Услуги

Марки

Шоссе

Техцентры на карте
Новости

Вопрос-ответ

Термостаты. Как выглядит термостат


Автомобильный термостат — что это?

Автомобильный термостат — что это?

Автомобили, в которых понижение температуры двигателя осуществляется благодаря жидкости, оснащены специальным прибором – термостатом. Расположен данный прибор между радиатором и мотором. Мы постараемся охватить в этой статье вопросы, связанные с устройством, принципом работы, возможными проблемами и поломками термостата. Для начала, давайте попытаемся понять, что вообще такое термостат и какова его роль в автомобиле.

Охлаждение двигателя

Охлаждение двигателя

Советы: Подсветка замка зажигания своими руками

Автомобильный термостат — что это?

Дадим теоретическое определение этому элементу. Термостат — прибор, служащий для регулирования температуры специальной жидкости (тосола) в охлаждающей системе мотора. Благодаря нему ускоряется процесс прогревания мотора и поддерживается необходимый для него температурный режим работы.

Теперь давайте рассмотрим его работу с практической точки зрения. Главной функцией можно назвать препятствование попаданию тосола в радиатор, пока температура двигателя не поднялась до нужного уровня. Другими словами, пока температура двигателя не достигла отметки в 95 градусов, жидкость будет блокироваться, а по достижению данного температурного показателя, термостат «снимает» блокировку потока и позволяет тосолу циркулировать в системе, тем самым понижая температуру. Такой процесс дает возможность быстрее нагревать двигатель, из-за чего снижается износ мотора и уменьшается количество вредных выхлопов.

Для очень любопытных и интересующихся тем, как все-таки работает данное устройство, существует один экспериментальный способ. Вы можете опустить термостат в емкость с водой, а емкость в свою очередь поставить на плиту. Когда вод начнет закипать, клапан термостата откроется где-то на 2см. Несмотря на всю познавательность и интересность такого эксперимента, и учитывая, что для него нужно использовать новый прибор, желательно этого не делать вообще, или экспериментировать с другим термостатом, а не специально снимать его для этого с Вашего автомобиля.

Принципы работы и устройство термостата
Работа термостата Работа термостата

При изготовлении автомобильного термостата, применяются медь и латунь. Работа термостата заключается в небольшом цилиндре, расположенном с той стороны, которая ближе к двигателю.

Советы: Проверка ремней и шлангов в автомобиле

В данном цилиндре размещен специальный шарик, сделанный из искусственного воска. Такой шарик имеет температуру плавления 82 градуса по Цельсию. Материал для шарика выбран из-за своих способностей расширятся под воздействием температуры. Когда температура растет, воск становится жидким, а при понижении – наоборот твердеет.

Температура двигателя

Температура двигателя

Специальный стержень, имеющий соединение с клапаном, вставлен в этот цилиндр с воском. Так как воск переходит в жидкое состояние и расширяется, он просто выталкивает стержень из цилиндра, благодаря чему открывает клапан. В радиатор начинает поступать охлаждающая жидкость, проходя через термостат. При выключении двигателя его температура начинает падать, а значит давление на стержень падает из-за отвердевания воска, и клапан закрывается.

Виды проблем и возможных поломок термостата

Несмотря на свои размеры, термостат является очень важной деталью в автомобиле. Проблемы в работе термостата – ваши проблемы в дороге. Серьезными будут такие проблемы или нет, будет зависеть от того, какая именно будет эта поломка. Причиной выхода из строя термостата может быть много причин, но наиболее распространенной является коррозия.

Рассмотрим возможные проблемы в работе и их последствия.

  • Клапан термостата находится в полностью закрытом положении и не открывается. В такой ситуации существует достаточно большая вероятность перегрева («закипания») двигателя, несмотря на режим, в котором движется автомобиль. Причем такая проблема может настигнуть водителя не только когда температура воздуха положительная, но даже и при не сильных морозах. Бывают случаи, когда клапан открывает не полностью, тогда вероятность «закипания» уменьшается, но при этом мотор все равно перегревается. Тут уже все будет зависеть от того, как автомобиль эксплуатируется.  
  • Клапан термостата заклинило в абсолютно или не полностью открытом положении. Когда возникает подобная ситуация, появляется проблема с прогреванием двигателя до необходимой (рабочей) температуры, а в сильные морозы такая температура вообще будет недосягаема. В случае с полностью рабочей системой охлаждения и нулевой температуре окружающей среды, время на прогрев мотора до необходимой температуры (рабочей) во время движения не должно превышать 5-10 минут. Когда клапан закрыт не полностью, показатели температуры двигателя даже в летнее время не будут превышать 70 градусов.

Советы: Подбор масла для двигателя

Работает термостат или нет, как проверить?

Для начала начните прогревать мотор. Поднимайте температуру мотора до того момента, когда стрелка показывающая температуру будет в положении немного недостающем до красной. Потом Вам нужно будет выключить мотор и поднять капот. Затем найдите верхний радиаторный резиновый шланг, имеющий черный цвет и диаметр около 5см. Также его можно узнать по металлическим хомутам на его окончаниях. Так как данный элемент закреплен над радиатором, его поиски существенно упрощаются. После определения местонахождения верхнего шланга, следует отыскать и нижний. Внешне ничем не отличается от верхнего, но крепится он, как можно было уже догадаться из названия, к нижней части радиатора.

Шланг радиатора

Шланг радиатора

Когда стрелка показателя температуры двигателя покажет, что он нагрелся, аккуратно прикоснитесь к шлангам (могут быть горячими). Если один из них будет холодным, а другой горячим, то это может свидетельствовать о том, что жидкость не пропускается через радиатор и скорее всего его клапан закрыт. Тут потребуется замена термостата.

Существует и «народный способ», про который было упомянуто в начале статьи. Суть в том, что Вы опускаете термостат в емкость с кипящей (100 градусов по Цельсию) водой. Дальше наблюдаете за клапаном визуально, в случае его открытия, можно оценивать термостат как рабочий, и соответственно если он не открылся, то можно считать его поломанным. Данный эксперимент подразумевает собой необходимость в снятии термостата с автомобиля.

Когда собираетесь поменять термостат, поинтересуйтесь и узнайте температуру, при которой открывается клапан. У разных машинных термостатов, разная температура открывания и диапазон варьирования ее может быть большим. Как было написано в данной статье, при несвоевременном открывании клапана может случиться перегрев двигателя, потому выбирая термостат, обращайте внимание на необходимый вам температурный режим работы, чтобы не поставить пребор, где температура открывания клапана будет завышена.

i4car.net

Термостат. Устройство и принцип работы

Термостат выполняет важную функцию регулирования потоков антифриза по системе охлаждения двигателя.

Важной особенностью данного устройства является как можно более быстрый нагрев двигателя до рабочей температуры без излишних теплопотерь во внешнюю среду. Это осуществляется циркуляцией антифриза по так называемому "малому кругу", включающему в себя собственно двигатель и теплообменник печки. По достижении рабочей температуры 90-95 градусов термостат открывает клапан для сброса излишней теплоты в "большой круг", в который входит собственно "малый" плюс радиатор системы охлаждения, находящийся в передней части автомобиля (это справедливо для всех Смартов).

В разрезе наш термостат выглядит следующим образом:

Теперь перейдем к рассмотрению принципа работы термостата Смарта. Главным рабочим органом является заполненный воском цилиндр, в который вставлен шток. Суть сего устройства (упрощенно) в следующем: при нагреве воск нагревается и расширяется, толкая шток. Соответственно, приводится в движение тарелочка запорного клапана. Пружина служит для возврата тарелочки в исходное положение при остывании антифриза после выключения двигателя.

Теперь перейдем к рассмотрению потоков антифриза через термостат.

Основной поток антифриза идет через рубашку охлаждения блока цилиндров через отверстие (1), при этом он омывает стенки термосильфона, передавая ему свою температуру. Одновременно часть антифриза попадает в корпус термостата через тарированное отверстие патрубка (2) от всасывающей магистрали до помпы. Это необходимо для осуществления циркуляции по "малому кругу" для наиболее быстрого прогрева двигателя.

По нагнетательной линии антифриз попадает в переднюю часть машины в теплообменник печки по патрубку (3) и обратно возвращается на всас помпы, от которой есть ответвление на патрубок (2)

Так замыкается "малый круг" циркуляции антифриза.

При нагреве антифриза в цилиндре и расплавлении воска шток выдавливает латунный корпус, на котором расположена запорная тарелочка открытия прохода потока жидкости через патрубок (4) , идущий к подающей линии радиатора. Это "большой круг". Таким образом на прогретой машине в рубашку охлаждения у нас попадают потоки антифриза от патрубков 1 и 2 из линий всаса рубашки двигателя и байпаса до всаса помпы. Извините за применение теплотехнических жаргонных терминов.

Общий вид располовиненного термостата.

Хомуты на пружине термоэлемента , естественно, поставлены мной, для возможности фотографирования в сжатом состоянии пружины

Основная причина неисправности термостата – заклинивание его в открытом состоянии, когда в рубашку двигателя попадают все потоки антифриза, в том числе и от радиатора, в котором в холодное время года происходит переохлаждение оного. Отсюда невозможность поднять общую температуру антифриза в силу избыточного сброса теплоты в окружающую среду. Ремонту термостат не подлежит.

smartforfix.ru

Персональный сайт - Как работает термостат?

Термостат вещь хоть и простая, но очень нужная, особенно в зимний сезон, когда мотор, для нормальной работы должен быть правильно прогретым, а печка должна давать достаточно тепла, чтобы пальцы не примерзали к рулю. Так как же устроен термостат?

    

Для начала, давайте разберемся с визуальными исполнениями, а уж потом плавно перейдем к внутренностям.

Корпусный термостат

На рисунке видно, что одним из видов, является термостат заключенный в корпус, и обычно имеющий не меньше двух выводов, исключение составляют лишь те корпусные термостаты, которые образуют так называемые сложные, двухуровневые контуры. Корпусы таких термостатов могут быть выполнены как из пластика, так и из цветных металлов (алюминий, латунь).

  

Два близрасположенных вывода обычно называются «малым контуром». Малый контур, не позволяет ОЖ поступать в радиатор, а разрешает лишь циркуляцию внутри мотора и печного радиатора. Таким образом достигается максимально быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры. Рабочей температурой принято называть точку, при которой термостат открывается полностью, позволяя ОЖ проходить сквозь соты радиатора. Обычно эту температуру рассчитывают инженеры, проектирующие двигатель. На отечественных марках автомобилей, самой часто встречающейся температурой полного открытия термостата считается 80-85 градусов Цельсия. Обычно, корпусные термостаты выполняются так, что ручная регулировка автолюбителем невозможна, однако, в профессиональных автомастерских, их регулировка возможна.

Среди автолюбителей бытует миф, что термостат можно проверить в кипящей воде, но это не совсем так. Для этого применяются специальные стенды, в которых имитируется циркуляция постепенно прогревающейся жидкости, с лабораторным термометром, который покажет все фазы открытия термостата (входную, промежуточную, выходную), кроме того, специалист должен четко понимать, сколько времени требуется для открытия исправного термостата.

Безкорпусный термостат

Безкорпусный термостат ни чем не отличается от корпусного, за исключением того, что его можно повертеть в руках и поближе познакомиться с его устройством. Такие термостаты устанавливаются в блоки двигателей, в специально отведенные для этого места. Маркировка, выбитая на термостате указывает на температуру полного открытия термостата.

  

Сейчас для одной и той же машины можно приобрести так называемые летние и зимние варианты термостатов. Как вы уже догадались, у зимних вариантов, в отличие от летних, температура открытия происходит на более высоких температурах, позволяя двигателю прогреваться до чуть более высокой температуры. Однако тут скорей всего кроется другой подтекст. На старых машинах, где печка и радиатор уже засорены, более высокая температура двигателя зимой и более низкая температура летом, позволят автомобилю «уложиться» в допустимые рамки теплоотдачи, ибо исправному автомобилю совершенно ни к чему вся эта канитель с разными температурами открытия термостата зимой и летом.

 

Принцип работы термостата

Все термостаты работают по одному принципу: мотор запускается, и холодная ОЖ циркулирует по малому контуру; мотор прогревается до рабочей температуры, и термостат открывает большой контур, позволяя ОЖ поступить в радиатор и подать порцию холодной ОЖ в двигатель; упавшая ниже температуры открытия термостата ОЖ, заставляет термостат закрыться на время и «подогреть» мотор. Таким макаром термостат постоянно открывается и закрывается, не позволяя мотору перегреться или недогреться.

 

Физически, термостат приводится в действие несложным, но весьма точным механизмом (См. Рис.). в завальцованном корпусе находится специальный термочувствительный воск, который расплавляясь расширяется, и сжимает резиновую камеру, которая в свою очередь выталкивает металлический, хромированный шток, приводящий в действие клапаны термостата.

Если целостность данного механизма нарушается, например, вытекает воск, или шток, вследствие использования некачественного тосола увеличивает силу трения, термостат начинает работать неправильно, постепенно превращая жизнь автолюбителя в ад.

Диагностика термостата

Диагностировать правильную работу термостата нужно только в специализированных точках диагностирования, поскольку неправильная работа термостата тесно переплетается с другими дефектами двигателя, которые нужно отличать друг от друга. Таким образом, если вы удовлетворены работой двигателя, который зимой «держит» стрелку термометра приборной доски в той зоне, в которой советуют соседи по гаражу (шутка), а летом мотор не перегревается, у вас все в порядке. Напоследок, самая распространенная ошибка автолюбителей для проверки правильной работы термостата в летнее время «потрогать нижнюю часть радиатора, и если она едва теплая или холодная, термостат не работает». А какой должна быть нижняя часть радиатора, если на улице +25, мощность радиатора 50 КВт и его предназначение охладить поступившую жидкость со скоростью прохода ~ 200 граммов в секунду примерно с 90 градусов до 25-30. Как раз на такие уловки попадаются владельцы автомобилей с принудительным обдувом радиатора, Волги, ВАЗ 2101\05\Нива, Уаз и им подобные. Одним словом, правильная диагностика работы термостата требует  от специалиста оборудования и опыта.

kharkov-radiator.narod.ru


Станции

Районы

Округа

RoadPart | Все права защищены © 2018 | Карта сайта