Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

Технические особенности необслуживаемых аккумуляторов. Что значит необслуживаемый аккумулятор


что это такое и чем отличается от обслуживаемого или герметизированного АКБ, какой лучше

Нынешние аккумуляторы требуют к себе гораздо меньше ухода, не нужно постоянно проверять уровень электролита, менять его. Эти необслуживаемые изделия более долговечны, они герметичны, не боятся вибрации.

За последние двадцать лет техника изготовления автомобильных батарей ощутимо продвинулась вперед. фото1Если раньше нужно было регуляроно проверять уровень электролита, то нынешние изделия требуют к себе гораздо меньше ухода.

Изготовители назвали аккумуляторы необслуживаемыми и утверждают что им не нужен контроль над уровнем электролита. Но такая оценка может привести к иллюзии автолюбителей. О том что значит «необслуживаемый аккумулятор» и о его характеристиках мы и расскажем.

Что это такое и какой лучше?

Представление о необслуживаемом аккумуляторе появилось с выходом на рынке автомобильных кальциевых батарей. В этих изделиях положительные и отрицательные электродные решетки изготовляются из сплава свинца с кальцием.

В обслуживаемых батареях, применявшихся ранее, свинцовые пластины были с добавлением сурьмы. Сурьма добавлялась для упрочнения свинца и в то же время она была катализатором гидролиза воды в электролите. Такая реакция является, по сути, распадом воды на водород и кислород под влиянием электрического тока. И выглядит это как испарение. Поэтому и появилось такое выражение «выкипание» воды из электролита.

Изготовители вместо сурьмы стали использовать кальций, и это решение оказалось очень удачным. С появлением таких аккумуляторов отпала необходимость доливать воду.

Необслуживаемый аккумулятор — что это такое? — это герметизированная батарея, без прямого доступа к банкам и пластинам, (чаще всего кальциевая или гибридная).фото2

Вследствие малого саморазряда все необслуживаемые стартерные батареи наполняются в заводских условиях электролитом и их герметизируют. Технология таких аккумуляторов предполагает продолжительное время хранения в заряженном состоянии.

В любом случае надо иногда проверять уровень ее напряжения, его показатель должен быть не менее 12,5 вольт. Если напряжение ниже обозначенного, то следует подзарядить батарею. Изготовителями предусматривается, что делать это придется не чаще одного раза в полгода, а с гибридными решетками период между зарядом увеличивается до полутора лет.

Разумеется, хранить батареи нужно в сухом прохладном месте с температурой до +16 градусов. Следовательно, аккумулятор, изготовленный 12 месяцев назад и прошедший один цикл зарядки, может также успешно храниться и второй год.

Как отличить обслуживаемый АКБ или нет?

Неразборный аккумулятор является батареей закрытого вида, его корпус герметичен и автовладелец не сможет посмотреть ее внутренние элементы. Если его перевернуть, то из него не польется электролит.

По внешнему виду, необслуживаемую батарею можно определить по следующим признакам:

  1. Наличие смотровых глазков на поверхности и отверстий для выхода газа. Для контроля зарядки на таких моделях обычно устанавливается гидрометр и глазок для проверки уровня электролита.фото3
  2. Отсутствие наверху пробок. Если таковые имеются, и их можно выкрутить, чтобы посмотреть состояние и уровень электролита, проверить его плотность, то это обслуживаемый аккумулятор.
  3. Внутреннее строение пластин. В обслуживаемых аккумуляторах, где в качестве решеток – свинец и сурьма, электролит закипает при 12,5В, и из-за этого закрывать плотно банки нельзя во избежание их разрыва. В гибридных – применяются кальциево-свинцовые пластины, которые дают реакцию закипания лишь при 14,5 В.
  4. Маркировка. На аккумуляторах наносятся обозначения, которые позволяют узнать их главные характеристики, нужные при покупке: емкость, тип батареи, ток холодного запуска и другие.

Маркировка батарей подразделяется на две категории:

  1. Обозначения согласно ГОСТ.
  2. Маркировка согласно DIN

По ГОСТу маркировка аккумулятора обозначает к примеру: 6СТ-55А3

  • 6-количество банок в корпусе.
  • СТ – назначение аккумулятора (Стартерная).
  • 55 – емкость в Ампер-часах.
  • А – общая крышка.
  • З – заливка электролитом.

В приложенном паспорте на батарею разрешается указывать дополнительную информацию.

По стандарту DIN обозначение состоит из 3 групп цифр:

  • В первой группе заложена емкость батареи.
  • Во второй группе цифр – технологические особенности.
  • В третьей группе заложена величина пускового тока.

Обозначение 574 012 068 расшифровывается следующим образом:

5 – цифра, означающая значение емкости (5 – до 100 Ампер-час, 6 – от 100 до 200 Ампер-час, 7 – свыше 200Ампер-час).

74 – емкость 74 Ампер-час.

012 – вид корпуса, размер, тип установки, размещение выводов.

068 – пусковой ток 680 Ампер.фото4

Производители указывают в маркировке аккумулятора не емкость, а ток при холодном запуске. Также на батареях указывается дополнительный код, обозначающий место и дату изготовления батареи.

Характеристики

Закрытый герметичный корпус — это то, чем отличается обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого. Устройство таких батарей следующее:

  • Отрицательно и положительно заряженные решетчатые свинцовые пластины.
  • Банки – отдельные емкости с находящимися в них пластинами.
  • Электролит.
  • Корпус с клеммами, обычно без пробок, но со смотровыми глазками.

Решетчатая конструкция насыщается электролитом и создает химическую реакцию. Для разделения заряженных электродов внутри корпуса установлен сепаратор.

Корпус батареи изготовлен из надежного материала для обеспечения целостности внутренней конструкции и отличается устойчивостью к химическому влиянию.фото5

Одним из критериев при покупке аккумулятора служит длительность его использования. Гарантированная работа необслуживаемых стартовых батарей составляет 5-6 лет.

Чтобы грамотно использовать такое изделие, нужно соблюдать некоторые условия:

  1. Заряд батареи производить строго по инструкции. Необслуживаемые аккумуляторы чувствительны к перепадам напряжения. Оно при зарядке не должно превышать 14,5 вольт.
  2. Иметь исправную работу бортовых приборов автомобиля.
  3. Учитывать перепады температуры. В сильные морозы желательно снимать аккумулятор, так как при малом заряде электролит может замерзнуть и вспучить банки.
  4. Учитывать особенности вашего типа езды.

Важно! при поездках по городу аккумулятор может не успевать подзаряжаться от генератора. Соответственно, в таких случаях выбирать батарею нужно с увеличенной емкостью.

Полезное видео

Информативное видео по данной теме:

 

Заключение

Суммируя вышесказанное, можно отметить следующие моменты: покупать стартерную батарею нужно исходя из модели автомобиля, и конечно, из условий, в которых он будет эксплуатироваться. Выбирая аккумулятор, преимущество нужно отдавать продукции известных брендов. Однако только вам выбирать какой аккумулятор лучше для вашего авто.

Сейчас изготавливается много новых видов батарей, которые необходимы не только для того, чтобы завести автомобиль, поддержать работу печки и освещения, но и призваны обеспечить все увеличивающиеся потребности электроники.

Следовательно, от правильного выбора аккумулятора для автомобиля, будет зависеть его отлаженная работа, а отсюда – ваше удобство и безопасность.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

akkummaster.com

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы: срок службы, принцип работы

1736 Просмотров

Все источники питания аккумуляторного типа разделяются по группам: обслуживаемые элементы, изделия, подвергающиеся минимальному обслуживанию, необслуживаемые продукты. Значительная часть современных видов транспорта оснащена необслуживаемыми устройствами, поэтому владельцы задаются вопросом о том, какой срок службы они имеют, есть ли отличительные черты в принципе работы и так далее.

Аккумулятор на BMW

Аккумулятор на BMW

Традиционные АКБ требуют контроля со стороны самого владельца и мастера, нужно заряжать их постоянно, а также доливать дистиллированную воду. Если пренебрегать необходимостью совершения этих операций, батарея быстро становится негодной.

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы являются герметично запаянными, поэтому расход воды на их эксплуатацию сводится к минимуму.

Преимущества элементов

Учитывая основные технические параметры этих элементов, можно обнаружить несколько положительных свойств:

  • для полноценной работы аккумулятора требуется лишь проведение подзарядки;
  • модели могут работать, независимо от их текущего и основного положения;
  • аккумуляторы способны вырабатывать большое количество тока;
  • срок службы при должном использовании довольно продолжительный.

Виды устройств

Обычно агрегаты, которые не подлежат обслуживанию, производятся в двух разновидностях:

  • Гибридные устройства – позволяют получить отрицательные электроды, предполагают использование кальция. Если нужно получить положительные частицы, используются сурьма, свинец.
  • Кальциевые элементы – производство их базируется на основании сплава из кальция и свинца. В сравнении с другими элементами, стоят дороже, а срок их службы увеличен.

Недостатки необслуживаемых АКБ

Основной минус заключается в невозможности контроля электролита и добавления дистиллированной воды.

Несмотря на небольшое количество недостатков этого вида устройств, их стоит выделить и отметить в обязательном порядке.

  1. Относительно обслуживаемых моделей они имеют более высокую цену.
  2. Низкие температуры оказывают негативное влияние на их работоспособность и срок службы.
  3. Если в автомобиле наблюдается неисправное электрическое оборудование, то срок службы мгновенно сокращается, устройства могут быстро выйти из строя.

Что важно знать

Если хотите, чтобы срок службы ваших изделий был как можно дольше, то необходимо принимать во внимание ряд нюансов в ходе эксплуатации моделей. Непригодность устройств к ремонту требует повышенного внимания со стороны водителя к состоянию автомобиля в целом.

Основные правила использования необслуживаемых агрегатов:

  • При низких температурах у агрегатов способность к принятию заряда сводится к нулю, так что, если часто и недолго пользуетесь авто во время морозов, можно уменьшить срок их службы. Для устранения неполадок рекомендуется сделать процесс запуска двигателя более простым, соблюдая нормы работы стартера.
  • Учитывая влияние на состояние элемента исправности электрического оборудования автомобиля, необходимо постоянно отслеживать тот факт, чтобы работал генератор, не было утечек.
  • Следите за тем, чтобы клеммы АКБ были чистыми, иначе, если устройство будет плохо закреплено, это значительно сократит срок его службы и вызовет преждевременный выход из строя.
  • Элементы могут свободно пребывать в разряженном состоянии, и для устранения разрушений необходимо обеспечить периодическую подзарядку.

Автомобильный аккумулятор

Автомобильный аккумулятор

Резюме

Таким образом, соблюдая базовые правила ухода за элементами и системами, вы сможете продлить срок их службы и обеспечить продуктивную работу.

portalmashin.ru

Необслуживаемая аккумуляторная батарея

Сдай старый аккумулятор и получи скидку от 300 до 2200 руб

Необслуживаемое исполнение АКБ

Недостатки традиционных свинцовых были батарей обусловлены тем, что содержащаяся в сплаве положительных токоотводов сурьма постепенно, по мере их коррозии, через раствор переходит на поверхность отрицательного электрода. Осаждение большого количества сурьмы на поверхности отрицательной активной массы снижает напряжение на электродах батареи, при котором начинается разложение воды на водород и кислород. Поэтому, в конце зарядного процесса и при небольшом перезаряде во время эксплуатации, увеличивается скорость электролитического разложения воды, которое сопровождается бурным газовыделением, похожим на кипение электролита.

За последние 25-30 лет, по мере развития технологии и совершенствования оборудования, появилось несколько разновидностей аккумуляторных батарей так называемого "необслуживаемого" исполнения. Их основная отличительная особенность - использование сплавов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее для производства токоотводов.

Называя батареи "необслуживаемыми", их разработчики и производители не подразумевали, что эксплуатация таких батарей должна происходить без какого-либо контроля со стороны автовладельца. Они хотели лишь показать, что аккумуляторы в таком исполнении не требуют ежемесячной доливки дистиллированной воды при эксплуатации или ежемесячной подзарядки при бездействии, как это имеет место у батарей с токоотводами, содержащими более 5% сурьмы.

Усовершенствование конструкции при создании необслуживаемых аккумуляторов заключается еще и в том, что для увеличения запаса электролита без изменения высоты батареи, один из аккумуляторных электродов помещают в сепаратор-конверт, который изготовлен из микропористого полиэтиленового материала с низким электросопротивлением. В этом случае замыкание электродов различной полярности, при отсутствии сбоев в работе сборочного оборудования, практически исключено. Поэтому опорные призмы становятся ненужными, и блок электродов можно установить прямо на дно ячейки моноблока. В результате та часть электролита, которая раньше находилась в шламовом пространстве между призмами и не принимала участия в работе аккумулятора, теперь находится над электродами и пополняет его запас, расходуемый при эксплуатации батареи.

Первоначально такие батареи начали выпускать в США на базе свинцово-кальциевого сплава (0,07-0,1% Са; 0,1-0,12 % 5п; остальное - Рb) для токоотводов, положительного и отрицательного электродов. Это снизило газовыделение, что обеспечило эксплуатацию аккумуляторов без доливки воды в течение как минимум двух лет. При этом саморазряд батарей замедлился более чем в 6 раз. Однако, при нескольких глубоких разрядах такие аккумуляторы быстро теряют емкость и их стартерные характеристики резко снижаются, из-за чего они не нашли широкого распространения в Европе и России.

В это же время в США появились батареи системы "кальций плюс" (гибридные) с содержанием до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия в положительном токоотводе и свинцово-кальциевым отрицательным токоотводом. Характеристики этих батарей по расходу воды и саморазряду вдвое лучше, чем у малосурьмяных, но все ещё не такие хорошие, как у свинцово-кальциевых.

К началу 80-х годов производство необслуживаемых батарей стало быстро развиваться в странах Европы. Но там пошли по пути применения сплавов с пониженным до 2,5-3,0% содержанием сурьмы. В некоторых публикациях такие батареи иногда называют "малообслуживаемыми"; у них расход воды и саморазряд в 2-3 раза выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами. Позже и в Европе появились так называемые гибридные батареи.

Наконец, в конце 90-х годов и в США, и в Западной Европе началось производство батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов, в том числе серебра, которые не боятся глубоких разрядов. Расход воды у этих батарей так мал, что конструкторы убрали из крышек отверстия для доливки воды.

Батареи, у которых нет пробок, в рекламных публикациях иногда называют абсолютно (полностью) необслуживаемыми. При этом подразумевается, что в продажу такие батареи поставляют только залитыми и заряженными, а также то, что они не требуют долива воды и исключена возможность контроля плотности электролита в процессе эксплуатации. Полностью необслуживаемые аккумуляторные батареи снабжают индикатором плотности электролита - "глазком", цвет которого говорит о готовности аккумуляторных батарей к работе или необходимости ее подзарядки. Индикатор плотности электролита устанавливают в одну из средних ячеек, обычно в третью или четвертую от положительного вывода. Их выбор обусловлен предположением, что в средних ячейках плотность электролита близка к среднему состоянию заряженности аккумулятора, а также тем, что в них средняя температура.

Следует отметить, что эксплуатация батарей без отверстий для доступа к электролиту и доливки воды требует более надежной работы системы энергоснабжения автомобиля, а также более внимательного отношения автовладельцев к состоянию и исправной работе электрооборудования. В первую очередь это касается натяжения ремня привода генератора и исправности самого генератора, а также регулятора напряжения. Отрицательно сказывается на состоянии батарей последнего поколения и наличие утечек тока в системе электрооборудования или сигнализации.

В России выпускаются необслуживаемые батареи емкостью от 44 до 90 А/ч с токоотводами из малосурьмяного сплава с содержанием сурьмы 1,7-3,0 %.

Подавляющее большинство аккумуляторов, поступающих в Россию из стран Европы, выпускают, как правило, в гибридном исполнении, либо с токоотводами обеих полярностей из свинцово-кальциевых сплавов. При изготовлении сухозаряженных батарей многие производители применяют для электродов обеих полярностей малосурьмяные сплавы с содержанием сурьмы 1,6-1,8 %.

www.1ak-m.ru

Все об аккумуляторах: Кислотно-свинцовые необслуживаемые аккумуляторы

Для большинства стационарных и передвижных установок электропитания по техническим и экономическим показателям кислотно-свинцовые аккумуляторы являются оптимальным источником энергии, особенно если речь идет о емкости более 1 ампер-часа или энергии более 10 джоулей (при напряжении 12 В).

Появление на рынке герметичных необслуживаемых аккумуляторов с улучшенными характеристиками открыло путь к созданию необслуживаемых систем гарантированного питания, широко используемых в системах охранной сигнализации, источниках аварийного питания компьютеров (UPS), современных системах телекоммуникации и других областях техники.

Западные фирмы, пользуясь нашей отсталостью, настойчиво рекламируют положительные свойства своих изделий, не представляют полной технической документации, в лучшем случае вскользь упоминают о недостатках и ограничениях. Утверждения некоторых производителей о том, что их аккумуляторы являются необслуживаемыми (maintinance-free), является, мягко говоря, преувеличением и сознательным введением потребителя в заблуждение.

Современные необслуживаемые аккумуляторы являются таковыми лишь с точки зрения отсутствия работ с жидким электролитом. С другой стороны, в связи с невозможностью визуального контроля состоянияя пластин и плотности электролита (наиболее информативный параметр), повышены требования к тщательному выполнению других процедур обслуживания и соблюдению рекомендуемых условий эксплуатации.

Особенности конструкции этих аккумуляторов определяют повышенные требования к выпрямителю, например, такие, как необходимость поддержания напряжения заряда с высокой точностью, обеспечения зависимости напряжения от температуры, ограничение пульсаций зарядного тока. Рекомендуется также более частая проверка фактической емкости. Большинство типов аккумуляторов предназначено для эксплуатации при положительных температурах.

В случае применения аккумуляторов в составе современной технической системы, предусматривается соответствующий блок питания, обеспечивающий паспортные режимы их эксплуатации. Не приходится ожидать положительных результатов от непосредственной замены аккумуляторов старых типов наисовременнейшими в морально устаревших системах с примитивными выпрямителями.

Корректное сравнение параметров аккумуляторов различных фирм - достаточно сложная и не дающая однозначного ответа задача. Разнообразие конструкций, предназначенных для различных применений, слишком велико. Кроме того, производители в первую очередь подчеркивают достоинства своей продукции.

Параметры устаревших аккумуляторов указываются для нестандартных условий измерения и эксплуатации либо об этих условиях умалчивается. Можно поставить задачу выбора оптимального варианта для каждого конкретного случая, добиваясь максимального срока службы, сокращения затрат на обслуживание при повышении надежности.

Принцип действия и устройство кислотно-свинцовых аккумуляторов достаточно полно освещены в литературе.

Расчетное напряжение одного элемента составляет 2 В. Номинальное напряжение батареи равно числу элементов, умноженному на 2 В. Реальное напряжение может колебаться от 2,5 В при форсированном заряде до 1,2 В при разряде большим током. В маркировке обычно указывается количество последовательно соединенных элементов в батарее и номинальная емкость при 10-часовом разряде при температуре +20 ... 25°С.

Например, емкость 8 ампер*часов (обозначается буквой С) означает, что аккумулятор в течение 10 часов будет питать нагрузку током 0,8 А, а напряжение на клеммах 12-вольтового аккумулятора (6 элементов) снизится от 12,5 В до 10,5 В. При уменьшении разрядного тока отдаваемая емкость несколько увеличивается, при увеличении существенно снижается.

Тот же аккумулятор при токе 0,2С=1,6 А полностью разрядится не за 5 часов, а за 4 и отдаст емкость 1,6 А ґ 4 часа= 6,4 АЧчаса. При токе 0,6С=4,8 А - 1 час и 4,8 АЧчаса; 1С=8А - около 30 минут и 4 АЧчасов; 3С=24 А - около 6 минут и 1 АЧчаса.

Конечное напряжение разряда принимается от 1,7 ... 1,8 В на элемент при 10-часовом режиме до 1,2 В при 5-минутном.

Попытаемся перечислить основные факторы, влияющие на их параметры и долговечность.

Срок службы кислотно-свинцового аккумулятора определяется уменьшением емкости до 80% от номинальной в результате неизбежной коррозии и механического разрушения электродов. Интенсивность коррозии зависит от многих факторов.

Химический состав электродов. Пластины обычных аккумуляторов содержат до 10% сурьмы, добавляемой для обеспечения их механической прочности, но увеличивающей удельное сопротивление, стимулирующей газообразование при заряде и саморазряд. Вследствие неизбежного разложения воды на водород и кислород и улетучивания этих газов требуется периодическая доливка воды. Аккумуляторы могут быть размещены лишь в специальном помещении или шкафу с повышенными требованиями к вентиляции. Замена сурьмы кальцием уменьшает газообразование и саморазряд, но усложняет технологию производства из-за большой химической активности кальция. Применение чистого свинца (pure lead) требует специальных мер для обеспечения механической прочности электродов. Наличие даже незначительного количества примесей в составе электролита и электродов может существенно сократить срок службы аккумулятора.

Конструкция и геометрические размеры электродов определяются технологией производства, назначением и емкостью аккумулятора. От этих параметров в значительной мере зависят результаты коррозии. С увеличением емкости аккумуляторов, как правило, увеличивается и расчетный срок службы.

Концентрация серной кислоты в электролите обычно характеризуется его плотностью. Повышение концентрации и плотности электролита до 1,30 г/см3 (при +15°С) снижает температуру его замерзания до минус 70°С, но ускоряет процесс коррозии электродов. Работоспособность аккумулятора при низких температурах определяется плотностью электролита в конце разряда, которая зависит от общего количества кислоты в аккумуляторе. Напомним, что на каждый ампер-час отданной емкости при разряде расходуется около 3,7г серной кислоты.

Температура. Повышение температуры на каждые 7 - 10°С сверх расчетной (обычно 20 или 25°С) сокращает срок службы в два раза. Эксплуатация аккумуляторов при температуре свыше 50°С, как правило, недопустима. Снижение температуры несколько увеличивает срок службы, но уменьшает отдаваемую емкость на 0,8 - 1% на один градус. Напряжение постоянного подзаряда. Превышение рекомендуемого напряжения на каждые 0,1 В на один элемент (0,5 ... 0,6 В для 12-вольтового аккумулятора) сверх расчетных сокращает срок службы примерно в 2 раза. Снижение напряжения приводит к недозаряду, сульфатации пластин и необратимой потере емкости.

Зарядный и разрядный ток. Превышение допустимых токов приводит к короблению и механическому разрушению пластин. Разряд малыми токами увеличивает отдаваемую емкость и повышает конечное напряжение разряда.

Прочие условия эксплуатации. Глубокий разряд и хранение в разряженном состоянии приводит к сульфатации пластин и порче аккумулятора. При длительном хранении заряженных аккумуляторов в бездействующем состоянии для предупреждения последствий саморазряда и сульфатации необходимо периодически производить подзаряд. Обычные аккумуляторы требуют подзаряда каждые 1 - 3 месяца, современные необслуживаемые - каждые 1 - 2 года.

Развитие технологии производства аккумуляторов шло в направлениях избавления от жидкого электролита и уменьшения выделения газов, что позволило создать необслуживаемые системы резервного питания с размещением герметичных аккумуляторов в обычных производственных помещениях.

В промышленно развитых странах широко применяются имеющие улучшенные электрические и эксплуатационные характеристики аккумуляторы VRLA (Valve Regulated Lead Acid) -свинцово- кислотных с регулирующим клапаном, открывающимся при повышении давления внутри корпуса до 100 - 200 мБар. Практически клапан открывается лишь при нарушении правил эксплуатации.

Для обозначения таких аккумуляторов также применяется аббревиатура SLA (Sealed Lead Acid) - герметичные свинцово-кислотные. Существенное уменьшение газообразования достигается путем замены сурьмы в составе электродов кальцием и оловом. В конструкциях корпорации Hawker Energy Products Inc. используется чистый, 99,99%, свинец с примесью олова (pure lead-tin).

Применение особо чистых материалов, отсутствие доступа атмосферного кислорода и загрязнения поверхности аккумуляторов кислотой существенно уменьшили саморазряд аккумуляторов. Длительность их пребывания в бездействующем состоянии может измеряться годами, в отличие от классических, теряющих до 30% заряда в течение месяца. Повышена также устойчивость к глубоким разрядам.

Технология Gelled Electrolite (GEL), разработанная в конце 50-х годов, предусматривает добавление в электролит двуокиси кремния SiO2, в результате чего через несколько часов после заполнения аккумулятора электролит приобретает консистенцию желе. Важный момент - образование в толще желеобразного электролита пор и раковин, имеющих значительный объем и площадь поверхности, где происходит встреча и рекомбинация молекул кислорода и водорода с образованием воды. В результате количество электролита остается неизменным и доливка воды не требуется в течение всего срока службы.

Технология Absorptive Glass Mat (AGM), разработанная в конце 70-х годов, использует пропитанный жидким электролитом пористый заполнитель из стекловолокна. Микропоры этого материала заполнены электролитом не полностью. Свободный объем используется для рекомбинации газов.

Кроме того, применяются различные гибридные технологии, использующие один или несколько способов улучшения параметров аккумуляторов. Сравнение параметров изготовленных по GEL и AGM технологиям аккумуляторов показывает некоторые преимущества последних, особенно при больших токах, что обусловлено как самой конструкцией, так и другими технологическими усовершенствованиями. Следует отметить, что один из крупнейших производителей аккумуляторов GEL фирма Зонненшайн широко внедряет технологию AGM. В названии таких аккумуляторов вместо буквы А используется L. Каковы же основные правила эксплуатации необслуживаемых аккумуляторов и в чем их отличие от правил эксплуатации обычных аккумуляторов? Фирмы-производители приводят расчетный срок службы для определенных, назовем их идеальными, условий. В случае отклонения реальных условий от расчетных (что неизбежно), срок службы может быть, как существенно уменьшен, так и продлен, что, в свою очередь, зависит от перечисленных ранее факторов.

Критерием непрерывного или циклического режима работы аккумуляторов является время между разрядами. Если среднее время между разрядами при отдаче 80% емкости превышает 1 месяц, а минимальное - 2 недели, то речь идет о режиме работы при непрерывном подзаряде (float или standby). При более частых разрядах режим работы считается циклическим (cyclic).

Вне зависимости от типа необслуживаемых аккумуляторов, производители рекомендуют соблюдение в режиме постоянного подзаряда следующих условий эксплуатации:

1. Напряжение зарядного устройства, измеряемое на зажимах аккумулятора, должно соответствовать рекомендуемому (зависит от типа аккумулятора и температуры) и поддерживаться с точностью не хуже 1%. Для стран Восточной Европы, с учетом низкого технического уровня имеющихся выпрямителей, производители могут указывать допустимую точность 2%.

Для промышленно развитых стран, особенно для аккумуляторов большой емкости, эксплуатируемых с имеющими микропроцессорное управление блоками питания, точность поддержания напряжения может достигать 0,1%. При этом зарядный ток, протекающий через полностью заряженный аккумулятор, в зависимости от интенсивности саморазряда, может находиться в пределах от единиц до сотен миллиампер на каждые 100 ампер-часов емкости. Как правило, рекомендуется эксплуатировать аккумуляторы при постоянном напряжении одного уровня порядка 2,25 - 2,35 В на один элемент.

Точное значение напряжения зависит от типа аккумулятора и его температуры. Возможен заряд при повышенном напряжении первого уровня (2,4 - 2,5В на элемент) с последующим переходом на напряжение содержания. Такой способ дает ощутимый выигрыш во времени заряда лишь с мощным выпрямителем, обеспечивающим ток заряда первой ступени порядка 0,2С.

2. При эксплуатации в широком диапазоне температур необходимо обеспечить зависимость напряжения постоянного подзаряда от температуры в соответствии с рекомендациями для каждого типа аккумулятора. Зависимость нелинейная, минус 2 - 5мВ/°С на один элемент. Температурная зависимость полностью не устраняет отрицательного воздействия изменений температуры, но несколько уменьшает вредные последствия.

3. Зарядный ток в амперах в зависимости от конструкции аккумуляторов не должен превышать 0,1 - 0,3 С, где С - номинальная емкость в АЧч. Некоторые аккумуляторы, например, CYCLON, Genesis, POWERSAFE допускают начальный зарядный ток до 1С.

4. Допустимая пульсация зарядного тока ограничена. Действующее значение переменной составляющей зарядного тока для аккумуляторов DRYFIT (Sonnenshein), YUASA не должно превышать 5 - 10 А на каждые 100 ампер-часов емкости. Фирма FIAMM для аккумуляторов MONOLITE ограничивает напряжение пульсаций выпрямителя, нагруженного максимальным током (при отключенном аккумуляторе) величиной 2,5% от номинального напряжения. Это значит, что необслуживаемые аккумуляторы ориентированы на эксплуатацию с работающими на частотах в десятки килогерц и обеспечивающими постоянное напряжение (не пульсирующее с частотой 100 Гц) импульсными блоками питания. В противном случае мощность зарядного устройства должна быть ограничена или использованы аккумуляторы большей емкости.

Следует отметить, что при соблюдении таких требований срок службы обычных аккумуляторов может быть существенно продлен.

По материал публикациисокращённой статьи об аккумуляторахВладимира Пронько

battery-notes.blogspot.com

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы

20.12.2013

Так сложилось, что термин необслуживаемые аккумуляторные батареи обозначает основную особенность АКБ современного типа (AGM, гелевых, автомобильных свинцово-кислотных: кальциевых и гибридных). Последние стали наиболее привлекательными для автовладельцев по разным причинам.

A-Mega Ultra+ 77 - необслуживаемый аккумуляторОсновные из них:

- более долгий срок службы - увеличенная емкость и усиленный ток- невысокая стоимость.

Термин необслуживаемая аккумуляторная батарея  определяется современным европейским стандартом. Стандартом указано, что расход воды при перезарядке АКБ зарядным устройством в течении 21 суток не должен превышать 6 грамм на 1 Ач емкости батареи. Это очень важное требование к автомобильному аккумулятору, так как при активной езде батарея постоянно подвержена перезарядке.

Напомним, что в обслуживаемых  свинцовых-сурьмянистых аккумуляторах предыдущего поколения существовала проблема с понижением уровня электролита из-за сильного  электролиза "выкипания" воды и также сильного саморазряда. Для поддержания работоспособности батареи следовало часто доливать воду и заряжать дополнительно зарядным устройством.

Внешней разницы между "необслуживаемыми" и  батареями старого типа обычно нет. Большинство производителей предусмотрели отверстия для долива воды. Rocket, Delcor, Medalist приняли решения их убрать вообще. А в некоторых моделях Varta, Bosch к отверстиям можно добраться с помощью "хирургической операции", удалив верхнюю приклееную крышку.

Современные "необслуживаемые" батареи отличаются от обслуживаемых внутренним устройством. Эти свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы нового поколения могут быть кальциевыми, кальциево-серебрянными либо гибридными. Отрицательные и положительные пластины, тонкие и прочные, прокатаны или отлиты по самым новым технологиям. Все электроды упакованы в специальные "конверты" из специального пластика. Такие конверты-сепараторы повышают стойкость пластин-электродов к вибрационнной нагрузке. Конверты позволяют располагать пластины гораздо плотнее, избегая замыкания электродов различной полярности и осыпания намазки. При такой системе не требуется приподымать пластины над дном, оставляя место для шлама (осыпающейся активной массе с электродов), как в обслуживаемых АкБ. Их площадь получается больше, количество больше, электролита также больше. Плюс такой технологии - увеличение емкости (Ah) и пускового тока, при сохранении размеров аккумулятора.

В "необслуживаемых" аккумуляторах применяются различные конструкции каталитических крышек (пробок) с гидрофобными пористыми фильтрами. Пробки повышают давление и температуру кипения - в таких условиях вода выкипает намного меньше. Доливать воду стало не нужно чаще 1 раза в год. 

Самые распространенные необслуживаемые АКБ - кальциевые. Они не требуют восполнения воды около двух лет. Разряжаются в сравнении с обычным свинцовым аккумулятором в разы медленнее. К сожалению свинцово-кальциевые АкБ нельзя разряжать больше чем на 30%. Более сильный разряд вдвое уменьшит навсегда емкость. А 10 полных разрядов гарантировано их уничтожают. Хотя технология Ca/Ca позволила практически не доливать дистиллированную воду - настолько малой в этом стала потребность. И лучше других типов батарей выдерживать перезаряды. Ошибок в эксплуатации и отсутствие ухода не прощают - выходят из строя.

В действительности все необслуживаемые аккумуляторные батареи нужно обслуживать. Летняя жара, длительные поездки приводят к выкипанию воды и уменьшению уровня электролита.

Рекордсменами в Украине по наименьшему выкипанию воды из электролита являются  гибридные аккумуляторы (Ca/Se) A-Mega Premium - всего 18 грамм воды будет потеряно за 21 день перезаряда. В 20 раз меньше, чем требует европейский  ГОСТ. При щадящих условиях эксплуатации возможно не потребуется долив воды в течении всего срока службы.

Также нужно понимать, что по своей конструкции "необслуживаемые" аккумуляторные батареи мало ремонтопригодны. Например замена электролита в них невозможна. Разряженные кальциевые вообще не восстанавливаются. Гибридным АКБ можно восстанавливать емкость контрольно-тренировочными циклами, "умным ЗУ" и доливом воды. Для работ по продлению "жизни" батареи необходимо наличие отверстий для контроля и долива воды. Современная аккумуляторная батарея может прослужить без обслуживания лишь время указанное в гарантийном талоне (1-3 года). Добиться срока в 5-7 лет возможно выполняя правила эксплуатации и своевременного обслуживания: доливая воду, подзаряжая с помощью ЗУ. При необходимости проводить КТЦ и десульфатацию.

Важно, чтобы у автомобиля, в который будет установлен такой аккумулятор, было исправное электрооборудование. Перезаряд высоким напряжением недопустим.  Особое внимание нужно уделять проверке работоспособности и исправности генератора и стартера транспортного средства.

www.akb-oil.com.ua

Зарядка необслуживемого автомобильного аккумулятора

Технические особенности необслуживаемых аккумуляторов

По большому счету разница между обслуживаемыми и необслуживаемыми аккумуляторными батареями не существенная. В необслуживаемом аккумуляторе отсутствуют пробки для доступа к банкам, в которых находятся свинцовые пластины, следовательно, нет возможности, проверять плотность электролита, долить дистиллированную воду и т.д. Вот, собственно, и вся разница. Устройство необслуживаемого аккумулятора позволяет при правильной эксплуатации батареи не производить контроль внутренних химических процессов. Поэтому владельцу автомобиля, на котором установлена необслуживаемая аккумуляторная батарея, достаточно вовремя контролировать ее заряд, не доводить до глубокого разряда и время от времени производить зарядку АКБ.

Нюансы во время зарядки необслуживаемой АКБ

  1. Во время зарядки необслуживаемого аккумулятора следите чтобы напряжение на клеммах АКБ не повышалось более чем на 15,5 В.
  2. При глубоком разряде подзарядку необслуживаемой аккумуляторной батареи начинать заряжать ее необходимо с минимального тока в 1 А/ч. Дело в том, что при зарядке большим током, например в 10 1 А/ч, сульфат свинца будет концентрироваться по всему периметру пластин, и электролит не сможет проникнуть вовнутрь. И на оборот, при минимальном токе зарядки вся толщина пластин равномерно получит весь необходимый заряд.
  3. Точно определить плотность и степень заряженности необслуживаемого аккумулятора невозможно.

Эксплуатация необслуживаемых аккумуляторов

  1. Во избежание выхода из строя батареи не допускается эксплуатация необслуживаемого аккумулятора в режиме недозаряда – когда напряжение бортовой сети автомобиля ниже, чем 13,9 В., так и в режиме перезаряда – когда неисправно реле-регулятор и на батарею подается больше чем 14,4 В.
  2. Каждые два месяца необходимо проверять уровень зарядного напряжения в вашем автомобиле.
  3. При эксплуатации необслуживаемой аккумуляторной батареи в автомобиле лучше, чтобы она была заряжена не полностью, а на 90% - 95% . Такой зазор необходим, чтобы в случае скачка напряжения батарея смогла взять избыток тока на себя и тем самым сохранить от повреждения другое электрооборудование автомобиля.
  4. Зарядка необслуживаемого аккумулятора должна проводиться только специальным зарядным устройством, стоимость которого достаточно высока, следовательно, если вам необходима зарядка только аккумулятора вашего автомобиля в таком случае, целесообразно воспользоваться услугами предприятия, специализирующегося по зарядке аккумуляторных батарей.

akymylator.ru


Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта