Как самостоятельно сделать балансировку колес. Как отбалансировать колесо
Как правильно балансировать колеса
Правильный баланс колес, это не прихоть, а необходимость, без которой не обойтись сегодня. Однако многие до сих пор не знают, что значит правильная балансировка колеса. И речь идет не об обычных автомобилистах, а о специалистах мастерских шиномонтажа. И поэтому рекомендуется очень внимательно наблюдать за работой шиномонтажника, и выбирать шиномонтажную мастерскую очень тщательно. Так как от этого зависит ваше безопасное перемещение на автомобиле.
Если учитывать то что, в процессе вращения неуравновешенная масса колеса создает свою особенную центробежную силу, которая обладает своим вектором приложения и увеличивающейся пропорционально увеличению скорости вращений, то можно сделать следующие выводы:
- В сборе баланс колеса, в основном зависит от автомобильной шины, а не от геометрии диска колеса. Это очень легко объяснить: на баланс большее влияние оказывает самые далекие участки собранного колеса.
- Чем большую скорость имеет колесо, тем серьезнее последствия грозят авто, например, могут выйти из строя элементы ходовки благодаря сильной вибрации, повышается износ резины.
В процессе изготовления покрышек, дисков, камер, невозможно создать идеально сбалансированное изделие. Главную часть дисбаланса привносит покрышки. Так как они наиболее удалены от эпицентра вращения. Так и возникает необходимость балансирования колес. Так как неправильная балансировка колес делает езду на автомобиле не очень комфортной, она также сильно влияет на износ деталей подвески. Самым уязвимым считается ступичный подшипник, который обязательно нужно будет менять, если ездить на несбалансированных колесах.
Сделать балансировку намного дешевле, чем менять изношенные покрышки и детали. Довольно часто встречаются люди, которые осуществляют балансировку только на передних колесах автомобиля. Мотивируя это тем, что ведущие колеса нуждаются в этом больше, и нет необходимости тратить деньги на балансирование задних колес. Это огромное заблуждение, так как такая экономия способна только разрушить все элементы задней подвески.
На сегодняшний день существует несколько видов балансировки колес:
- Со снятием колеса на специальном станке;
- Осуществляется непосредственно на самом автомобиле, называется финишная;
- Автоматическая – бисерная или порошковая.
Как правильно осуществляется балансировка колес?
Статическая
В том случае, когда колеса имеют статический дисбаланс, по оси ращения их вес не равномерный, они обладают тяжелыми местами. Данное место будет с огромной силой бить по дороге, и чем больше скорость колеса, тем сильнее будет ощущаться статический дисбаланс.
Для того чтобы избежать данное явление производится статическая балансировка. Такую услугу предлагает каждая шиномонтажная мастерская. На специальный станок помещают колесо, и в процессе его вращения автоматика точно определяет степень его дисбаланса, и показывает на какое именно место необходимо установить дополнительный груз.
Грузы существуют двух видов:
- С кронштейном, его принято крепить на край диска и использовать, как правило, только на штампованных дисках;
- На клеевой основе, применяется на кованых и литых дисках.
Динамическая
Сразу стоит заменить, что подобную услугу оказывает не каждая мастерская шиномонтажа. Так как оборудование, которое используется в мастерских очень старое.
Для чего необходима динамическая балансировка? Чем профиль колеса шире, тем вероятнее при движении получить динамический дисбаланс, относительно плоскости вращения колеса.
Финишная
Этот вид балансировки, как правило, осуществляется после основной статической или динамической. Специальное оборудование, балансировочный стенд, устанавливается под подвешенное ТС, колесо раскручивается до скорости девяносто километров в час, а автоматика в это время осуществляет точные замеры, и безошибочно указывает то место, куда следует установить груз. Для этого вида балансировки необходимо специальное оборудование, которое есть только у специализированных шиномонтажных центров.
Автоматическая
Данный вид балансировки принято использовать только на автобусах и грузовых машинах. Осуществляется это таким образом – специальные балансировочные гранулы засыпают колесо, это специальный мелкий бисер, очень редко используется песок, так как он обладает высоким абразивным эффектом. Под действием центробежной силы, во время движения, к внутренней поверхности шины притягивается специальный балансировочный материал, что и приводит к самобалансировке.
На легковом транспорте этот вид балансировки не применяется, так как не существует возможности точно определить, какое количество материала следует засыпать в каждое колесо. Вес колеса дополнительно увеличивается тоже.
Правильная балансировка колеса
Максимально качественную балансировку гарантирует выполнение ряда правил:
- Диск обязательно необходимо очистить от любой грязи. Довольно часто ее очень много и не только на внутренней части, но и на внешней. Автоматика рассчитывает какое количество груза необходимо повесить в ту или другую часть колеса. Если вы сбалансировали грязное колесо, то вы рискуете потерять весь баланс на первой же кочке, после того как комки грязи отвалятся от вашего диска;
- Рекомендуется снимать все старые балансировочные грузы;
- Довольно часто встречаются такие ситуации, когда шина до конца не встает на свое место. Заметить снаружи это не всегда удается, а влиять на балансировку подобное может довольно сильно;
- Колпаки из пластмассы, которые очень часто одевают сразу после процедуры балансировки, тоже способны значительно увеличить дисбаланс в только что сбалансированных колесах.
Как часто следует осуществлять балансировку колес?
Частота проведения балансировки колес, которую рекомендуют разная. Одни говорят что ее необходим осуществлять каждые десять тысяч километров, другие каждые двадцать тысяч. Но совет такой, если вы стали чувствовать, что при движении начинает бить руль, или присутствует лишняя сильная вибрация корпуса, то вам необходимо посетить шиномонтажную мастерскую. Таким образом, вы, возможно, сможете сэкономить на более дорогом ремонте.
Как правильно определить дисбаланс колес?
В первую очередь, необходимо учесть то, что дисбаланс может появиться не только в статическом положении колеса, но и в динамике. Что в первом, что во втором случае отсутствие баланса вызывает несовпадение инерции и осей вращения. Далее рассмотрим два вида дисбаланса по отдельности:
- Статический дисбаланс: появляется в том случае, если ось инерции параллельна имеющейся оси вращения, на оси вращения сам центр тяжести отсутствует. Это говорит о том что по длине окружности вес колеса распределен не равномерно. Для того чтобы проверить наличие статического отсутствие баланса необходимо надеть колесо на ось, которая свободно вращается, тщательно прокрутить и обратить внимание на то что после пары маятниковых движений оно полностью остановится. И в таком случае. Центр тяжести авто колеса располагается в самой нижней точки.
- Динамический дисбаланс: проявляется только тогда, когда вес колеса имеет по ширине распределение веса неравномерно. Из этого следует, что для определения дисбаланса необходимо использовать вращение на большой скорости.
Также следует знать, что статический дисбаланс не устраняется по средствам грузиков в обыкновенных шиномонтажных мастерских. Так как в таких шиномонтажках могут устранить только динамический дисбаланс.
Существует ли оптимальный дисбаланс?
В обычных условиях добиться идеального распределения центробежной силы и идеальной балансировки колес невозможно. Но предельно допустимые нормы все же существуют.
Необходимо обратить свое внимание на то что если превышен предельно допустимый дисбаланс, при оптимальной геометрии дисков, шины можно считать бракованными. Их не то чтобы можно, их просто необходимо заменить по гарантии в магазине, где они были приобретены, или просто вернуть продавцу резины и забрать обратно все свои деньги. Но прежде чем предъявлять претензии необходимо учесть что на качество любых измерений оказывает значительное влияние несколько немаловажных факторов. Это, в первую очередь, наличие кусков грязи на самом диске, они в свою очередь тоже обладают своим весом и могут в значительной степени исказить показание приборов.
Помимо этого, принято считать, что для того чтобы получить более точный результат, необходимо измерить геометрию дисков и шин по отдельности. Это справедливо в том случае, если балансировка осуществляется на старом оборудовании. Современные шиномонтажные комплексы работают с помощью лазерных технологий, это дает возможность проводить различные измерения и без демонтажа автомобильной шины с диска.
И еще, рекомендуется обратить внимание на окружающие вас инструменты и оборудование. Все обязательно должно быть аккуратно и чисто, и в рабочем состоянии. Балансировочный станок обязан быть установлен на подушке из бетона и очень надежно зафиксирован, иначе все его показания не серьезны, и вы просто так заплатите деньги.
Лапы станка, который предназначен для бортировки шин должны быть оснащены специальными пластиковыми накладками, которые дают возможность избежать царапин на дисках. Набор инструментов обязательно должен решать все возникшие проблемы, которые могут быть связаны с осуществлением основных этапов работы. Также рекомендуется задать мастерам вопрос о том, когда в последний раз балансировочный станок и манометры проходили специальную проверку, должны быть документы которые могут это подтвердить. Это довольно важно, и поэтому владельцы современных шиномонтажных центров регулярно это делают.
Чего никогда не должны делать в хороших центрах шиномонтажа:
- Не должны бить по колесу железной кувалдой или молотком, ни при каких обстоятельствах;
- Не берутся за балансировку грязного колеса, так как в этом нет какого-либо смысла, потому что диск и шину необходимо тщательно очистить от грязи;
- Перед процессом балансировки не оставляют старые грузки, это запрещено категорически;
- При установке колеса на ступицу пневматическим гайковертом не закручивают ни в коем случае ни гайки, ни болты. Пневматикой откручивать можно, а затягивать и закручивать исключительно только вручную, иначе на ступице центровка колеса не может быть гарантированна;
- С применением любого вида нагрева не ремонтируют ни одни легкосплавные диски, так как литой диск после нагрева сразу можно выбросить;
- Радиальные шины с поврежденным каркасом не ремонтируют, речь в основном о боковых порезах, так как конструкция радиальной шины не подразумевает ремонт каркаса, он не ремонтопригоден, и его дальнейшее использование может быть опасно для жизни.
- Клиенту не запрещают убедиться в результатах балансировки колеса, чаще всего напротив монитора станка балансировочного делают окно, через него клиент может наблюдать все данные на экране, с комнаты отдыха или улицы.
- От вопросов клиента ни когда не отмахиваются и всегда очень подробно все объясняют, зачем, что и как. Работнике шиномонтажа вежливы и компетентны в любых рабочих вопросах.
- Газовыми смесями не рекомендуется ни в коем случае качать шины. Баллон со смесью азота может присутствовать для тех, кто качает колеса газом, но навязывать все эту бесполезную трату денег хороший мастер просто не станет.
- Клиентов не отпускают до тех пор, пока давление во всех четырех колесах не проверят, даже если ремонту подлежало только одно.
Всегда помните, что все услуги, которые оказывают все шиномонтажные мастерские, непосредственно влияют на безопасность вашего движения на автотранспорте, и поэтому очень рекомендуется следить за качеством осуществления всех работ и настаивать на соблюдении абсолютно всех технологий и правил.
vremya-sovetov.ru
Балансировка колес своими руками - Ведущий авто портал / Ведущий авто портал
Содержание статьи
Балансировка относится к обязательным видам техобслуживания автомобиля, ведь от исправности колес зависит безопасность водителя и пассажиров, а также исправность элементов ходовой части. Процесс балансировки в условиях шиномонтажной станции не занимает более 20 минут, однако, в крайнем случае, ее можно осуществить и самостоятельно.
Что такое дисбаланс
Дисбаланс – это нарушение распределения массы колеса в сборе относительно его горизонтальной и вертикальной оси. Он может быть вызван износом резины или повреждением диска. Дисбаланс может быть двух видов: статический и динамический.
В первом случае вращательная ось колеса смещается относительно оси инерции, тем самым, сдвигая центр его тяжести вверх или вниз. Если поддомкратить автомобиль и прокрутить колесо, подверженное статическому дисбалансу, то прежде чем остановиться, оно обычно делает несколько движений, в одну и другую сторону, напоминая движение затухающего маятника. Во всех последующих случаях оно будет останавливаться аналогично, причем внизу всегда будет самая тяжелая часть колеса.
Статический дисбаланс не так опасен, как динамический, и, как правило, в первое время может привести только к быстрому износу шин. Но если своевременно ситуацию не исправить, он может стать причиной динамического, что намного опасней.
Дисбаланс динамического типа характеризуется пересечением оси вращения с осью инерции, что нарушает распределение массы колеса не по вертикали, а по горизонтали, заставляя диск выписывать «восьмерку».
Зачем нужна балансировка, и в чем ее суть
На колесо автомобиля во время движения действует сразу несколько сил, равномерно распределяющихся по его окружности. Даже самый незначительный изъян, связанный с их распределением, неизбежно приведет к дисбалансу колеса и возникновению вибрационных процессов в ступичном подшипнике. К примеру, при дисбалансе, составляющем 15 г, на скорости автомобиля в 100 км/час дополнительная нагрузка на ступицу колеса будет приравниваться ударам по ней трехкилограммовой кувалдой с периодичностью 13 раз за секунду.
Задача балансировки заключается в том, чтобы вернуть колесу его нормальный баланс, при котором оно будет нормально вращаться. Добиваются этого посредством свинцовых грузиков, специальным образом размещаемых на колесном диске. Результатом балансировки должно стать максимально равномерное распределение массы колеса относительно его осей.
Когда нужно проводить балансировку
Колеса обязательно нужно балансировать в таких случаях:
- при смене сезонных шин, а если используется всесезонка – раз в год;
- после каждого ремонта шины или диска;
- перед поездкой на дальнее расстояние;
- при возникновении вибрационных процессов;
- при появлении неравномерного износа резины.
Обязательно нужно производить балансировку и при установке новых шин.
Что нужно для осуществления балансировки своими руками
Для того чтобы осуществить балансировку в домашних условиях потребуются:
- автомобильный домкрат;
- набор гаечных ключей;
- кусочек мела или маркер;
- комплект балансировочных грузиков;
- небольшой молоток.
Грузики можно приобрести в любом автомагазине или на авторынке. Они бывают двух видов: набиваемые и клеящиеся. Первый тип чаще всего используется для литых дисков. Набиваемые грузы имеют специальный кронштейн, при помощи которого они крепятся к краю обода путем набивания. Они прочно держатся и редко отпадают.
Клеящиеся грузы могут применяться для любых дисков. Крепятся они посредством специального клеящего слоя. Такие грузики более удобны в монтаже, однако, имеют один недостаток – при перепаде температур клеящий слой теряет свои способности, из-за чего грузы нередко отпадают.
При балансировании колеса важно не перегрузить его. Для каждого типа и размера шин предусмотрен допустимый вес, превышать который не рекомендуется.
Ниже приведена таблица с указанием типов шин, допустимых масс балансировочных грузов к ним и предельно допустимого биения (отклонения от осей).
Посадочный диаметр, в дюймах | |||||||||
Радиальные | Диагональные | ||||||||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Предельно допустимая масса грузов, г | 50 | 60 | 70 | 70 | 70 | 80 | 100 | 140 | 120 |
Предельно допустимое радиальное биение, мм | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Предельно допустимое боковое биение, мм | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Сразу обозначим, что самостоятельная балансировка может производиться исключительно при статическом дисбалансе. Избавиться от динамического дисбаланса можно только при наличии профессионального оборудования.
Балансируем колеса самостоятельно
Автомобиль устанавливаем на ровной площадке и фиксируем его с помощью башмаков или подручных средств. С помощью домкрата приподнимаем кузов машины со стороны того колеса, которое планируем балансировать. Если это одно из ведущих колес, выключаем передачу, чтобы оно могло свободно вращаться. Если колесо вращается с усилием, нужно расшплинтовать и немного открутить ступичную гайку. После этого удаляем с диска старые грузики, если они там есть. Кроме этого, потребуется понизить давление в шине, стравив воздух, а также удалить с нее грязь и камни, застрявшие в протекторе.
Теперь можно приступать к балансировке. Для этого рукой прокручиваем колесо против часовой стрелки и ждем, когда оно остановится. После полной остановки мелом делаем вертикальную отметку на боковине шины вверху. Далее таким же образом вращаем колесо за часовой стрелкой, выжидаем, пока оно замрет, и снова отмечаем мелом верхнее положение. Теперь необходимо измерить расстояние между нашими отметинами и найти средину. Это и есть самая легкая точка колеса, которую нам и нужно будет утяжелить с помощью грузов.
При помощи молотка набиваем грузы на края обода в тех местах, которые мы отметили мелом. Для начала можно взять грузики по 10-15 г. Раскручиваем колесо, дожидаемся его остановки.
Грузы должны оказаться внизу. Если этого не произошло, значит, их вес слишком мал. Снимаем грузы и ставим на их место более тяжелые, например, по 30 г. Крутим колесо. Если грузы после его остановки окажутся внизу, их нужно будет немного раздвинуть в противоположные стороны, смещая по краю диска. Вращая диск и разводя грузы, необходимо добиться, чтобы колесо каждый раз останавливалось в разных положениях. Это будет свидетельствовать о том, что мы насколько можно равномерно распределили вес колеса относительно оси инерции, т.е. статически отбалансировали.
miravto24.ru
Балансировка колес своими руками по старинке, на станке и гранулами: как проверить » АвтоНоватор
Балансировка колёс – одно из мероприятий, обеспечивающих устойчивость автомобиля на дороге и влияющих на безопасность движения. Многие автовладельцы считают, что качественную балансировку могут сделать только специалисты СТО. Отчасти они правы, но не всегда существует возможность обращаться к мастерам, а затягивать с процедурой нельзя. В этой ситуации можно выполнить балансировку колёс своими руками в условиях гаража. Существуют способы проведения этой процедуры без профессионального оборудования.
Почему нужна балансировка
Неравномерный износ резины или повреждения диска приводят к дисбалансу, то есть нарушению распределения массы колёс относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей. Существует дисбаланс двух видов:
- Статический, когда ось вращения смещается по отношению к оси инерции и начинает двигать центр тяжести вверх и вниз.
- Динамический, когда ось вращения пересекается с осью инерции, нарушая распределение массы колеса по горизонтали. Диск во время движения автомобиля выписывает восьмёрку.
Различают два вида дисбаланса: статический и динамический
Дисбаланс вызывает вибрацию колёс во время движения. Несбалансированность колёс, особенно при движении на большой скорости, ухудшает управляемость, увеличивает длину тормозного пути, приводит к преждевременному износу деталей ходовой.
Разбалансированные колёса во время движения на большой скорости становятся причиной потери управления. Но даже если авария не случилась, постоянная вибрация приводит в негодность подшипник ступицы, а со временем и поломке всей ходовой системы ТС.
Задача процедуры — вернуть колёсам баланс во время вращения. Результат балансировки – равномерное распределение массы колеса относительно осей вращения.
Как часто проводить
Чётких и конкретных рекомендаций для всех автомобилей по частоте проведения балансировки нет. Всё зависит от условий эксплуатации ТС, состояния колёс, других факторов. Специалисты рекомендуют проводить балансировку:
- Во время смены резины. В солидных СТО процедура входит в стоимость услуги по «переобувке» авто.
- Если произошёл удар колесом о какой-либо предмет или попадание в яму. Такие ситуации приводят к повреждению диска и разбалансировке колеса.
- После 15000 км пробега. За сезон мало кто из автолюбителей накручивает такое количество километров, поэтому стандартному автомобилю достаточно балансировки при смене шин.
- Каждые 8000 км любителям агрессивного стиля вождения.
- Перед поездкой на расстояния более 1500 км.
Признаки дисбаланса
Главный сигнал о дисбалансе – появление вибрации. Интенсивность передающейся в салон вибрации зависит от степени дисбаланса. Порой на скорости машина начинает буквально дрожать всем кузовом.
Характер вибрации говорит о том, какие колёса разбалансированы:
- передние дают толчки в руль;
- задние заставляют вибрировать задние сидения.
Другими признаками дисбаланса являются увеличившийся расход топлива, шуршание шин при движении, неравномерный износ и регулярное спускание шин.
Способы балансировки
Воспользовавшись советами бывалых водителей, можно самостоятельно провести балансировку по старинке без применения специального станка. Это займёт больше времени, чем затратил бы мастер в сервисе, но поможет сэкономить средства.
При должном желании балансировку колёс можно проводить самостоятельно в гаражных условиях
Для самостоятельного выполнения процедуры понадобятся следующие приспособления и материалы:
- домкрат;
- балансировочные грузики;
- мел или маркер;
- набор ключей.
Интересно! Чтобы отбалансировать колёса на литых или кованых дисках, целесообразно приобрести самоклеящиеся грузики. Но в зимнее время такие грузики могут отклеиться от перепадов температур.
Для проведения балансировки необходимы балансировочные грузики
Без снятия колеса
Процесс самостоятельной балансировки состоит из следующих этапов:
- Подготовительный. Колёса очищают от грязи, застрявших в шинах камней, снимают колпаки, понижают давление в шине, снимают старые грузики. Домкрат устанавливают с одной стороны ТС, освободив 2 колеса. Проверяют свободное вращение колёс. Если колесо крутится тяжело, необходимо расшплинтовать его и ослабить ступичную гайку.
- Определение лёгкой точки. Колесо прокручивают против часовой стрелки и ждут его остановки. Отмечают верхнюю точку. Затем крутят колеса по часовой стрелке и вновь отмечают верхнюю точку. Середина между двумя отметками – лёгкая точка.
- Установка грузиков. Молотком набивают на найденную точку грузики весом от 10 до 45 граммов начиная с лёгких. После этого раскручивают колесо и ждут его остановки. Грузики должны оказаться внизу. Если получилось не так, лёгкие грузики снимают и набивают более тяжёлые. Использовать на одно колесо груза более 60 граммов не рекомендуется.
- Статическая балансировка. Как только после остановки грузики оказались внизу, их начинают раздвигать в разные стороны. Колесо начинают вращать и разводить грузики. Задача процесса – добиться, чтобы колесо каждый раз останавливалось в разном положении. Как только это начало получаться, вес распределён равномерно, то есть достигнут статический баланс.
В такой последовательности проводят процедуру с каждым колесом. Чтобы проконтролировать правильность выполненной балансировки, нужно проехать на авто не менее десяти километров со скоростью более чем 90 км/час. Если при движении не ощущаются толчки и постукивания, значит, всё выполнено правильно. При неправильном выполнении процедуры появляются специфичные толчки в руль.
Для собственной уверенности при первой самостоятельно выполненной балансировке можно пройти диагностику на СТО. Если мастера подтвердят, что всё было сделано правильно, в дальнейшем можно заниматься процедурой самостоятельно.
Важно! Самостоятельная балансировка в гараже допустима только при статическом дисбалансе. Устранение динамического дисбаланса требует применения оборудования. Специалисты рекомендуют обращаться в сервис, если на машине стоит поношенная резина и старые погнутые диски. Без спецоборудования самостоятельно отбалансировать такие колёса невозможно.
На самодельном стенде
Облегчить процесс балансировки можно, изготовив в гараже самодельный стенд. В этом случае не придётся извлекать из колеса тормозные колодки и ослаблять ступенчатую гайку.
Самодельный стенд упрощает процесс балансировки колеса
Стенд монтируют из старой ступицы с рабочим подшипником. Ступицу устанавливают на каркас таким образом, чтобы колесо свободно вращалось, а вся конструкция стойко держалась на поверхности. В качестве каркаса удобно использовать вертикальные металлические стойки, между которыми крепится колесо. Дальнейшие действия по балансировке совпадают с предыдущим методом выполнения процедуры.
На станке
Даже опытный автомобилист в гаражных условиях проводит балансировку «на глазок». Поэтому полной уверенности в правильности процесса быть не может. В специализированных мастерских балансировка выполняется на станках с компьютерным управлением.
Современные СТО оборудованы балансировочным станками с ЧПУ
Станок состоит из конусообразной опоры для установки колеса, вращающего электромотора и датчиков. Колесо вращается при выполнении шиномонтажа, и одновременно компьютер определяет вибрацию и давление. Показания датчиков помогают точно высчитать вес и место установки грузиков.
Мастерские оборудованы двумя видами станков:
- Ручными – на которых мастер измеряет колесо линейкой и вручную вводит данные.
- Автоматическими – информация считывается датчиками и выводится на монитор в цифровом или графическом виде.
По типу используемых опор станки делят на:
- Мягкие, измеряющие параметры колеса, учитывая колебания опор.
- Жёсткие, измеряющие давление и фазу ротора.
Интересно! На жёстких станках можно тестировать различные детали, но качество и точность измерений по этой причине снижается.
Большинство современных сервисов оснащено автоматическими балансировочными станками. Мастер надевает колесо на вал, зажимает его болтами и раскручивает. Датчики определяют точки торцевого биения. Компьютер определяет интенсивность толчка и подсчитывает массу груза, который необходимо прикрепить в высчитанную точку. Компьютер также сообщит, если балансировку колеса провести невозможно.
Балансировка гранулами
Один из новейших методов балансировки колёс – использование специальных гранул вместо грузиков. Суть методики – засыпание в покрышку специальных гранул, скользящих во время движения во внутреннем пространстве. Такое свободное перемещение устраняет дисбаланс во время движения на скорости.
Современные методики балансировки колёс предусматривают использование микробисера
Преимущество такого метода состоит в том, что гранулы засыпают один раз, и они выполняют предназначенную функцию всё время эксплуатации покрышки. Минус данного способа балансировки – высокая стоимость гранул. Поэтому балансировка этим способом в настоящее время не прибрела популярность.
Видео: балансировка колёс своими руками
Ошибки во время процедуры
Если процесс балансировки проведён с нарушением технологии, то проблема вибрации в лучшем случае не будет решена, а в худшем — дополнительно усугубится. Самые распространённые ошибки:
- Балансировка при наличии грязи на колесе. Дополнительный дисбаланс может нарушить даже камешки, застрявшие в протекторе. Общая картина даже на точном оборудовании будет нарушена, а вывести колесо в ноль не получится.
- Балансировка колеса, у которого нарушена геометрия шины или диска. Если диск имеет даже незначительные вмятины или перекосы, его предварительно нужно прокатать на специальном станке. Рихтовка диска молотком или другими ударными инструментами недопустима.
- Неправильное затягивание болта ступицы на балансировочном станке. Излишние усилия приведут к нарушению центровки колеса, и балансировка будет неправильной.
- Нарушение технологии установки шины на диск. Часто даже опытные монтажники выполняют работу с нарушением технологии. В результате колесу придаётся дополнительная инерция.
- Нарушение центровки во время установки колеса на ось ТС. Такая проблема возникает вследствие нарушения порядка затягивания болтов. Если даже правильно сбалансированное колесо установлено с перекосом, оно будет давать вибрацию.
Чтобы не столкнуться с подобными неприятностями, необходимо тщательно выбирать автосервис и контролировать работу мастеров. Квалифицированные специалисты дают гарантию на собственную работу и показывают результаты балансировки на дисплее станка. Если мастер запрещает присутствие владельца авто во время работы или не даёт гарантию, от его услуг целесообразно отказаться.
Балансировка колёс – важный элемент контроля технического состояния ТС. Своевременно проведённая процедура поможет не только повысить безопасность и комфортность езды, но и продлить срок службы автомобиля, предотвратив преждевременный износ деталей ходовой системы.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!carnovato.ru
Балансировка колес автомобиля, правила, цена и технология
Несмотря насколько современный и новый у вас автомобиль, через определенное время или проехав некоторую дистанцию, нужно будет балансировать колеса. Какими бы не были дорогими диски или покрышки, данная процедура неизбежна, и откладывать её на потом лучше не стоит. Некоторые водители не обращают внимания на балансировку колес, вспоминают, когда руль начинает дребезжать, а автомобиль бросать со стороны в сторону на скорости.
Балансировка колес – несложный процесс, за счет которого уменьшается неуравновешенность колеса во время вращения. Такое действие на колесо автомобиля вызвано центробежной силой. Начинающие водители иногда считают, что балансировать колеса нужно очень редко, раз в год, а то и реже. С одной стороны они правы, если выезжать на автомобиле раз в месяц и на короткие дистанции, но при повседневной езде балансировать колеса нужно в обязанном порядке, хотя бы 1-2 раза в сезон.
Какие бывают виды дисбаланса
За время существования балансировки колес, специалисты выделили два основных вида дисбаланса – статический и динамический.
Для статистического дисбаланса, как правило, ось вращения колеса и ось инерции параллельны. В таком случае биение колеса будет продольным, в результате центр тяжести шины смещается в одну сторону, а масса диска будет распределяться неравномерно по всей его длине. Такой дисбаланс очень хорошо ощущается в салоне автомобиля даже на малых скоростях, машина словно подскакивает, а руль невозможно поймать.
Динамический дисбаланс чаще встречается в автомобилях, особенно с шинами широкого профиля и появляется в случае, когда ось инерции и ось вращения не совпадают. Сам дисбаланс появляется, когда центр тяжести меняется в определенной точке диска, в таком случае шину будет бросать со стороны в сторону, то есть вес неправильно распределен по ширине, а не по высоте. Обычно такой вид дисбаланса, даже грубый заметен на скорости свыше 40 км/час, автомобиль начинает бросать со стороны в сторону, а рулевое колесо дребезжит и бьет по рукам.
Не исключена ситуация, когда на шине может быть одновременно оба дисбаланса, но ситуация не столь критична. Исправить такое можно на любом станке для балансировки, для легкосплавных дисков советуют применять современные станки на основе лазерной методики, тогда результат будет значительно лучше.
Стоит ли делать балансировку колес автомобиля
Иногда неопытные водители задаются вопросом: нужно ли балансировать колеса автомобиля? Однозначный ответ: да! С такой процедурой не стоит затягивать, так как последствия могут быть самыми непредсказуемыми. От некомфортного управления автомобилем, до частичного выхода из строя ходовой части. От вибрации диска и ходовой части могут раскрутиться болты, вырвать шаровую опору или вовсе отвалится от ступицы.
Как показывает статистика, разбалансировка 14" диска на 20 грамм, на скорости 90 км/час и выше равносилен сильному удару кувалды, весом 3 кг по деталям подвески автомобиля. Учитывая частоту вращения шины на скорости, получается как минимум 800 таких ударов за минуту. Принудительно заставить балансировать колеса автомобиля никто не в праве, даже сотрудники ГИБДД, но стоит помнить, что поскупившись на балансировке, в будущем придется выложить денег в десять раз больше на детали подвески и ремонт ходовой части.
Элементарные примеры несвоевременной балансировки колес автомобиля – быстрый износ шин, что ведет за собой снижение срока их эксплуатации. Из-за постоянного дисбаланса и виляния шины, протектор быстро изнашивается, а шина стирается неравномерно. Таким образом, недавно купленная покрышка может отходит несколько сотен километров и прийти в негодность.
Еще один неприятный момент, если не балансировать колеса автомобиля – это снижение безопасности движения автомобиля. Как правило, не бывает такой ситуации, что на все 4 колеса действует центробежная сила в одном направлении, исключением могут быть только суперкары и элитные автомобили за баснословные деньги. В обычном случае каждый диск с шиной имеет свою центробежную силу с определенными характеристиками. Чем неровней дорога, тем тяжелей становится управлять автомобилем, а если попасть на выбоину, то вообще можно потерять управление и попасть в ДТП.
Третий вариант отказа от балансировки это выход из строя и повышенный износ подвески. В первую очередь выходят из строя подшипники самой ступицы, в результате чего ступица полностью может отпасть в самый непредсказуемый момент. Так же плохая балансировка колес передает вибрацию на руль, это дискомфорт для водителя и пассажиров. Это минимальный список того, что может быть, если не балансировать колеса.
Как часто нужно балансировать колеса автомобиля?
Чаще всего вопрос о том, насколько часто нужно балансировать колеса автомобиля возникает и новичков. Нет четких нормативов, когда нужно балансировать или после какого километража пробега. Но водители с опытом выделяют все же некоторые предложения, когда стоит проводить балансировку колес автомобиля.
Первое и самое главное правило – при каждой смене покрышек, будь-то они новые или б/у, проводится балансировка колес автомобиля, чтоб выровнять центробежную силу, так как переобувка дисков или шин смещает центр тяги. По километражу рекомендуют проводить балансировку после каждых 5000 километров пробега автомобиля на одних колесах.
В случае ремонта подвески или частой езде по плохой дороге (попадание в выбоины) стоит чаще проводить балансировку колес, нежели 5000 километров, обычно рекомендуют после 1000-1500 километров. В случае появления вибрации кузова, в салоне, на рычаге кпп или руле, зачастую на скорости 60 км/час и выше, балансировку не стоит откладывать.
Вывод достаточно прост, балансировку колес автомобиля нужно проводить каждый раз, когда вы проводите процедуру переобувки или смене шин, плюс ко всему, учитывая состояние дорог, балансировку колес нужно проводить чаще.
Как проходит балансировка колес автомобиля
Балансировку колес автомобиля проводят на специальных станках для балансировки, которые могут отследить центр тяжести. Основой такого станка может быть как примитивный компьютер, так и целая система, с лазерными датчиками и множеством измерительных механизмов. Такой станок автоматически определяет место отклонения и указывает где нужно установить балансировочный грузик.
В зависимости от типа диска будет меняться и вид грузика для балансировки колес, для стальных дисков со специальной скобой-крепежом, для легкосплавных дисков специальные грузики с посадкой на внутреннюю часть обода. Сами грузики выполнены с цинка или чаще свинца, но в меру развития технологий появились и стальные грузики. Масса устанавливаемого грузика зависит от меры дисбаланса, для литых дисков выпускаются грузики от 5 до 60 грамм с шагом в 5 грамм. Для стальных дисков эти рамки от 5 до 100 грамм, так же с шагом 5 грамм. Такие грузики в любом случае устанавливаются в случае балансировки колес автомобиля.
Чем большей массы требуется установить грузик, тем вероятней становится показатель, что нужно проверить геометрию диска или правильность его сборки, правильно ли направлен протектор. На штампованные диски или по-другому стальные устанавливают набивные грузики, они крепятся на ребро диска за счет набивки между диском и покрышкой, с типа установки во время балансировки и пошло их название.
Для легкосплавных дисков такие грузики для балансировки не подойдут, во-первых, испортит весь внешний вид, а во-вторых, можно легко повредить диск. Обычно для такой балансировки используют специальные грузики, они устанавливаются на внутреннюю сторону диска, они так же одеваются на ребро диска, такие грузики относят к классу набивных, но по внешней структуре они отличаются. Чаще ставят самоклеющиеся грузики, на клейкой основе, отсюда и пошло название – липучка. Удобство липучек в том, что их легко ставить, практически незаметны после балансировки. Внешний вид липучек если и заметен, то в разы привлекательней набивных грузиков. Но для таких грузиков поверхность должна быть идеально ровной, без сколов и слоения покрасочного материала.
Так с чего же начинается процесс балансировки колес автомобиля. В любом случае, независимо от марки, модели автомобиля или характеристик дисков, их нужно демонтировать с автомобиля. Зачастую рекомендуют снимать шины поштучно: по технологии снял, отбалансировал, поставил, снял следующее колесо - проходят по кругу автомобиля.
В зависимости от СТО и оборудования на ней, первое, что необходимо сделать перед балансировкой – это очистить покрышку и диск от грязи, камней и посторонних предметов. Не стоит игнорировать камни, застрявшие в протекторе, они так же влияют на балансировку колеса. В обязанном порядке шина должна быть без проколов и хорошо держать давление, в ином случае балансировка будет бесполезной. Поэтому внимательно осмотрите шину и убедитесь, что оно не спускает.
Далее весь процесс зависит от квалификации специалиста, который занимается балансировкой колес и от самого оборудования, на котором будет проводиться процедура, но 90% от специалиста. Если СТО работает на современном оборудовании, то специалист сам проверит на наличие неисправностей шины и промоет её от грязи на специальном станке. Чтоб имитировать ступицу автомобиля во время балансировки, есть специальная металлическая пластина. В зависимости от количества отверстий в диске, соответственно подбирается пластина.
Надев металлическую пластину на диск, и тщательно закрутив гайки, специалист отправляется к станку для начала процесса балансировки колес автомобиля. В зависимости от станка, процесс определения неровности может отличаться. Самый обычный балансировочный станок определит точки дисбаланса и покажет, с какой стороны и какого веса нужно установить грузик. Если же используется балансировочный станок с лазерными датчиками, то система покажет все недочеты, в том числе и геометрию диска, по отдельности диск и шину, но естественно и цена балансировки колес автомобиля будет больше.
Определив место дисбаланса, специалист начинает устанавливать грузики, набивая или наклеивая на диск. После набивки грузиков, процедура проверки наличия дисбаланса снова проверяется и в случае надобности грузики заменяются или добавляют новые. В таком цикле процедуру балансировки колес автомобиля, определения дисбаланса и установку грузиков повторяют, пока дисбаланс не станет равен нулю или близок к нулю.
Не исключен вариант, что диск может потерять свою геометрию и его придется прокатывать, только тогда переходить к балансировке колес автомобиля. По завершению всех необходимый этапов балансировки, шина снимается с оси станка, далее специалист снимает металлическую пластину с диска и отдает шину для установки на автомобиль. По советам опытных водителей, балансировку колес стоит проводить парами. Если решили балансировать одно из передних колес, то обязательно проведите балансировку второго переднего, даже если нет на то причин. Перестраховаться и проверить никогда не будет лишним.
Основные правила для хорошей балансировки колес
Как и в любой технологии или процедуре есть определенный перечень правил или советов, придерживаясь которых можно достичь лучшего результата.
Балансировка колес автомобиля не исключение, так как данный процесс использует законы физики, а значит лучше придерживаться правил.
- Перед началом балансировки колес автомобиля, убедитесь, что геометрия колеса правильная, иначе весь процесс будет бессмысленным;
- Вес грузика для балансировки колеса с нормальной геометрией не должен быть больше 60 грамм. Если требуется грузик большей массы, то стоит проверить геометрию диска, правильную сборку диска и шины, и изношенность покрышки;
- Допустимое отклонение при повторной балансировке колеса автомобиля должно быть не больше 5 грамм. Если шину сняли с балансировочного станка, а потом снова вернули его, то именно такое должно быть максимальное отличие, не больше;
- Чем больше колесо, тем крепче и надежней оно должно быть установлено на ось балансировочного станка, в ином случае это повлияет на качество балансировки;
- Сборка диска и шины, для каждого колеса индивидуальное, поэтому допускают небольшое отклонение на каждую сторону колеса, массой 10 грамм;
- До начала балансировки колеса автомобиля, диск и шина должны быть очищены от пыли, грязи и других деталей в протекторе. Такие факторы очень сильно влияют на правильную балансировку колес;
- Покрышка должна быть одета правильно и по борту диска (чаще всего это касается процедуры переобувки автомобиля с летней на зимнюю резину). Установив на автомобиль, шина станет на место почти сразу же, а вот балансировка нарушится;
- Не последнюю роль в дисбаланс шины могут внести пластиковые колпаки на колесах, чаще всего проблемы возникают с колпаками низкого качества. С появлением дисбаланса сначала перепроверьте правильность установки колпаков и только потом приступайте к балансировке колес автомобиля.
Как видим, процедура балансировки колес автомобиля не такая и сложная, но в домашних условиях, без специального оборудования практически невозможно сделать балансировку. Лучше всего балансировать колеса на проверенных СТО, или поспрашивать у знакомых, где они проходили данную процедуру. Неопытный специалист только ухудшит дисбаланс, а не устранит его.
В случае появления колебаний рулевого колеса или вибрации кузова автомобиля не затягивайте и не откладывайте на потом балансировку колес, иначе потом придется выложить в десять раз больше на поврежденные детали подвески или кузова автомобиля.
neauto.ru
Как самому сделать балансировку колес
Содержание статьи:
Балансировка колес
Сегодня важно помнить, что, будучи в хорошем состоянии, колеса не только гарантируют водителю и пассажирам безопасное передвижение, а еще и серьезным образом влияют на состояние всего механизма автомобиля. Первым и главным видом технических действий, которые выполняют для приведения в норму ходовых характеристик машины, является балансирование колес.
Почему надо балансировать колеса
Хотя время изобретения первого круглого колеса уходит вглубь на многие тысячелетия, но до сих пор довести его до идеально состояния человечеству не удалось. Постоянные деформации во время передвижения, механические повреждения, любой малейший изъян в общей конструкции автомобиля – все это приводит к неравномерному распределению массы и нарушает баланс.
Чем нам грозит несбалансированность?
Как правило, появляется вибрация, теряется управляемость, а это значит, что увеличивается возможность дорожно-транспортного происшествия. И даже если худшего не случилось, постоянное вибрирование разрушает подшипник ступицы, а со временем может привести к поломке и остальных элементов ходовой системы.
Несбалансированность колес
К примеру, когда автомобиль с колесами диаметром 14 дюймов движется со средней скоростью в 90-110 км/ч, а дисбаланс колеса составляет 20г, получаемая диском энергия нагрузки будет равносильной тому, если бы его постоянно ударяли молотом весом в три килограмма более 13 раз в секунду. Можем представить себе, что случится после такой поездки на длительное время. Именно для недопущения подобного надо вовремя балансировать колеса.
Как часто балансировать колеса
На сегодняшний день нет четкой системы правил, как часто надо делать балансировку. Но существует ряд рекомендаций. Если используется всесезонная резина, проверять баланс надо не менее раза в год. Также рекомендуется проводить такое обслуживание и после смены зимних покрышек летним вариантом.
Особенно стоит обратить внимание на состояние колес при планировании дальней поездки, это обеспечит уверенность в безопасности и оптимизирует затраты на топливо: ведь несбалансированные колеса существенно повышают его расход. Не помешает сделать балансирование и после латания прокола шины или рихтования деформации диска. В большинстве случаев понимание о надобности проверить баланс можно почерпнуть из состояния покрышек. Неравномерно стертая поверхность говорит о такой нужде.
Как самому сбалансировать колесо
Все понятие балансировки заключено в произведении последовательности специальных действий, дабы предельно точно соотнести точки распределения массы каждого элемента колеса на ось его вращения. Проще говоря, центром тяжести обязательно должна выступать вращательная ось. Для этого надо найти проблемный участок и увеличивать его массу балансировочным грузом до момента, пока не получим удовлетворительного результата. Повторяем аналогично с каждым колесом.
Используя специально оборудование на станции технического обслуживания это сделать довольно просто, а вот как поступить, если хочется заняться балансировкой лично? В этом случае нам понадобятся грузики 30 г, их можно приобрести в магазине автозапчастей.
Обычно они делятся на два вида: те, которые крепятся с помощью липкой ленты, и набивные, крепящиеся на кронштейнах. Лучше отдать предпочтение последним, потому как клей может плохо реагировать на низкие температуры и груз попросту отвалится. Обзаведитесь домкратом, кусочком мела и найдите подходящий ключ для снятия ступицы. Набивать груз лучше небольшим молотком.
Так как само колесо со ступицы нами сниматься не будет, то необходимо приподнять нужную сторону машины с помощью домкрата. Обязательно проверьте, выключена ли передача, если рассматриваемое колесо ведущее. Расшплинтовав и чуть-чуть отпустив гайку ступичного крепежа, производим визуальный осмотр покрышки на места скопления засохшей земли или какого-либо другого постороннего мусора.
Тщательно удаляем все, не забывая и о старых грузах. Теперь крутим колесо в обратном направлении и дожидаемся его остановки. Обозначаем вершину с помощью мела, вращаем колесо в другую сторону и также делаем отметку верхней точки. Именно посредине этих отметин мы имеем точку с максимальной легкостью. Набиваем балансиры под метками молотком и вновь вращаем колесо. Теперь грузики окажутся снизу.
Таким образом, мы получили нижнюю точку баланса. Продолжаем крутить колесо и смещать грузы в противоположные стороны пока не добьемся, чтобы колесо перестало делать остановки в других положениях. Все действия повторяем и для остальных колес.
Похожее
comments powered by HyperCommentsautofeel.ru
как делают (видео) и как часто нужна
Балансировкой называется процесс уравновешивания инерционных масс, воздействующих на ось при вращении колеса. Рассмотрим, как происходит балансировка колес, а также когда ее нужно проводить.
Физика процесса
Неуравновешенные массы при вращении создают центробежные силы с собственным вектором направления. Чем больше масса, тем большая инерционная сила появляется при вращении. В итоге мы получаем вибрации при разгоне, торможении или в каком-то отдельном скоростном режиме. Чтобы избежать такого эффекта, масса колеса должна быть равномерно распределена относительно оси вращения (центра). С точки зрения физики, процесс описывается формулой вычисления центробежной силы:
- m – неуравновешенная масса.
- w – угловая скорость (скорость вращения).
- R – радиус удаления неуравновешенной массы от оси вращения.
Из указанной формулы видно, что центробежная сила зависит от скорости вращения, расстояния от оси вращения до неуравновешенной точки и массы места в точке. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
- при увеличении скорости вращения колеса негативное воздействие неуравновешенных масс будет увеличиваться, что значит усиление вибраций;
- чем дальше точка неуравновешенной массы находится от центра оси вращения, тем большее ее влияние на величину центробежной силы. Именно поэтому неровности резины вызывают куда большие вибрации, чем соизмеримые неуравновешенные массы колесного диска.
Ввиду особенностей производства резины, сделать идеально ровные покрышки чрезвычайно сложно. Именно поэтому для балансировки колес используются специальные грузики, которые крепятся как можно дальше к краю колеса.
Виды разбалансировки
Дисбаланс может быть 2 типов:
- статический – неравномерное распределение массы по длине окружности. Иными словами, если провести диагональ, то на противоположных концах диагонали будут разные массы. Определить такую разбалансировку можно, если покрутить колесо, закрепленное на свободно вращающейся оси. Колесо с ярко выраженным статическим дисбалансом будет всегда останавливаться в одинаковом положении, так как самая тяжелая точка всегда будет ближе всего располагаться к центру земного притяжения;
- динамический дисбаланс – неравномерное распределение массы колеса по ширине. При вращении неуравновешенные массы, расположенные под углом к оси инерции, будут стремиться расшатывать колесо со стороны в сторону.
В случае с железными дисками для балансировки используются преимущественно набивные грузики, которые плотно садятся в наружную и внутреннюю каемки диска. Для легкосплавных колес используются универсальные самоклеящиеся балансиры. Недостаток клеящихся грузиков в недостаточно надежном способе крепления. Воздействие дорожных реагентов, перепады температур, налипание грязи и мойки высокого давления негативно сказываются на клеевом слое, поэтому клеящиеся компенсирующие грузы чаще теряются в процессе эксплуатации, нежели набивные экземпляры.
На территории России действует межгосударственный ГОСТ 4754-97, регламентирующий пороговые значения дисбаланса, а также максимальную массу корректирующих грузиков для одного колеса.
Когда нужна балансировка
Балансировать колеса необходимо в следующих случаях:
- после снятия и установки резины. При этом не важно, обуваете вы новые диски в старую резину либо меняете покрышки на старых дисках. Даже новая резина в обязательно порядке должна быть отбалансирована после бортировки;
- при сезонной замене резины. При этом рекомендовано производить балансировку, даже если у вас двое пар колес, а поэтому установка и снятие резины с дисков не производятся. Обосновывается это тем, что в процессе эксплуатации диск (особенно железный) и резина подвергаются нагрузкам при проезде неровностей, коих на наших дорогах предостаточно. Поэтому со временем расположение масс нарушается и требуется новая балансировка колес;
- после жесткого попадания в глубокую яму, удар о бордюр и прочие ударные нагрузки.
Также в качестве профилактической меры рекомендуется производить балансировку колес каждые 10-15 тыс. км. Если указанные рекомендации кажутся вам излишней предосторожностью либо пустой тратой денег, ознакомьтесь с последствиями, к которым приводит эксплуатация авто с дисбалансом колес.
Почему экономить на балансировке невыгодно
Чем чревато игнорирование рекомендаций:
- ухудшается курсовая устойчивость автомобиля. Особенно это опасно на скользких покрытиях, так как вероятность потери контроля над авто увеличивается в разы. При этом ухудшается тормозной путь автомобиля;
- неравномерный износ резины;
- детали подвески и рулевого управления получают десятикратную нагрузку. Именно поэтому экономия на балансировке колес может обернуться для вас дорогостоящим ремонтом. В первую очередь пострадают: рулевая рейка, наконечники, втулка рулевых тяг, шаровые опоры, а также ступичные подшипники.
Если стоимость деталей подвески, скорее всего, не испугает автомобилистов, владеющих бюджетными иномарками и отечественными авто, то владельцы машин премиум-класса, к примеру, Audi либо даже WV Passat B5, должны призадуматься, так как стоимость алюминиевой подвески нельзя назвать гуманной. Ремонт рулевой рейки в любом случае встанет вам в копеечку.
Правила балансировки
В условиях статистической шиномонтажной станции исправить могут только динамический дисбаланс, поскольку коррекция статической неуравновешенности требует специализированного оборудования. Рассмотрим простые правила, которые помогут вам, как клиенту шиномонтажной станции, выявить грубые нарушения при балансировке колес.
- На станок устанавливаются только очищенные от грязи диски и резина. Внутри протектора не должно быть камней, так как все это скажется на точности регулировки.
- Все старые грузики удаляются при каждой новой балансировке колеса.
- Станок должен быть установлен на горизонтальной плоскости и быть жестко закреплен.
- Площадь для наклейки грузика предварительно должна быть обезжирена и высушена.
Как это ни грустно, но визуально определить качество балансировки колес невозможно. Корректность во многом зависит от изношенности станка, точности и периодичности калибровок, а также квалификации мастера. При преодолении максимально допустимого веса балансировочных грузиков на одно колесо, установленного ГОСТ 4754-97, следует спустить колесо и повернуть резину относительно диска на 180º.
3D-балансировка
3D-балансировка колес – наиболее прогрессивный способ устранения дисбаланса. Главные особенности процесса:
- колесный диск отдельно от шины сканируется лазерами, что позволяет точно определить радиальные и осевые биения;
- осуществляется предварительная балансировка диска;
- после бортировки станок создает геометрическую 3D-модель колеса. На мониторе дисбаланс показан не только в цифровом виде, но и в виде графика, с выделенными точками минимума-максимума. Сканирование помогает определить положение диска относительно покрышки, при котором будет наименьшее биение;
- шина сдувается, а затем бортируется по выставленным меткам;
- колесо проходит финальную балансировку.
autolirika.ru
Изучаем балансировку колес
Многие владельцы автомобилей сильно недооценивают такую процедуру техобслуживания своего «железного коня» как балансировка колес. Однако любой механик скажет вам, что от правильной балансировки колес зависит не только корректная работа автомобильной подвески, но и срок ее эксплуатации. Несложно догадаться, что регулярное и правильное выполнение данной процедуры в разы увеличивает безопасность движения на дороге. При этом, осуществлять балансировку колес необходимо достаточно часто, особенно если с ними проводились еще какие-то манипуляции – замена дисков или шин. Поскольку сегодня практически на каждой СТО можно осуществить балансировку, проблема эта в принципе перестает быть проблемой.
1. Как выполняется балансировка колес
Главная цель, с которой осуществляется балансировка колес – это, конечно же, обеспечение равномерного распределения массы колеса и всех его деталей относительно оси, на которой оно вращается. Для безопасной езды очень важно, чтобы центр масс находился непосредственно на оси вращения. Благодаря этому колесо будет давать минимальные колебания во время движения, поскольку центр масс не будет смещаться от центра вращения.
При осуществлении балансировки колес очень важно учитывать, чтобы они были уравновешены в разных направлениях оси. В противном случае во время движения колеса могут очень сильно вибрировать, ускорится их износ, а также износ подвески в целом. В частности, последствием неправильной балансировки может стать:
1. Разрушение подшипников, которые находятся в ступицах колес. Если разрушение произойдет непосредственно во время движения, существует очень большой риск того, что колесо может отлететь прямо «на ходу». Не секрет, что подобное дорожное происшествие может привести к плачевному результату.
2. Ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием, поскольку из-за вибраций колеса контактное пятно становится очень нестабильным. В свою очередь отсутствие нормального сцепления приводит к тому, что водителю становится очень трудно управлять транспортным средством. При необходимости резко остановить автомобиль, его тормозной путь может увеличиться даже вдвое. То есть движение на таком авто становится очень опасным.
3. Изнашивается протектор. То есть очень быстро утрачиваются его основные технические параметры, необходимые для обеспечения устойчивости автомобиля.
4. Вибрация от колес передается даже на рулевое управление автомобилем, что вызывает повышенную утомляемость водителя во время управления автомобилем.
Для непосредственного выполнения балансировки колес вам обязательно понадобится балансировочный станок. Основой данного устройства является конус крепления, благодаря которому положение колеса выравнивается автоматически. При этом в процессе работы ориентация осуществляется на центр оси вращения.
Сама же процедура заключается в том, что при установке станка колесо на нем максимально интенсивно раскручивается, при этом мастер периодически осуществляет перемещение специальных грузиков из свинца (они находятся на диске). В момент остановки колеса его положение является случайным и не всегда правильным. Подобным образом осуществляется грубая балансировка.
Чтобы осуществить более точную балансировку колес, применяется электронный станок, в которые вносятся исходные параметры колеса. После этого установка сама выдает место и вес установки свинцовых грузиков. Грузики для балансировки колес могут использоваться разные. По мнению специалистов, наиболее оптимальным вариантом для этого являются набивные, которые особенно удобно использовать в зимнее время. Связано это с тем, что такие грузики будут удерживаться на колесе и при расширении дисков. Однако, если установить таковые на колесо является невозможным, приходится использовать клеящиеся.
Теперь давайте разберемся в вопросе, почему же балансировку колес практически нереально выполнить в домашних условиях? В первую очередь, это связано с отсутствием станка. Даже если он и есть у вас, для правильного выполнения процедуры очень важно осуществить его правильную настройку. Не менее важным фактором также является мастерство самого мастера, который будет осуществлять балансировку. В частности, именно мастер определяет то, насколько готово само оборудование к выполнению подобной задачи, насколько правильно оно откалибровано. В противном случае, результат балансировки будет неудовлетворительным.
При осуществлении балансировки колес также необходимо учитывать следующие нюансы:
1. Перед тем как приступать к выполнению процедуры, обязательно вымойте колеса.
2. Удалите старые балансировочные грузики, которые использовались для настройки колес ранее.
3. Закрепив колесо в станке, биение его шины в радиальном и боковом направлениях необходимо обязательно замерить, чтобы полученные результаты балансировки можно было сверить с исходными.
4. Если перед балансировкой вы осуществляли замену шин, при их установке обязательно следует использовать специальный раствор или смазку. Без нее шина может стать неровно, что вызовет полную разбалансировку колеса. Если же в процессе работ не удается правильно сбалансировать колесо, стоит еще раз обратиться к шинам, проверить правильность их установки. Убедиться в этом можно, либо просто постучав по ободу колеса, либо увеличив давление в шине. В последнем случае неправильность установки шины будет заметна даже визуально.
5. Если вы хотите добиться максимально точной балансировки колес, выбирайте для этого те мастерские, которые предлагают так называемый «3D шиномонтаж». Благодаря наличию лазерного прибора все необходимые параметры будут настроены с точностью до миллиметра. Преимуществом такого прибора является возможность осуществлять балансировку колес с учетом их дефектов.
2. Периодичность балансировки
С точностью определить время для проведения следующей операции по балансировке колес практически невозможно. Ведь зависит этот факт от того, в каких условиях эксплуатируются колеса, какие манипуляции с ними проводятся. В том числе влиять на необходимость выполнения данной операции может даже частое посещение автомойки – под большим давлением старые грузики могут попросту отлетать. В таком случае балансировка нужна в обязательном порядке.
Еще одной причиной, из-за которой необходимость в балансировке может возникать намного чаще, может быть привычка водителя осуществлять очень резкие старты, а также осуществлять повороты на высокой скорости. В результате этого протектор шин начинает изнашиваться очень неравномерно, искажается и балансировка. Если же на высокой скорости преодолевать такие помехи как ямы или лежачие полицейские, может даже деформироваться диск колеса, что вызовет необходимость не только в балансировке, но и замене дисков. Наиболее типичными ситуациями, когда без балансировки практически невозможно обойтись, являются следующие:
1. Сезонная замена шин или колес.
2. Если вы очень резко влетели в яму, ударились об бордюр, проскочили на скорости лежачего полицейского.
3. После каждых 15 000 км пробега, на чем особенно настаивают производители автомобилей. Но, как правило, при замене сезонной шины выполнять данную операцию приходится даже чаще (если речь не идет о таксистах).
4. Перед тем, как отправиться в длительную поездку, за которую вам придется преодолеть более 2 000 км. По возвращении можно будет осуществить еще одну балансировку, которая точно не будет лишней.
Чем чаще вы эксплуатируете свой автомобиль и чем агрессивнее ваша езда, тем чаще придется заниматься балансировкой. Не стоит забывать, что от правильности положения колес напрямую зависит ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров.
3. Причины балансировки и первые признаки дисбаланса колес.
Когда именно необходимо осуществлять обязательную балансировку, мы уже упомянули в предыдущем разделе. Однако отдельно нужно сделать акцент на том, какие внешние признаки могут указывать на то, что ваши колеса находятся в дисбалансе:
1. Во время движения вы явно ощущаете, как бьется руль вашего автомобиля. Подобный признак, вероятнее всего, будет свидетельствовать о дисбалансе в одном из передних колес, хотя нарушения правильности хода колес задней подвески все равно не исключаются. При этом, если биение руля ощущается очень интенсивно, скорее всего существует необходимость и в замене подшипника ступицы автомобиля. Тянуть с решением подобной проблемы не стоит, так как наличие вибраций может привести даже к разгерметизации системы охлаждения автомобиля.
2. При езде заднюю часть автомобиля заносит в разные стороны. Кроме дисбаланса такое «поведение» авто может быть вызвано проблемами с подвеской. В частности, это может быть износ или наличие трещин в стойках или сайлентблоках балки. При этом балансировка будет нужна в любом случае – и просто при наличии виляний, и после ремонта задней подвески.
Для того чтобы не допустить возникновения крайне неприятных ситуаций с автомобилем и не подвергать себя опасности, не стоит пренебрегать проведением балансировки. Значительно увеличить периодичность между проведением данных процедур можно только в том случае, если вы будете максимально осторожно и бережно передвигаться по дороге, не превышая скорость и избегая дорожных неровностей.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today