Содержание
Каким должно быть по нормативам давление масла
Автовладельцы знают, что без масла двигатель долго не проработает. Но далеко не все знают о том, что смазочная жидкость должна не только просто плескаться в моторе, но и циркулировать по системе под давлением, которое должно соответствовать определенному интервалу.
В старых моторах масло применялось преимущественно в качестве смазочного материала. А сейчас отвечает за куда больший функционал:
- защита от износа;
- отвод тепла от горячих деталей;
- нейтрализация продуктов горения;
- работа в качестве гидравлики в исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, натяжители цепей, муфты регулировки фаз газораспределения и так далее.
Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе приведет не только к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, но и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что напрямую сказывается на мощности и в итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к перескоку цепи на звездах, что вызовет столкновение поршней с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто – придется покупать новый.
Но если о том, что низкое давление масла вредно, знают многие, то о вреде повышенных показателей задумываются только когда сталкиваются с последствиями. А они уже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум, такая ситуация влияет на возникновение повреждений уплотнителей и способствует ускорения утечки смазочной жидкости. Также часто случается ее выдавливание из-под кольца масляного фильтра, и это случается при залипании редукционного клапана маслонасоса.
На приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В стандартных условиях эксплуатации этого достаточно, а при необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.
Но, говоря о недостаточных или избыточных значениях показателя, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя нормативы будут разными. Чаще всего, минимальное давление масла должно составлять от 1 атмосферы на холостом ходу прогретого двигателя. Верхняя планка — 4,5–5 атмосфер при повышенных оборотах.
Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя
Что создает давление масла в системе
За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.
Схема работы масляного насоса.
Конструктивно эти устройства могут различаться, но принцип действия у них един – блок из двух шестерен засасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет в систему через масляный фильтр. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления выше максимального заданного значения. Он называется редукционным.
Какие проблемы с системой смазки могут иметь место, в чем их причины и как с этим бороться, рассмотрим далее.
Загорелась лампочка низкого давления масла
Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для мотора является ситуация с недостаточными показаниями. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой пониженного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?
- Лампа давления масла обязана гореть при включенном зажигании и остановленном моторе. Если она вовсе не загорается, надо заменить контрольную лампу в приборной панели.
- Если контрольная лампа не погасла при еще работающем моторе, его необходимо немедленно остановить и проверить уровень смазки щупом. Если он ниже минимального, то нужно просто добавить жидкость до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем запрещается любым производителем, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали.
Если параметр соответствует норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет, то разбираться с проблемой будет сложнее и точно потребуется обращение в сервис.
Шестерня масляного насоса, поврежденная эксплуатацией с низким уровнем масла.
Как измерить давление масла в двигателе
Это сервисная операция. Трудно даже представить себе, что у простого автовладельца под руками окажется специальный манометр. Такой прибор поможет получить точные значения при любых оборотах. Это позволит диагносту распознать неисправность и избежать.
Рисунок. Схема подключения манометра.
Разберем конкретный пример. Возьмем 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление смазки этих автомобилей измеряется при 3000 оборотов в минуту. А вот нормы для двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 соответствует диапазону 1,6-5 атмосфер, а для 4-литрового: уже 3-6 атмосфер. Как видим, даже у одного производителя цифры разнятся сильно. Что же тогда будет происходить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?
Вывод – универсальных норм не существует, и методы проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.
Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем
Повышенное давление
Поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос: в чем причина, и что делать? Основной причиной проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана, вызванная банальным загрязнением или износом. Для начала (особенно, если добираться до этого конструктивного элемента не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например, Oilsystem Spulung High Performance Benzin.
Другой пример — Oilsystem Spulung High Performance Diesel.
Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления стремится к нулю.
Сниженное давление масла
Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие. Вторая в точности совпадает с причиной первого пункта, только редукционный клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении, либо у него механически повреждена пружинка. Лечится заменой клапана или промывкой. Деталь стоит копейки, а на здоровье мотора влияет очень сильно. Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Пример отражен на изображении.
Недостаточная вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе
Чаще всего эту причину можно диагностировать по характерному поведению лампы давления масла – она мигает в ответ на малейшее снижение оборотов на холостом ходу полностью прогретого мотора.
В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт смазки. Если последний не подходящий – имеет смысл произвести замену.
Второе, что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой повышающий давление масла продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.
Также причиной недостаточного значения может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все перечисленные аспекты, к сожалению, требуют для устранения сложного ремонта.
Итог
Как видим, давление масла в автомобильном двигателе — параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки основного агрегата: с помощью очистки масляной системы, замены масляной жидкости или стабилизатора вязкости.
Давление масла в двигателе: низкое и высокое. Проблемы, причины, устранение | SUPROTEC
На приборной доске вашего автомобиля загорается индикатор давления масла двигателя? Это значит, что в силовом агрегате возможны проблемы. Советуем немедленно принять меры, потому что эта небольшая неисправность может стать причиной больших проблем.
Отклонение от заданных параметров давления масла в двигателе чревато выходом из строя узлов этого агрегата, вплоть до аварии. Если не принять меры вовремя, потребуется капитальный ремонт или даже полная замена мотора.
Разберемся по порядку:
- зачем и какое давление масла в двигателе нужно,
- как нагнетается моторное масло,
- чем чреваты отклонения от заданных величин,
- как проявляются неполадки,
- как диагностировать и устранять проблемы.
Какое давление масла в двигателе необходимо
Современное моторное масло выполняет множество функций, без которых нормальная работа мотора невозможна:
- смазывает пары трения,
- отводит тепло,
- защищает от коррозии,
- смывает нагар,
- уносит частицы износа из рабочей зоны.
Чтобы выполнять все эти задачи, смазочный материал должен подаваться на кулачки, клапаны, поршни, кривошипно-шатунный механизм и различные другие детали. Масло к деталям двигателя подается из картера под давлением по каналам масляным насосом. Чем интенсивнее работает мотор, тем больше моторного масла нужно подавать.
Оптимальное давление должно быть
Данный параметр зависит от нескольких факторов:
- литраж,
- производитель,
- модель,
- тип двигателя (бензин, дизель)
Точные данные, какое давление в двигателе необходимо поддерживать, указываются в технической документации на автомобиль. Если брать средние цифры, для бензиновых моторов этот показатель равен:
- на оборотах холостого хода – около 2 атм. (0,2 МПа),
- при 4000-5000 об/мин – от 4,5 до 6,5 атм. (0,45 – 0,65 МПа).
Для дизелей цифры меньше примерно на 40-50%. Но это только примерные показатели. На некоторых моделях бензиновых и дизельных двигателей возможны незначительные отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону.
В общем виде можно представить средние значения давления в зависимости от объема двигателя в виде таблицы:
Двигатель: | Значение: |
1,6 л и 2,0 л. | 2 атм. при холостых оборотах; |
1,8 л. | 1,3 атм. при холостых оборотах; |
3,0 л. | 1,8 атм. при холостых оборотах; |
4,2 л. | 2,0 атм. при холостых оборотах; |
TDI 1,9 л. и 2,5 л. | 0,8 атм. на холостых оборотах; |
Для примера: давление двигателя ВАЗ 2112 (бензин) на холостом ходу 1,5 – 2,5 бар, а на 5000 об/мин возрастает до 4-6 атм. Видно, что на ХХ давление находится примерно в штатных параметрах, а на повышенных оборотах чуть ниже нормы.
Если вы решили замерить давление масла в своем автомобиле, учтите, что делать это надо только при полностью прогретом моторе. Замерять данный параметр на холодном двигателе не следует – данные будут значительно отличаться от реальных рабочих показаний.
Как создается давление
Давление масла в системе обеспечивается работой масляного насоса и редукционного клапана. Это устройство захватывает масло из картера посредством всасывающего блока из двух шестерен и направляет под напором в систему смазки.
Редукционный клапан отвечает за то, чтобы давление не превысило максимально допустимый уровень. Давление масла контролирует датчик давления. При снижении значения ниже допустимого уровня на приборной доске загорается индикатор в виде масленки.
Чем чревато разное давление
Автолюбители чаще встречаются со случаями недопустимо низкого давления в двигателе, поэтому в первую очередь рассмотрим эту неполадку.
Опасности низкого давления в двигателе
Если насос не обеспечивает достаточный напор, двигатель испытывает масляное голодание. На поверхности пар трения не образуется достаточно прочная смазывающая пленка, что приводит к повышенному износу. Недостаточное давление масла так же приводит к нарушению работы гидрокомпенсаторов.
Неисправность гидронатяжителя цепи ГРМ может привести к соударению поршня с клапанами, в результате чего потребуется капитальный ремонт. Если столкновение деталей произойдет при движении на высокой скорости, последствия будут катастрофичными. Так же как и в случае с заклиниванием деталей из-за масляного голодания.
Так как слишком низкое давление в двигателе может привести к аварии, производители оснащают автомобили специальными датчиками. На приборной доске есть специальный индикатор в виде масленки, который загорается красным светом, если пропадает давление и неисправность имеет место.
Опасности высокого давления в двигателе
Как проявляется высокое или низкое давление в двигателе
Как уже говорилось, автопроизводители оснащают свои детища датчиками давления двигателя, которые предупреждают о неисправности, зажигая индикатор в виде масленки на приборной панели (лейка, капля). На моделях премиального сегмента часто устанавливаются цифровые индикаторы этого параметра.
Снижение давления масла в двигателе можно определить и по косвенным признакам. К ним относятся:
- увеличение шумности работы двигателя,
- стук гидрокомпенсаторов клапанов,
- повысился уровень масла, в нем появилась пена или эмульсия,
- из маслозаливного отверстия чувствуется запах топлива.
Даже если лампочка на приборной доске не загорается, следует проверить давление в двигателе, если появились вышеперечисленные признаки. Датчик или индикатор может быть неисправен, также возможны проблемы с проводкой.
Шумы говорят о масляном голодании. Повышение уровня свидетельствует о попадании в картер других жидкостей – топлива или антифриза. В этом случае вязкость моторной смазки снижается, что приводит к потере давления. Кроме того, присутствие посторонних веществ резко ухудшает рабочие характеристики масла.
Как диагностировать и устранять проблемы давления в двигателе
В системе смазки двигателя могут возникнуть две проблемы. Давление может отклониться в две стороны:
- повышение,
- снижение.
Признаки и способы устранения низкого давления в двигателе
Первое правило: если во время движения на приборной доке загорелся индикатор датчика давления двигателя (лейка на приборной панели), следует немедленно остановиться. Двигаться на автомобиле, мотор которого испытывает масляное голодание, просто опасно. При заклинивании двигателя возможно ДТП, виновником которого признают владельца неисправного автомобиля.
Порядок действий, если на панели приборов загорается давление масла двигателя:
- остановиться, если автомобиль двигается,
- проверить уровень масла, через 5 — 10 минут, когда масло стечет в картер.
Недостаточное количество
Когда уровень ниже минимального, насос не может захватывать достаточно масла. Долейте моторное масло, ориентируясь по щупу. Часто этого достаточно, чтобы рабочие параметры вернулись к нормальным значениям.
Попадание сторонних веществ
Если уровень масла, напротив, увеличился, вероятно, в него попал антифриз или топливо. Проверьте, не уменьшился ли объем «незамерзайки», не чувствуется ли запах горючего из маслозаливной горловины. Если обнаружились подобные признаки, придется ремонтировать эти системы.
Проблемы с редукционным клапаном
Если с уровнем масла все в порядке, причины проблем с давлением двигателя следует искать в других местах. Например, из-за загрязнения редукционный клапан заклинило в открытом положении или забилась сетка маслоприемника. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо использовать специальную промывку.
Неподходящий сорт моторного масла
Еще одна причина низкого давления в двигателе – недостаточная вязкость моторного масла при рабочих температурах. В этом случае индикатор на приборной доске начинает мигать при снижении оборотов ХХ прогретого мотора. Удостоверьтесь, что в картере находится масло рекомендуемого сорта. Возможно, во время последней замены допущена ошибка.
Даже подходящая моторное масло может потерять свойства из-за перегрева или других неблагоприятных факторов. «Лечится» эта проблема заменой моторного масла. Вариант временного решения – использовать специальный стабилизатор вязкости.
Неисправности фильтрующего узла
Если индикатор давления масла двигателя загорается после запуска двигателя и не гаснет 10 секунд или чуть дольше, как правило, проблема в масляном фильтре. Проверьте и замените при необходимости этот элемент.
Признаки и способы устранения высокого давления в двигателе
Если автомобиль оснащен цифровым индикатором давления в двигателе, вам легко определить, если параметр превысит рекомендуемую величину. Но это преимущество техники дорогого ценового сегмента, которая доступна не каждому.
Если диагностировано слишком высокое давление в двигателе, скорее всего, проблема вызвана загрязнением редукционного клапана. В большинстве случаев достаточно промыть систему смазки. Регулярное применение промывки «Супротек» позволяет почти полностью исключить проблемы с клапанным механизмом.
ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБОВ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Признак | Неисправность | Вероятная причина | Способы устранения |
Стук гидрокомпенсаторов клапанов, другие шумы, горит индикатор «масленка» | Насос не качает, масляное голодание | Недостаточный уровень масла | Долить масло подходящего сорта. |
Стук гидрокомпенсаторов клапанов, другие шумы, горит индикатор «масленка» | Насос не качает, масляное голодание | Редукционный клапан не закрывается из-за загрязнения | Промыть систему смазки специальным средством |
Стук гидрокомпенсаторов клапанов, другие шумы, горит индикатор «масленка» | Насос не качает, масляное голодание | Сломалась пружина редукционного клапана | Заменить редукционный клапан |
Индикатор горит 10-20 сек после запуска, потом гаснет | Затруднена прокачка масла | Забился масляный фильтр | Заменить масялный фильтр |
Повысился уровень масла, появилась пена, эмульсия | Изменение плотности масла | В картер попадает антифриз | Ремонт системы охлаждения |
Чувствуется запах топлива из маслозаливного отверстия | Изменение плотности масла | В картер попадает горючее из камеры сгорания | Ремонт двигателя, замена поршневых колец. |
Что такое высокое давление масла и как его решить?
Идеальное давление масла зависит от марки и модели автомобиля, но обычно идеальное давление масла находится в пределах 25-65 фунтов на квадратный дюйм. В определенной степени давление масла требуется для того, чтобы масло могло достигать всех компонентов двигателя, однако, если показание давления масла выходит за пределы этого диапазона, оно обычно считается слишком высоким или слишком низким. Поскольку давление масла зависит от того, какое сопротивление испытывает масло при протекании через каналы, на давление масла влияют такие факторы, как размер двигателя, диаметр отверстий и вязкость масла. Значение PSI более 80 обычно считается слишком высоким для правильной защиты двигателя от повреждений. Высокое давление масла является показателем того, что масло не может должным образом проходить через отверстия и эффективно достигать всех частей двигателя. Двигатель, который не смазан должным образом, может столкнуться с (иногда мгновенным) износом из-за трения, повреждением его компонентов, а в крайних случаях это может привести к отказу двигателя.
Каковы причины высокого давления масла?
Неисправность датчика давления масла: Датчик давления масла отвечает за измерение давления масла и управление указателем давления масла на приборной панели. Когда двигатель холодный, давление масла может быть выше. Однако, если показания указателя уровня масла находятся на самом высоком уровне даже после того, как двигатель успел прогреться, указатель уровня масла может быть неисправен. Это можно диагностировать с помощью ручного тестера давления масла в домашних условиях или с помощью механика.
- Грязный или загрязненный масляный фильтр: Масляный фильтр предназначен для фильтрации примесей из моторного масла. Со временем частицы пыли, сажи, ржавчины и смолы оседают в фильтре и начинают засорять систему. Это приводит к большему сопротивлению и более высокому давлению масла.
- Закупоренные каналы: После того как масло прошло через фильтр, оно проходит по ряду каналов к коленчатому валу. Если эти проходы будут заблокированы, масло не сможет эффективно проходить через них и эффективно смазывать все части двигателя. Сопротивление, с которым сталкивается масло при протекании через частично или полностью заблокированный канал, может быть одной из причин высокого давления масла.
- Неисправность предохранительного клапана: Назначение предохранительного клапана состоит в том, чтобы предоставить место для протекания масла, когда давление становится слишком высоким. Обычно эти клапаны открываются и пропускают масло, как только давление достигает определенного уровня PSI. Если предохранительный клапан выходит из строя, давление масла может быстро подняться до небезопасного для двигателя уровня.
- Качество масла и вязкость: Когда масло более густое (т.е. более вязкое), оно сталкивается с большим сопротивлением при прохождении через каналы двигателя, что приводит к более высокому давлению масла. Изменение класса вязкости на более густое или более жидкое масло влияет на давление масла. Если масло слишком вязкое или недостаточно вязкое, возможно, оно не подходит для вашего двигателя. Температура двигателя также влияет на давление масла. Поскольку масло становится более жидким при нагревании и густеет при охлаждении, давление масла в двигателе может быть выше нормального во время запуска. По этой причине рекомендуется подождать 20 минут после запуска двигателя, чтобы получить точное значение PSI.
Что такое низкое давление масла и как его решить?
09-09-2020
Моторное масло в вашем двигателе обеспечивает смазку и защиту всех движущихся частей двигателя. Когда масло течет через отверстия в двигателе, создается давление. Это давление гарантирует, что масло достигнет всех частей и углов двигателя. Если этого не произойдет, как в случае с низким давлением масла, это может привести к контакту металлических частей друг с другом, что приведет к трению и износу. В худшем случае весь двигатель может выйти из строя и его потребуется заменить. Вот почему очень важно, чтобы в вашем двигателе было правильное давление масла. Давление масла измеряется в фунтах на квадратный дюйм, и идеальное значение давления масла зависит от марки и модели вашего автомобиля. В общем, если давление ниже 20 фунтов на квадратный дюйм или ниже нормального диапазона на манометре, это требует вашего немедленного внимания. Это также происходит, когда загорается лампочка давления масла. Отсутствие диагностики и лечения проблемы может привести к серьезным повреждениям и высоким затратам на ремонт. Индикатор давления масла может загореться по нескольким причинам. В этом блоге мы обсудим причины низкого давления масла.
Каковы причины низкого давления масла?
- Засорение масляного фильтра: После выхода масла из масляного насоса оно проходит через масляный фильтр. Этот фильтр предотвращает попадание мусора и других загрязняющих веществ в двигатель и поддерживает его в чистоте. Этот фильтр естественным образом создает сопротивление потоку масла, но не мешает. По мере роста скопления мусора ограничение потока масла будет увеличиваться. Это может привести к полной закупорке масляного фильтра, через который масло не сможет пройти. Для предотвращения блокировки клапан сброса давления открывается. Этот клапан открывается автоматически, когда давление превышает заданное значение. Затем масло будет обходить масляный фильтр, чтобы оно могло продолжать течь. Этот обходной путь снижает давление до уровня перепускного клапана.
- Низкий уровень масла: Когда уровень масла низкий, масляный насос может всасывать воздух из поддона. Это может привести к тому, что масло станет аэрированным и превратится в пену. Вспенивание может привести к чрезмерному окислению и снижению смазывающих свойств масла. При недостаточном количестве масла масляный насос не сможет создать достаточное давление. Это низкое давление масла может также колебаться во время высокоскоростных поворотов. Во время этих поворотов масло будет двигаться в сторону картера, в сторону от масляного насоса.
- Грязный масляный насос: Масляный насос забирает масло со дна масляного поддона и под давлением подает масло к подшипникам, поршням и распределительному валу двигателя. Если в подборщике есть грязь, фильтр предотвратит ее попадание в масляный насос. Если фильтр заполнен мусором, возможно, его придется очистить, прежде чем через него пройдет достаточное количество масла. Также могут быть чрезмерные зазоры внутри масляного насоса. Это снизит способность к эффективной перекачке и, следовательно, уменьшит расход и давление. Это может произойти из-за того, что масляный насос является единственным компонентом двигателя, который смазывается нефильтрованным маслом из-за того, что масляный фильтр расположен после масляного насоса. Если кажется, что с фильтром маслоприемника проблем нет, возможно, ваш масляный насос поврежден.
- Изношенные подшипники двигателя: Давление масла создается не самим масляным насосом, а потоком и сопротивлением, создаваемым потоком. Это сопротивление накапливается за счет отверстий в двигателе, через которые протекает масло, и за счет величины зазора между подшипниками и шейками коленчатого вала. Эти подшипники изнашиваются, особенно в двигателях с большим пробегом, что приводит к увеличению зазора. Из-за этого увеличенного зазора поток увеличится и, следовательно, уменьшится давление. Эти увеличенные зазоры в подшипниках также будут заметны по увеличению шума и ударов двигателя. Если в двигателе увеличены зазоры в других местах, это также может привести к снижению давления масла.
- Слабый или негерметичный клапан сброса давления масла: Клапан сброса давления помогает регулировать давление масла и защищает двигатель от повреждения из-за высокого давления масла. Обычно клапан открывается автоматически при превышении заданного значения. Если мусор застревает, возможно, клапан остается открытым. Это снизит давление масла.
- Вязкость масла: Масло с низкой вязкостью легче проходит через двигатель, чем масло с высокой вязкостью.