Ведомый диск сцепления. Диск сцепления из чего состоит
Диск сцепления: ведомый – нажимной
Сцепление в автомобиле служит для того, чтобы соединять и разъединять коленчатый вал и трансмиссию, таким образом передавая крутящий момент на колеса или прекращая передачу. В автомобиле с механической коробкой переключения передач всегда при начале движения, при переключении передач и при торможении необходимо вручную включать или выключать сцепление, то есть соединять или разъединять коленчатый вал и трансмиссию.
Диск сцепления
Работа дисков заключается в трении их между собой, причем каждый из них расположен на своем валу. Это возникает вследствие того, что поверхность каждого диска неровная. Таким образом, существует нажимной диск сцепления (соединяется с двигателем) и ведомый диск сцепления (соединяется с трансмиссией).
Как работает диск сцепления?
При плавном включении под воздействием пружин нажимной диск притирается к ведомому. Автомобиль трогается с места, когда оба эти диска притерлись, то есть соприкоснулись и стали вращаться в одном направлении. В устройстве сцепления может быть как один ведомый диск, так и два; называются они, соответственно, однодисковыми и двухдисковыми. Так, первые применяются в основном на легковом транспорте, на грузовом с небольшой грузоподъемностью, а также на коммерческой технике и автобусах. Они имеют наиболее простое устройство и невысокую цену, надежные и компактные, при этом обладают высокой износостойкостью; их просто обслуживать, демонтировать и ремонтировать. На большинство автомобилей отечественного производства устанавливаются так называемые сухие фрикционные сцепления. В их устройстве выделяется группа деталей, которая осуществляет включение, отсоединение и привод сцепления. Так, включение происходит под влиянием действия пружин, тогда как выключение происходит посредством преодоления этой силы при нажатии на педаль. Фрикционные сцепления, в зависимости от типа пружин, бывают разными. Главное различие - в самих пружинах. В сцеплении они могут быть периферийными, а также диафрагменными. Более распространенный тип сцепления - у механических трансмиссий, установленных на современные легковые автомобили: с диафрагменной пружиной. Что же касается двухдисковых сцеплений, то они получили широкое распространение в грузовых автомобилях, так как из-за большой массы транспортного средства необходимо увеличивать площадь поверхности трения, оставляя при этом внешние размеры сцепления неизменными.
Порядок замены узлов сцепления:
- Производится демонтаж сцепления в сборе.
- Осматривается поверхности трения у маховика, дисков сцепления, обращается внимание на следы износа, царапины.
- В случае обнаружения износа заменяются узлы: маховик, диски сцепления, муфта включения.
- Устанавливается сцепление. Нажимной диск должен быть установлен на маховике, закреплен болтами; к нажимному ведомый диск обращается его выступающей частью.
- При правильной установке муфта должна свободно вращаться. Все необходимые детали должны быть смазаны.
Ведомый диск сцепления | Конструкция, предназначение элементов, обслуживание, неисправности – на промышленном портале Myfta.Ru
Чаще всего нажимной диск сцепления отлит из качественного серого чугуна. Та сторона такой детали, с помощью которой он прижимается к ведомому диску сцепления, обязательно должна быть отшлифована. На второй же стороне (для того, чтобы нажимные пружины могли правильно центрироваться) присутствуют 16 бобышек. Пазы, применяемые для установки рычагов, также находятся на стороне с бобышками.
Ведомый элемент обязательно с двух сторон имеет приклеенные накладки. Также при сборке в нём делаются специальные прорези для того, чтобы повысилась его упругость. Кроме того, ведущий диск сцепления снабжен демпфером, который является гасителем крутильных колебаний.
Сделано это для того, чтобы уменьшить частоту колебания и динамические нагрузки, проявляющиеся в трансмиссии. Установлено также 8 тангенциальных пружин, которые являются ведомым элементом гасителя. При этом рассчитывается на то, что вместе 2-мя опорными пластинами пружины могут помещаться в специальных прямоугольных окнах, которые сделаны именно для этого.
У гасителя колебаний, который является обязательной деталью сцепления, есть свой фрикционный элемент, который является дисковая муфта. Из фрикционных накладок и упругих элементов, собственно говоря, и состоит фрикционная пара, которых в механизме несколько.
Такие пары устанавливаются для того, чтобы поглощать низкочастотные колебания, которые возникают в силовой передаче. Имеющиеся в устройстве ведомого диска сцепления пружины демпфера предназначены для поглощения высокочастотных крутильных колебаний.
Стоит отметить, что связь ведомой детали со ступицей не является жесткой, поскольку ступица может поворачиваться на определенный угол в обе стороны. Максимальная величина угла оборота определяется только в соответствии с теми показателями, которые получаются при сжатии пружины. Кроме того, в ступице имеется и хорошее шлицевое соединение, установленное на шлицевом конце вала коробки передач. В сборе ведомый диск сцепления может быть сбалансирован только статически, а для того, чтобы работа была максимально правильной, могут быть установлены специальные балансировочные пластины. Стоит отметить, что допустимый баланс не должен превышать 25 г-см.После этой манипуляции нужно будет вывернуть стяжные болты, служащие креплением, к маховику. Когда придет время устанавливать устройство обратно на двигатель, нужно будет снова затянуть болты крепления к маховику, а после этого уже вывернуть стяжные болты из нажимной детали.
При установке ведомых дисков сцепления очень важно проследить за тем, чтобы они были правильно сконцентрированы. Сделать это можно с помощью оправки, которой может прекрасно служить первичный вал. Важно, чтобы при присоединении к двигателю коробки передач была обеспечена сохранность ведомых элементов. Ни в коем случае нельзя допускать их нагружения при снятии/установке.
На самом деле, может быть множество причин, по которым может потребоваться не только восстановление ведомого диска сцепления, но и его полная замена.
Например, могут быть такие неисправности:
- Неполное выключение или включение механизма. Такая ситуация может возникнуть из-за наличия между упорным кольцом и подшипником муфты небольшого (или большого) зазоры, которые обязательно нужно устранить.
- Слишком резкое включение устройства, сопровождающееся рывками во время начала движения. Случаются такие проблемы в случае, когда муфта немного заедает на крышке подшипника, относящегося к первичному валу.
Конечно, для того, чтобы обеспечить достаточно надежную и правильную работу вашего автомобиля, нужно обязательно соблюдать все правила по его эксплуатации. Тем не менее, время от времени даже при отличной и бережной эксплуатации может потребоваться ремонт или замена некоторых деталей. Если вашему автомобилю потребовалась какая-нибудь деталь, то вы обязательно сможете найти её на нашем сайте.
myfta.ru
Из чего состоит сцепление? - Автомобиль - Полезные статьи - Каталог статей
Сцепление и приводы управления сцеплением
Назначение и принцип действия сцепления. Сцепление автомобиля служит для кратковременного разъединения коленчатого вала двигателя от коробки передач и их плавного соединения, которые необходимы при переключении передач и трогании автомобиля с места.
На легковых и грузовых автомобилях наиболее распространено однодисковое сцепление фрикционного типа. Сцепление состоит из механизма и привода выключения. Механизм сцепления собран на маховике двигателя, а привод — на невращающихся деталях, установленных на раме или кузове автомобиля.
Схема фрикционного сцепления:1 - маховик двигателя, 2 - ведомый диск, 3 - нажимный диск, 4 - пружины, 5 - вилка, 6 - тяга,7 - педаль, 8 - ведущий вал, 9 - возвратная пружина, 10 - муфта, 11 - отжимные рычаги, 12 - кожух
Основными деталями механизма сцепления являются ведомый диск, установленный на шлицы ведущего вала коробки передач, нажимный диск с пружинами, размещенными на кожухе, который жестко прикреплен к маховику. На кожухе сцепления установлены на шаровых опорах отжимные рычаги, соединенные шарнирно с нажимным диском.
Привод выключения сцепления состоит из муфты с выжимным подшипником и возвратной пружиной, вилки, тяги и педали.
При отпущенной педали сцепления ведомый диск зажат пружинами между маховиком и нажимным диском. Такое состояние сцепления называется включенным, так как при работе двигателя крутящий момент от маховика и нажимного диска передается за счет сил трения на ведомый диск и дальше на ведущий вал коробки передач. Если нажать на педаль сцепления, тяга перемещается и поворачивает вилку относительно места ее крепления. Свободный конец вилки давит на муфту, в результате чего она перемещается к маховику и нажимает на рычаги, которые отодвигают нажимный диск. При этом ведомый диск освобождается от сжимающего усилия, отходит от маховика и сцепление выключается.
Приводы управления сцеплением.
Механический привод выключения сцепления применяют на большинстве отечественных грузовых автомобилей, так как он наиболее прост по конструкции и удобен в эксплуатации. Основными деталями привода выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130 являются педаль 1, которая закреплена на валу 5, связанном тягой 6 с рычагом 7 и вилкой 3 выключения сцепления.
При нажатии на педаль 1 все детали привода приходят во взаимодействие, в результате чего подшипник 2 муфты нажимает на внутренние концы рычагов выключения, нажимный диск отводится, а ведомый освобождается от усилия нажатия и сцепление выключается.
При включении сцепления педаль отпускают, муфта с подшипником под действием возвратной пружины 4 занимает исходное положение, освобождая рычаги выключения и сцепление включается.
Привод выключения сцепления автомобилей ЗИЛ-130
Гидравлический привод выключения сцепления сложнее по конструкции, чем механический, но он обеспечивает более плавное включение и допускает свободное расположение педали привода по отношению к механизму сцепления.
Пневматический усилитель в приводе сцепления применяют на грузовых автомобилях, чтобы уменьшить усилие нажима на педаль при выключении сцепления.
Работает пневмоусилитель следующим образом. При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается под гидропоршень усилителя и следящий поршень. Последний перемещается и действует на клапаны управления, закрывая выпускной и открывая впускной. При этом сжатый воздух из системы начинает поступать в полость пневмопоршня, который перемещается, оказывая дополнительное усилие на шток выключения сцепления. В результате суммарное усилие от давления воздуха и педали на штоке выключения сцепления возрастает и сцепление выключается. При отпускании педали давление в гидропроводе исчезает и поршни под действием пружин отходят в исходное положение, сцепление включается, а воздух из пневмоусилителя выходит в атмосферу.
Ведомый диск, связанный с первичным валом коробки передач, постоянно прижат к маховику нажимным диском под воздействием очень сильных пружин. За счет огромных сил трения между маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе, как единое целое, вращается при работе двигателя. Но это только тогда, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте его автомобиль.
А для начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный с ведущими колесами (через первичный вал коробки передач и другие составляющие трансмиссии), к вращающемуся маховику, то есть - включить сцепление, привести его в состояние монолита. И это сложная задача, так как угловая скорость вращения маховика составляет 20 - 25 оборотов в секунду, а скорость вращения ведущих колес – ноль.
Сцепление включено.
На первом этапе работы по включению сцепления - приотпускаем педаль, то есть даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения . За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое время относительно маховика, тоже начнет вращаться, а ваш автомобиль потихоньку ползти.
На втором этапе – удерживаем ведомый диск от какого-либо перемещения, то есть на две - три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись. Машина при этом немного увеличивает скорость движения.
На третьем этапе - маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вращаются вместе без проскальзывания и с одинаковой скоростью, 100%-но передавая крутящий момент к коробке передач и далее на ведущие колеса автомобиля. Это соответствует состоянию механизма сцепления – включено, автомобиль едет. Теперь остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу. Если при начале движения педаль сцепления резко бросить, то автомобиль «прыгнет» вперед, а двигатель заглохнет. В худшем же варианте, что-нибудь еще и сломается, так как в этот момент возникает сильная ударная волна, которая многократно увеличивает нагрузки на все детали двигателя и агрегаты трансмиссии.
Для выключения сцепления водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск отходит от маховика и освобождает ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, спокойным движением до конца хода педали.
Сцепление выключено.
Основные неисправности сцепления.
Сцепление «ведет» (выключается не полностью) из-за большого свободного хода педали сцепления, перекоса нажимного подшипника, коробления ведомого диска или поломки пружин.
Для устранения неисправности отрегулировать свободный ход педали, удалить воздух из гидропривода, заменить неработоспособные диски и пружины.
Сцепление «пробуксовывает» (включается не полностью) из-за малого свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, поломки пружин.
Для устранения неисправности необходимо отрегулировать свободный ход педали, промыть или поменять диски, пружины.
Сцепление включается резко вследствие заеданий в механизме привода, задирах на рабочих поверхностях дисков, маховика и разрушения фрикционных накладок ведомого диска.
Для устранения неисправности следует заменить неисправные узлы привода, устранить задиры на поверхностях дисков, заменить ведомый диск.
Подтекание тормозной жидкости в приводе выключения сцепления возможно из главного или рабочего цилиндров, а также в соединительных трубках.
Для устранения неисправности следует визуально определить место утечки и заменить неисправные узлы, с последующей прокачкой всего гидропривода (удалить из него воздух).
Эксплуатация сцепления.
При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень в бачке, питающем жидкостью гидравлический привод сцепления. Если уровень окажется меньше нормы, то его обязательно следует восстановить, долив тормозной жидкости. В противном случае, когда ее уровень понизится до нуля, усилие вашей ноги на педали сцепления будет передаваться в никуда.
Пониженный уровень жидкости или неправильная регулировка сцепления может привести к тому, что передачи на вашем автомобиле будут включаться с огромным усилием или вообще включаться не будут. И если, при полностью нажатой педали сцепления, вам все-таки удастся «впихнуть» первую передачу, то автомобиль самопроизвольно начнет медленное движение, хотя по результатам всего предыдущего разговора в данный момент двигатель отделен от ведущих колес. Здорово, да? Все стоят на красный сигнал светофора, а вы уже едите! Как это может случиться и почему машина едет? Ответ прост – любая машина требует к себе постоянного внимания, она любит «смазку и ласку». А если по делу, то описанная неприятность называется - сцепление ведет. Суть происходящего следующая. В то время когда ведомый диск сцепления не должен иметь контакта с маховиком, он все-таки за него немного цепляется, и соответственно часть крутящего момента передается на вал коробки передач и далее на ведущие колеса.
На этом проблемы со сцеплением не заканчиваются. Так как каждый раз, отпуская педаль сцепления, мы заставляем обе поверхности ведомого диска сильно тереться о железный маховик и не менее железный нажимной диск, то естественно боковые поверхности ведомого диска изнашиваются. Это нормальный процесс, предусмотренный конструкцией автомобиля, и ведомый диск является расходным материалом. Однако наступает в жизни, опять же не очень смешной момент, когда все уже давно уехали с того самого перекрестка с красным сигналом светофором (после включения зеленого), а вы все еще стоите на месте. Хотя и первая передача включена, и педаль сцепления наверху, и «газуете» вы так, что у проезжающих мимо водителей «сердце кровью обливается». Но износ накладок ведомого диска оказался настолько велик, что теперь он не зажимается между маховиком и нажимным диском с должным усилием, и пробуксовывая не передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Описанное явление имеет и свое название – сцепление пробуксовывает. Конечно, здесь описан пример совсем уж глухого и слепого водителя, потому что машина намного раньше «предупреждала» его о том, что «несмешной» случай может произойти в ближайший месяц. Еще раньше на подходе к максимальному износу, ведомый диск начал пробуксовывать, сначала на четвертой передаче, затем на третьей и так далее. А вообще, при нормальной грамотной эксплуатации автомобиля, замена ведомого диска сцепления требуется после 80 тыс. км. пробега и более.
Однако не все водители – мастера вождения, и износ диска может наступить значительно раньше. Начало критического износа легко определить, двигаясь на четвертой передаче со скоростью 40 – 45 км/ч. Если при активном нажатии на педаль газа обороты двигателя начинают увеличиваться, а машина продолжает движение с постоянной скоростью, то в подтверждение своей догадки вы еще и унюхаете специфический запах «подгорающих» накладок диска. Значит, пора покупать диск и искать автосервис подешевле или понадежней, кому что больше подходит. «Шелест» в районе сцепления и его пропадание при полностью нажатой педали сцепления означает, что вы должны готовиться к замене выжимного подшипника. Резкие старты и ускорения машины, постоянное «держание» ноги на педали сцепления при движении ведут к износу не только сцепления, но и других агрегатов автомобиля. Укорачивает срок службы сцепления и еще одна не очень «мудрая» привычка. Это когда водитель удерживает педаль сцепления в нажатом состоянии на все время остановки перед красным сигналом светофора. Грамотным ожиданием разрешающего сигнала светофора, по многим причинам, будет – нейтральная передача и полностью отпущенная педаль сцепления.
razvlekalovo.ucoz.ru
Диск сцепления | Принцип работы, виды, параметры, установка, ремонт и замена – на промышленном портале Myfta.Ru
Есть множество видов сцепления и почти все они работают на основе одного или пары фрикционных дисков, которые плотно прижаты один к другому. Этот материал схожий с тем, который используется в тормозных колодках. В прошлом он включал в себя асбест, в настоящие время используют другие материалы.
Плавное переключение передач главным образом осуществляется проскальзыванием постоянной ведомой детали, прикреплённой к коленчатому двигателю, относительно ведомого диска сцепления, присоединяющегося к коробке передач через шлиц.
Сила, передаваемая соответствующей педалью, отдается механизму с помощью механического (тросового или рычажного) или гидравлического привода.
Если нажать на педаль (выключение, выжимание), то это приводит к разъединению дисков. После этого между ними образуется пустое пространство. После того, как педаль снова будет отпущена, они снова будут сжаты.
Сам ведомый элемент состоит из: диска с пружинными пластинами, к которым крепится или клеится дифракционная накладка.
Ступица состоит из шлицевого соединения.
Диск сцепления нажимной
На машинах легкового типа обычно вместо рычагов включения и пружин цилиндрической формы ставится система с диафрагменной нажимной пружиной. Она плоская или же находится в виде конуса. Выжимными рычагами пружины служат лепестки, которые находятся в её центральной части.
С использованием нажимной диафрагменной пружины сцепление становится значительно легче и намного дешевле, нежели рычажный аналог. Во время ремонта нужно не нужно много регулировок.Толщина диска сцепления
Чтобы измерить толщину этой детали, можно использовать один из двух способов:
- с помощью измерительного калибра, при этом демонтаж элемента не требуется;
- с отсутствием калибра: требуется включить пятую скорость, запустить двигатель и прогазовывать. Ведомая деталь будет считаться изношенной, если автомобиль не заглохнет. Такая проверка сильно изнашивает ее, потому не стоит часто проверять толщину таким способом.
По правилам техобслуживания авто, проверка толщины должна производиться через 80000 км пробега.
Как правильно использовать измерительный калибр:
- Следует поднять авто на опору (подъёмник) и демонтировать нижний отсек двигателя.
- Далее следует свинтить болты крепления и, оставив на месте гидропровод, снять цилиндр коробки передач.
- В цилиндр вставить калибр и нажать белую стрелку.
- Если стрелка калибра находится в красной зоне, то следует заменить функциональную закладку.
Выжимной диск сцепления
Каждый автолюбитель знает, что одна из главных характеристик авто – это сцепление, которое имеет выжимной подшипник. Он должен строго соответствовать тому ГОСТу, по которому его изготавливают. Самым основным требованием является остановка машины без остановки двигателя. На протяжении долгого времени инженеры думали, как же сделать так, чтобы автомобиль можно было остановить, а потом продолжить езду, без выключения движка. Именно потому и появилось сцепление. Для того чтобы разъединять ведущий и ведомый элементы, было применено устройство выжимного подшипника.
Выжимной подшипник имеет не последнюю роль в системе. Он находится в самом центре, тем самым он держит давление на педаль и нажимает на лепестки корзины.
Установка диска сцепления
При разборке этой детали важным и обязательным фактором является четкость выполнения всех инструкций. Для того чтобы демонтаж был проще, в центре ее есть изображение, при помощи которого можно легко разобраться с дальнейшей сборкой или разборкой:
- COTE VOLANT
- FWSIDE
- SCHWUNGRADSEITE
- GB SIDE
- GETRIEBESEITE
- LATO CAMB
К примеру: если в центре существует надпись GEARBOX SIDE, то данная сторона будет «смотреть» в сторону КПП. Если установка детали произведена не правильно, то это приведёт к серьезным разрушениям всей системы.
Ремонт диска сцепления
Для ремонта достаточно заменить фрикционные накладки. Для того чтобы не быть обманутым на рынке производителей запчастей, лучше все-таки сделать все самому.
Речь будет идти о наклёпках фрикционных элементов. Для этого их нужно приобрести или на рынке, или в магазине.Вначале надо взять уже изношенную деталь и высверлить заклёпки.
После того, как вы снимете фрикционные закладки, надо осмотреть их на наличие каких-либо дефектов. Если таковых нет, то можно смело продолжать работу. Взяв новый фрикцион, прилаживаем его к диску и чертим метки для отверстий. Следом надо высверлить отверстия и зенкеровать их.
После того, как заканчиваете клёпку, надо убедиться, что всё сделано правильно, и установить рабочую запчасть на место.
Как заменить диск сцепления
Все люди прекрасно понимают, что на свете нет ничего вечного, и автомобиль не исключением, а его отдельные части способствуют всему этому еще быстрее. Замена подобной детали на новую – задача не из простых. У многих любителей авто могут возникать некоторые проблемы с этим. Для решения этой проблемы ниже будет приведен алгоритм данной совокупности действий.
Для безопасности надо снять клемму с минуса, дабы обесточить машину. Следующим действием необходимо снять воздуховод, что позволит открыть доступ сверху коробки, после чего надо открутить стартер. Далее мы должны открыть фиксирующую шайбу для того, чтобы снять ручку переключения передач.
Перед нами появятся четыре болта, которые, необходимо выкрутить и снять люк. Залезши под машину необходимо открутить болты и рассоединить кардан и мост, после чего полностью снимаем кардан. Следующим действием вынимание фланца, с помощью отвёртки, из коробки. Следом отсоединяем контакт заднего хода и трос спидометра.
После этого отсоединение гидропровода, снятие крышки картера. Далее надо раскрутить болты, которые крепятся к трансмиссии. Следом необходимо снять корзину со сцеплением и провести замену самой детали.
myfta.ru