенные детали по возможности заменить на исправные. Шестерни следует заменять комплектно, так как замена только одной шестерни приведет к неравномерному износу поверхностей зубьев и к увеличению шума в коробке передач.Шум шестерен может возникнуть из-за неполного выключения сцепления, а также от неумелого переключения передач. Нужно стремиться к тому, чтобы уравнять окружные скорости шестерен, которые должны войти в зацепление.При совпадении частоты колебаний коробки и двигателя шум увеличивается. В таких случаях следует изменить обороты двигателя и перейти на другую передачу. Желательно проверить и подтянуть крепление двигателя на опорах, картера коробки передач к картеру сцепления и т. д. Если же при переключении передач слышны удары, то вероятнее всего произошло разрушение зубьев шестерен. При одновременном включении двух передач причиной неисправности является поломка замка.В процессе работы двигателя может наблюдаться повышенный нагрев коробки передач. Причинами могут быть: а) ненормальный уровень смазки; б) перекос в зацеплении шестерен; в) заедания валов в подшипниках.Степень нагрева проверяется на ощупь. При смене смазки в коробке передач надо убедиться, нет ли в сливаемом масле крупных металлических частиц. Если они обнаружатся, следует выяснить причину их появления.Основной неисправностью коробки передач является течь масла из картера. Причины: а) ослабление крепления крышек; б) неплотности затяжки болтов и пробок;в) повреждение прокладок; г) увеличение уровня масла против нормы; д) загрязнение сапуна и спиральных канавок; е) трещины в картере.

roadmachine.ru

Основные признаки поломки коробки передач

Коробка передач – один из наиболее важных механизмов любого транспортного средства. И если он выйдет из строя, то это сделает невозможным использование транспортного средства. Этот агрегат отличается своим сложным механизмом, который может затруднить дальнейшее использование транспортного средства. А это значит, что его эксплуатации следует уделять особое внимание. Сегодня мы рассмотрим несколько важных признаков, говорящих о том, что КПП вышла из строя.

Очень важно поручать ремонт коробки передач в нижнем новгороде только профессионалам своего дела. В таком случае вы можете быть полностью уверены в том, что отремонтированный механизм будет служить вам очень долго.

Не выходит включить передачу

На сегодняшний день большая часть транспортных средств в России, все еще оснащается механической коробкой передач. Ее механизм является относительно надежным и простым, но даже несмотря на это он может выйти из строя. И зачастую неисправность таких КПП проявляется тем, что у водителя не получается включить определенную передачу. В момент включения рычаг просто куда-то упирается и невозможно ничего сделать. Существует несколько причин, по которым так ведет себя трансмиссия транспортного средства. В большинстве случаев это может быть из-за низкого уровня масла или же из-за того, что в зимний период степень его густоты существенно возросла.

Наличие запаха гари в салоне

Если во время езды на своем транспортном средстве вы ощущаете запах гари в салоне машины, то это может являться прямым признаком того, что имеются проблемы с трансмиссией. Наличие такого запаха говорит о том, что механизм сильно перегревается, в результате чего и возникают различные проблемы. При этом не следует забывать еще и о том, что масло в КПП заливается не только для исключения высокой нагрузки при трении деталей, но еще и для отвода тепла с шестерней. Поэтому если масла недостаточно, то может возникнуть такой запах. И соответственно в первую очередь следует проверить уровень масла.

Шум на нейтральной передаче

Иногда во время простоя заведенного автомобиля на нейтральной передаче может возникнуть шум, который может изменяться при выжимке сцепления. Если наблюдается шум в такой ситуации, то это является прямым признаком того, что произошел износ подшипников первичного вала.

vsepoedem.com

Основные неисправности коробки передач — Мегаобучалка

Подтекание масла может быть из-за повреждения уплотнительных прокладок, сальников и ослабления крепления крышек картера.

Для устранения неисправности необходимо поменять прокладки, сальники и подтянуть крепления крышек.

 

Шум при работе коробки передач может возникнуть из-за несправного синхронизатора, износа подшипников, шестерен и шлицевых соединений.

Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы.

Затрудненное включение передач может происходить из-за поломок деталей механизма переключения, износа синхронизаторов или шестерен.

Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы.

Самовыключение передач случается из-за неисправности блокировочного устройства, а также при сильном износе шестерен или синхронизаторов.

Для устранения неисправности необходимо заменить блокировочное устройство, вышедшие из строя шестерни, синхронизаторы.

Рис.5. Иерархическое дерево подсистем

Коробка передач присоединена болтами к левой стороне двигателя.

Рис. 6. Коробка передач.

1. Первичный вал.

2. Передняя крышка коробки передач с направляющей втулкой муфты подшипника выключения сцепления.

3. Сальник первичного вала.

4. Пружинная шайба.

5. Установочное кольцо подшипника.

6. Картер коробки передач.

7. Сапун.

8. Игольчатый подшипник вторичного вала.

9. Упорная шайба пружины синхронизатора.

10. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи.

11. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач.

12. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач.

13. Стопорное кольцо синхронизатора.

14. Блокирующее кольцо синхронизатора.

15. Пружина синхронизатора.

16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи.

17. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи.

18. Вторичный вал.

19. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи.

20. Втулка шестерни I передачи.

21. Промежуточный подшипник вторичного вала.

22. Стопорная пластина промежуточного подшипника.

23. Фланец.

24. Защитный чехол.

25. Пружина.

26. Рычаг переключения передач.

27. Стержень рычага переключения передач.

28. Упругая подушка демпфера.

29. Резиновая подушка демпфера.

30. Распорная втулка демпфера.

31. Запорная втулка демпфера.

32. Манжета.

33. Сферическая шайба.

34. Шаровая опора рычага.

35. Корпус рычага переключения передач.

36. Направляющая пластина.

37. Фланец эластичной муфты карданной передачи.

38. Гайка.

39. Уплотнитель центрирующего кольца.

40. Центрирующее кольцо.

41. Сальник заднего подшипника вторичного вала.

42. Задний подшипник вторичного вала.

43. Распорная втулка.

44. Маслоотражательная шайба.

45. Подшипник блока шестерен.

46. Блок шестерен V передачи и заднего хода.

47. Ось промежуточной шестерни заднего хода.

48. Промежуточная шестерня заднего хода.

49. Задний подшипник промежуточного вала.

50. Шестерня 1 передачи промежуточного вала.

51. Скользящая муфта синхронизатора 1 и 11 передач.

52. Шестерня II передачи промежуточного вала.

53. Шестерня III передачи промежуточного вала.

54. Пробка заливного и контрольного отверстия.

55. Промежуточный вал.

56. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.

57. Передний подшипник промежуточного вала.

58. Зажимная шайба подшипника промежуточного вала.

59. Болт зажимной шайбы.

60. Шестерня постоянного зацепления первичного вала.

61. Задний подшипник первичного вала.

62. Стопорное кольцо.

63. Блокировочная скоба заднего хода.

64. Шайбы направляющей пластины.

65. Направляющая планка.

66. Крышка фиксаторов.

67. Пружина фиксатора.

68. Фиксатор.

69. Вилка включения V передачи.

70. Упорная шайба.

71. Стопорное кольцо.

72. Вилка переключения III и IV передач.

73. Шток вилки включения I и II передач.

74. Шток вилки включения III и IV передач.

75. Вилка включения I и II передач.

76. Шток вилки включения V передачи и заднего хода.

Пятиступенчатая коробка передач состоит из трех валов: первичного 1, промежуточного 55 и вторичного 18 с шестернями и синхронизаторами, оси 47 с промежуточной шестерней 48 заднего хода и механизма выборки и переключения передач. Валы и шестерни коробки передач размещены в литом алюминиевом картере 6 и в задней крышке.

Первичный вал 1 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в торце коленчатого вала двигателя, другой - в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник 61 удерживается на валу стопорным кольцом 62 и пружинной тарельчатой шайбой, установленной между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом. В канавке наружного кольца подшипника 61 расположено установочное кольцо 5, которое зажимается между передней стенкой коробки и картером сцепления. Между передней крышкой 2 и наружным кольцом подшипника 61 установлена пружинная тарельчатая шайба 4. Такая фиксация заднего подшипника удерживает вал от осевого перемещения.

На передней части первичного вала нарезаны шлицы, которыми он соединяется с ведомым диском сцепления. Вместе с валом 1 изготовлена косозубая шестерня 60, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 56 промежуточного вала. Прямозубый венец 10 синхронизатора четвертой передачи припаян медью к первичному валу 1. С этим венцом соединяется муфта 11 при включении IV передачи.

Промежуточный вал 55 представляет собой блок четырех шестерен, который опирается передним концом на двухрядный шариковый подшипник 57, а задним концом - на роликовый подшипник 49.

На шлицах промежуточного вала крепится стяжным болтом блок 46 шестерен пятой передачи и заднего хода. Задний конец блока опирается на роликовый цилиндрический подшипник 45. расположенный гнезде задней крышки.

Вторичный вал 18 вращается в трех роликовых подшипниках. Передний игольчатый подшипник 8 расположен в гнезде первичного вала. Промежуточный подшипник 21 расположен в задней стенке картера коробки передач. Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 22, которая крепится к задней стенке картера винтами. Между пластиной и картером зажато установочное кольцо промежуточного подшипника. На валу подшипник зажат втулкой 20 и шестерней заднего хода, которая крепится на валу одной шпонкой вместе со ступицей муфты синхронизатора пятой передачи. За ступицей расположена упорная шайба и втулка, на которой вращается ведомая шестерня пятой передачи. Между втулкой этой шестерни и распорной втулкой 43 зажата маслоотражательная шайба 44. Задний конец вторичного вала установлен на роликовом цилиндрическом подшипнике 42 и на выходе из крышки уплотняется сальником 41. На шлицах вала крепится фланец 37 эластичной муфты. Все детали, расположенные на вторичном валу, поджимаются гайкой 38. На цилиндрическом пояске гайки расположен резиновый уплотнитель 39, а на конце вала находится центрирующее кольцо 40.

На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 16 и 17 третьей и второй передач. Шестерня 19 первой передачи вращается на стальной термообработанной втулке 20, надетой на вал. Каждая из этих шестерен имеет по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 55, а прямозубые венцы соединяются при включении передач с муфтами 11 и 51 синхронизаторов и через них и ступицы синхронизаторов передают крутящий момент на вторичный вал. Ведомая шестерня пятой передачи находится в постоянном зацеплении с большим венцом блока 46 шестерен. С малым венцом блока входит в зацепление промежуточная шестерня 48 при включении передачи заднего хода.

На двух поясках вторичного вала нарезаны по три глубоких паза, в которые входят выступы ступиц скользящих муфт синхронизаторов, что обеспечивает их жесткое соединение с валом.

Синхронизатор III и IV передач состоит из ступицы 12, скользящей муфты 11, двух блокирующих колец 14, пружин 15 и венцов синхронизаторов III и IV передач. Одно блокирующее кольцо синхронизатора соединяется внутренним венцом с прямозубым венцом шестерни 16 III передачи. Это кольцо удерживается на венце шестерни стопорным кольцом 13. Между блокирующим кольцом и опорной шайбой шестерни установлена пружина 15, которая поджимает блокирующее кольцо 14 к стопорному кольцу 13. Другое кольцо синхронизатора таким же образом соединяется с венцом 10 синхронизатора IV передачи первичного вала коробки передач.

Каждое блокирующее кольцо имеет коническую поверхность с мелкой резьбой, к которой прижимается при включении передачи конусная часть скользящей муфты 11. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, что повышает силы трения между кольцом и муфтой.

Скользящая муфта 11 внутри имеет шлицы, а снаружи кольцевую проточку для вилки переключения передач. Муфта расположена на шлицах ступицы 12, которая имеет жесткую связь с вторичным валом. При включении III или IV передачи скользящая муфта, перемещаясь по шлицам ступицы 12, входит в зацепление с малым венцом шестерни 16 III передачи или с венцом 10 первичного вала и соединяет их через ступицу 12 с вторичным валом 18. При этом крутящий момент от первичного вала 1 или шестерни 16 передается на вторичный вал через детали синхронизатора. Аналогичное устройство имеют синхронизаторы 1, И и V передач.

Промежуточная шестерня 48 заднего хода вращается на неподвижной оси 47 на металлокерамической втулке. Ось крепится к перегородке картера гайкой с тарельчатой пружинной шайбой. Другой конец оси установлен в гнезде задней крышки.

Рычаг 26 переключения передач имеет опорный шар, который поджимается к поверхности шаровой опоры 34 пружиной 25. Она фиксируется на рычаге стопорным кольцом 71 с опорной шайбой 70. Сверху к шаровой опоре этой же пружиной прижимается сферическая шайба 33. От проворачивания рычаг переключения передач удерживается штифтом, который заходит в отверстие опоры. В привод переключения передач введен механизм выбора передач, который блокирует случайное включение передачи заднего хода при включении пятой передачи. Он состоит из направляющей пластины 36 рычага, верхней и нижней шайб 64, корпуса 35, блокировочной скобы 63 заднего хода. Перечисленные детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к гнезду зад ней крышки коробки передач. В пазах направляющей пластины 36 установлены подпружиненные направляющие планки, между которыми зажат нижний конец рычага переключения передач. Под действием пружин направляющих планок рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение.

Рис. 7. Схема работы коробки передач.

1. Первичный вал.

2. Вторичный вал,

3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала.

4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи.

5. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи.

6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач.

7. Вилка включения III и IV передач.

8. Стопорное кольцо синхронизатора.

9. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи.

10. Пружина синхронизатора.

11. Упорная шайба пружины синхронизатора.

12. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи.

13. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи.

14. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач.

15. Вилка включения I и II передач.

16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи.

17. Шестерня заднего хода.

18. Ступица муфты синхронизатора V передачи.

19. Скользящая муфта синхронизатора V передачи.

20. Вилка включения V передачи и заднего хода.

21. Рычаг переключения передач.

22. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи.

23. Маслоотражательная шайба.

24. Втулка шестерни V передачи.

25. Распорная втулка.

26. Фланец эластичной муфты.

27. Шток вилки включения V передачи и заднего хода.

28. Шток вилки включения III и IV передач.

29. Шток вилки включения I и II передач.

30. Включатель фонаря заднего хода.

31. Шестерня заднего хода.

32. Промежуточная шестерня заднего хода.

33. Заглушка.

34. Блок шестерен V передачи и заднего хода.

35. Ось промежуточной шестерни заднего хода.

36. Шестерня I передачи промежуточного вала.

37. Блокирующее кольцо синхронизатора I передачи.

38. Ступица муфты синхронизатора I и II передач.

39. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи.

40. Шестерня II передачи промежуточного вала.

41. Шестерня III передачи промежуточного вала.

42. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач.

43. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала.

44. Стопорное кольцо.

45. Тарельчатая пружина.

I. Нейтральное положение.

II. Начало включения III передачи.

III. Полное включение III передачи.

Принцип работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шестерен, которые участвуют в передаче крутящего момента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6, 14 и 19 синхронизаторов или промежуточной шестерни 32 заднего хода при помощи привода переключения передач. При этом изменяются передаточные числа, а значит и величина передаваемого крутящего момента. На прямой IV передаче крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На I передаче момент увеличивается в 3,67 раза, на II передаче в 2,10 раза, на III передаче в 1,36 раза, при включении задней передачи в 3,53 раза, а при включении пятой передачи момент уменьшается в 0,82 раза.

Разберем схемы передачи крутящего момента при включении различных передач.

При включении I передачи муфта 14 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей 38. При этом крутящий момент через шестерню 16, муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал 2. Когда включена вторая передача, то муфта 14 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестерни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вторичный вал будет передаваться через муфту 14 и ступицу 38. Аналогично происходит передача крутящего момента при включении третьей передачи, только через зубчатый венец шестерни.

Когда включена четвертая передача, то муфта 6 синхронизатора соединяет зубчатый венец 4 первичного вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу 18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий момент передается от первичного вала 1 через шестерни 3 и 43 постоянного зацепления на промежуточный вал, от него на блок 34 шестерен и от большого венца блока на шестерню 22 пятой передачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на вторичный вал.

Для включения задней передачи рычаг переключения передач передвигают вправо, затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага переключения передач не уперся в лепесток блокирующей скобы, и перемещают назад. При этом шток через вилку 20, перемещая промежуточную шестерню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и 17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в другую сторону.

При включении передачи заднего хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на шток переключателя заднего хода, и в нем замыкается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый цвет фонаря сигнализирует о включенной задней передаче.

Все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении III передачи показан на схемах I, II, III.

В нейтральном положении (схема 1) блокирующие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным кольцам 8. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий момент от зубчатого венца 12 через блокирующее кольцо 9 не передается.

В начале включения III передачи (схема II) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 9. Между коническими поверхностями возникает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до тех пор, пока не выравнятся скорости вращения вторичного и промежуточного валов коробки передач. Уравнивание скоростей вращения валов происходит за счет трения между блокирующим кольцом и муфтой синхронизатора 6.

При полном включении III передачи (схема III). когда скорости вращения выравняются, сила трения между коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а также между скосами блокирующего кольца и венца 12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 12, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со ступицей 42, и произойдет безударное включение III передачи.

Замковое устройство работает следующим образом: при включении, например, задней передачи шток 76 (см. рис. в начале статьи), перемещаясь, выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь 77, который входит в гнездо штока 74 и одновременно через средний сухарь прижимает другой боковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом, штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой другой передачи.

Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ТАД-17и, которое заливается в картер через отверстие, закрываемое пробкой 54; вместимость коробки передач 1,55 л.

Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя коробки передач, следует регулярно, через каждые 10000 км пробега, проверять и, при необходимости доливать масло, а также проверять визуально отсутствие течи масла. В процессе работы коробки передач масло от воздействия температуры, передающих нагрузок и окисления "стареет", поэтому его следует заменять через каждые 60000 км пробега.

Для сравнения я возьму автоматическую коробку передач.

Автоматическая коробка включает в себя несколько агрегатов, основными являются гидротрансформатор и механическая планетарная коробка передач.

ГИДРОТРАНСФОРМАТОР состоит из двух лопастных машин — центробежного насоса, центростремительной турбины и расположенного между ними направляющего аппарата-реактора. Насос и турбина предельно сближены, а их лопастям придана форма, обеспечивающая непрерывный круг циркуляции рабочей жидкости. НАСОСНОЕ КОЛЕСО жестко связано с коленчатым валом двигателя, а ТУРБИННОЕ — с валом коробки передач. Передача энергии от двигателя к трансмиссии осуществляется потоками рабочей жидкости, которая отбрасывается лопатками насосного колеса на лопасти турбинного колеса. Жесткая связь при этом между двигателем и трансмиссией отсутствует. Это способствует обеспечению работы двигателя и остановке автомобиля с включенной передачей. Наличие такой связи устраняет вероятность того, что заглохнет двигатель, как по неопытности водителя, так и вследствие внезапного возрастания внешнего сопротивления, при котором может произойти полная остановка автомобиля.

Плавность передачи тягового усилия в случае использования гидропередачи повышает проходимость автомобиля при движении по грунтам с плохими сцепными свойствами.

Поскольку гидродинамические передачи не пропускают крутильные колебания от двигателя в трансмиссию, повышается надежность и долговечность элементов трансмиссии, а также силового агрегата в целом. Лопастные колеса гидропередачи (насосное, турбинное, реакторное) практически не изнашиваются.

Собственно по такой схеме работает гидромуфта, которая просто передает крутящий момент, не трансформируя его величину. Чтобы изменять момент, в конструкцию гидротрансформатора введен реактор. Это также колесо с лопатками, однако оно жестко прикреплено к корпусу и не вращается (заметим: до определенного времени). Реактор расположен на пути, по которому масло возвращается из турбины в насос. Лопатки реактора имеют особый профиль, а межлопаточные каналы постепенно сужаются. По этой причине скорость, с которой рабочая жидкость течет по каналам направляющего аппарата, постепенно увеличивается, а сама жидкость выбрасывается из реактора в сторону вращения насосного колеса, как бы подталкивая и подгоняя его. Отсюда сразу два следствия.

Первое — благодаря увеличению скорости циркуляции масла внутри гидротрансформатора при неизменном режиме работы насоса крутящий момент на выходном валу гидротрансформатора увеличивается.

Второе — при неизменном режиме работы насоса режим работы турбины изменяется автоматически и бесступенчато в зависимости от приложенного к валу турбины (читай: колесам автомобиля) сопротивления. Допустим, автомобилю, который двигался по равнинному участку дороги, предстоит подъем в гору. Забудем на время про педаль акселератора и посмотрим, как отреагирует на изменение условий движения гидротрансформатор. Нагрузка на ведущие колеса увеличивается, а автомобиль начинает терять скорость. Это приводит к уменьшению частоты вращения турбины. В свою очередь, уменьшается противодействие движению рабочей жидкости по кругу циркуляции внутри гидротрансформатора. В результате скорость циркуляции возрастает, что автоматически приводит к увеличению крутящего момента на валу турбинного колеса (аналогично переходу на низшую передачу в механических КПП) до тех пор, пока не наступит равновесие между ним и моментом сопротивления движению. По аналогичной схеме работает автоматическая трансмиссия и при старте с места.

Когда автомобиль припаркован, турбинное колесо находится в неподвижном состоянии, однако внутреннее проскальзывание в гидротрансформаторе не мешало двигателю работать на холостом ходу. В этом случае крутящий момент трансформируется в максимально возможное число раз. Зато когда достигнута необходимая скорость, надобность в преобразовании крутящего момента отпадает. Гидротрансформатор посредством автоматически действующей блокировки превращается в звено, практически жестко связывающее ведущий и ведомый валы. Такая блокировка исключает внутренние потери, увеличивает значение КПД передачи, уменьшает расход топлива в установившемся режиме движения, а при замедлении повышает эффективность торможения двигателем. Кстати, одновременно с целью снижения все тех же потерь реактор может освободиться и вращаться вместе с насосным и турбинным колесом.

Зачем же к гидротрансформатору присоединяют КПП, если он сам способен изменять величину крутящего момента в зависимости от нагрузки на ведущие колеса?

Рис.8. Продольный разрез автоматической коробки передач AUDI A8

1. 1-Межколесный дифференциал

2. 2-Насосное колесо

3. 3-Турбинное колесо

4. 4-Гидро-трансформатор

5. 5-Реактор

6. 6-Левая передняя полуось

7. 7-Маслоприемник с фильтром

8. 8-Блок управляющих клапанов

9. 9-Раздаточная коробка

10. 10-Фланец ведомого вала

11. 11-Межосевой дифференциал Torsen

Рис. 9. АКПП, устанавливающаяся на автобусы SCANIA

1. 1-Планетарные передачи

2. 2-Гидротрансформатор

3. 3-Фрикционные пакеты

4. 4-Демпфер крутильных колебаний

5. 5-Фланец ведомого вала

6. 6-Масляный фильтр

Особенность гидротрансформатора такова, что он не может изменять крутящий момент, а также скорость вращения выходного вала в широких пределах. Поэтому законно возникает необходимость в механизме, который смог бы изменять момент и частоту вращения в заданных пределах. Для этого и служит коробка передач. Кстати, необходимость в реверсе возникает постоянно, и без механики здесь не обойтись.

Принцип работы и устройство АКПП аналогичны работе механических коробок с шестернями постоянного зацепления. В механической коробке передач шестерни находятся в постоянном зацеплении, при этом ведомые шестерни свободно вращаются на вторичном валу. Включая какую-либо передачу, мы механически блокируем соответствующую шестерню на ведомом валу. Работа автоматической коробки передач построена на таком же принципе. Если говорить упрощенно — около каждой шестерни стоит фрикционный пакет, состоящий из нескольких фрикционных элементов. Этот фрикционный пакет как раз и фиксирует шестерню на валу с помощью сил трения. Только в автоматической коробке вместо косозубых пар шестерен, как правило, применяются планетарные передачи. Как уже говорилось, кроме гидротрансформатора и планетарного механизма в состав КПП-автоматов входит масляный насос, снабжающий гидротрансформатор и гидравлический блок управления рабочей жидкостью. А также радиатор охлаждения рабочей жидкости.

Интересно то, что рабочая температура автоматической коробки может быть сопоставима с температурой двигателя, а иногда может даже превышать ее. Поэтому автомобили с АКПП имеют специальную систему охлаждения, радиатор которой либо встроен в радиатор системы охлаждения двигателя, либо установлен отдельно и охлаждается воздушным потоком. На старых автомобилях с малым объемом двигателя можно встретить коробки, имеющие воздушную систему охлаждения. На корпусе гидротрансформатора имеется дополнительное внешнее оребрение, с помощью которого и организуется более эффективный отвод тепла.

Имея некоторый опыт, определить количество передач можно и на практике, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом надо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач).

Существенное отличие АКПП от обычных механических коробок заключается в том, что передачи в автоматах переключаются практически без разрыва потока мощности с помощью приводимых гидравликой многодисковых фрикционных муфт.

Сильные рывки при переключении передач практически исключены, поскольку их гасит уже упомянутый выше гидротрансформатор.

За выбор передачи отвечает гидравлический и электронный блоки управления АКПП. Водитель кроме нажатия на акселератор может влиять на процесс смены передач, выбрав зимний или спортивный алгоритм переключения или установив, например, при движении в сложных условиях селектор КПП в специальное положение, которое не позволяет автоматике переключаться выше определенной передачи.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКПП

В автоматических трансмиссиях первого поколения системы управления были целиком гидравлическими. В них формировались сигналы, пропорциональные скорости движения автомобиля (давление скоростного регулятора) и загруженности двигателя (давление клапана-дросселя). В зависимости от соотношения этих двух сигналов в коробке передач и происходили соответствующие переключения. В дальнейшем гидравлику стали использовать только в качестве исполнительной части системы управления. Все остальные функции на современных автомобилях переданы компьютерному блоку управления, который, получая информацию в виде сигналов от многочисленных датчиков, обрабатывает и анализирует ее и принимает решение о переключении передач, обеспечивая при этом и соответствующее качество переключения. Кроме того, электронный блок управления постоянно контролирует исправность системы, записывая в свою память коды неисправностей тех элементов, в которых происходили сбои в процессе работы. Эту способность блока управления называют функцией самодиагностики.

Компьютер управления, включая соответствующий соленоид (клапан, управляемый электромагнитом, формирующий величину управляющего давления), определяет передаточное число на каждой передаче АКПП, при его несоответствии фиксируется ошибка данной передачи (допустим, пробуксовывание фрикционных дисков или разрушение планетарного механизма). Кстати, может анализироваться даже давление, необходимое для включения каждой муфты. Результаты измерения давления включения каждой муфты регистрируются, что позволяет прогнозировать степень износа фрикционных дисков. Это позволяет прогнозировать ресурс работы даже при нормальной работе коробки.

Несмотря на достоинства и недостатки, все типы коробок при правильной эксплуатации и регулярном квалифицированном ТО способны доставить радость владельцам автомобилей своей безотказной работой при пробеге более 200 000 км.

В автомобилях более позднего выпуска в блоках управления стали использовать программируемые запоминающие устройства. Такие устройства позволяют с помощью специальных приборов достаточно оперативно корректировать программы управления, ничего не изменяя в самом блоке управления.

На начальном этапе движения, когда двигатель и трансмиссия еще недостаточно прогреты, необходимо обеспечить их защиту от перегрузок. Для этого в блоке управления имеется специальная программа, в соответствии с которой управление двигателем и трансмиссией осуществляется без обратной связи, то есть без учета фактического состояния двигателя и трансмиссии. В этом случае для принятия решений блок управления использует только данные, записанные в его памяти.

Работа двигателя без обратной связи характеризуется обогащенной смесью, что требует отмены работы системы дожигания отработанных газов и изменения угла опережения зажигания. Для трансмиссии этот режим характеризуется запретом блокировки гидротрансформатора и более поздними по оборотам двигателя переключениями передач.

Рис. 10. Схема автоматической коробки передач

1. вал турбинного колеса

2. солнечная шестерня одинарного планетарного ряда

3. сателлиты одинарного планетарного ряда

4. водило одинарного планетарного ряда

5. шестеренный насос

6. фрикционная муфта

7. фрикционный тормоз

8. коронная шестерня одинарного планетарного ряда

9. обгонная муфта

10. коронная шестерня сдвоенного планетарного ряда

11. водило сдвоенного планетарного ряда

12. длинные сателлиты сдвоенного планетарного ряда

13. короткие сателлиты сдвоенного планетарного ряда

14. большая солнечная шестерня сдвоенного планетарного ряда

15. малая солнечная шестерня сдвоенного планетарного ряда

А - подводимый крутящий момент

Б - отбор мощности

Демонтаж и установка коробки передач

Демонтаж

· Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.

· Снимите аккумулятор и лоток.

· Отверните болты и снимите коробку предохранителей в моторном отсеке и сдвиньте его в сторону, стараясь не натягивать провода.

· Снимите узел воздухоочистителя и впускной воздуховод.

· Отсоедините разъем выключателя.

· Отверните болт и снимите заземляющую шину коробки передач.

· Снимите с корпуса коробки передач рабочий цилиндр сцепления.

· Вытащите скобу крепления трубки на коробке и сдвиньте цилиндр всторону.

· Отсоедините управляющие тросы с рычагов коробки передач.

· Отключите разъем датчика скорости в задней части коробки передач (КП).

· Сверху КП отверните верхние болты крепления коробки к двигателю и верхний болт крепления стартера.

· Подложите клинья под задние колеса, поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и установите ее на опоры. Снимите передние колеса.

· Снимите нижний брызговик под двигателем (если он предусмотрен конструкцией).

· Слейте масло из КП.

· Если предусмотрено конструкцией, отверните болты и снимите усилительную пластину крепления КП к двигателю.

· Снимите крышку картера сцепления, если она предусмотрена конструкцией, отвернув болты.

· Отсоедините приемную трубу глушителя.

· Снимите ведущие валы

· Подсоедините подъемное устройство (электротельфер) к такелажным проушинам двигателя и натяните его так, чтобы оно воспринимало вес двигателя.

· Снимите нижнюю продольную балку опоры силового агрегата следующим образом:

· - отверните два болта и снимите защитную пластину балки;

· - извлеките заглушки и отверните три болта креплений передней опоры силового агрегата к балке;

· - извлеките заглушку и отверните болт крепления задней опоры силового агрегата (ДВС) к балке;

· - если есть, отверните болт и освободите скобу крепления трубки кондиционера к балке;

· - отверните четыре болта и снимите балку;

· - отсоедините электрический разъем стартера.

· Отверните нижний болт крепления стартера и снимите стартер.

· Отверните стяжной болт крепления заднего опорного кронштейна силового агрегата к резиновой подушке.

· Отверните три болта крепления заднего опорного кронштейна силового агрегата к коробки передач.

· Отверните гайку и болт (или два болта на некоторых моделях) и удалите левую опорную стойку силового агрегата из опоры и КП.

· Отверните гайки и болты и снимите левый кронштейн опоры силового агрегата с коробки передач.

· Подоприте Кп домкратом на тележке и отверните нижние болты крепления коробки к двигателю.

· Опустите силовой агрегат и отделите коробку от двигателя, следя за тем, чтобы коробка передач не повисла на первичном валу. Опустите коробку и вытащите ее из-под автомобиля.

Установка

· Перед установкой коробки передач убедитесь, что диск сцепления отцентрирован.

· Дальнейшая установка выполняется в последовательности, обратной снятию с соблюдением следующих рекомендаций:

· затяните весь крепеж требуемым моментом, если он регламентирован техническими условиями;

· установите ведущие валы;

· установите приемную трубу глушителя;

· залейте в коробку передач рекомендуемое заводом-изготовителем масло.

Эксплуатация МКПП (рекомендации)

В процессе эксплуатации автомобиля следует правильно пользоваться коробкой передач во избежание поломок и преждевременного износа.

Стараться двигаться преимущественно на прямой передаче, при техническом наличии её на автомобиле, так как при этом путь крутящего момента получается наиболее коротким, и в его передаче не задействованы лишние шестерни (момент передают только первичный и вторичный валы, которые на прямой передаче соединяются в одно целое; при этом шестерни промежуточного вала, естественно, продолжают вращаться, но крутящего момента не передают), что увеличивает КПД трансмиссии и уменьшает износ;

Переключение передач производить согласно приведённым в инструкции к автомобилю значениям максимальной и минимальной скорости на каждой передаче;

Включение задней передачи при движении автомобиля вперёд, даже на небольшой скорости, категорически недопустимо.

Не следует допускать длительной езды на скорости выше 20 км/ч с выжатым сцеплением, особенно на заднеприводных автомобилях, где это может привести к быстрому износу выжимного подшипника сцепления; нажимать педаль сцепления следует резко, а отпускать — плавно, но не допуская пробуксовки и не трогая акселератор, что значительно ускоряет износ;

Недопустимо на скользкой дороге двигаться с выключенным сцеплением или коробкой передач на нейтральной передаче;

megaobuchalka.ru


Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта