Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

ДМРВ — Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВ. Дмрв устройство


принцип работы, проверка, признаки неисправности, ремонт

Датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ, определяет точное количество впускаемого в двигатель воздуха. Заполнение цилиндров смесями должно контролироваться. Благодаря ДМРВ эта задача выполнима. Оборудование считается одним из важнейших в системе впрыска, стало применяться сразу после его внедрения. Располагается во впускном тракте. Точнее: между впуском и воздушным фильтром. Вот мы уже знаем, где находится датчик массового расхода воздуха, перейдём теперь к принципу работы.

Датчик массового расхода воздуха

Работа устройства

Отношение количества впускаемого бензина к воздуху за один такт составляет 1/14. При таких условиях двигатель обещает оптимальную работу. В худшем случае наблюдается либо уменьшение мощности, либо перерасход топлива.

Принцип работы датчика заключается в замере поступившего воздуха и передаче этой информации бортовому компьютеру. После получения информации компьютер определяет, сколько топлива нужно выделить двигателю.

Вы можете управлять количеством поступающего воздуха. Нажав на педаль газа сильнее, воздуха попадёт больше. Соответственно бензина будет больше, если датчик работает исправно. Отсюда правило: при спокойной езде без рывков расход воздуха будет маленький, а вместе с ним и уменьшится расход бензина.

Перейдём к конструкции. Внутри измерительной трубки расположен платиновый провод (70 мкм диаметром). Впереди него — дроссельная заслонка. Принцип постоянства температуры — вот как работает устройство. Тем не менее на рынке представлено много датчиков, каждый из которых определяет количество воздуха своим методом и построен по-своему. Об этом немного позже.

Устройство датчика массового расхода воздуха

Касательно платинового провода. Раньше наблюдалось постоянное загрязнение провода после работы. Во избежание этого разработчики установили в электронный блок управления поддержку функции накаливания провода. В течение 1 секунды после выключения двигателя поверхность нагревается до 1000 C, а вместе с тем уходит вся оставшаяся грязь. Попытки поддержания ДМРВ в хорошем состоянии не исключат тот факт, что скорая поломка потребует полной замены оборудования. Да-да, к сожалению, датчик сложно починить и потребуется замена старого на новый, но выход всё же есть.

Проблемы при поломке, диагностика

Благо признаки неисправности разнообразны. Узнать о поломке несложно, если следить за знаками, указывающими на неё:

  • Надпись Check Engine на панели приборов. Может говорить о самых разных поломках, не исключая и неисправность датчика.
  • Пропала динамика вождения.
  • Повышенный расход топлива.
  • Потеря лошадиных сил.
  • Проблема с работой нагретого двигателя.

Индикатор Check Engine

И это не всё. Чистка датчика массового расхода воздуха может понадобиться при множестве других недугов. Через вентиляцию двигательного картера может стекать масло, которое, попадая в поверхность воздуховода или фильтра воздуха, нарушает работу, что провоцирует неисправности датчика.

Между прочим, недуги наблюдаются даже в случае попадания грязи на чувствительные зоны оборудования. Разработчики стараются создать конструкцию, которая не собирает много грязи и очень устойчива при работе в разных температурных режимах. Тем не менее случаи бывают.

Сегодня на рынке представлено около 50 вариаций ДМРВ. Как видите, есть среди чего выбирать.

  • Лопаточные расходомеры.

В основе установки — трубка Пито. Посреди тонкая пластинка, которая закреплена довольно мягко. Пластинка изгибается под влиянием потока воздуха. Её изгиб регистрируется потенциометром, меняя показатели сопротивления. Блок управления собирает информацию именно с показателей потенциометра и решает, сколько нужно топлива.

  • С термоанемометрическими измерителями.

Этот вариант более распространён, о нём мы и говорили. В основе конструкции теплообменник, от которого исходят две платиновые пластинки. Через них проходит ток. Первая пластина — рабочая, а вторая — на резерв. Так как температура одной пластины всегда выше другой, поток воздуха нацелен охлаждать одну из них, стараясь сравнять температуру. Для сравнения температуры в нерабочую пластину подают больше тока, и именно эти показатели влияют на то, как блок управления среагирует и сколько бензина посчитает нужным выделить. Низкий уровень сигнала при проверке мультиметром — плохой знак.

Различные типы ДМРВ

  • С плёночным измерителем.

Кремниевые пластины с напылением из платины стали поставляться на рынок пару лет назад. Свою популярность ещё не получили.

Есть неисправность или её нет?

Чтобы знать, как проверить датчик массового расхода воздуха, достаточно одной пошаговой инструкции. Всё же мы разберём несколько вариантов. Начнём с самого эффективного.

При выключенном двигателе отсоединяем разъём подключения датчика на бортовой системе. Система при включённом двигателе начнёт работать в аварийном режиме. Отныне не важно количество подаваемого воздуха. Важно положение дроссельной заслонки. Отсоединив ДМРВ, попробуйте проехать на машине. Если увеличение динамики чувствуется, советуем серьёзно отнестись к возможным поломкам датчика.

Следующая проверка датчика визуальная. Посмотрите во всех уголках и щёлках, нет ли высохшего масла, грязи или жидкости на поверхности. В случае находки чего-то подобного в срочном порядке проводите чистку оборудования, а также ликвидируйте проблемы с подтекающим маслом.

Проверка ДМРВ

Для пущей точности обзаведитесь мультиметром. Настройка измерения постоянного напряжения — 2 В. Подключите мультиметр к зелёному и жёлтому проводам. Часто цвета могут быть другими. Для точности сообщим вам последовательность разъёмов — 1 и 3.

При включённом зажигании и выключенном двигателе напряжение ДМРВ составляет 0,996–1,01 В. Опасайтесь, если эта величина превышает эту планку. Как правило, с параметром 1,05 В можно смело выбрасывать ДМРВ, тут уже никакая промывка не поможет.

Согласитесь, такая проверка датчика эффективна. После анализа результатов можно приступать к дальнейшим работам.

Разбираем, прочищаем, собираем

Предупредим сразу. Мнение специалистов делится на две стороны. Кто-то считает, что процедура полезна, а кто-то уверен, что такой ремонт только усугубит проблему. Впрочем, делайте аккуратно, и всё получится.

Запрещено к применению:

  1. Ватные палочки.
  2. Ацетон.
  3. Сжатый воздух.
  4. Эфиры.

На рынке продаётся жидкость, которой чистят карбюраторы и WD40. Она будет хорошей альтернативой чистящего средства.

А теперь поговорим, как почистить конструкцию, дабы избежать расходов на покупку новой (новый ДМРВ стоит порядка 2000 р.).

Снимем патрубок. Без этого действия правильно прочистить датчик не получится. Ключи «звёздочка» разных размеров вам пригодятся. Откручиваем все болты, саморезы, и изымаем из патрубка датчик.

В этот момент вы можете удивиться, увидев на поверхности датчика огромное количество масла. Это хорошо, ведь теперь появилась надежда починить устройство своими руками, не покупая нового. Жидкостью для чистки карбюратора, о которой мы уже говорили, брызгаем несколько датчиков-проволок, которые держит смола.

Теперь подождём, пока всё высохнет. При необходимости проводим ряд действий ещё раз. Кстати, если нет карбюраторной жидкости, можно воспользоваться простым спиртом. После чистки датчика займитесь сеткой патрубка, и внутренней его поверхностью. Поменяйте воздушный фильтр и соберите всё по порядку. Показания датчика массового расхода воздуха после этой процедуры могут измениться.

Теперь вам известно, как промыть датчик массового расхода воздуха. Как видите, оборудование очень важное и хрупкое. Если проводить проверочные работы регулярно, можно избежать частых поломок!

365cars.ru

Датчик массового расхода воздуха. Устройство

Датчик массового расхода воздуха может быть разных типов. К наиболее популярным относят ультразвуковой, механический (флюгерного типа), термоанемометрический и прочие.

Датчик массового расхода воздуха «ВАЗ» (термоанемометрического типа) включает в себя чувствительный элемент. Он представлен в виде тонкой пленки. На ней располагаются температурные датчики, резистор (нагревательный). В центре пленки находится участок подогрева, уровень температуры которого контролируется температурным прибором. Со стороны воздушного потока и симметрично с противоположной стороны на поверхности пленки находятся еще 2 термодатчика. Они при отсутствии потока показывают одинаковую температуру. Когда появляется воздух, происходит охлаждение первого датчика. При этом температура второго прибора практически не изменяется. Это связано с подогревом потока в зоне нагрева. От датчиков подается дифференциальный сигнал, который пропорционален массе проходящего воздушного потока. По электронной схеме происходит преобразование сигнала в постоянное напряжение. Оно пропорционально массе воздуха. Данная конструкция имеет название Hot Film. Достоинства этого устройства - способность точно измерять расход воздуха, а также регистрировать обратный поток. Среди недостатков специалисты отмечают невысокую надежность при попадании влаги или загрязнении устройства.

В применявшихся ранее системах датчик массового расхода воздуха включал чувствительный элемент, выполненный в виде нити. На выходе сигнал имел определенную частоту. Другими словами, при расходе воздуха изменялась частота импульсов, а не напряжение. Такой датчик массового расхода воздуха не отличался высокой точностью, не позволял регистрировать обратный воздушный поток. Однако данные недостатки компенсировались его высокой надежностью.

Датчик массового расхода воздуха является очень важной деталью любой системы управления. Поступающий сигнал от него запускает процесс расчета циклового заполнения цилиндра, который в итоге пересчитывается в продолжительность импульса при открытии форсунок.

Следует сказать, что на машины «ВАЗ» устанавливали датчики разного типа: SIEMENS, BOSCH, российского производства и GM. С 1999-го по 2004-й годы на конвейерах устанавливали два типа устройств - 004 и 037. Они показывают разные показатели напряжения на выходе (тарировки) при одинаковом расходе. Замена первого на второй возможна только при замене в прошивке тарировочных таблиц. То же самое распространяется и на новый 116 датчик, устанавливавшийся в 2005 году серийно. Согласно действующей документации, на конвейере допускается использование трех модификаций.

Первым (исторически) был применен датчик 004 в проектах с четырьмя калибровками. Первые 2 проекта легко можно определить по внешним параметрам, поскольку они не оснащены нейтрализатором и в них применяется резонансное устройство детонации. С определенного момента первые два проекта перестали производиться, а проекты с остальными двумя калибровками оснащались датчиками 037. Эта модификация отличается от первой доработанным внутренним каналом. Эта доработка позволила устранить пульсации потока воздуха, которые образовывались ранее при ламинарном потоке во впускном коллекторе.

С 2005-го года начато серийное использование датчика 116. Модификация предназначалась для проектов с контроллерами позднего поколения Bosch и Январь (российскими аналогами).

Поставка датчика производится исключительно в сборе, с кодом. Присутствует маркировка зеленым кругом. Конструкция самого элемента, по сравнению с предыдущими модификациями, изменена. Для закрепления в корпусе чувствительного элемента применяются однонаправленные болты.

fb.ru

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

 Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или MAF) - одно из ключевых устройств системы сбора телеметрических данных современного автомобиля. Его без преувеличения можно назвать основным датчиком, от показаний которого зависит пропорция бензина или дизтоплива в составе топливо-воздушной смеси.

Как используется сигнал ДМРВ

Сигнал, полученный с датчика, используется электронным блоком управления двигателем. Его сигнал, в сочетании с сигналами других датчиков, к примеру, лямбда-зонда, преобразуется в цифровые данные для вычисления объема топлива, которое необходимо впрыснуть в камеру сгорания для того, чтобы получить так называемое стехиометрическое соотношение бензина и воздуха при работе двигателя под определенной нагрузкой.

Ни один другой датчик на двигателе не может похвастаться таким богатством имен: MAF, ДМРВ, расходомер...

Датчик массового расхода воздуха - важный компонент системы распределенного впрыска. Начало его массового применения совпадает по времени с появлением на рынке электроники недорогих микропроцессоров. General Motors (GM) стала первой автомобильной компанией, которая применила датчик дмрв на основе нагретой проволоки.

Управляемые компьютерной программой системы впрыска стали появляться в серийных автомобилях в начале восьмидесятых, и датчик массового расхода появился вместе с ними. Датчик массового расхода воздуха – перевод английского названия mass airflow meter, MAF. В обиходе, говоря «расходомер», автолюбители чаще всего имеют в виду ДМРВ.

Устройство датчика массового расхода воздуха

В мировой практике в разное время применялся целый ряд ДМРВ различной конструкции. Однако самая распространенная в наше время конструкция – ДМРВ на основе нагретой проволоки. Второй достаточно распространенный тип – расходомеры на основе флюгерной заслонки.

Датчик дмрв на основе нагретой проволоки

Чувствительный элемент датчика устанавливается в середине патрубка, встроенного в воздухозаборник, через который проходит воздух. Чувствительный элемент датчика – две тонкие платиновые нити, на которые после включения зажигания подается электроток. Под воздействием электричества нити нагреваются. При поступлении воздуха нити охлаждаются, и их сопротивление меняется. Блок управления двигателем отслеживает изменения в сопротивлении и интерпретирует их как сигнал, свидетельствующий об уменьшении или увеличении потока воздуха.

Некоторые современные датчики массового расхода воздуха снабжены электронной системой самоочистки

Достоинства датчика на основе нагретой проволоки по сравнению с дмрв на основе с флюгерной заслонки: быстрая реакция на изменения потока воздуха; не создает препятствий воздушному потоку; имеет небольшие габариты; нет движущихся частей, ниже стоимость; датчик измеряет массу проходящего воздуха, а не объем (что важно в соответствии с теорией об идеальной топливной смеси).

Недостатки: датчик сильно подвержен загрязнению.

Датчик массового расхода воздуха с флюгерной заслонкой

Датчик этого типа часто применялся в конце восьмидесятых – начале девяностых в период, когда наиболее распространенной системой электронно-управляемого впрыска был моновпрыск. Чувствительным элементом датчика служила заслонка во впускном коллекторе. Проходя через заслонку, поток воздуха приоткрывает ее. На оси заслонки установлен потенциометр, изменяющий сопротивление пропорционально углу поворота заслонки.

Зимой все без исключения двигатели становятся чуть-чуть мощнее, так как плотность холодного воздуха увеличивается, и общий поток воздуха, попадающий в двигатель, становится немного тяжелее

Иногда датчики с заслонкой снабжали регулировочным винтом для ручной настройки топливовоздушной смеси. Настройка позволяла части потока проходить мимо заслонки. Таким образом можно было, продолжая измерять динамические параметры потока воздуха, заведомо частично обеднять либо обогащать смесь в зависимости от средней температуры воздуха в регионе, высоты над уровнем моря и тп.

В сравнении с современным проволочным дмрв, датчик с заслонкой обладает рядом недостатков:

заслонка ограничивает поток воздуха, соответственно снижается мощность двигателя;

точность измерений зависит от износа подвижных механических частей и контактов потенциометра;

за счет сложности обладает более высокой стоимостью.

Общим в конструкции датчиков является защитная сетка, служащая для сглаживания потока воздуха. 

Альтернативные конструкции ДМРВ

В некоторых автомобилях компании GM используются дмрв на основе «холодной проволоки». В этих датчиках измеряется самоиндукция чувствительного элемента, возникающая при соприкосновении с проходящим потоком воздуха.

Расходомеры на основе явления срыва вихрей. Принцип действия основан на теории физика Теодора фон Кармана. В конструкции датчика этого типа измеряется частота срыва вихрей, образующих так называемую "дорожку Кармана". Согласно теории частота срыва прямо пропорциональна скорости потока.

Самый распространенный современный ДМРВ - датчик на основе разогретой проволоки

Мембранный расходомер. Ультрасовременная конструкция, основанная на применении тончайшей мембраны, помещенной в поток воздуха. На подветренной и наветренной сторонах установлены датчики температуры. При движении автомобиля подветренная и наветренная стороны охлаждаются неравномерно. Именно эту разницу оценивает блок управления.

Вопросы эксплуатации ДМРВ

В большинстве случаев, современные датчики дмрв выходят из строя при значительном пробеге или использовании автомобиля в тяжелых климатических условиях, особенно, в случае если воздух сильно загрязнен частицами пыли или грязи. В случае отступления от регламента замены воздушного фильтра грязь проникает в корпус датчика и оседает на нитях. Именно это обстоятельство часто становится причиной «отказа» датчика, хотя на деле его просто необходимо почистить, и работоспособность восстановится в полном объеме.

Даже при условии своевременной замены воздушного фильтра чувствительный элемент ДМРВ нуждается в периодической чистке

Конструкторы нашли способ устранения незначительных загрязнений, не требующий вмешательства со стороны человека. В большинстве датчиков имеется специальное реле, которое после включения зажигания, на несколько долей секунды запитывает нити датчика током высокого напряжения. Если налипшие на него частицы имеют органическую структуру, они могут просто сгореть или испариться. К сожалению, при значительном загрязнении система самоочистки бессильна.

При выходе из строя датчика, блок управления двигателем переходит в аварийный режим, не позволяющий развить высокую скорость. На панели приборов загорается сигнализатор неисправности двигателя «check engine». Определить работоспособность датчика можно, измерив омметром сопротивление на разъеме, либо подключив сканер для компьютерной диагностики к компьютеру автомобиля. Если сопротивление есть, нити датчика, скорее всего, целы, и можно попытаться очистить их специальным средством, а если его под рукой нет, воспользоваться очистителем карбюраторов и небольшим ватным тампоном. Касаться электронных компонентов датчика руками не рекомендуется.

blamper.ru

ДМРВ – датчик массового расхода воздуха на автомобилях ВАЗ. Устройство, диагностика неисправностей

В этой статье речь пойдет о назначении, устройстве и диагностики датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), который является неотъемлемой частью инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ. Многие владельцы современных ВАЗов периодически сталкиваются с проблемами связанными с нестабильной работой инжекторного двигателя. В большинстве случаев эта проблема кроется в неисправности датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Устройство и местонахождение датчика массового расхода воздуха на автомобилях ВАЗ

Датчика массового расхода воздуха – небольшое устройство, устанавливается на патрубке, который соединяет воздушный фильтр и дроссельную заслонку и служит для контроля количества поступающего воздуха в двигатель ВАЗ.

В корпусе ДМРВ установлены две платиновое нити, которые под воздействием электрического тока нагреваются. Когда воздух проходит через датчик он охлаждает первую нить, соответственно меняется сопротивление тока, вторая нить является контрольной. Таким образом, происходит оценка количества воздуха поступающего в инжеторный двигатель автомобиля ВАЗ. Полученные данные с датчика массового расхода воздуха поступают в электронный блок управления (ЭБУ) где и происходит расчет необходимого соотношения воздуха, и топлива для последующей подачи топливной смеси в камеры сгорания цилиндров двигателя.

Признаки неисправностей, вызванные поломкой ДМРВ на автомобилях ВАЗ.

Если датчик массового расхода воздуха вышел из строя, то на панели приборов скорей всего вы увидите горящий индикатор Check Engine. Одновременно вы почувствуете, как автомобиль потерял в динамике, появился повышенный расход топлива и усложнился запуск горячего двигателя.

Диагностика датчика массового расхода воздуха

Есть несколько способов проверки ДМРВ на ижекторных двигателях автомобилей ВАЗ.

Вариант №1. Отключаем ДМРВ

Этот вариант диагностики ДМРВ является самым простым, и выполнить его может каждый автовладелец. Для начала нужно отключить датчик массового расхода воздуха для этого отсоединяем разъем и заводим двигатель. После этого контролер переходит в аварийный режим, а регулировка подача топливной смеси происходить только с помощью заслонки дросселя при этом обороты холостого хода превышают показания 1500об/мин. Теперь садимся за руль автомобиля и делаем пробный заезд. Если вы почувствовали, что авто прибавило в динамике разгона, то можно сделать вывод, о том что датчик массового расхода воздуха вышел из строя.

Вариант №2. Диагностика датчика массового расхода воздуха с помощью мультиметра

Прежде чем приступить к описанию этого способа диагностики ДМРВ заметим, что данная процедура актуальна только для датчиков Bosch с каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116.

Перед проверкой необходимо выставить на мультиметре предел измерения 2 Вольта и перевести его в режим работы с постоянным напряжением. Далее смотрим таблицу, на которой показана распиновка разъема ДМРВ.

  1. Вход сигнала ДМРВ. Желтый провод расположен с краю по расположению к лобовому стеклу.
  2. Выход напряжения питания датчиков. Серо-белый провод
  3. Выход заземление датчиков. Зеленый провод
  4. К лавному реле идет розово-черный провод.
Обратите внимание, что цвета проводов в некоторых случаях могут отличаться от приведенных примеров, но расположение контактов на разъеме ДМРВ всегда остается неизменным.

Включив зажигание, подключаем красный контакт мультиметра к желтому проводу на разъеме, а черным к зеленому (на массу), при этом двигатель не должен работать. На этом этапе мы измеряем напряжение между указанными выводами.

Измерительные контакты мультиметра имеют игольчатые наконечники, которые позволяют производить замеры через защитные уплотнители и при этом, не нарушая их изоляции.

Показание мултиметра во время диагностики ДМРВ.
  • 1.01...1.02 – датчик исправен
  • 1.02...1.03 – допустимые показатели
  • 1.04...1.05 - предельные показатели, которые свидетельствуют о скором выходе из строя датчика
  • 1.05 и выше – показание неработающего датчика
  • Вариант №3. Внешние признаки неисправности ДМРВ

    Чтобы визуально оценить исправность или неисправность датчика массового расхода воздуха на двигателе автомобиля ВАЗ необходимо тщательно осмотреть внутренние поверхности воздушного патрубка, на котором установлен ДМРВ. Для этого с помощью фигурной отвертки откручиваем винт, ослабляем хомут и отсоединяем гофру. Ее внутренняя поверхность, так как и поверхность самого датчика должна быть сухой и не иметь масляного налета.

    Отметим, что одной из причин выхода из строя ДМРВ является попадание грязи на его рабочую поверхность вследствие несвоевременной замены воздушного фильтра. А наличие масляного налета указывает на повышенный уровень масла в двигателе, либо на неисправность маслоотсекателя и системы вентиляции картера.

    Следующим этапом визуальной диагностики датчика массового расхода воздуха будет полное снятие его и осмотр. Чтобы снять ДМРВ необходимо с помощью ключика на 10, открутить два винта и вынуть его из корпуса воздушного фильтра. Вместе с датчиком должно выйти и резиновое уплотнительное кольцо, которое предотвращает подсос воздуха. Если оно осталось в корпусе, то скорей всего это будет одной из причин, которая привела к поломке датчика. Вследствие нарушения уплотнения между корпусом фильтра и датчика образуется налет пыли на входной сетке ДМРВ, а это не допустимо.

    Правильная установка датчика массового расхода воздуха предотвращает перекос резинового уплотнителя.

    Порядок сборки и установки ДМРВ
  • Надеваем на датчик уплотнительное кольцо
  • Проверяем уплотнительную юбку
  • Устанавливаем датчик в корпус воздушного фильтра
  • В заключение хочется отметить, что все вышеприведенные способы проверки датчика массового расхода воздуха являются не совсем точными. Полную диагностику ДМРВ возможно провести только при наличии специального оборудования, которое будет снимать показания на различных режимах работы двигателя.

    remontauto-vaz.ru

    ДМРВ — Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВ

    dmrv 4 ДМРВ Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВДатчик массового расхода воздуха служит для определения количество воздуха , идущего на заполнение цилиндров при работе двигателя. Датчик установлен во впускном тракте после воздушного фильтра и подсоеденяется к электрическому жгуту системы управления шестиконтактной колодкой проводов.

    Измерить количество воздуха, поступившего в двигатель, — значит, определить нагрузку двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка открывается и количество всасываемого воздуха увеличивается. Мы говорим: нагрузка увеличилась. И наоборот, педаль отпустили — нагрузка уменьшилась. Все просто. Но только на первый взгляд. Если учесть, что в реальных условиях движения для двигателя типична частая смена режимов работы, что поступающий воздух участвует в различных газодинамических процессах во впускной системе, то задача определения массы воздуха не такая уж тривиальная.

    Длительное время непосредственное измерение расхода воздуха было связано со значительными трудностями. Измерения проводили, как правило, в лабораторных условиях и не применяли в бортовых системах управления. Вместе с тем достижения расходоизмерительной техники позволили создать ряд измерителей расхода воздуха, применимых в автомобиле. Мы не будем рассматривать их все, потому как в настоящее время известно более пятидесяти способов. Остановимся на самом массовом приборе для автомобилей ВАЗ — пленочном датчике массового расхода воздуха анемометрического типа.

    Датчик массового расхода воздуха. Устройство

    Датчик устанавливается между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (внешний вид датчика). Сигнал ДМРВ представляет собой постоянный ток определенного напряжения, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне 1—5 В. При обратном потоке воздуха напряжение изменяется в диапазоне 0—1 В.

    Устройство дмрв показано на рисунке 1. Функционирование его происходит следующим образом. В потоке поступающего воздуха находится электрически нагреваемое тело (чувствительный элемент), которое охлаждается воздушным потоком. Схема регулирования нагревательного тока поддерживает постоянную разность температуры, и ток нагрева пропорционален массе воздушного потока. При данном методе измерения производится учет плотности воздуха, так как она также определяет величину теплоотдачи от тела к воздуху. Нагревательным элементом является пленочный платиновый резистор, который вместе с другими элементами находится на керамической пластине.

    dmrv 5 ДМРВ Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВРис. 1 — чувствительный элемент; 2 — гибридная схема; 3 — электрический разъем Измерительный резистор (сопротивление которого пропорционально расходу воздуха) находится в непосредственном тепловом контакте как с нагревателем, так и с поступающим воздушным потоком и включен в измерительный мост. Благодаря разделению измерителя и нагревателя обеспечивается большая точность измерения. Напряжение на нагреваемом измерительном резисторе является мерой для массы воздушного потока. Далее это напряжение преобразуется (усиливается) электронной схемой, чтобы контроллер мог измерить его величину, то есть происходит согласование уровней.

    Преимуществом пленочного расходомера перед нитевым (он использовался ранее на автомобилях ВАЗ с контроллерами GМ и “Январь-4.1”) является повышенная механическая прочность, поскольку происходит разделение функций, то есть пленка выполняет функцию измерительного элемента, а подложка — функцию силового (несущего) элемента конструкции.

    Датчик объемного расхода воздуха

    dmrv 1 ДМРВ Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВ

    На рисунке показан, разработанный несколько лет назад, датчик измерения расхода воздуха, имеющий форму заслонки. Он устанавливается в воздухозаборнике. Заслонка (1) отклоняется под воздействием потока воздуха и растягивает возвратную пружину. Датчик расхода снабжен дополнительной заслонкой (2), расположенной в камере демпфирования, которая не только служит балансиром, но и играет роль демпфера, препятствуя возникновению колебаний. Вал датчика связан рычагом с потенциометром реостата (3).

    Напряжение датчика наряду с сигналами других датчиков подается в ЕСМ. Потенциометр состоит из резисторов и металлокерамического основания, связанного узкими проводниками с металлической шиной и имеет высокое сопротивление и износостойкость. В зависимости от конструкции электрической части напряжение сигнала может повышаться или уменьшаться с увеличением расхода воздуха.

    Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации, но это не означает, что ремонт дмрв нужно производить самостоятельно. В случае его поломки лучше обратиться к специалистам. Недостатком ДМРВ является то, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку для определения потребного количества топлива требуется определение массы воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода ставят датчик температуры воздуха.

    Для возможности регулировки СО датчик расхода частично шунтируется обходным каналом с регулировочным винтом.

    К недостаткам датчика объемного расхода воздуха можно отнести еще также и наличие механического контакта между дорожкой сопротивлений и металической шиной, и как следствие износ. Обычно протирается дорожка в месте нахождения шинки в режиме холостого хода. В большинстве случаев можно сняв пластмасуваю крышку, ослабить 3-4 винта крепления керамической панельки и чуть сдвинуть ее так, чтобы шинка теперь работала по чистой, непротертой дорожке. Ресурс будет такой же.

    Проволочный датчик массового расхода воздуха

    Проволочный датчик определения массового расхода воздуха был разработан для устранения недостатков электро-механического датчика объемного расхода. Новый датчик не подвержен пульсациям, связанным с открытием и закрытием впускных клапанов, и не зависит от плотности, поступающего воздуха.

    dmrv 1 ДМРВ Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВ

    Датчик этого типа из нагретого провода (2) диаметром 70 мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой. Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе постоянства температуры. Нагретый платиновый провод, расположенный в воздушном потоке, является одним из плеч резисторного моста. При этом за счет изменения силы тока, протекающей через резисторный мост, поддерживается постоянная температура (около 100 С) платинового провода, обдуваемого воздушным потоком.

    При увеличении расхода воздуха платиновый провод остывает и его сопротивление падает. Резисторный мост становится несимметричным и возникает напряжение, подаваемое на усилитель и направленное на повышение температуры провода. Этот процесс продолжается до тех пор, пока температура и сопротивление провода не приведут к равновесию системы. Диапазон силы тока, протекающего через провод составляет 500…1200 мкА.

    Этот ток также протекает через калибровочный резистор, на котором возникает напряжение, поступающее в блок электронного управления для вычисления количества впрыскиваемого топлива. Измерение температуры воздуха компенсируется резистором (4), который представляет собой платиновое кольцо, имеющее сопротивление примерно 500 Ом и расположенное в воздушном потоке. Изменение температуры воздуха одновременно изменяет сопротивление нагретого провода (2) и термокомпенсационного сопротивления (4), поэтому равновесие резисторного моста не нарушается.

    При эксплуатации платиновый провод неизбежно загрязняется. Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется электронным блоком управления.

    Пленочный датчик массового расхода воздуха

    Пленочный датчик массового расхода воздуха один из последних разработок фирмы Bosch. Этот состоит из керамического основания, на котором расположена пленка, в которую вмонтированы измерительный и компенсационный резисторы. Такая конструкция датчика делает его более надежным и дешевым.

    dmrv 1 ДМРВ Датчик массового расхода воздуха. Устройство ДМРВ

    Еще одним из направлений модернизации датчиков расхода воздуха является разработка датчика измерения давления. Этот датчик состоит из толстопленочной диафрагмы, расположенной на керамической основе.

    Датчик измеряет разряжение во впускном коллекторе на основе измерения деформации пленочной диафрагмы. Измерительные элементы расположены внутри пленки. Датчик устанавливается во впускном коллекторе и представляет собой датчик измерения разряжения с малой инерционностью.

    P.S. Датчики массового расхода воздуха, очень требовательны к состоянию воздушного фильтра. У них частенько загрязняются платиновые спирали. Очистить их можно аэрозольным очистителем карбюратора, но очень аккуратно. Самые надежные-пленочные датчики. Если там не побываль чьи-то шаловливые ручонки, то они практически вечные. Во всяком случае, я не сталкивался с их отказом.

    genariconlinedrugsarizona.info

    Датчик массового расхода воздуха, устройство

     

    Нагрузка, которая возлагается на двигатель.

     

    Измерить то количество воздуха, которое поступает в двигатель, значит определить нагрузку двигателя. При нажатии на педаль газа водителем, открывается дроссельная заслонка, увеличивается количество всасываемого воздуха. При этом мы говорим, что увеличилась нагрузка. Когда же вы отпускаем педаль – нагрузка падает. Все довольно просто. Однако это только на первый взгляд. Если учесть то, что в условиях реального движения двигатель часто сменяет режимы работы, поступающий воздух во впускной системе участвует в нескольких газодинамических процессах, то проблема измерения воздуха в системе не такая и простая.

     

    Очень долгое время непосредственно измерить количество воздуха накладывало на автолюбителя значительные трудности. Подобные измерения проводили в лабораторных условиях, в бортовых системах же вовсе не применяли. Однако достижения расходоизмерительной техники не стоят на месте, и впоследствии они позволили создать ряд измерителей расхода воздуха, которые и по сей день применяют на автомобилях. Рассматривать их все мы не будем, так как в наши дни миру известны порядка 50 таких способов. Остановимся на одном из самых массовых приборов автомобиля ВАЗ — пленочном датчике (анемометрического типа) массового расхода воздуха.

     

    Датчик массового расхода воздуха, устройство.

     

    Устанавливается такой датчик между шлангом впускной трубы (внешний его вид) и воздушным фильтром. Сигналы от ДМРВ имеют вид постоянного тока с определенным напряжением, его величина зависит от направления движения воздуха и количества, которое проходит через датчик. Когда поток воздуха прямой, напряжение сигнала такого датчика изменяется в диапазоне от 1 до 5В. Если же поток воздуха обратный, от такое напряжение будет колебаться от 0 до 1В.

     

    Функционирование устройства ДМРВ происходит следующим образом. Электрически нагреваемое тело находится в потоке поступающего воздуха (чувствительный элемент), оно охлаждается воздушным потоком. Схема, которой регулируется нагревательной ток, поддерживает резкость температуры на постоянном уровне, ток при этом пропорционален относительно массы воздушного потока. При таком методе, измерения производятся с учетом плотности воздуха, так как именно этот показатель может определить величину теплоотдачи  передаваемой от тела к воздуху. Нагревательный механизм при этом – платиновый резистор, находящийся вместе с другими элементами на керамической пластине.

     

    Измерительный резистор (его сопротивление прямо пропорционально расходу воздуха) постоянно находится в тепловом контакте, как с поступающим воздушным потоком, так и с нагревателем, вместе с тем он включен в измерительный мост. Благодаря разделению нагревателя и измерителя обеспечивается общая точность измерения. Это напряжение затем усиливается (преобразуется) электронной схемой, для того чтобы контроллер смог измерить его величину, другими словами именно тут происходит согласование уровней.

     

    Главным преимуществом пленочного расходомера перед нитевым (был на вооружении автомобилей ВАЗ значительно ранее) является то, что он намного более механически прочен, так как тут происходит разделение функций. Пленка выполняет функцию элемента измерения, а подложка – несущего (силового) элемента конструкции.

     

    Проволочный датчик расхода воздуха

     

    Проволочный датчик, которым определяется массовый расход воздуха, был разработан для того, чтобы устранить недостатки электро-механического датчика. Так как он не подвержен пульсациям, которые связаны с закрытием и открытием впускных клапанов, и никак не зависит от плотности воздуха, который выходит.

     

    Датчик такого типа, состоящий из нагретого провода (диаметром 70 мкм), устанавливается перед заслонкой дросселя в измерительный трубке. Работа такого датчика массового расхода воздуха основана на постоянной температуре. Платиновый провод, который расположен в воздушном потоке, нагревается и является одним плечем резисторного моста. При этом из-за изменения силы тока, которая протекает через резисторный мост, на постоянном уровне поддерживается температура (приблизительно 100оС) платинового провода, постоянно обдуваемого потоком воздуха.

     

    Когда расход воздуха увеличивается, платиновый провод начинает остывать, при этом падает его сопротивление. Становится несимметричным резисторный мост и начинается процесс возникновения напряжения подаваемого на усилитель и направленного на то, чтобы повысить температуру провода. Процесс продолжается до тех пор, пока сопротивление провода и температура, не приведут к тому, что система будет равновесной. Сила тока, которая течет по проводам, будет примерно 500…1200 мкА.

     

    Данный ток протекает через калибровочный резистор, именно тут и возникает напряжение, которое затем поступает в блок электронного управления, где и считывается количества впрыскиваемого топлива. Температурное измерение воздуха компенсируется резистором, представляющим собой платиновое кольцо, расположенное в воздушном потоке, которое имеет сопротивление в 500 Ом. Температура воздуха изменяется, вместе с тем изменяется и термокомпенсационное сопротивление и сопротивление нагретого провода, от суда следует, что равновесие резисторного моста не будет нарушаться.

     

    Платиновый провод при эксплуатации неизбежно загрязняется. Чтобы предотвратить такое загрязнение после того, как двигатель будет выключен, провод на одну секунду накаляется до температуры 1000 С. Вся пыль, которая на него налипла, моментально сгорает. Данный процесс производится под чутким контролем электронного блока управления.

     

    Пленочный датчик расхода воздуха

     

    Пленочный датчик массового расхода воздуха, устройством обязан фирме Bosch, именно она ввела такое понятие на рынок. Он состоит из керамического основания с установленной на нем пленкой, именно в нее вмонтированы компенсационный и измерительный резисторы. Подобная конструкция счетчика делает его более дешевым и в тоже время надежным.

     

    Еще одной модернизацией датчика расхода воздуха послужила разработка измерения давления. Состоит такой датчик из толстопленочной диафрагмы, которая расположена на керамической основе.

     

    Во впускном коллекторе изменяется разряжения через изменение деформации пленочной диафрагмы. Элементы измерения расположены внутри пленки. Устанавливается датчик во впускном коллекторе и имеет вид измерителя разряжения при малой инерционности.

     

    Датчики массового расхода воздуха, весьма требовательны к состоянию фильтра воздуха. А в них очень часто загрязняются платиновые спирали. Очень аккуратно их можно очистить  аэрозольным очистителем карбюратора.

    portalvaz.ru

    ДМРВ — Датчик массового расхода воздуха

    dmrv_4Датчик массового расхода воздуха служит для определения количество воздуха , идущего на заполнение цилиндров при работе двигателя. Датчик установлен во впускном тракте после воздушного фильтра и подсоеденяется к электрическому жгуту системы управления шестиконтактной колодкой проводов.

    Измерить количество воздуха, поступившего в двигатель, — значит, определить нагрузку двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка открывается и количество всасываемого воздуха увеличивается. Мы говорим: нагрузка увеличилась. И наоборот, педаль отпустили — нагрузка уменьшилась. Все просто. Но только на первый взгляд. Если учесть, что в реальных условиях движения для двигателя типична частая смена режимов работы, что поступающий воздух участвует в различных газодинамических процессах во впускной системе, то задача определения массы воздуха не такая уж тривиальная.

    Длительное время непосредственное измерение расхода воздуха было связано со значительными трудностями. Измерения проводили, как правило, в лабораторных условиях и не применяли в бортовых системах управления. Вместе с тем достижения расходоизмерительной техники позволили создать ряд измерителей расхода воздуха, применимых в автомобиле. Мы не будем рассматривать их все, потому как в настоящее время известно более пятидесяти способов. Остановимся на самом массовом приборе для автомобилей ВАЗ — пленочном датчике массового расхода воздуха анемометрического типа.

    Датчик массового расхода воздуха. Устройство

    Датчик устанавливается между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (внешний вид датчика). Сигнал ДМРВ представляет собой постоянный ток определенного напряжения, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне 1—5 В. При обратном потоке воздуха напряжение изменяется в диапазоне 0—1 В.

    Устройство дмрв показано на рисунке 1. Функционирование его происходит следующим образом. В потоке поступающего воздуха находится электрически нагреваемое тело (чувствительный элемент), которое охлаждается воздушным потоком. Схема регулирования нагревательного тока поддерживает постоянную разность температуры, и ток нагрева пропорционален массе воздушного потока. При данном методе измерения производится учет плотности воздуха, так как она также определяет величину теплоотдачи от тела к воздуху. Нагревательным элементом является пленочный платиновый резистор, который вместе с другими элементами находится на керамической пластине.

    Рис. 1 — чувствительный элемент; 2 — гибридная схема; 3 — электрический разъем

    Измерительный резистор (сопротивление которого пропорционально расходу воздуха) находится в непосредственном тепловом контакте как с нагревателем, так и с поступающим воздушным потоком и включен в измерительный мост. Благодаря разделению измерителя и нагревателя обеспечивается большая точность измерения. Напряжение на нагреваемом измерительном резисторе является мерой для массы воздушного потока. Далее это напряжение преобразуется (усиливается) электронной схемой, чтобы контроллер мог измерить его величину, то есть происходит согласование уровней.

    Преимуществом пленочного расходомера перед нитевым (он использовался ранее на автомобилях ВАЗ с контроллерами GМ и “Январь-4.1”) является повышенная механическая прочность, поскольку происходит разделение функций, то есть пленка выполняет функцию измерительного элемента, а подложка —

    [spoiler]функцию силового (несущего) элемента конструкции.
    Датчик объемного расхода воздуха

    На рисунке показан, разработанный несколько лет назад, датчик измерения расхода воздуха, имеющий форму заслонки. Он устанавливается в воздухозаборнике. Заслонка (1) отклоняется под воздействием потока воздуха и растягивает возвратную пружину. Датчик расхода снабжен дополнительной заслонкой (2), расположенной в камере демпфирования, которая не только служит балансиром, но и играет роль демпфера, препятствуя возникновению колебаний. Вал датчика связан рычагом с потенциометром реостата (3).

    Напряжение датчика наряду с сигналами других датчиков подается в ЕСМ. Потенциометр состоит из резисторов и металлокерамического основания, связанного узкими проводниками с металлической шиной и имеет высокое сопротивление и износостойкость. В зависимости от конструкции электрической части напряжение сигнала может повышаться или уменьшаться с увеличением расхода воздуха.

    Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации, но это не означает, что ремонт дмрв нужно производить самостоятельно. В случае его поломки лучше обратиться к специалистам. Недостатком ДМРВ является то, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку для определения потребного количества топлива требуется определение массы воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода ставят датчик температуры воздуха.

    Для возможности регулировки СО датчик расхода частично шунтируется обходным каналом с регулировочным винтом.

    К недостаткам датчика объемного расхода воздуха можно отнести еще также и наличие механического контакта между дорожкой сопротивлений и металической шиной, и как следствие износ. Обычно протирается дорожка в месте нахождения шинки в режиме холостого хода. В большинстве случаев можно сняв пластмасуваю крышку, ослабить 3-4 винта крепления керамической панельки и чуть сдвинуть ее так, чтобы шинка теперь работала по чистой, непротертой дорожке. Ресурс будет такой же.

    Проволочный датчик массового расхода воздуха

    Проволочный датчик определения массового расхода воздуха был разработан для устранения недостатков электро-механического датчика объемного расхода. Новый датчик не подвержен пульсациям, связанным с открытием и закрытием впускных клапанов, и не зависит от плотности, поступающего воздуха.

    Датчик этого типа из нагретого провода (2) диаметром 70 мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой. Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе постоянства температуры. Нагретый платиновый провод, расположенный в воздушном потоке, является одним из плеч резисторного моста. При этом за счет изменения силы тока, протекающей через резисторный мост, поддерживается постоянная температура (около 100 С) платинового провода, обдуваемого воздушным потоком.

    При увеличении расхода воздуха платиновый провод остывает и его сопротивление падает. Резисторный мост становится несимметричным и возникает напряжение, подаваемое на усилитель и направленное на повышение температуры провода. Этот процесс продолжается до тех пор, пока температура и сопротивление провода не приведут к равновесию системы. Диапазон силы тока, протекающего через провод составляет 500…1200 мкА.

    Этот ток также протекает через калибровочный резистор, на котором возникает напряжение, поступающее в блок электронного управления для вычисления количества впрыскиваемого топлива. Измерение температуры воздуха компенсируется резистором (4), который представляет собой платиновое кольцо, имеющее сопротивление примерно 500 Ом и расположенное в воздушном потоке. Изменение температуры воздуха одновременно изменяет сопротивление нагретого провода (2) и термокомпенсационного сопротивления (4), поэтому равновесие резисторного моста не нарушается.

    При эксплуатации платиновый провод неизбежно загрязняется. Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется электронным блоком управления.

    Пленочный датчик массового расхода воздуха

    Пленочный датчик массового расхода воздуха один из последних разработок фирмы Bosch. Этот состоит из керамического основания, на котором расположена пленка, в которую вмонтированы измерительный и компенсационный резисторы. Такая конструкция датчика делает его более надежным и дешевым.

    Еще одним из направлений модернизации датчиков расхода воздуха является разработка датчика измерения давления. Этот датчик состоит из толстопленочной диафрагмы, расположенной на керамической основе.

    Датчик измеряет разряжение во впускном коллекторе на основе измерения деформации пленочной диафрагмы. Измерительные элементы расположены внутри пленки. Датчик устанавливается во впускном коллекторе и представляет собой датчик измерения разряжения с малой инерционностью.

    P.S. Датчики массового расхода воздуха, очень требовательны к состоянию воздушного фильтра. У них частенько загрязняются платиновые спирали. Очистить их можно аэрозольным очистителем карбюратора, но очень аккуратно. Самые надежные-пленочные датчики. Если там не побываль чьи-то шаловливые ручонки, то они практически вечные. Во всяком случае, я не сталкивался с их отказом.

    [/spoiler]

    avto.win7ka.ru


    Станции

    Районы

    Округа

    RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта