Трансмиссионные масла: типы, марки и классификация SAE, API. Классификация трансмиссионных масел для акпп
Трансмиссионное масло - типы, марки и характеристики
Цены на продукцию от 560 руб.
Коробка передач (автоматическая или ручная) – одна из самых важных частей автомобиля, точно так же как центральная нервная система для человека. Стабильность работы КПП зависит, в первую очередь, от качества смазочных материалов. Но это не значит, что любое устройство, которое относиться к трансмиссии можно смазывать именно трансмиссионным маслом. Если коробка передач совмещена с главной передачей, тогда используйте моторное масло. Для автоматических коробок передач противопоказано использовать моторные и трансмиссионные масла. Этот агрегат довольно-таки специфичен, поэтому для его эффективной работы следует использовать маловязкую жидкость, именуемую в Европе как масло ATF (Automatic Transmission Fluid). Автовладельцы обычных легковушек, грузовых автомобилей с классической компоновкой, включая полноприводные и некоторые переднеприводные, пользуются исключительно трансмиссионными маслами.
Моторное и трансмиссионное масло состоит из 3 типов основ:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Между синтетическими и минеральными основами относительно шестерни коробки и экономических преимуществ нет большой разницы, но минеральные выгоднее. Полусинтетическое масло применяется в сильно нагруженных передаточных механизмах и механизмах, где требуется EP-характеристики.
Масла для узлов трансмиссии выбирают в зависимости от двух критериев – удельные нагрузки в механизме и скорость относительно скольжения. В соответствии с этими критериями, масла подбирают исходя из степени вязкости и количества противозадирных присадок. В состав масла с противозадирными присадками входят сернистые соединения, которые во время критических режимов способствуют возникновению различных модификаций металла. Верхний слой материала не вырывается, а образует задиры и преобразовывается в слой тонкой пленки, которая со временем становится продуктом износа. Хотя за время работы в тяжелых условиях материал и поддаётся химическим «разъеданиям», но общий износ гораздо меньший.
При выборе трансмиссионных масел следует обращать внимание на климатические условия, в которых будет эксплуатироваться ТС, вязкость и область применения масла. Итак, все по порядку.
Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости
Класс вязкости | Температура достижения динамической вязкости 150 мПа*с, °С | Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с | |
не менее | не более | ||
Зимнее трансмиссионное масло | |||
70W | -55 | 4,1 | - |
75W | -40 | 4,1 | - |
80W | -26 | 7 | - |
85W | -12 | 11 | - |
Летнее трансмиссионное масло | |||
90 | - | 13,5 | 24 |
140 | - | 24 | 41 |
250 | - | 41 | - |
Всесезонное трансмиссионное масло | |||
80W-90 | -26 | 13,5 | 24,0 |
85W-90 | -12 | 13,5 | 24,0 |
85W-140 | -12 | 24.0 | 41,0 |
Все чаще владельцы легковых автомобилей используют масла для трансмиссий двух классов – GL-4 и GL-5 (по отечественной классификации соответственно классы ТМ-4 и ТМ-5). Масла GL-4 используются для «ручных» коробок передач и для редукторов со спирально-конусными или гипоидными главными парами в легких условиях работы. Масла класса GL-5 применяются как для средних, так и для достаточно тяжелых условий работы в редукторах с гипоидными и другими видами передач. Возможно применение этого масла и в обычных коробках передач.
API Классификация трансмиссионных масел относительно эксплуатационных свойств
Класс по API | Класс по ГОСТ | Свойства масла | Область применения |
API GL-1 | TM-1 |
На основе базовых масел без добавления присадок. В некоторых случаях в небольшом количестве добавляются ингибиторы коррозии, антиокислительные и противопенные присадки без противозадирных компонентов, легкие депрессорные присадки |
Масло для передач, которые эксплуатируются в легких условиях. Применение: спирально-конусные передачи, цилиндрические передачи, червячные передачи, механические коробки передач (без синхронизаторов) в грузовых автомобилях и сельскохозяйственных машинах, работающих при невысоких скоростях и низких нагрузках. |
API GL-2 | TM-2 | Содержат противоизносные присадки |
Масла для передач и червячных передач транспортных средств, работающих в условиях низкой тяжести. Применение: для смазывания трансмиссии тракторов и с/х техники. |
API GL-3 | TM-3 | Содержат до 2.7% противоизносных присадок (уровень эксплуатационных свойств MIL-L-2105) |
Масло для коробок передач, работающих в условиях средней тяжести. Применение: для смазывания передач грузовых автомобилей. Нельзя применять в гипоидных передачах. |
API GL-4 | TM-4 | Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок (уровень эксплуатационных свойств MIL-L-2105) | Масла для передач, которые работают в различных условиях. Применение: для ступенчатых коробок передач, рулевых механизмов, в главных, конусных и гипоидных передачах, имеющих малое смещение осей. Также применяются в транспортных средствах для перевозки пассажиров, грузов. Гипоидные передачи, которые эксплуатируются при высоких скоростях и при малых крутящих моментах, а также при малых скоростях и при высоких крутящих моментах. Обязательно в составе должны быть высокоэффективные противозадирные присадки. |
API GL-5 | TM-5 | Содержат до 10% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок (уровень эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D) |
Масла для самых нагруженных передач, которые работают в самых тяжелых условиях (большие скорости скольжения, значительные ударные нагрузки). Основное назначение – для гипоидных передач с значительным смещением осей, а также для конических колес с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. |
Поскольку масла для АКП (автоматических коробок передач) не подчиняются требованиям API, ведущие производители данных типов коробок передач разработали отдельные спецификации автоматических трансмиссионных жидкостей ATF (Automatic Transmission Fluids).
Выделяют такие спецификации:
- масла для автоматических коробок передач производства «Дженерал моторс» (General Motors): масло Dexron, Dexron II, Dexron III и Allison;
- масла для АКП производства «Форд» (Ford): Мегсоn - V2C 138-CJ или М2С 166Н.
Типы спецификаций можно найти на канистрах и банках масла. Так как на европейские автомобили установлено коробки передач компании ZF, то для заливки применяют масла по спецификации «Дженерал моторс». Владельцам автомобилей Ауди (Audi), БМВ (BMW) и Мерседес (Mercedes) последних лет выпуска следует обратить внимание на тип масла, которое заливают в коробку передач. Для КПП этих марок машин используют исключительно синтетическое масло для автоматических трансмиссий. Во избежание дальнейших проблем с трансмиссией, пользуйтесь инструкцией по эксплуатации и техническим описаниям Вашего транспортного средства. Если у вас возникнут вопросы относительно того, какое масло лучше заливать, вы всегда можете обратиться к нашим менеджерам, или использовать подбор масла по марке автомобиля.
Также в ассортименте нашего интернет-магазина представлено моторное масло, компрессорное масло, масло редукторное, различные пластические смазки и строительная химия.
Полезная статья? Поделись с друзьями! Возникли вопросы?Звони +7 (499) 110-36-69
Популярные товары
divinoloil.ru
Классификация трансмиссионных масел: характеристики, фото и видео
В автомобиле применяется ряд рабочих жидкостей, которые обеспечивают его долгосрочную исправную работу в течение всей эксплуатации. Одной из таких жидкостей является трансмиссионное масло. Оно предназначено для смазки зубчатых соединений, которые находятся ручных КПП, механизмах рулевого управления, ведущих мостах и раздаточных коробках. В статье рассматриваются трансмиссионные масла: классификация по SAE и API, а также размещено видео о разных видах классификации масел.
В нашей стране для классификации смазочных материалов используется стандарт ГОСТ 17479.2–85. Главными критериями разделения масел является вязкость и эксплуатационные характеристики. По вязкости смазочные вещества делятся на 4 класса: 9, 12, 18, 34. Исходя из области применения и эксплуатационных качеств, трансмиссионные смазки делятся на 5 групп. Смазочные материалы, входящие в первую группу, не содержат присадок. В остальных присутствуют присадки, защищающие от износа. Чем выше группа, тем эффективнее добавки. К пятой группе относятся универсальные смазки для трансмиссий.
На российском рынке появилось большое количество иностранной продукции для автомобилей, поэтому стали применять классификацию согласно международных стандартов.
Существует несколько международных систем квалификации:
Загрузка ...Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
SAE
Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE. Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких. По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.
Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя. Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей. Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.
Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП). Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались. Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения.
Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.
По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:
- 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
- 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.
Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.
Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:
Класс вязкости | Max температура для вязкости 150 000 сП, градусов | Кинематическая вязкость при температуре 100 градусов, мм2/с | |
не менее | не более | ||
Зимние | |||
70W | -55 | 4,1 | — |
75W | -40 | 4,1 | — |
80W | -26 | 7,0 | — |
85W | -12 | 11,0 | — |
Летние | |||
80 | — | 7,0 | 11,0 |
85 | — | 11,0 | 13,5 |
90 | — | 13,5 | 24,0 |
140 | — | 24,0 | 41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
Эксплуатация сезонных смазок экономически не выгодна, так как трансмиссионные жидкости имеют большой ресурс. Если использовать сезонные смазки, их приходится менять раньше, чем они выработали свой ресурс. Поэтому более популярны всесезонные.
Разные виды обозначенийAPI
Единой классификации трансмиссионных жидкостей по качеству, эксплуатационным свойствам и применению не существует. Американским институтом API была разработана система классификаций масел для ручных трансмиссий, содержащая комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок. Разделение на категории зависит от особенностей конструкции механических трансмиссий и условий эксплуатации.
На сегодняшний день API признана во всем мире. По этой системе классы имеют обозначение API GL с соответствующим индексом от 1 до 5. На данный момент уже существует пять классов и несколько находятся в стадии разработки. Действующий ныне ГОСТ имеет ту же классификацию и отличается только буквой, стоящей перед индексом.
Таблица классификации API смазочных материалов по качеству:
Категория по API | Применяемые присадки | Область применения | Условия эксплуатации |
GL-1 | Минеральное базовое масло без присадок или с небольшим количеством антиокислительных, противопенных, антикоррозионных присадок и легких депрессорных присадок. | Цилиндрические, спирально-конусные, червячные передачи, механические КПП. | Легкие условия: низкие скорости и небольшие нагрузки. |
GL-2 | Антифрикционные и противоизносные присадки. | Червячные передачи, индустриальное оборудование. | Условия средней тяжести |
GL-3 | Высокое содержание противозадирных и 2,7 % противоизносных присадок. | Спирально-конические передачи, ступенчатые коробки передач, рулевые механизмы. | Условия средней тяжести |
GL-4 | Противоизносные и 4,0 % высококачественных противозадирных присадок. | Ступенчатые, гипоидные передачи в условиях высоких скоростей с малыми крутящими моментами или низких скоростей с большими крутящими моментами, рулевые механизмы.Все виды передач грузовых и легковых автомобилей. | Условия разной тяжести от легких до тяжелых. |
GL-5 | Значительное количество до 6,5% серофосфорсодержащих противозадирных и других многофункциональных присадок. | Основное назначение — гипоидные передачи, а также ведущие мосты и все виды передач легкового автотранспорта, которые работают при высоких скоростях и ударных нагрузках на зубья шестерен, карданные приводы и ступенчатые коробки передач мотоциклов. | Суровые условия с ударной и знакопеременной нагрузкой. |
В таблице отсутствуют категории, находящиеся на стадии проектирования. Для высоконагруженных агрегатов разработан новый тип трансмиссионной смазки API MT-1. Ее применяют для тягачей и автобусов. Для ручных коробок тяжелых грузовиков предлагается категория API PG-1, для ведущих мостов автобусов и грузовых автомобилей — API PG-2. Они являются эквивалентами масла API GL-5, но имеют более высокую термическую стабильность и устойчивы к высокотемпературным отложениям.
Видео «Классификация трансмиссионных жидкостей»
В этом видео рассказывается о классификации смазочных материалов для трансмиссий.
avtozam.com
классификация по sae и api
Трансмиссионные смазочные материалы обделены пристальным вниманием автолюбителей, так как не требуют такой частой замены. Трансмиссионное масло — это смазочное масло, которое служит для образования защитной пленки на всех зубчатых механизмах автомобиля, а именно в коробках передач любого типа, в раздаточных и рулевых коробках, ведущих мостах.
Часто можно услышать диагноз на свой автомобиль в автосервисе — гудит мост, заклинило коробку и т.п. Любая из неисправностей повлечет за собой остановку в эксплуатации машины. Зачастую, причиной всему является отсутствие своевременной профилактики и замены трансмиссионного масла. Капитальный ремонт автомобиля и замену агрегатов можно избежать, зная когда и какую защиту нужно поменять. Трансмиссионные масла, так же как и моторные, систематизированы по вязкости, их разделяют по видам и назначению. В использовании три основных классификации: API, SAE и ГОСТ.
Содержание статьи
Трансмиссионные масла — классификация по ГОСТу
ГОСТ-классификация досталась нам со времен советской эпохи, все же не все там было так плохо. В основу систематизации лег документ за номером 17479.2-85, который поделил все масла для трансмиссий на 4 основных класса — 9, 12, 18 и 34, согласно основной характеристики, типичной для всех масел в целом — вязкости. Вязкость определялась опытным путем, при нагрузках на предельных температурах в 100 и 150 градусов (кинематическая и динамическая вязкость). Далее деление трансмиссионных масел происходило от их непосредственных эксплуатационных свойств, что породило 5 основных групп к использованию.
- Первая группа — минеральное масло без наличия присадок, показано к использованию в передачах: червячных, цилиндрических, канонических с предельной контактной нагрузкой от 900 до 1500 МПА при температуре 90 градусов по Цельсию.
- Вторая группа — минеральное масло, содержащее противоизносную присадку, показано к использованию в передачах: червячных, цилиндрических, канонических с предельной контактной нагрузкой до 2100 МПА при температуре до 130 градусов по Цельсию.
- Третья группа — минеральное масло, содержащее противозадирную присадку, с умеренным воздействием, показано к использованию в передачах: спирально-канонических, цилиндрических, канонических и гипоидных с предельной контактной нагрузкой до 2500 МПА при температуре до 150 градусов по Цельсию.
- Четвертая группа — минеральное масло, содержащее противозадирную присадку, с высоким воздействием, показано к использованию в передачах: спирально- канонических и гипоидных с предельной контактной нагрузкой до 3000 МПА при том же температурном максимуме.
- Пятая группа — универсальные масла и минеральное масло, содержащее многофункциональную противозадирную присадку, с высоким воздействием, показано к использованию только в гипоидных передачах (с ударными нагрузками) с предельной контактной нагрузкой до 3000 МПА при тех же температурных условиях.
Соответственно отечественная маркировка трансмиссионного масла выглядит примерно так — ТМ-5-9(3), где ТМ — обозначение, что масло трансмиссионное, «5» — в наличие присутствует многофункциональная противозадирная присадка высокого воздействия, «9» — масло низковязкое, «(3)» — содержит загущающую присадку для круглогодичного использования.
Трансмиссионные жидкости — классификация по SAE
Ассоциация американских автолюбителей предложила следующую классификацию ТМ по вязкости для механических КПП и таких агрегатов, как ведущие мосты автомобилей:
- Зима — 70W; 75W; 80W; 85W
- Лето — 80; 85; 90; 140; 250
- Все сезонность — SAE 80W-140, особо популярные трансмиссионные масла среди автолюбителей, за счет своей универсальности.
Как сопоставить градацию SAE с ГОСТом?
- Класс вязкости ГОСТ 9 = 75W по SAE
- Класс вязкости ГОСТ 12 = 80W/85W по SAE
- Класс вязкости ГОСТ 18 = 90 по SAE — обратите внимание, только летнее масло
- Класс вязкости ГОСТ 34 = 140 по SAE — обратите внимание, только летнее масло
Трансмиссионнпя защита — система по API
Классификация трансмиссионных смазочных средств по API сродни ГОСТовской системе. API учитывает не только вязкость масла, но и конструкции узлов, а так же агрессивность среды при применении.
- API GL-1 — базовое масло без присадок, рассчитанное на работу в легких условиях. Показаны для конусных и червячных передач, а так же механических КПП без синхронизаторов.
- API GL-2 — базовое масло + противоизносная присадка. Защита эффективна в условиях средней тяжести. Показаны к использованию передачам червячного типа, наиболее распространены для агрегатов наземного транспорта и сельхозмашин.
- API GL-3 — базовое масло + противоизносная присадка, занимающая 2,7% состава. Рекомендовано при средних нагрузках в основном для конусных передач грузовых автомобилей. Категорически противопоказано использовать такие трансмиссионные масла для передач гипоидного типа.
- API GL-4 — универсальное масло, работающее в любых условиях нагрузки. Данный тип масла носит название «универсал». Состав включает базовое масло + противозадирную присадку (4% в стандарте). Показано к использованию для передач гипоидной и конусной системы с небольшим смещением осей. Прекрасно подходят для ведущих мостов и КПП грузовых автомашин, тяжелой техники и городского пассажирского транспорта, где КПП не имеют синхронизации. Идеальны для всех синхронизированных коробок передач, так как зачастую состоят на 50% из защитных присадок различного назначения.
- API GL-5 — многофункциональное масло для суровых испытаний нагрузками. В состав входит 6,5 % противозадирных присадок с усиленной формулой. Основное использование в передачах гипоидного типа, с сильно смещенными осями. Вариация, как универсальная смазочная защита для других типов и агрегатов механической трансмиссии, за исключением КПП.
Как сопоставить градацию API с ГОСТом?
- ТМ 1 по ГОСТу = GL-1 по API;
- ТМ 2 по ГОСТу = GL-2 по API;
- ТМ 3 по ГОСТу = GL-3 по API;
- ТМ 4 по ГОСТу = GL-4 по API;
- ТМ 5 по ГОСТу = GL-5 по API.
Трансмиссионные масла API MT-1 занимают отдельное место среди смазочных веществ. Они идеальны для высоких нагрузок тягачей и автобусов с механическими несинхронизированными коробками передач. Основное отличие этих масел от сородичей — высокая термическая стабильность.
Масла ATF — трансмиссионное масло для автоматов
Трансмиссионное масло для автоматических коробок передач можно определить по аббревиатуре ATF — Automatic Transmission Fluid (жидкость для автоматических трансмиссий). Систематизация включает в себя 4 основные группы. Чем выше цифра на упаковке, тем универсально масло, благодаря все тем же присадкам, входящим в него. Параметры для классификации были взяты те же, что и для любого другого масло, вязкость и текучесть, силовые нагрузки, предельные температуры. Для того, что бы исключить спутывание смазочных жидкостей, все масла ATF выпускают в зеленом цвете. Даже перепутав упаковки, автолюбитель не смешает несовместимые продукты. Тут работает принцип, заливать разноцветные жидкости в одно место нельзя.
Многие продавцы подразделяют масла ATF еще жестче — высококачественной, среднего качества, низкого качества. Это не совсем верно, так как, какое именно масло использовать для смазки, защиты и охлаждения указано производителем при выпуске агрегата. Употребляя современное унифицированное ТМ, обратитесь к информации, указанной в сервисной книжке.
avtotehnar.ru
Классификация трансмиссионных масел: SAE, API
Классификация трансмиссионных масел довольно непроста для понимания рядового водителя. Однако обычным автомобилистам вовсе не нужно разбираться в множестве стандартов. Необходимо понимать лишь наиболее популярные классификации трансмиссионных масел.
Автомасла для трансмиссии, как и смазки для мотора, подразделяются на классы по вязкости и показателям эксплуатации. Они применяются в КПП, узлах руля, ведущих мостах.
Как смазки классифицируются по вязкостному индексу
Классификация трансмиссионного масла по вязкости была разработана в Соединенных Штатах Америки. Сейчас она распространилась по всему миру. Соответственно с ней, все автомасла делятся на девять классов: четыре для зимы и пять для лета. Трансмиссионные масла для зимы маркируются символом «w». Универсальные нефтепродукты имеют маркировку наподобие «75w90». Маркировка смазок для зимы расшифровывается так:
- 70w – можно использовать при температуре до минус пятидесяти пяти градусов;
- 75w – до минус сорока градусов;
- 80w – до минус двадцати шести градусов;
- 85w – до минус двенадцати градусов.
Трансмиссионные масла для лета имеют маркировку наподобие «SAE 90». Такое автомасло заливается в КПП недорогих авто с движками малой мощности. SAE 140 предназначается для внедорожников с высокомощными моторами. Назначение SAE 250 – обеспечивать смазывание трансмиссионных деталей спортивных авто.
Как смазки классифицируются по характеристикам
По показателям эксплуатации масла для трансмиссии подразделяются на шесть классов (соответственно с классификацией API и ГОСТ). Автомасла API GL-1 предназначаются для трансмиссий, функционирующих в малонагруженных условиях, а также цилиндровых, червячных, конических КПП. API GL-2, в отличие от предыдущего вида смазок, содержат противофрикционные элементы. Назначение API GL-3 – смазывать ступенчатые КПП, узлы руля, основные передачи. API GL-4 обычно применяются в КПП, работающих в нормальных эксплуатационных условиях. Смазки, относящиеся к четвертому классу GL, отличаются наличием множества присадочных элементов, особенно антизадирных.
GL 5 считается 2-м по популярности классом масел. Такие смазки применяются в редукторах, КПП, которые функционируют в сложных условиях. Нефтепродукты данного вида особенно часто используются в МКПП, мотоциклетных карданах. Содержат много антизадирных добавок, состоящих из серы и фосфора.
Масла GL-6 используются в агрегатах, функционирующих в условиях больших скоростей и сильных нагрузок. Такой вид автомасел применяется достаточно редко.
Общепринятой классификации автомасел для АКПП нет. Каждый изготовитель создает собственную спецификацию. К примеру, «Дженерал Моторс» подразделяет смазки на четыре вида. Они маркируются словом «Dextron» и цифрой от одного до четырех. Компания «Форд» маркирует собственные продукты как «Меркон», а фирма «Хонда» – ATF.
Изготовитель трансмиссий ZF маркирует собственные автомасла как ZF TE-ML с числом от одного до четырнадцати. Цифра указывает не на класс вязкости, а на назначение расходника.
- 1 – несинхронизированные механические коробки переключения передач.
- 2 – МКПП и АКПП грузовых машин, автобусов.
- 3 – гидротрансформаторные агрегаты мобильных механизмов.
- 4 – судовые КПП.
- 5 – ведущие мосты внедорожников.
- 6 – КПП и гидроприводные узлы тракторов.
- 7 – гидрообъемные, механические приводы, электроприводы.
- 8 – узлы руля без гидроусилителя.
- 9 – узлы руля с гидроусилителем.
- 10, 11, 14 – автоматические коробки переключения передач легковушек.
- 12 – ведущие мосты легковушек, грузовиков, автобусов.
- 13 – особые трансмиссии, установленные в военной технике.
Кроме того, расходники для трансмиссии делятся на минералку, синтетику, полусинтетику.
Подбор автомасла
Выбирая автомасло для трансмиссии собственной машины, нужно следовать правилу высшей категории. Если изготовитель советует применять смазки определенного класса, можете использовать нефтепродукты, относящиеся к более высокой категории. Однако в обратную сторону данное правило не действует. Если изготовитель не дает четких рекомендаций, нужно руководствоваться следующим. В агрегаты без гипоидных передач можно лить смазки GL-3. Если в трансмиссии есть гипоидные передачи, нужно применять GL-5. В МКПП легковушек необходимо лить автомасла GL-4. В ведущие мосты требуется заливать GL-5.
Большая часть автомобилистов останавливает свой выбор трансмиссионных масел по SAE классификации. Иначе говоря, вязкость смазки считается основополагающим критерием при выборе нефтепродукта. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Когда начнутся сильные холода, масло, имеющее неподходящий вязкостный индекс, попросту замерзнет. Разумеется, что о качественном смазывании запчастей не может быть и речи при подобном раскладе. Если же в знойное время вы зальете в трансмиссию слишком жидкое масло, оно разжижится еще сильнее, станет просто стекать по трансмиссионным деталям, не обеспечивая нормального смазывания.
Классификацией API при выборе нефтепродукта руководствуются обычно опытные автомобилисты, которые разбираются в характеристиках масляных жидкостей. Они понимают, что заливка, к примеру, смазки для ведущего моста в МКПП может привести к весьма печальным последствиям.
Загрузка...motoroill.ru
Классификация трансмиссионных масел, свойства
Ни для кого не секрет, что каждый автомобиль представляет собой механический организм, который, как и человеческий, требует наличия определенных жидкостей. В соответствии с этим существует и классификация трансмиссионных масел, необходимых для мкпп и акпп.
Содержание статьи
Функции масла
Такую жидкость используют не только в мкпп, но и в различных механизмах системы управления. Существует множество автомобилей, структура которых предусматривает возможность выбрать для использования в виде трансмиссионных жидкостей те же самые, что используются в их двигателях. Тем не менее, некоторые конструкции требуют того, чтобы масло подводилось принудительно под давлением.
Любой трансмиссионный тип жидкостей выполняет такие основные функции:
- Исключает возможность износа деталей, поверхности которых поддаются обоюдному трению из-за наличия масляной пленки;
- Значительно уменьшает износ из-за трения в зацеплениях зубчатого типа;
- Защищает поверхности от высоких температур;
- Ликвидирует последствия износа в виде отходов;
- Ограждает смазанные элементы от коррозии;
И в целом, трансмиссионный тип масла делает зазоры между поверхностями, пребывающими в состоянии постоянного трения, более плотными, что значительно снижает шум, вибрации и ударные нагрузки на различные шестерни.
Классификация SAE по вязкости
Данная классификация трансмиссионных масел по sae была специально разработана АОИ (Американским Обществом Инженеров). Согласно ей, масло делится на различные типы, отличающиеся вязкостью, которую вычисляют в единицах. Данная спецификация SAE J306 широко распространена, так как многие производители с ее помощью составляют рекомендации по поводу правильного выбора жидкости для мкпп и ведущих мостов. Соответственная информация находится в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Вопрос о том, какое трансмиссионное масло лучше, должен решатся исходя из максимальной и минимальной температуры окружающей среды, в которой и будет использоваться автомобиль. Совершенно очевидно, что именно поэтому существует высокотемпературная классификация и классификация по низким температурам.
Непосредственная вязкость масла при низких температурах измеряется путем определения того, при какой температуре этот показатель достигает 150 000 сР по Брукфильду. Если превысить это значение, то подшипники вала-шестерни попросту поддадутся процессу разрушения, что было доказано многими тестами. Тем не менее, все зависит от самой структуры мостов, поэтому разрушение может происходить и при более низких значениях. Поэтому очень важно следовать рекомендациям по низкотемпературным маслам, чтобы избрать подходящий их класс для использования.
К примеру, если окружающая среда характерна температурами диапазона минус тридцати градусов, то для механических коробок подойдут гидрокрекинговые, синтетические, а также полусинтетические масла маркировки SAE 75W-XX, имеющие лимит вязкости в размере 5000 сР.
Что же касается высоких температур, то такой высокотемпературный вид жидкости для мкпп определяется при ста градусах. Таким образом, детали системы управления не должны предаваться разрушению даже при двадцатичасовом воздействии таких высоких температур, чтобы соответствовать международным стандартам качества и надежности.
Классификация API по уровню эксплуатационных свойств
Считается, что единая классификация трансмиссионных масел по назначению просто не существует. Но во всем мире также принято считать классификацию арі для трансмиссий механического типа наиболее универсальной. Согласно ей соответственные жидкости имеют маркировку API GL-1 или API GL-2 и так далее, до отметки «5» включительно. Существует также несколько проектных маркировок.
Что же касается непосредственно свойств масел в плане эксплуатации, то API GL-1 отличаются следующими особенностями:
- Подходят для мкпп с легкими условиями работы;
- В их состав входят стандартные жидкости без присадок, но иногда они добавляются в качестве «подмоги»;
- Подходят для мкпп без синхронизаторов, для червячных и спирально-конусных систем передач грузового транспорта и сельскохозяйственного.
Масло маркировки API GL-2:
- Подходит для использования в условиях средней тяжести;
- Содержит полезные присадки для защиты от износа;
- Подходит для передач червячного типа;
- Вновь таки, является незаменимым для сельскохозяйственной техники.
Тип API GL-3:
- Подходит для тех же условий, что и предыдущий тип;
- Содержит две целых и семь десятых процента присадок против износа;
- Подходит для конусных передач, и передач иного типа, но не подходят для гипоидных.
Тип API GL-4:
- Является универсальным для различных условий;
- В его составе есть уже четыре процента полезных присадок;
- Подходят для передач, как гипоидного, так и конусного типа с небольшим смещением соответственных осей;
- Он широко используется в Европе для передач синхронизированного типа, а также для несинхронизированных передач грузового транспорта Северной Америки.
Тип API GL-5:
- Именно масло данного типа можно по праву считать наиболее стойким к сложным условиям;
- Данный трансмиссионный тип содержит уже десять процентов важных присадок;
- Он не подходит для мкпп, но подходит для такой трансмиссии
Классификатор качества по ZF
Масло с маркировкой ZF означает то, что оно подходит для продукции компании Zahnradfabrik Friedrichshafen. Если масло относится к данному типу, то это свидетельствует о его высочайшем качестве. В зависимости от особенностей использования, жидкости ZF имеют маркировку ZF TE-ML 01, ZF TE-ML 02,…, ZF TE-ML 15:
- «01» подходит коммерческим автомобилям с несинхронизированной мкпп;
- «02» подходит автоматическим и механическим трансмиссиям, как автобусов, так и грузового транспорта;
- «03» — гидротрансформаторы;
- «04» — трансмиссии суден;
- «05» — ведущие мосты внедорожников;
- «06» — трансмиссия тракторов и их навесные системы;
- «07» — электрические и механические приводы;
- «08» — система рулевого управления, которые не включают в свой состав гидроусилитель;
- «09» — для тех же систем, что и «08», но с гидроусилителем;
- «10» — механизмы «Transmatic»;
- «11» — акпп и мкпп легковых автомобилей;
- «12» — мосты автобусов, коммерческого и легкового транспорта;
- «13» — транспорт НАТО;
- «14» — акпп коммерческого транспорта;
- «15» — системы торможение средств мобильного передвижения НАТО.
Масла для АКПП
Что же касается автоматической кпп, то трансмиссионный тип жидкости для нее должен выбираться в соответствии с рекомендациями, описанными в руководстве автомобилем. Нередко сами производители машин выпускают масло собственного производства, чтобы исключить возможность поломок из-за неподходящей жидкости иной марки.
В зависимости от модели и производителя автомобиля, используется масло ATF, Esso или же ZF. Тем не менее, существуют более дешевые не оригинальные аналоги, но к их использованию каждый автовладелец прибегает на свой страх и риск.
Как выбрать подходящее масло?
Чтобы правильно выбрать трансмиссионный тип жидкости для вашего автомобиля, необходимо в первую очередь обратиться к руководству по эксплуатации. Если такой возможности нет, то любой дилер вашей марки должен обладать необходимой информацией и один телефонный звонок может решить данную проблему.
Все же выбор зависит также и от типа самой коробки – мкпп или акпп. Если же вы заменяли коробку передач, то придется обратиться в автосервис, где проводилась замена.
Видео «Классификация трансмиссионных масел»
Видео про выбор и классификации трансмиссионных масел по SAE, API, ТАД
mineavto.ru
Классификация трансмиссионных масел: маркировки, характеристики и вязкость
Как правило, трансмиссионным маслам уделяется не так много внимания, как моторным. Однако, они играют не менее важную роль в надежности и долговечности эксплуатации транспортного средства. Смазочные вещества этого вида предназначены специально для использования в агрегатах, имеющих зубчатые соединения – в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления и раздаточных коробках. Классификация трансмиссионных масел не такая обширная и детальная, как для моторных. Но общие принципы систематики все же, были разработаны.
Отечественные стандарты
В нашей стране трансмиссионные масла, исходя из вязкостных и эксплуатационных характеристик, классифицируются по принятому стандарту - ГОСТ 17479.2–85. По вязкости их делят на 4 класса: 9, 12, 18, 34. Принадлежность к определенному классу определяется по кинематической вязкости при 100 °С и минимальной температуре, при которой показатели динамической вязкости не превышают 150 Па•c.
Эксплуатационные свойства и сфера применения масел легли в основу их деления на 5 групп. Состав продуктов, относящихся к первой группе, не содержит присадок. Смазочные материалы остальных четырех групп содержат в своем составе противоизносные присадки, причем, чем больше номер группы, тем эффективнее присадки. В пятую группу входят также универсальные смазочные материалы для трансмиссий.
Отечественная система обозначения масел для трансмиссий включает маркировку по классу вязкости и уровню эксплуатационных характеристик (ТМ-2-9 или ТМ-3-18). В настоящее время, в условиях проникновения на авторынок большого количества зарубежных продуктов, отечественную классификацию вытеснили международные стандарты.
Классификация по вязкости SAE
Во всем мире получила признание разработанная в Америке классификация вязкости SAE. Ее стандарт SAE J306 наиболее полно описывает реологические характеристики масел, в зависимости от температуры и скорости течения. Иными словами, стандарты классификации SAE описывают вязкость трансмиссионного масла в условиях пороговых высоких и низких температур, при которых планируется эксплуатация транспортного средства. Требования данной классификации определяют диапазон применимости определенных видов смазочных покрытий для механических коробок и ведущих мостов.
Согласно данной классификации, выделяется 9 степеней вязкости масел для механических трансмиссий: зимние – 70W, 75W, 80W, 85W, летние – 80, 85, 90, 140 и 250. Если смазочный материал подходит для обоих сезонов, его маркировка включает комбинацию двух цифр: SAE 75W-85 и т. п. На практике чаще всего применяются именно всесезонные средства, сочетающие свойства зимнего и летнего смазочного материала для трансмиссии. Это объясняется экономической выгодой: при сезонной замене масла приходится избавляться от продукта, до конца не реализовавшего свой потенциал (срок службы жидкостей в трансмиссии значительно превышает продолжительность одного сезона).
Классификатор качества API
Качество, эксплуатационные характеристики и назначение трансмиссионных масел описывает система классификации API. Данные стандарты делят смазочные материалы на группы в зависимости от конструкции трансмиссии и условий эксплуатации продукта. Кроме того, учитывается содержание в смазывающем веществе противоизносных и противозадирных присадок. Масла для трансмиссий в данной системе имеют обозначение API GL с цифровым кодом от 1 до 5. Таким образом, они делятся на пять классов (и еще несколько классов находятся на стадии проектирования).
Данная классификация является аналогом отечественных стандартов систематизации трансмиссионных смазочных материалов по эксплуатационным характеристикам. Чем выше цифра после знака класса, тем сложнее условия, в которых могут работать передачи, и тем больше многофункциональных присадок содержит масло. К примеру, для самых загруженных передач, работающих особо тяжелых условиях, применяются смазочные материалы класса API GL-5, для передач, работающих в условиях средней загруженности – API GL-4. Для высоконагруженных агрегатов разработан новый класс API MT-1, включающий смазывающие вещества для использования в коробках передач мощных тягачей и автобусов. А для их ведущих мостов предложен проект категории оценки качества API PG-2.
Смазочные материалы для АКПП
Трансмиссионные масла для автоматических трансмиссий лучше рассмотреть отдельно, поскольку данная категория смазочных материалов не подчиняется стандартам системы API. Для их систематизации разработаны стандарты ATF. Продукты этой группы специально окрашены в заметный цвет, чтобы избежать их случайного использования в обычных коробках. При этом не рекомендуется смешивать жидкости разных цветов (не все они взаимозаменяемы).
Поскольку масла для автоматических коробок не имеют всемирно принятой классификации, ведущие автопроизводители разработали собственные требования к ним. К примеру, General Motors использует спецификации DEXRON I, II, III, IV (чем выше цифра, тем совершеннее масло в плане требований). Спецификации компании Ford обозначаются Mercon.
Европейская система классификации ZF
Крупнейший в Европе производитель автомобильных передач и силовых агрегатов, немецкая компания «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF) предложила классификацию видов масел, учитывающую их виды, классы качества, вязкость, а также допуски производителей. Согласно данной системе, каждый вид автотранспортных передач имеет свой перечень смазочных материалов. Обозначаются эти перечни ZF TE-ML с указанием цифрового кода от 01 до 14.
nashikolesa.ru
Трансмиссионные масла для МКПП
Стандарты и спецификации масел для механических КПП, редукторов, мостов.
Любой подвижный механизм в автомобиле требует надежной смазки – двигатель, трансмиссия, отдельные компоненты ходовой и тормозной систем. Исключением являются разве что узлы, которые имеют фрикционную природу работы: тормоза, сцепление. Большое разнообразие применяемых конструкторских решений, технологий, материалов, условий работы привели к возникновению достаточно широкой гаммы смазочных материалов, которые имеют, на первый взгляд, одинаковую функцию.
Отличий между разными трансмиссионными маслами не меньше, чем между моторными и к выбору необходимого продукта для механической коробки передач или редуктора стоит подходить с не меньшей ответственностью. Несмотря на большое количество собственный фирменных допусков автопроизводителей, существует три основных критерия, по которым различаются все трансмиссионные масла для механических КПП, раздающих коробок и мостов: класс качества API GL, класс качества по системе ZF и вязкость по системе SAE. Нередко разные по названию фирменные допуски автопроизводителей пересекаются друг с другом на одних и тех же продуктах и, в конце-концов, сводятся к API GL, SAE и ZF. Исключения, конечно же, случаются, но достаточно редки и, как правило, являются следствием закрытой автопроизводителем рецептуры.
Масла класса GL-4 являются, пожалуй, самыми универсальными из всех поскольку их применение предусмотрено в конусных и гипоидных передачах, синхронизированных и несинхронизированных КПП, которые работают в разных условиях. Масла класса GL-4 разных вязкостей являются основными для применения в механических и роботизированных коробках передач и содержат до 4% противоизносных и противозадирных присадок. Чаще всего под «масло в КПП» или «масло в коробку» подразумевают именно масло класса GL-4.
Класс GL-5 был разработан для применения в очень нагруженных передачах, которые работают в тяжелых условиях. Масла этого класса содержат до 6,5% противоизносных, противозадирных и других многофункциональных присадок. ИХ основное применение – гипоидные передачи со значительным смещением осей и другие компоненты трансмиссии. В синхронизированных механических коробках передач масла класса GL-5 применяются достаточно редко из-за негативного влияния, которое оказывает увеличенное количество присадок на работу синхронизаторов и их ресурс. Масла GL-5 со специальным пакетом LS-присадок также применяются в самоблокирующихся дифференциалах.
В системе маркировки ZF представлено 15 типов трансмиссионных масел, которые обозначаются кодами от ZF TE-ML-01 до ZF TE-ML-15 и включают агрегаты от простейших несинхронизированных передач с шестернями постоянного зацепления до корабельных трансмиссий и сложных гидравлических систем транспортных средств специального и военного назначения. Для каждого типа масла, определенного кодом ZF, указано его целевое предназначение, классы вязкости и допущенные к применению продукты. Классификация ZF вместе с фирменными допусками автопроизводителей является основной у европейских производителей трансмиссий и автомобилей.
www.aral.ua